Плотникова развитие лексикона ребенка 14 стр
Светлана Владимировна Плотникова
Развитие лексикона ребенка
Предисловие
Обучение родному языку на всех образовательных ступенях направлено на развитие у обучаемых готовности и способности к осуществлению речевой деятельности, а успешность речевой деятельности в любых ситуациях общения во многом зависит от того, насколько богат и разнообразен словарный запас человека, насколько совершенны механизмы поиска слова во внутреннем лексиконе. Этим определяется то значение, которое придается вопросам методики словарной работы в процессе профессиональной подготовки современного педагога дошкольного учреждения и учителя начальной школы, способного при организации образовательного процесса решать задачи развития речи детей, в том числе задачи обогащения и совершенствования их лексикона. Осознанное планирование и проведение педагогом лексической работы в системе развития речи детей требует от них знания как общих закономерностей речевого онтогенеза, так и закономерностей овладения лексикой родного языка.
Цель настоящего пособия – раскрыть основные закономерности развития лексикона ребенка раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие лексикона ребенка рассматривается в двух аспектах: лингвистическом и методическом. Лингвистическое описание процесса лексического развития ребенка включает характеристику единиц детского лексикона (прежде всего их содержательной стороны) в динамике от раннего возраста до десяти – одиннадцати лет и основных тенденций развития семантической структуры слова в сознании ребенка, анализ типичных для детей ошибок лексического характера, в которых ярко проявляются особенности функционирования их лексикона. Методический аспект проблемы развития лексикона ребенка раскрыт с позиций непрерывности процесса языкового образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сначала определены общие принципы организации лексико – семантической работы в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе, затем описаны особенности содержания и методов обогащения словарного запаса детей разного возраста в процессе их обучения родному (русскому) языку.
Раскрытие особенностей организации педагогического процесса, направленного на овладение детьми лексикой родного языка, с опорой на понимание лингвистических закономерностей развития детского лексикона должно способствовать повышению уровня теоретико – методической подготовки будущих педагогов. Материал пособия, в котором обобщены данные психологических, психолингвистических, лингвистических и лингвометодических исследований лексикона детей, восполняет недостаточное освещение теоретических аспектов проблемы развития лексикона ребенка в учебной литературе, адресованной будущим педагогам дошкольного образования и начальной школы.
Содержание пособия соответствует задачам профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению «Педагогика», а также по специальностям «Педагогика и методика дошкольного образования» и «Педагогика и методика начального образования». В нем в систематизированном виде излагается материал, необходимый для освоения студентами вопросов, рассматриваемых в рамках дисциплин профильной (предметной) подготовки лингвометодической направленности.
Пособие поможет формированию у студентов 1) представлений о процессе речевого онтогенеза и его основных закономерностях; 2) знаний об особенностях и закономерностях развития лексикона в детском возрасте, о содержании и методах лексико – семантической работы с дошкольниками и младшими школьниками; 3) исследовательских умений в области изучения лексикона ребенка; 4) умений, связанных с планированием и осуществлением лексико – семантической работы с детьми: осознанно, с учетом возрастных особенностей лексикона определять содержание и отбирать материал для проведения лексической работы, выбирать приемы раскрытия лексического значения слова, адекватные его представлению в сознании ребенка определенного возраста, использовать разнообразные приемы активизации словаря детей в процессе обучения.
