Почему ребенок не говорит в 3 года причины что делать

Почему ребенок не говорит в 3 года причины что делать thumbnail

Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Если он не говорит к этому времени, налицо признак назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.

Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Именно в этот период можно успеть многое сделать, если у него имеются дефекты речи. Если ребёнок не говорит в 3 года – это признак большой назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.

Почему этому отрезку детской жизни придаётся такое значение? К 3 годам созревают области головного мозга, ответственные за речь, дети овладевают основными грамматическими формами родного языка, его ритмикой и основными особенностями, они накапливают большой активный и пассивный словарь.

Если к трём годам не начать необходимую коррекционную работу, в дальнейшем для этого потребуется неизмеримо больше усилий. Как моральных, так и материальных.

По данным исследований в области детской физиологии, в период формирования функций центральной нервной системы они легко поддаются тренировке. Поскольку сензитивный (благоприятный) период для интенсивного развития головного мозга длится до 5 лет, именно сейчас для развития речи многое можно сделать.

Что должен говорить трёхлетий малыш

Если в 3 года ребёнок не говорит, это обстоятельство настораживает даже тех родителей, кто игнорировал подобное отставание в более раннем возрасте.

Норма развития детской речи в 3 года:

  • активный словарь (слова, употребляемые малышом) составляет от 250 до 1000;
  • знает и называет сколько ему лет, мальчик он или девочка, своё имя, фамилию;
  • начинает изменять, иногда с ошибками, слова в предложениях по родам, падежам и числам;
  • предложения, произносимые трёхлетним, состоят не менее чем из 3 слов;
  • малыш в состоянии выполнить многоступенчатую инструкцию типа «положи машинку в шкаф», «поставь конструктор на стол», «положи книги на тумбочку»;
  • в речи появилось большое количество прилагательных, местоимений, наречий;
  • понимает, что такое «один» и «много», пытаются считать предметы;
  • некоторые дети проговаривают то, что они видят или делают, когда играют или занимаются чем-то в одиночестве;
  • с интересом слушает доступные его пониманию литературные произведения, рассматривает картинки в детских книжках, запоминает понравившиеся стихотворения и сказки и с удовольствием их рассказывает близким людям.

Анализируя речь своего малыша, нужно помнить о том, что все дети развиваются по индивидуальному маршруту, и чем старше они становятся, тем шире диапазон умений, отличающий одного ребёнка от другого. Тем не менее, когда уровень развития детской речи значительно отличается от речи сверстников, следует провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять в чём причины такого отставания.

Признаки задержки развития речи

Причиной родительской настороженности должны быть не только допускаемые ребёнком ошибки в согласовании и изменении слов, в произношении звуков. В этом возрасте речь – основное средство общения детей с близкими людьми. Если малыш не стремится обратиться к родителям и другим членам семьи, если выражает свои просьбы мимикой или жестом, стоит внимательно оценить его речевые возможности.

Сигналы неблагополучия, если ребёнок в 3 года плохо говорит:

  • он имеет ограниченный лексикон, состоящий в основном из существительных, реже глаголов, звукоподражаний, лепетных слов.
  • его разговоры похожи на речь иностранца, которого мало кто может понять.
  • при произнесении звуков наблюдается большое количество замен, искажений звуков. Например, вместо звука [к], говорит звук [т] (кот – тот), когда он говорит, его язык находится между зубами;
  • малыш разговаривает фразами, состоящими из 1-2 слов, с большой неохотой повторяет слова или предложения за взрослыми, или не делает этого совсем.
  • не может выполнить простую просьбу, не откликается на своё имя, не знает сколько ему лет;

Если причиной отставания детской речи становятся проблемы со слухом, малыш может не реагировать на обращённые к нему слова, пока он не видит лицо говорящего. При слуховой патологии нужно как можно скорее начать коррекцию слуха, чтобы наверстать упущенное время для формирования детской речи. Речь таких детей при правильно организованном обучении через год-полтора почти не отличается от речи сверстников.

Когда ребёнок молчит или плохо разговаривает в три годика, это может быть симптомом различных нарушений. Для начала следует обратиться к отоларингологу и невропатологу для обследования, получить консультацию логопеда, дефектолога, психолога. Если ребёнок 3 года не разговаривает – это не лень, или недостаток воспитания. У него могут быть следующие проблемы речевого развития:

  • моторная или сенсорная алалия;
  • темповая задержка речи;
  • общее недоразвитие речи (ОНР).

