Пищевой интерес у ребенка в 1 год
Здравствуйте!
Было несколько писем от мам с маленькими детками о начале прикорма и с чего его лучше начинать, поэтому поговорим об этом. Даже если малыш старше – прочтите, т. к. иногда корни сложностей в питании лежат именно в начале пути.
«Мой вопрос заключался вот в чём: к 8 месяцам у ребёнка так и не проснулся пищевой интерес. Когда я сажусь кушать, всегда беру её с собой (или на колени, или в свой стульчик рядом, или просто на пол в кухне), она сидит смотрит, играет с игрушками и никакого интереса к еде не проявляет. Впервые дала попробовать свою пищу в 6 с лишним месяцев, начинала с каш, которые сама кушаю, супчики.
Если даже она что-то кушает, то пробует пол ложки, кривится и дальше закрывает рот руками и есть отказывается. Такая реакция на любую взрослую еду, даже на сладкое 🙂
Пробовала вообще ничего не давать и не трогать на протяжении трёх недель, ничего не изменилось.
Может пососать курагу или яблочко, но не всегда, чаще просто бросает.
Ребёнок полностью на ГВ, соску не сосала, прибавляет в весе и развивается хорошо.
Бабушки бьются в истерике, что я ребёнка голодом морю 🙂Собственно, вопрос: это я что-то делаю не верно, раз она до сих пор есть не хочет, или нужно просто дождаться момента, когда у неё психика дозреет до «хочу делать как мама», и тогда пищевой интерес заработает в полную силу?
Ещё раз огромное спасибо!»
Анна
Спасибо за вопрос!
Итак, пищевой интерес – что это?
По большому счёту, это проявление двух важных моментов:
- ребёнок стремится быть ориентирован на взрослого;
- его пищеварительная система созрела для знакомства с новой пищей.
До 6 мес. мы стараемся кормить только грудью, без лекарств, добавок, ферментов и т. д. Думаю, вы слышали такой термин «исключительно грудное вскармливание» — вот так и нужно постараться сделать.
У большинства детей именно в период между 6 и 7 месяцами появляется желание залезть в мамину тарелку, перехватить ложку или добраться до куска яблока, сушки, груши, если Вы её кушаете при ребёнке. Это и есть пищевой интерес! Ребёнок буквально сигналит – «ХОЧУ! Я готов! Дай мне тоже попробовать!»
Вот в этот период и оптимально начинать прикорм. Раньше в силу каких-либо личных обстоятельств тоже можно, но лучше всё равно идти маленькими шагами, не заменять грудные кормления прикормом и не стремиться увеличивать порции – иначе аппетит совсем пропадёт.
У детей до года на восстановление пищевого интереса уходит от 2-х до 4-х недель. Если ребёнок плохо ест в год, то восстановление аппетита займёт от 3-х недель до 1,5-2 месяцев! Чем старше, тем сложнее – поскольку уже и социальные факторы накладываются, и характер, и привычки.
Старайтесь сразу всё сделать вовремя и правильно!
Почему пищевой интерес может не просыпаться?
- Возможно Вы ждете очень активных действий от ребёнка, а он у вас по темпераменту тихий — попросил один раз, руку протянул – не дали, ну и ладно – ушёл своими делами заниматься.
- Время усаживания за стол.
Лучше усаживаться с ребёнком за стол через 1-1,5 часа от его просыпания и при этом не кормить грудью сразу перед приемом пищи. Грудь — это что? Это и спокойствие, и уверенность, и питание! Некоторых детей грудь может сбивать.
- Ребёнок садится за стол всегда только с мамой, вдвоём.
Это на самом деле бич нашего образа жизни. Папа на работе, приходит поздно – когда малыш уже спит. Гости могут заходить редко. И получается, что мама одна должна воссоздать для ребёнка и конкуренцию, и большую общину, и показать, что еда — это ценность.
Подробнее об этих важных моментах организации питания смотрите в курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма>>>
Для некоторых детей этот момент имеет первостепенное значение. Ребёнок видя маму за одним и тем же действием каждый день не чувствует важности этого события. Да и, если честно, посмотрите как мы едим, когда кушаем одни? Скорее всего быстро, без особого интереса, сильно не украшая и не накрывая стол: поели – убрали — помыли.