В соответствии с поставленными задачами структура пособия включает три главы. Первая глава посвящена раскрытию общих закономерностей речевого онтогенеза, его основных этапов; во второй главе описываются особенности детского лексикона и закономерности его развития. Лексикон ребенка рассматривается как система знаний о словах, их значениях и правилах употребления в речи, в которой отражаются особенности когнитивного и речевого опыта ребенка. Третья глава содержит описание методики лексико – семантической работы с детьми – раскрываются принципы, содержание, методы, этапы работы, их специфика и преемственные связи между ними.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Источник
Предисловие
Обучение родному языку на всех образовательных ступенях направлено на развитие у обучаемых готовности и способности к осуществлению речевой деятельности, а успешность речевой деятельности в любых ситуациях общения во многом зависит от того, насколько богат и разнообразен словарный запас человека, насколько совершенны механизмы поиска слова во внутреннем лексиконе. Этим определяется то значение, которое придается вопросам методики словарной работы в процессе профессиональной подготовки современного педагога дошкольного учреждения и учителя начальной школы, способного при организации образовательного процесса решать задачи развития речи детей, в том числе задачи обогащения и совершенствования их лексикона. Осознанное планирование и проведение педагогом лексической работы в системе развития речи детей требует от них знания как общих закономерностей речевого онтогенеза, так и закономерностей овладения лексикой родного языка.
Цель настоящего пособия – раскрыть основные закономерности развития лексикона ребенка раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие лексикона ребенка рассматривается в двух аспектах: лингвистическом и методическом. Лингвистическое описание процесса лексического развития ребенка включает характеристику единиц детского лексикона (прежде всего их содержательной стороны) в динамике от раннего возраста до десяти – одиннадцати лет и основных тенденций развития семантической структуры слова в сознании ребенка, анализ типичных для детей ошибок лексического характера, в которых ярко проявляются особенности функционирования их лексикона. Методический аспект проблемы развития лексикона ребенка раскрыт с позиций непрерывности процесса языкового образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сначала определены общие принципы организации лексико – семантической работы в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе, затем описаны особенности содержания и методов обогащения словарного запаса детей разного возраста в процессе их обучения родному (русскому) языку.
Раскрытие особенностей организации педагогического процесса, направленного на овладение детьми лексикой родного языка, с опорой на понимание лингвистических закономерностей развития детского лексикона должно способствовать повышению уровня теоретико – методической подготовки будущих педагогов. Материал пособия, в котором обобщены данные психологических, психолингвистических, лингвистических и лингвометодических исследований лексикона детей, восполняет недостаточное освещение теоретических аспектов проблемы развития лексикона ребенка в учебной литературе, адресованной будущим педагогам дошкольного образования и начальной школы.
Содержание пособия соответствует задачам профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению «Педагогика», а также по специальностям «Педагогика и методика дошкольного образования» и «Педагогика и методика начального образования». В нем в систематизированном виде излагается материал, необходимый для освоения студентами вопросов, рассматриваемых в рамках дисциплин профильной (предметной) подготовки лингвометодической направленности.
Пособие поможет формированию у студентов 1) представлений о процессе речевого онтогенеза и его основных закономерностях; 2) знаний об особенностях и закономерностях развития лексикона в детском возрасте, о содержании и методах лексико – семантической работы с дошкольниками и младшими школьниками; 3) исследовательских умений в области изучения лексикона ребенка; 4) умений, связанных с планированием и осуществлением лексико – семантической работы с детьми: осознанно, с учетом возрастных особенностей лексикона определять содержание и отбирать материал для проведения лексической работы, выбирать приемы раскрытия лексического значения слова, адекватные его представлению в сознании ребенка определенного возраста, использовать разнообразные приемы активизации словаря детей в процессе обучения.
Бесплатный фрагмент закончился. Хотите читать дальше?
Источник
В 9–13 месяцев отмечается появление звуковых конвенциональных сигналов. В работах Э. Бейтс, Т.Н. Ушаковой описаны ситуации, когда младенец обращается ко взрослому в поисках помощи и подает в отдельных случаях побудительные сигналы – хнычет, мычит, выражает беспокойство и т. п. Эти коммуникативные сигналы вскоре становятся постоянными и понимаемыми общающимися сторонами.
0autoreg863534672
В 9–13 месяцев отмечается появление звуковых конвенциональных сигналов. В работах Э. Бейтс, Т.Н. Ушаковой описаны ситуации, когда младенец обращается ко взрослому в поисках помощи и подает в отдельных случаях побудительные сигналы – хнычет, мычит, выражает беспокойство и т. п. Эти коммуникативные сигналы вскоре становятся постоянными и понимаемыми общающимися сторонами.
