Почему ребенок визжит 2 года
Добрый день!
Нашему сыну 2,5 года. Вторую неделю ходит в детский сад (частный). Воспитатель жалуется, что наш ребенок постоянно громко визжит, в конце рабочего дня у нее болит от него голова. Кроме того, он мешает другим детям заниматься, когда просыпается – тоже издает громкий визг и будит остальных. Ранее мы воспринимали это как выражение радости, попытку привлечь к себе внимание (он не говорит). Дома он визжит, когда у него что-то получается (собрать паззл, что-то из конструктора), когда играем в активные игры, либо когда ему что-то надо, а мы не даем. Нам сказали срочно пресекать его визг, либо забирать ребенка из этого сада.
До этого мы месяц ходили в другой садик, там на второй же день заведующая сказала, что у него признаки психического заболевания (аутизм). Вызывали на дом специалиста (знакомого заведующей сада), который за ним наблюдал два часа, потом обращались в САТР к дефектологу. Сказали, что это не психическое заболевание, а гиперопека и педагогическая запущенность, что таким образом он манипулирует взрослыми. Действительно, наш папа не выносит его визга и спешит выполнять все, что он захочет, лишь бы он не кричал. Ребенок в 1,5 начинал говорить, но внезапно перестал. Муж с первых дней его рождения поставил передо мной условие: наш ребенок кричать не должен, значит, ты что-то неправильно делаешь. Естественно, мне тоже пришлось поддаваться, так как соседи стали жаловаться мужу, что наш ребенок кричит, указывая точное время его крика, и вечером дома был скандал. В САТРе нам объяснили, что ребенок нашел более легкий способ воздействия на взрослых и не пытается прилагать усилий, чтобы говорить. Мы ездили на занятия к коррекционному педагогу, через несколько занятий ребенок стал более послушаем, приобрел некоторые навыки . Дома у меня получается присекать его непослушаение, но я не могу заставить его не визжать. Из предыдущего сада нас принудили уйти, так как он никого не хотел слушаться и не пытался общаться с детьми.
Около года (с 1,5 лет) мы ходили в школу раннего развития . Поначалу он тянулся к детям, но потом он резко перестал ими интересоваться, его как отрезало. Занятия в школе он с охотой выполнял только те, которые сам хотел, остальное его приходилось принуждать (но это одобрила коррекционный педагог). Так же он издавал постоянно громкий визг, но все терпеливо к этому относились.
Сейчас нам ставят условие в садике: работать с их личным невропатологом (по совместительству – психологом) либо уходить. До этого мы прошли полную проверку у нескольких невропатологов, никаких физических отклонений у него не обнаружено.
Как отучить его визжать? Может быть, пройдет период адаптации и он перестанет это делать?
Жалко, если он от этого не отучится и нам придется опять искать другой сад, не думаю, что постоянная смена садов пойдет на пользу ребенку.
Заранее спасибо за ответ.
Ребенок постоянно визжит (3 ответа)
Получено 7 советов – консультаций от психологов, на вопрос: Ребенок постоянно визжит
Психолог Алматы Был на сайте: 11 апреля
Ответов на сайте: 2000 Проводит тренингов: 9 Публикаций: 4
Здравствуйте, Лариса! Поддерживаю мнение специалиста о педагогической запущенности и гиперопеке. Считаю, что работа с невропатологом излишня, а вот консультации семьи с психологом помогут исправить ситуацию. Если Вы заверите работников детского сада в том, что работаете в этом направлении, то, возможно, они перестанут настаивать на своем специалисте. Готова быть Вам полезной в решении этих затруднений. Адаптация в социальной среде важна для ребенка, поэтому, думаю, стоит начать своевременную коррекцию. С уважением, Татьяна.
