Почему ребенок прячется 3 года

Почему ребенок прячется 3 года thumbnail

В своей психологической практике столкнулась с тем, что
некоторые детки от полутора лет до трёх с половиной, в момент, когда хотят на
горшок, прячуться и делают это тайком. Для многих родителей такое поведение их
чудо-чад становится предметом беспокойства (особенно, года крохе за 2). Это не
столь страшно, не столь непоправимо, но поработать над этим нужно будет. Данный
пост, как и все предыдущие, в помощь родителям. Рассмотрим.

Возможные причины таинства горшочных дел

Что делать нам, взрослым?

Возможные причины таинства горшочных дел

Итак, причины. Они все разнообразные, но суть одна: страшно,
стыдно. Для малыша его фекалии – это самое первое, что он сделал, делает и
будет делать САМ. Он может: гордиться ими или стесняться. А вот какой вариант
получится, зависит от родителей. НИКОГДА НЕ БРЕЗГУЙТЕ В ПРИСУТСТВИИ МАЛЫША ЕГО
КАКАШЕЧКАМИ. Они для него родненькие. Можно радоваться тому, что он с вами
делится ими. Когда я работала в саду, то для нас, педагогов, показателем
адаптировавшегося к условиям сада был ребёнок, который какал в саду, а не «нёс
домой», терпя весь день.

Как и для взрослого человека, чтобы позволить себе «расслабиться»
в данном плане, необходима соответствующая обстановка ― комфорт. Когда его нет,
то и ничего не происходит. Малыш страдает запорами или прячется.

Итак, первая причина прячущегося со своими горшочными делами
крохи – это стыд.

А вот что послужило этому чувству, необходимо рассматривать
каждый конкретный случай. Из опыта:

– в какой-то момент, мама мальчика начала закрываться от
него в туалете (она же ведь женщина), но при этом не объяснила, почему важно
соблюдать этикет (она женщина, он будущий мужчина, так положено), а он
воспринял это как стыд, и ранее ходивший на горшок, стал какать в подгузник
тайком.

– мальчик (который не приучен к горшку) ближе к двум годам
начал прятаться в шкаф, под стол, уединяясь для «своих дел». Почему? Произошло осознание
того, что что-то он делает, что-то пахнет несколько неприятно, что-то мама
говорит «Ой навалил сколько в подгузник! Ай-яй-яй!», а на унитаз, как взрослые
ходят, он не умеет, а на горшок то родители не ходят, нет у них такого, у него
возникло чувство несостоятельности и стыда…

Чаще в возникновении стыда у ребёнка играет роль наше
отношение: порицание или брезгливость. Этому места нет в ситуации отношения к
детям. Да, обкакался, зато же покакал!!! Зато поделился, а не держит в себе!!!
(есть родители которые рады, что хоть как-то малыш сходил в туалет по
большому). Всё поправимо: с радостью и умилением помыли, вытерли, переодели и
все счастливы!

Вторая причина таких пряток – это страх. Бывает, дети боятся
этого процесса в следствии какого-то неприятного события. Из опыта:

– девочка страдала запорами. Покакать было больно. Возник страх,
что так будет неприятно каждый раз. Происходило психологическое напряжение,
сжатие соответствующих мышц и расслаблялась она только когда забывалась в игре,
развлечении. Так и какала в подгузник. Возникла привычка какать только в
подгузник, в игре. На горшок пока страшно.

– мальчик, делающий свои горшочные дела ислючительно в
подгузник, как-то укакался во время купания. Увидев свои фекалии, испугался,
возник страх. Перестал какать ежедневно вообще. Данный процесс случался 1 раз в
4-6 дня, что, естественно, обеспокоили родителей. Потом, поуспокоившись, начал
прятаться.

Все ситуации были откорректированы и исправлены без особых
усилий и действий. Всё просто.

Что делать нам, взрослым?