Ребёнок ничего толком и не понял!
- Внутреннее ожидание от ребенка что «нужно есть…»
На эту тему можно отдельную статью написать, но дети невообразимым образом чувствуют наше внутреннее состояние. Если мы внешне делаем всё верно, как я и рассказываю в курсе, но внутри сидит ощущение и мысль: «Ну когда же ты съешь эту тарелку супа? Почему опять ешь мало?», — не будет прогресса.
- Ешьте так, как едите какой-то запрещенный продукт, и не хотите им делиться.
Чтобы полностью прояснить для себя: как, что и в какой последовательности делать, чтобы добиться хорошего аппетита у ребёнка – смотрите курс по прикорму для мам деток от 4 мес. до 1 года.
На данный момент это лучшее решение!
Что ещё хочется сказать по поводу письма автора:
Слушать и переживать насчёт мнения бабушек не стоит – до года грудное молоко полностью способно обеспечить ребёнка всем необходимым!
НО! При этом не стоит расслабляться, т. к. в период между 7 и 9 мес. ребёнок должен решить очень важную задачу – научиться пережёвывать твёрдые кусочки и глотать их! Если мама пропускает это возраст – могут быть (не обязательно, но могут) сложности с твёрдой пищей.
Мне регулярно пишут мамы, которые вводили прикорм пюрешками и сейчас, когда ребёнку 1 – 1,5 лет, он не может есть твёрдую пищу: давится, плюётся, выталкивает.
Проанализируйте те причины, которые описаны в этой статье, может быть, исправив их, вы уже заметите, что ребёнок с большим интересом смотрит на взрослую еду.
Всему в природе отведено своё время!
Читайте также:
- Прикорм для малышей по месяцам при грудном вскармливании
- Как часто вводить новые продукты в прикорм
- Каши для первого прикорма
Источник
Пищевой интерес (ПИ) – часть пищевого поведения (ПП) и одна из «горячих» тем! Он основан на любопытстве и подражании, и желании младенца быть частью целого (семьи). Младенец настроен на своих родителей, маму. Он стремится подражать их действиям. Если в семье не сформировано четкое ПП, то у малыша будет размытое представление о нём. Поэтому, как бы ни было ранее, если появился ребенок и, вы хотите, чтобы он точно хорошо ел, тогда стоит поменять свои собственные пищевые привычки.
⠀
Первые 2-3 года жизни даны малышу для активной адаптации. Мозг интенсивно растет и развивается. Это время, когда организм «настраивается» на ту среду в которой предстоит жить. Активно познает как устроен мир – “Как тут принято?”. Для этого ему даны различные возможности, например, возможность подражать и копировать, основанная на зеркальных нейронах.
Если внимательно посмотреть, как играют трёх – шестилетние дети, можно заметить алгоритм. Вот (!) их что-то заинтересовало. Они спросили об этом или просто молча наблюдают, а затем тут же забирают это себе в «игру», начинают проигрывать этот опыт, «обкатывают» его. И даже могут выдать за свой. Например, подойти и сказать: – Мама, а ты знаешь, что ягоды очень полезные?! А знаешь почему? Там много витаминов! Обязательно попробуй❗???????? Как будто три дня назад это не мама им говорила, а именно они сами до этого дошли. ))) ⠀
До тех пор, пока тема им интересна, не до конца понятна, она будет часто возникать в играх. На этом, например, основаны некоторые виды психологической диагностики детей. Через игру, ребенок раскрывает то, что не может объяснить или не осознает.
⠀
Пищевое поведение тоже большая часть отражения реальности и попадает под «зеркальные» нейроны. Ребенок наблюдает за повторяющимися действиями взрослых и понимает, что «ему тоже так надо», раз все так делают. Он начинает интересоваться пищей, пробует и пытается понять, «что там в ней такого?», раз все ей так увлечены. Поэтому он соглашается пробовать и его, часто, не останавливает даже то, что вкусы кажутся странными и непривычными.
О чем предстоит поразмышлять?????