Ребенок бурно выражает эмоции, постоянно визжит (1 ответ)
Хороший ответ0 Плохой ответ4
Напишите Ваш вопрос психологу и нажмите на кнопку “Отправить вопрос”
Садыкова Айгуль Жасулановна
Психолог Алматы
В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам
Здравствуйте, Лариса! Да, вызывает недоумение и печаль профессиональный уровень тех, кто работает с детьми – у одной голова болит, другая диагнозы ставит (психическое заболевание). Вы пишите, что “мы прошли полную проверку у нескольких невропатологов, никаких физических отклонений у него не обнаружено”. Вероятно, вам необходим хороший детский психолог. Рекомендую обратиться к Евгении Араджи (она зарегестрирована на этом сайте), она специалист по детскому развитию. Также, замечу, что, как правило, если у маленького ребенка что-то не в порядке, это может быть отражением семейных проблем, ребенок может стать симптомоносителем, что будет проявляться либо в заболеваниях, либо в поведении. “Муж с первых дней его рождения поставил передо мной условие: наш ребенок кричать не должен, значит, ты что-то неправильно делаешь” – может в этом стоит поискать истоки. Бросается в глаза перекладывание супругом ответственности за ребенка на Ваши плечи. Выражение агрессии явялется ЕСТЕСТВЕННЫМ для человека, тем более таким маленьким (это с возрастом мы научаемся ее выражать другими способами). Я бы посчитала ненормальным, если ребенок никогда не кричит. Всего доброго. С уважением, Айгуль Садыкова
Почему ребёнок постоянно визжит? (1 ответ)
Хороший ответ6 Плохой ответ6
Овсяник Людмила Михайловна
Психолог Минск
В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам
Поощряйте только то поведение ребенка, когда он спокоен. Покажите малышу свое недовольство его визгом. Поговорите с мужем о единых подходах к воспитанию сына. Оба ответственны за его воспитание. Читайте перед сном ребенку сказку о хорошем мальчике. Сходите к психологу на прием.
Ребенок начинает визжать, дабы получить желаемое (1 ответ)
Хороший ответ6 Плохой ответ4
Араджи Евгения Юрьевна
Психолог Алматы
В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам
Само собой ничего не проходит. Для результата нужны действия.
Необходимо именно вам учиться правильно общаться с ребенком, устанавливать ему правила поведения. Умению общаться с другими и вести себя учит ребенка мама, так как она имеет на него большее влияние.
Педагог тоже может справиться с этой проблемой, но, вероятно, не хочет, потому-что это трудозатратно и педагогам в детском саду за это не доплачивают.
Настоятельно рекомендую работу с детским психологом. Проблемы запущенности сами не проходят, а усугубляются с возрастом, переходят в еще более трудно корректируемые.
Спасибо Айгуль Жасулановне, что рекомендует меня. У вас есть возможность выбрать любого понравившегося психолога. Тот, кто работает с подобными проблемами, поможет вам.
Ребенок много визжит (1 ответ)
Хороший ответ1 Плохой ответ6
Галочкина Елена Борисовна
Психолог Торонто
В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам
Здравствуйте, Лариса!Прежде всего, специалиста для работы с ребёнком должны выбирать Вы сами, а не сотрудники сада. Во-вторых, работу надо начинать с семейной системы, то есть с Вас с мужем, а не с ребёнка, так как ребёнок – продукт семейной системы и индикатор имеющихся там проблем. Описанные Вами симптомы (отсутствие речи в 2,5% года, манипулятивный визг, прекращение начавшейся речи, нежелание общения с детьми) свидетельствует о том, что у ребёнка есть проблемы в развитии, но эти проблемы созданы в семье (раз физиологических причин для психической задержки развития не обнаружено) и начинать коррекцию надо с семьи. Вообще, частные сады должны более мягко относиться к проблемным детям, возможно, поищите другой сад, а возможно лучше пока подержать ребёнка дома (честно говоря, 2,5 года и для абсолютно беспроблемного ребёнка рановато, а для Вашего, на мой взгляд, уж точно). Лучше наймите квалифицированную няню, пока будете работать над коррекцией его развития. И вначале к психологу должны ходить Вы с мужем, чтобы разобраться в том, как все эти симптомы у мальчика появились, а потом уже работать с ребёнком, когда семейная система будет скорректирована так, чтобы эти симптомы снова не появились. А без коррекции семейной системы работать с ребёнком бесполезно. Всего наилучшего, Елена.
Ребенок постоянно чувствует вину (6 ответов)
Хороший ответ5 Плохой ответ1
Бондарева Светлана Павловна
Психолог Алматы
В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам
Здравствуйте Лариса!
