Почему ребенок не просится на горшок в 1 год

Почему ребенок не просится на горшок в 1 год thumbnail

У редакции «Монтессори.Дети» спросили: «Ребёнок до сих пор не просится в туалет. У бабушек, если напомнить, может пойти на унитаз с помощью взрослого, но ради того, чтобы потом нажать на слив. Если не напомнить – делает дела в штаны. Объясняли, что надо ходить на горшок, сажали на него игрушки. Собственные примеры приводили. Ничего. Когда спрашиваю: „Будем писать в горшок или штаны?“ или„Сходим сейчас или потом?“, сын отвечает: „В штаны“ или „Потом“. В итоге, добровольно не пойдёт. Только после слов „После еды надо пописать“ за ручку удаётся привести к горшку, и то не всегда. Как научить ребёнка самому проситься на горшок? Штаны он сам не может пока снимать – слабые ручки вследствие тотального акушерского паралича».

На вопрос отвечает детский психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова.

Переформулируем задачу

Разумеется, вам хочется, чтобы ребёнок просился в туалет. Но важно понимать, что хочется этого вам. А чтобы проситься, этого должно хотеться ему.

Довольно рано у детей приходит момент, когда просить высадить на горшок может быть неприятно для растущего самолюбия. Значит, в первую очередь я бы переформулировала задачу в «как сделать, чтобы ребёнок сам пользовался туалетом (горшком)».

Для этого именно малышу должно стать удобнее дойти до туалета, чем намочить штаны, сначала ходить мокрым, потом снимать промокшее, затем убирать это в стирку и надевать чистую одежду. То, что малыш не может одеваться сам, означает, что это одна из задач, которая тоже им ещё не решена. Поэтому каждая оказия с неиспользованием туалета — прекрасная возможность потренировать самостоятельное одевание.

Помогаем ребёнку научиться самостоятельно одеваться

Одежда должна быть удобной для снимания-надевания самим ребёнком. Боди, комбинезоны, штаны на лямках, кофты с застёжками на спине или вороте — большое количество детской одежды устроено так, что самостоятельно надеть её сложно даже взрослому.

Но и та одежда, которая формально пригодна для самостоятельного надевания, часто бывает трудна для малышей: брюки с пуговицей гораздо сложнее снять и надеть, чем штаны на резинке; колготки – труднее, чем штаны и носки; тканая одежда менее податлива, чем тянущаяся трикотажная; узкая или слишком широкая хуже умеренно просторной одежды по размеру.

В период приучения к горшку, когда малыш часто меняет штаны, нет необходимости в трусах, если сами штаны сшиты из материала, который не натирает. А надеть и снять один слой одежды гораздо легче, чем несколько. Всё это полезно учесть, подбирая гардероб малыша, если мы хотим, чтобы он начал одеваться сам как можно раньше.

Показываем, как удобнее. Малыш учится переодеваться самостоятельно, когда мы сами, переодевая его, показываем такой способ сделать это, который возможно скопировать и проделать самому. Например, если вы сдёргиваете футболку, попросив ребёнка вытянуть руки вверх, то повторить эту процедуру сам ребёнок не может. Если же вы помогаете высвободить руки и затем снимаете майку с головы, то малыш постепенно учится снимать её сам. Обдумайте свои действия по надеванию-сниманию каждого элемента одежды с точки зрения того, сможет ли ребёнок перенять этот опыт.

У ребёнка должен быть доступ к небольшому выбору сменной одежды и грязному белью. Так он сможет самостоятельно убрать испачканную одежду, взять чистую и расположиться в удобном месте для переодевания.

Делаем удобный доступ

У ребёнка должен быть удобный доступ к горшку или туалету. Напоминайте ребёнку о необходимости сходить в туалет, но не настаиваете категорично, давая возможность малышу самому оценить обстановку и принять решение. Даже если вам очевидно, что это решение приведёт к испачканной одежде.

Наша задача, чтобы это стало очевидно малышу на основе его личного опыта. Если у ребёнка есть дополнительные точки интереса в связи с походом в туалет, как, например, интерес к сливу смывного бачка, это хороший дополнительный стимул. Но изобретать специально развлечения в туалете не стоит: это будет отвлекать от идеи того, что возможность своевременно использовать туалет прекрасна и полезна сама по себе.

