Поддержка и помощь семье в развитии ребенка
Алевтина Шиленок
Поддержка и помощь семье в вопросах эмоционального благополучия и развития ребенка
«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада. Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила».
Н. К. Крупская «Педагогические сочинения».
Высказывание Н. К. Крупской актуально и на сегодняшний день. Мне как специалисту дошкольного учреждения, предоставляется уникальная возможность оказывать помощь и поддержку семье в вопросах эмоционального благополучия и развития ребенка. Ведь огромное счастье помогать взрослым – понимать и любить своих детей!
Эмоциональное благополучие, играет очень важную роль в развитии и становлении личности, поэтому поддержка и помощь семьям в данном вопросе просто необходима.
Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи, например, И. М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми.
Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к
нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Согласно исследованиям, ученых Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной «эмоциональное благополучие» можно определить, как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка,основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных. А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е. П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно – эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру.
Под эмоциональным благополучием Г. А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Выделяют следующие основные показатели эмоционального благополучия:
1. Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.
2. Общий эмоциональный тонус.
3. Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.
4. Уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и
невербальном плане.
Эмоциональное благополучие (неблагополучие) – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционального благополучия человека являются нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях.
Размышляя об этом, вспоминаю глаза родителей, впервые столкнувшихся с трудностями адаптации к детскому саду, с проблемами в воспитании в период возрастных кризисов ребенка, глаза полные тревоги и растерянности… которые после доверительной беседы наполняются уверенностью, спокойствием и благодарностью.
Я полностью согласна с мнением Л. С. Выготского, что семья является важным элементом в развитии личности ребенка. Особенно в дошкольном возрасте, когда взрослый является центральным звеном деятельности ребенка, так как в этом возрасте дети подражают своим родителям, совершенно не выделяя себя и свое поведение. Поэтому при каждой возможности общения с родителями я стараюсь донести, не только «педминимум», но и то, что счастье наших детей зависит в первую очередь от того, насколько мы находимся в гармонии с собой, со своим супругом, а отнюдь не от количества посещаемых ребенком кружков или наград.
Ведь здоровье детей, их эмоциональное благополучие – это, прежде всего зеркальное отражение жизни их семьи.
Если родители действительно хотят видеть своего ребенка творческим, жизнерадостным, открытым, познающий себя и окружающий мир, то они могут создать условия в семье, где ребенка не надо будет воспитывать, он будет самовоспитываться, подражая близким.
Ведь для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он получает первоначальное воспитание, живёт, действует, делает открытия, учится любить.
Моя задача, как педагога – психолога – помочь родителям учитывать индивидуальные и возрастные особенности их ребенка в воспитании, чтобы ребенок рос в атмосфере уверенности, безопасности и защищенности. Поэтому в нашем детском саду родители с удовольствием посещают родительские гостиные, детско – родительские мастер – классы, тренинги и пр.
Считаю, что залог эмоционального благополучия и развития ребенка в обоюдной заботе и ответственности, как специалистов образовательных учреждений, так и семьи.
Список литературы:
1. Бадулина О. И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: Автореф. Дис. Канд. пед. наук. –М., 2010.
2. Выготский Л. С. Детская психология //Собр. соч. – М., 1982. -4.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2016.
4. Гордон Т. Р. Повышение родительской эффективности. –Екатернбург: АРТ ЛТД. 2007.
5. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи. М., – 2016
6. Демина К. А. Дети и деньги. Что разрешать, что запрещать, к чему готовиться. С-Пб.: Питер, 2015.
Источник
Психология родительской поддержки
Сегодня мы готовы предоставить вашему вниманию статью о важности родительской поддержки.
Что являет собой поддержка?
Для начала давайте определимся в терминологии: что же такое поддержка?
