Почему ребенок в 4 года не отвечает на вопросы
Мальчик. 4,5 года. Не может поддержать беседу, проблемы с произношением.
Добрый день.
Проблема следующая.
Мальчик. Полных 4,5 года. Второй из двойни. Плановое кесарево сечение на 38-й неделе. Беременность и роды без осложнений.
7/8 по шкале апгар. Вес при рождении 3130.Рост 51см. Зовут мальчика Иван.
Физически развивался вполне нормально. Очки с полугода+заклейки. По сей день носит очки. Диагноз – сходящееся альтернирующее косоглазие(градус небольшой, почти незаметно)
По речи.
До трех лет оба ребенка говорили плохо. В основном это были звукоподражания и простые слова. Мама, папа, баба, дай, киса..
На комиссии перед детским садом поставили обоим зрр.
В сад пришли в 3,2года.Сразу пошла к логопеду. Логопед сказала, что рано. Ждите 5-ти лет. Заговорят.
С одним из детей так и вышло. Первый из двойни (Степан) разговорился за год. В данный момент говорит много, рассуждает, задает кучу вопросов, делает самостоятельные умозаключения. Может выучить простой стишок из 4-х строчек. Считает до 5-ти,знает все основные цвета и формы.Живой, подвижный, эмоциональный ребенок. По темпераменту скорее всего холерик.
Простите, пишу в этом топике сразу о двух детях. Просто хочу показать разницу. Между первым и вторым ребенком. Разговариваю я с ними одинаково, читаю те же книжки, занимаюсь одинаково что с тем, что с этим. Они растут в полной и любящей семье.
Ваня за эти 1,5 лет тоже сделал успехи. Он говорит. Но речь его скудная. В основном это короткие предложения по делу:мама, я хочу писать. Мама, я покушал. Спасибо, пожалуйста. Мама, включи мультики, Мама, я хочу спать. И т. Д. Говорит эти фразы хорошо и разборчиво. С остальными словами большие проблемы. Треугольник – тилигорник. Имя свое долго не говорил, потом сказал мне: я не умею. Сейчас если настроение хорошее может сказать свое имя – няня (с “в” беда). Имена всех членов семьи, включая бабушек, дедушек говорит хорошо, если спросить. Ребенок не задает никаких вопросов. Максимум, что он может, так это повторить.. Даже не знаю как объяснить. Он подражает брату. Идем мы по улице. Степа спрашивает что-то по делу. Например: почему снег так скрипит под ногами?Я объясняю. Ваня это слышит и тоже спрашивает:мама, почеНу трамвай? И я не знаю как реагировать…за эти полтора года ребенок не задал ни единого полноценного познавательного вопроса!
Трамваи, троллейбусы и поезда – это любимые игрушки Вани. Он может говорить мне:автобус едет по дороге, трамвай и поезд едЕт по рельсам. Путает окончания. Например может сказать: я испугалась. Поправляю. Падежи тоже путает. Не может нормально поддержать разговор. Ответы односложные. Да, нет, хорошо. Или переводит тему(надо же что-то говорить). Тема одна:трамвай, поезд. Иногда просто молчит, улыбается и не хочет отвечать на мои вопросы. Может просто не знает что сказать и как сказать?
Формы простые знает. И показывает без труда. Цвета путает. Стишок на новый год осилил всего две строчки из четырех и то не с начала. А две последние. До пяти считать не умеет пока, путает цифры.
Сам себя обслуживает лучше брата. Например одевается, раздевается, не путает обувь никогда, обращенную речь понимает тоже, выполняет все просьбы(принеси, положи, дай, найди, покажи и т. д) . Память хорошая, никогда не забудет свои игрушки. Может посмотреть на продуктовую упаковку в магазине и сказать, что это мы кушали, когда были у бабушки(летом гостили у бабушки) . На утреннике в саду танцует отлично. Т. Е. Запоминает хорошо движения.Но. Проблемы есть с крупной моторикой. На велосипеде так и не научился кататься, как не показывали. Не понимает, нервничает. На самокате катется хорошо с 3-х лет.
Сад не любит до сих пор. Второй год каждое утро плачет. Впечатлительный, ранимый. Чуть голос повысишь или не так посмотришь может “зависнуть”. Замирает на время, а потом громко кричит.По темпераменту скорее всего интроверт. От стресса может описаться. Недавно летели на самолете. Описался потом в дороге два раза. Делает это молча,а после просится в туалет, а там уже…
С детьми играет другими с удовольствием. Правда в саду чаще в стороне со своей игрушкой, либо с девочками. Что один, что второй ребенок совершенно не агрессивные. Как с другими детьми, как и между собой. Могут иногда покричать друг на друга. Максимум в порыве игрушкой треснуть. Но это очень редко. Чаще живут дружно.
