Плавание ребенку 4 года

Плавание ребенку 4 года thumbnail

Фото

В этой статье я постарался собрать наиболее важную информацию про обучение плаванию дошколят.

Внимание! Это статья – про обучение плаванию маленьких детей, то есть в возрасте от 3 до 5-6 лет. Если Вас интересует обучение более старших детей (6-10 лет) – то перейдите по этой ссылке, а если речь идет совсем о малышах – то сюда.

Чему реально научить в этом возрасте

Каждый ребенок индивидуален, но в целом тренеры считают следующим образом:

  • В 3 года чаще всего ребенок еще по своему развитию не готов учиться плаванию, но его можно начинать учить базовым навыкам, которые в дальнейшем пригодятся для плавания.
  • В 4 года – возможна аналогичная ситуация, но многих детей в этом возрасте уже можно научить плаванию. Однако о правильной технике речь пока не идет, то есть о правильном плавании спортивными стилями говорить пока что рано.
  • В 5 лет ребенка реально научить плавать, в том числе начинать учить правильной технике кроля (на груди и на спине) и брасса.

Считается, что в пять лет можно освоить спортивный стиль за 2 месяца, если тренироваться 3 раза в неделю по 30 минут.

Повторюсь, все вышесказанное очень условно и зависит от развития и способностей ребенка. Допускаю, что отдельные уникумы и в 3-4 года могут научиться правильно плавать кролем на груди или брассом, хотя я сам вживую такого не видел.

Главная мысль, которую я хотел здесь донести: не имейте напрасно завышенных ожиданий, не ждите от дошкольника, что он в таком возрасте сходу поплывет правильной техникой и вообще будет уверенно плавать.

Тем не менее, в этом возрасте (с 4-5 лет) вполне реально научить держаться на воде и плыть хотя бы небольшие дистанции, а также заложить фундамент для того, чтобы в 6-7 лет он уже перешел к уверенному и спортивному плаванию.

Самый важный принцип учебы

Вторая важная мысль, на которую также хотел бы обратить особое внимание: самое главное при обучении плаванию в этом возрасте – это радость, интерес, позитив у ребенка.

Дело в том, что уроки плаванием должны быть систематическими (одного-двух раз явно не хватит!), а ребенок в этом возрасте еще не является сформировавшейся сознательной личностью и не готов систематически делать то, что ему не интересно или не нравится.

Более того, правильное обучение плаванию (а неправильно учить не стоит!) предполагает не очень естественные для человека действия, такие как опускание лица и выдох в воду.

Ребенок может бояться и не понимать этого и, в конечном итоге, может решить, что ему это всё вообще “не надо”.

Потому, если Вы будете обучать его самостоятельно, то рекомендую учесть следующее:

  • Обучение должно происходить в игровой форме в легкой, непринужденной манере. В самом маленьком возрасте и на первых порах игры обязательны.
    Фото 2Радость – главный принцип занятий
  • Не должно быть никакого принуждения и давления. Если ребенок не хочет заниматься, ваша задача – придумать, как его заинтересовать, вызвать у него желание заниматься, но ни в коем случае не заставлять.

    Педагогика – тонкая и спорная наука, но я бы при этом не рекомендовал делать ребенку подарки за занятия. По крайней мере, точно не за каждое занятие и не за сам факт занятий.

    Подумайте, как сделать радостным и интересным само нахождение в воде – чтобы ребенок хотел там быть, а не отбывал “номер” для того, чтобы получить после этого вознаграждение за мучения. Иначе вы можете его разбаловать и оказаться потом в очень плохой ситуации, когда без подарка он откажется заниматься. Да и результаты таких занятий будут хуже, чем результаты занятий, которые сами по себе приятны и желанны для ребенка.

  • Хвалите его за занятия, даже если нет успехов (а если есть успехи – и за них отдельно). Не ограничивайтесь безликими фразами “молодец”, а старайтесь делать это более развернуто, чтобы он чувствовал, что ваши слова – не формальность.
  • Будьте рядом в воде и показывайте всё на личном примере. Играйте, выполняйте сами все задания параллельно с ребенком, порой даже в соревновательной манере. Во-первых, так ему будут намного более наглядны и понятны ваши задания. Во-вторых, часто дети не хотят делать того, что перед этим не сделал сам родитель.
  • Не кидайте ребенка в воду и не делайте того, что может его испугать!
  • Не бойтесь сами – дети чувствуют, если родитель боится.

