Почему у ребенка позднее развитие

Почему у ребенка позднее развитие thumbnail

Почему у ребенка позднее развитие

 «Отставание в развитии» — безусловно, страшные слова для каждого родителя, за которыми стоит состояние, когда у малыша отсутствуют какие-либо навыки, автоматически появляющиеся в положенном возрасте. За этим понятием могут стоять серьезные диагнозы, проходящие с возрастом неврологические проблемы, а также пережитый ребенком или его матерью сильный стресс.

Причины, по которым дети начинают отставать в развитии:

  1. Неправильный педагогический подход. Эта причина, пожалуй, одна из самых главных. Говорить о ней стоит, когда мать и отец не находят времени для обучения своего ребенка элементарным вещам, которые должен уметь каждый ребенок.

Такая педагогическая запущенность чревата множеством последствий. Ребенок не может нормально общаться со своими сверстниками, и это прослеживается его на протяжении всей жизни. Другие же родители, наоборот, пытаясь что-то навязать своему ребенку, заставляют его общаться с детьми, когда он предпочитает находиться один, или же заставляют учить то, что ему в этом возрасте еще совсем не интересно. В таких случаях взрослые просто забывают о том, что все детки разные, и каждый имеет свой характер и темперамент. И если ребенок не похож на своих родителей, то это не значит, что нужно насильно переделывать его, это значит, что нужно принять малыша таким, какой он есть.

  • Психическое отставание. Это детки с нормально работающим мозгом, которые ведут полноценную жизнь, но инфантильность сопровождает их на протяжении всей жизни. И если в детстве это просто малоактивные дети, которые не любят шумных игр и больших компаний, то в старшем возрасте такие люди быстро устают, да и вообще имеют низкий уровень работоспособности. На протяжении жизни их сопровождают неврозы, они часто впадают в депрессии, зафиксированы даже случаи психозов. Решить эту проблему можно, но только при помощи психиатра.
  • Биологические факторы нередко оставляют след именно на уровне развития ребенка. К ним относятся тяжелые роды или же различные заболевания, которыми могла переболеть женщина, будучи беременной. Детки с синдромом Дауна тоже относятся сюда. Но здесь уже большую роль играет генетический фактор. Отличие этих детей от других будет заметно от рождения и на протяжении всей жизни. Но не стоит путать понятия, когда ребенок отстает в развитии на 2 недели, еще находясь в утробе матери, поскольку это совершенно другой диагноз, который требует отдельной статьи. Тем более судить о возможностях еще не родившегося малыша не стоит. Часто УЗИ ошибается, напрасно пугая будущую маму.
  • Социальные факторы. Здесь большую роль играет, прежде всего, окружение ребенка. На появление задержек в развитии могут повлиять взаимоотношения в семье, особенности воспитания детей, отношения со сверстниками и многое другое.
  • Ребенок с отставанием в развитии, какой бы диагноз за этим ни стоял, может родиться в результате благополучной беременности и благополучных родов и в первые месяцы жизни вести себя, как обычный ребенок. Однако существуют симптомы, которые говорят о проблеме еще на первом году жизни. Важно понимать, что не так у ребенка.

    Необходимо обращать внимание на симптомы, показывающие, что у ребенка нарушено социальное взаимодействие: снижена способность выстроить равноправный диалог, плохо работает жестовая система, может быть нарушена способность к установлению обычного контакта, проблемы с границами, со способностью имитировать действия, понимать их смысл. При отставании в психическом развитии малыш будет плохо понимать вашу речь. В случае нечувствительности к социальным сигналам у ребенка будет появляться тревога из-за непонимания, как устроено все вокруг. По этой причине он старается держаться одинаковой обстановки или одинаковых ритуалов, чтобы снизить тревогу [4].

    Конечно, допускаются некоторые отклонения от общепринятых норм в развитии того или иного ребёнка. Однако в некоторых ситуациях необходима поддержка специалистов. Будьте внимательны к своему малышу, чутко реагируя на сигналы, при помощи которых он «рассказывает» о своём состоянии. Существуют нарушения речевого, двигательного и психического развития.

    Задержка психического развития ребенка может проявляться очень вариативно. Но всегда эту особенность можно распознать по нюансам поведения, которые позволяют отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых выявлена задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.

    Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.

    Внимательно наблюдая за малышом в возрасте от 6 месяцев, всегда можно заметить, что с ребенком «что-то не так».