– Что видит ребенок когда мы едим мега-вкусный торт?
– Что видит ребенок, когда мы едим без аппетита болтая по телефону?
– Какие сигналы он получает в эти моменты и чем они отличаются?
На этом инстинктивном любопытстве, подражании и желании социальности (быть частью) можно отлично организовать прикорм для крохи. Какую ошибку чаще всего совершают родители? Они перестают быть моделями для ребенка и начинают активно его кормить. Какое послание получает ребенок? Он отражает – теперь и я буду всех кормить! Хорошо, если, играя в эту игру, малыш кормит родителей, а они его, тогда он всё-таки будет кушать. Но родители отказываются, говоря – ешь сам, нас кормить не нужно. То есть они отказываются быть частью целого и ребенок тоже отказывается.
Его инстинкты социальности могут пострадать из-за того, что у него всё по-другому. Другой стул, другая тарелка, чашка, другое время обеда, другая еда. Это вызывает неприятие и протест. Он не только не стал частью общего процесса. Он стал центром и одиноким центром.
Это может ребенка напугать и заставить «уйти в отказ». Либо начать клоунаду. Но в любом из этих случаев еда перестает быть чем-то естественным и обычным, а превращается в действие где кроется много напряжения. Мама уже заранее нервничает, понимая, что близится час, когда ребенка нужно накормить всеми правдами и неправдами. Ребенок отлавливает это напряжение и выдаёт ещё больше сопротивления.
⠀
Какой выход? Вернуть приёму пищи его обычность и цельность. Показать личным примером важность приема пищи и её ЦЕННОСТЬ. Важность именно для СЕБЯ САМОГО. Ребенок считает эту важность. Но это уже будет другая важность, не та, когда его кормят любой ценой.
При этом всегда будет существовать небольшой процент детей, которые едят всё, всегда, из любой посуды и в любое время, не взирая на все ошибки допущенные родителями. Но если это не ваш случай, приглашаю подписаться и читать дальше!
Источник
Обычно молодые мамы начинают беспокоиться, когда внезапно ребенок начинает отказываться от еды. Раньше он отлично открывал рот, видя приближающуюся ложку, а теперь фыркает и кривит лицо.
Но дело в том, что пищевой интерес – это не то, когда малыш радостно поглощает пищу, пока мама его кормит, а когда он ест сам. Как умеет, как получается, но без помощи взрослых:
- Крохе не говорят: «Ну пожалуйста, скушай еще одну ложечку», «Давай, эта последняя, а вот эта самая последняя»;
- За ним не бегают по квартире с тарелкой, ловя момент, когда он приоткроет ротик;
- Родители не танцуют вокруг малыша, пытаясь его отвлечь, чтобы он хоть что-нибудь попробовал.
Другое дело, когда ребенок и правда заинтересован в еде. Он тянется к ней, сам берет, кладет в рот (или пытается это сделать). Возможно, крохе пока удобнее действовать руками, хватая кусочки пальцами. Это не только способ узнать новые вкусы, но и возможность тренировать щипковый захват.
Бывает, что малыш сначала заворожено следит за родителями во время еды, пытается залезть в их тарелки, с удовольствием все пробует, а потом он словно теряет интерес к пище.
Его невозможно уговорить попробовать что-то новое и даже прежде любимые блюда оставляют кроху совершенно равнодушным. Дело в том, что пищевой интерес нужно поддерживать. А неправильные действия родителей могут привести к тому, что он угаснет.
Например:
- Ребенок всегда ест отдельно от других членов семьи. Мама просто сажает его в стульчик, ставит перед ним тарелку, а сама занимается своими делами или нависает над крохой, держа в руке ложку, полную каши;
- Младенцу не разрешают есть самому. Мама не хочет, чтобы он испачкался, раскидал-разлил все вокруг. Да, не все дети любят слюнявчики, сразу начинают их срывать. Но иногда можно оставить грудничка раздетым или достать одежду, которую уже не жалко. Да и пол (если его действительно тяжело отмыть) застелить клеенкой или положить газету;
- Кроху кормят под мультики или представления, устраиваемые родителями или бабушками-дедушками. Малыш так увлечен тем, что ему показывают, что бездумно открывает рот, а потом также проглатывает очередной кусок.