Итак, чтобы малыш не стеснялся и не брезговал своими
какашечными делами, ему нужно привить понятие, что это нормально, природно и не
постыдно.

1.      

Относитесь сами нормально к данному процессу,
без брезгливости и страха загрязнения.

2.      

Ходите вместе с ребёнком в туалет. Желательно
изначально определить, что мальчик ходит с папой, а девочка с мамой, хотя, если
нет такой возможности, то до появления интереса у ребёнка к особенностям
строения тела мужчины и женщины (к двум годам), можно и не ориентироваться на
пол родителя.

3.      

Давайте возможность познания. У малышей есть
период, когда все они в возрасте 8-11 месяцев изучают свои какашечки (если вы
дадите им эту возможность): они их могут пробовать на вкус, растирать по полу и
пачкать предметы, находящиеся рядом. Увидев такую картину, не торопитесь
впадать в панику, истерику и убирать предмет познания. Пусть рассмотрит,
понюхает, потрогает, потом аккуратно и бережно уберите, объясняя что это.  Не переживайте, данное занятие не станет
постоянным и увлекательным для крохи, так как запах всё же своё сделает. Так, к
примеру, наша Лиза перед купание, бегая по квартире «сделала кучку» на полу
(спасибо, не на ковре), взяла лопаточку и ковырялась, получая опыт, эмоции. Увидев
эту картину, было смешно, но стоило сдержаться, что бы не закрепить форму
поведения такую. Повторилось это ещё раз и больше интереса не было.

Что значит ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ? Ребёнок найдёт её сам, если не
будет находиться постоянно в подгузнике.

Если вы этот момент упустили, у малыша возник страх или
брезгливость к туалету, то помогут объяснения, внушения, что это нормально, все
так делают, и даже животные, у каждого своё место и «горшок». Понаблюдайте, как
это делают ваши питомцы и животные на улице.

4.      

Сдерживайте свои негативные эмоции, вызванные
таким обстоятельством. Если малыш укакался, просто помогите ему стать чистым,
предложите горшок для того, чтобы это было аккуратно в следующий раз. Придёт время,
и он сам определиться как ему лучше (а чистым быть всё же лучше). Есть детки,
которые отвергают горшок, так как они чувствуют себя взрослыми (а папа с мамой
то на горшок не ходят!) и потом сразу идут на унитаз, как только смогут туда
залезть и удержаться.

5.      

Создавайте благоприятную, расслабляющую среду:
меньше порицайте, откажитесь от криков, шлепков и т.п., больше радуйтесь с
ребёнком вместе, уделяйте достаточно своего времени, любви и внимания. И тогда
всё наладится)

Успехов вам в воспитании и
развитии вашего ребёнка!!!

Источник

Нередко родители и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда ребенок на время выпадает из реальности, «зависает». Как определить, что это — возрастная норма, особенности личности или нарушения в работе мозга и нервной системы? Как понять, что ребенку необходима помощь специалиста? Журналист «Литтлвана» Ира Форд поговорила об этом с психотерапевтом Аглаей Датешидзе.

Аглая Датешидзе — психотерапевт, танцевально-двигательный терапевт, организатор мероприятий и семейных лагерей, писатель, мама Теи (8,5 лет).

«Зависание» — это особенность детской психики

— В чем причины условного «зависания» у ребенка? С ним разговариваешь — не слышит. Шел и забыл, куда шел. Будто стучишься в дверь, а она не открывается. И не знаешь, что делать: то ли тихонько отойти в сторону, то ли облить ребенка водой, то ли бежать к врачу…

— Полное погружение в процесс — это особенность детской психики. Она так устроена: когда ребенок сосредотачивается на чем-то, у него нет возможности обращать внимание на иные объекты. Фокус внимания нацелен так глубоко на предмет, что он может не видеть и не слышать все, что вокруг. Это нормально.

