Пищевое поведение ребенка до 1 года

На сегодняшний день многие данные свидетельствуют о высокой частоте нарушений пищевого поведения у детей и что особенно важно – они встречаются более чем у половины детей раннего возраста. Эти нарушения характерны как для детей с неврологической патологией и задержкой развития (в 80% случаев), так и для нормально развивающихся детей – более чем в 25% случаев. Поэтому важно знать причины и особенности этого состояния как у малышей, так и у старших школьников и подростков. Ведь именно в детском возрасте формируются основные привычки, закладывается фундамент, а длительно сохраняющиеся нарушения негативно сказываются на здоровье детей и психологическом климате семьи.
В зарубежной практике разработаны критерии диагностики нарушения пищевого поведения:
– стойкий отказ от приема пищи более 1 месяца;
– отсутствие заболеваний, вызывающих отказ от приема пищи;
– неправильные типы кормлений (кормление во сне, навязчивые кормления, принудительное и механистическое кормление, развлечения во время кормления, длительность приема пищи более 30 минут); – рвотные движения при попытке кормления.
Пищевое поведение начинает формироваться еще в период внутриутробного развития. Влияют характер питания и вкусовые предпочтения матери.
В последующем на пищевое поведение ребенка влияют вид вскармливания, введение прикорма, пищевые привычки семьи. Нарушения пищевого поведения чаще всего встречаются у детей в возрасте 2–6 лет, но они могут возникать и в более раннем возрасте.
В основе пищевого поведения доминируют нарушения аппетита.
Аппетит – это эмоционально окрашенное стремление человека к определенной пище.
В практике педиатры выделяют следующие виды аппетита:
- нормальный;
- повышенный;
- пониженный;
- избирательный.
Формирование пищевого поведения
Процесс формирования пищевого поведения происходит до трех лет, сохраняется на протяжении жизни. Пищевое поведение ребенка может изменяться при соматическом недомогании. Также влияет на формирование пищевого поведения индивидуальное восприятие еды, способы употребления. Это значит, на него могут влиять болезни организма, врожденные патологии, психогенные факторы. При отсутствии органических проблем наиболее вероятная причина — психологическая.
Нарушение пищевого поведения проявляется в таких формах:
- Отрыгивание.
- Нервная (инфантильная) анорексия.
- Пищевое недоразвитие.
- Употребление в пищу несъедобного.
Трудности с жеванием (отрыгивание, пережевывание) возникают из-за трудностей с родительским вниманием к ребенку. Это может быть его недостаток, избыток. Регулярное пережевывание успокаивает ребенка, снимает напряжение.
Нервная анорексия может проявляться в форме полного отвержения еды. Причиной является смена привычной обстановки, места жительства появление нового человека в семье, появление в рационе новых продуктов, неприемлемые для малыша способы употребления пищи. В таком случае изменение в привычной среде приводят к изменениям в пищевом интересе у ребенка.
Причиной недостаточного развития пищевых навыков есть дефицит ухода родителей за детьми. Часто проявляется в неблагополучных семьях, с низким уровнем дохода и культуры. Ребенок просто не умеет удовлетворять потребность в пище.
При расстройстве, когда ребенок стремится съесть несъедобное причина — недостаточное внимание, отсутствие надлежащего ухода. Часто наблюдается у детей, лишенных родительской заботы или при чрезмерной опеке.
Чтобы избежать возникновения этих проблем, необходимо правильно организовать процесс употребления еды, сделать его осознанным. Важно учитывать желания малыша, знать, хочет он кушать в данную секунду или нет, брать за основу естественный прикорм как залог гармоничного развития.
При длительно сохраняющиеся нарушения пищевого поведения связаны с недостаточным потреблением основных пищевых веществ, дефицитом ряда микронутриентов и витаминов, отставанием в росте и развитии, замедлением когнитивного развития, стрессовыми ситуациями в семье, нарушением детско-родительских взаимоотношений и психологического здоровья семьи.
