Почему ребенок не запоминает цвета в 3 года

Почему ребенок не запоминает цвета в 3 года thumbnail

Ну я просто совершенно не знаю, что делать. Ребенку 3,4.Ходим в сад с 2-х лет, хорошо говорим, особых проблем с развитием и образованием нет,в саду один из лучших.Но есть одна большая беда-никак не можем выучить цвета.Ну совершенно не можем!Сначала думала, что ребенок дальтоник, нет, цвета он различает, а вот запомнить как какой цвет называется не может.Как только не пытались и объясняли и игры по этой теме покупали и т. и т.п.Эффект нулевой.В остальном с памятью все нормально, стихи учим, буквы многие знаем, геометрические фигуры знаем.Он уже просто плачет, когда начинаем эту тему поднимать.А в саду на нас давят, говорят, что это отставание, поскольку в его возрасте он должен это знать.Мне конечно на сад в этом плане наплевать, но этот вопрос меня саму начинает волновать.Что делать?Может быть кто-то подскажет.Заранее Спасибо.

08.02.2008 14:04:45, Niksa

14 комментариев

А сколько цветов Вы пытаетесь выучить?

Просто у нас тоже не сразу получилось и я переживала по этому поводу. Спрашивала везде, пыталась помочь ребенку. Тоже сначала убедилась, что мы различаем цвета, оттенки, размеры без проблем, а вот с названием – никак не выходит. Вернее все мы помнили названия, но на вопрос какой цвет начинали гадать. И помнится мне здесь кто-то подсказал или ссылку дал на интересную статью. Там говорилось, что японцы не ввдят в отличие от нас 4 основных цвета, а дают сразу более широкую гамму – не красный, а розовый, красный, оранжевый и т.д. – дети же видят оттенки и чаще различают лучше нас, а мы упорно показываем им разные цвета и называем их одинаково! Вот они и не могут понять чего хотят от них! Я попробовала с Дашуней – ввела побольше цветов и не прошло и пары недель как мы стали все называть и почти не путались даже! Все встало на свои места. Дашуня когда постарше стала даже спорит со мной какой цвет и знает их много и различает много оттенков. Ей так легче. Немного позже она поняла что это оттенки одного цвета и сейчас очень любит смешивать разные цвета чтобы получить новые оттенки.

Так что можно попробовать так – может у Вас тоже такой ребенок. Или найти другой подход. Просто я на этом примере увидела что подход найти иногда трудно, но если найти – будет очень легко!

09.02.2008 18:47:19, tayle

Я чуть по-другому делала. Называла цвета только чистые, сначала основные. Т.е. если стаканчик салатовый или колечко розовое – цвет не называю никак. Потом, когда эти цвета уже знали хорошо – начинаю оттенки вводить. А голубой, например, никогда не называла синим, действительно, путаница получится. 10.02.2008 00:10:11, Ната Ф.

ну вот в том и дело – ребенок любопытен по природе и все новые знания стремится применить, а тут даже в книжках синим называются многие оттенки синего, я не имею в виду откровенно голубой, а вот от совсем темного до светлого – и все синий. и так со всем. Когда я расширила границы – все спокойно легло. А то мы учились говорить основные цвета и различать их как в принципе везде и предлагается. Когда сразу не получилось – я естественно пыталась закреплять на окружающем, ассоциации предлагать – типа желтый как лимон. Но в книжке желтый – один, а лимон лимонный оттенок! да и лимоны разного отттенка. Так что ассоциации не помогла, а внесли еще больше путаницы.

10.02.2008 12:09:36, tayle

про нас напишу…то же самое- речь с самого раннего детства хорошая, память- тоже и всё складывалось хорошо, кроме цветов. И чуть ли не с рождения тоже всегда называла цвета и сравнивала- фантик жёлтый, как солнышко..мячик зелёный как травка… Убедилась тоже: различает ли цвета? Различает. И мучила её, бедненькую (дура была, простите). Книжки до сих пор и с наклейками валяются и без и стихи про цвета и гномики игровые и пособия… Пока не плюнула и не смирилась- ну не знает она цвета,путает основные, ну вот такой ребёнок, когда-нибудь-то научится!