Также нормально, что ребенок чего-то хотел, куда-то шел и забыл, что и зачем. Его внимание может быстро переключаться. Классический вариант — ребенок забывает в садике или в школе что-то важное. Форму для физкультуры, например. Родителям придется смириться: к данному моменту он еще не может держать в голове несколько задач и обращать фокус внимания на каждую. Надел куртку и сапоги? Уже плюс!

— С чем еще надо смириться, о чем помнить родителям?

— Детская психика очень пластична и восприимчива. И часто ребенку нужно довольно много времени, чтобы обработать информацию. Один из способов это сделать — направить внимание внутрь себя. Это происходит автоматически. И тут представьте: он обрабатывает огромный файл, а вы вламываетесь в его мир со стуком. Подождите конца обработки. И ваш ребенок сам вынырнет из своего мира в ваш общий.

Вообще, наш мир — это то, с чем ребенку приходится психологически справляться. И абсолютно точно, что сосредоточенность на чем-то, «зависание» — это способ ребенка адаптации к миру вокруг. Часто дети таким способом берегут себя от чего-то.

Расслабляться не стоит

— Все ситуации, которые вы описали, выглядят абсолютно здоровыми. Или рано успокаиваться и есть моменты, когда зависание — это более опасный симптом?

— Да, совсем расслабляться не стоит! Бывает, что «зависание» является аварийным механизмом, который говорит о сложности отношений ребенка с внешним миром. О том, что детская психика не может с чем-то справиться, не имеет возможности, ресурсов: о травматической ситуации, большом стрессе или ситуации, напоминающей ситуацию большого стресса, который ребенок пережил раньше.

А еще бывают психические особенности, отклонения, диагнозы, которые ставят неврологи и психиатры. При этом вовсе не обязательно ребенок, который «зависает», может иметь в анамнезе, например, аутизм. Но дети с психическими особенностями вполне могут быть похожи «на дома с закрытыми ставнями, за которыми совершаются пиры».

— Может ли родитель сам определить, что, например, здесь «зависание» — это возраст, тут — перенапряжение, а вот в этом случае уже нужно сходить к детскому психиатру?

— Первое, на что нужно положиться — родительское чутье. Хотя, если родитель тревожен, то в этот момент чутье и интуиция перестают работать.

— И что же делать?

— Попробуйте проанализировать «зависание» ребенка. Важна связь с внешними событиями, контекст и частота, с которой это происходит. Часто родители понимают, что он «зависает» по итогам ситуации, когда произошло что-то непростое, из ряда вон выходящее.

Оцените контакт ребенка с внешним миром. Когда он есть, и ребенок находится в контакте с собой и с родителями, то даже в ситуации «зависания» он может сказать: «Я устал». И это повод дать ему время на восстановление. Здоровые дети в стрессовых ситуациях часто просто засыпают, и все.

Другое дело, если ребенок ни на что не реагирует, находится абсолютно в своем мире. Либо реагирует неадекватно. Когда у него есть какие-то мульти-моторные явления (например, он раскачивается), начинает что-то говорить, ориентироваться как будто в параллельной реальности. Это должно насторожить родителя.

Возраст «зависания»: что норма, а что нет

— Есть ли возрастные особенности для такого «выпадения из реальности»? Например, малыши до 3 лет «уходят в астрал», наблюдая, как вертится барабан стиральной машинки? Или могут час крутить педали велосипеда, стоящего на руле и седле.

— Ребенок в этом возрасте (от года до трех) большей частью направлен на изучение внешнего мира, и его внимание по определению очень переключаемо. «Зависание» на педалях — это невозможность контролировать себя, переключить внимание. Это меня насторожило бы, я пошла бы к неврологу или психиатру, потому что такое проявление характерно для ранних психиатрических симптомов, которые могут сопровождать простую форму шизофрении. Я знаю, родители напрягаются при словах «детский психиатр», но нет ничего страшного в том, чтобы сходить к нему с ребенком этого возраста — малыша не поставят на учет только из-за того, что вы обратились с вопросом. И вообще сейчас нет института учета как такового. Все обращения анонимны.

