Почему ребенок не улыбается в 3 года
Нарушения социального взаимодействия
Это самые важные симптомы аутизма. Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», может не проявлять интереса к играм других детей, отказываться от участия в общих играх, не интересуется тем, что ему предлагает взрослый, не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми.
Обратите внимание, если ребенок
1. Не замечает, что родители ушли
2. Расстраивается и сопротивляется, если взрослый присоединяется к игре и поддерживает ее
3. Сидя в одиночестве, громко, монотонно кричит, вместо того, чтобы позвать маму
4. Невозможно привлечь его внимание к игрушкам или книгам
5. Не улыбается в ответ на улыбку
6. Не реагирует на свое имя
7. Не дает обнимать себя, брать на руки даже родителям
Нарушения в сфере коммуникации
Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты. Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят, чтобы взрослые что-то делали.
Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться. Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.
Обратите внимание, если ребенок
8. Избегает контакта «глаза в глаза»
9. Автоматически повторяет слова, не обращенные к другим
10. Использует «управляемую руку» взрослого, когда хочет, чтобы что-то было сделано
Нарушения в поведении
Третья группа симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу.
Обратите внимание, если ребенок
11. «Прилип» взглядом к движущемуся предмету (например, лопасти вентилятора) и долго не может оторваться от него
12. Часто кружится вокруг своей оси
13. Вращает предметы, поднося их очень близко к лицу
14. Не играет с игрушкой обычным способом, но очень интересуется какой-то частью игрушки, например, крутит колесо машинки
15. Часто и многократно взмахивает руками
16. Совсем не интересуется игрушками, но восхищается обычными предметами
17. Выставляет игрушки в специфический ряд, причем сюжета у игры нет, создание ряда самоценно
18. Пытается есть несъедобные предметы (простыню, подушку)
19. Щелкает, перебирает, трясет пальцами перед глазами
20. До бесконечности готов щелкать выключателем
21. Часто и подолгу раскачивается, сидя на месте и ничем больше не занимаясь
Нарушения моторики
При постановке диагноза «аутизм» это не ведущий критерий. Но многие родители и специалисты отмечают неравномерность моторных навыков у детей с РАС. Некоторые дети могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой.
Обратите внимание, если ребенок
22. Плохо оценивает расстояние до предмета
23. Ходит на цыпочках
24. Плохо координирует движения в повседневных задачах
25. Не захватывает и не удерживает мелкие предметы
26. Не может кататься на машинке-каталке, на велосипеде
27. Имеет поразительные способности к удержанию равновесия, но крайне неуклюж в другом
28. У него наблюдается повышенное слюнотечение
Особенности восприятия, обостренная чувствительность
Дети с аутизмом могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи, которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности. Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов.
По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке. Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.
Обратите внимание, если ребенок
29. Не принимает все новое или редкое, например, элементы праздника: воздушные шары, свечи на торте
30. Не переносит прикосновений к коже, голове, волосам, сопротивляется раздеванию или мытью, стрижке
31. Не переносит обычные домашние запахи (например, бытовой химии)
32. Не переносит музыку
33. Не вздрагивает и не оборачивается на громкие звуки, но в другое время реагирует на слабые звуковые раздражители
34. Отказывается переодеваться или пристегиваться ремнем безопасности в машине
Причинение вреда самому себе
В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.
Обратите внимание, если ребенок
35. Вырывает у себя волосы клочьями
36. Сильно стучит головой о твердую поверхность
37. Царапает, обдирает кожу, срывает корочки с ранок
38. Кусает себя
39. Болевая чувствительность отсутствует либо, наоборот, чрезмерно высокая
Нарушение чувства опасности
Иногда при аутизме бывает нарушено чувство опасности. В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности. Это поведение тоже встречается не очень часто, многие дети с аутизмом, наоборот, боязливы и тревожны. Если же у ребенка чувство опасности снижено, то за ним нужно очень внимательно наблюдать: такое поведение может приводить к серьезным травмам.
Обратите внимание, если ребенок
40. Как бы стремится к опасности, нарушая одни и те же правила снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт
Нарушения сна
Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна. Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один-два часа. У детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом.