Я согласна с Еленой, что работа должна вестись не только с ребенком, но в первую очередь с Вами и мужем. Ребенок – это отражение процессов, которые происходят в семье. Что это за процессы и как их корректировать – это лучше всего определить в работе с психологом. Если Ваш муж откажется посетить психолога, тогда начинайте изменения с себя. В любом случае, это пойдет ребенку на пользу.
Удачи! Светлана.
Ребенок постоянно плачет (6 ответов)
Хороший ответ4 Плохой ответ1
Мирошниченко Лариса Владимировна
Психолог Алматы
В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам
Здравствуйте, Лариса. Ваш ребенок перестанет визжать, как только обнаружит, что перестал получать свою выгоду от визга. До тех пор, пока Вы и муж будете на крик и визг реагировать тем, что готовы сделать все, что он хочет, лишь бы замолчал, он визжать не прекратит. И говорить не станет – нет смысла утруждаться, если он все и так получает. Пока – визг – это его способ коммуникации с окружающим миром. Вам нужно организовать пространство таким образом, чтобы какое-то время окружение не вынуждало Вас прекращать его визг. Может, уехать куда-нибудь на время, в воспитательных целях. Вам нужно показать ребенку, что визг – это невыгодно. Для этого нужна Ваша твердость и последовательность, и возможность ему визжать (пока он будет думать, что Вы все-таки будете реагировать). Сами видите, что работа с коррекционным педагогом помогает, ребенок обучаем и на воздействие реагирует, значит, можно ситуацию исправить. Просто у Вас нет необходимых условий для перевоспитания ребенка – то соседи возмущаются, то муж крика не переносит. На самом деле ребенку все равно, какой детский сад, и кто там вокруг, у него ко всем требования одинаковые (маленький еще) и добивается он результата одним и тем же способом, успешность которого постоянно подкрепляется окружением. Это как закрепление условного рефлекса. Просто в дет. сад ему еще рано. До 3 лет ребенок болезненно переносит расставание с матерью надолго, он может сильно травмироваться от этого, а у Вашего есть еще нерешенная проблеме в способе удовлетворения своих потребностей. И в дет. саду его переобучить никто не сможет, могут сильно напугать, здесь только Ваше воздействие должно быть, и папы. Но т.к. Вы с мужем сами подкрепляете этот механизм, то, конечно, с психологом нужно работать всей семьей (ну, или, хотя бы с мамой). Без совместной терапии ребенка и родителей оказывать психологическое воздействие на ребенка бесполезно, все будет возвращаться. Кроме того, рекомендую почитать книги Ю. Гиппенрейтер «Как общаться с ребенком», Дж. Грэй «Дети с небес». В этих книгах показаны способы воздействия на детей разного возраста, как справляться с различными проблемами в ходе воспитания ребенка, как вести себя родителям в различных ситуациях. Думаю, они будут Вам полезны.
С уважением, Лариса.
Ребенок постоянно моет руки (5 ответов)
Хороший ответ19 Плохой ответ1
Источник
Екатерина, здравствуйте!
Это действительно не просто стакиваться с истошным криком и визгом ребенка и тем более – не знать, как это остановить. На биологическом уровне так устроен организм младенца, что его крик действительно выходит за рамки привычных для нас частот и выбивает из себя. Это сделано природой для того, чтобы ни один взрослый не смог игнорировать детский крик – ведь это единственный способ у малыша привлечь к себе внимание. И порой для взрослого становится невыносимым постоянно слышать это…
Однако, с точки зрения взросления вашего ребенка, то что сейчас происходит абсолютно нормально. Более того, визг вашего ребенка говорит о том, что он взрослеет, развивается и он абсолютно здоров!
Поясню. Дело в том, что постепенно становясь все более самостоятельным (ребенок начинает ползать и ходить, координация движений становится все более четкой…), ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Это заложено в природе его взросления: исследовать все кругом, залезать туда, где еще не был, брать то, что еще не оказывалось в руках. Сами по себе попытки ребенка все на свете достать – естественный этап, который проходит каждый младенец. А для родителя – один из самых трудных периодов, ведь за ребенком приходится постоянно следить, не отрывая глаз!..
