Почему у ребенка сжаты кулачки в 3 года

Почему у ребенка сжаты кулачки в 3 года thumbnail

Дискуссия – Детский психолог

Ребенок, 2 года, постоянно держит руки в кулаках, берет все тоже кулачками, прошу разжать- разжимает, берет все ладошками, но проходит 5 минут и опять сжимает кулачки! спрашиваю “болит?”, говорит, что нет! спит с расправленными ладошками! началось дней 5- ть назад, до этого проходили нервопатолога, никаких отклонений небыло, разговаривает хорошо! что это может быть? привычка или причина для беспокойства?

Почему у ребенка сжаты кулачки в 3 года

Екатерина Сергеевна

Дежурный врач

Здравствуйте. Я могу помочь вам с вашей ситуацией. Напишите ваш вопрос, сообщение должно быть не короче 100 символовТолько что

Ваш вопрос

– опишите вашу ситуацию;

Ответы врачей

Здравствуйте, Галина

Скорее всего произошло какое- то нервное потрясения у ребенка (ваше длительное отсутствие, испуг, общение с неприятным человеком, начало посещения детского сада, начало раздельного сна и т. д). Пока что причин для волнения нет, постарайтесь исключить все волнующие ситуации в жизни малыша, исключите компьютерные игры и просмотр телевизора, почаще обнимайте ребенка и проводите с ним как можно больше времени, побольше гуляйте на улице. Исключите сильные эмоции, не только отрицательные, но и положительные.

Если в течение недели спокойного режима проблема не решится, тогда обратитесь повторно к невропатологу.

Здравствуйте Галина! Моему сыну три года. И постоянно сжимает кулочки. И при этом мы ещё не разговариваем. Что это может быть?

Марина – 2017-05-24 21:15:28

Здравствуйте! Моей внучка 2 года 10 месяцев. Абсолютно все понимает, послушная, истерик бывает редко, жизнерадостная, любит детей всех возрастов. Пошла в 1 год и 2 месяца. В настоящее время никак не разговаривает. Точнее на своём детском лопочет постоянно – играя, что то делая, рассказывает нам что то. А слова только говорит сама, папа, дай и нет. Начинаю ее учить произносить то что я вижу не это заинтересовало, она старается, иногда даже четко получается, но потом забывает и вот уже примерно недели 3 стала дерзить свои ручки в кулачках. По просьбекулачки не сжимает. Это нормально?? Я беспокоюсь. Спасибо. разжать, разжимает и потом опять сжимает. Спит хорошо,

Лариса Александровна – 2017-08-16 06:35:53

Лариса Александровна

По поводу сжатых кулачков – рекомендации даны выше.

По поводу речи – побольше занимайтесь развитием мелкой моторики: лепите, перебирайте крупы, играйте с песком, водой, мыльной пеной и так далее.

Проводите побольше времени улице, забудьте про коляску – только пешком (у детей общее физическое развитие напрямую связано с умственным и если малыш все время на руках или в коляске – то ему не хватает двигательной активности, даже если Вам кажется, что ребенок в помещении достаточно двигается) .

Кроме того, необходимо постоянно говорить с ребенком, превратится в птицу- говоруна, комментируя все свои действия и стараться не “угадывать” желания ребенка, а ждать, пока он их озвучит. Например, ребенок показал пальцем на яблоко и тут же его получил – это не правильно. Ждите пока попросит яблоко словом. Иначе ребенок не будет стараться разговаривать, ведь он и так все желаемое получает.

И не нужно насильно и против воли заставлять девочку заниматься, все в форме игры, не акцентируя внимание на том, что она плохо говорит. Вполне возможно, что проблема с кулачками возникла из- за вашего стремления научить ее говорить.

Ребёнку 2 года и 3 месяца говорит на своём языке много из понятных слов Папа, нет, на, пока, красный, синий. Любит деток, ходим в развлекатеный детский центр. Четыре дня назад начал держать ручки в кулачках. Ресуем красками но не любит когда вымазывает ру

Две недели назад начали приучать его спать отдельно от нас, очень тревожит маленький запас слов, и то что держит ручки в кулочках

Ольга – 2018-02-15 13:20:26

Ольга

Сжатые кулаки говорят о зажатости ребенка, что-то волнует малыша, но он не может вам об этом сообщить. Постарайтесь вспомнить, что случилось накануне, какое событие предшествовало сжатым кулачкам? Вполне возможно, причиной стало приучение спать отдельно.