При этом важно показать ребенка нескольким врачам, чтобы составить свое мнение прежде, чем выполнять какие-либо предписания. Может быть, не только психиатру и неврологу, но и другим специалистам новой медицины — например, остеопату.

— Другая ситуация: ребенок 7–10 лет садится делать домашнее задание и через 3 часа обнаруживает себя за тем же столом с пустой тетрадью?

— Ребенок 7–10 лет, который где-то «завис» — это частая история. Если он хорошо учится, социально адаптирован и во время выходных, праздников и каникул не «выключается», то такая реакция может быть просто особенностью его адаптации к обучению и сигналом переутомления. Кто из взрослых не ловил себя в состоянии «смотришь в книгу, видишь фигу» — ты утомлен, и у тебя нет ни желания, ни интереса что-то узнать прямо сейчас. И для младшеклассника нормально хотеть что-то приятное, а неприятное, пусть и полезное, не хотеть. Но я настаиваю на том, чтобы оценивать ситуацию в контексте! Если ребенок социально не адаптирован, у него есть странные эмоциональные реакции, он регулярно находится в какой-то параллельной реальности — это причина для консультации с врачом.

— Еще пример: парень 12–14 лет не слышит ничего из того, что говорят родители, хотя может кивать и даже поддакивать. Оказывается, что он не снимал воображаемые наушники и находился в своем мире. Это норма?

— Ситуация с подростками особая. Если ребенок проживает подростковый кризис, то «зависание» — это, вероятно, одна из стадий его созревания. И если он адекватен, контактен и демонстрирует хорошие реакции, я бы не стала думать про психиатрию. Но есть нюанс: именно в подростковом возрасте, когда меняется гормональный фон, могут проявиться дремавшие доселе психические заболевания, особенно, если есть генетические предпосылки. Поэтому я бы рекомендовала родителям, у которых есть в роду люди с психическими заболеваниями, быть особенно внимательными к детям подросткового возраста.

У каждого свой путь

— Мой сын часто погружался в свой мир, и я не знала, где найти точку опоры, чтобы отыскать его уникальность. Вопрос решился, когда ребенок пошел в кружок робототехники в 5 лет…

— Мне очень понятна эта история. У моей дочери есть друг, который очень одарен в плане информации, математики, очень эрудирован. На семилетие ему, по его же просьбе, подарили поездку на орнитологическую станцию. И при этом он систематически писается, а иногда и какается. Я вижу связь между тем, насколько этот мальчик умеет сосредотачиваться в научных областях и насколько он беспомощен в других. Но верю, что с возрастом все выравнивается.

У каждого свой путь. И, чтобы помогать ребенку, нужно быть рядом, принимать происходящее, как есть, не сравнивать и не ранжировать: «У Пети с пятого этажа все круто, а вот у тебя не очень. Все уже давно не писаются, а ты все еще да». В этом месте помогает такой подход: «Хорошо, что тебе нравятся динозавры, ты считаешь до нескольких тысяч, умножаешь трехзначные числа. А то, что ты забываешь сходить в туалет, — это тоже твоя особенность». Подходите к ребенку как к целому феномену без попытки его исправить, дополнить или улучшить. Часто люди, которые могут сосредотачиваться, «зависать» на чем-то одном, очень уязвимы и ранимы. Старайтесь не ранить ребенка словами и научитесь взаимодействовать с его особенностями. При грамотном подходе при помощи медицины с возрастом большинство вопросов решится!

— Часто «зависание» связано с синдромом дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности?

— СДВГ — достаточно спорный диагноз. Я думаю, что это комплекс симптомов, образующихся в силу разных причин. При этом они вовсе не обязательно связаны с симптомами, они могут находиться вообще в другой плоскости. Поэтому, если вам педиатр или еще кто-то говорит: «Это похоже на СДВГ», хорошо бы обратиться к детскому неврологу, и уже он проанализирует ситуацию детально.