Набираемся терпения

Надо понимать, что даже при соблюдении всех благоприятных условий, дети поначалу очень несовершенны в своих движениях и недалёки в своём понимании ситуации. Для малышей обычное дело долго переодеваться, потом пойти мыть руки и, услышав журчание воды, «зажурчать» самим. Сначала это даже интересно – без конца переодеваться. Но рано или поздно это надоедает и побуждает пользоваться горшком или унитазом даже тех детей, которых не раздражала мокрая одежда. Причём вам лучше настроить себя на «поздно», чтобы не подрывать запас терпения ожиданием скорейшего успеха.

Поддерживайте малыша и радуйтесь его успехам при любом исходе: если он успешно прибегнул к горшку – тому, что сходил на горшок; если он пошёл переодеваться, испачкав штаны, – тому, что он проявил самостоятельность, сам исправляет свои ошибки и тому, насколько лучше у него получилось переодеться, чем в прошлый раз.

Если вы транслируете эту положительную окраску каждому исходу, ребёнок сможет сам чувствовать гордость своими успехами. Если вы будете злорадствовать или сердиться: «Я же говорила, что надо было сходить в туалет», «Ага, опять тебе придётся возиться с грязной одеждой и одеванием», то и ребёнок не будет радоваться и стремиться учиться одеваться самостоятельно, и чувства по поводу всей этой канители вокруг горшка и одевания у него будут только отрицательные, что не будет его вдохновлять на дальнейшее самосовершенствование в этих сферах самообслуживания.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Сохранить статью на своей странице:

Добавить в избранное
Распечатать

Источник

Почему ребенок перестал ходить на горшок и что делать?

Каждое, пусть даже и небольшое достижение чада не только не остаётся незамеченным, но ещё и становится целым событием. Жизнь ребёнка, особенно в маленьком возрасте, полна неожиданностей, и одним из таких примеров является ситуация, когда ребёнок перестал ходить на горшок. Понять, что произошло, и как помочь ребёнку и себе, опишет эта статья.

Причины

Причин тому, что ребёнок ходил на горшок, а теперь перестал проситься, может быть множество. Здесь мы опишем лишь самые распространённые из них.

  • Основной причиной является так называемый кризисный возраст. У маленьких детей, как и у взрослых, он тоже бывает, такие периоды наступают в 2, 3 и 4 года. В каждом из этих периодов у ребёнка начинается резкое развитие нервной системы. Он быстро растет в психологическом плане, начинает понимать некоторые вещи и мыслить по-другому. О том, чем этот возраст обусловлен, ходит множество теорий, но вывод всегда остаётся один – кризисный этап наступает практически у каждого ребёнка, и надо его правильно пережить.

Почему ребенок не просится на горшок в 1 год

  • Стрессовая ситуация. Если в старшем возрасте детей будет привлекать что-то новое, то будучи маленькими, они эмоционально воспринимают любую смену обстановки, переезд, пополнение в семье или же, наоборот, уход кого-нибудь из членов семьи, появление домашнего питомца и даже приобретение новой техники. Из всех вышеперечисленных факторов наиболее стрессовыми являются конфликты родителей и переезды.

Почему ребенок не просится на горшок в 1 год

  • Помимо ссор между родителями, на ребёнка могут влиять и его собственные конфликты с ними. Непростые взаимоотношения между маленькими детьми и их родителями являются отдельной темой. Маленький ребёнок может и злиться на своих родителей, может и ревновать, и требовать внимания, что косвенно будет являться причиной того, что он поменял свои привычки.

Почему ребенок не просится на горшок в 1 год

  • Одной из основных причин может стать и прорезывание зубов. Помимо того, что ребёнок перестаёт ходить на горшок, он может сильно болеть.
  • Скачки развития. Для детей характерны интеллектуальные скачки как в сторону развития, так и «назад». Ничего страшного в последнем нет, ребёнок со временем научится справляться со всеми трудностями и обязанностями, к выполнению которых он привыкнет. Причиной таких перепадов может быть и сильный испуг или травмирующая ситуация.
  • Ребёнок просто не хочет ничего делать. Он знает, что мама или другой член семьи все исправят, достаточно лишь позвать их.
  • Детский сад. Бывает такое, что после начала посещения детского сада у ребёнка формируется стойкое неприязненное отношение к горшку. Причиной может стать неправильное отношение воспитателей, и вызванные в связи с этим ассоциации.