Нарушения пищевого поведения у детей раннего возраста
Меню ребенка после года существенно расширяется в связи с тем, что только лишь грудного молока или специальной смеси для полноценного детского питания уже недостаточно. И это дает старт ответственному периоду для родителей ребенка, ведь важно не только ввести в рацион новые блюда, но и заложить у ребенка основы правильного пищевого поведения, привить взрослеющему малышу хорошие манеры за столом.
Пищевым поведением называют абсолютно все компоненты поведения ребенка, присутствующие в процессе приема пищи: что, как, когда и где он ест, в каких условиях, охотно или без аппетита, насколько быстро насыщается, как реагирует на новые блюда в меню.
Основы пищевого поведения закладываются еще в младенческом возрасте, во время грудного или искусственного вскармливания. Но наиболее значимый этап формирования пищевого поведения наступает тогда, когда малыш переходит к употреблению «взрослой» пищи, то есть примерно после года.
Правила формирования правильного пищевого поведения
- Правильно составленный режим питания – повышает эффективность абсолютно всех биологических процессов с раннего детства. Если приучить малыша есть примерно в одно и то же время (плюс-минус 15-30 минут), его организм будет заранее готовиться к приему пищи: начнет увеличивать выделение желудочного сока (то есть, кушать кроха будет с аппетитом) и вырабатывать ферменты, которые необходимы для правильного пищеварения. Имеет значение и время, отведенное на кормление. Завтрак и полдник – 15-20 минут, обед и ужин – 25-30 минут. Не нужно торопить ребенка, дайте ему возможность есть спокойно, тщательно пережевывая каждый кусочек. У деток, которые едят впопыхах, нарушения пищевого поведения (например, переедание) впоследствии наблюдаются гораздо чаще.
- Рацион и порции – после года ежедневное меню малыша состоит из супов, каш, вторых овощных, рыбных и мясных блюд, кисломолочных продуктов, фруктов, их варят, тушат, запекают, готовят на пару. И подают так, чтобы малыш в зависимости от возраста смог их без проблем жевать и проглатывать (если и кусочками). Знакомить ребенка с новыми для него блюдами стоит постепенно, используя правила как и при введении прикорма. При этом нужно в зависимости от возраста разделять на порции – это позволяет организму малыша без негативных последствий знакомиться с новыми блюдами, а маме дает возможность вовремя замечать малейшие признаки аллергической реакции на тот или иной продукту. Однако дозировать следует и хорошо знакомые ребенку блюда, дабы избежать привычки передать. Объем порции годовалого ребенка составляет примерно 220 мл, объем порции ребенка в 1,5 года – примерно 300 мл.
- Правильная обстановка – приучайте малыша с раннего возраста принимать пищу в отведенном для этого месте – на кухне или в столовой, а не перед телевизором или в движении. Если вы будете постоянно предлагать есть только на кухне и, внимание, сами будете принимать пищу только там, то в будущем не придется переучивать, преодолевая сопротивление ребенка, а заложить с ноля правильную привычку. Для правильного усвоения пищи крайне важна спокойная, располагающая обстановка, при этом никаких требований, ультиматумов, запугиваний и семейных сцен во время приема пищи ребенком – это формирует отрицательные стереотипы и как следствие – нарушения пищевого поведения. Позаботьтесь о том, чтобы от приема пищи ничего не отвлекало: выключайте телевизор, убирайте подальше телефоны и планшеты, игрушки.
Источник
Автор: Шалунова Анастасия Ивановна
член Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии (РоСНДП), @wellnutrition.family
г. Москва
Время на прочтение : 7 минут
Позитивное влияние родителей на предпочтения в еде — один из способов вырастить здорового ребенка. Дети учатся правильно питаться, во многом подражая взрослым. Пусть не всегда все идет гладко, но не стоит останавливаться. Потому что пищевые привычки детей, привитые в первый год жизни, станут основой пищевого поведения в будущем. На чем родители должны акцентировать внимание во время формирования пищевых привычек, советует нутрициолог, член РоСНДП Анастасия Ивановна Шалунова.
— Анастасия Ивановна, роль питания в формировании пищевого поведения научно обоснована. В каком возрасте складываются пищевые предпочтения?
