Почему ребенок во время плача синеет и перестает дышать 1 год

Почему ребенок во время плача синеет и перестает дышать 1 год thumbnail

Аффективно-респираторные приступы, именно так по-научному называется состояние, когда ребенок во время истерики или плача вдруг перестает дышать, замолкает и может даже потерять сознание.

Такое явление не редкость у детей, причем более склонны «заходиться» малыши эмоциональные и легко возбудимые. Название состоит из двух слов, которые отражают всю суть приступа – «аффективный» означает проявление бурной неконтролируемой, как правило, отрицательной, эмоции. Слово респираторный указывает на источник проблемы – органы дыхания. Аффективно-респираторные пароксизмы не редкое явление у детей в возрасте от 7 месяцев до 3 лет.

Что происходит во время приступа

В силу недостаточно развитых дыхательной и мышечной систем ребенка, когда он делает слишком сильный выдох, его легкие могут оказаться лишены кислорода, а спазм гортани не позволит своевременно сделать вдох. Вероятность спазма гортани возрастает при дефиците в организме кальция, витамина D, а так же при пониженном гемоглобине в крови у ребенка.

Поскольку потребность в кальции у ребенка достаточно высока – он очень активно расходуется при построении костной и зубной ткани, в той или иной степени дефицит этого минерала случается довольно часто.

Врачи разделяют приступы по цвету изменения кожи на «бледные» и «синие»:

  1. Бледный пароксизм случается после падения ребенка, внезапного удара, укола, сильного испуга, при этом ребенок может только начать плакать, но чаще дыхание останавливается еще до крика. Ребенок не может вдохнуть, рот при этом открыт, но плача нет. Задерживается сердцебиение и почти не прощупывается пульс, кожа ребенка при этом бледнеет, а в будущей жизни дети склонные к бледным АРП чаще падают в обморок.
  2. Синий приступ это обычно реакция на эмоциональную бурю, недовольство и гнев, с которыми ребенок не может справиться. Такая реакция может развиться при отказе удовлетворить сиюминутное желание малыша – купить игрушку, дать папин телефон, шоколадку.

    Начиная плакать, ребенок повышает градус эмоционального напряжения, в один момент он не может вдохнуть воздух из-за спазма гортани, кожа приобретает синюшный оттенок. В таком состоянии ребенок может потерять сознание, возможна потеря мышечного тонуса – он «обмякает», либо наоборот – выгибается дугой от их перенапряжения.

ребенок плачет - фото

Источник: Burda Media

Не смотря на то, что приступ выглядит очень страшно, детские неврологи и педиатры утверждают – здоровью ребенка, а тем более жизни, ничего не угрожает. Спазм проходит самостоятельно спустя несколько секунд и ребенок, как правило, чувствует себя вполне нормально, если не брать во внимание, что причина спровоцировавшая приступ остается.

Как помочь ребенку

Как правило, приступ проходит в течение 20-30 секунд самостоятельно – спазм отпускает и ребенок делает вдох. Однако если ждать нет сил и очень страшно, можно попробовать включить дыхание, брызнув прохладной водой на лицо, слегка дунув в открытый рот или очень легко похлопать по щеке – это поможет сделать рефлекторный вдох. Не нужно ребенка трясти, бить, и вообще делать резкие движения, прежде всего, нужно глубоко вздохнуть самим и взять себя в руки.

Если ребенок «зашелся» и начинает терять сознание, мышцы расслабляются, и он может упасть. Возьмите малыша на руки либо уложите набок, чтобы не допустить падения и травмы

«Синий» приступ, который всегда происходит на фоне истерики и эмоционального возбуждения можно попытаться предотвратить. Если ребенок кричит и уже на грани, постарайтесь любым способом его отвлечь, сбить с настроенной программы, удивить – этого может быть достаточно, чтобы не допустить остановки дыхания.

Однако не стоит уступать в этот момент требованию, которое стало причиной истерики, таким образом можно лишь закрепить в его сознании связь: просьба-отказ-истерика-получение желаемого.

Важно помнить, что ребенок всегда лучше реагирует на взаимодействие, или иначе команду «вперед», нежели на требование прекратить какое либо действие. Если вы скажете малышу, например: «Побежали вместе, купим мороженое», он переключится с большей вероятностью, чем, если станете кричать ему «Успокойся!!!»

Необходимо учить ребенка справляться с приступами гнева и ярости, для этого, прежде всего, нужно научиться этому всем членам семьи.

Насколько опасны аффективно-респираторные приступы

Педиатры и детские неврологи относят эти неприятные проявления к физиологической норме в процессе созревания нервной системы и называют их «возрастными особенностями». В большинстве случаев ребенок просто «перерастает» их, практически без последствий.

Важно убедиться, что приступы являются действительно АРП, а не проявлением более серьезных неврологических проблем, для этого необходима консультация специалиста.