Сама стала называть все цвета ближе к 5 годам, причём сразу- все основные цвета+ такие названия, как лимонный,белоснежный, фисташковый, баклажанный, небесный итд

09.02.2008 13:24:25, Мама Светик

Если мальчик, то вот все-таки уверена, что у всех мужчин дальтонизм разной степени. От этого сложности:)

Ну а еще по старшей своей помню – учила цветам ее и ее подружку, пришла к выводу, что научить этому вообще нельзя. Просто в какой-то момент приходит осознание. Тогда мгновенно в цветах начинает деть рубить.

09.02.2008 00:59:46, Мальса

Я своим детям с рождения цвета называю (так же как и части тела). Не специально:,”вот учи- это зеленый, зе-ле-ный!” А в процессе общения. Возьмем оранжевую бутылочку, наденем синие ползуночки, какую погремушку повесим-синюю или желтую. К поступлению в ясли старший все основный цвета знал прекрасно и много оттенков. 08.02.2008 19:51:05, barabachka

Читайте также:  Что сварить ребенку 3 года

Прочитала, и прям свою вспомнила, нам 3 и 6г вообще не могла цвета запомнить и зубрили и по оттенкам учили и …… чуть ли не на голове стояли, толк был нулевой, даже 3-х цветов не могла запомнить, а в 3,7-3,8 за неделю аж 8шт выучила. Мне и про отставания развития начали говорить. Учите и терпите, все выучится. Удачи! 08.02.2008 15:10:15, Liporella

Пока плохо, сейчас на кукушку поедем 08.02.2008 15:35:16, Liporella

У Максима была такая же проблема,пошли в изостудию…Через месяц знал все цвета и оттенки 08.02.2008 15:06:35, Дождик

Этот вопрос поднимается и здесь, и в психологии с периодичностью примерно 3-4 раза в год. Стандартный первый вопрос для уточнения проблемы: ребенок цвета не различает или не называет? (это разные вещи, согласитесь) 08.02.2008 14:34:39, Musenka

не надо на ребенка давить, где то я читала, что мальчик примерно лет 4 не мог запимнить цвета, так ему просто ненавязчиво везде (в магазине, дома, на улице) говорили вот посмотри, это голубая лавочка, это красные огоньки, у тебя черные сапожки, ну и т.д. Постепенно, в форме игры, обращайте его внимание на цвета. Он запомнит. Главное не давите на сына. Ему всего 3,4! Все придет со временем.

08.02.2008 14:32:35, Диорчик

+1.. моя старшая краля тоже в свое время “измывалась” показываешь -спрашиваешь какого цвета травка а в ответ “может красный а может желтый нет пусть будет синий” Именно так и общались, не акцинтируя акая скамеечка зеленая какой цветочек красный А потом как щелчок – в один день поняла что все она прекрасно знает и основные и оттеночные .. 08.02.2008 20:32:51, Пантерка

+1 Мы именно так и научили цветам Ванюшку. Тоже думали вначале, что дольтонизм у него. Красный говорил зеленым, синий желтым и т.д. А потом мы обратили внимание на то, что он замечательно разбирается в марках машин ( с 2-х лет) и на примере машин на улице стали ему ненавязчиво называть цвета. Например: Ванечка, а это какая машинка поехала? – мерседес- Правильно это КРАСНЫЙ мерседес! И вот так, постепенно за пару месяцев он выучил все цвета и оттенки….

08.02.2008 15:47:25, HelenJS

Источник

Татьяна Холбекова

Консультация «Как научить ребенка запоминать цвета» в младшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 52»

Методическая разработка (младшая группа) на тему

«Как научить ребенка запоминать цвета».