Перечисленные симптомы подойдут для ознакомления и первичной оценки риска. Конечно же, не все они могут наблюдаться у ребенка с аутизмом одновременно, кроме того, часть симптомов встречается и у детей без аутизма. При отсутствии аутизма у ребенка тоже могут быть проблемы развития, и он может нуждаться в помощи. Помните, что аутизм – биологическое расстройство, а не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка.
Если вы отмeчаете указанные симптомы у вашего ребенка, обратитесь к специалисту для диагностики аутизма.
Аутизм. Пособие для родителей, семей и друзей. Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста.
Текст готовился по брошюре фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход»
Источник
Девочки, доброго дня всем!
Ребенку 2,5 года, практически не улыбается: ни детям, ни взрослым. Взгляд “старичка”. Есть повод для беспокойства или это просто особенности характера?
Тема закрыта Тема скрыта Пожаловаться
ОтписатьсяПодписаться
Комментарии
83
Если это единственный “симптом”, то скорее просто несмеяна растет
Если это единственный “симптом”, то скорее просто несмеяна растет
Несмеян.
No way out20 апреля 2016, 12:40
Несмеян.
История переписки2
Ну пусть несмеян )))
Может это важно (разные темпы развития мальчиков и девочек).
No way out20 апреля 2016, 12:42
Может это важно (разные темпы развития мальчиков и девочек).
История переписки4
Раз кроме неулыбчивости ничего плохого нет, значит просто характер такой, который еще запросто поменяется.
Раз кроме неулыбчивости ничего плохого нет, значит просто характер такой, который еще запросто поменяется.
История переписки5
Спасибо.
No way out20 апреля 2016, 12:40
Несмеян.
История переписки2
Всем спасибо за ответы! Тему закрываю.
Юлька20 апреля 2016, 12:40
Нередко таких угрюмых наблюдаю в садике и на площадках.
Даже не знаю, с чем это связано.
То ли характер такой, то ли в семье не любят веселиться и дети растут в излишней строгости – это можно, это нельзя, здесь сиди, там иди…
Юлька20 апреля 2016, 12:40
Нередко таких угрюмых наблюдаю в садике и на площадках.
Даже не знаю, с чем это связано.
То ли характер такой, то ли в семье не любят веселиться и дети растут в излишней строгости – это можно, это нельзя, здесь сиди, там иди…
На самом деле нередко таких угрюмых наблюдаю в садике и на площадках. Даже не знаю, с чем это связано.
Они не обязательно угрюмые..просто неулыбчивые..У нас во дворе был такой мальчик. Стёпушка…Вот не улыбался никому и всё тут..Глазки умненькие. сам сообразительный,хваткий…Но вот неулыба…
Фыва Пролджэ20 апреля 2016, 12:43
На самом деле нередко таких угрюмых наблюдаю в садике и на площадках. Даже не знаю, с чем это связано.
Они не обязательно угрюмые..просто неулыбчивые..У нас во дворе был такой мальчик. Стёпушка…Вот не улыбался никому и всё тут..Глазки умненькие. сам сообразительный,хваткий…Но вот неулыба…
История переписки2
На утреннике, например, пляшет перед ними клоун или дед мороз, а у них такой вид будто “да чего я тут не видел”, как будто вся жизнь за плечами и ничем уже не удивишь.
В конкурсах не участвуют, попрыгать, побегать не хотят. И ведь не один-два, а много таких.
Вот отчего так? Самой любопытно.
Юлька20 апреля 2016, 12:46
На утреннике, например, пляшет перед ними клоун или дед мороз, а у них такой вид будто “да чего я тут не видел”, как будто вся жизнь за плечами и ничем уже не удивишь.
В конкурсах не участвуют, попрыгать, побегать не хотят. И ведь не один-два, а много таких.
Вот отчего так? Самой любопытно.
История переписки3
Может такой характер?
Фыва Пролджэ20 апреля 2016, 12:51
Может такой характер?
История переписки4
Я очень хочу чтобы это было именно так.
Юлька20 апреля 2016, 12:46
На утреннике, например, пляшет перед ними клоун или дед мороз, а у них такой вид будто “да чего я тут не видел”, как будто вся жизнь за плечами и ничем уже не удивишь.
В конкурсах не участвуют, попрыгать, побегать не хотят. И ведь не один-два, а много таких.