«Зависание» — это симптом, что ребенку не хватает ресурса, чтобы затормозиться. Значит, возникло перенапряжение психики, после которого он «затормаживается» гораздо глубже, чем в нормальном состоянии.

Допустим, ребенок пришел с прогулки. Ему достаточно посидеть 5 минут, чтобы действовать дальше. Но если ребенок перегулял и сильно перевозбудился (это будет понятно мамам младенцев), то торможение происходит на гораздо более глубоком уровне. Потому что малыш «тормозит» не из ресурса, а из истощения, из недостатка, психика «падает» гораздо глубже.

Советы учителям

— А что делать учителю, если он видит, что у него на уроке ребенок опять «витает в облаках» и не может оттуда спуститься?

— Важно понимать причину «витания». Например, такой симптом часто проявляется у детей, переживших травму. Травма — это момент, когда психике не хватило ресурса, чтобы справиться с определенным событием. В этом месте нужен психолог. И работа с травмой: реагирование, поиск новых способов справиться с этим, притягивание новых ресурсов, например, другого взрослого или нового взгляда на это событие. Важно встречать из травмы ребенка с таким опытом.

— Что это значит «встречать из травмы»?

— Смотреть любящими глазами, быть рядом, переживать чувства рядом с ним, давать ему возможность говорить, рассказывать, давать сочувственный контакт. Есть известное исследование, которое проводилось в военной Германии. В нем принимали участие две категории детей: одних отправили в эвакуацию без родителей, а другие переживали в городах бомбежку вместе с мамами и папами. И те, которые были в эвакуации, на молоке и хорошей еде без бомбежки, травмировались психологически гораздо сильнее, чем вторые. Потому что родители встречали детей из травмы. Поэтому, если учитель видит, что ребенок травмирован, стоит обратиться к детскому психологу. Но поскольку дети живут в семейной системе и очень зависимы от нее, мамам и папам, прежде всего, стоит решить свои вопросы. Вообще, лучший вклад в психическое здоровье детей — это личная психотерапия родителей.

— А если у ребенка нет травмы, а «зависание» есть, что делать учителю?

— Учителю сложно что-то сделать с этим, когда он каждый день ведет пять уроков и у него в классе 30 человек. Это прямой путь к выгоранию, к ситуации, когда он не может помочь каждому — у него физически нет для этого терпения и эмоциональных сил. Поэтому помочь могут превентивные меры. Он не может сократить нагрузку, она регулируется ставкой, поэтому нужно заниматься гигиеной собственной психики: помогать себе психологическими, физическими методами, общаясь с психологом, с родными, с кем угодно. Когда учитель не в ресурсе, ему очень сложно принимать ученика, который выпадает из стандарта. Я могу пожелать такому педагогу найти контакт с родителями, обеспечить взаимную поддержку, отыскать индивидуальный подход к ребенку, научиться включать чувство юмора. Все это даст невероятные результаты. Ребенок шагнет навстречу такому учителю — просто потому, что психически здоровые дети стремятся к контакту и готовы принимать помощь взрослого, чтобы достичь результатов в учебе и выстроить отношения.

Больше интересных статей – на портале для родителей Littleone

Источник

Каждый из
нас, взрослых, замечал, как дети любят прятаться: в шкафу, под столом, во
дворе. Даже если сейчас вы постараетесь вспомнить собственное детство, то в
памяти всплывут моменты ваших излюбленных «секретных мест». Там, спрятавшись от
шума, мы учимся находить спокойствие внутри себя. Пусть никто не учил нас
медитации – в детстве мы сами интуитивно приводим в баланс эмоции, выбирая
комфортную обстановку.