Методика обучения для дошкольного возраста

С самого раннего детства очень важно заложить основы именно правильного плавания.

Правильное плавание на груди – это всегда плавание с опусканием головы в воду. Это кроль с опущенным в воду лицом (с вдохами на бок) либо брасс, когда голова поднимается для вдоха и затем опускается обратно для выдоха.

Фото 3Классический кроль: берется вдох и затем лицо опускается в воду

Как было указано выше, сходу кроль или брасс малыш в этом возрасте не освоит, но базовые принципы нужно закладывать с самого начала.

Почему неправильно плавать с поднятой головой:

  • Это влечет неправильный баланс тела, препятствует плавучести и скольжению.
  • По вышеуказанной причине этому гораздо сложнее научить. Ребенок быстро научиться держаться на воде с опущенным в нее лицом, но будет тонуть, если все время будет с поднятой головой.
  • Это вредно для здоровья. Для детей это не так принципиально, но в целом поднятая голова – это излишняя нагрузка на шейный позвонок и передавливание кровеносных сосудов. А польза от плавания как раз в ином – в снятии осевой нагрузки с позвоночника, в вытягивании.

Более подробно про то, какое плавание является правильным, вы можете почитать здесь.

Соответственно, ребенка маленького возраста в первую очередь нужно учить следующему:

  • опускать в воду лицо,
  • делать выдох,
  • полностью вытягиваться (с опущенной головой),
  • вытянувшись, оттолкнуться и проскользить по воде,
  • вытянувшись, плыть за счет работы ног (на начальных этапах – с плавательной доской).

Еще раз напомню, что для 3-5 лет все должно идти в игровой и позитивной форме. Задания должны чередоваться, чтобы ребенку было интересно и весело.

Если какое-то задание не получается или не нравится – убирайте его либо попробуйте придумать, чем его можно заменить. Потому нижеизложенное можно взять для образца, но не стоит рассматривать это в качестве единственной возможной программы – смотрите по ситуации, экспериментируйте.

Первые шаги – привыкание к воде

Если мы говорим про совсем маленького ребенка, то самый первый шаг – это привыкание к воде. Пусть ваш сын или дочь сначала с познакомятся – посидят, постоят в ней, поиграют в игрушки.

В этой связи, очень важно проводить привыкание и первичное обучение там, где:

  • очень мелко (где ребенку по пояс);
  • прозрачная теплая вода, желательно 27-28 градусов;
  • вода не должна резать глаза.

Самый оптимальный вариант – мелкий бассейн с теплой водой.

Море нежелательно из-за волн, соленой и более холодной воды. Реки и озера нежелательны, так как требуется прозрачная среда.

Не всем маленьким детям нравится пребывание в воде, потому проявите терпение и первые разы дайте ему без всяких заданий, упражнений, плавательных очков и т.д. просто возможность вдоволь наиграться в теплой, мелкой, прозрачной воде, полюбить ее.

Для развития интереса у совсем маленьких отлично подходят игрушки для водных игр, лейки, мячи, игрушки из любимых мультиков.

Можно также пробуждать интерес посредством просмотра мультиков, видео-роликов на морскую тематику.

Плавательные очки

Вам требуется приучить ребенка к плавательным очкам. У детей пяти лет это обычно проблем не вызывает, у более младшего возраста на этом этапе могут возникнуть капризы.

Попробуйте пройти этот этап в игровой форме. Восхищайтесь ребенком, когда он в очках. Объясните и покажите, что в них можно веселиться и брызгаться. Показывайте на личном примере.

Сами очки по возможности также лучше выбрать интересной формы или расцветки, но в первую очередь они не должны протекать – о том, как правильно их подобрать, я подробно писал здесь.

Читайте также:  Налет во рту у ребенка 4 года

Можно, конечно, и вообще без очков обойтись – но тогда вам нужно выбрать такой бассейн, в котором, если находиться под водой с открытыми глазами, в глазах не будет неприятных ощущений (проверьте это сначала на себе).

