Пять сфер развития ребенка

Пять сфер развития ребенка thumbnail

Взросление ребёнка как психолого-физиологический процесс обусловлено изменениями разных аспектов развития. Именно поэтому, начиная работу с детьми, педагог должен, прежде всего, изучить особенности развития разных сфер личности ребят конкретной возрастной группы, а также психолого-педагогические нюансы организации занятий. Попробуем систематизировать эти направления методической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Сферы развития дошкольников

Определяющим фактором в работе с дошкольниками является этап психолого-физиологического развития. Эти ступени совпадают с делением детей по группам: первая младшая (1,5-3 года), вторая младшая (3-4 года), средняя (4-5 лет), старшая (5-6 лет) и подготовительная (6-7 лет). Каждый из этапов определяется особенностями пяти сфер развития малышей:

  • физического;
  • познавательного (в некоторых источниках – интеллектуального, когнитивного);
  • эмоционального;
  • социального;
  • адаптивного, то есть умения приспосабливаться к миру вокруг, например, воспитание культурно-гигиенических навыков (в методической литературе эту сферу объединяют с физическим развитием).

Рассмотрим нюансы этих сфер в разных возрастных группах, чтобы понять, что подразумевается под каждой из областей развития.

Трое детей читают

Под развитием подразумевается становление пяти сфер, по которым идёт формирование личности

Таблица: особенности физического развития дошкольников разного возраста

Таблица: особенности познавательного развития дошкольников разного возраста

Таблица: особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников

Таблица: особенности социального развития дошкольников

Основные аспекты развития дошкольников

Для формирования каждой из обозначенных сфер развития педагог в процессе образовательной деятельности расширяет спектр аспектов, её составляющих. При этом воспитатель или специалист узкого профиля (инструктор по физическому воспитанию, например), опирается на возраст детей, развивая именно тот аспект, который формирует целостность всей системы.

Дети раскладывают геометрические фигуры на шаблоны

Разработка аспектов развития опирается на возрастные особенности детей конкретной группы детского сада

Таблица: аспекты развития дошколят по сферам формирования личности

Методы и средства развития дошкольников

Исходя из содержания каждой из сфер развития ребёнка, приходим к выводу о том, что аспекты формирования личности в том или ином виде включаются в цели и задачи организации любого вида образовательной деятельности. А их реализация возможна благодаря методам, то есть совокупности способов (средств) достижения поставленных учебно-воспитательных целей. В педагогической практике детского сада используется четыре основных метода работы с дошколятами.

Педагог играет детям на электронном пианино

Для гармоничного развития малышей педагог в процессе образовательной деятельности пользуется целым набором методов и средств

Речевой метод

Среди способов использования слова для развития малышей особо стоит остановиться на нескольких.

Фольклор

Этот способ включает загадки, пословицы и поговорки по разным темам и обычно используется в качестве мотивации в начале занятия (пословицы и поговорки могут также вводиться и в конце урока для подведения итогов). Для младшего дошкольного возраста загадки лучше использовать с договорками по рифме, так как, исходя из особенностей познавательного развития, у малышей ещё слишком мало жизненного опыта, чтобы додумываться об ответе без подсказки:

  • Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор … Айболит. На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок, Покатился… Колобок. (на занятии по развитию речи при изучении сказок);
  • Он твердит одно – га-га, Кто обидел? Где? Когда? Никого я не боюсь, Ну, конечно, это… гусь. Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит, А проснётся, ну реветь, Как зовут его … медведь. (при рассмотрении тем, связанных с изучением домашних и диких животных.

Пословицы и поговорки обычно используются в средней и старших группах. В работе с детьми 6-7 лет эти фольклорные элементы часто предназначаются для чтения самими малышами. Так, в качестве иллюстративного материала к трудовой деятельности малышей можно предложить такой набор пословиц, поговорок:

  • «Глаза боятся, а руки делают»;
  • «Готовь сани летом, а телегу зимой»;
  • «Семь дел в одни руки не берут»;
  • «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Это интересно. Для мотивации ребят также используются стихотворения и песни по темам. Заучивание рифмовок традиционно считаются самым эффективным способом развития памяти малышей.

Педагог читает детям, сидящим напротив

Загадки помогают объединить малышей одной деятельностью

Сказки

Для развития фантазии, образного мышления этот жанр фольклора является самым эффективным способом взаимодействия с малышами. Тексты могут быть как классические («Золушка», «Три поросёнка», «Репка», «Теремок» и пр.), так и терапевтические, то есть направленные на коррекцию того или иного нарушения в развитии ребёнка (гиперактивность, агрессивность и пр.).