При этом, сталкиваясь с отказом или запретом ребенок (и это тоже заложено в нем природой) борется за свое желание и делает это, как умеет! А умеет он крикнуть, пнуть или поплакать – не более того. И то, какой механизм выбирает ребенок напрямую зависит от реакции родителей. Дети очень тонко улавливают эмоциональный настрой родителя и всегда выбирают именно тот способ добиваться своего, который выводит родителя из себя максимально эффективно. Так, например, если бы вас больше всего цепляло, что ребенок вас пинает, он бы вас пинал. Если бы слезы – плакал. Но вас цепляет визг. Поэтому он визжит! Чувствуя, что вы “выходите из себя” (вашу эмоцию), ребенок ощущает сразу 2 важных нюанса: первый – вы не безразличны к нему, а любому ребенку важно чувствовать небезразличие родителя; второй – вы можете не устоять и сдаться, а значит, если визжать, то можно добиться своего! Конечно же, все это не сознательные мысли, когда ребенок вынашивает хитрый план… Но где-то на уровне чувств, ребенок ощущает, каким образом проще добиться своего и делает это!..
Именно поэтому, чтобы изменить поведение ребенка первое, что нужно сделать – изменить собственную реакцию на его визг! Только когда он перестанет ощущать, что вы выходите из себя от визга, он начнет искать другой механизм.
Очень важно, Екатерина, научиться оставаться максимально спокойной и при этом твердой, когда ребенок визжит. Не ругайтесь, не кричите в ответ, но и не пытайтесь идти на компромиссы. Просто подождите, пока ваш ребенок успокоится. Идеально, при этом обозначать, что происходит, например, говорить “да, ты очень хочешь что-то там и кричишь и злишься на меня, но нельзя!” и при этом спокойно ждать, пока ребенок успокоится. Будьте готовы к борьбе, когда ребенка придется удерживать. Или слезам, когда возможно будет необходимо его обнять, подержать на руках… Главное при этом оставаться спокойной внутренне. Как только для ребенка такая ваша реакция станет привычной (то есть не с первого раза – это важно), он начнет искать новые механизмы и визг сойдет на нет.
Помните, Екатерина, с точки зрения детского поведения, его визг – это нормально! Это его способ добиваться своего и это прекрасно, что он использует его. А вот нормально для вас – выдерживать это и оставаться спокойной, чтобы у ребенка не создавалось иллюзии, что своим визгом, он может вас победить!..
Попробуйте кроме всего прочего отследить свое собственное состояние. Возможно, визг ребенка так выбивает из колеи, потому что вы в целом утомились, устали… Если так, то вам важно позаботиться о себе, найти возможность отдохнуть и взять за привычку отдыхать от ребенка регулярно!
Поверьте, и вашему ребенку неприятно оказываться в ситуации, когда он визжит, а его мама (самое главное, что есть в его жизни) злится и даже шлепает его. А значит ваша задача – быть максимально в ресурсе и силах, когда вы с ним, чтобы оставаться спокойной и в равновесии. Подумайте на тему того, как распределены обязанности по уходу за ребенком в семье и не требуется ли что-то изменить, чтобы у вас было больше сил и энергии на ребенка!
Удачи вам, Екатерина! Обращайтесь, если останутся вопросы или не получится самостоятельно справиться с темой визга! Иногда краткосрочная работа со свей семьей помогает избавиться от таких проблем значительно эффективнее и скорее, чем самостоятельные попытки просто потому, что какой-то важный нюанс упускается из вида…
Карамян Карина Рубеновна, психолог, психотерапевт, г. Москва
Как отучить ребенка визжать? (2 ответа)
Источник
Детские приступы гнева – это нормальное явление или неадекватная реакция? Почему вообще малыши истерят? Что со всем этим ужасом делать, и стоит ли вмешиваться, если капризничает абсолютно не знакомый вам ребенок? На эти и другие вопросы отвечает психолог Татьяна Шаранда.
Татьяна Шаранда
практический психолог
консультант по вопросам семьи и брака
руководитель психологического центра развития
Капризы и истерика – разные вещи
– Правда ли, что детские истерики – это нормальный, нужный и важный этап становления личности?
– Давайте обратимся к наглядному примеру и попытаемся понять, является ли истерика нормой или это результат действий родителей.