чувствов вины у ребенка
Источник: Fotolia

К неврологу следует обратиться если:

  • Приступы не прекратились после 4-5-летнего возраста либо начались раньше 6 месяцев.
  • Впервые приступ случился у ребенка старше 3-летнего возраста.
  • Остановка дыхания происходит более 1-2 раз в неделю, возможно из-за частых истерик. В этом случае может понадобиться помощь психолога и коррекция поведения родителей.
  • Стоит обратиться к врачу, если во время пароксизма у ребенка начинаются судороги.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”

Источник

Содержание:

  • Аффективно-респираторный приступ – что это такое?
  • Надо ли лечить ребенка при аффективно-респираторных приступах
  • Как вести себя, если ребенок потерял сознание?
  • Как воспитывать ребенка с АРП?

Есть дети, которые так эмоционально реагируют на запреты родителей, что это вызывает кратковременную остановку дыхания. Напуганные родители описывают происходящее примерно так: “ребенок закатился и перестал дышать”. Опасно ли подобное состояние – и как воспитывать ребенка, который от гнева или испуга может потерять сознание?

Представьте, что вы спокойно играете со своим 8-месячным ребенком в комнате, как вдруг он переключает внимание на розетку и пытается до нее дотянуться. Вы немедленно реагируете и строго запрещаете это делать. Тут же малыш вскрикивает, синеет и перестает дышать.

Через несколько секунд дыхание возобновляется, он приходит в сознание. Картина не для слабонервных. Некоторые родители сами чуть не теряют сознание от пережитого, другие испытывают вину за то, что “довели” малыша, ведь в мыслях худшие диагнозы. Что же на самом деле скрывается за этими симптомами?

Аффективно-респираторный приступ – что это такое?

Аффективно-респираторный приступ (АРП) — это состояние, когда на почве сильного эмоционального возбуждения у ребенка случается внезапная остановка дыхания (апноэ). Длительность простого приступа обычно не превышает 10–15 секунд.

Аффективно-респираторным приступам подвержены дети раннего возраста от 6 месяцев до 6 лет. Частота может варьировать от одного приступа в год до нескольких в день. Не стоит пугаться данного состояния, поскольку этот рефлекторный феномен не говорит о том, что ребенок подвержен эпилепсии.

Доподлинно патогенез АРП неизвестен. Некоторые исследователи отмечают вклад железодефицитной анемии в развитие АРП, предполагая, что при анемии снижается насыщение крови кислородом, и соответственно уменьшается поступление кислорода в ткани организма, в том числе и в головной мозг.

Существует две формы аффективно-респираторных приступов: цианотическая и бледная.

Причины цианотической (синей) формы — испуг, боль, злость, обида, ярость, гнев, неполучение желаемого, недовольство. В ответ на эмоциональный раздражитель плачущий ребенок с силой выдыхает воздух из легких. Дыхательный центр на это реагирует остановкой дыхания. Кожа и слизистые оболочки становятся цианотичными (синюшными). Затем накопившийся в крови углекислый газ отправляет сигнал к дыхательному центру, рефлекторно расслабляются спазмированные гортанные мышцы и дыхание восстанавливается. Во время самого приступа может возникать гипертонус или гипотонус. Внешне это проявляется выгибанием дугой или обмяканием.

Бледная форма обычно провоцируется болью, например после травмы, падения, инъекции или внезапного испуга. При бледной форме отмечается потеря сознания, бледность, потливость, мышечная гипотония, брадикардия (замедление пульса).

Если время приступа апноэ длится более 60 секунд, ребенок теряет сознание компенсаторно, поскольку в бессознательном состоянии мозг потребляет намного меньше кислорода, чем во время бодрствования. Могут возникать тонико-клонические судороги. Фаза крика коротка или отсутствует и часто описывается как “тихий крик”.

Надо ли лечить ребенка при аффективно-респираторных приступах

В первую очередь необходим очный осмотр педиатра и невролога.

Довольно часто на приеме из-за спешки и капризов ребенка мама отвлекается и не всегда может подробно рассказать о произошедшем. Для того чтобы диалог был конструктивным, родителям стоит заранее подготовить вопросы, описать в подробностях детали приступа (когда он произошел, длительность, чем был вызван, какие изменения заметили в этот момент).

В век цифровых технологий, когда гаджеты всегда под рукой, по возможности стоит произвести видеосъемку данного состояния. Это позволит врачу дифференцировать серьезные неврологические состояния от АРП.

Лабораторная диагностика аффективно-респираторных приступов заключается в исключении латентного дефицита железа. Помимо общего анализа крови (ОАК) важно проверить уровень ферритина.

Многие удивляются, для чего что-то дополнительно проверять, если есть общий анализ крови. Ошибочно думать, что нормальные показатели общего анализа крови полностью исключают железодефицитную анемию (ЖДА). Данный феномен обусловлен именно стадийностью ее развития.