Воспитатель: Т. Н. Холбекова

Полысаевский городской округ, 2020

Ни для кого не секрет, что каждый любящий родитель стремится к тому, чтобы с самых первых дней жизни своего малыша вложить в него все самое лучшее и ценное из того, чем обладает сам. И если проблем с выбором хороших и качественных вещей для ребёнка обычно не бывает, то вопросы педагогики и воспитания для многих родителей являются важными и насущными. Особенно это актуально для тех мам и пап, которые таковыми стали впервые. Вопросы, которые их интересуют, могут быть самыми разными.В число этих вопросов входит и такой вопрос: «Как научить ребенка различать цвета?». Этим вопросом задаются не только мамы крох, но и мамы трехлеток. Рассмотрим некоторые принципы, которые успешно применяются родителями и педагогами уже не один десяток лет, и попробуем разобраться в том, как научить ребёнка различать цвета.

Когда ребенок начинает различать цвета? Специалисты утверждают, что для ребенка мир приобретает краски уже в течение 3 – 4 месяца жизни. Действительно, ребенок может обращать внимание на контрастные рисунки, неодинаково реагировать на погремушки разных цветов, но об осознанном разделении цветов в этом возрасте говорить, конечно, рано. Умение находить определенный цвет среди остальных, а уж тем более называть цвета появляется у детей значительно позже, примерно к полутора годам. А вот точные сроки зависят от того, насколько много вы будете уделять внимания по изучению цветов с ребенком. Только нужно запомнить, что «учить цвета» – это вовсе не значит, что надо постоянно экзаменовать ребенка. «Скажи, какой это цвет», «Покажи, где красный» и т. п. Ребенок, я думаю, как и любой другой человек, не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний. Это скучно и неинтересно. Гораздо интереснее для детей играть! И чем ярче и интереснее для детей будут игры, тем быстрее и с удовольствием он запомнит яркий мир цветов и оттенков.

Играть с малышом в «цветные» игры можно с рождения, показывая крохе разноцветные игрушки и называя их цвет. Но после 6 месяцев, когда цветовое зрение крохи уже полностью сформировано, эти игры приобретают еще большее значение. Собирая с малышом пирамидку, проговаривайте названия цветов: «Давай мы наденем на стержень красное колечко. А это колечко – синее. Давай наденем и его». Играя кубиками, выстраивайте для крохи две башенки, например, красную и желтую,приговаривая при этом: «Смотри, вот кубик красного цвета. Где у нас красная башенка? Здесь. Сюда мы и положим этот красный кубик. А вот желтая башенка. Какой кубик нам нужен? Желтый! Вот желтый кубик! Посмотри,какие башенки у нас с тобой получились: желтая и красная». Подобным образом можно выкладывать одноцветные дорожки из кубиков («Зайка любит прыгать по синей дорожке, а собачка бегать- по белой», строить гаражи для машин и домики для кукол.

Читайте также:  Новогодние игры с ребенком 3 года

Привязывайте новые знания к эмоциям. Человеческая память устроена таким образом, что мы лучше всего запоминаем картинки, яркие образы и эмоции.Не зря ведь говориться: человек запомнит не то, что вы для него сделали, а то, что заставили его почувствовать. Используйте этот приём в обучении детей. Новые знания сразу же должны использоваться ребёнком. Если вы выучили с малышом что-то новое, постарайтесь сделать так, чтобы он начал применять это в жизни. Выучили красный цвет, значит, собираясь идти на улицу, попросите его, чтобы он принёс вам свою красную курточку. Чем чаще вы будете побуждать своё чадо применять то, что недавно узнали, тем лучше все это запомнится.

Побуждайте ребенка делиться тем, что он узнал с окружающими. После того как вы выучили новую цифру или цвет, пусть малыш позвонит дедушке или бабушке и расскажет об этом. Очень эффективно этот принцип работает в связке с практическим применением. Например, папа пришёл вечером с работы и пошёл мыть руки перед едой – пусть кроха подаст ему жёлтое полотенце.

Говорите разными фразами. Всегда произносите цвет в разном контексте, чтобы ребенокне воспринимал это как одно слово: «Это красный шарик», «Шарик красного цвета», «Это шарик. Он красный» и т. п.

Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький).

