Почему ребенок не глотает слюни в 2 года

Почему ребенок не глотает слюни в 2 года thumbnail

Дисфагия, нарушение акта глотания, встречается у пациентов разных возрастных групп. Она может развиваться при повреждении глотки и пищевода, мозговых нарушениях и даже быть физиологической. Дети с дисфагией – особенная категория пациентов, поскольку само по себе такое нарушение может сказываться на здоровье ребенка. Затрудненное глотание нередко отражается на процессе питания и питья настолько сильно, что может приводить к недоеданию и обезвоживанию организма. MedMe разбирался, почему у детей развивается эта патология и по каким признакам ее распознать у самых маленьких.

Как развивается дисфагия

В среднем человек глотает около 600 раз в сутки. Акт глотания делится на три фазы:

  • Пережевывание пищи, формирование пищевого комка или порции жидкости во рту.
  • Непроизвольное поднятие мягкого неба в глотке, сокращение мышц гортани.
  • Прохождение пищи или жидкости по пищеводу к желудку.

Сознательно контролировать можно только первую фазу, дальнейшие процессы в глотке и пищеводе происходят рефлекторно. Для того чтобы весь процесс был слаженным, мозг должен правильно контролировать каждый этап, посылать правильные импульсы, а органы должны эти импульсы распознавать и реагировать на них. Дисфагия развивается в том случае, если на бессознательных этапах глотания по тем или иным причинам возникают сбои.

Дети, особенно раннего возраста, подвержены такой патологии, поскольку механизм глотания у них может быть недостаточно отлажен. И все же чаще всего дисфагия – это не просто временное явление, а признак того или иного заболевания. Игнорировать ее нельзя ни в коем случае, ведь она может отразиться на питании ребенка и, поскольку речь идет о формирующемся растущем организме, привести к тяжелым последствиям для здоровья.

Симптомы: кашель у ребенка, затрудненное дыхание, срыгивания

Дети, которые уже могут говорить, при дисфагии описывают родителям свои неприятные ощущения. Чаще всего жалобы связаны именно с приемом пищи – во время еды ребенок жалуется на боль, на ком в горле, он ест маленькими порциями, отказывается от твердой пищи и долго с усилием жует. Взрослые отмечают, что малыш может легко поперхнуться, у него появляется кашель, а иногда и рвота. Такие нарушения приводят к тому, что фрагменты пищи попадают в дыхательные пути, могут вызвать застойные процессы и воспаления, поэтому дети с дисфагией часто болеют пневмониями и бронхитами, у некоторых пациентов может развиться даже астма.

Среди других сопутствующих симптомов врачи выделяют:

  • Охриплость, изменение голоса после еды.
  • Нарушения речи.
  • Одышка, затрудненное дыхание.
  • Обильное слюнотечение.
  • Выпадение пищи изо рта (при кашле или без него).

Определить дисфагию у грудничков и малышей, которые еще не могут описать свои ощущения, сложнее. Родителям стоит обратить внимание на следующие симптомы:

  • Плохой аппетит.
  • Длительное сосание.
  • Небольшой объем съедаемой пищи, ребенок устает и отказывается от груди или бутылочки.
  • Частые срыгивания в процессе кормления.
  • Молоко или смесь вытекают через нос.
  • Ребенок неестественно выгибает шею во время еды.
  • После еды ребенок часто красный, у него появляется кашель, хрипы, насморк.

У грудничков дисфагия очень быстро сказывается на здоровье – они начинают плохо набирать или даже терять вес, часто болеют заболеваниями дыхательных путей, у детей возникают проблемы с гигиеной рта.