Уединение
наверху

Есть дети,
которые любят наблюдать жизнь с высокой точки. Здесь близко небеса и далеко
скучные дела. Каждое новое продвижение наверх требует координации всего тела и
мыслей, а плоды, добытые с дальних веток, воспринимаются как достижения.

 У таких детей может быть даже любимая ветка,
которая находится довольно высоко, чтобы скрыть его от посторонних глаз, и
достаточно толстая, чтобы дать ощущение безопасности.

Чему учит
дерево. Стремиться к большему, преодолевать страхи, контролировать тело и вес,
вовремя остановиться, если следующая ветка слишком тонкая. Балансировать.
Затаиться и «не шелестеть». Здесь хорошо мечтать о свершениях. Если вы любили в
детстве прятаться на дереве, но  с
возрастом утратили драйв, покорите какое-то дерево, или хотя бы обнимите,
вспомните детство и его победы.

В темноте

Когда нет
сил справиться с эмоциями, дети и взрослые могут уходить от проблемы, сжаться и
переждать бурю, будь то внешняя угроза или внутренний дисбаланс.

Ребенок в
этом случае выберет темный уголок: одежный шкаф или нишу. Смысл в том, чтобы
оказаться в «материнской утробе» – самом спокойном в мире месте. Часто ребенок
принимает позу эмбриона, заворачивается в одежду или одеяла.

Взрослый не
прячется в шкаф, вместо этого он может принимать расслабляющую ванну или долго
сидеть в машине в одиночестве, стабилизируясь после тяжелого дня или перед
важным делом.

Чему учит
темнота. Если ваши близкие злоупотребляют отшельничеством, это может указывать
на проблемы в коллективе или семье. Стратегия «спрятаться» приветствуется как
кратковременный источник покоя в сложный период. Важно, чтобы она не стала
единственной моделью поведения в неприятной ситуации. После каждого «ухода»
человеку необходимо делать шаги для решения вопроса, а не просто избегать его.

Любимая вещь

Кроме
укромного уголка, в котором так хорошо мечтается в детстве, у многих дома
хранятся памятные вещи. С этими любимцами тяжело расставаться, даже если они
давно потеряли свой вид. Это любимая игрушка, одежда, картина или чашка. Иногда
— любимое кресло.

Чему учит
любимая вещь. Умению усиливать себя доступными вещами — в прямом смысле слова.
А также умению расставаться с ними, чтобы освобождать в доме место для новых
«вещей силы».

Секретный
уголок

Оказываясь
здесь, ребенок попадает в другой мир – вымышленное царство захватывающих
приключений. Здесь легко превратиться на несколько часов в героя какой-то
сказки. Этот уголок может быть тем же шкафом, что и в стратегии «убежать и
спрятаться», вот только настроение – уже совсем другое. Секретный уголок – это
уютная «халабуда», разросшийся кустарник или ступеньки лестничной площадки.
Благодаря фантазии и одному-двум «посвященным» друзьям они превращаются то во
дворец, то в корабль, то в параллельную вселенную.

Подростки и
взрослые тоже мечтают, но уже не посвящают в свои грезы посторонних. Начиная со
старшей школы роль секретного места переходит к наиболее отдаленным физически и
даже экстремальным местам: крышам, обрывам, мостам, вышкам и т.д.

Чему учит
секретный уголок. В детстве – развивает фантазию, дает возможность проиграть
разные ситуации в метафорической форме, победить все проблемы, придумать
хэппи-энд. Если в игру допускаются друзья – учит договариваться, дружить.
Негатив – опасности, которые могут подстерегать на экстремальных площадках (на
крыше, в подвале и т.п.).

Поэтому, дорогие взрослые, если вы заметили, что ваш ребенок часто ищет укромное место, не ругайте его за это, не высмеивайте и не наказывайте. Постарайтесь понять причину подобного поведения, поддержать и при необходимости помочь, так как уже для взрослого человека воспоминания о детстве служат мощными
энергетическими зарядами. 

УДАЧИ ВАМ!

Источник