Повремените с оттенками – все салатовые, розовые и голубые оттенки лучше оставить на потом. Не начинайте изучать новый цвет, пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим). Ниже мы рассмотрим несколько действенных методик, которые помогут родителям в обучении своих детей цветовой палитре.

Существует огромное количество всевозможных способов, используя которые можно научить ребёнка уже в три года различать шесть цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый и черный, и более. Но если вникнуть в их суть, то практически все они сводятся к пяти простым педагогическим приёмам. Их мы сейчас и рассмотрим.

Неформальное обучение. Суть этого метода заключается в том, чтобы обучать ребёнка в процессе повседневного общения. Например, по дороге в парк или детский садик малышу предлагают вместе считать зелёные машины, которые будут проезжать мимо него. Естественно, перед этим родитель должен показать крохе, как выглядит зелёный цвет. Эффективность этого метода заключается в том, что ребёнку предоставляется полная свобода действий, его никто ни в чём не ограничивает. Он может делать по дороге все, что ему захочется, главное, чтобы не забывал считать зелёные машины. Кстати,количество посчитанных машин тоже не имеет никакого значения: проехало десять, а посчитал всего две – молодец!

Творческий подход. На этом этапе нужно будет позаботиться о том, чтобы у ребёнка появились краски, карандаши, фломастеры или пластилин. Попросите кроху выбрать тот цвет, который ему нравится больше всех, и расскажите, что это за цвет. Пусть это будет синий. Предложите малышу вместе что-то нарисовать, например, синий кружок. Скажите, что это воздушный шарик синего цвета, у которого нет шнурка, и если вы его не дорисуете, шарик улетит в небо. Спросите у карапуза, какого цвета должен быть шнурок, если шарик синего цвета. То же самое можно проделать и с пластилином.

Использование игрушек. В специализированных магазинах для детей продаётся огромное количество развивающих игрушки, которые помогают запоминать цифры, буквы и цвета. Самые продуктивные из них для запоминания цветов: пирамидки из колечек, пазлы и конструкторы.

Интерактивные книги. Их эффективность заключается в больших красочных картинках, которые привлекают внимание ребёнка. Как правило, в таких пособиях предлагаются всевозможные задания, выполняя которые ребёнок одновременно участвует в увлекательной игре, развивает мелкую моторику пальчиков и учит цветовую палитру.

Сюжетные игры. Придумайте простые игры, в которых ребёнок смог бы задействовать свои чувства. Например, возьмите два зайчика разных цветов и сделайте для них домики таких же цветов. Посадите зайчат в соответствующие домики. После всего достаньте их оттуда и скажите малышу, что они вышли на прогулку. Вдруг появляется лиса. Зайчата очень испугались лису. Их срочно нужно спрятать от лисы!

Скажите ребёнку, что каждый из зайчиков хочет спрятаться в свой домик от лисы. Суть такой игры – вызвать у малыша эмоции, сопереживание и сочувствие. Это активирует дополнительные отделы мозга и поможет ещё лучше запомнить нужные цвета. Использование этих приёмов в их различных вариациях поможет достигнуть хороших результатов в кратчайшие сроки, но помните, каждый ребёнок индивидуален.

Читайте также:  Куда пойти с ребенком 3 года в красноярске

Очень здорово с ребенком устраивать так называемые «Цветные дни». Этот метод знакомства с цветом сейчас очень популярен. Заключается он в том, что в течение одного дня ребенок часто «наталкивается» на один и тот же цвет регулярно слышит его и соответственно быстро запоминает. Так, в день красного цвета вы с малышом можете одеться в красную одежду, отыскать все красные игрушки и даже поесть красные овощи и фрукты. На прогулке обращать внимание на машины нужного цвета, одежду детей. Во время спокойных игр можно рассмотреть книгу или карточки с картинками нужного цвета.

Также не стоит забывать о традиционных играх, проверена эффективность которых временем.

«Найди цвет». На начальном этапе изучения, пока ребенок еще не может называть цвета, можно предложить ему найти предметы определенного цвета по показанному вами образцу. Важно вначале выбирать предметы одинакового оттенка. Для этого можно воспользоваться кубиками, деталями мозаики или конструктора.