1) предоставление того, что другому необходимо; 2) обеспечение комфорта, признания, одобрения, подбадривания др. человеку; 3) помощь человеку в рефлексии и осмыслении важных чувств и событий.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Словами, мимикой или жестами необходимо сообщать ребенку, что вы уверены в его талантах и внутренних силах. На самом деле ребенку необходима поддержка не только в момент неудачи или когда ему плохо, но даже когда все хорошо. Важно принимать своего ребенка безусловно, не потому что что он получил хорошую отметку, не потому что его хвалят учителя, не потому что он красивый, талантливый, послушный, а просто за то, что он есть. При этом важно учитывать следующее:
– наказывать за поступки ребенка, а не за его чувства;
– при выражении недовольства выделять конкретные действия, которые вы не поддерживаете, а не ругать ребенка в целом;
– не использовать слова «Как всегда…», «Как обычно…» и т.д.
Далее мы хотим Вам предложить 2 упражнения, которыми мы не советуем игнорировать, а наоборот, если Вам важен Ваш ребёнок – выполните эти упражнения, они не заберут много Вашего времени.
[Упражнение №1]
Возьмите лист бумаги и постарайтесь быстро, не задумываясь, написать в столбик первые пришедшие на ум 15 слов, которыми вы можете похвалить ребенка. После прочитайте их вслух. Как Вам слушать свой голос? Как отзываются Вам эти слова? Если бы Вы услышали их в свой адрес, что бы Вы почувствовали?
Похвала. Поддержка. Опека
Бывает так, что родители путают понятие поддержки с похвалой и опекой. Дело в том, что похвала – это такая обратная связь ребенку, которая выдается за какие-то успехи. Поддержка, в свою очередь, может оказываться в любой момент при даже незначительных улучшениях или прогрессе. Психологическая поддержка базируется на том, чтобы помогать ребенку ощущать свою важность, значимость и нужность. При этом опека – форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Мы специально выделили жирным «недееспособных лиц», потому что именно когда ребенок маленький или болен, то это вынужденная мера, которая с возрастом в норме должна уменьшаться.
Бывает довольно странно наблюдать за тем, как родители уже повзрослевших чад, в возрасте 20-30 лет, пытаются контролировать, надел ли ребенок шапку и кушал ли сегодня, аргументируя это тем, что так они поддерживают его. Такого рода «поддержка» уменьшает самостоятельность и лишает возможности развития, что в корне противоречит функции поддержки как таковой.
Способы поддержки со стороны родителей
Здоровое отношение к ошибкам:
– способность совершать анализ ситуаций, выделение причин, которые привели к ошибке;
– родительский пример: дети, как правило, считают родителей героями, которые уж точно никогда не ошибаются, поэтому когда они узнают что в жизни родителей тоже были сложные ситуации и как они с ними справлялись, то у детей появляется уверенность, что им по плечу справиться с их трудностями;
– не использовать термин «не повезло», не повезло – это пассивная позиция, важно активное участие в собственной жизни, при котором отрицательный результат не обесценивается, а рассматривается как результат с зоной роста;
Выработка у ребенка уверенности при помощи таких аспектов взаимодействия, как:
– поощрение любых улучшений, при этом акцент делается не на результате, а на самом процессе;
– поддержка и всяческое раскрытие сильных сторон ребенка;
– демонстрация того, что верите в способности и силу вашего ребенка;
– отсутствие игнорирования и обесценивания тех сложностей и проблем, которые возникают у ребенка; не нужно занижать и игнорировать их со словами «это все ерунда, пройдет», давайте всем чувствам и переживаниям право на существование;
Важно подчеркивать положительные стороны процесса, старайтесь акцентировать ваше внимание на том, что у ребенка получилось хорошо, за что его можно похвалить, и лишь спустя какое-то время (которое необходимо дать для присвоения позитивного отклика) сказать на то, что можно было бы сделать иначе или о том, что не понравилось.
[Упражнение №2]
Можно поддерживать ребенка по-разному, и порой мы не осознаем, что те слова, которые используются нами в качестве поддержки, напротив несут в себе разрушающий эффект.
Вашему вниманию представлена таблица, где в первом (верхнем) столбике приведены слова из разряда «Язык непринятия», которым необходимо найти замену из второго (нижнего) столбика – «Язык принятия». Попробуйте каждую строчку из первого списка заменить на какую-то строчку из второго.