Реальная ситуация. Обеденное время. За стол в кафе садится мама с двухлетним ребенком на руках. Рядом, с одной стороны, присаживается муж, с другой – четырехлетний сын. Поданные блюда тут же начинают переставляться – у мужа забираются и отдаются сыну, свои передвигаются мужу, причем на ходу из тарелок вытаскиваются какие-то кусочки еды. Малыш на руках сонно сосет пустышку. Мама, как многостаночница, одновременно ведет контроль за всеми и заодно, освобождая рот малыша от соски, пытается запихнуть туда еду. Ребенок отворачивается, начинает плакать.
Тут же у старшего сына мама выдергивает из рук свой телефон, вызывая тем самым бурную реакцию: крик, переходящий в визг и топанье ногами. Вялые попытки супруга поучаствовать в кормлении детей мгновенно пресекаются.
Результат: младшенький безостановочно плачет, выплевывая еду, а его брат с криком и слезами ведет «товарообменную операцию» – возврат телефона на согласие пообедать. И побеждает.
То, какое место мама занимает за столом, как привычно управляет желаниями других, свободно подъедает из чужих тарелок, тон и манера разговора женщины – все говорит о ее главенствующем положении в семье. Можно считать, что у дамы не двое, а трое детей. Она сама низвела мужа до позиции ребенка. Основная ее роль – это роль мамы, мамы для всех. В семье явное нарушение иерархии. Тут дети – это центр Вселенной, остальные – лишь дополнение к ним.
Истерика старшего ребенка – закономерная реакция психики, многократно отработанная на своих родителях и положительно ими же подкрепленная (в данном случае, когда мама пошла на «торг»). Привычка истерическим способом реагировать на ситуацию в дальнейшем приведет к развитию истерического невроза. У мальчика, с такой моделью поведения есть большой шанс превратиться в демонстративно-истерическую личность.
Итог: поведение старшего сына никак не может быть нормой, это, скорее, начало дисгармоничного развития личности. Родителями упущен момент, когда первые попытки мальчика на расширение границ дозволенного не были остановлены. А вот поведение младшенького – естественная защитная реакция психики. И если мама успеет переосмыслить свое поведение, то существует шанс на формирование адекватной и здоровой личности в дальнейшем.
– Я не считаю детские истерики нормой. Капризы и истерика – разные вещи. Да, малыши будут долго пробовать разные способы манипулирования, причем часто абсолютно бессознательно: хныканье, кривляние, топанье ножкой – все это возможно и нормально. Но если ваши дети взяли в привычку громко кричать или, извиваясь, с воплями бросаться на пол, абсолютно точно стоит бить тревогу.
– Как дети приходят к истерике?
– В начале плач малыша – это следствие физиологических потребностей, которые мама должна удовлетворить: еда, сон, хорошее самочувствие и так далее.
Затем подключаются эмоциональные потребности: нужно взять на руки, погладить, поиграть – и об этом ребенок пока может сообщить только через плач, крик и жестикуляцию. Выражать словами свою просьбу он еще не умеет. Так малыш естественным способом обучается через крик привлекать внимание мамы для удовлетворения своего желания, то есть он начинает управлять ей. Поверьте, ребенок обучается этому очень быстро.
По мере взросления расширяются возможности, появляется «смысловой лепет» – первые простейшие попытки озвучить свое «хочу» плюс жестикуляция. Ну, а если взрослый не понял, в дело идут крик и слезы. Этот возрастной период очень важен. Родители делают выбор: действовать по старой схеме, изматывая и себя, и ребенка, или выйти на новый уровень общения с ним.
– Пик детских истерик приходится на возраст 2-3 лет. В норме к 4 годам их количество резко снижается – ведь к этому возрасту ребенок уже может вербально озвучить свои желания и потребности.
Пример из консультации. На диагностику пришла мама с двумя детьми: двух и семи лет. Пока шла работа со старшей девочкой, женщина с малышом обследовала кабинет. Она умело отводила внимание ребенка от электрических приборов, постоянно переходя от одной игрушки к другой.
Вскоре малыш закапризничал, стал хныкать. Мама присела к нему, спокойно, четко проговаривая грудным голосом, озвучила его возможное желание. Спросила у меня разрешения взять очередную игрушку, достала сок и печенье – ребенок включился в новую игру, заедая все вкусной едой. Мама работала на предупреждение истерики, что хотелось бы подчеркнуть особо. Так начинает формироваться правильная ассоциативная связь – «спокойный голос и поведение = удовлетворение желания».
Ребенок должен знать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»
– Можно ли научиться предчувствовать истерику у своего ребенка, чтобы вовремя переключить его внимание?