— Формирование пищевых привычек начинается задолго до рождения. На 7—8 неделе беременности у плода уже закладываются вкусовые способности. Первый вкус, который пробует ребенок, — это вкус околоплодных вод. Исследованиями подтверждено, что питание мамы во время беременности влияет на формирование пищевого интереса у ребенка: после будет проще вводить те или иные продукты в детский рацион с учетом того, что ела мама. Поэтому первый этап формирования правильных пищевых привычек — беременность.
— Что происходит на первом году жизни?
— Задача любой мамы — сформировать правильные пищевые привычки ребенка с детства. Чем раньше заложится привычка, тем она будет устойчивее и полезнее в дальнейшем. Мама будет знать, когда ребенок ест, а малыш — знать, когда он ест. Все будут прекрасно понимать, что и когда происходит. Основываемся на базовых физиологических потребностях — в еде в первую очередь. Потому что если мы не сформируем пищевые привычки у ребенка до года, после это будет проблематично.
Отсутствие правильных пищевых привычек может вылиться в отклонения в усвоении питательных веществ, а дальше — в недобор веса, отклонения в развитии. Все заинтересованы в том, чтобы малыши росли здоровыми, так что лучше заняться этим вопросом заранее.
— Что делать родителям, если они упустили момент и не занимались формированием правильных пищевых привычек у малыша?
— Ребенок бессознательно копирует привычки родителей в питании, ест те продукты, которые едят мама и папа. Ребенку можно ничего не объяснять: он делает то, что видит.
Если что-то не получилось, никогда не поздно заняться пищевыми привычками. Год — это еще не край, люди просят сформировать правильные пищевые привычки и в 16—17 лет, просто работа ведется на другом уровне. До года проще в игровой форме заложить правильные понятия, отследить режим, подстроившись под сон. Но вообще родители никогда не должны опускать руки.
— Как сформировать у детей правильные пищевые привычки? Какие правила приема еды должны быть в семье?
— Чтобы сформировать правильные пищевые привычки на первом году жизни, следует ориентироваться на режим питания. Конечно, все индивидуально и зависит от возраста, физиологических потребностей, но именно соблюдение режима питания закладывает правильные привычки.
- Интервалы между приемами пищи в идеале выдерживать по 3,5—4 часа.
- Качество еды. Важно следить за тем, чтобы ребенок принимал пищу по возрасту, придерживаться рекомендаций врачей по схеме и срокам введения прикорма. У ребенка в 4—5,5 месяца начинает проявляться пищевой интерес, поэтому он может взять со стола все что угодно. Но нужно стараться избегать запрещенных продуктов.
- Количество еды. Желудок ребенка — это два его кулачка. Если ребенок съедает свою норму, для него этого достаточно.
- Подражание. Показываем на личном примере — что едят родители, то и попробует ребенок. При отказе один и тот же продукт нужно предлагать несколько раз, приготовленным в разных видах.
- Похвала ребенка должна быть уместной, не нужно захваливать малыша. Он понимает, что пища — это его базовая потребность. Если ребенок голоден, хвали — не хвали, он поест. Поэтому можно дать ему попробовать новый продукт и понять, нравится малышу такая еда или нет. Если он не хотел, но попробовал, в этот момент стоит его похвалить и поддержать. Иначе получится, что мама хвалит дитя, потому что оно ест.
- Запрет на «хорошее» и «плохое». Не следует готовить ребенка к тому, что питание может нанести вред (так же с уколами — не стоит настраивать, что это больно), делить продукты на хорошие и плохие (съешь кабачок и получишь сладкое). Ребенок должен понимать, что еда — это еда. Родители решают, чем питаться, предлагая продукты на выбор, а ребенок решает, хочет он их или нет.
— Как определить, наелся ли ребенок, и нужно ли беспокоиться, если он оказывается от еды?
— Сейчас много информации об интуитивном питании — оно означает, что дети съедают столько, сколько им нужно, и то, что им нужно (белки, жиры, углеводы) в зависимости от возраста. Например, при увеличении двигательной активности ребенок употребляет больше белка. В период болезни организм все силы бросает на защиту, работу иммунной системы, и малыш ест меньше. Когда ребенок лежит с температурой, проще закрыть глаза на питание не по режиму или на то, что он ест не тот продукт, который вы хотели ему дать. Пища должна поддерживать силы. Ребенок сам поймет, что наелся.