Ротоглоточная и пищевая дисфагия у детей

Врачи выделяют два вида дисфагии в зависимости от локализации нарушений – на уровне глотки и на уровне пищевода. Ротоглоточная (орофарингеальная, «верхняя») форма патологии может быть спровоцирована механическим препятствием. Например, у детей она проявляется как временное нарушение при воспалении горла на фоне ОРЗ или аллергической реакции. Более серьезными причинами могут стать новообразования, в том числе опухоли глотки. Кроме этого, «верхняя» дисфагия связана с нервно-мышечными расстройствами, при которых мышцы не получают сигнал от мозга и не могут рефлекторно сокращаться. В детском возрасте это может быть симптомом следующих болезней и патологий:

  • Родовая травма.
  • Врожденная мышечная атрофия.
  • Детский церебральный паралич.
  • Расщепление позвоночника (Spina bifida).
  • Синдром Арнольда-Киари.
  • Энцефалит.
  • Ботулизм.

Эзофагеальная («нижняя») форма дисфагии возникает при нарушениях работы пищевода. У детей раннего возраста она встречается не часто и связана в основном с врожденными патологиями органа. Симптом может проявляться у подростков, особенно в том случае, если питание ребенка несбалансированно и нерегулярно. Школьники часто страдают от различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, на фоне которых может развиваться эзофагит – воспаление слизистой пищевода. В этом случае дисфагия будет проявляться ощущением кома в горле и приступами тошноты. Кроме этого, дети жалуются на изжогу, отрыжку, тяжесть и боли в желудке после еды.

Неврозы и питание ребенка

В отдельную категорию выделяется функциональная дисфагия – патология, вызванная неорганическими заболеваниями нервной системы, неврозами. Особенно часто эта форма встречается как раз у детей и подростков, и может быть выражена серьезными нарушениями акта глотания. Причем признаки заболевания могут проявляться даже у младенцев, у больных малышей снижен аппетит, отмечается повышенная тревожность, плохой сон и плаксивость.

Функциональную дисфагию очень сложно диагностировать, ведь врачу нужно исключить возможные патологии глотки и пищевода, врожденные аномалии, болезни мозга. Ситуация осложняется тем, что к подростковому возрасту у таких пациентов развиваются и другие психосоматические нарушения, прежде всего, связанные с расстройствами работы желудочно-кишечного тракта. Детям с такой симптоматикой часто ставится диагноз вегетососудистая дистония, хотя в современной классификации заболеваний его нет.

Питание ребенка с функциональной дисфагией представляет серьезные трудности. Иногда отмечается полная потеря аппетита и даже страх перед едой. Поэтому дети часто отстают в физическом развитии от сверстников, отличаются ненормальной худобой, общей слабостью. Они склонны к простудным заболеваниям, жалуются на головные боли и головокружения.

Пациент с функциональной дисфагией нуждается в обязательном лечении, поскольку со временем такая патология приводит к серьезным осложнениям. На фоне недоедания развиваются другие болезни, в первую очередь, железодефицитная анемия.

Пройдите тестCклонен ли ваш ребенок к аллергическим заболеваниямСклонен ли ваш ребенок к аллергическим заболеваниям и что является аллергеном? Пройдите тест и узнайте чего стоит ребенку избегать и какие меры предпринять.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

У детей с дизартрией подвижность речевых и мимических мышц сильно ограничена, поэтому они произносят практически все звуки нечетко и неправильно, имеют тихий голос, нарушенный ритм дыхания. Они не умеют прожевывать твердую пищу, полоскать рот, застегивать пуговицы, рисовать, любые действия, требующие точных движений, даются им с большим трудом.

В своей практике логопеды чаще всего сталкиваются с относительно легкими формами дизартрии. Иначе их называют стертой формой или дизартрическим компонентом. Если тяжелые степени дизартрии легко диагностировать, то стертые формы нарушения способен распознать только опытный логопед или невролог.

Многие дети с дизартрией могут к моменту постановки диагноза уже какое-то время посещать логопедические группы, но без какого-либо результата. Некоторые малыши в раннем детстве (1-2 года) наблюдались у невролога, но были сняты с учета при наступлении видимых улучшений.