Опускание лица в воду

  1. Самое-самое начало – просто омывать лицо водой или брызгаться.
  2. Приседания и прыжки в воде. Идея – в том, чтобы за счет приседаний или выпрыгиваний лицо погружалось в воду. Например, поставьте задачу присесть и посмотреть друг на друга, либо садиться и подпрыгивать. Более продвинутый вариант – показать друг другу язык или скорчить гримасу.

    В общем, веселитесь, но таким образом, чтобы голова регулярно оказывалась под водой.

  3. Сбор игрушек. Положите на дно игрушки там, где мелко (то есть не требуется сильно нырять), но рукой без погружения лица их не достать. Придумайте какую-нибудь легенду – пусть ребенок проводит “спасательную операцию” либо добывает сокровища.
    Фото 5Сбор игрушек – отличная игра!

Выдох

Следующий базовый навык, которым должен владеть ребенок – умение выдыхать в воду, так как в правильном плавании, независимо от стиля, именно таким образом делается выдох.

Академический вариант обучения этому, который используют многие тренеры:

  • держась руками за бортик бассейна, опустить голову и пускать пузырики носом (можно и ртом, но важно научиться носом). Повторять это несколько минут, пока не надоест;
  • взять в руки плавательную доску и, держась за нее вытянутыми руками, плыть за счет ног, опуская лицо в воду для выдоха и поднимая для вдоха.

Иные варианты в игровой манере – делать те же самые подпрыгивания и приседания, добавляя выдох под водой.

Фото 6Выдыхать можно и ртом, хотя лучше научиться делать это носом!

Скольжение

Задача – чтобы ребенок мог проскользить в бассейне, вытянувшись стрелочкой. Дышать на первых порах необязательно – можно это делать на задержке дыхания.

Напомню, что все упражнения делаются исключительно в мелкой части бассейна!

Пусть ребенок оттолкнется ногами ото дна или от стенки бассейна и проскользит, вытянув руки вперед перед собой (“стрелочка”). В конце упражнения вы его берете на руки, либо он сам встает на дно.

Это приучает к правильному положению тела к воде, учит держаться на ней.

Работа ногами

Следующий этап – подключаем ноги.

Академический вариант – на первых порах учить работать ногами в стиле кроль – то есть совершать попеременные махи вверх-вниз.

Вместе с этим, некоторым детям от природы ближе не махи, а “лягушачьи толчки”. Тогда не нужно заставлять их делать махи – пусть работают ногами в “лягушачьем стиле”.

Для проверки того, к какому стилю изначально предрасположен ребенок, попросите его попробовать проплыть любым способом и посмотрите, как он интуитивно начнет двигать ногами. Очень подробно и наглядно это показано в видео тренера Дениса Тараканова, у которого я и позаимствовал эту идею:

Если мы говорим о классическом варианте (махи-удары ногами, а не лягушачьи толчки), то далее имеет смысл показать ребенку их правильную технику.

Важно следить, чтобы ноги не сгибались сильно в колене. Маленькие дети интуитивно начинают бултыхать ногами, сгибая их в колене – а вместо этого должна идти работа от бедра – почти прямые ноги бедром двигаются вверх-вниз.

О том, как правильно должны двигаться ноги, более подробно читайте в этой статье.

Рекомендуется, чтобы взрослый сначала показал движения на суше – садимся на край бассейна, вытягиваем ноги и двигаем ими вверх-вниз, затем просим то же самое повторить сидящего рядом ребенка.

Затем переходим в воду, где есть два варианта упражнений:

  1. Ребенок отталкивается стрелочкой и скользит к вам (как в предыдущем упражнении), подключая при этом ноги.

    Сначала плывем с опущенной головой на задержке дыхания (или на выдохе).

    Затем учимся поднимать и опускать голову. Мне здесь очень нравятся упражнения уже упомянутого выше Дениса Тараканова:

    Подъем головы – “задумчивая рыбка” -> “любопытная рыбка”:

    Подъем головы со вдохом – “Задумчивая рыбка” -> “Восхищенная рыбка”:

  2. Упражнения с плавательной доской (если не получается первый вариант).