Случай из практики. Ребенок все время просил мясо. Это необходимый белок для энергии, но ограниченный рацион с точки зрения витаминов. Малыш увлекающийся и очень подвижный мог заиграться, долго не есть, а потом срочно восполнить потребности растущего организма именно белком, а не сладостями.
Что было сделано: ребенку снизили физическую активность, поработали над его правильным рационом, сбалансировали питание по белкам, жирам, углеводам. Через месяц он перестал просить только мясо, поскольку организм почувствовал, что энергию можно брать из других видов пищи.
Родителям стоит беспокоиться, когда ребенок недобирает вес. При недоборе могут не усваиваться нутриенты, нарушаться работа не только желудочно-кишечного тракта, но и всего организма, который недополучает питательных веществ.
Всегда обращайтесь к нутрициологу или гастроэнтерологу, который поможет разложить меню по полочкам и пойти в нужном направлении.
— Анастасия Ивановна, можно ли замотивировать детей есть здоровую пищу поощрением в виде сладостей? И отличается ли роль десерта и лакомства в мотивации?
— Десерт принимается после основного приема пищи. И это может быть не только сладкое, но и любимый продукт ребенка (например, фруктово-творожное пюре от МАМАКО®), и не обязательно полная порция. Сладость дается в любое время суток, но в качестве перекуса.
Каждая семья решает для себя, давать сладости между приемами пищи или нет. Важно умение общаться и договариваться с ребенком. Если мама разрешает сладкое, то папа, бабушки и дедушки должны ее поддержать. Если сладости запрещены, то можно договориться, что после еды будет десерт. Ребенок на бессознательном уровне учитывает эту договоренность.
— Уговоры помогают ребенку войти во вкус?
— Родители всячески воздействуют на ребенка, чтобы он ел. Недавнее исследование показало, что малыш скорее поест при просмотре мультиков, а также если родители пообещают что-то за еду или, наоборот, запретят в случае, если он не поест.
Но важно больше общаться, понимать возрастные особенности ребенка. Так, подросток скорее услышит своего друга, чем маму. Ребенок до года послушает родителей — что ему говорят, на то он и ориентируется. Поэтому в первую очередь родители должны сами определиться, какого режима придерживаться.
— У некоторых родителей не получается воспитывать адекватное пищевое поведение и они принуждают ребенка есть — это норма или невольная ошибка взрослых?
— О том, что ребенка нельзя кормить насильно, говорят многие гастроэнтерологи. Больше 80 % детей, которых родители заставляли есть или доедать порции пищи, потом получали диагноз — «школьный» гастрит. Принуждение и психологическое давление недопустимы — если ребенок не хочет есть, он имеет право отказаться. А вот когда ребенок отказывается от того, что ему дают, с ним надо договариваться.
Формирование правильного рациона питания — физиологичный процесс, так же как сон или прогулка, и его нужно просто наладить. Не стоит вдаваться в панику, если ребенок чего-то не съел: от пропуска одного приема пищи еще ни один человек не пострадал. Малыш не останется голодным и найдет, что поесть. Задача родителей — сделать так, чтобы на его пути попадалась правильная пища.
Кроме того, частая ошибка родителей — задабривание и поощрение сладостями после основных блюд. Можно разрешать сладкое, но дозированно. Такая мотивация условно делит продукты на вкусные и невкусные. У ребенка возникнет вопрос, надо ли есть невкусное. Поэтому мотивация конфетой не работает, так же как мотивация страхом. Лучше всего самомотивация. Задача родителей — заинтересовать ребенка и дать ему понять, что если он голоден, то лучше поесть, чтобы быть сытым.
— В каких случаях ребенка нужно показать врачу?
— Недобор веса, аллергические реакции и неприятие организмом какого-то продукта — повод обратиться за помощью к педиатру, диетологу или гастроэнтерологу. Дневник питания поможет следить за рационом и лучше понять причину нежелательных реакций.