Каждая из этих патологий, несмотря на то, что проявляется схожими симптомами, требует разного коррекционного подхода. Своевременно выявленная проблема позволит подобрать индивидуальный план занятий с логопедом, психологом, педагогом-дефектологом.

Причинами недоразвития детской речи могут быть следующие:

  • хромосомные патологии, врождённые заболевания;
  • наследственность, когда в одной семье у нескольких поколений наблюдается позднее начало речи;
  • патологии беременности и родов;
  • педагогическая запущенность – бывает не только в асоциальных семьях, где на детей не обращают внимания, но и там, где его безумно любят и стараются выполнять все его прихоти и желания;
  • заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте.

Наиболее тяжёлые последствия несут поражения мозга во время внутриутробного развития, во время родов и в первый год жизни.

Как помочь своему ребёнку

Когда ребёнок в 3 года не разговаривает, обязательно нужно поинтересоваться как заниматься с ним, как научить его общению. Нужные рекомендации по формированию речевой среды обязательно дадут специалисты – логопед или дефектолог. Родители совместно с ними могут многое сделать, чтобы стимулировать развитие речи трёхлетнего ребёнка. И, наоборот, при равнодушном отношении к возможностям и достижениям малыша, профессионалы в меньшей степени смогут помочь.

Советы по стимулированию детской речи:

  • Сопровождайте своими комментариями все действия, касающиеся совместной деятельности с малышом, поясняйте функции отдельных предметов, рассказывайте о том, что интересное вы увидели на прогулке, из окна автобуса или автомобиля во время поездки. Пусть вы не получите пока отклика от ребёнка, но его пассивный словарь будет неуклонно пополняться.
  • Следите, чтобы ваша речь была эталоном, имела чёткое звучание и правильное произношение.
  • Читайте детскую литературу, побуждайте к повторению фраз и строчек из стихотворений, рассматривайте иллюстрации, поясняя то, что на них изображено.
  • Не оставляйте малыша один на один с телевизором или планшетом, смотрите мультфильмы и играйте в игры вместе, поясняя названия героев и действия персонажей.
  • Научите малыша собирать мозаику, нанизывать бусины на шнурок, делать постройки из кубиков, раскладывать крупы, горох, фасоль по тарелочкам, ведь развитие мелкой моторики активно стимулирует речевые зоны мозга.
  • Выучите несколько пальчиковых игр или потешек и играйте в них чаще, такое занятие тоже развивает речь и мелкую моторику.

Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Пусть он попробует выразить своё желание. Иногда мощным толчком для преодоления темповой задержки речи становится пребывание в детском коллективе, на совместных развивающих занятиях. Если ему захочется общаться, малыш постарается применить все имеющиеся у него ресурсы.

Внимательное отношение к проблемам задержки речи трехгодовалого ребёнка, своевременная диагностика, вовремя начатые занятия со специалистами позволят сократить время на необходимую коррекцию и предупредить дальнейшие отставания от сверстников.

Источник

Наблюдать за развитием ребенка одно удовольствие. Он с каждым днем жизни приобретает все больше навыков. Из беспомощного младенца он постепенно превращается в самостоятельное существо. Малыш уверенно начинает ходить, играть с предметами.

Но может складываться и другая ситуация, когда ребенок в 3 года все понимает, но не говорит. Он может легко показывать соответствующие картинки, игрушки. Жестом указывает на нужный ему предмет. Но все это не сопровождается речью, и тогда родители начинают беспокоиться.

Общая информация

Перед тем как сделать заключение, логопед тщательно проводит обследование. В три года наступает пограничное время, когда речь должна быть. Если ее нет, то это повод для посещения нескольких специалистов.

В норме в этом возрасте ребенок использует фразы, предлоги, части речи. Он владеет интонацией, знает простейшие термины (кто как говорит, кто что ест и т. п.). Способен выполнять простые инструкции (положи игрушку на стол). У него есть большая часть звуков (некритично отсутствие шипящих, свистящих и соноров).

Если ребенок в три года не говорит, использует указательный жест или ограничивается звукоподражаниями (биби, ава и т. п.), то это повод для беспокойства.

Родители думают, что такое свойственно мальчикам и они перерастут это. Опасное заблуждение. Чем позже оказана помощь, тем дольше времени потребуется на восстановление.

При первых признаках задержки необходимо обратиться к детскому доктору. В первую очередь это невропатолог, потом психиатр, сурдолог и логопед.

Алалия и задержка речевого развития

Не говорить ребенок может по двум причинам: алалии и задержке речевого развития (ЗРР). Эти два нарушения нельзя путать, в их основе лежат разные проблемы.