    Ребенок берет в руки плавательную доску и плывет с ней:

    • руки вытянуты вперед с доской,
    • ноги делают махи,
    • голова опускается для выдоха и поднимается для вдоха (не давайте плавать с поднятой головой, иначе затем без доски ничего не получится).

    Выглядит это вот так:

    Фото 7

В целом, этот этап (приучение плавать с опущенной головой за счет ног) может занять длительное время – наберитесь терпения. Чем меньше малыш, тем больше занятий потребуется для того, чтобы научиться этим навыкам. Например, в 3 года можно полгода, а то и год прозаниматься таким плаванием – вашему сыну или дочери потребуется время, чтобы закрепиться на этой ступени.

Занимайтесь таким образом до тех пор, пока ребенок не сможет хотя бы какое-то расстояние проплыть без доски (руки стрелочкой) только за счет ног.

Подключение рук

Пройдя предыдущий этап, далее подключаем руки.

Академический вариант – учить гребки кролем с дыханием на сторону.

Однако в маленьком возрасте их очень тяжело освоить, более реалистично – делать движения руками из брасса:

  • гребок обеими руками к себе, в этот момент голова поднимается над водой для вдоха;
  • выброс рук вперед, в этот момент голова опускается.

Правильная техника работы руками в брассе описана в этой статье, но нужно понимать, что для ребенка 3-5 лет и она покажется сложной.

По факту, очень часто дети вместо брассовых движений переходят на плавание по-собачьи.

По вопросу, что с этим делать, у тренеров есть разные точки зрения:

  • одни специалисты полагают, что нужно добиваться именно правильной техники гребков брассом, иначе ее сложно будет привить потом;
  • другие считают, что на самом первом этапе ребенку допустимо научиться грести хотя бы как-нибудь, даже если и по-собачьи. Тем самым он научится хотя бы как-то плавать, а далее уже можно будет ставить правильную технику.

С моей точки зрения, здесь многое зависит от возраста, развития и способностей ребенка. Не вижу ничего критичного во втором варианте – сначала научиться хотя бы как-то плыть, далее ставить технику.

Для обучения гребкам в стиле “брасс” (даже если по факту это будет “по-собачьи”) нужно показать движения ребенку сначала на суше (попросив повторить), затем – тренировать их в воде.

Если же вы решили или хотите попробовать тренировать руки в стиле “кроль”, то на первых порах это делается за счет плавания с доской:

  • как и ранее, плывем ногами,
  • вытянутые руки держат доску
  • одна из рук делает гребок и возвращается обратно на доску.

Что еще можно делать?

В дополнение к изложенному, можно делать классические упражнения “звездочка” (лечь на воду с расставленными руками и ногами) и “поплавок” (обхватить колени руками и зависнуть в воде на задержке дыхания).

Они сами по себе не учат плаванию, но позволяют почувствовать плавучесть тела. За их счет можно также разнообразить уроки.

Как они делаются, показано в этом видео:

Итог упражнений

После освоения этих упражнений вы достигнете цель – ребенок научится плавать.

Скорее всего это будет стиль, который некоторые тренеры называют “прикладной брасс”: руки делают движения из брасса (либо по-собачьи), а ноги работают махами в стиле “кроль”.

Тем не менее, как было указано выше, допустимы и иные варианты (ноги двигаются “по-лягушачьи” либо руки работают, как в кроле).

О нарукавниках и жилетах

Нарукавники и плавательные жилеты – это страховка для того, чтобы более спокойно купаться в отпуске, однако они не имеют никакого отношения к обучению плаванию и, более того, вредят ему.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок именно учился плавать – ни в коем случае не используйте никаких нарукавников и аналогичных средств, поскольку они нарушают баланс тела и не позволяют научиться самому главному – держаться на воде.

Читайте также:  Частая смена настроения у ребенка 4 года

При этом у меня у самого сын в три года купался во время нашего отпуска в нарукавниках, так было проще и спокойнее, иначе не получилось бы отдыха. Но это не имело никакого отношения к плаванию, да и задачи такой на тот момент не стояло. На следующий год я отдал сына тренеру в бассейн, там уже пошла учеба – разумеется, без нарукавников.