Вот отчего так? Самой любопытно.
История переписки3
сын такой)))) на всех фотках сидит на утренниках, типа “нашли чем удивить…”
Юлька20 апреля 2016, 12:46
На утреннике, например, пляшет перед ними клоун или дед мороз, а у них такой вид будто “да чего я тут не видел”, как будто вся жизнь за плечами и ничем уже не удивишь.
В конкурсах не участвуют, попрыгать, побегать не хотят. И ведь не один-два, а много таких.
Вот отчего так? Самой любопытно.
История переписки3
Могут и родителей копировать… С моей все подурачиться любили, ну и ребенок у меня жизнерадостный, даже черезчур. А многие сами по себе серьезные, откуда детям взять эти эмоции?
Юлька20 апреля 2016, 12:46
На утреннике, например, пляшет перед ними клоун или дед мороз, а у них такой вид будто “да чего я тут не видел”, как будто вся жизнь за плечами и ничем уже не удивишь.
В конкурсах не участвуют, попрыгать, побегать не хотят. И ведь не один-два, а много таких.
Вот отчего так? Самой любопытно.
История переписки3
Мой такой же был, прямо в ступор впадал от этой самодеятельности, нормальный ребёнок. )
Юлька20 апреля 2016, 12:40
Нередко таких угрюмых наблюдаю в садике и на площадках.
Даже не знаю, с чем это связано.
То ли характер такой, то ли в семье не любят веселиться и дети растут в излишней строгости – это можно, это нельзя, здесь сиди, там иди…
Нередко таких угрюмых наблюдаю в садике и на площадках.
Даже не знаю, с чем это связано.
То ли характер такой, то ли в семье не любят веселиться и дети растут в излишней строгости – это можно, это нельзя, здесь сиди, там иди…
ни то, ни другое, ни третье
я с такой внешностью живу. даже года улыбаюсь, на фотографии получается не улыбающееся лицо. поэтому и фотографироваться не люблю. начинают спрашивать “чё какая?”
да какая, какая, блин, ну вот такая..
χogяζuú VuקyS20 апреля 2016, 12:59
Нередко таких угрюмых наблюдаю в садике и на площадках.
Даже не знаю, с чем это связано.
То ли характер такой, то ли в семье не любят веселиться и дети растут в излишней строгости – это можно, это нельзя, здесь сиди, там иди…
ни то, ни другое, ни третье
я с такой внешностью живу. даже года улыбаюсь, на фотографии получается не улыбающееся лицо. поэтому и фотографироваться не люблю. начинают спрашивать “чё какая?”
да какая, какая, блин, ну вот такая..
История переписки2
хотя поржать я люблю
χogяζuú VuקyS20 апреля 2016, 13:03
хотя поржать я люблю
История переписки3
Очень хорошо, что это просто особенности человека. Спасибо.
Снежинка, 2 ребенка20 апреля 2016, 12:40
а если насмешить?
Валюшка20 апреля 2016, 12:40
неужели даже маме не улыбается?
Валюшка20 апреля 2016, 12:40
неужели даже маме не улыбается?
Не могу сказать насколько часто он улыбается маме.
No way out20 апреля 2016, 12:41
Не могу сказать насколько часто он улыбается маме.
История переписки2
а если пощекотать?)
Ко мне он даже не подойдет, не то что даст пощекотать.
Меня не зовут, я сама прихожу20 апреля 2016, 12:40
Моей год,улыбается очень редко,смеется еще реже, характер.
Ринка20 апреля 2016, 12:40
у меня есть знакомая девочка, которая тоже не улыбается )) смотрит исподлобья, будто ей весь мир должен ))))) ребенку 5 лет. абсолютно здоров ))))) вот характер такой и все тут))
Источник
Ранний детский аутизм является весьма распространенным заболеванием, этиология которого до сих пор неизвестна. Известно, что аутизм встречается с частотой 6:10000 и болеют им преимущественно мальчики.
Аутизм характеризуется нарушениями социальной адаптации, нарушениями развития коммуникации и нарушениями психики.
Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.
Лечение спектра аутизма в Суламот
Признаки и симптомы раннего аутизма
Они проявляются еще на первом году жизни.