Дизартрия опасна тем, что она серьезно тормозит речевое развитие ребенка, поскольку утрачены связи между речевыми центрами коры головного мозга и артикуляционным аппаратом. Нарушается вся произносительная сторона речи. Ребенок говорит, но поскольку он произносит все звуки невнятно, его сложно понять. Если вовремя не начать коррекцию, то в школе у ребенка начнутся серьезные проблемы с овладением письменной речи – дислексия и дисграфия.

Когда нужно обращаться к специалистам?

Обычно ребенок-дизартрик попадает к логопеду в 4-5 лет. Это довольно поздно, но при грамотной коррекции и регулярных занятиях нарушение удается минимизировать к моменту поступления в первый класс. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем выше шансы на успех.

Определить, есть ли у ребенка проблемы с подвижностью речевого аппарата, поможет простой тест. Встаньте перед зеркалом, выполняйте задания сначала сами, потом попросите ребенка их повторить:

  • улыбнуться, а потом вытянуть губы трубочкой. Работают только губы, зубы сомкнуты, подбородок не двигается;
  • высунуть язык, а потом убрать его;
  • приоткрыть рот и распластать язык на нижней губе, удерживать его в таком положении 5 секунд;
  • широко открывать и закрывать рот, шлепая губами;
  • открыть и закрыть рот, сделать губами трубочку, повторить несколько раз;
  • открыть рот, кончиком коснуться уголков рта, поводить языком туда-сюда, подражая маятнику часов.

Учтите, что делать, какие-либо выводы, можно только после того, как ребенок предпринял несколько неудачных попыток, ведь с первого раза он может не понять, что от него требуется. Поводами для обращения к неврологу или логопеду являются следующие признаки:

  • ребенок не может сразу найти нужное положение для речевых органов;
  • с трудом удерживает их в заданном положении;
  • улыбка и высунутый язык как бы съезжают в сторону;
  • он не может выполнить отдельные движения;
  • непроизвольные синхронные движения речевых органов.

На дизартрию также указывают неразвитая мелкая моторика, неловкость, трудности в удержании равновесия, чрезмерное напряжение или расслабление мышц лица и шеи, произношение в нос. Если вы заметили хотя бы два-три из перечисленных признаков, немедленно покажите малыша логопеду и неврологу.

Читайте также: Ребенок в 5 лет отстает в развитии: причины и сигналы

Как помочь ребенку с дизартрией?

Детям-дизартрикам с легкой и средней степенями нарушения, в первую очередь, необходимы регулярные занятия с логопедом, владеющим техникой логопедического массажа. Заниматься нужно не реже трех раз в неделю. Если у вас нет возможности посещать специалиста, то в домашних условиях нужно выполнять хотя бы отдельные элементы логопедического массажа. Кроме того, являются обязательными:

  • комплекс артикуляционной гимнастики;
  • игры и упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания (хорошо зарекомендовал себя комплекс Стрельниковой);
  • пальчиковые игры;
  • массаж для расслабления мышц на придание им тонуса;
  • развитие мелкой моторики – пазлы, мозаика, игры с песком и водой, лепка, рисование цветным рисом, конструкторы, упражнения с кольцом су-джок и пр.;
  • общее укрепление здоровья ребенка, в частности, нервной системы.

Детям с дизатрией обычно хорошо даются упражнения, где нужно выполнять действия по образцу. Если, например, вы учите малыша застегивать пуговицы, сначала покажите это на кукле, потом на себе, затем уже на одежде самого ребенка, направляя каждое его движение. По тому же принципу вам придется выполнять и артикуляционную гимнастику, и дыхательные упражнения: сначала вы даете ребенку образец, а потом под вашим руководством он совершает движения самостоятельно.

Читайте также: Ребенок перестал говорить после прививки АКДС?

Как помочь мышцам?

Упражнения для речевого аппарата бесполезны, пока мышцы слишком расслаблены или, наоборот, напряжены. Поэтому перед занятиями следует проводить массаж лицевых, шейных и плечевых мышц. В первую очередь это легкие поглаживания, резких движений совершать нельзя. Уложите малыша так, чтобы его голова находилась на ваших коленях, под прямым углом к вашей груди. Движения совершаются двумя руками с обеих сторон лица одновременно по следующим направлениям:

  • от середины лба к вискам;
  • от бровей к линии волос;
  • от середины лба по щекам к шее и плечам;
  • от ушных мочек через щеки к носовым крыльям;
  • от уголков рта сначала к середине верхней губы, потом – к середине нижней губы, затем – к крыльям носа.