Психология родительской поддержки
***
Важно помнить, что любую негативную критику в адрес поведения ребенка полезнее выражать в форме «Я-высказываний»:
– «Мне жаль и грустно от того, что ты не поделился конфетой с братом» вместо «Ты очень жадный мальчик».
Замечаете разницу?
В первом случае акцент на Ваших чувствах в контексте поведения Вашего ребенка, во втором же больше навешивания ярлыка и оценивания самого ребенка, а не его поступка.
[Заключение]
Гармоничные взаимоотношения родителей и ребенка являются одним из важнейших факторов, которые влияют на социализацию и успешное формирование личности. На то, как будут складываться эти взаимоотношения, могут влиять различные факторы, среди которых огромную роль играет способность родителей понимать и слушать своего ребенка в те моменты, когда ему трудно, сложно или просто грустно, и не просто быть рядом, а поддерживать и вселять уверенность, в том, что чтобы не происходило в жизни ребенка, у него есть родители, которые его любят и гордятся им.
Психологическая поддержка родителей должна основываться на позитивном отношении к ребенку, которое подразумевает принятие, внимание, уважение, одобрение, теплые чувства. И не важно сколько лет вашему ребенку, именно родительская поддержка является важной и незаменимой в формировании у ребенка веры в успех и в то что он способен всего добиться сам.
Источник
Сысоева Марина Николаевна-педагог-психолог МБДОУ д/с № 59 «Ягодка»
8-915-664-10-98
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА
«Воспитание есть процесс социальный в самом
широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи,
явления, но прежде всего и больше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги».
А.С.Макаренко
Актуальность темы статьи обусловлена тем, что семья является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания. В тоже время семья может быть фактором, негативно влияющим на процесс личностного развития ребёнка. Внутрисемейные конфликты, низкий материальный статус семьи, негативное отношение родителей к воспитанию детей, насилие и жестокость, являются психотравмирующими факторами развития детей [7].
Самая распространенная причина обращений к психологу в нашей стране – это проблемы детского и подросткового возраста. В младенческом возрасте родителей пугает задержки в развитии малыша. В дошкольном – страхи, сильные эмоциональные проявления. В младшем школьном возрасте начинают заботить проблемы взаимодействия с окружающими и неуспеваемость. Про трудности подросткового возраста знают все, но пережить их очень непросто. И многие родители искренне полагают, что работа психолога должна быть направлена исключительно на ребенка, все изъяны в нем нужно только “подкорректировать” и все пройдет. На практике такая “коррекция” дает лишь временный эффект или вообще неэффективна, если не проводится работа с родителями.
Ребенок всегда чувствует существующие, подлинные отношения между значимыми для него членами семьи. Он не может их высказать, тем более понять, но выражает своими негативными эмоциями и поведением в виде страхов, неуспеваемости, агрессивности, которые могут привести к более тяжелым последствиям, если вовремя не уделить им внимание [3].
Что же такое психологическая помощь семье?
Психологическая помощь семье – широкое понятие, включающее в себя множество направлений деятельности семейного психолога. Она заключается в духовной, эмоциональной и смысловой поддержке семье и её отдельным членам в кризисных ситуациях. Семейный психолог – универсальный специалист по взаимоотношениям между мужчиной и женщиной. Даже если пара не состоит в официальном браке, но отношения мужчины и женщины основаны на взаимной любви, то их союз следует рассматривать как семейный. Удовлетворение потребностей в психологическом обеспечении гармоничного развития семейных отношений на всех уровнях находится в компетенции семейного психолога [3].
Он как специалист помогает понять, какие силы соединяют людей в семейные союзы, а какие ведут к их разрушению. Почему одни супруги – единомышленники и дают возможность развиваться друг другу, а другие – соперники и тормозят обоюдное развитие? Почему некоторые семьи летают на крыльях любви, а большинство тянут семейный воз и не могут вырваться из семейных проблем? Почему в одних семьях дети – это прекрасные благоухающие яркие цветы, а в других – жёсткие колючки? Что делать, когда огонь в семейном очаге начинает утрачивать свою силу или совсем погас?