Сон у обоих с рождения хороший. Без проблем.
Ходила и в этом году к логопеду. Сказали ждать комиссии после нового года. Еще логопед сказала ни в коем случае не ставить звуки ребенку до комиссии. А я уже начинаю нервничать. Вдруг упустим время? Может у него не только зрр, но и зпр или еще какие проблемы похуже? Учить детей в разных школах – мой самый ужасный кошмар.
Т. Е. В целом вроде ребёнок как ребенок, но я вижу проблемы:скудная и неправильная речь, на фоне своего брата выглядит отсталым(умственно и психически).
Извиняюсь за такое сумбурное описание.
Вопросы:стоит ли ждать комиссии?
Пока ждем комиссии может нужно показать ребенка каким-нибудь врачам?
Насколько тяжелая ситуация в нашем случае?
Есть ли вообще шанс устранить все эти проблемы к школе?
Спасибо.
Источник
Отсутствие вопросов в речи – одна из “фишечек” аутичных детей. Наша нейротипичная соседка уже в два годика постоянно волновалась: “Мама где?”, а трехлетка этажом выше умучал родителей своими “почему”.
Мой ребенок только в 4 годика начал что-то спрашивать у родителей. Причем вопрос “Что это” заменялся суррогатом “Это…”, без вопросительной интонации. Я не сразу догадалась, что ребенок меня именно спрашивает. Еще недавно он начал говорить: “Мама-папа, идем куда?”.
Наши попытки это исправить потерпели фиаско. Если я говорила сыну: “Скажи: Что это?” Сын автоматически отвечал на вопрос. Если предмет ему был незнаком, то придумывал ему название/назначение. Креативно, но бесполезно.
На днях логопед подогнала нам интересную игру: “Спроси у мамы/папы?”
В игру играют ребенок и двое взрослых (можно одного взрослого, но так обучение пойдет медленнее). Мама и папа берут незнакомые ребенку предметы. У нас это были подсвечник, ледовый крюк, штопор, фибула, значок, сережка и штангенциркуль…
Один родитель демонстрирует предметы ребенку, спрашивая: “Что это?” Если ребенок не может ответить/отвечает неправильно, ему говорят: “Спроси у мамы/у папы…” и дают подсказку: “Папа/мама, что это?” Второй родитель немедленно отвечает на вопрос. В конце игры можно оставить ребенку вещи на поиграть. Это будет поощрением.
Периодически, можно побрасывать ребенку в игру знакомые предметы. Так мы щадим самооценку ребенка и страхуемся от закрепления нежелательного поведения: “на каждый вопрос: “что это?” требовать помощи у папы/мамы”.
Наш ребенок пытался хитрить. По его словам, слева – молоток, а справа – духи.
В игру “Кто это?” мы играли вдвоем с ребенком при помощи такой книжки из Фикспрайса:
Книга с окошками. 199 рублей
Книга с окошками. 199 рублей
Книжка с окошками, за окошками – разные морские гады. Я не открывала окошко, пока ребенок не спросит: “Кто это?”
Эффект от занятий потрясающий. На третий день игрищ папа наступил на какую-то деталь на ковре. Деталь сказала предсмертный : “кряк”- папа завопил от боли.
– Что сломал? – спросил сын у отца.
Аутичные дети:
– могут вообще не задавать вопросов;
– делать это грамматически неправильно;
– не выделять вопрос вопросительной интонацией.
Причин несколько:
– дети не догадываются, что можно просить не только игрушку, но и информацию, предпочитают добывать ее сами, окольным путями;
– круг интересов сужен, некоторые вещи, волнующие других детей, им безразличны;
– речь не развита на надлежащем уровне;
– есть просодические нарушения.
Когда учить ребенка задавать вопросы?
– во-первых, у ребенка должно быть базовое понимание речи и связанная речь, т.е. предложения хотя бы из двух слов. Если речь односложна, с вопросами вы поторопились;
– ребенок должен уметь отвечать на вопросы, т.е. сначала учим ребенка отвечать на вопрос:”Что это” и только потом его задавать;
– лучше начинать с вопросов в соответствии с онтогенезом речи.
Онтогенез вопросительных слов
до 1 года – Что? Кто? (без вопроса, ребенок показывает пальцем)
до 2,5 года – Где? Куда?
около 3-х лет – Как?