Если мышцы очень напряжены, то движения должны быть все время очень легкими, если же они расслаблены, то следует чередовать энергичные разминания и щадящие поглаживания.

Это общие советы родителям детей с дизартрией. Конкретные комплексы игр и упражнений и лекарственные препараты, если они необходимы, подбирают только логопед и невролог, исходя из особенностей состояния ребенка.

Дата публикации: 03.10.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

Источник

Причины, частота, диагностика и лечение нарушения глотания у детей (дисфагии)

Дисфагия у детей может быть вызвана целом рядом пищевых нарушений и/или нарушений глотания. Детальное обсуждение каждой возможной причины выходит за рамки этой главы, которая в первую очередь предоставляет читателю алгоритм диагностического поиска, основанный на понимании нормальной физиологии глотания, знании ключевых моментов анамнеза и осмотра, а также умении ориентироваться в том объеме патологических состояний, которые стать быть причиной дисфагии.

Акт глотания подразделяется на три фазы: ротовую, глоточную и пищеводную. Ротовая фаза включает в себя помещение пищи в рот, жевание и проталкивание пищевого комка в ротоглотку.

Глоточная фаза является рефлекторной, в ней принимают участие V, IX, X и XII пары черепных нервов, при помощи нее закрывается носоглотка, гортань поднимается, закрывая нижележащие дыхательные пути, и пищевой комок продвигается в гортаноглотку. Пищеводная фаза начинается с расслабления перстнеглоточной мышцы, после которого пищевой комок проникает в пищевод и затем, под действием перистальтического сокращения пищевода, продвигается в желудок.

а) Анамнез у детей при дисфагии. У новорожденных крайне важно собрать информацию о течении беременности и родов. Многоводие повышает риск наличия аномалий развития пищевода или неврологических нарушений. Интубация трахеи по поводу дыхательной недостаточности может быть причиной травм гортани и/или глотки, в то время как длительная гипоксия ведет к повреждению ЦНС.

Следует узнать о всех проводившихся оперативных вмешательствах, особенно имеющих риск повреждения черепных нервов (вентрикулоперитонеальное шунтирование, операции по поводу открытого боталлова протока). Семейный анамнез собирается для исключения генетических, неврологических, нейромышечных заболеваний.

У детей старшего возраста следует уточнять скорость развития симптомов (остро или постепенно), а также временные характеристики (присутствуют ли симптомы постоянно или периодически). Уточняется, какую именно пищу не может проглотить ребенок: жидкую, твердую, или любую. Внезапное развитие дисфагии характерно для инородного тела пищевода, в то время как ее постепенное прогрессирование с постепенно развивающейся невозможностью принятия жидкостей – для стеноза пищевода.

Боль при глотании характера для инфекционно-воспалительных заболеваний, инородных тел, химического ожога. Важным симптомом является рвота. Следует уточнять соотношение с актом приема пищи (во время, сразу после), а также характер рвотных масс (переваренная или непереваренная пища). Симптомы дыхательной недостаточности (стридор, цианоз во время питания) могут свидетельствовать о том, что причиной дисфагии является обструкция дыхательных путей, впрочем, аналогичные симптомы могут возникнуть и вследствие аспирации.

Детальный осмотр ребенка необходим для исключения иммунодефицитного состояния, аутоиммунных, эндокринных и неврологических заболеваний.

б) Осмотр ребенка с нарушеним глотания (дисфагии). Измеряются и сравниваются с возрастной нормой рост и вес пациента. Потеря веса или отставание в наборе весе (показатели веса ниже 30-го процентиля) являются грозными признаками, такие дети требуют повышенного внимания. У младенцев необходимо оценить прием пищи, проверить наличие корневого и сосательного рефлексов (их отсутствие может свидетельствовать о серьезных неврологических нарушениях).