Обращение к психоаналитику или психологу в настоящее время стало образующим фактором качества жизни и образа мира. В основе качества жизни лежит не только материальная составляющая – это психологический и социальный статус. Регулярное посещение своего психоаналитика способствует раскрытию образа мира каждого конкретного человека, при этом отмечается прямая корреляция между качеством жизни и регулярным общением с доверенным лицом своей души.
Современный человек информационно и профессионально более ориентирован, но, по-прежнему психологически уязвим. [5].
Задачи психологической помощи семье:
Воспитание родительской ответственности.
Формирование социально-психологических навыков оказания поддержки в семье, регулирования отношений семьи с социумом.
Повышение психолого-педагогической компетентности.
Приобретение знаний по вопросам развития и обучения ребенка раннего возраста, воспитании, в том числе половом воспитании.
Приобретение навыков саморегуляции, т.е. овладение различными техниками произвольного регулирования функционального состояния организма и душевного состояния личности.
Исходя из задач, психологическая помощь семье осуществляется на следующих уровнях:
личностном уровне-это работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками;
эмоциональном уровне-это поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию;
когнитивном уровне: передача знаний;
операциональном уровне: формирование навыков и умений (поведения в родах, ухода за ребёнком)
психофизическом уровне: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арттерапии, телесно ориентированной терапии[6].
В чём же заключается психологическая помощь семье в воспитании ребенка?
Воспитание ребенка – трудная педагогическая и социальная задача. Наилучший результат в процессе воспитания детей можно получить при совместных усилиях школы, общества и семьи. Трудности при воспитании возникают почти во всех семьях. Количество проблем обычно увеличивается во время полового созревания, когда характер детей становится особенно тяжелым, порой даже невыносимым. Особенно болезненно дети реагируют на частые ссоры родителей, отсутствие ласки и тепла. Порой родители не могут добиться взаимопонимания со своим ребенком. Тогда они могут обратиться за помощью в воспитании ребенка к специалистам. Детей и подростков, которые не могут наладить контакт со своими родителями, называют трудновоспитуемыми. Воровство, непосещение школы, насилие и грубое отношение к своим друзьям – самые распространенные нарушения поведения таких детей. Психологическая помощь семье в воспитании ребенка должна включать в себя два основных компонента – коррекцию и психологическую поддержку [4].
Зачастую обращение к психологу, для большинства родителей, это некоторое признание, что сами они не могут справиться со сложившейся проблемой. С одной стороны, это так, но чаще всего к психологу обращаются именно те родители, которые очень стараются дать все необходимое своему ребёнку.
Сложность в том, что в какой-то момент, приносившие положительные результаты способы общения, воспитания ребенка, стали тормозить его развитие.
Часто кризис в отношениях с ребенком говорит о том, что перед ним стоят новые задачи, а родители о них не догадываются. Хорошо видно, что ребенок вырос из штанишек, и ему покупают новые. А вот заметить из каких психологических рамок, задаваемых семьей, он вырос, подчас очень непросто.
Ребенок совершенно неосознанно выбирает такой тип поведения, на который просто невозможно не обратить внимание. Причем сначала о проблемах ребенка говорят люди, которые взаимодействуют с ним в обществе (детский сад, школа, кружки). Затем на необходимость изменять поведение или обратить внимание на развитие ребёнка указывают друзья и родственники. И если меры не принимаются, то ситуация становится рано или поздно для самих родителей чрезмерной и критичной [8].
Оказание социально-психологической помощи семье начинается с её изучения, диагностики отклонениях в функционировании семьи, проблем семейного воспитания, социально-психологической дифференциации семейного неблагополучия. Диагностические исследования, помогут сориентироваться в проблеме, обнаружить противоречие и тенденции негативного развития семьи.
Любая семья нуждается в различных видах помощи: материальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической и др. Эффективность оказания помощи семье во многом зависит от тесного взаимодействия и сотрудничества социально-психологической службы учебного заведения с различными государственными учреждениями и общественными организациями [3].