Почему ребенок не просится на горшок в 1 год

Что делать?

Начнем с того, что традиционный подход критики к ребёнку является неправильным и недейственным.

Не стоит превращать каждый поход в туалет в акт наказания.

Конечно же, лучше всего выяснить проблему того, почему горшок вновь стал неугодным, и начать приручение заново. Предлагать горшок надо ненавязчиво, но регулярно. Некоторые педиатры и детские психологи рекомендуют лепить из пластилина вырабатываемые ребёнком отходы и класть их в горшок. Важно делать это вместе с ребёнком, и однажды он сам вновь попросится на горшок.

Почему ребенок не просится на горшок в 1 год

Использовать технику «вознаграждения» за поход на горшок рекомендуется только в редких случаях. В основном такая стратегия только усугубляет проблему и может принести больше трудностей. Мало того что ребенок станет капризным и беспокойным, он еще и будет требовать сладости и игрушки за каждый поход на горшок.

Другим действенным способом является совместное переодевание. С 2 лет ребёнок уже прекрасно понимает обращённые к нему слова, поэтому следует разговаривать с ним, объяснять, как некомфортно ходить в мокрой одежде, помочь ему переодеться. Важно не делать все самостоятельно, а вместе с ребёнком. Вероятность того, что это сработает с первого раза, довольно низкая, поэтому здесь важна регулярность и терпение. Огромную роль в этом процессе играет и то, что малышу со временем надоест отвлекаться от игр на долгое время, необходимое на смену одежды.

Почему ребенок не просится на горшок в 1 год

Проще говоря, именно боязнь некомфортного состояния, а не наказания или родителей должна стать мотивацией для ребёнка. Малыш осознает, что если он будет сидеть в мокрой одежде, то замерзнет.

Такой подход может повлиять на привычки уже относительно большого ребенка старше 3 лет, для деток младше понять это будет сложнее. При этом важно содержать ребёнка в достойных условиях и теплом помещении, чтобы избежать последующих проблем со здоровьем, причиной которых может стать мокрая одежда.

Советы родителей

Помимо советов профессионалов, есть и рекомендации родителей и бабушек. Их эффективность доказана временем и личным опытом. Ниже представлены некоторые из них.

  • Интерес у ребёнка может вызвать новый яркий горшок, который обязательно должен быть удобным. Красивый аксессуар может вызвать желание опробовать его.

Почему ребенок не просится на горшок в 1 год

  • Помочь в этом деле могут и ровесники малыша, на их примере он тоже может начать пользоваться горшком.
  • Лишь в крайних случаях стоит обращаться к специалистам в области детской психологии. Как правило, ситуация требует вмешательства, если имеется ещё и ряд других серьезных проблем в поведении ребёнка. Чаще всего рекомендуется решать эту проблему в домашних привычных условиях.
  • Дополнительным мотиватором для карапуза может стать одобрение и положительные эмоции родителей, которые они будут демонстрировать после каждого успешного похода на горшок.
  • Если ребенок приступил к пользованию горшком после перерыва, и что-то сделал не так, ни в коем случае не повышайте голос и не заставляйте его убирать. Такое отношение может привести к неприязни малыша как к вам, так и к горшку.

Почему ребенок не просится на горшок в 1 год

Помните, что если ребёнок отказался от горшка, то это значит, что он находится под действием стрессовой ситуации. Только вы, как родитель, сможете организовать правильный, планомерный и действенный подход к проблеме своего ребёнка.

О том, что делать родителям, если ребенок перестал ходить на горшок, смотрите в следующем видео.