     Стоит забить тревогу,

    – если ребенок всегда плачет одинаково, вы не можете заметить вообще никаких оттенков плача;

    – если ребенок не отвечает вам на своем языке, когда вы с ним говорите, обращаясь к нему;

    – если ваш плачущий ребенок не успокаивается и не расслабляется, когда вы берете его на руки;

    – если он не дает трогать свои ладошки и делать «сорока-ворона»;

    – если он не тянет к вам ручки, когда вы собираетесь взять его на руки, чтобы показать свое желание оказаться у вас;

    – если на руках он слишком расслаблен, «как тряпочка», либо наоборот скован и напряжен, совсем не расслабляется;

    – если ребенок не дает себя подмывать, мазать кремом, массировать, менять подгузник;

    – если ребенок не проявляет пищевого интереса к прикорму, к нарезанным овощам или фруктам на столике;

    – если малыш, умеющий ползать, не проявляет интереса к ярким игрушкам на полу, которые находятся в зоне его внимания, и не пытается подползти к ним;

    – если умеющий ползать ребенок не следует за вами по квартире, не ищет вас по комнате;

    – не проявляет активного интереса к тому, что вокруг него, не тянет руки, чтобы все трогать, дергать и пробовать;

    – если малыш не смотрит на вашу реакцию, оглядываясь на ваше лицо в случае какого-либо происшествия;

    – если ребенок, стоя на четвереньках, раскачивается, бьется спиной или головой о столик, стенку, спинку, матрас, бурно и подолгу мотает головой;

    – если на его личике отсутствует широкий спектр эмоций: испуг, восторг, удивление, любопытство, отвращение;

    – если он резко кричит ночью, когда он будто не узнает вас, или сразу после сна [1, с. 25].

    Если ваш ребенок в более позднем возрасте (от года до двух):

    – не говорит «мама», а к полутора годам в его речи нет десяти первых слов (мама, папа, баба, дядя, тетя, ав-ав, дай), и он даже и не пытается их сказать;

    – ребенка абсолютно не беспокоит, что его не понимают;

    – он не отвечает на вопросы кивками или мотанием головой;

    – если вам приходится поворачивать его голову руками, чтобы привлечь внимание к чему-либо;

    – он не понимает простейшие просьбы («дай мяч», «сядь», «пойдем со мной»);

    – малыш не интересуется изображениями детей и животных в первых детских книгах;

    – даже не пытается жевать еду;

    – если при вашем зевании, глядя на вас, ребенок не зевнет в ответ;

    – если у него нет здоровой настороженности к чужим людям и он не прячется за спину мамы;

    – он не слушает вас и не смотрит на вас;

    – не проявляет беспокойство от мокрых штанов;

    – не показывает носик, ушки, ручки, ножки ни у себя, ни у вас, ни у мишки;

    – не узнает членов семьи на недавних фотографиях;

    – утратил какие-либо навыки в период от полутора до двух с половиной лет;

    – предпочитает играть сам по себе;

    – если у него слишком сильное желание порядка и чистоты, то это  повод заподозрить, что существуют отклонения в развитии.

    Кроме того, одним из ярких симптомов являются самоповреждения в случае любой негативной ситуации, когда ребенок может кусать или бить сам себя. Также плохо, если ребенок ни на какие раздражители не реагирует вообще [1, с. 31].

    До 4 лет необходимо отслеживать следующие проявления:

    – у ребенка отсутствует чувство опасности и чувство страха, например, когда он, не задумываясь, готов шагнуть на проезжую часть с большим потоком машин;

    – забегая в незнакомое помещение, он не обращает внимания на присутствующего там человека (воспитателя, врача и пр.), а бросается к случайному предмету;

    – ребенок не боится потерять вас и не отзывается на свое имя на прогулках;

    – он никогда не придет на ваш зов просто потому, что ему интересно, почему вы его позвали;

    – он никогда не подбежит к вам, чтобы поделиться чем-то, что произвело на него впечатление;

    – он плохо держит равновесие и плохо скоординирован, поэтому с трудом спускается по  ступенькам;

    – он избегает ходить с вами за руку, сразу же выдергивая ее;

    – ребенок «залипает» на однообразные действия и кружения;

    – он не проявляет интереса к новой еде;

    – ребенок проявляет тревогу при каких-либо изменениях в комнате или внешности (передвинули мебель, сменили обувь) и стремится вернуть все «как было»;

    – не понимает смысла совместной игры в мяч;

    – ребенок отказывается от одежды определенного цвета или определенной текстуры, предпочитая ходить голым или, наоборот, постоянно только в колготах;

    – когда ребенку предлагается понятный и интересный ему по возрасту вариант игры, он не слушает объяснения и игнорирует другой сценарий игры, даже если вы покажете ее ему;

    – ребенок не играет в социальные игры: например, ему не понятно, что от волка козлятам надо убегать. Или, если дать ему игру «одень деревянного человечка», он не поймет ее смысл, а будет использовать как строительный материал, ставя в рядочек;

    – ребенок любит играть, лежа на полу, и предпочитает только одну игрушку (например, катая машинку туда-сюда);

    – проснувшись утром, он не зовет вас;

    – его словарный запас очень мал, он не знает, как попросить «дай» или ответить «да»;