Если наглотался воды во время плавания

В самом начале обучения плаванию, опуская лицо, ребенок может по неопытности наглотаться воды, начать захлебываться, испугаться и заплакать от этого.

Ваша задача в этот момент – отреагировать нейтрально или нейтрально-позитивно, перевести ситуацию в позитив.

Дело в том, что многие родители либо начинают ругать своё чадо, либо как минимум реагируют негативно либо испуганно. Ребенок, который уже сам получил неприятные ощущения от воды в носу и испугался, увидев ругань или испуг у родителя, сделает следующий вывод: “такого никогда не должно повториться” и его желание находиться в воде и учиться сильно понизится либо вовсе исчезнет.

Потому главное здесь – не послать в адрес ребенка еще большего негатива. Отнестись безразлично или даже позитивно (насколько это возможно и уместно).

Нужно спокойно сказать ему, чтобы он сделал сильный выдох носом и тогда вся вода уйдет.

К вопросу о необходимости тренера

Как вы уже убедились, обучение маленького человека плаванию – это не такой уж и простой процесс. Нужно обучить не самым простым вещам: класть лицо и выдыхать в воду, скользить, плыть за счет ног, и затем плыть как ногами, так и руками.

Потому, если есть возможность, лучше отдать ребенка на обучение тренеру – профессионалу, который сможет всё правильно и объяснить, и показать.

Однако, нюанс этой возрастной группы состоит в особенностях психологии: ребенок 3-5 лет готов играть, но чаще всего не готов возвести это в систему – не готов к монотонной работе по выполнению упражнений.

В этой связи, идеальный вариант – найти тренера, который имеет опыт работы с детьми такого возраста, понимает особенности психологии, знает нужные подходы и игры.

Кроме того, убедитесь в том, что тренер не использует нарукавники, круги и плавательные жилеты!

Надеюсь, эта статья оказалась полезной для вас. Поскольку тема сложная – буду признателен, если Вы поделитесь своим опытом в комментариях либо напишете, какие у Вас есть вопросы.

Источник

Плюсы плавания:

  1. Максимальное включение и тренировка всего ОДА (опорно-двигательного аппарата). Плавание — даёт универсальную и максимально полную нагрузку для развития всех групп мышц, эффективно развиваются: плечевой пояс, руки, ноги, мышца тела, пресс живота и спины, другие. Для растущего организма ребёнка это очень важно.
  2. Вытягивающий эффект ускоряет рост ребёнка. Как известно, в воде ребёнок быстрее растёт. Вес тела в воде на много меньше, полностью снимается компрессионная нагрузка на позвоночник и суставы, и позвоночник и все конечности здорово вытягиваются во время занятий плаванием, что ускоряет рост и одновременно умеренно закачивает, укрепляет мышцы. Это идеальное сочетание для растущего организма. И если спортивная гимнастика или акробатика садит рост ребёнка, то плавание наоборот способствует ему.
  3. Плавание отлично развивает начальную, необходимую для жизни координацию всего тела. Известно, что координация развивается и тренируется в процессе взросления человека, у детей она на похуже будет, чем у взрослых, хотя по-разному бывает:)  Плавание и в целом освоение скоординированных движений в воде, как в особой среде, развивает правильное ощущение всего тела, координацию и умение управлять собой (своим телом). Дальше, конечно, в развитии координации не помешаю и другие виды искусства и спорт (боевые искусства, танцы, др.).
  4. Освоение правильного глубокого дыхания. Многие болезни уже во взрослой жизни появляются из-за того, что человек с детства привык неправильно дышать и его лёгкие полностью никогда не прокачиваются, не вентилируются, а соответственно и не очищаются. Общеизвестно, что у пловцов прекрасно развит плечевой пояс и грудная клетка, большие и раскрытые лёгкие, благодаря этому пловцы люди здоровые, энергетичные и у них практически не бывает заболеваний связанных с лёгкими (астма, др.).
  5. Естественная закалка, оздоровление и укрепление иммунитета ребёнка.Вода обладает уникальными целебными свойствами, об этом знали наши предки и 1000 лет назад. Вода исцеляет и закаляет. Круглогодичные занятия плаванием будут способствовать закаливанию вашего ребёнка, укреплению иммунной системы, что защищает его от различного рода вирусных и других заболеваний.
  6. Эмоциональная зарядка и разрядка. Очень важно для ребёнка, чтобы на тренировке он выкладывался полностью, эмоционально разряжался и при этом без физических перегрузок. Плавание, как раз даёт именно такие нагрузки. Если ребёнок выходит после тренировки не реализовав себя, не выплеснув свою энергию, это не очень хорошо, такие тренировки не будут давать ребёнку полного удовлетворения и наилучшего результата. После хорошей тренировки по плаванию ребёнок должен выходить удовлетворённый, эмоционально спокойных (приятная усталость), должно быть ощущение, что он во время тренировки выложился. Только такие тренировки будут давать качественный рост, а если ребёнок даже не устал, хотя бы немного, это не тренировки, а максимум развлечение.
  7. Снятие негатива, напряжения, раздражения и целебные свойство воды. Дети бывают разные, бывают спокойные и позитивно настроенные, а бывает и так, что ребёнок приходит на тренировку с негативными эмоциями, в состоянии раздражения или эмоционального расстройства. Так вот, вода обладает уникальными успокаивающими и снимающими негативную энергию свойствами. Вода смывает негативный заряд, убирает эмоциональное и физическое напряжение, расслабляет и успокаивает. После занятий плаванием, как правило дети выходят позитивно настроенные и спокойные, без негативных эмоций. Поэтому особо рекомендую плавание для детей не спокойных и эмоциональных.
  8. Усиление других тренировок. Плавание и занятия в воде усиливают эффект и результаты тренировок в других видах спорта. Плавание рекомендовано добавлять как дополнительный вид нагрузок. Занятия в воде быстро восстанавливают мышцы, расслабляют и убирают крепатуру (последствия физических перегрузок), увеличивают выносливость, дыхалку и общую силу спортсменов. Отдавать ребёнка на спортивное плавание желательно не раньше 5 лет