Источник

Здравствуйте.
ВЫСЫЛАЮ ВАМ НЕБОЛЬШУЮ СТАТЬЮ, С КОТОРОЙ Я СОГЛАСНА. МОЖЕТ БЫТЬ ВАМ ОНА БУДЕТ ПОЛЕЗНОЙ В ВАШЕМ ВОПРОСЕ. ЕЩЕ ХОЧУ ОТ СЕБЯ ДОБАВИТЬ, ЧТОБЫ ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К ГОРШКУ НУЖНО БОЛЬШОЕ ТЕРПЕНИЕ И ВАШЕ ЧУТКОЕ ВНИМАНИЕ, ДЕТИ ПЕРЕД ТЕМ КАК ПОКАКАТЬ, ОБЫЧНО ПОКАЗЫВАЮТ.

Как приучить ребенка проситься на горшок

Если вы в консультации или на прогулке услышите, как некая молодая мама с гордостью сообщает, что она выбросила все пеленки, потому что ее десятимесячный малыш уже самостоятельно ходит на горшок, не спешите завидовать ни этой маме, ни ее малышу. Откроем вам «секрет», с помощью которого хвастливая мама приучила своего десятимесячного малыша самостоятельно ходить на горшок. «Секрет» этот до примитивного прост и называется хорошо известным вам словом дрессировка. Разве вам хочется, чтобы ваш ребенок превратился в выдрессированную обезьянку? Нет? В таком случае не огорчайтесь, что ваш карапуз все еше сосет соску, пьет из бутылочки и весело пачкает пеленки. Ведь вы же знаете, что ваш ребенок, самый умный и самый любопытный, он давно уже все-все понимает, кроме… Кроме, пожалуй, одного: что пора бы уже отучиться ходить под себя. Вам порой может показаться, что ему доставляет удовольствие находиться в грязи: забьется, шельмец, в угол, тихо сделает такт свое дело и затаится, пока вы сами не догадаетесь обо всем и не потащите его в ванну.

Грудной ребенок испражняется нерегулярно. Стул у него бывает до еды, после еды, во время или после сна. У детей постарше, но не достигших еще одного года, стул может происходить в одни и те же, строго определенные часы. Родители, обратив внимание ва регулярность стула у ребенка, начинают, естественно, сажать его на горшок. Однако не принимайте первые успехи вашего ребенка за прочно выработанный навык: час, замеченный вами, может измениться, и тогда о горшке следует на время забыть. Чаще, к сожалению, молодые мамы поступают иначе: начинают стыдить детей («Фу, что ты наделал, как тебе не стыдно!») или же хвалить («Ты у меня умница, ты у меня сейчас сходишь на горшочек, правда?») я чуть ли не по полдня держат ребенка на горшке. Чем заканчиваются обычно такие «эксперименты», хорошо известно большинству молодых мам: ребенку, отсидевшему положенные часы, после которых его горшок остался все таким же кристально чистым, надевают свежие штанишки, и как раз в ту самую минуту, когда на штанишках застегнута последняя пуговица… ну не обидно ли?

Не будем называть периодическое и обязательно кратковременное усаживание ребенка на горшок дрессировкой, которая не имеет никакого отношения к воспитанию. Если ваши опыты дадут положительные результаты, не поскупитесь на похвалу. Но если ваш ребенок тут же, как только будет снят с горшка, испачкает свои штанишки, не делайте из этого трагедии. Наполнение прямой кишки и мочевого пузыря относится у ребенка к приятному напряжению, как и wl последующее опорожнение и связанное с этим ощущение расслабления. Это то, что ребенок делает с удовольствием, к тому же ему кажется, что он создает нечто очень ценное из собственного организма (не редки случаи, когда ребенок, сходивший на горшок, с гордостью показывает старшим членам семьи свое «произведение» и ожидает услышать от них слова восторга). Заметим, что владение прямой кишкой у многих детей наступает раньше, чем владение мочевым пузырем. Эта способность редко обнаруживается на первом году жизни, чаще она появляется и закрепляется на пятиадцатом-двадцатом месяцах. Впрочем, и позже ребенок, заигравшись, может напустить лужицу. В этом случае достаточно ограничиться замечанием об «аварии» и похвалить дальнейшие успехи ребенка. Бывает, что и после двадцати месяцев ребенок регулярно мочится ночью. Не откладывайте дела в долгий ящик и обратитесь за советом к врачу. В большинстве случаев речь может идти о невротической реакции на сложную ситуацию. Вместо того чтобы наказывать и стыдить ребенка, задумайтесь, что побудило его вдруг повернуть вспять в своем развитии. Правильно выявленная и своевременно устраненная причина поможет вашему ребенку справиться со своими неприятностями, а вас избавит от лишних огорчений.