– Новорожденный ребенок не способен словами выразить свои потребности. Плач является универсальным механизмом, стимулирующим мозг отца и матери к заботе о ребенке.
Экспериментально было установлено, что только по «стилю» плача родитель может определить, что именно нужно чаду. Особенно хороший показатель был у мам, имеющих больше одного ребенка.
Африканские и индонезийские женщины, которые носят младенцев в слинге, четко, по каким-то своим ощущениям, определяют состояние малыша и вовремя оказывают ему помощь. Данный факт говорит о высоком уровне синхронизации мозга родителей и мозга ребенка. В случае матерей иначе и быть не может, ведь 9 месяцев внутри себя женщина взращивает новый организм. Тесная связь матери и ребенка сама по себе уже является залогом развития способности предчувствовать эмоциональный срыв чада и не доводить его до состояния аффекта. А переключить внимание – это уже дело техники! Прислушивайтесь к своему ребенку. Прежде чем кричать, постарайтесь понять его.
– Нужно ли демонстрировать малышу неодобрение его поведения? Как вообще правильно реагировать?
– То, что ребенок обязан знать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», – неоспоримо. И это ему должны объяснять и демонстрировать родители.
Сложность в том, что познать границы дозволенного малыш может только через действия. Читать нотации неэффективно. Демонстрируя на практике, а точнее, через игру или на жизненном примере, что такое «плохо» или «хорошо», конкретно показывая разницу между двумя противоположными действиями, родитель дает толчок не только к социальному развитию, но и ускоряет психофизиологическое: активизируется работа мозга, появляются новые нейронные связи. Другими словами, обучение в действии – это лучший способ познания.
Если малыш в 2-3 года делает то, что не нравится маме или папе, то это проблема не малыша. И нет смысла демонстрировать ему свое неодобрение. В этом возрасте еще не настолько сложно перевести внимание ребенка на другой объект, занять его новой игрой. Все же три года декретного отпуска даны именно на это. Да, мама устает. Но усталость здесь не столько физическая, сколько эмоциональная – а вот это уже важный момент, так как состояние мамы транслируется непосредственно на ребенка.
– Чем старше ребенок, тем более яркие и наглядные примеры ему нужны. Если родитель владеет элементарными знаниями по сказкотерапии, то ему не составит труда в игре продемонстрировать разницу между добром и злом. Почти любая сказка построена на борьбе этих сил. Проиграйте волшебную историю с помощью игрушек, затем повторите конец сказки, изменив поведение плохого героя и наградив его хорошими качествами. Так в игре ребенок быстрее обучится.
Главное – не упустить подходящий момент. Помните: отучать от плохого поведения всегда сложнее, чем изначально приучить к правильным способам взаимодействия.
Иногда нужно просто обнять и пожалеть
– Некоторые психологи рекомендуют оставить малыша на время истерики одного в другой комнате, чтобы он успокоился в отсутствии зрителей. Что вы об этом думаете?
– Однозначного ответа невозможно дать, так как это зависит от ситуации и индивидуальных особенностей психики ребенка. Если мама видит, что ребенок истерит с определенной целью, то есть разыгрывается стопроцентная манипуляция, то, безусловно, такой способ подходит, так как «публичность выступления» усиливает эмоциональный накал.
Пример из консультации. Перед входом в летнее кафе висит объявление о том, что с самокатами вход запрещен. Сын (пять лет) категорически отказывается оставить его возле администратора. Мама принимает решение зайти и пообедать со старшим ребенком, младшего оставив возле самоката, пока тот не бросит свою затею.
Уход мамы вызвал неадекватную реакцию ребенка – он упал на пол и начал кричать. Тут же появились сочувствующие – и это только усилило громкость рыдания. Мама не смогла долго выдержать осуждающий ропот бабушек. Семья ушла из кафе с чувством неутоленного голода и раздражения. День был испорчен.
Как оказалось, у ребенка это не первый опыт и такие «показательные выступления» – для него норма. Сын хорошо освоил систему управления мамой, но у социума (а это далеко не любящий и всепрощающий родитель) свои правила и порой очень жесткие. Как только у сына расширятся социальные связи (впереди школа, новые знакомства), публика будет все более разношерстная. Мальчик привык, что чужие взгляды его активизируют, но схема обязательно сломается, его старые методы прекратят срабатывать. Что в итоге? Ребенок с головой окунется в стресс.