Минусы занятий плаванием:

  1. Бельгийские ученые пришли к выводу, что еженедельное купание в закрытом бассейне с хлорированной водой наносит организму ребенка такой же вред, как курение – организму взрослого. Медики утверждают, что еженедельные посещения бассейна увеличивают предрасположенность ребенка к астме и аллергии. Однако другие специалисты по легочным возражают против наличия такой связи. Ученые обследовали 226 детей в возрасте от 8 до 12 лет. У всех детей взяли анализы крови и определили уровень содержания трех ключевых протеинов, характеризующих степень повреждения легких под воздействием оксидантов. Оказалось, чем чаще ребенок ходит в бассейн, тем выше уровень протеинов, т.е. сильнее повреждены легкие. У детей, еженедельно или чаще посещающих бассейн, уровень протеинов такой же, как у курящих взрослых.
  2. Вопреки существующему мнению, хлор не остается в воде, а испаряется в атмосферу и вступает в реакцию с углеродом и азотом, образуя оксиданты. Попадая в легкие, оксиданты повреждают клетки их внутренней поверхности, делая эту поверхность более проницаемой, что позволяет вдыхаемым частицам проникать глубже в легкие и усиливает аллергическую реакцию.
  3. Вода и воздух. В странах цивилизованного мира вода в бассейнах по санитарно-техническим нормам должна соответствовать кодексу бактериологической безопасности, а хлор благодаря своим мощным дезинфицирующим свойствам как раз является тем ключевым элементом, который это требование позволяет удовлетворить. Все бы хорошо, если бы это химическое вещество не вступало в контакт с органическим материалом, который принадлежит самим купающимся. Имеются в виду пот, слюна, волосы, чешуйки кожи, слизь из носа и даже испражнения, которые, несмотря на все запреты и правила приличия, регулярно загрязняют бассейн. Когда хлор взаимодействует с подобными отходами, он распадается на вторичные вещества, которые затем попадают в воздух и в воду. Некоторые из новообразовавшихся молекул отвечают за специфический и всем знакомый «бассейный» запах. Но они почти безвредны. Те же хлорамины, которые впитываются через кожу, и особенно те, которые мы вдыхаем, оказываются наиболее токсичными для неокрепшего организма. Такую уязвимость можно объяснить прежде всего тонкой и легкопроницаемой детской кожей и незрелостью дыхательного тракта малышей. И эти риски усиливаются, если бассейн неглубокий или вода в нем теплая, а как раз оба эти параметра типичны для «лягушатников». К тому же во время игр малыши нередко заглатывают воду, отчего контакт с вредными химикатами становится еще теснее. Все эти факторы заставили заграничных исследователей крепко задуматься о безопасности детей в крытых бассейнах.
  4. Учеными доказано, что от хлора люди начинают лысеть. Как оказалось, водные процедуры вовсе не безопасны для женского здоровья. Об этом в один голос твердят американские ученые Висконсина. Как оказалось, водные процедуры вовсе не безопасны для женского здоровья. Об этом в один голос твердят американские ученые Висконсина. Они сравнили состояние волос у дам, пользующихся закрытыми общественными бассейнами один раз в неделю, и у женщин, которые предпочитают купаться в естественных источниках. Как передает