По поводу запаса слов – важно не только, что умеет говорить малыш, а то, как он пользуется имеющимся запасом. Если ребенок понимает, что говорит – значит особого повода для волнения нет. Если же вы замечаете, что малыш повторяет заученные слова, а понимания нет – это повод для посещения очного специалиста.

По данному вопросу консультацию проводят практикующие врачи. Медицинское образование проверено администрацией сайта. Сервис несёт полную моральную и юридическую ответственность за качество консультаций. Ребенок постоянно держит руки в кулаках консультация врача на тему дается в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний. По возможности, будьте готовы ответить на дополнительные вопросы. В противном случае консультация будет дана на основе указанной в вопросе информации и иметь предположительный характер. Не занимайтесь самолечением, консультация врача онлайн не заменяет очный осмотр.

Читайте также:  Легкие стишки для ребенка 3 года

Оставьте отзыв о нашем сервисе

Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе

Источник

ребенок сосет кулак у мамы на руках

Мама, которая недавно родила, с особым вниманием относится к здоровью младенца и его состоянию.

Многие теряются в догадках, почему ребенок держит ручки в кулачках. Это называют мышечным тонусом, то есть это напряжение мышц, которое есть у всех людей.

Правда, в детстве из-за незрелости нервной системы мышечный тонус может быть нарушен: встречается гипотонус или гипертонус. Давайте разбираться.

Почему ребенок сжимает ручки в кулачки?

В конце беременности малышу становится тесно в матке. Это вынуждает его поджимать руки и ноги к телу, держать их крест-накрест, принимать ту самую позу эмбриона.

Она приводит к усилению тонуса мышц-сгибателей, который сохраняется в течение нескольких месяцев после рождения. Вот почему ребенок сжимает кулачки.

Читайте также важную статью о гипертонусе у новорожденного>>>

С повышенным тонусом мышц рождаются все дети. Ведь за 9 месяцев напряженного нахождения в утробе матери в позе эмбриона им сложно сразу расслабить и выпрямить руки и ноги.

Но бывает и так, что напряжение в мышцах – последствие некоторых факторов. К ним относятся:

  1. Родовая травма.
  2. Внутриутробное кислородное голодание.
  3. Повышенная возбудимость отделов головного мозга, отвечающих за работу мышц.
  4. Перенесенные беременной женщиной инфекционные заболевания.

Вот по каким признакам можно установить истинный повышенный тонус мышц у ребенка:

  • во время сна он прижимает руки и ноги к телу;
  • пальцы крепко сжаты, ребенок держит руки в кулачках, а большой палец всегда внутри него;
  • голову он запрокидывает назад;
  • при попытке разгибания его руки чувствуется сильное сопротивление;
  • как правило, ребенок не плачет, а кричит, сжимает кулачки, у него трясется подбородок;
  • он обильно срыгивает;
  • при поддержке его за подмышки ребенок пытается потянуться вверх и приподняться.

Если вы видите ярко выраженные подобные состояния, обязательно посетите невропатолога или остеопата. Врач сможет выявить главные причины, почему ребенок постоянно держит руки в кулачках.

До какого возраста это нормально?

Как правило, состояние повышенного напряжения мышц может сохраняться в норме до трех месяцев.

При мягком и бережном, безстрессовом уходе за ребенком, мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели постепенно расслабляются. Подробнее смотрите в интернет-курсе Счастливое материнство>>>

В районе 2-3 месяцев кулачки ребенка уже все чаще находятся раскрытыми.

Если после шести месяцев ребенок сжимает кулачки и напрягается, ему доставляет болезненные ощущение распрямление мышц и ног в процессе гимнастики, лежа на спине ребенок часто выгибает спину, это повод еще раз проконсультироваться с невропатологом.

Читайте интересную и полезную статью Развитие ребенка по месяцам до года>>>

Как помочь расслабить ручки?

Для уменьшения физиологического гипертонуса мышц на 10-14 день после рождения гладьте ребенку руки и ладони. Позже можно делать круговые движения, покачивать и потряхивать его ручки.

Важно! Не делайте грубых, резких движений. Массажные движения окажут пользу, если они будут нежными, плавными, а мама и ребенок будут находиться в хорошем настроении.

Хорошо влияет на состояние мышц ребенка пестовальная гимнастика.

Это специальный комплекс упражнений, которые выполняются мамой и сопровождаются потешками, активным общением с ребенком. Что очень хорошо сказывается на эмоциональном и физическом развитии ребенка.