О том, почему не стоит кормить кроху, включая ему мультики, здесь.
Перед тем как приступить к трапезе, нужно устроить все так, чтобы маме не пришлось вставать, докладывать, отрезать.
Пусть все будет рядом, не надо прерываться. Кроха должен быть сосредоточен на обеде-ужине. Нужно помочь ему сконцентрироваться, исключив (по возможности) все отвлекающие факторы.
Если малыш начинает глазеть по сторонам, ерзает, указывает на что-то пальцами, намекая, что ему нужна погремушка или мячик, придется прервать прием пищи.
Не надо развлекать младенца за столом, пока он продолжает есть.
Когда ребенку не интересно, мама перемещает его в игровую зону.
Малыш должен понимать, что он сам решает, когда прервать обед-ужин. На него не давят, никто не настаивает, не заставляет.
Когда грудничка не принуждают отведать очередное блюдо, его интерес к еде становится более явным.
Не обязательно усаживать малыша в стульчик. Можно разместить его у мамы на коленях.
Удобнее, когда кроха располагается с левой стороны (если конечно мама правша). Но и не надо поворачивать ребенка спиной. Маме нужно видеть, как малыш жует, наблюдать за его лицом (в частности ртом), чтобы в случае необходимости прийти на помощь.
Источник
Все имеющиеся статьи о порядке введения пищи, о том, как держать ложку и как учить жевать являются лишь практическими приемами, которые используют для того, чтобы приучить ребенка удерживать язык во рту или запустить жевание. Эти приемы не совсем не гарантируют приучение ребенка к твердой пище.
Главное условие приучения к твердой пище – это заинтересованность ребенка к «взрослым» продуктам питания, его желание самостоятельно брать и в руки и пробовать.
Вы знаете, что ребенок берет в руки игрушки, несет и в рот и грызет. Почему же вы думаете, что он не сможет сделать этого же с кусочками еды? Не делает – значит не хочет, а если не хочет, а вы это проделываете с ним – он воспринимает эту ситуацию либо как насилие и протестует, либо предоставляет вам кормить его, и отказывается сам участвовать в процессе еды.
Кроме того, приучая ребенка есть, не испытывая голода, вы рискуете сформировать у ребенка, а потом и взрослого неконтролируемый прием еды. Это особенно тревожит, поскольку у подростков и взрослых с синдромом Дауна часто наблюдается избыточный вес.
Что же делать, чтобы ребенок заинтересовался взрослой твердой пищей, хотел ее пробовать, чтобы у него постепенно начали вырабатываться ферменты, которые позволят ему переварить новый вид продуктов.
Для формирования у ребенка пищевого интереса рекомендуют использовать педагогический прикорм.
ЧТО ТАКОЕ «ПИЩЕВОЙ ИНТЕРЕС» и как его поддерживать во время прикорма.
Многие специалисты по организации кормления рекомендуют использовать педагогический прикорм, который основан на естественном, инстинктивном интересе ребенка к еде.
Педагогический прикорм начинают вводить довольно рано, первый этап может начинаться после 6-8 месяцев и проходить одновременно с грудным кормлением или кормлением из бутылочки. В этом возрасте, отвечая на интерес ребенка к взрослой еде, мама кладет ему в рот микродозы продуктов, без цели накормить ребенка.
Микродоза для мягкой пищи -это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов – один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.
Ребенок садится кушать за стол вместе с мамой 5-6 раз в день. Можно начинать педприкорм с творога или каши, с йогурта или сыра. За один раз даем не более двух-трех микродоз величиной с несколько зернышек риса, затем постепенно увеличивая порции Можно дать ребенку в руку сушку или сухарик.
В этом возрасте не нужно стремиться резко увеличить дозы, с целью накормить ребенка. Это пробы, когда ребенок привыкает к пище, а вы можете понять, нет ли у него аллергии. Поэтому расширяйте ассортимент продуктов и предлагайте все, что будет есть ребенок после года: мясо, сыр, рыбу, рис, гречку, макароны, яйца, овощи, и т. д. Помните, что во время введения этой пищи у ребенка должен сохраняться активный пищевой интерес.