    – малыш говорит сам с собой на «эльфийском» языке, не повторяет за вами слово;

    – не чувствует боль и никогда не жалуется, например, на больное горло, однако при вашем прикосновении может реагировать так, будто ему очень больно;

    – ребенок чересчур проявляет самостоятельность и предпочитает все делать сам, явно избегая взаимодействия, либо, наоборот, ничего не пытается делать сам, впадая в младенчество;

    – ребенок не просится в туалет;

    – не может ни показать на пальчиках, ни сказать, как его зовут и сколько ему лет;

    – если он повторяет слова, как попугай, не понимая смысл;

    – если у ребенка чересчур долго сохраняется сосательный рефлекс или у него текут слюни;

    – ребенок не чувствует личных границ других людей и детей: может врезаться в людей и расталкивать всех, словно другие люди всего лишь кегли для него;

    – не различает «своих» и «чужих» людей: может спокойно забраться на колени к незнакомому человеку;

    – если ребенок избегает детские площадки, потому что не хочет общаться с другими детьми.

    Если таких симптомов много, это повод обратиться за консультацией к психиатру. Конечно, не всегда выявленные проблемы говорят о каком-то стойком нарушении. Они могут быть, например, следствием преждевременных родов и пропадут с возрастом. Но все равно будут тормозить развитие ребенка [2, с. 129]. Вот почему так важно с первых месяцев жизни контролировать поведение малыша и, если у ребенка есть проблемы, очень важно не терять драгоценные недели, месяцы и годы, а, не откладывая, обращаться к грамотному специалисту. Ведь, к счастью, многое еще можно успешно компенсировать, если коррекция была начата своевременно и грамотно.

    Список литературы

    1. Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учеб. пособие / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора; Под. ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. М.: Академия, 2002.
    2. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.
    3. От нуля до двух: Дневниковые записи / Сост. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева. СПб., 1997.
    4. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960.

    Источник

    Рекомендованные сообщения

    Всем привет!

    Вот мне интересно, если ребенок поздно сел, пошел, пополз, заговорил, не умеет кушать ложкой и чистить самостоятельно зубы к определенному возрасту, не понимает что такое горшок,…и все это в совокупности…то реально что он в дальнейшем догонит (догонит точно), а как-то перегонит сверстников в умственных способностях?) Дурацкий наверное вопрос, но вот интересно почитать мам детишек с поздним развитием, как они в дальнейшем в школе учатся итд?

    У меня такой малыш) никуда не торопиться, но я его и не тороплю. Ну вот как бы читаю что многие ложкой едят, к мы ещё головой не созрели и так со многим.

    Лучше говорить о конкретном вощрасте для каждой умелки.

    Потому что на каждую умелку очень большой коридор.

    @Mамба

    Ну вот к примеру каждая умелка к концу коридора. Это значит что по жизни никуда торопиться не будет?))

    Ребёнок должен быть развит в рамках возрастной нормы. Если не в норме, то нужно искать причину и её устранять. 

    Реально отстающих в развитии детей с самостоятельной компенсаций до выше среднего я не видела. Обычно там большой труд родителей, который со стороны не видно. 

    Только что, okeyka сказал(а):

    @Mамба

    Ну вот к примеру каждая умелка к концу коридора. Это значит что по жизни никуда торопиться не будет?))

    Это норма же, ребенок развивается по норме. 

    • 1

    1 минуту назад, okeyka сказал(а):

    @Mамба

    Ну вот к примеру каждая умелка к концу коридора. Это значит что по жизни никуда торопиться не будет?))

    Это значит, что темпы созревания его цнс ниже среднестатистической. Больше ничего. Ну есть вы его не держите в изоляции ????

    @Violetta у нас нет критического отставания, но как-то вот не торопиться у меня ребенок со всем. Не обязательно труд родителей,  у знакомой ребенок сам зубы чистит в 1,3. Не могу сказать что они прям  развитием ребенка заморочены, вот просто такой ребенок, все схватывает на лету видать)

    1 минуту назад, okeyka сказал(а):

    @Mамба

    Ну вот к примеру каждая умелка к концу коридора. Это значит что по жизни никуда торопиться не будет?))

    А что вы имееете ввиду – не тороплю? Детям можно помогать, тем же массажем например. Учить, показывать мотивировать. А если просто ждать, то откуда же умелки возьмутся?

    • 1

    @Violetta не держу, но и на площадках мы не гуляем каждый день, тк не ходи в 1,2. может быть реально в ЦНС дело и в том что без бабушек растет и сестер братьев нет пока 

    @okeyka у вас же малыш родился раньше срока? Сколько ему сейчас? Когда в больнице лежали, там много было рожденных раньше срока. Врачи мамочкам говорили, что после 3х лет еще перегонят сверстников

    @Шелена// пффф) массаж делали, моему ребенку наплевать на него. Пополз на четвереньках когда сам решил и сел когда сам решил. Массажистка сказала не приставать к нему, только больше нервировать ребенка.