- Ребенок очень редко улыбается;
- Неадекватно реагирует на малые раздражители (например, свет или незначительный шум могут сильно напугать его);
- У ребенка отмечается задержка речи;
- Малыш никогда не смотрит в глаза родителям, не фокусирует взгляд на их лицах;
- Ребенок вообще не привязан к матери (не плачет при ее уходе и не улыбается при ее появлении);
- Ребенок агрессивно настроен к другим детям, не желает играть с ними и общаться;
- Ребенок не проявляет интереса к новым игрушкам, предпочитает играть только с одной.
Классификация раннего аутизма
Первая группа.
Характеризуется полной отрешенностью от происходящего. При общении ребенок испытывает крайний дискомфорт. Даже родители не могут добиться от ребенка улыбки или взгляда. Ребенок может даже игнорировать голод и мокрые пеленки. Избегает взглядов глаза в глаза и телесных контактов.
Вторая группа
Характеризуется активным отвержением окружающей среды. Ребенок очень избирателен в своих контактах с внешним миром, общается только с родителями и близкими людьми. Привыкает к одной одежде, к определенной обстановке и еде. Любое отклонение от привычной среды приводит к нервному срыву. Ребенок этой группы наиболее остро испытывает чувство страха, реагируя на него агрессией.
Третья группа.
Характеризуется захваченностью аутистическими интересами. Ребенок стремится укрыться от окружающего мира в каких-либо своих интересах. Эти интересы не носят познавательного характера, они мрачные, устрашающие, агрессивного характера. Ребенок годами разговаривает на одну тему, рисует один и тот же сюжет.
Четвертая группа.
Характеризуется тем, что ребенку чрезвычайно трудно взаимодействовать с окружающей средой. Это самый легкий вариант аутизма. Ребенок данной группы отличается ранимостью и уязвимостью. Избегает отношений, если чувствует какие-то недомолвки или преграды, и очень зависим от чужого мнения.
Синдром раннего детского аутизма – это не только проблема детского возраста, но и проблема взрослых, так как аутизм не лечиться и никуда не уходит с годами. Однако ранняя диагностика и коррекция данного заболевания помогают адаптировать больных аутизмом к окружающей среде и социуму.
Добрый день.Подскажите ребёнку 2 года и 8 месяцев,не реагирует на просьбы. Постоянные истерики, падает на землю и истерически кричит.Плохо ест, вообще нет аппетита.Может после просмотра мультика,…
Елена 10 октября 2020 года
Ответить
Здравствуйте, сыну почти три месяца. Иногда не хочет смотреть в глаза и не обращает на нас внимания. В остальное время улыбается, агукает, в глаза смотрит. Пришлите, пожалуйста, тест
Зоя 10 августа 2020 года
Ответить
Здравствуйте. Моей дочери 11 месяцев. Недавно заметили, что она не отзывается на своё имя, и практически не смотрит в глаза. Не играет в ладушки, не показывает где глазки, носик и т.д. (3)
Александра 24 декабря 2019 года
Ответить
Источник
30 июля 2018
Воронин Николай
Нейропсихолог, к.пс.н.
Аутизм проявляется отсутствием способности к взаимодействию с окружающим миром, нарушениями общения.
Чаще всего детский аутизм проявляется в 2,5-3 года. Именно в этот период ярче заметны речевые нарушения и замкнутость у детей.
Однако первые признаки аутистического поведения часто видны в раннем возрасте, до 1 года. Родителям бывает сложно самостоятельно отличить признаки аутизма, поэтому неслучайно детям в возрасте одного года рекомендована консультация психиатра.
Не стоит бояться обращаться к психиатру! Когда к нам обращаются родители подростков с особенностями в поведении, мы чаще всего выявляем, что в детском возрасте у них могло быть искажение развития по аутистическому типу, и при своевременном обращении трудностей можно было избежать.
На что родителям стоит обратить внимание? Симптомы аутизма у детей.
1. Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими
Ребенок практически не просится на руки, ему более комфортно лежать в кроватке.
Ребенок не принимает физиологическую позу при кормлении грудью.
Ребенок малоподвижен, не такой оживленный, как сверстники.
Ребенок не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку.
Ребенок не откликается на своё имя (обычно родители первым делом обращаются к сурдологу для проверки слуха; если со слухом всё хорошо, следует обратиться к психиатру).