Объяснение и беседа

Эти элементы словесного метода сопровождают любой вид деятельности ребят. С методикой подготовки и проведения бесед с ребятами разного возраста можно ознакомиться здесь.

Объяснения составляются максимально лаконично и на доступном для понимания малышей языке. Так, при рассмотрении темы «Бытовые приборы» в средней группе своим воспитанникам я раскрываю суть этого понятия так: «Эти специальные приспособления облегчают нашу жизнь и ускоряют выполнение домашних дел».

Дети играют с педагогом в паровозик

Объяснение и беседа могут сопровождать любой вид деятельности

Наглядные средства

Без использования зрительного канала восприятия всестороннее развитие ребёнка невозможно, поэтому педагог, организуя деятельность малышей, обязательно подключает:

  • картинки по теме;
  • видеоматериалы для показа (например, занятия, построенные на просмотре мультфильмов на изучаемую тему с последующим обсуждением их содержания);
  • игрушки, а также материалы для игр;
  • спортинвентарь.

Видео: материалы для просмотра и обсуждения – Аркадий Паровозов о безопасности в доме

Развивающая среда в группе

Все эти материалы в соответствии с актуальностью для детей того или иного возраста распределяются по зонам предметно-развивающей среды, которая является принципиальным требованием оформления группы. Подробнее о её организации, например, для старшей группы можно узнать здесь.

Обязательными элементами (зонами, областями, центрами, уголками) развивающей среды в группе являются:

  • зона физического развития;
  • область познавательного развития, куда входят игровой центр, музыкальный уголок, книжный уголок, математическая зона, экспериментальный центр, зона конструирования, уголок природы;
  • центр речевого развития;
  • зона для театрализованной деятельности;
  • уголок труда.

Воспитатель стоит в возле развивающих зон группы

В предметно-развивающей среде систематизируются все методические материалы для работы с детьми

Как оформить развивающую среду своими руками

Наполнение центров развития в группе напрямую зависит от материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения. Но даже если должного обеспечения нет, сделать оригинальную развивающую среду в группе могут сам педагог при участии родителей.

Для создания положительного эмоционального микроклимата на дверях группы можно разместить улыбающееся солнышко, на лучиках которого написано, что в группе можно делать всё. Далее уточняется, что подразумевается под этим «всё»: смеяться, дружить, играть, отдыхать и т. д. Кроме того, самодельными могут быть:

  • сенсорные тренажёры (картинки для игр с прищепками, мешочки или коробочки, мисочки с крупой и пр.);
  • календарь природы, дневник поведения группы;
  • игрушки в игровом центре (например, куклы из капрона для драматизаций или картонные куклы с отверстиями под пальцы);
  • дидактические игры по ФЭМП, развитию речи, ФЦКМ (игры с пуговицами, шнуровками и пр.), ознакомиться с порядком изготовления которых можно здесь.

Фотогалерея: эскизы материалов предметно-развивающей среды, выполненных своими руками

Практический метод

Одним из самых эффективных способов развития всех сфер личности дошкольника является практическая деятельность:

  • творческая (создание рисунков, поделок, аппликаций);
  • экспериментальная (проведение опытов).

О методике организации и проведения экспериментов можно узнать здесь.

Это интересно. В старшей и подготовительной группах к творческим способам добавляется совместное с педагогом или родителями изготовление лэпбуков – буклетов или папок с материалами (играми, справочными материалами и пр.) для детального рассмотрения какого-либо аспекта изучаемой темы. Например, лэпбук по ФЭМП на тему «Геометрия в природе», в котором природные образы сравниваются с геометрическими фигурами (ёлки – пирамиды, травинки – отрезки, лужи – овалы, круги, прямоугольники и т. п.).

Трое детей рисуют за столом

Важным средством практического метода являются занятия изобразительным искусством, развивающие творческие способности ребёнка

Игровой метод

Это базовый метод работы с детьми. Можно сказать, что остальные методы являются сопроводительными для игрового. Традиционно игры по направлениям образовательной деятельности делятся на:

  • обучающие, в основном, опирающиеся на познавательное развитие детей;
  • подвижные, нацеленные на физическое развитие;
  • театрализованные, совмещающие и развитие познания, физических качеств, и эмоций;
  • пальчиковые для развития мелкой моторики и стимуляции работы речевых центров.

Ознакомиться с примерами игр по разным аспектам психолого-педагогического развития дошкольников, а также по другим способам классификации этого вида деятельности можно здесь.