«Разложи по цветам». Для этого можно воспользоваться пуговицами или яркими бусинами. В одну коробку предложите ребенку сложить, к примеру, крупные синие пуговицы, а в другую – мелкие синие. Если есть пуговицы разных оттенков одного цвета, то можно попросить малыша выложить их в ряд от самой светлой до самой темной.

«Путаница». Для игры нам потребуются разноцветные ручки. Взрослые снимают с них колпачки и предлагают ребенку помочь подобрать нужные колпачки к определенным ручкам. Во время игры можно намеренно выбрать неправильный колпачок – малыш обязательно вас поправит.

«Колпак». Сделайте из разноцветного картона колпаки и разложите их перед ребенком.Взрослый рассказывает стишок: «Еду, еду в гости на лошадке в желтой шапке!» – при этом ребенок должен выбрать колпак нужного цвета и надеть себе на голову.

«Найди лишний». Среди четырех шариков 3 должны быть одного цвета и 1 другого. Ребенку нужно найти шарик, который по цвету отличается от других.

«Веселые бусы». Сделайте из цветной бумаги или картона круги разного цвета. Подготовьте шаблон бус и предложите малышу сложить свои бусы по предложенному вами образцу.

«Разложи шары правильно». Взрослый высыпает на пол разноцветные шары и ставит несколько коробок. В каждую из коробок кладется шарик определенного цвета. Ребенку нужно собрать шарики и сложить их в соответствующие коробки. Чтобы обучение было успешным, всегда комментируйте свои действия, заканчивайте игру сразу же, как только ребенок проявит первые признаки усталости или потери интереса. И не забывайте хвалить малыша за каждое достижение, и тогда научить ребенка различать цвета не составит для вас труда.

Если что-то идёт не так. Некоторые родители и педагоги, видя, что ребёнок упорно продолжает путать цвета, могут делать ошибочные выводы в отношении умственных способностей малыша. Если с подобной ситуацией столкнулись и вы, не спешите. У некоторых детей может быть банальная задержка раннего развития, но со временем все образуется и ребёнок догонит своих сверстников. Ещё одна причина, по которой детки могут не различать цвета – нарушение светочувствительности. Это когда у ребёнка нарушено восприятие каких-то отдельных цветов и оттенков. При этом часто бывает, что такие нарушения не диагностируются вообще, так как малыш научился различать цвета по яркости и контрасту. Бывает и так, что ребенок и в четыре года не просто путает цвета, а почти их не различает. Это может быть связано с самыми разными причинами,среди которых стоит выделить три основные: а) изучение цветов началось слишком поздно, малыш еще просто не освоил эти названия полностью и не может легко применять полученные от родителей знания на практике; б). своеобразный темп усвоения информации, который может быть связан с темпераментом ребенка, – вполне возможно, что он уже все отлично запомнил, просто пока сам не рискует делать те или иные утверждения о цветах предметов; в). проблемы со зрением, и в этом случае лучше всего лишний раз сходить на прием к врачу и услышать его рекомендации, нежели думать и гадать, что будет дальше. Вообще, к изучению цветов с ребенком стоит подходить внимательно и ответственно, но при этом спокойно. Очень важен игровой настрой, с ним ребенку выучить эту достаточно сложную тему будет намного проще и интереснее. Каждый понимает, что ребенок к трем годам должен уметь различать цвета и уметь их называть. Конечно, ребенок не может запомнить сразу все цветовое многообразие, но базовые цвета,такие как: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный он должен различать и знать.

Литература

1. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по цвету. /Л. А. Венгер/ Дошкольное воспитание – 1972 – №9 – с. 11-12.

2. Приходько Е. Г. Зачем и как знакомить детей с цветом: Методические рекомендации для воспитателей детских садов и учащихся педагогических вузов/ Е. Г. Приходько. – Краснодар, 1993-155с.

3. Павлова Л. И. «Игры и упражнения на развитие сенсорных способностей детей 3-4 лет». Издательство ГНОМ, 2005 г.

Источник