Комплекс упражнений для малыша вы найдете в интернет-курсе Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>

Можно освоить несколько упражнений из лечебной физкультуры. Главное – соблюдать осторожность, не спешить и обращаться с малышом аккуратно.

Вот некоторые из них:

  1. Покачивание.

Проще всего осуществить с помощью гимнастического мяча. Положите ребенка животом на него, придерживая спину и ноги. Покачивайте его взад-вперед и влево-вправо.

Делайте это плавно и осторожно, чтобы не испугать ребенка. Как вариант, попробуйте вытягивать в это время его руки вперед.

  1. Положите ребенка на бок, отведите его согнутые руки вверх.

Можно положить его на живот и отвести руки вверх.

Затем положите ребенка на спину, отведите его прямые руки в стороны, затем сведите их на груди в положение крест-накрест. Повторите несколько раз.

  1. Выполните легкие и плавные круговые движения его ручками.

Затем выполните упражнение «ножницы» – по очереди поднимайте вверх то правую руку ребенка, то левую.

Затем несколько раз поднимите обе руки вместе и опустите.

Итак, сжатые кулачки у ребенка говорят о тонусе мышц. В норме он проходит к 3 месяцам.

Можно помочь ребенку в этом: делать легкий массаж рук и упражнения, устраивать для него расслабляющие ванночки.

Читайте полезную статью о травах для купания новорожденных>>>

Кроме этого, в более сложных случаях применяют электрофорез, парафиновые процедуры или озокерит на руки.

Читайте также:  Ангиопатия у ребенка 3 года

Положительный эффект зависит от того, насколько систематично будут проводиться процедуры.

Не бросайте на самотек эту проблему. Следите за признаками гипертонуса у ребенка, устраняйте его, и тогда его обойдут стороной проблемы с координацией движения и задержка речи.

Счастливого материнства!

Читайте также:

  • Когда ребенок начинает говорить?
  • Когда ребенок начинает переворачиваться?
  • Когда ребенок начинает держать голову?

Источник

Нарушение мелкой моторики у детей – это расстройство кистевого и пальцевого праксиса, сопровождающееся трудностями выполнения точных координированных движений. Дошкольники с недостаточностью тонкой моторикой плохо удерживают предметы в руке (ложку, карандаш), не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, не любят конструировать, рисовать, имеют плохой почерк. У них отмечаются логопедические проблемы. Состояние мелкой моторики оценивается с помощью различных игровых приемов и проб. Обязательно исследование состояния речевой функции. Коррекция предполагает выполнение пальчиковой гимнастики, массажа рук, ручной труд (шнуровку, штрихование, лепку, аппликацию).

Общие сведения

Понятие «мелкая моторика» включает большой диапазон движений кистей рук: от захвата объекта до манипуляций с мелкими предметами, письма, рисования и т.п. В детском возрасте мелкая моторика является средством познания мира и базой для развития высших психических функций: памяти, мыслительных процессов, внимания, речевых навыков. Уровень развития дифференцированных движений рук – важный критерий, по которому оценивается школьная зрелость. Вместе с тем, число детей с нарушениями мелкой моторики увеличивается год от года. Наряду с расстройствами двигательной сферы они часто имеют речевые проблемы, в связи с чем проблема выявления и коррекции моторной недостаточности стоит очень остро.

Нарушение мелкой моторики у детей

Нарушение мелкой моторики у детей

Причины

Точные тонкие движения кисти и пальцев рук обеспечиваются согласованной работой нервной, костно-мышечной, зрительной систем. При повреждении любого из этих звеньев развиваются нарушения мелкой моторики, выраженные в той или иной степени. У детей расстройства ручного праксиса чаще всего вызываются следующими факторами:

  • Перинатальная патология. Главная роль здесь отводится гипоксически-ишемическим повреждениям ЦНС. Последствиями перинатальной энцефалопатии в старшем возрасте могут быть минимальная мозговая дисфункция, ДЦП, эпилепсия, ЗПРР, олигофрения. Неблагоприятные последствия для последующего моторного развития имеют родовые травмы головы и ШОП.
  • Недоношенность. От 30 до 50% детей, рожденных с малым гестационным возрастом, имеют отставание в физическом и психомоторном развитии. Это связано с более частыми отклонениями в неврологическом статусе, дефектами зрения, двигательными нарушениями у недоношенных детей по сравнению с рожденными в срок.
  • Нейроинфекции. Последствием энцефалитов, церебеллитов, менингитов может выступать атаксия у детей. Поражение мозжечка всегда сопровождается нарушением координации произвольных движений.
  • Травмы головы. Двигательные и неврологические расстройства у детей нередко сохраняются в отдаленном периоде после перенесенной ЧМТ. Чаще всего они выражаются в снижении скорости движений, нарушении координации, реже возникают парезы и плегии конечностей.
  • Травмы и патологии верхних конечностей. Следствием переломов, ожогов рук, оперативных вмешательств могут становиться контрактуры суставов, ограничивающие движение кистей и пальцев. Мелкомоторные функции также ограничены у детей с врожденными аномалиями верхних конечностей – синдактилией, клинодактилией, эктродактилией.
  • Наследственные заболевания. Нарушения мелкой моторики отмечаются у значительного числа детей, имеющих генетические патологии. Как правило, это синдромы, ассоциированные с умственной отсталостью и физическим недоразвитием (Дауна, Ангельмана, Корнелии де Ланге, Мартина-Белл и мн. др.).
  • Нарушения зрения. Планирование точных движений невозможно без хорошей ориентировки в пространстве. Если у ребенка существенно снижена функция зрительного анализатора, имеется косоглазие или амблиопия, то формирование мелкой моторики также значительно страдает.

Нарушение моторики обнаруживается у детей с СДВГ, аутизмом, синдромом Аспергера, речевой патологией (алалией, заиканием, дизартрией). Моторная недостаточность у взрослых чаще бывает связана с перенесенным инсультом, прогрессирующей болезнью Паркинсона, спиноцеребеллярной атаксией, последствиями черепно-мозговых травм, опухолями мозга.

Патогенез

Формирование тонкой ручной координации у детей тесно связано с созреванием двигательного отдела головного мозга, образованием связей между ним и другими церебральными структурами (зрительным, речевым центрами). Около 2/3 площади двигательной коры в мозге отвечают за регуляцию движений кисти руки. Эти двигательные центры располагаются в непосредственной близости от моторного центра речи, поэтому при работе мышц руки неизбежно активизируется речевой центр. Этим объясняется тесная взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речевой функции.

Развитие мелкой моторики в основном приходится на дошкольный возраст и заканчивается к 6-7 годам. Старшие дошкольники должны хорошо владеть тонкими манипулятивными действиями, в т. ч. с карандашом, кисточкой для рисования и пр. Развитость моторики характеризуется такими качествами, как скорость, сила, точность, ловкость. Эти навыки коррелируют с возможностью выполнения бытовых действий, предметной и конструктивной деятельностью, освоением навыка письма.

В основе механизма нарушения мелкой моторики лежат расстройства центрального или периферического звена двигательного анализатора. Стойкие расстройства пальцевого и кистевого праксиса возникают в результате мышечной дистонии, парезов, гиперкинезов, функциональной неполноценности руки, дефектов зрения. При этом страдает не только двигательная сфера, но и речевое, сенсорное, интеллектуальное развитие ребенка.

Читайте также:  Горло красное ребенку 3 года

Классификация

С учетом этиопатогенетических механизмов различают 3 варианта расстройства тонкой моторики:

  • нарушение зарождения нервного импульса – в этом случае сигнал, необходимый для выполнения действия, в нейронах коры не возникает. Такая ситуация наблюдается при очаговых поражениях головного мозга: инсульте, опухолях, травмах.
  • нарушение нейротрансмиссии – сбой происходит на уровне нейронной цепи, когда из-за отсутствия связи между нервными клетками возникший импульс не может достичь своей цели. Данный механизм типичен для нейродегенеративных заболеваний, в частности, болезни Паркинсона.
  • нарушение приема импульса – нервный сигнал не воспринимается органами движения в силу нарушения периферической иннервации, из-за чего не возникает адекватного двигательного ответа. Отмечается при ДЦП, травматическом повреждении конечностей.

Симптомы

Все манипулятивные действия у детей с плохой мелкой моторикой несовершенны. В первую очередь, они испытывают трудности в самообслуживании: раздевании и одевании, приеме пищи. Дошкольники не умеют застегивать пуговицы и кнопки, шнуровать ботинки, завязывать банты, неправильно держат вилку и ложку. Страдает точность, быстрота, координация действий.

