Плаксивый ребенок 5 лет

- Главная
- Библиотека мамы
Кризис в 5 лет у ребенка встречается практически в каждой семье. И не стоит воспринимать возникшие трудности как капризы или проявление скверного характера. На самом деле проблемы в поведении в этом возрасте свидетельствуют об очень серьезных возрастных изменениях.
Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет
В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.
Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов
К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:
- он социализируется, учится воспринимать взаимоотношения между людьми. Дети начинают устанавливать тесные контакты с ровесниками. Также они обращают внимание на характер связей между людьми во взрослом мире и начинают выстраивать оценочную шкалу;
- начинается идентификация себя и окружающих по половому признаку;
- интенсивно идет нравственное развитие. Дети учатся разбираться в категориях «добро-зло», «чуткость-безразличие», «можно-нельзя» и многих других;
- малыши учатся самостоятельно рассуждать, формировать свое собственное мнение. И часто в этом возрасте детские умозаключения кажутся взрослым парадоксальными;
- большие проблемы доставляют родителям и начавшиеся страхи. Дети часто боятся разочаровать родителей, потерять их любовь. Начинается боязнь темноты, одиночества, большого количества людей и многого другого.
Пять лет – это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.
В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.
Признаки кризиса
Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.
Чаще всего наблюдаются следующие признаки:
- у ребенка появляются приступы беспричинной злобы, агрессии, направленной на близких людей;
- дети могут «уйти в себя», замкнуться, перестать идти на контакт;
- начинаются требования чего-либо, сопровождаемые капризами и даже истериками;
- остро проявляется потребность «я сам». Это касается не только каких-то мелких дел, связанных с самообслуживанием, но и более серьезных, например, появляются попытки настоять самостоятельно ходить по улицам, даже если на них интенсивное движение транспорта или большое количество людей;
- возможно появление шутовского поведения, кривляния. У девочек непонятно откуда берется жеманность, манерничанье. Иногда такое поведение приобретает настолько гротескные формы, что родители в буквальном смысле не узнают своих детей.
В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.
В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.
Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость – характерные признаки переломного периода.
Почему меняется поведение
Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.
Один из признаков кризиса пятилетнего возраста – неожиданное кривляние, шутовство
Ребенок уже подрос, многое умеет делать сам и кажется себе достаточно взрослым. Но с одной стороны, он видит, что все его попытки выглядеть «большим» взрослыми всерьез не воспринимаются, а с другой – сам чувствует, что еще очень сильно «не дотягивает» до желаемого уровня.
На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:
- наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
- появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
- ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.
5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.
Как вести себя родителям
Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.
Для этого стоит придерживаться следующих правил:
- чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
- незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
- делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.
При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.
Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.
Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.
Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел – переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.
Советы психолога о том, чего делать не стоит
Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.
Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.
При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.
Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.
Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.
Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.
Читайте в следующей статье: кашель у грудничка без температуры
27 июня 2019 | Отредактировано: 18 декабря 2019
Комментарии
Моему сыну 2,4 , единственное,что меня напрягает,это то,как мы гуляем на улице,он выбегает из подъезда,за руку не хочет идти,я боюсь,чтобы под машину не попал,детей толкает,подбегает и рычыт на них,не слушает совсем
Узнавай и участвуй
Клубы на Бэби.ру – это кладезь полезной информации
Представительства Бэби.ру
Вход через соцсети
Источник
Частая плаксивость – не редкость в детском поведении. Ребенок плачет по любому поводу: в детском саду, если сменяется воспитатель, когда ждет маму с работы, если родители не покупают игрушку, от того, что его зовут обедать. Родителей сначала озадачивает такое поведение, а позже – раздражает и злит. Общение с ребенком сводится к следующему алгоритму: просьба – плач, замечание – плач, безобидная фраза – тоже плач. Почему поведение ребенка меняется таким образом? Что могут сделать родители, чтобы скорректировать детские реакции и не испортить отношения с ребенком?
Плаксивость у ребенка – вредная привычка?
Иногда родители думают, что за плаксивостью не стоит серьезных причин, а дети постоянно плачут, потому что у них вдруг сформировалась вредная привычка. Это не так. За чрезмерной эмоциональностью стоят причины и, часто, они не видны взрослым.
Возможно, ребенок в прошлом пережил стресс и ему не оказали достаточной поддержки. Тогда его чувства, которые ищут выхода – боль, страх, беспомощность – проявляются в виде беспричинных слез. Родителям нужно понять – что тревожит его, успокоить, дать понять, что он не один.