старше 3-х лет Почему? Когда?
Как учить ребенка задавать вопросы?
1. Мы искусственно моделируем ситуации, в которых ребенок вынужден задать вопрос.
2. Даем полную речевую подсказку: “Мама/папа что/кто/где/куда/как/почему/когда …
3. Ребенок задает вопрос.
4. Ребенок получает ответ на вопрос и поощрение, которое возникает как бы само собой, в результате его вопроса, например, спросив, “Где ложка?” / “Где стул?”/ “Где мой мишка?” ребенок получает и ответ, и предмет. Здесь особенно дорогой будет ложка, которой едят десерт, стул, на котором голодный ребенок сядет обедать и т.п.
5. После такой тренировки мы улавливаем естественную мотивацию ребенка, заставляя его задавать вопросы там, где это уместно. постепенно этот навык закрепится в речи.
В следующем посте я расскажу, какие именно ситуации вы можете смоделировать, чтобы ваш ребенок действительно захотел получить ответ и поощрение.
Поговорим о вопросах: что? кто ? где? почему? как? какой? когда?
Продолжение темы: вопросы: что? где? почему?
Материал по теме: Учим ребенка говорить: с чего начать?
Источник
Девочки уже создавала такую тему…все советовали делать ЭЭГ,уздг. Все норм показало. Теперь врачи прописивают разные таблетки (ну ладно это не помогло, давайте это) посоветуйте пожалуйста что можно ещё сделать? Не хочу методом тыка все давать ребёнку…
ЭЭГ, уздг не показывают психиатрию, и если она причина вашей беды, ее не может определить никакой анализ.
слух проверяли?
Аноним автор темы
ребёнок почти ничего не понимает в 4 года
если уже обследован, занятия не помогают, само не рассасывается, чего ждете?
не понимание может быть разным. Опишите поподробнее поведение ребенка. знает свой-чужой, понимает обращенную речь, оборачивается на звук, выполняет простейшие команды, контактирует с людьми и т.д.
тема анонимов? Автор, а что ваш ребенок умеет, в остальном нормально развивается?
Главное в человеке-подняться после падения
Свой-чужой понимает, с чужими первые 20-30 минут ведет просто ужасно,плачет не хочет общаться, но если с ним начинают играть(чужые) сразу начинает играть. То что ему надо он понимает , то что нет хоть что делай не поймёт. По имени ни к кому не обращается. Допустим он идёт к бабушке сто раз спрашиваю куда идёшь? Он не понимает..что ты кушал? Куда ходил…а вот ему что то надо подходит просит
Аноним автор темы
Теперь врачи прописивают разные таблетки (ну ладно это не помогло, давайте это)
У каких врачей наблюдается ребенок?
Кроме медикаментозного лечения что-то применяете?
Аноним автор темы
начинает играть
во что?
Аноним автор темы
подходит просит
как?
Django
Кроме медикаментозного лечения что-то применяете?
а оно есть, медикаментозное?
Речь просто ужасная, никогда не скажет Я хочу,мне надо,я иду…просто вода, кушать, гулять. Я ему говорю сядь, он садится. И говорит – сядь ( типо сижу)
Аноним
а оно есть, медикаментозное?
судя по первому посту автора её ребенку
Аноним автор темы
врачи прописивают разные таблетки
Аноним автор темы
Теперь врачи прописивают разные таблетки (ну ладно это не помогло, давайте это)
А таблетки и не помогут. Это не волшебные палочки. Только занятия. ЭЭГ какую делали? Ночной мониторинг? Обычная неинформативна. Теперь Ваша дорога к хорошему логопеду дефектологу.
Аноним автор темы
Допустим он идёт к бабушке сто раз спрашиваю куда идёшь? Он не понимает..что ты кушал? Куда ходил…
Вы правильно формулирует? Может он не не понимает, а просто вам не отвечает?
Не будет счастья – купим дурь!
С логопедом занимаемся еще толку никакого…
Аноним автор темы
И говорит – сядь ( типо сижу)
Эхолалия это. К психиатру ещё надо. Эхолалия может быть и при аутизме и при умственной отсталости и при алалии. Что у вас, надо разбираться с врачом
Аноним автор темы
С логопедом занимаемся еще толку никакого..
Что логопед с ним делает? Подключайте дефектолога. Пальцем по просьбе может показать? Картинки в книжке?