На первом этапе прелатентного дефицита железа происходит истощение депо. Именно ферритин является основной формой депонирования железа. При этом гемоглобин, эритроцитарные индексы и уровень сывороточного железа могут быть в норме.

На второй стадии латентного дефицита железа помимо низкого ферритина снижается сывороточное железо, а гемоглобин по-прежнему бывает в норме. Лишь третья стадия железодефицитной анемии характеризуется низким гемоглобином.

В связи с тем, что аффективно-респираторные приступы могут протекать с тонико-клоническими судорогами, врач может назначить дополнительное инструментальное обследование — ЭЭГ (электроэнцефалография) с целью исключения эпилептической природы приступа.

ЭЭГ — это неинвазивный метод исследования функционального состояния головного мозга путем регистрации его биоэлектрической активности. Данное исследование показано лишь при подозрении на эпилептическую природу приступа. В рутинной диагностике аффективно-респираторных приступов ЭЭГ не показано.

При частых эпизодах АРП, сопровождающихся брадикардией (замедлением пульса), бледностью кожных покровов, задержкой дыхания более 60 секунд, показан суточный мониторинг ЭКГ и консультация кардиолога с целью исключения сердечно-сосудистой патологии.

Если во время обследования выяснится, что у ребенка повышенная эмоциональная возбудимость, допустимо назначение седативных препаратов. Если выявлена ЖДА, то лечение должно включать препараты железа. Витамины и ноотропные препараты неэффективны.

Как вести себя, если ребенок потерял сознание?

1. Не паниковать, сохранять самообладание, не суетиться. Взять ребенка на руки.

2. Непосредственно в момент аффективно-респираторного приступа для рефлекторного восстановления дыхания допустимо похлопать ребенка по щекам, дунуть на лицо, помассировать ушные раковины, аккуратно пощекотать. Не следует использовать нашатырный спирт.

3. После окончания приступа ребенка следует обнять и тихим голосом произнести какие-нибудь успокаивающие слова. Родители не должны показывать свой испуг и страх, а также не следует акцентировать внимание на деталях приступа.

Как воспитывать ребенка с АРП?

Их можно отнести к разновидностям истерического приступа, им в большей степени подвержены дети с повышенной нервной возбудимостью. В то же время могут встречаться у малышей с обычным поведением.

Несмотря на то, что аффективно-респираторные приступы возникают непреднамеренно и не могут контролироваться, возможны эпизоды умышленной задержки дыхания у детей старше 1,5 лет при неправильной реакции со стороны родителей. Дети начинают осознавать, что такая модель поведения работает и позволяет достигать цели.

Поэтому крайне важна правильная реакция взрослых не только на завершение данного приступа, но и его предотвращение.

Сложность заключается в том, что родители, испытывая страх повторения, начинают избегать установления рамок в воспитании. Они готовы потакать капризам, оберегать от малейшего расстройства, разрешать делать все подряд, лишь бы подобное не повторялось.

Это напрямую сказывается на ухудшении поведения ребенка. Малыш воспринимает все как должное, при первом же отказе, например, та же ситуация с розеткой будет вызывать “бурную реакцию”.

Одна из эффективных техник предотвращения приступов у детей раннего возраста — это отвлечение внимания при столкновении с потенциальным эмоциональным раздражителем. У детей старшего возраста принцип отвлечения работает менее эффективно, поэтому основной акцент необходимо делать на развитии эмоционального интеллекта и корректировке семейной модели воспитания.

Многие дети в силу возраста еще не научились правильно выражать желания, и в момент сверхсильной негативной эмоции чаще всего случается истерический плач. Основная задача родителей — познакомить ребенка с базовыми эмоциями, научить их правильному выражению. Ежедневная практика в озвучивании эмоций и их понимании в скором времени дает плодотворные результаты.

Помимо эмоциональных триггеров дети с АРП могут быть более чувствительны к переутомлению, голоду, спешке. Очень важно нормализовать режим ребенка посредством подсчета времени бодрствования, чтобы не допускать переутомления. В случае длительных прогулок или посещения какого-либо учреждения важно заранее подготовиться и не допускать длительных перерывов в приеме пищи.

Довольно часто раздражителем может выступать спешка, которая обычно возникает при сборах на прогулку или в детский сад, когда родители настойчиво подгоняют малыша. Если ребенок болезненно реагирует, рассчитывайте время с запасом, чтобы не нагнетать ситуацию.

Если родители запутались в вопросах тактики воспитания, не будет лишним обратиться к психологу за консультацией. Специалист проанализирует семейную ситуацию и поможет выбрать адекватную тактику с учетом темперамента ребенка, а также поможет подобрать занятия и игры, способствующие расслаблению.

Врачам и родителям очень бы хотелось иметь волшебную таблетку от всех бед. Но, увы, в отношении аффективно-респираторных приступов такого средства не изобретено.

Источник