Ребенок может испытывать тревогу, которая касается определенной ситуации. Например, развод в семье, рождение брата или сестры, переезд, знакомство с отчимом или мачехой, страх темноты, смерти, одиночества и другие травмирующие факторы. Дети, в силу возраста, не умеют управлять своими чувствами, говорить о них, поэтому, часто, сами не понимают, что с ними происходит, отчего им плохо, тревожно. Поэтому, родителям нужно быть максимально чуткими и внимательными, чтобы это понять и поддержать ребенка. Если увидеть причину не получается – нужно показать его детскому психологу. Специалист проведет диагностику психоэмоционального состояния, увидит причину плаксивости, даст рекомендации по воспитанию и общению.
Замещающее поведение родителей
Прежде чем пытаться воспитать в ребенке сдержанность и контроль, взрослым следует отследить собственные реакции на детский плач.
Случай из практики.
На прием привели девочку 6 лет, с жалобами на то, что, она постоянно капризничает и плачет в ответ на любую просьбу родителей. Выяснилось, что, в семье недавно родился второй ребенок и родители стали уделять меньше внимания старшей. Девочка, с появлением младшего брата, лишилась внимания матери и отца, которым она, прежде, не была обделена. Они, все чаще, говорили ей «Подожди», «Потерпи» и «Ты же большая». Для ребенка такие изменения в жизни оказались травмирующим фактором. Однажды, она сильно ударилась, когда играла в своей комнате. На крик и плач пришли родители и долго жалели дочь. Чуть позже, она случайно разбила вазу, и мама долго ругала ее, а она плакала. После этих двух случаев у ребенка сформировалось понимание, что, внимание родителей можно получить через эмоциональное поведение. Если она будет плакать – ее заметят, пусть, даже, поругают. Так, она, с помощью слез, приучилась «входить» в контакт с матерью и отцом, когда особенно в нем нуждалась, а, так как, после рождения брата, она нуждалась в нем постоянно, ее плаксивость росла и крепла с каждым днем. В данной ситуации родителям было предложено, по очереди, каждый день проводить время с ребенком один на один – они играли вместе, готовили задания для подготовки к школе, ходили в магазин или на прогулку. Девочку заново приучали к тому, что у нее есть мама и папа, и она имеет право на время, проведенное с ними, принадлежащее только ей. Плаксивость в поведении исчезла за пару недель, ребенок вновь стал весел и счастлив. Девочка, уверенная в том, что родители любят ее, потянулась к маленькому брату, стала много играть с ним.
В семьях часто бывает так, что дети, по разным причинам, страдают от недостатка внимания родителей. Тогда они, своим поведением – в данном случае, плаксивостью – «выводят» взрослых на чувства, получая, таким образом, внимание к своей личности.
Плаксивость у детей в разном возрасте
- Если ребенок 2-3 летнего возраста стал плаксивым, это может свидетельствовать о наступлении кризиса. Так, он проявляет протест против указаний родителей, впервые пытается отделиться от них, желая проявить самостоятельность. Взрослым не стоит «давить» на малыша, перевоспитывать его. В это время он осваивает собственные чувства и родители должны поддержать его. Отзеркаливание эмоций – «Ты злишься», «Ты расстроился», «Тебе страшно», «Тебе больно» – гораздо быстрее успокаивают ребенка, чем крики, манипуляции и угрозы.
- Подобное поведение у ребенка от 4 до 6 лет может говорить о том, что, он переживает тревогу или о чрезмерно чувствительной натуре. Есть дети, система чувств у которых развита очень сильно – такие особенности обычно передаются по наследству. Ребенок может расплакаться от увиденного фильма, услышанного рассказа, грубого слова, потому что, таковы реакции его организма и психики. Родителям не удастся изменить его – они могут лишь успокаивать и поддерживать. Такая реакция взрослых гораздо полезней. Понимание со стороны укрепит нервную систему ребенка и даст понять ему, что он не одинок в своих переживаниях.
- Плаксивость у детей в начальной школе, чаще всего, свидетельствует о кризисном этапе, связанном с обучением – возможно, ребенок боится получить «двойку», выходить к доске, учительницу или родителей. Тогда он, чтобы избавиться от напряжения и страха, будет расстраиваться и плакать по каждому поводу.
- Когда плаксивость наблюдается в подростковом возрасте, можно говорить о наличии инфантильности в поведении. Стоит задуматься: почему подросток ведет себя как маленький? Что не позволяет ему расти? Почему такие эмоциональные реакции до сих пор «выгодны» ему?
Что предпринять родителям?
- Задуматься: не являются ли поведение взрослых и методы воспитания слишком суровыми, такими, которые держат в постоянном напряжении?
- Перестать злиться на детей за «беспричинные слезы».
- Проанализировать собственную удовлетворенность жизнью – чем младше дети, тем чаще, они отражают состояние родителей. Эмоциональная устойчивость взрослых – залог здоровой детской психики и объективного поведения детей.