Проводится полный осмотр головы и шеи. Отмечаются все аномалии строения черепа (расщепленные губа или небо, ретрогнатия, макроглоссия, глоссоптоз), у детей с характерным габитусом всегда следует подозревать наличие какого-либо генетического заболевания.

Важным инструментом в диагностике нарушений глотания является фиброларингоскопия, именно с целью ее проведения детей часто направляют к оториноларингологу. Следует исключить затрудненное носовое дыхание вследствие ринита, искривлений перегородки носа, атрезии хоан или гипертрофии глоточной миндалины. В гортаноглотке можно обнаружить скопление слюны или частицы пищи. Отмечаются любые отклонения со стороны гортани, как анатомические (гортанная щель, ларингомаляция), так и функциональные (паралич голосовых складок).

Наконец, проводится неврологический осмотр. Очевидно, наибольшее внимание следует уделять функции черепных нервов, но важен и периферический осмотр. Документируются любые отклонения от нормы (например, гипотония).

Варианты нарушения глотания (дисфагии) Варианты нарушения глотания (дисфагии):

а Слюнотечение. б Ощущение кома в горле.

в Аспирация в гортань. г Регургитация.

д Одинофагия. е Послеглотательная аспирация.

в) Диагностика. Для получения дополнительной информации с целью постановки диагноза возможно использовать различные лучевые методы диагностики. На рентгенограмме грудной клетки можно оценить наличие аномалий со стороны сердца, трахеобронхиального дерева или средостения. КТ или МРТ выполняются при наличии мягкотканных образований на шее. Для оценки ротовой и глоточной фаз глотания используется модифицированная флюороскопия с барием.

Оценивается наличие аспирации, для определения степени ее выраженности и безопасности глотания ребенка последовательно кормят пищей разной консистенции. Для исключения стриктур и нарушений подвижности пищевода модифицированная флюороскопия с барием часто сочетается с простой бариевой эзофагографией.

Функциональная эндоскопическая оценка глотания предоставляет информацию о чувствительности слизистой глотки и гортани, позволяет оценить подвижность гортани и наличие аспирации. Как и при флюороскопии с барием, используется пища разной консистенции.

Золотым стандартом диагностики рефлюкса является суточная pH-метрия. Датчики размещаются у проксимального и дистального концов пищевода (в случае пробы с тремя датчиками дополнительный размешается в глотке). Подвижность пищевода оценивается эзофагоманометрией. Эндоскопия позволяет проводить как диагностику заболеваний пищевода, так и использоваться в лечебных целях (для удаления инородных тел, бужирования пищевода при стриктурах).

г) Дифференциальная диагностика. Обследуя пациента с дисфагией, полезно разделить все множество возможных причинных заболеваний на несколько широких категорий. Важно понимать, что вызывать дисфагию может сразу несколько факторов.

д) Нарушения развития как причина нарушения глотания у детей. Недоношенным детям часто требуется и искусственная вентиляция и искусственное кормление. У подобных пациентов часто ослаблен сосательный рефлекс, нарушена координация дыхания и глотания. Первое время используется кормление через зонд или гастростому. К счастью, при отсутствии каких-либо серьезных неврологических заболеваний, через некоторое время становится возможным пероральный прием пищи.

е) Врожденные анатомические нарушения как причина дисфагии. Приводить к нарушениям глотания могут аномалии развития дыхательного и пищеварительного трактов от полости носа до дистальных отделов пищевода и трахеи. Обструкция дыхательных путей на уровне полости носа (атрезия хоан, атрезия грушевидных апертур, выраженное искривление перегородки носа вследствие родовой травмы) может приводить к нарушению координации дыхания и глотания.

Причиной дисфагии могут стать различные аномалии костей лица и черепа. Дети с расщеплением губы и/или неба неспособны эффективно ограничить полость рта во время сосания, поэтому для их кормления используются специальные бутылочки и сосочки. Также у детей с расщеплением неба часто отмечается попадание пищи в полость носа из-за прямого сообщения носа со ртом, а также вследствие небно-глоточной недостаточности.