– Многочисленные исследования показали, что кортизол – главный катаболический гормон, выделяющийся под действием тяжелого, повторяющегося стресса, – оказывает токсическое воздействие на мозг ребенка, приводя к нарушению мозговой активности и развитию широкого спектра заболеваний.
Другой пример. На диагностику привели шестилетнюю девочку. В процессе работы маме понадобилось на некоторое время покинуть кабинет, на что дочка отреагировала тяжело. Она закрыла лицо и тихо плакала, пока не вернулась мама. Это была не манипуляция, просто в своей жизни малышка уже пережила сильный стресс – разлуку с мамой в больнице.
Приведенные два примера четко показывают, в каких случаях просто необходимо твердыми и настойчивыми методами прекратить истерику, а где требуется мягкая и корректная терапия ребенка. Иногда нужно просто обнять и пожалеть.
Ребенок может транслировать вовне родительский негатив
– Что делать, если из истерики ребенок не выходит, а впадает в состояние, когда он уже вообще ничего не понимает, его трясет, дыхание сбивается, и становится просто страшно за малыша?
– Лучше, конечно, до такого не доводить, но на случай срыва нужно всегда иметь при себе бутылочку с водой. Смочите ребенку ручки, протрите лицо, дайте попить водички. Если дошло до того, что малыш даже не может сделать глоток, то хорошо на него водой побрызгать. Психический стресс необходимо компенсировать физиологическим.
Если уж ребенок бьется в припадке истерики на полу, подложите под голову что-то мягкое (или свои руки), пока волна гнева не схлынет. Не надо пускать все на самотек. А вообще в подобных случаях у меня только два вывода: ребенку требуется обследование у детского невролога или маме срочно нужна консультация у психолога, причем разбирать нужно в первую очередь ее состояние, а не поведение ребенка. Мама и малыш связаны очень крепко. Часто дети просто транслируют материнские переживания, выплескивают именно мамин негатив, который она в себе подавляет.
– Каким семьям нужно отправиться к психологу всем вместе?
– Давайте лучше определим, для кого консультация совсем не обязательна. Не требуется она тем семьям:
- где мама (да, в первую очередь, мама) часто смеется и чувствует себя комфортно и защищенно;
- где баловаться разрешается и это с удовольствием делают все (и взрослые, и дети);
- где ставка делается на хорошее настроение, аппетит и сон;
- где мама заходит в соцсети только для того, чтобы, к примеру, подобрать классный отдых для всей семьи, а не пропадает там на весь день;
- когда время и деньги тратятся не только на необходимые и полезные покупки, но и на создание себе и всем членам семьи хорошего настроения;
- где есть общие увлечения, дела, походы и поездки, вечерние посиделки, «щекоталки» и чтение сказок перед сном.
Такой семье у психолога делать нечего, с такими семьями все психологи останутся без работы (смеется). А всем остальным добро пожаловать к нам!
– Есть вопрос и с обратной стороны. Как, по-вашему, общество должно реагировать на детские истерики в общественных местах?
– Окружающие ведь все видят и могут дать оценку родителю: какая мама, каково ее поведение, что она делает в этот момент, и, исходя из этого, способны решать, нужна ли помощь.
Пример из жизни. В одном из гипермаркетов в отделе игрушек пятилетний ребенок сел на пол и отказался идти. Мальчик уже взрослый, и у него абсолютно адекватная мама, которая о помощи не просила. Она знала, что ей надо делать, и делала это правильно, не реагируя на выпады сына. Но сердобольные и любопытные взрослые, которые начали улюлюкать и сюсюкать с малышом, обстановку только ухудшили. Мальчишка к сидячей забастовке добавил громкий рев. Вся операция по воспитанию пошла коту под хвост.
Второй пример. В автобус вошла мама с прогулочной коляской. Малышу года полтора. Закрепив коляску, мама уткнулась в мобильник. Ребенок не спал, он мило улыбался всем присутствующим.