С полуторамесячного возраста у нормально развивающегося ребенка отмечаются первичные вокализации, называемые гулением: ребенок в состоянии спокойного бодрствования спонтанно издает разнообразные звуки, преимущественно гласноподобные, и постепенно усложняющиеся звукосочетания.
0autoreg863534672
С полуторамесячного возраста у нормально развивающегося ребенка отмечаются первичные вокализации, называемые гулением: ребенок в состоянии спокойного бодрствования спонтанно издает разнообразные звуки, преимущественно гласноподобные, и постепенно усложняющиеся звукосочетания.
Таким образом, существует множество критериев, на основе которых возможно выделение этапов и ступеней речевого онтогенеза, процесс освоения той или иной стороны речи расчленяется на этапы, как правило, безотносительно к развитию другой стороны речи. Комплексное же рассмотрение разных аспектов овладения родным языком (его фонетикой, лексикой, грамматикой) проводится обычно в соответствии с условными усредненными периодами детского развития: 1) младенческий возраст (до года); 2) ранний (преддошкольный) возраст (от 1 года до 3 лет); 3) дошкольный возраст (3 года – 6–7 лет); 4) младший школьный возраст (6–7 лет – 10–11 лет). Рассмотрим особенности
0autoreg863534672
Таким образом, существует множество критериев, на основе которых возможно выделение этапов и ступеней речевого онтогенеза, процесс освоения той или иной стороны речи расчленяется на этапы, как правило, безотносительно к развитию другой стороны речи. Комплексное же рассмотрение разных аспектов овладения родным языком (его фонетикой, лексикой, грамматикой) проводится обычно в соответствии с условными усредненными периодами детского развития: 1) младенческий возраст (до года); 2) ранний (преддошкольный) возраст (от 1 года до 3 лет); 3) дошкольный возраст (3 года – 6–7 лет); 4) младший школьный возраст (6–7 лет – 10–11 лет). Рассмотрим особенности
Как видим, собственно лингвистические периодизации речевого онтогенеза либо являются односторонними и не отражают хода речевого развития ребенка во всех его проявлениях, либо охватывают небольшой возрастной период, поэтому в большинстве случаев при описании этапов речевого развития ребенка опираются на психологическую возрастную периодизацию. Наиболее подробно такая периодизация представлена в монографии А.К. Марковой, которая выдвинула понятие
0autoreg863534672
Как видим, собственно лингвистические периодизации речевого онтогенеза либо являются односторонними и не отражают хода речевого развития ребенка во всех его проявлениях, либо охватывают небольшой возрастной период, поэтому в большинстве случаев при описании этапов речевого развития ребенка опираются на психологическую возрастную периодизацию. Наиболее подробно такая периодизация представлена в монографии А.К. Марковой, которая выдвинула понятие
Источник
В 9–13 месяцев отмечается появление звуковых конвенциональных сигналов. В работах Э. Бейтс, Т.Н. Ушаковой описаны ситуации, когда младенец обращается ко взрослому в поисках помощи и подает в отдельных случаях побудительные сигналы – хнычет, мычит, выражает беспокойство и т. п. Эти коммуникативные сигналы вскоре становятся постоянными и понимаемыми общающимися сторонами.
0autoreg863534672
В 9–13 месяцев отмечается появление звуковых конвенциональных сигналов. В работах Э. Бейтс, Т.Н. Ушаковой описаны ситуации, когда младенец обращается ко взрослому в поисках помощи и подает в отдельных случаях побудительные сигналы – хнычет, мычит, выражает беспокойство и т. п. Эти коммуникативные сигналы вскоре становятся постоянными и понимаемыми общающимися сторонами.