Отдельно стоит остановиться на таком виде игр, как игры на эмоциональное развитие детей. Они способствуют эмоционально-волевому развитию личности, совмещая все другие виды игровой деятельности.

Дети присели с лентами вместе с педагогом

Игровая активность для дошкольников является ведущей

Методика организации занятий по развитию

Как отмечалось выше, сферы и аспекты развития включены в занятия разной образовательной направленности (например, познавательное развитие в уроки ФЭМП, ознакомления с окружающей средой, физическое развитие в занятия физической культурой, развитием речи и т. д.). Поэтому обобщить представления о целях, задачах и методах развития в конкретной возрастной группе поможет комплексно-тематический план по образовательным областям.

Это интересно. В старшей и подготовительной группах практикуется проведение комплексных («развивающих») занятий, включающих аспекты развития всех сфер развития.

Педагог помогает детям выкладывать аппликацию из кусочков

Комплексные занятия являются основной формой огранизации

Таблица: комплексно-тематический план в средней группе (фрагмент на конец августа-начало сентября)

Автор – Муллер Л.А., воспитатель МБДОУ №8 «Сказка», г.Сергач, Нижегородская область.

Подготовка занятия по развитию

Следующим этапом методической работы является подготовка занятия по теме в рамках того или иного образовательного направления. Прежде всего, педагогу следует принять во внимание обозначенные Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) временные рамки проведения уроков.

Педагог и дети рассматривают настольный театр с домашними и дикими животными

Успех развития малышей зависит от качества и целесообразности используемых методов и средств обучения

Таблица: временной план занятий в группах разного возраста

Разработка конспекта занятия

Исходя из темы, педагог:

  • формулирует цели, задачи урока;
  • расписывает каждый из этапов, чётко их хронометрируя.

Таблица: Калашникова О.А., конспект развивающего занятия «А мы многое умеем!» для старшей группы

Видео: занятие по развитию речи на тему «Курочка с цыплятами» в первой младшей группе

Видео: фрагмент занятия по физическому развитию на тему «Домашний зоопарк» во второй младшей группе

Видео: занятие по социально-эмоциональному развитию в средней группе

Видео: занятие на развитие познавательной сферы (ФЭМП) на тему «Письма Королевы Математики» в старшей группе

Видео: занятие по развитию речи на тему «Весенняя капель» в подготовительной группе

Анализ и диагностика умственного развития дошкольников

Все сферы развития малышей тщательно анализируются с целью выявления соответствия реального уровня принятым нормам. Для проведения исследования используются диагностические карты, где фиксируются результаты по каждому из критериев развития на начало года и на конец. Для проведения анализа по сферам развития педагог проводит диагностику в виде тестов по отдельным аспектам. Задания этого рода определяются образовательной программой, по которой работает детский сад, и конкретизируются методическим советом ДОУ. Приведём пример варианта исследования уровня интеллектуального развития малышей 4-5 лет, то есть воспитанников средней группы, занимающихся по образовательной программе «Радуга».

Девочка что-то шепчет на ухо другой девочке

Диагностика позволяет определить те аспекты развития сферы личности, которые требуют пристального внимания на занятиях и в процессе образовательной деятельности в целом

Таблица: план обследования интеллектуального развития детей 4-5 лет по программе «Радуга»

Образовательный процесс в ДОУ строится на основании психолого-педагогических особенностей развития детей разного возраста. Уровень сформированности каждой из сфер развития личности малыша определяет целесообразность использования того или иного набора способов взаимодействия с ребятами. Оценить эффективность этой работы помогает анализ развития ребёнка, который проводится дважды: в начале и в конце учебного года.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность – ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Оцените статью:

(0 голосов, среднее: 0 из 5)

Источник

Разговоры о возрастных нормах – не редкость для родителей. Наше соревновательное начало и особенности культуры постоянно подстёгивают нас похвастаться новыми успехами в развитии детей и сравнить их с результатами сверстников.

Почти все родители внимательно следят за календарями развития и списками умений, которые дети должны освоить к определённому возрасту. Приятно, когда малыш развивается в соответствии с ними или даже немного опережает, но одна мысль о возможных задержках в развитии может заставить понервничать даже самых спокойных родителей.

Детский Монтессори центр «Созвездие» подготовил памятку для родителей, в которой мы расскажем, что можно считать настоящей задержкой в развитии, когда волноваться не стоит и, главное, что способствует гармоничному развитию малыша.