Проблемы с кормлением также могут встречаться при самых разных генетических синдромах, при которых наблюдается нарушение размера и положения нижней челюсти и других костей лица. Типичными примерами являются синдромы Тричера Коллинза, Аперта, Голь-денхара и Крузона.

Особенно выраженной дисфагия бывает при сочетании аномалий лицевого скелета с расщеплением верхней губы и неба. Макроглоссия, встречающаяся при синдроме Дауна (трисомия 21 хромосомы) и синдроме Беквита-Видеманна, может препятствовать нормальному сосанию, продвижению болюса и защите гортани. Наконец, приводить к обструкции дыхательных путей и дисфагии могут аномалии расположения языка (макроглоссия или ретрогнатия), наблюдаемые при синдроме Пьера Робена.

Аномалии развития гортани (ларингомаляция, врожденная фиброэластическая мембрана гортани, расщелина гортани) могут приводить к вторичной дисфагии вследствие обструкции дыхательных путей, аспирации или их сочетания. Наличие стридора или охриплости должно насторожить врача в отношении гортанной причины дисфагии.

Различные пороки трахеи и пищевода могут стать причиной дисфагии. Возможными аномалиями со стороны пищевода являются: атрезия пищевода, дупликация пищевода, трахеопищеводная фистула, пищеводная мембрана, стриктуры пищевода. Трахеопищеводные фистулы часто сочетаются с другими пороками развития, в первую очередь сердечно-сосудистой и мочеполовой систем. Трахеопищеводные фистулы в зависимости от локализации и сочетания с атрезией пищевода подразделяются на четыре категории.

Обструкция дыхательных путей, аспирация, дыхательная недостаточность могут встречаться при любом варианте фистулы. Коррекция структурных аномалий пищевода и трахеи обычно проводится сразу после их обнаружения, в младенческом возрасте.

Возможно сдавление трахеи и пищевода сосудистым кольцом (аномалия развития аорты и/или ее ветвей), которое проявляется стридором с усилением выраженности при кормлении. Иногда в таких случаях дисфагия не проявляется до тех пор, пока ребенок не начнет принимать твердую пищу.

ж) Приобретенные нарушения как причина нарушения глотания у детей. Наиболее часто встречаются инородные тела пищевода. Употребление едких жидкостей может привести к дисфагии как в остром периоде, так и в отдаленным вследствие развития стриктур пищевода. Тщательный сбор анамнеза позволяет выявить ятрогенную причину дисфагии (интубация, предыдущие оперативные вмешательства на органах дыхания или пищеварения).

Операции на трахее, пищеводе или сердце могут повлечь за собой повреждение возвратного гортанного нерва, проявляющееся парезом голосовых связок, или верхнего гортанного нерва, проявляющегося снижением чувствительности гортани.

Причины нарушения глотания - дисфагии

з) Инфекционно-воспалительные заболевания как причина дисфагии. Инфекции верхних дыхательных путей в детском возрасте часто проявляются болью при глотании (одинофагией) и дисфагией. Банальный бактериальный или вирусный фарингит обнаруживается при осмотре ротоглотки. При наличии выраженной интоксикации, боли при глотании и отказа от пищи необходимо заподозрить инфекцию глубоких фасциальных пространств шеи, заглоточный или паратонзиллярный абсцесс.

У пациентов с иммунодефицитом возможно поражение пищевода грибами рода Candida или другими грибами, микобактерией туберкулеза, цитомегаловирусом или вирусом герпеса. Болезнь Чагаса, или американский трипаносомоз, вызывается простейшими вида Trypanosoma cruzi. Данное заболевание наиболее распространено в Южной и Центральной Америке, проявляется выраженной атонией пищевода с формированием в дальнейшем мегапищевода.