При попытках взрослых или других детей вступить с ребенком в контакт он либо убирает ручки или уходит в сторону, либо агрессивно реагирует, может что-то бросить, заплакать.
Ребенок бросает игрушку, а не даёт в руки, чтобы избежать контакта.
По мере взросления ребенок может углубляться в свой внутренний мир; он не умеет и не желает общаться с членами семьи, редко обращается за помощью, рано начинает пытаться самостоятельно себя обслуживать, не пользуется словом «дай», ему проще взять самому или добиться своего скандалом.
Часто дети не реагируют на дискомфорт, например, на полный памперс; не плачут и не привлекают к себе внимания.
Отсутствует зрительный контакт, ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.
2. Ограниченные интересы и особенности игры
Ребенок выбирает одну игрушку и играет только с ней в течение продолжительного времени. Может выбрать в качестве игрушки то, что для игры не предназначено – верёвочки, тряпочки.
Стереотипный характер игры: расставление игрушек в одном порядке, игра с определенным количеством игрушек, и если одна теряется, может случиться скандал.
Ещё один пример – девочка может не играть с куклами, как остальные – не переодевать, не укладывать спать, а просто носить её с собой, максимум – гладить.
Игры, требующие фантазии и воображения, редко увлекают детей-аутистов.
Часто дети предпочитают более спокойные игры (например, пазлы, конструкторы).
3. Склонность к повторяющимся действиям, так называемая стереотипия
Раскачивание всего тела с ноги на ногу, стереотипный поворот головой, стереотипный зажим плечами.
Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети постоянно повторяют слова, штампы, клише фраз, которые услышали от взрослых или по телевизору без осознания их смысла.
Стереотипные игры – включение/выключение света, переливание воды из стакана в стакан, пересыпание песка, круп. Ребенка тяжело переключить с этого занятия.
Ребенок знакомится с окружающим миром не через взаимодействие с окружающими, а самостоятельно. Он может облизывать, нюхать предметы.
Одежда: ребенок выбирает определенные вещи и носит только их, для него может быть важна последовательность одевания и раздевания.
Пищевое поведение: ребенок избирателен в еде, выбирает только определенный ряд продуктов. В самых тяжелых случаях это может быть полный отказ от еды. В легких случаях – ритуалы: употребляет еду в определенном порядке, в определенные часы. Выбирает блюда не по вкусу, а по форме, по цвету. Часто, например, ребёнок ест только макароны определенной формы.
4. Расстройства интеллектуальной сферы
Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Аутисты могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выраженно одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры.
5. Нарушение инстинкта самосохранения
Аутоагрессия встречается у 1/3 детей с аутизмом. Агрессия – одна из основных форм реагирования на происходящее, а так как дети не склонны общаться с окружающими, они проявляют эту агрессию по отношению к себе (могут бить себя, кусать, биться головой о кроватку).
Очень часто у таких детей отсутствует «чувство края». Это может наблюдаться еще в раннем детстве, когда ребенок свешивается с бортика кроватки, пытается вылезти из коляски – у ребенка нет страха.
Может убежать от родителей далеко, не оглядываясь. Если родители специально прячутся, чтобы проверить реакцию, этой реакции часто нет.
Может залезть на детской площадке на горку, которая ему не по возрасту.
Что особенно опасно, дети могут выбежать на проезжую часть, залезть на подоконник с открытым окном.
6. СДВГ
Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. Они расторможены и дезорганизованы. Такие дети находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте, не реагируют на просьбы во время занятий, есть трудности в управлении движениями («как на шарнирах»).
7. Нарушения вербального общения
Нарушения речи встречаются при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Также на начальных этапах развития речь может появиться раньше, чем у сверстников, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом может полноценно говорить сам с собой.
Своеобразная интонация с преобладанием высоких тонов в конце предложения, либо так называемая «птичья речь» или свой язык, когда ребенок разговаривает сам с собой «под нос».
Часто дети не разговаривают с окружающими, но в игре речь присутствует. Причина – нежелание взаимодействовать с окружающим миром.