Вернемся к разговору о том, когда и как следует учить ребенка ходить на горшок. Оптимальный возраст для такого обучения—конец второго года жизни. Лишь в этом возрасте мы вправе требовать от ребенка, чтобы он заранее объявлял о необходимости справить большую или малую нужду. Именно к концу второго года нервная система ребенка развивается настолько, что он уже вполне осознанно может управлять своими органами, от которых зависит отправление нужды. Воспитать в ребенке чистоплотность нетрудно, если это начать делать вовремя. Закрепление самоконтроля над органами отправления нужды важно не только с точки зрения соблюдения личной гигиены; такой самоконтроль приучает ребенка еще и управлять своими чувствами и желаниями. А это искусство, как легко догадаться, жизненно необходимо для каждого человека.

В двухлетнем возрасте ребенок должен уметь ждать и не требовать мгновенного исполнения каждого своего желания, что позволительно новорожденному. Успешный самоконтроль становится также источником осознания своих сил и способностей. закладывает основы уверенности в себе взрослых. Обучение ребенка самоконтролю посредством наказания не приведет ни к чему хорошему, зато может вызвать серьезные нарушения в способности трезво оценивать своя поступки впоследствии, может выработать чувство неуверенности в себе и своих силах, осознание собственной ущербности. Боязнь быть на* казанным за тот или иной проступок играет в воспитании вообще сугубо отрицательную роль. В случае, о котором мы ведем речь, страх ребенка перед наказанием может привести не к сознательному самоконтролю, а к развитию запора. Запугав ребенка, мы сможем, конечно, контролировать его поступки, но он не сможет контролировать себя сам. Ребенок боится не столько наказания, с чем он еще может смириться; ребенок боится, что если он не станет слепо выполнять каждое требование родителей, он навсегда лишится их любви. Мы настоятельным образом рекомендуем молодым родителям избегать угроз вроде: «Если ты не будешь послушным, я возьму себе другого ребенка, а тебя сдам в детдом или продам другим дяде и тете». Вы, конечно, будете сердиться на своего ребенка, будете наказывать его за ослушание, но никогда не лишайте ребенка уверенности, что вы—его главная опора, ему принадлежит ваше любящее сердце, как он со своим маленьким сердечком безраздельно принадлежит вам и любит вас. Это чувство—чувство уверенности, что родители любят своего послушного, а чаще непослушного ребенка,— принадлежит, без преувеличения, к одному из сильнейших проявлений человеческих эмоций.

Стоит сказать теперь несколько слов еще об одной неприятности, из-за которой родители часто устраивают настоящий скандал своему ребенку. Речь идет об игре с половыми органами. Утверждение, что ребенок лишен каких бы то ни было сексуальных ощущений, абсолютно вздорно. Матери, ухаживая за ребенком, по нескольку раз в день касаются его гениталиев, доставляя ему, сами того не ведая, удовольствие. Что же в этом удивительного, если ребенок, испытав удовольствие и раз, и два, сам начинает играть с половыми органами? Это такая же активность, как и любая другая. Одни дети более возбудимы и потому чаще играют гениталиями, другим доставляет удовольствие манипуляции с пальцами, а третьи испытывают настоящее наслаждение от соски. Такая аюйпшость не вредна и не ослабляет ребенка. Вредно наказывать за это ребенка и вызывать в нем чувство стыда или раскаяние. Ребенок, почувствовав тревогу, иногда совершенно непроизвольно начинает трогать гениталии. В тех случаях, когда это происходит регулярно и подолгу, следует вновь задаться вопросом: почему ребенок так часто ищет удовлетворения в собственном теле? Зачастую поиск такого удовлетворения служит верным признаком угнетенного состояния и эмоционального страдания ребенка. Но разве можно его винит ь за это, разве не логичнее искать причину в неправильном поведении взрослых? Кроме всего прочего, наказание ребенка за безотчетную игру половыми органами может вызвать непредсказуемые нарушения в сексуальной жизни впоследствии.
СПАСИБО.

Источник