Аноним автор темы
Неа, не понимает
Конечно не понимает. Беда у него с пониманием речи. А Вы задаёте сложные вопросы. С простого надо начинать
Картинки, книжки любит, пальцем показывает, логопед по книжкам всякие картинки показывает,просит чтоб он повторял, пытается уже сколько времени учить раскрашивать рисунки,рисовать. Но он не понимает что вот граница за него не нужно выходить, что это допустим голова должна быть такого цвета а руки другого…
Аноним автор темы
Но он не понимает что вот граница за него не нужно выходить, что это допустим голова должна быть такого цвета а руки другого…
Вы бежите впререди паровоза. Рано это ещё. Это очень сложные задания для ребёнка, который речь не понимает.
Кёнас#
Вы бежите впререди паровоза. Рано это ещё. Это очень сложные задания для ребёнка, который речь не понимает.
+++
мне тоже кажется что как-то все сумбурно. Если ребенок не понимает половину речи, толком не говорит, то какое закрашивание по цветам и без выхода за границу.
Говорите короткими фразами. Не “Голова должна быть такого то цвета, а руки такого то, возьми такой то карандаш и раскрась, не выходя за границу”, а “где голова?” “Возьми такой то карандаш” “Раскрась”
Скажите пожалуйста что делать? С чего начать. Голова уже не работает..не 🙁 могу хорошего дефектолога найти.
Аноним автор темы
не могу хорошего дефектолога найти.
вы из Екатеринбурга?
Источник
Всем здравствуйте! Случайно наткнулась на этот форум во время поиска ответов на свои вопросы по развитию своего сына. Очень надеюсь на дельные советы и подсказки!
Начну с начала — роды со стимуляцией в 41 неделю, роды прошли хорошо, но было двойное нетугое обвитие и кефалогематома, которую удалили через неделю после выписки из род дома.
Сын во время сел, встал, пошёл. Лепет появился рано, тарабарский язык был велик и могуч.
Первые мои переживания появились в 1,5 года, когда я заметила, что ребёнок не всегда отзывается на имя, не выполняет просьбы, нет указательного жеста, не говорил понятным языком (на своём болтал много). Тогда мы отправились к неврологу, который нас успокоил и дал нам ещё 3 месяца на развитие. Спустя 3 месяца ситуация немного улучшилась — стал показывать на картинках то, что я просила, используя указательный палец, на имя откликаться начал постоянно, просьбы простые выполнял (дай, принеси, покажи и т.д.)! Но речи так и не было. Нам прописали пантогам и сказали, что он даст толчок в развитии. Пантогам ли помог или время пришло, но в 2,1 появились первые слова, первое слово было «трактор». С этого времени и начался прогресс в речи, постепенно появлялись новые слова, словочетания. Сейчас в 2,9 он говорит много, практически все выговаривает. В речи использует обращения (мама, папа, тётя Даша, баба Нина и т.д.), глаголы (дай, покажи, пойдём и т.д.), вопросы («мама, что это?»), использует по назначению слова «спасибо» и «пожалуйста». Предложения короткие, например, «мам, пойдём покажу», «пап, ну хватит», «не хочу гулять/спать/есть», говорит что он хочет («хочу компотик/молоко/шоколадку»), но при этом может путать окончания («папа, ушла»)! Делится эмоциями, если на улице увидеть что-то ему интересное (кот, пожарная машина), то тыкает пальцем, говорит что это и ждёт мою реакцию. Понимает эмоции — показывает как плачет или смеется бегемотик и другие животные (в сказке «Айболит»), жалеет когда я плачу! Играет в ролевые игры (машинки у него целуются и разговаривают, может покачать куклу и спеть ей колыбельную). Поёт песни, знает наизусть короткие стишки. На вопросы да/нет отвечает. Просьбы выполняет. Зрительный контакт хороший. Говорит что и где у него болит (поцарапал ножку, ударился головой).
Но есть два момента, которые меня смущают:
1. В речи использует только фразы, которые мы ему говорим или он их где-то услышал, но использует их так сказать в тему, а не просто от балды. То есть такое ощущение, что просто заученны они.
2. Не отвечает на абстрактные вопросы. Например, «как тебя зовут?», в ответ либо молчание либо «зовут», при этом если я поменяю вопрос «зовут тебя как?» — опять «зовут». Если покажу на него на фото и спрошу «кто это?», ответит «Миша” Так и с другими вопросами «что ты делал в саду?», «где ты был?» и т.д.
В сад ходим второй месяц, там его хвалят, он хорошо занимается, слушается, спит, сам ест, играет с детьми. Знает почти всех детей по именам, воспитателей и няню тоже.