Росбалт, во время исследования для чистоты эксперимента учитывалась длительность водных процедур. Так, обе группы представительниц прекрасного пола принимали акваванны не менее 10 минут за одну процедуру, в том числе регулярно в течение двух лет. В ходе работы выяснилось, что женщины, плавающие в бассейнах, потеряли треть волос, а оставшиеся потускнели и стали тоньше. А девушки, купающиеся только в реках и водоемах, не заметили какого-либо изменения в количестве или качестве своих волос. Дело в том, что для обеззараживания общественных бассейнов добавляется много хлорной извести, а при испарении образуются патогенные элементы, часть которых попадает на тело, в частности на голову. Не говоря о том, что в процессе купания происходит непосредственный контакт волос с хлорированной водой. Даже резиновая шапочка не в состоянии защитить хозяйку от губительного действия хлора, так как после основных водных процедур следуют душевые с такой же водой.
  5. Вопрос, который часто мучает родителей будущего пловца, – насколько велик риск подхватить в бассейне инфекции? Ответ – риск есть, но его можно существенно снизить. Заразиться в воде практически невозможно, поскольку вода дезинфицируется и, как сказано выше, хлорируется. Заражение обычно происходит при соприкосновении с бортиками, стенами, лавочками и тому подобным. Ограничьте контакт с этими элементами, и все будет хорошо. Но даже добросовестно очищенная вода может навредить юному Ихтиандру. Тем более это касается детей с сухой и склонной к аллергии кожей. Любой элемент обеззараживания, будь то озон или хлор, разрыхляет эпидермис малыша, что упрощает «доступ к телу» бактериям, которых в большинстве бассейнов достаточно.
  6. Почти у всех пловцов есть свои «профессиональные» болезни. В их числе – хронический ринит и кожные заболевания.
  7. По статистике, 65-70% из утонувших детей либо регулярно посещали бассейн, либо серьезно занимались плаванием. Виной тому – потеря чувства опасности перед знакомой водной стихией и переоценка своих возможностей.
  8. Зачастую справки некоторым детям родители покупают даже без обследования, поэтому Вы никогда не будете точно знать все ли дети в бассейне здоровы или есть дети с какими-то инфекциями.
Читайте также:  У ребенка 4 года красная моча

Плавание для грудничков

Укрепление мышц, адекватная физическая нагрузка, автоматическое закаливание, профилактика ОРВИ, а также заливистый смех и приятный телесный контакт – далеко не все аргументы, которые приводят родители, записывая чадо на занятия в бассейн. Оспорить их было сложно, ведь вода считалась главным другом малышей.

Однако пару лет назад эту прописную истину подвергли сомнению санитарно-эпидемиологические службы Германии и Бельгии. Они заявили, что крытые бассейны грудничкам противопоказаны, и сегодня мы хотим вам рассказать, к каким же выводам пришли ученые умы. Подводные камни.

Немецкие врачи уже начиная с 2010 года не рекомендуют родителям водить в бассейны детей младше 2 лет. Причиной для жестких табу послужили неутешительные результаты нескольких исследований, которые выявили высокую чувствительность малышей к производным хлора, содержащимся как в воде, так и в воздухе крытых бассейнов.