Так социальный педагог помогает преодолевать конфликтные ситуации с родителями, с учениками в классе. Для оказания помощи родителям он может использовать различные приемы консультирования. Это убеждение, эмоциональное заражение, внушение, мини-тренинги, художественные аналоги. Наряду с групповыми методами работы могут применяться индивидуальные консультативные беседы.
На родительском собрании совместно с классным руководителем педагог разрабатывает программу по воспитательной работе, обсуждает проблемы и успехи, как всего класса, так и каждого ученика. Если у него появились вопросы по воспитанию какого-либо ученика, то он приглашает родителей ребенка на индивидуальную встречу. При встрече с родителями он дает профессиональные советы и обсуждает принципы воспитания.
Для оказания помощи в воспитании ребенка педагоги могут проводить классные мероприятия. Подобные мероприятия способствуют сближению классного коллектива. Они помогают найти взаимопонимание и общий язык, проявить семейные увлечения и индивидуальные способности. В совместных мероприятиях могут принимать участие и ученики, и их родители. Педагог в непринужденной обстановке наблюдает за семьями, а затем планирует воспитательную работу, учитывая особенности каждой семьи [8].
Психологическая помощь семье в воспитании ребенка включает в себя большое количество направлений деятельности специалиста. Психолог может дать родителям соответствующие рекомендации, связанные с воспитанием ребенка. При необходимости специалист может направить ребенка во вспомогательные или специальные школы на дополнительную консультацию у логопеда, психоневролога.
Психологическая помощь в воспитании ребенка должна быть нацелена на проблемы, которые вызваны психологическими причинами и основана на психологическом воздействии.
В первую очередь детский психолог проводит беседу с родителями. Они рассказывают ему о ребенке и о проблемах, связанных с его воспитанием. Затем он беседует с каждым из родителей в отдельности. Это необходимо для выяснения и устранения причины ухудшения взаимоотношений между ребенком и родителями.
Детский психолог поможет определить готовность ребенка к школьному обучению и выявить причины трудностей в обучении. Он также может дать рекомендации по дальнейшей профессиональной ориентации ребенка.
Психолог иногда навещает ребенка дома для того, чтобы лучше изучить психологический микроклимат в семье.
Беседа с ребенком – самая ответственная работа психолога. Благодаря многообразию психологических методов психологу чаще всего удается повлиять на поведение ребенка и раскрыть его душу [4].
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
психологическая помощь семье дает возможность решать следующие основные вопросы:
причины семейных конфликтов и методы их эффективного устранения;
психологическая помощь супругам в предотвращении разводов;
диагностика и коррекция негативных психогенетических программ;
развитие психики ребёнка до рождения и в первые годы жизни;
психология формирования жизненного сценария ребёнка;
психология управления поведением, воспитанием и обучением ребёнка;
нейтрализация негативных детских манипуляций родителями;
решение личностных дошкольных, школьных и студенческих проблем;
наработка навыков бесконфликтного решения личных и семейных проблем [3].
Работа психолога имеет свои специфические задачи и осуществляется специфическими психологическими методами. Те необходимые им установки, знания и навыки, которые родители могут приобрести на консультациях психолога, на его тренингах и других практических занятиях, они не могут получить ни от каких других специалистов. Потребность родителей в этих знаниях и заинтересованность общества в их приобретении родителями приведет, в конце концов, к тому, что психологическая помощь станет неотъемлемой частью социальной помощи семье при воспитании детей [4].
Таким образом, оказывая психологическую помощь в тандеме с другими специалистами, можно вовремя предотвратить и разрешить проблемы в воспитании детей, в их адаптации и социализации; создать необходимые условия для их полноценного личностного развития, для счастливого детства.
Список использованных источников:
1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Спб.: Речь, 2000.400 с.
2. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1985. № 5. С.110-116.
3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. СПб.: Питер, 2007.365 с.
4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985.167 с.
5. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. 1985. Т.5. № 3. С.126-137.
6. Ольшанский В.Б. Психологическое диагностирование межличностных отношений // Психодиагностика: проблемы и исследования. 1981. С.167-187.
Источник