С полуторамесячного возраста у нормально развивающегося ребенка отмечаются первичные вокализации, называемые гулением: ребенок в состоянии спокойного бодрствования спонтанно издает разнообразные звуки, преимущественно гласноподобные, и постепенно усложняющиеся звукосочетания.
0autoreg863534672
С полуторамесячного возраста у нормально развивающегося ребенка отмечаются первичные вокализации, называемые гулением: ребенок в состоянии спокойного бодрствования спонтанно издает разнообразные звуки, преимущественно гласноподобные, и постепенно усложняющиеся звукосочетания.
Таким образом, существует множество критериев, на основе которых возможно выделение этапов и ступеней речевого онтогенеза, процесс освоения той или иной стороны речи расчленяется на этапы, как правило, безотносительно к развитию другой стороны речи. Комплексное же рассмотрение разных аспектов овладения родным языком (его фонетикой, лексикой, грамматикой) проводится обычно в соответствии с условными усредненными периодами детского развития: 1) младенческий возраст (до года); 2) ранний (преддошкольный) возраст (от 1 года до 3 лет); 3) дошкольный возраст (3 года – 6–7 лет); 4) младший школьный возраст (6–7 лет – 10–11 лет). Рассмотрим особенности
0autoreg863534672
Таким образом, существует множество критериев, на основе которых возможно выделение этапов и ступеней речевого онтогенеза, процесс освоения той или иной стороны речи расчленяется на этапы, как правило, безотносительно к развитию другой стороны речи. Комплексное же рассмотрение разных аспектов овладения родным языком (его фонетикой, лексикой, грамматикой) проводится обычно в соответствии с условными усредненными периодами детского развития: 1) младенческий возраст (до года); 2) ранний (преддошкольный) возраст (от 1 года до 3 лет); 3) дошкольный возраст (3 года – 6–7 лет); 4) младший школьный возраст (6–7 лет – 10–11 лет). Рассмотрим особенности
Как видим, собственно лингвистические периодизации речевого онтогенеза либо являются односторонними и не отражают хода речевого развития ребенка во всех его проявлениях, либо охватывают небольшой возрастной период, поэтому в большинстве случаев при описании этапов речевого развития ребенка опираются на психологическую возрастную периодизацию. Наиболее подробно такая периодизация представлена в монографии А.К. Марковой, которая выдвинула понятие
0autoreg863534672
Как видим, собственно лингвистические периодизации речевого онтогенеза либо являются односторонними и не отражают хода речевого развития ребенка во всех его проявлениях, либо охватывают небольшой возрастной период, поэтому в большинстве случаев при описании этапов речевого развития ребенка опираются на психологическую возрастную периодизацию. Наиболее подробно такая периодизация представлена в монографии А.К. Марковой, которая выдвинула понятие
Источник
Название:
Развитие лексикона ребенка
Автор:
Светлана Владимировна Плотникова
Издательство:
Литагент Флинта
Жанр:
psy_childs / Языкознание / на русском языке
Год:
2011
Город:
Москва
Язык:
Русский
ISBN:
978-5-9765-0994-8
Рейтинг книги:
5 / 5
Ваша оценка:
Избранное:
Добавить книгу в закладки
Развитие лексикона ребенка: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Развитие лексикона ребенка»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
В пособии обобщены данные психологических, психолингвистических, лингвистических и лингвометодических исследований лексикона детей, описаны особенности лексикона детей разного возраста и основные закономерности его развития, представлена система лексико-семантической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в процессе их обучения родному (русскому) языку. Для студентов, обучающихся по направлению «Педагогика» (профили «Речевое дошкольное образование», «Начальное образование»), а также по специальностям «Педагогика и методика дошкольного образования» и «Педагогика и методика начального образования».
Уважаемые правообладатели!
Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.
Развитие лексикона ребенка — читать онлайн ознакомительный отрывок
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Развитие лексикона ребенка», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.