С задержками речевого развития можно обратиться к логопеду-дефектологу. Если дефектолог заподозрит аутистические нарушения, он направляет к психиатру. Главное – обратиться к специалисту, а не быть наедине с этой проблемой и не ждать, что к трем годам всё нормализуется. Лучше сразу исключить недуг.
На что обратить внимание в детском саду? (симптомы раннего аутизма у детей после 1 года)
Агрессия к окружающим, особенно когда нарушается личное пространство ребенка.
Ребенок играет в стороне от остальных.
Дети и воспитатели жалуются на ребенка, потому что он не может взаимодействовать с окружающими, его игра носит разрушающий характер, он может мешать играть другим детям.
Компульсивное поведение – намеренное выполнение действий по определенным правилам, даже если они идут врозь с общепринятыми.
Современные методы диагностики аутизма у детей
Консультация психиатра. Это беседа с родителями и наблюдение за ребенком в свободной игре. Врач смотрит, как малыш себя ведёт, как взаимодействует с родителями, смотрит ли в глаза, даёт ли предметы в руки, бросает ли на пол. Если ребенок говорит, обращают внимание на речь, интонации, построение фраз. Врач тщательно собирает историю жизни и развития ребенка, историю беременности матери. Важно, когда он стал произносить первые звуки, когда встал на ножки, пополз, начал ходить, какая была походка.
Консультация логопеда для исключения аутистической речи. Доктор определяет, связана ли задержка развития речи с аутизмом или с иными нарушениями. У детей с аутизмом своеобразное развитие звукопроизношения, и опытный логопед сразу его отличит.
Консультация нейропсихолога для выявления того, какие этапы развития могли быть пропущены у ребенка.
Обследование с помощью тестов (шкалы диагностики аутизма):
- Тест интеллекта Д. Векслера
Тесты (карточки, задания для детей), направленные на оценку общей осведомленности, запаса знаний и представлений об окружающем мире, возможностей усвоения и обработки информации, познавательных способностей.
- Тест интеллекта Кауфманов
Тесты для определения сильных и слабых сторон процессов обработки информации: зрительной и слухоречевой памяти, усвоения инструкций, планирования последовательности действий.
- Прогрессивные матрицы Равена
Позволяют определить уровень интеллектуального развития ребенка. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей начальных классов с любым уровнем речевого развития.
Опросники для родителей:
- Шкалы сенсомоторного развития (возраст 0-5 лет)
Заполняются в ходе беседы с родителями и наблюдения за ребенком. Позволяют оценить различные стороны моторного и психологического развития в соответствии с возрастными нормативами.
- Опросник Vanderbilt по симптомам СДВГ
Позволяет оценить выраженность симптомов гиперактивности, невнимательности и импульсивности в различных сферах жизнедеятельности ребенка.
- Рейтинговая шкала аутизма CARS
Один из наиболее используемых тестов для определения симптомов аутизма. Шкала включает в себя 15 категорий.
Тесты, проводимые дефектологом и психологом:
- ADOS
«Золотой стандарт» диагностики аутизма. Позволяет в игровой форме определить отклонения в коммуникативных способностях ребенка. Ребенку предлагаются «коммуникативные провокации», в которых обычный ребенок ведет себя «обычным» образом, ребенок с аутизмом – иначе. После проведения наблюдения проводится подсчет, какого поведения было больше – обычного, или «аутичного». По результатам подсчета устанавливается диагноз.
- ADI-r
Подробный опрос, позволяющий получить весь объем информации, необходимой для установления диагноза аутизм и оценки близких к нему психических нарушений.
- Шкала РЕР
Выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и пр. Выявленные особенности принимаются во внимание при составлении индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Помощь при аутизме в ЕМС
Если диагноз установлен, необходимо немедленно начинать работать с ребенком, и эта работа должна быть комплексной:
Психиатр подбирает медикаментозную терапию (при выявлении отклонений в возрасте до 1 года часто можно обойтись без медикаментов).
Психолог, нейропсихолог и дефектолог составляют программу коррекции аутизма и регулярно работают с ребенком, проводя различные занятия, тестирования, игры.
Для достижения наилучшего результата важна комплексная работа специалистов, а не одного врача-психиатра. Важно не упустить время, а проводить коррекцию аутизма в раннем возрасте.
Оценить
Средняя: 4,53 (32 оценки)
Источник