Также отмечается несформированность продуктивной деятельности. Дети не любят такие занятия, как лепка из глины и пластилина, раскрашивание, аппликация, собирание конструктора, т. к. их неловкость не позволяет достичь ожидаемого результата. В процессе рисования они неправильно держат кисточку, не регулируют силу нажима на карандаш, не соблюдают масштаб и границы строки, листа. Характерно плохое владение ножницами при вырезании. При этом грубых двигательных расстройств у ребенка может не быть.

Практически всегда дети с неразвитой мелкой моторикой испытывают речевые проблемы. Они могут быть выражены в различной форме и степени: от функциональной дислалиии и стертой дизратрии до заикания и ОНР разного уровня. Также у детей с нарушением моторики затруднено формирование графомоторных навыков, необходимых для перехода к письму.

Осложнения

Следствием низкого уровня сформированности мелкой моторики становятся школьные трудности. Дети имеют неаккуратный, неразборчивый почерк. Несовершенства устной речи часто приводят к развитию дисграфии. Характерна плохая успеваемость по трудовому обучению, рисованию. Дети стараются не участвовать в коллективных мероприятиях, олимпиадах, соревнованиях, требующих выполнения действий на скорость. Все это приводит к снижению познавательной активности, мотивации к обучению.

Диагностика

Оценка двигательного, нервно-психического, речевого статуса детей с нарушениями мелкой моторики должна проводиться коллегиально командой специалистов: детским неврологом, ортопедом, офтальмологом, психологом, логопедом-дефектологом. При необходимости выполняется комплекс медицинской диагностики: ЭЭГ, ЭМНГ, рентгенография верхних конечностей, визометрия, церебральная МРТ. Непосредственное обследование моторных функций включает:

  • пробы на статическую и динамическую координацию движений (воспроизвести пальцевую и кистевую позу, совершить движения пальцами рук);
  • выполнение предметных действий (со шнурками, пуговицами, лентами);
  • исследование сформированности графомоторных навыков (рисование, обводка, штрихование, копирование рисунка/текста).

Важным диагностическим направлением является обследование уровня речевого развития детей. Исследуется связная речь, лексический запас, грамматическая составляющая, фонематическое восприятие. Выясняются нарушения звукопроизношения, просодики, темпа и ритма речи.

Коррекция нарушений мелкой моторики у детей

Развивающая среда

Деятельность, направленная на развитие координации движений и мелкой моторики, полезна всем детям без исключения и особенно контингенту с ее нарушением. С раннего детства рекомендуется организовать вокруг ребенка развивающую среду. В игровом арсенале детей должны быть шнуровки, сенсорные мешочки, пальчиковые краски, бизиборды, «сухие бассейны». Полезно повторение детских потешек, сочетающихся с движениями рук («Ладушки», «Сорока-ворона»).

С дошкольниками необходимы занятия ручным трудом: лепка из пластилина, полимерной глины, соленого теста. Для тренировки моторных навыков полезно собирать вместе с ребенком мозаику, паззлы, конструктор, изготавливать аппликации, поделки из природных материалов. Дети постарше могут быть вовлечены в творческую деятельность – бисероплетение, квиллинг и др. Для укрепления кисти, стимуляции воображения, памяти, речевого аппарата рекомендуется игра с пальчиковыми куклами, проведение пальчиковой гимнастики.

Специальная помощь

Детям с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь. При нарушениях опорно-двигательного аппарата может быть показан подбор специальных ортопедических приспособлений, занятия ЛФК, массаж рук, проведение корригирующих операций. При нарушениях зрительной функции необходима ее очковая или хирургическая коррекция.

Дети с плохо развитой мелкой моторикой нуждаются в логопедической помощи. На логопедических занятиях используются пальчиковые игры, самомассаж кистей рук, суджок-терапия. Для активизации артикуляционной моторики проводится артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Большое внимание уделяется подготовке руки к письму: выполнению упражнений на обводку, раскрашивание, штриховку, написанию графических диктантов.

Прогноз и профилактика

Развитием мелкой моторики ребенка необходимо заниматься с самого раннего детства. Особо пристальное внимание следует уделять ее формированию у детей с неврологическими и двигательными нарушениями. Для этого не обязательно использовать дорогостоящие тренажеры, многие пособия под силу изготовить самим родителям из подручных материалов. По мере совершенствования мелкой моторики нивелируются и многие другие проблемы (с мышлением, речью, письмом). Профилактика пальцевой диспраксии заключается в предупреждении факторов риска (перинатальной патологии, травм) и своевременной коррекции возникших последствий.

Источник