ЗРР появляется из-за незрелости нервной системы. В таком случае еще нет критичной задержки в развитии, но уже близко к ней. Серьезных патологий в головном мозге не выявляется. При смене обстановке и эмоциональном стрессе ребенка словно прорывает, и он начинает говорить.

Такое случается, когда ребенок идет в школу. Новый коллектив, незнакомые люди заставляют нервную систему усиленно работать, и это стимулирует развитие мозга.

При анализе отмечаются проблемы с определенными участками коры мозга. Очаговые поражения видны на снимках МРТ. Дети не заговорят сами, даже если их поместить в садик. У них речь не появляется ни к 4 годам, ни к 5. Для стимулирования речи требуется помощь специалиста.

Алалия бывает двух видов: моторная и сенсорная. При первой дети реагируют на обращенную речь, понимают ее и показывают пальцем на нужные предметы. При сенсорной отмечается нормальный слух, но создается впечатление, что пациент глухой. Такие дети не реагируют на обращенную речь.

При алалии ребенку дается инвалидность. Для ее оформления необходимо пройти комиссию. И при ЗРР, и при алалии дети получают бесплатную помощь в соответствующих учреждениях.

Причины появления проблемы

Среди ученых нет единого мнения, почему количество детей с задержкой речевого развития растет.

Условно выделяют три группы факторов:

  1. беременность;
  2. роды;
  3. первый год жизни.

Любые болезни отца и матери, особенно из разряда передающихся половым путем, могут вызывать проблемы с развитием ребенка. Во время родов могут происходить травмы.

Некоторые дети появляются на свет раньше срока. Они входят в группу риска, так как из-за преждевременных родов у них не успевают развиться внутренние системы.

В первый год жизни опасны такие заболевания, как энцефалит, грипп, менингит – они тяжело переносятся. Травмы головы тоже чреваты последствиями.

В последние годы еще выделяют комплекс причин, которые относятся к социальным. Из-за обилия телевизоров, смартфонов, планшетов родители мало общаются с детьми. Малыши с пеленок привыкают к разноцветным картинкам. При дефиците контакта они не перенимают интонацию, мимику.

Однако бывают случаи, когда беременность и роды были благополучными, как и первые годы жизни малыша. Но в итоге ребенок плохо говорит.

Разграничение диагнозов

Ребенок в 3 года не говорит по разным причинам. Для правильного оказания помощи нужно провести комплексное обследование. Такой подход позволит правильно определить структуру дефекта и выявить первопричину задержки.

В первую очередь исключаются проблемы со слухом. Снижение восприятия может быть некритичным (ребенок реагирует на громкие звуки, но не различает речь). Обязательно делают аудиограмму. Аппаратные методики дают достоверные данные о состоянии слуха.

Дети также отказываются разговаривать по психологическим причинам. При аутизме могут быть разнообразные нарушения.

Основные из них:

  • стереотипность;
  • отказ от зрительного контакта;
  • аутоагрессия.

Основа дефекта кроется не в проблемах с речью, а в расстройстве коммуникативной функции психики. Первый и основной специалист для ребенка – это психолог.

При ДЦП нередко возникают параличи и парезы разной степени тяжести. В таком случае основа проблемы – органические поражения головного мозга. Для успешного преодоления проблемы нужна помощь невропатолога.

Родители не понимают, зачем их отправляют на консультацию к психиатру. На самом деле не стоит бояться такого доктора. Его задача – это выявление интеллектуальных нарушений и психических болезней.

При задержке психического развития (ЗПР) отмечаются проблемы не только с речью, но и с остальными функциями: мышлением, памятью, навыками и т. п. В младшем дошкольном возрасте не всегда легко данный диагноз разграничить с умственной отсталостью.

При ЗПР и других проблемах с интеллектом не ставится ЗРР. Только СНТ (системное недоразвитие речи), в основе дефекта лежат органические поражения головного мозга.

В редких случаях диагностируют такую болезнь, как элективный мутизм. Его легко спутать с ЗРР. При таком нарушении ребенок не разговаривает совсем, но он владеет речью. В основе нарушения лежат психологические проблемы. Дошкольники могут разговаривать с ограниченным кругом лиц.

При психосоматике первопричина проблемы кроется в психологических проблемах. Стресс, комплексы, травмы могут вызывать речевой негативизм, и поэтому ребенок не разговаривает.

Прежде чем начинать от чего-то лечить, нужно получить консультацию нескольких специалистов разного уровня. Они позволят исключить разные диагнозы.