    Ну по поводу физической стороны я не так переживаю, сама в 1,3 пошла) но в школе уже бегала быстрее всех в классе)

    @Мурленка нет, не раньше, в срок 

    А зубки чистить и ложку держать учили? 

    4 минуты назад, Шелена// сказал(а):

    А что вы имееете ввиду – не тороплю? Детям можно помогать, тем же массажем например. Учить, показывать мотивировать. А если просто ждать, то откуда же умелки возьмутся?

    Это заблуждение, что обязательно надо помогать. Если нет проблем, то ребенок дозреет. Всему свое время

    • 1

    Ну и темперамент разный у всех. Я на площадке смотрю, наши ровестники спокойные, играют сидят. Мой летает,1г 3м ему. У подруги племянник, разница с моим сыном 3 дня. Куда посадил, там и забрал. Ничего ему не надо. Мой ест ложка у него, ложка у меня  тарелка у него и у меня. Зубы сам не чистит. Так попытки делает только

    @okeyka значит перепутала, ник похожий, не обижайтесь

    2 минуты назад, okeyka сказал(а):

    @Шелена// .

    Ну по поводу физической стороны я не так переживаю, сама в 1,3 пошла) но в школе уже бегала быстрее всех в классе)

    А о чем тогда переживаете?

    3 минуты назад, Mамба сказал(а):

    Это заблуждение, что обязательно надо помогать. Если нет проблем, то ребенок дозреет. Всему свое время

    Ну, в теме автора еще и зубки чистить – это надо учить, а не ждать пока дозреет. 

    @Шелена// да, грызет щётку и ложкой играет, а не ест) 

    @Mамба я не переживаю! Мне просто интересно если В раннем возрасте ребенок позднее развивается, чем сверстники, то можно от него ждать гениальных способностей в будущем, или это вообще не показатель

    @okeyka ребёнок обучается из среды. То, что у кого-то чистит зубы, это развитие навыка имитации и средней моторики. То, что у вас плохо ходит (как вы считаете) это вестибулярный аппарат и крупная моторика.

    В таком возрасте физиология абсолютно пребладающий фактор. 

    Вложения родителей я имела ввиду именно в здоровье при наличии проблем, а не буквы на горшке учить. 

    • 1

    @Шелена// зубы чистить с 8 месяцев ему начала кстати, зубов у нас уже полный рот, 4-х не хватает 

    Только что, Шелена// сказал(а):

    Ну, в теме автора еще и зубки чистить – это надо учить, а не ждать пока дозреет. 

    Нет, не надо. 

    В 1,2 чистить зубы и держать ложку обязательные умелки? Нет ведь.

    Я своей после полутора дала  щётку и ложку она сама взяла. Ничему не учила. У меня не было такой цели. Смысла просто не вижу в таком обучении.

    3 минуты назад, okeyka сказал(а):

    @Mамба я не переживаю! Мне просто интересно если В раннем возрасте ребенок позднее развивается, чем сверстники, то можно от него ждать гениальных способностей в будущем, или это вообще не показатель

    Ничего это не значит. Это разные вещи, если кто то медленно бегает, это не значит, что он плохо поёт 

    @Violetta ну 3 курса массажа у лучшего специалиста по крупному городу в мо считается за вложение в здоровье?) 

    Мы ещё кстати крупные и высокие , 13700 вес в 1,2. Может ему тяжеловато ещё из-за этого от части 

    1 минуту назад, okeyka сказал(а):

    @Шелена// да, грызет щётку и ложкой играет, а не ест) 

    Это нормально ) он еще маленький. А поесть предложите вкусняшку, и сама не кормите. 

    @Mамба не обязательные, но если хочешь, чтобы умел, вполне можно научить. 

    4 минуты назад, okeyka сказал(а):

    @Шелена// да, грызет щётку и ложкой играет, а не ест) 

    @Mамба я не переживаю! Мне просто интересно если В раннем возрасте ребенок позднее развивается, чем сверстники, то можно от него ждать гениальных способностей в будущем, или это вообще не показатель

    Если вы про физическое развитие, то нет. Совсем не обязательно. 

    У меня дочка не из ранних в первом году. Все умелки физические во второй половине сроков нормы. Она толстуха была и, возможно, это тормозило, хз. Но сейчас, в почти 2 года, крупная моторика очень хорошая, ловкая и умеет такие вещи, которые не все ее сверстники делают

    @okeyka вопрос помощи должен быть адекватен проблеме. 

    Пока по вашему описанию никакой проблемы нет. Массаж ну хорошо для общего состояния 

    Присоединяйтесь к нашим обсуждениям!

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Источник