Если он уже научился захватывать маленькие кусочки, переставайте сами класть их ему в рот, а положите перед ним на поднос все, что вы хотите предложить малышу.
Второй этап предполагает, что какой-то вид пищи из педприкорма можно использовать в качестве полноценного кормления. Ориентируясь на пищевой интерес ребенка, выбирается пища, которую постепенно доводят до объема, которым ребенок уже может наесться.
Например, это могут быть каши, овощи, бананы, мясо, к году можно предложить омлет и т.д.
На этом этапе очень важно продолжать поддерживать пищевой интерес ребенка и поощрять его к самостоятельности в еде.
Не давайте ему есть, если он не просит.
Не кормите его с ложки.
Без лишней необходимости не предлагайте еду сами.
Вы можете аппетитно жевать в его присутствии или просто сообщить ему, что садитесь завтракать.
Последний этап – переход к взрослому рациону. Каковы его особенности?
Малыш полностью перешел на общий рацион.
Сидит на отдельном стуле за общим столом.
Самостоятельно пользуется столовыми приборами.
Сам поддерживает чистоту во время еды.
Практически не нуждается в посторонней помощи для питья и приема пищи.
По-прежнему проявляет активный интерес к еде.
Подведем итоги, коротко перечислив правила педагогического прикорма:
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВВЕДЕНИЯ ПЕДПРИКОРМА
- Ребенок ест за общим столом, вместе со всеми, соблюдая правила поведения за столом, например, не разрешается играть едой, на столе не должно быть и игрушек..
- Взрослые не предлагают ребенку съесть еще кусочек за бабушку, и плясок с бубном не устраивают J
- Взрослые начинают есть сами и едят с аппетитом.
- Ребенку перед и во время еды не предлагают сладкое питье и углеводы (печенье, вафли, сухарики)
- Во время еды ребенок получает напитки в небольших порциях
- Количество съедаемой пищи увеличивается только в зависимости от «запросов» ребенка
- В руку нельзя давать продукты, от которых ребенок может откусить или отломать кусок, но не может прожевать. Например, можно давать половинку яблока, от которой малыш «отпилит» передними зубами маленькие кусочки, но нельзя давать дольку яблока, от которой можно откусить большой кусок.
- Ребенка приучают к пользованию столовыми приборами. Вилкой проще пользоваться, чем ложкой, а вязкую пищу проще набирать в ложку чем жидкую.
- Приучаем ребенка есть аккуратно, для этого сначала сами вытираем ему лицо и руки, и учим его делать это самостоятельно.
- Если ребенок устал, перестал есть, не держите его за столом.
- В промежутках между кормлениями не давайте ребенку еды, особенно сладкого питья и углеводов.
- Если ребенок нарушает правила поведения за столом: бросает еду, стучит ложкой, кричит – не нужно его ругать, но после нескольких предупреждений нужно просто вынуть его из-за стола, а самим продолжить еду.
- С возрастом подберите для ребенка стул, который позволит ему самому выходить из-за стола.
- Приучайте ребенка перед едой мыть руки, а после еды, при необходимости, «отмывать» следы деятельности
Предлагаем Вашему вниманию новые материалы по прикорму с примерами дневного меню (https://medspecial.ru/for_patients/7/604/):
Прикорм. Общие сведения
Сроки введения прикормов зависят от большого количества факторов. Раньше всего прикорм начинают давать детям, находящимся на искусственном и смешанном вскармливании. Обычно, это 5-5,5 месяцев. Детям, находящимся на грудном вскармливании, прикорм не стоит вводить ранее 6 месяцев.
Виды прикормов
Прикормы:
- Каша
- Овощное пюре
- Мясо
1 и 2 пункты можно менять местами. Если Вы решили начинать вводить прикорм летом или осенью – лучше начать с овощного пюре, потому что свежих овощей в это время года в избытке.
Как вводить прикорм
- Постепенность. Каждый новый продукт вводите, начиная с капли, постепенно увеличивая объем до полного.
- Если ребенок плохо себя чувствует – болит животик, например, – отмените прикорм, переждите не менее 5-7 дней и начинайте опять с капли.