Пять сфер развития ребенка

Развитие ребенка можно рассматривать с пяти различных сторон:

Когнитивное развитие

Сюда относятся все умения, связанные с обработкой информации: мышление, память, внимание. Именно от этих навыков в первую очередь зависит способность к обучению и познанию этого мира. Развитие когнитивных навыков – это про способность классифицировать предметы, считать, называть цвета и формы, выявлять закономерности и т.д.

Эмоциональное и коммуникативное развитие

Сюда относятся навыки взаимодействия с другими людьми и умение выражать и контролировать эмоции. В младенчестве развитие этой сферы начинается с улыбки и гуления в присутствии знакомых людей. Позже к развитию коммуникативных и эмоциональных навыков можно отнести способность заводить знакомства со сверстниками, выражать свои чувства, уметь обращаться за помощью и т.д.

Речевое развитие

Сюда относятся все стадии развития понимания и использования языка. В младенчестве это гуление и лепет, в более старшем возрасте – это способность понимать обращенную речь и правильно использовать и произносить слова и предложения в собственной речи.

Развитие крупной и мелкой моторики

Сюда относится владение собственным телом: под мелкой моторикой в первую очередь понимается степень развития и контроля мышц рук и пальцев, а крупная моторика относится к владению крупными мышцами тела, влияющими на общую координированность и ловкость малыша. Развитие навыка начинается с первых дней жизни, когда малыш учится хватать предметы рукой, держать голову, переворачиваться, ползать и т.д. В более взрослом возрасте сюда подключается способность использовать столовые приборы и пишущие принадлежности, изготавливать различные поделки, а также бегать, прыгать, выполнять различные гимнастические упражнения.

Развитие бытовых навыков

В этой категории находятся все навыки самообслуживания: способность самостоятельно кушать, одеваться, принимать душ и ходить в туалет, организовывать рабочее пространство и т.д.

Для каждой из этих категорий существует примерный список умений на разный возраст. Вот, например, список когнитивных навыков трёхлетки:

  • Знает основные цвета и может их называть,

  • Считает до 10,

  • Имеет представление о времени суток (утро, день, вечер, ночь),

  • Может запоминать и пересказывать простые истории,

  • Может находить простые сходства и различия предметов (например, большой/маленький),

  • Может следовать простым инструкциям (например, принеси свою рубашку и положи её в корзину).

Полные списки умений для разных возрастов можно найти в других статьях на нашем сайте или обратиться к литературе по детскому развитию (например, «Календарь развития ребенка» Елены Храмовой).

Небольшие отличия во времени и порядке приобретения различных навыков никак не должны напрягать родителей. Например, если малыш не переворачивается к 4 месяцам, но остальное его состояние не беспокоит маму, значит это явление можно смело списать на индивидуальные особенности развития и ожидать освоения этого навыка в ближайшем будущем. Совсем по-другому стоит реагировать, если малыш того же возраста не только не переворачивается, но и плохо держит голову лёжа на спине и животе и не удерживает в руках предметы.

В отличие от сложностей с отдельными навыками, которые можно списать на индивидуальные особенности развития, целый комплекс из нескольких неосвоенных к определённому возрасту умений может сигнализировать о задержке в одной или нескольких сферах развития.

Что нужно знать о задержках развития?

Задержка развития – это не просто «слегка отстаёт» или «развивается медленнее сверстников». Это значит, что ребенок регулярно не справляется с освоением навыков типичных для своего возраста. Такая задержка может проявляться в одной сфере или сразу нескольких.

Узнав, что у малыша задержка развития, родители склонны винить в этом себя и выбранный способ воспитания, но на самом деле мы почти не в силах повлиять на причины, вызывающие задержки развития, но можем помочь ребенку их преодолеть

Например, задержки речевого развития не случаются из-за билингвальности семьи или слишком раннего налегания на занятия английским. А вот временная потеря слуха (например, из-за тяжело протекающего отита) вполне может вызвать подобные нарушения.

Существует три основных фактора, которые учёные связывают с задержками детского развития:

  • Сложности при рождении: недоношенность, низкий вес и гипоксия при рождении часто вызывают задержки в развитии в первые годы жизни,

  • Неблагоприятная среда: отравления, плохое питание матери и ребенка, прием родителями алкоголя и курение, неблагоприятная атмосфера в семье и травмы,

  • Болезни ребенка: хронический отит, нарушения зрения, ослабления организма из-за инфекций и травмы.