Подобно взрослым, дети могут страдать от различных системных заболеваний соединительной ткани, некоторые из которых проявляются дисфагией. Системная склеродермия поражает гладкую мускулатуру, вызывая атонию пищевода; вследствие выраженного рефлюкса возможны стриктуры пищевода. Синдром Шегрена проявляется ксеростомией.

Ювенильный ревматоидный артрит (болезнь Стилла) может вызывать артрит перстнечерпаловидного сустава, проявляющийся болью при фонации и глотании, фиксация данного сустава может приводить к стенозу гортани.

и) Новообразования как причина нарушения глотания. Очевидно, что новообразования верхних отделов дыхательных путей и пищеварительного тракта могут мешать продвижению болюса, вызывая дисфагию. Также пищевод могут сдавливать извне опухоли средостения. Для данной причины дисфагии характерно постепенное нарастание симптомов: сначала пациент испытывает затруднения при глотании только твердой пищи, но через некоторое время оказывается неспособным проглотить даже жидкость.

к) Неврологические заболевания и дисфагия при них. Если не удается найти какую-либо анатомическую или функциональную причину дисфагии, в список заболеваний для дифференциального диагноза включаются неврологические расстройства. У детей с заболеваниями ЦНС часто отсутствуют или нарушены корневой и сосательный рефлексы, нередко они испытывают сложности со сглатыванием слюны, что ведет к ее накоплению и аспирации. Возможно присутствие других признаков поражения нервной системы, например, гипотонии.

Поражение ЦНС может развиться вследствие гипоксии, травмы, инфекции, врожденных аномалий (мальформация Киари), генетических заболеваний (миастения, мышечная дистрофия).

л) Психологические расстройства и расстройства поведения как причина нарушения глотания. Только после исключения всех остальных возможных причин рассматриваются психологические/поведенческие факторы. Подозрение должно возникнуть в том случае, если пациент нормально набирает вес, несмотря на наличие жалоб; а также если симптомы возникают только между приемами пищи.

м) Другие заболевания пищевода. В список заболеваний для дифференциального диагноза также необходимо включать первичные заболевания желудочно-кишечного тракта. Перстнеглоточная ахалазия, которая проявляется невозможностью расслабления верхнего сфинктера пищевода, может стать причиной регургитации пищи, аспирации, частых рвотных позывов.

Диффузный спазм пищевода («пищевод типа орехокола») проявляется одинофагией и болью за грудиной, для диагностики используется рентгенография с барием и эзофагоманометрия. Также причиной дисфагии может стать заброс в пищевод желудочного содержимого. Этой теме посвящена следующая статья на сайте.

Диффузный спазм пищевода Диффузный спазм пищевода.

При рентгенологическом исследовании проявляется, как периодическое отсутствие первичной перистальтики в грудном отделе пищевода.

Спиралевидная или четкообразная деформация просвета пищевода.

– Также рекомендуем “Причины, частота, диагностика и лечение попадания желудочного содержимого в пищевод у детей (ГЭРБ)”

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Оглавление темы “Болезни носа, горла у детей”:

  1. Причины, частота, диагностика и лечение муковисцидоза носа, пазух у ребенка
  2. Причины, частота, диагностика и лечение синдрома Картагенера – цилиарной дискинезии
  3. Причины, частота, диагностика и лечение юношеской ангиофибромы носоглотки
  4. Причины, частота, диагностика и лечение воспаления слизистой рта у детей
  5. Причины, частота, диагностика и лечение болезней слюнных желез у детей
  6. Причины, частота, диагностика и лечение увеличения небных миндалин, аденоидов у детей
  7. Причины, частота, диагностика и лечение нарушения дыхания во сне у детей
  8. Причины, частота, диагностика и лечение нарушения глотания у детей (дисфагии)
  9. Причины, частота, диагностика и лечение попадания желудочного содержимого в пищевод у детей (ГЭРБ)
  10. Причины, частота и клиника обструктивного апноэ во сне у детей (СОАС)
  11. Диагностика и лечение обструктивного апноэ во сне у детей (СОАС)

Источник