Светлана Владимировна Плотникова
Развитие лексикона ребенка
Предисловие
Обучение родному языку на всех образовательных ступенях направлено на развитие у обучаемых готовности и способности к осуществлению речевой деятельности, а успешность речевой деятельности в любых ситуациях общения во многом зависит от того, насколько богат и разнообразен словарный запас человека, насколько совершенны механизмы поиска слова во внутреннем лексиконе. Этим определяется то значение, которое придается вопросам методики словарной работы в процессе профессиональной подготовки современного педагога дошкольного учреждения и учителя начальной школы, способного при организации образовательного процесса решать задачи развития речи детей, в том числе задачи обогащения и совершенствования их лексикона. Осознанное планирование и проведение педагогом лексической работы в системе развития речи детей требует от них знания как общих закономерностей речевого онтогенеза, так и закономерностей овладения лексикой родного языка.
Цель настоящего пособия – раскрыть основные закономерности развития лексикона ребенка раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие лексикона ребенка рассматривается в двух аспектах: лингвистическом и методическом. Лингвистическое описание процесса лексического развития ребенка включает характеристику единиц детского лексикона (прежде всего их содержательной стороны) в динамике от раннего возраста до десяти – одиннадцати лет и основных тенденций развития семантической структуры слова в сознании ребенка, анализ типичных для детей ошибок лексического характера, в которых ярко проявляются особенности функционирования их лексикона. Методический аспект проблемы развития лексикона ребенка раскрыт с позиций непрерывности процесса языкового образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сначала определены общие принципы организации лексико – семантической работы в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе, затем описаны особенности содержания и методов обогащения словарного запаса детей разного возраста в процессе их обучения родному (русскому) языку.
Раскрытие особенностей организации педагогического процесса, направленного на овладение детьми лексикой родного языка, с опорой на понимание лингвистических закономерностей развития детского лексикона должно способствовать повышению уровня теоретико – методической подготовки будущих педагогов. Материал пособия, в котором обобщены данные психологических, психолингвистических, лингвистических и лингвометодических исследований лексикона детей, восполняет недостаточное освещение теоретических аспектов проблемы развития лексикона ребенка в учебной литературе, адресованной будущим педагогам дошкольного образования и начальной школы.
Содержание пособия соответствует задачам профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению «Педагогика», а также по специальностям «Педагогика и методика дошкольного образования» и «Педагогика и методика начального образования». В нем в систематизированном виде излагается материал, необходимый для освоения студентами вопросов, рассматриваемых в рамках дисциплин профильной (предметной) подготовки лингвометодической направленности.
Пособие поможет формированию у студентов 1) представлений о процессе речевого онтогенеза и его основных закономерностях; 2) знаний об особенностях и закономерностях развития лексикона в детском возрасте, о содержании и методах лексико – семантической работы с дошкольниками и младшими школьниками; 3) исследовательских умений в области изучения лексикона ребенка; 4) умений, связанных с планированием и осуществлением лексико – семантической работы с детьми: осознанно, с учетом возрастных особенностей лексикона определять содержание и отбирать материал для проведения лексической работы, выбирать приемы раскрытия лексического значения слова, адекватные его представлению в сознании ребенка определенного возраста, использовать разнообразные приемы активизации словаря детей в процессе обучения.
В соответствии с поставленными задачами структура пособия включает три главы. Первая глава посвящена раскрытию общих закономерностей речевого онтогенеза, его основных этапов; во второй главе описываются особенности детского лексикона и закономерности его развития. Лексикон ребенка рассматривается как система знаний о словах, их значениях и правилах употребления в речи, в которой отражаются особенности когнитивного и речевого опыта ребенка. Третья глава содержит описание методики лексико – семантической работы с детьми – раскрываются принципы, содержание, методы, этапы работы, их специфика и преемственные связи между ними.
Читать дальше
Похожие книги на «Развитие лексикона ребенка»
Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Развитие лексикона ребенка» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.
Обсуждение, отзывы о книге «Развитие лексикона ребенка» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.
Источник