Мы в Питер переехали недавно, местного невролога посетили, она сказала, что пока все в норме, ждать эффекта от сада и если что приходить в 3 года! Но я не знаю насколько можно ей доверять, с виду она вполне адекватная. Вот и думаю стоит ли поднимать панику и бежать по врачам, которых тоже надо ещё поискать, я имею в виду хороших врачей. Или дать сыну ещё немного времени, т.к. все мои страхи со временем развеиваются и он начинает это делать?!
Извините, что так много текста, что-то прям очень много получилось:-)
Источник
Простейший тест на понимание речи для маленьких
Нарушение понимания речи, или сенсорная аллалия, – частый спутник аутизма. В 2 года мой ребенок практически не понимал речь, был неуправляем, часто впадал в истерики, не хотел слушать книжки.
Сейчас в 4,5 года он понимает речь, любит, когда ему читают, понимает простые истории в книжках, говорит. И у нас гораздо меньше истерик. Как мы этого добились? Могу дать несколько советов.
Диагностика при нарушении понимания речи:
– пройти диагностику у логопеда или/ и в ABA-центре;
– пройти диагностику у невролога;
– проверить слух ребенка.
Реабилитация:
– начать пить витамины,
– попробовать ноотропы, если их назначили (но у нас с ними не сложилось);
– гулять не менее 2-х часов день;
– начать занятия по ABA-программе или у логопеда (ABA мне нравится больше);
– читать очень простые сказки и стихи с картинками (пальцами показывать героев);
– каждый день заниматься дома;
– разговаривать с ребенком на том речевом уровне, который ему доступен, говорить “много, но мало”, например: “Чашка”, “Дверь”, вместо: “Чашка стоит на столе… Давай откроем дверь..” ;
– попробовать “Томатис”;
– съездить на море;
– выкинуть телевизор (мультики подавляют работу центров, ответственных за понимание речи).
Мне кажется, что самым оптимальным для развития понимания речи будут занятия с ABA-логопедом. Но только после тестирования и написания индивидуальной программы развития (о том, какие элементы в нее обычно входят, читайте в этом материале).
Почему я так думаю? Проблем в развитии ребенка может быть больше, чем одна. В ABA все эти нюансы учитываются.
Тестирование на понимание речи
1.Маленького ребенка (1,5-3 года) просят принести или показать какой-нибудь предмет (мишку, куклу,машинку, яблоко).
Если ребенок отказывается это делать, то просто наблюдают, посмотрел ли он на тот предмет, который назвали.
2. Ребенка в районе 3-х лет попросят:
– показать картинки с глаголами: “покажи, кто спит”, “покажи кто играет”;
– выполнить двухкомпонентную инструкцию: “возьми яблоко, положи в корзину”.
Такая проверка обычно не достаточна для диагноза “сенсорная алалия” и вот, почему:
– ребенок может полностью отказаться от сотрудничества со взрослым;
– ребенок может понимать ограниченный набор слов, как раз такой, который был в тесте.
Что делать? Заниматься! Диагноз: сенсорная алалия не ставят за одно занятие.
Нормы понимания речи
Как заниматься с ребенком?
1. Привлекать внимание к звукам и словам в игре. Играем с предметами и картинками: “Часы. Тик-так”, “Волк: у-у-у”, “Кошка: мяу”.
2. Учить ребенка давать или показывать пальцем предметы первой необходимости. Протокол обучения есть в другом блоге.
3. Учить ребенка выполнять простые инструкции, вроде: “Иди сюда”, “Вымой руки”, “Вытри рот”, “Сядь”, “Встань” и т.п.
4. Учить ребенка откликаться на свое имя.
5. Если есть эхолалии – механические повторения слов – пытайтесь использовать их для обучения просьбам.
Эти занятия можно совмещать с упражнениями по развитию активной речи, но не переборщите. В норме понимание речи опережает говорение, а не наоборот. Если у вас ребенок понимает 10 слов, не учите с ним наизусть стихи и не пытайтесь вести диалог. Не сработает.
Когда ребенок наберет минимальный словарный запас существительных, мы учим его различать глаголы, а потом переходим к другим частям речи.
Даже если вы освоили первые слова дома, ребенок с СА должен учить русский язык, как иностранный, под руководством опытного логопеда. Мама с папой вряд ли поймут, в каком порядке и как нужно давать грамматику русского языка, как развивать диалог.
Материал по теме:
Сенсорная алалия или аутизм: как их различать?
Почему он не говорит? Запуск речи у ребенка-аутиста
Загадочный интравербал: диалог для ребенка с РАС
Сенсорная алалия: как слышит вас ребенок
Источник