Малышу было скучно, и он стал стягивать с ножки сандалик. Резкий поворот автобуса, ребенок завалился набок и уронил сандалию. Мамина реакция ошарашила всех! Казалось, что от ее гнева сейчас просто развалится коляска. Малыш страшно перепугался и собрался было уже плакать, но, предвидя реакцию мамы на его плач, я и другие пассажиры вмешались: мы начали хлопать в ладоши, щелкать пальцами и еще неизвестно что делать, только чтобы переключить внимание малыша. Тот перестал хлюпать носом и стал с интересом за нами наблюдать. Маме же пришлось сдержать пар, ведь слишком уж много народу смотрело на нее и ее сына. Думаю, что наше вмешательство было к месту, хотя дальнейшая жизнь ребенка у меня вызывает грусть.
Третий пример. В парковой зоне на скамейке сидит мама, вся захваченная смартфоном. Рядом мальчуган лет 4-5, усиленно атакующий деревья песком и камнями. Вроде все нормально. Звонок телефона. Мама словно проснулась, вмиг стала активной. Тут же про нее вспомнил и малыш. Деревья облегченно вздохнули – ребенок весь свой неизрасходованный потенциал бросил на родительницу. Запрыгнув на скамейку, он усиленно стягивал с маминой головы солнцезащитные очки. Чтобы как-то отодвинуть от себя ребенка и не пропустить очень важную информацию по телефону, она стала ему помогать. Похоже и сын, и мама не рассчитали усилий – мальчик оступился и упал спиной на землю. Я могу предположить, что амплитуда взмаха маминой руки и громкости крика равнялась уровню страха, который она сама испытала. Рев стоял двойной: орала мама и кричал ребенок – воспитательный процесс был в разгаре.
В этот момент предложить свою помощь – равносильно получить такую же оплеуху, какую получил и сын. Чтобы не создавать дополнительный стресс, пришлось уйти из поля зрения этой пары.
В общем, ситуации бывают разными. А вот стоит ли терпеть детские крики в общественных местах? Это вечная дискуссия, которая не прекратится никогда. Мамы и папы будут отстаивать свои права, недовольные пассажиры, посетители и отдыхающие – свои. Быть ли скандалу? Это зависит от конкретных людей, которые волею судеб оказались в одном и том же месте.
Выводы
1. В раннем возрасте ребенка до истерик доводить нельзя. Объяснять ему что-то бесполезно, поэтому научитесь вовремя переключать внимание чада.
2. Постепенно формируйте у младшего члена семьи правильные привычные ассоциации – «запрос может быть удовлетворен лишь при спокойном обращении» – это правило должно укрепиться в его сознании.
3. Прежде чем кричать, постарайтесь понять сына или дочь, в чем конкретно заключается проблема.
4. Помните: читать нотации неэффективно. Разъясняйте ребенку разницу между хорошим и плохим через взаимодействие, игру, сказки, конкретные примеры.
5. Дети все повторяют за родителями. Если вы говорите, что кричать нельзя, и при этом сами имеете привычку повышать голос на окружающих, малыши будут делать точно так же.
6. Старайтесь поддерживать в семье позитивную доверительную атмосферу.
7. Почаще впадайте в детство сами, с удовольствием дурачась с младшенькими.
8. Научитесь отличать сильные внутренние переживания ребенка от обычной детской манипуляции. От этого зависит, как поступить в конкретной ситуации: показать свое возмущение или просто пожалеть сына или дочку.
9. Имейте под рукой воду. В момент истерики она вам пригодится.
10. Если истерики стали очень частыми – это сигнал, что не только ребенку, но и родителям необходимо поговорить с психологом об их внутреннем состоянии и проблемах.
11. Вмешиваться в ситуацию детской истерики, которую вы наблюдаете за пределами своего жилища, чаще всего стоит лишь тогда, когда вы видите, что родители в неадекватном состоянии и ребенку действительно нужна помощь. Ваш «очень мудрый совет со стороны» вряд ли будет принят к сведению и, скорее, лишь послужит дополнительным раздражающим фактором.
Фото: Анна Иванова
Читайте также:
«Когда хочется накричать на сына или дочку, представьте, что это чужой ребенок»: психолог о строгости и вседозволенности в воспитании
Психолог: «Ребенку нужна счастливая мама! Не сложилось с отцом малыша, попробуйте с другим мужчиной»
Как понять, что твой коллега – психопат? 7 типов людей, которые профессионально отравляют окружающим жизнь
Источник