Если кто-то из окружения рекомендует не беспокоиться и дать проблемам пройти самостоятельно, то это плохой совет. При речевых нарушениях помогать ребенку нужно как можно раньше – так получится достичь результата.

Комплексная помощь

При задержках любого происхождения требуется не только помощь логопеда. В отечественной дефектологии принят комплексный подход.

Он включает в себя работу нескольких специалистов:

  • медика;
  • психолога;
  • логопеда.

При таком взаимодействии добиваются результата. Невролог выписывает препараты, которые стимулируют мозговую активность. Обязательно проводится энцефалограмма, которая позволяет проверить функцию разных участков коры.

В качестве дополнительной меры используют массаж. Психолог ведет работу над развитием психических функций – памяти, мышления, внимания. Ведущая роль отдается логопеду.

Примерная программа коррекции

При борьбе с ЗРР и алалией стоит учитывать важную вещь: готовых программ не существует. Для каждого ребенка упражнения подбираются индивидуально и с учетом особенностей.

Упражнения направлены на решение разных проблем. Гимнастика для языка нужна для выработки тонких движений. Также есть комплексы для выработки движений челюсти и губ.

Выполняют комплексы каждый день перед зеркалом, обучая ребенка визуальному контролю. Дополнительно дается дыхательная гимнастика, которая нужна для отработки речевого выдоха. Для этого предлагают сдувать разные бумажные игрушки, султанчик, перья и т. п.

Ключевая задача коррекции ЗРР и алалии – это вызвать активную речь. На первом этапе она может быть любой, даже со звукоподражаниями по типу «ляля», «баба», «няка» и т. п. Как только они начнут появляться, вводят простую фразу «Ляля, на» и дают ребенку куклу.

С трехлетними детьми не рекомендуется использовать картинки, нужны только объемные игрушки. Для развития сенсорного восприятия дают разные крупы, ткани, коврики с различной текстурой. Через многообразие ощущений стимулируется нервная система.

Хорошо зарекомендовала себя методика Новиковой-Иванцовой. Она заключается в использовании символов звука и пропевания гласных. Ребенку показывают картинку плачущей девочки, предлагают сказать, как она плачет: «ААААААААА».

После того как удастся вызвать гласные, переходят к согласным, таким как «Б», «П», «В», «Ф» и т. п.

После появления и закрепления звукоподражаний вводят в речь сложные слова. В качестве материала и сборника игр используют пособие Четверушкиной или Черенковой. Они последовательно дают материал с постепенным усложнением.

В домашних условиях полезно петь с малышом, играть, выполнять движения под музыку, много гулять. Чем больше впечатлений, тем быстрее он будет развиваться.

Обязательно работают над лексикой и грамматикой. Используют игры с куклами, фигурками, другими предметами. Учат классифицировать, выделять лишнее, образовывать множественное и единственное число. Чем больше игр, тем лучше.

Для отработки тем используют разные приемы. Предлагают накормить куклу (Что она ест? – Она ест вафли, тосты, торты), сходить в игрушечный магазин за покупками. Детям нравятся такие игры, они активно участвуют в них.

Родителям стоит готовиться к длительной коррекции. На нее уйдет около трех лет, в тяжелых случаях около пяти лет. Только при условии каждодневных занятий удастся добиться результата. Комплекс гимнастики, упражнения дает логопед.

Неблагоприятный прогноз

Родители по неопытности недооценивают последствия отказа от лечения, коррекционного обучения. При ЗРР ребенок худо-бедно заговорит, но его впоследствии преследуют разные недостатки:

  • неправильное произношение звуков;
  • плохое владение частями речи;
  • бедность абстрактного мышления.

В дальнейшем сложно освоить письмо и чтение. В предложениях появятся специфические ошибки. Они усугубят проблемы психологического характера.

Дети прекрасно осознают свой дефект и комплексуют по этому поводу. Они могут отказываться от общения, взаимодействия со сверстниками.

При алалии без комплексной помощи дети не заговорят. Без речи не развивается мышление, память, внимание. На фоне первичного дефекта начинаются интеллектуальные нарушения.

Были проведены опыты над детьми, которые первые годы жили вне человеческого общества. После семи лет им не удалось освоить человеческую речь, они остались немыми.

✔Обратите внимание! Наш логопедический портал и его читатели высоко оценили качество услуг логопедического центра “Лидер”. ★★★★★ Это единственный центр в Москве и в Центральной России, где работают профессионалы, главный принцип которых – это исправление любых дефектов речи в кратчайшие сроки, в том числе и дистанционно онлайн. Перейти на сайт центра речи “Лидер” >>>

Источник