Больше всего впечатляет эксперимент, проведенный командой бельгийских ученых из Лувенского университета под предводительством Альфреда Бернара и описанный в научной прессе в 2010 году. В ходе исследования 430 малышей старшего дошкольного возраста разделили на две группы. В первую попали дети, которые в первые два года жизни посещали крытый бассейн очень редко или никогда там не бывали.Во вторую вошли малыши, которые за этот же период провели в хлорированной воде больше 20 часов.

Итог такой: риск развития бронхиолита (воспалительного заболевания нижних дыхательных путей) повышается в 4,4 раза у детей, посещающих занятия плаванием. Другие работы выявили у юных пловцов повышенный риск развития дыхательной аллергии, экземы и астмы. Приплюсуем сюда другой достоверно известный факт: патологии дыхательных путей, хронический бронхит и астма признаны профессиональными заболеваниями пловцов и работников, обсуживающих бассейны.

У плавания есть свои противопоказания:

  • врожденный порок сердца, 
  • кожные заболевания, которые сопровождаются нарушением целостности кожного покрова (та же экзема), заразные кожные инфекции (чесотка)
  • насмотрк, острые вирусные инфекции. Занятия стоит пропустить и в том случае, если у ребенка поднялась температура 
  • что касается профессионального плавания – чтобы быть принятым в секцию, малыш должен быть абсолютно здоров.

Предостережения и рекомендации по занятиям плаванием для детей

  1. Если ребёнок не умеет плавать, не стоит его обучать этому самому, лучше отдать его в руки хорошего специалиста. Детям плаванию нужно обучаться только с тренером.
  2. Когда ребёнок начинает ходить в бассейн, могут активизироваться вопросы по здоровью: горло, кашель, сопли, др. Не стоит этого пугаться и сразу бросать плавание. Должна пройти адаптация. Часто такие воспалительные процессы это реакция слизистой на воду и на хлорку в том числе. И должно пройти время пока организм подстроится под водную среду. Кроме того, с началом занятий в воде начинается закалка организма и это тоже может вызвать лёгкие воспалительные процессы. Ничего страшного, не пугайтесь, позвольте организму ребёнка адаптироваться, если нужно пролечите ребёнка и после возвращайте его в воду.
  3. Ищите чистую воду

    • Озон и хлор. Эпоха обильного засыпания хлоркой давно ушла в прошлое. Вода и химические очистительные добавления типа хлорки и других могут вызывать аллергические реакции на коже. По нынешним законам, в бассейне, тем более детском, должна быть питьевая вода! Новое слово в ее очистке – озон. Но учти, его одного недостаточно. Удостоверься, что после озонирования все равно следует хлорирование, но доза хлора при этом снижена до безопасной. Проконсультируйтесь с врачом, в любом бассейне есть медперсонал
    • Ультрафиолет. Что касается модного и непахнущего способа дезинфекции – ультрафиолетового облучения воды, специалисты советуют его избегать: есть вероятность, что микроорганизмы все же присутствуют в бассейне и активно размножаются под искусственным «солнышком». 
    • Серебро и медь. В последнее время для обеззараживания воды используют ионы меди и серебра. Метод подкупает отсутствием химии, но профессионалы утверждают, что он хорош для небольших купален. Для крупных резервуаров этот способ будет эффективным лишь в том случае, если бассейн очищается 24 часа в сутки. А это слишком дорогостоящее удовольствие для бюджета любой организации. Поэтому непременно поинтересуйся, насколько добросовестно обеззараживается вода в конкретно выбранном тобой бассейне.
  4. Занятия с детьми, которые вообще не умеют плавать или умеют плохо, должны проходить в бассейне с глубиной, на которой ребенок может уверенно стоять. Оптимальной глубиной считается «по грудь». Длина бассейна должна быть не меньше 5-7 метров, чтобы у детей была возможность отрабатывать такие упражнения, как «стрелочка» (скольжение).
  5. Группа, куда будет ходить ваш ребенок, должна состоять из детей одинакового с ним возраста и уровня подготовки. Разумеется, чем меньше группа, тем лучше. Если в группе больше 12-15 детей, да еще разных по возрасту и по году обучения, даже суперо?