- Если ребенку не нравится прикорм, и он отказывается его есть, не заставляйте, поменяйте продукт или отложите введение прикорма на неделю-две.
- Прикорм давайте перед грудным молоком или смесью. Увеличивая объем прикорма, уменьшайте настолько же объем смеси
Как и что готовить для прикорма
Кашу варите, как обычно варят кашу, просто сделайте ее пожиже и используйте не обычную крупу, а молотую – толокно. Манную кашку старайтесь не давать месяцев до 8-9 – она очень богата углеводами.
- Овощное пюре: просто сварите овощи (кабачок, морковку, например) и сделайте из них пюре.
- Мясо: сварите постную говядину, пропустите через мясорубку, добавьте в овощное пюре.
Как сделать самостоятельно творог для прикорма
В 1 литр сырого холодного молока добавьте 10-20 мл. 10% хлорида кальция (продается в аптеках). Вскипятите молоко. Дайте ему остынуть, а потом процедите через марлю или мелкое сито.
Как сварить бульон для малыша
Возьмите кусок постной говядины (куриное мясо), залейте холодной водой, доведите до кипения. Затем слейте воду, промойте мясо и залейте его повторно холодной водой. Подсолите. Варите до готовности. Бульон можно использовать для приготовления супа и овощного пюре.
Каша в прикорме
Используйте овсяные хлопья, рис, гречку, кукурузу, “три злака”, “четыре злака” и т.п. “Белые” крупы (манка и т.п.) не стоит – это высокоуглеводная пища, до года-полутора лучше ее избегать.
Как варить кашу
- Вскипятите молоко
- Когда Вы только начинаете вводить прикорм, первые пару недель лучше разводить молоко пополам, дальше, если все пойдет хорошо, можно не разводить
- Насыпаете в молоко сахар по вкусу и крупу (лучше использовать хлопья, а не цельное зерно. На 0,5 литра молока – 2 чайные ложки сахара и 2-3 столовых ложки хлопьев.
- Варите до готовности
- Когда Вы только начинаете вводить прикорм, уже готовую кашу можно перетереть блендером, но старайтесь долго не кормить ребенка протертой кашей – пусть учится жевать.
- Уже в тарелке можно добавить немного сливочного или растительного масла
Овощное пюре
Для приготовления овощного пюре Вы можете использовать любые овощи, обычно произрастающие в Вашем регионе. Не стоит начинать на первом году жизни вводить экзотические для Вашего региона продукты.
Сварите овощи в подсоленной воде до полной готовности, а затем перемелите блендером. На первой неделе введения овощей стоит делать пюре консистенции густой сметаны, добавляя материнское молоко или смесь. Но старайтесь долго не кормить ребенка гомогенной пищей – пусть учится жевать.
Добавляйте в овощи любое растительное масло. И не забывайте допаивать малыша. Это поможет избежать проблем с запорами, которые часто сопровождают введение прикормов.
“Баночное” детское питание в прикорме
Реклама баночного питания давит на мозг родителей, утверждая, что с его помощью у них будет больше времени на общение с ребенком и т.д. и т.п. Но, если подумать, Вы хотите, чтобы Ваш ребенок питался в общепитовской столовой? Что лучше – котлета из столовки или котлета, сделанная руками мамы? Баночное питание имеет смысл использовать в поездке. Кормить им ребенка при наличии живой мамы и плиты на кухне кажется довольно нелепым.
Мясо в рационе малыша, третий прикорм – мясо.
Вы можете использовать постную говядину, ягнятину, кролика, курицу. Избегайте баранины, гусятины, утятины, свинины – все это разнообразие малыш пока не сможет переварить.
Начать введение мяса стоит с мясного пюре – сварите в подсоленной воде кусок мяса, перемелите его блендером, заправьте бульоном, можно перемешать с овощным пюре.
Когда ребенок будет охотно кушать все более и более густую пищу – время делать тефтельки, котлетки. Делайте их так же, как и для себя, но используйте меньше пряностей, лука и чеснока.