Как вы видите, большая часть причин лежит в физическом состоянии малыша, а значит, если вы замечаете у ребенка сложности в развитии, в первую очередь нужно обсудить ваши опасения с педиатром, который владеет информацией о развитии малыша до рождения и с первых дней жизни. Детальное обследование ребенка поможет восстановить полную картину нарушений, а значит подобрать оптимальный способ их компенсации.

Как бы не было сложно признать задержку в развитии у собственного ребенка, только полное обследование и сотрудничество с детскими врачами, психологами и логопедами поможет вам решить проблему быстро и эффективно.

Кризис развития, задержка развития и нарушение развития: в чём разница?

В первую очередь родители должны понимать, что возрастные кризисы никак не связаны с нарушениями в развитии малыша. Если он стал хуже себя вести, стал капризным и требовательным, начал отказываться даже от несложных задач, возможно речь идёт о совершенно нормальном этапе развития, когда прошлые умения и образ жизни уже перестали удовлетворять растущее желание познавать новое и становиться самостоятельнее. Обычно специалисты выделяют следующие кризисы развития: кризис одного года, кризис трёх лет, кризис семи лет и кризис подросткового возраста. У всех детей кризисы развития проходят по-разному, но в целом скорость и их разрешения и остота конфликтов в этот период зависит от воспитательных стратегий родителей и их внимания к ребёнку. При поддержке родителей малыши быстро осваивают новый этап своей жизни и их поведение нормализуется.

Возрастные кризисы – это абсолютно нормальные этапы развития ребенка. Тем не менее характер их протекания во многом зависит от родителей, поэтому, если вам стало сложно справляться с малышом, можно обратиться к детскому психологу, чтобы найти новые способы общения с подрастающим ребенком.

Что касается задержки развития и нарушения развития, иногда эти два термина употребляются буквально как синонимы, но на самом деле разница между нарушением и задержкой достаточно большая, хоть и на первых порах разграничить их не всегда удаётся.

Задержка развития – это состояния, при которых малыш «застрял» на определенном этапе и не может сделать следующий шаг. Задержки развития могут случаться как из-за здоровья малыша, так и из-за особенностей среды развития. Обычно при правильном подходе к коррекции и достаточном внимании родителей к сфере, вызывающей затруднения, через некоторое время ребенок полностью догоняет сверстников и от задержки не остаётся и следа.

Нарушения развития – это состояния, при которых малыш не может просто «перерасти» проблему или «догнать» сверстников позже. Это качественно другой склад ума или состояние здоровья малыша, вызванные рядом причин: травмы головы, отравления, генетические нарушения и тп. В некоторых случаях (например, сложных генетических нарушениях) нарушения развития необратимы и поддаются лишь небольшой коррекции, в большинстве же случаев грамотный подход и внимательное отношение к ребенку позволяют исправить нарушение в значительной степени.

К сожалению, не всегда можно сразу сказать, что именно является причиной сложностей малыша, но следует помнить, что внимание к сфере развития, вызывающей затруднение, и своевременное подключение специалистов обычно позволяет малышу быстрее догнать сверстников.

Помните, что первые годы жизни ребенок развивается очень быстро, а значит даже небольшие задержки, оставленные без внимания, могут обрасти новыми проблемами буквально через несколько месяцев. Именно поэтому мы рекомендуем вести дневник развития ребенка, делиться с педиатром всеми своими наблюдениями и не стесняться задавать любые вопросы о развитии малыша.

Выводы

Небольшое отставание в освоении отдельных навыков не может считаться задержкой или нарушением развития малыша. Совсем другое дело, если вы замечаете, что малыш постоянно сталкивается со сложностями в одной или нескольких сферах своего развития.

У таких явлений может быть много различных причин, которые чаще всего кроются в состоянии здоровья малыша. Именно поэтому внимательное отношение к здоровью ребенка и регулярное посещение педиатра так важны для гармоничного развития детей.

Заключение

К счастью, настоящие задержки и нарушения развития встречаются у детей относительно редко, обычно же речь идёт о небольших сложностях в освоении отдельных навыков. Такие проблемы достаточно легко решаются с помощью посещения специализированных развивающих занятий.

Педагоги сети детских Монтессори центров «Созвездие» имеют большой опыт помощи малышам и их родителям в подобных ситуациях. На первых занятиях мы внимательно расспрашиваем родителей о всех особенностях ребенка, проводим всестороннюю диагностику малыша и предлагаем различные варианты занятий в зависимости от пожеланий родителей.

Запишитесь на первое бесплатное занятие в детский Монтессори клуб «Созвездие», мы будем рады вам помочь!

Статью подготовила Монтессори-педагог

Шутова Анастасия

Источник