- Родители должны дать понять детям, что их чувства имеют право на существование. Также, взрослым показать – как управлять ими.
- Не нужно запрещать ребенку плакать – надо помочь ему разобраться с тем, что с ним происходит, научить управлять своими эмоциями и успокаиваться самостоятельно. Дети овладеют этими навыками, только, если, сначала, мать и отец будут поддерживать их, испытывая сами, при этом, спокойствие и уверенность.
Пройдите тестТревожность ребенка Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Источник
Как же определить, почему малыш плачет и как следует вести себя в той или иной ситуации?
Причины слез
Отчего мужчины плачут?
Женские слезы могут градом катиться по любому поводу. А что именно заставляет плакать мужчин?
Игорь Чер-ский
Читать далее
Детская возбудимость, слезливость и эмоциональность значительно выше тех же качеств у взрослых. И это нормально, так как психика ребенка еще нестабильна. Незначительный для нас повод может стать для ребенка настоящей трагедией. Ребенок с помощью слез реагирует на все негативные моменты в его жизни, слезы для него – лишь выражение эмоций, которые он еще не научился сдерживать. Но дети также неожиданно и быстро имеют способность переключаются с плохого на хорошее, забывая о слезах.
Поэтому первое, что стоит посоветовать родителям – относитесь к детским слезам спокойнее. Чем младше ребенок, тем чаще он выражает свои негативные эмоции именно слезами.
Если вы замечаете, что ребенок плачет слишком часто и много (хотя бы на фоне сверстников), то здесь может быть несколько причин.
В первую очередь, речь может идти о темпераменте или индивидуальных особенностях нервной системы ребенка. Каждому из нас от природы дана слабая или сильная нервная система. Люди со слабой нервной системой и во взрослом возрасте отличаются повышенной чувствительностью, ранимостью и склонностью к меланхолии.
У детей же эти особенности выражены более ярко – ребенок с первых дней жизни отличался повышенной возбудимостью, плохо спит и часто плачет. Кроме того, вы можете заметить, что ребенок болезненно реагирует на грустные эпизоды в мультфильмах, страшные сказки, плохо переносит крик и шум.
Ошибки родителей
Частой ошибкой родителей является то, что они пытаются побороть слезливость такого ребенка-меланхолика, призывая его не плакать и даже иногда высмеивая слезы, особенно если речь идет о мальчике. На деле же такое воспитание оборачивается тем, что к природной слезливости добавляется неуверенность ребенка в себе, неприятие себя.
Со временем психика ребенка укрепляется, самоконтроль развивается, и он будет все меньше плакать. Однако полезно в общении с ребенком сознательно акцентировать его внимание на хороших сторонах жизни, мягко переключать его с негативных, не позволяя «зацикливаться» на плохом надолго.
Если плаксивость у ребенка проявилась неожиданно, то причину, в первую очередь, стоит искать в наличии какого-то хронического стресса. Адаптация к детскому садику или школе, развод родителей или конфликты в семье, проблемы в отношениях со сверстниками – все эти факторы ослабляют нервную систему ребенка, делая его возбудимым.
Потому важно увидеть истинную причину внутреннего напряжения ребенка и преодолевать ее, а не бороться со слезами, как со следствием. Нередко ребенок становится плаксивым и в период возрастных кризисов (одного года, трех и семи лет). С преодолением кризисного периода такая плаксивость обычно проходит сама собой.
Как реагировать?
Иногда детские слезы – это не выражение внутреннего напряжения или слабости, а лишь способ поведения, оказавшийся эффективным. Понаблюдайте за тем, в каких ситуациях ребенок начинает плакать. Если слезы всегда проявляются лишь в ситуации какого-то родительского запрета и ограничения (но, к примеру, грустный мультфильм не вызывает у ребенка слез), а плач нередко переходит в истерику – стоит задуматься о том, почему такой способ воздействия стал для ребенка эффективным способом добиваться своего от родителей.
Маленький ребенок не манипулирует слезами осознанно, но если его опыт показывает, что слезами всегда можно добиться отмены требований и исполнения желаний, этот метод часто становится его «оружием».
Отдельно стоит сказать о более серьезных причинах детской плаксивости. Например, речь идет о детской депрессии или пережитом насилии. Если вы заметили, что ребенок неожиданно стал очень плаксивым, напряженным, при этом у него снизился интерес к жизни и перестали увлекать хобби, общение с родными и друзьями сократилось, появились нервные тики, ночные кошмары и другие серьезные симптомы имеет смысл обратиться к детскому психологу для детальной диагностики эмоционального состояния ребенка.
Любите своих детей и старайтесь понять причину, а не искоренять последствия.
Источник