Суп с вермишелью
Сварите бульон из мяса или курицы (можно взять кусочек филе или просто куриную голень). Соль по вкусу. В кипящий бульон бросьте горсть вермишели. Варить минуты 3-4. Положите в тарелку получившийся густой супчик и покрошите туда вареное мясо.
Пример рекомендованного американской педиатрической ассоциации меню годовалого ребенка (из расчета на вес 9,5 кг)
1 чайная ложка= 5мл
1 суповая ложка= 15 мл
1 стакан= 240 мл
1 oz = 30 мл
завтрак
1/2 стакана хлопьев (мюсли) или 1 яйцо (вареное, омлет и т.п)
1⁄4–1⁄2 стакана цельного молока или смеси (с хлопьями или без)
Фрукты (добавить в хлопья или по отдельности)
1⁄2 банана, порезанного кусочками
2–3 больших клубники, порезанных
2й завтрак
1 тост, или несколько печений с 1-2 ложками мягкого сыра, или йогурта, или творога с порезанными фруктами
пол чашки молока
обед
суп+кусок индейки, или курицы+ гарнир
ужин
кусок мяса+ 1/2 стакана овощей+ 1/2 стакана риса, макарон или картофеля
1⁄4–1⁄2 стакана цельного молока
Пример меню на неделю рекомендуемый французской педиатрической ассоциацией
(суп можно давать не на ужин, а на обед, тогда овощи и крупы на ужин)
понедельник
завтрак
200 мл молока с детской кашей+ 2 печенья, ИЛИ 2 куска хлеба +15 г сахара
второй завтрак
апельсиновый сок или фрукт
обед
вода
30-50 г мяса
овощи
30 г макарон
любой молочный продукт (молоко, сыр, творог)
80г фруктового пюре
полдник
150 мл молока+1 кусок сахара+1 печенье+ запеченое яблоко
ужин
суп 50г картофеля+ зеленые овощи+ кусок мяса
на десерт 10 г каши+ 100 мл молока+10 г сахара
вторник
завтрак
200 мл какао на молоке + хлеб
2й завтрак
яблочный сок или фрукты
обед
вода
яйцо вкрутую
овощи или пюре из моркови и картофеля
молочный продукт
на десерт
нарезанные сливы
полдник
1 йогурт (без добавок) +10 г сахара, 1 нарезанный банан+ 20 г сыра с хлебом
ужин
суп из лука-порея с картофелем на мясном бульоне
1стакан молока, 50 г творога с сахаром или вареньем+ 1 печенье
среда
завтрак
апельсиновый сок, 3 печенья + 100 г творога
2й завтрак
виноградный сок
обед
вода
30 г рыбы+ овощи+ пюре из картофеля на молоке+ любой молочный продукт
ягоды с сахаром
полдник
абрикосовое пюре+ 2 печенья или бисквита
ужин
рисовый суп на молоке (200 мл)
четверг
завтрак
молоко+ бутерброд с маслом и вареньем
2й завтрак
фруктовый сок
обед
вода, овощи на гриле или тушеные + кусок мяса на гриле + сыр или молочный продукт+ фрукты
полдник
печенье и молоко
ужин
омлет, овощи, творог
четверг
завтрак
йогурт без добавок+ тост+ варенье
2й завтрак
груша
обед
вода+ салат+ курица+ жареный картофель+ молочный продукт (йогурт)+ консервированный персик в сиропе
полдник
творог+ пирог
ужин
суп из овощей+ макароны
молоко
суббота
завтрак
хлопья, поп-корн или мюсли с молоком
2й завтрак
апельсиновый сок
обед
вода+ припущеные томаты+ ветчина+ овощи и/или крупы+ творог +рисовый пудинг
полдник
печенье, сыр и фруктовый сок
ужин
молочная каша+ виноград без косточек очищенный +сыр
фруктовое пюре
воскресенье
завтрак
овощной сок+ печенье+ пол куска ветчины или мягкого сыра с хлебом
2й завтрак
йогурт или творог
обед
вода+ тушеные овощи+ телятина+ овощи и/или крупы+ молочный продукт + шоколадное печенье
полдник
пирожок с фруктами+ молоко
ужин
салат+ фруктовый йогурт
Источник