Период до года — время, когда мама каждый день должна держать руку на пульсе. В эти месяцы происходит самый большой скачок в развитии ребенка, каждый день для него — открытие и, возможно, новый шаг в формировании правильных пищевых привычек. У ребенка должны быть режим питания, понимание чувства голода, необходимости вовремя поесть и ощущение сытости. Родители могут положительно влиять на пищевые привычки детей — для этого нужно активно принимать участие в их питании. Но старайтесь не переусердствовать.
Нутрициолог
Анастасия Ивановна Шалунова
*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.
Источник
Педагогический прикорм
Для питания малыша первых месяцев жизни природа приготовила материнскую грудь, наполненную молоком. Когда же ребенок сможет питаться той же пищей, что и взрослые?
Приведем этапы грудного вскармливания
Исключительно грудное вскармливание
Начинается в момент первого прикладывания ребенка к груди и продолжается до появления у малыша интереса к воде и пище взрослых (около 5-7 месяцев). Знакомство с новой пищей начинается с появлением у ребенка желания попробовать пищу, которую употребляют взрослые. Новая пища пока еще не служит для удовлетворения его энергетических потребностей. Знакомство с пищей взрослых может продолжаться до 8-12 месяцев.
Переходное питание
Примерно в 8-12 месяцев у малыша появляется потребность не только попробовать какой-либо продукт, но и насытиться им. С этого времени он начинает использовать новую пищу в качестве источника энергии. Ребенок постепенно замещает грудные вскармливания другой пищей. Этап отлучения от груди начинается между 1,5 и 2 годами, когда малыш практически полностью переходит на общий рацион, но сохраняет до двух прикладываний к груди. Как правило, он совпадает с угасанием лактации и заканчивается полным отказом ребенка от груди.
Трехмесячный малыш сосет грудь уже не так как, как это делал новорожденный, а восьмимесячный насыщается иначе, чем годовалый.
Как меняется пищевое поведение ребенка
1 месяц
Вскармливание исключительно грудное, по требованию, хаотичное. Малыш может много времени проводить под грудью, посасывать ее в течение 1-1,5 часов.
Совместный сон с мамой в сочетании с непрерывным посасыванием материнской груди вызывает у ребенка чувство безопасности, необходимое для формирования полноценной уравновешенной психики.
2 месяц
Вскармливание исключительно грудное, по требованию ребенка.
Малыш пока еще прикладывается к груди хаотично, без выраженного режима. Прикладывания, необходимые малышу для психоэмоционального комфорта, могут происходить до 4 раз в час. В то же время полноценные кормления могут происходить с интервалом 40 минут — 3,5 часа. Из них 3-5 ночных кормлений и 8-20 дневных прикладывании, из которых примерно 5-7 являются полноценными кормлениями. Малыши, как правило, нуждаются в обязательном прикладывании к груди перед засыпанием и во время пробуждения.
В этом возрасте малыш чувствует себя единым целым с мамой и стремится к постоянному контакту с ней и много находится на руках. Находясь при маме, ребенок не требует к себе особого внимания, спокойно и терпеливо относится ко всем перемещениям и переменам поз, наблюдая за происходящим вокруг.
Он дает о себе знать только тогда, когда почувствует дискомфорт или какую-либо потребность. Освободившись от дискомфорта и удовлетворив свои потребности, он опять освободит внимание взрослого для других дел. Таким образом, находясь постоянно при маме, ребенок получает информацию о внешнем мире.
3 месяц
Устанавливается режим кормлений: 6-8 в течение дня и 2-4 ночью. Необходимость в частых прикладываниях появляется реже. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях до 5 часов, но чаще он составляет 2,5-3,5 часа. К этому возрасту тело младенца как будто округляется. Малыш может немножко подождать, пока мама достанет грудь, возьмет его на руки и т.д. Но терпения ребенка пока еще хватает совсем ненадолго.
В этом возрасте наступает момент, когда малыш во время кормления обхватывает ручками материнскую грудь, что для мамы очень приятно.
4 месяц
Вскармливание остается исключительно грудным, без введения воды и каких бы то ни было прикормов. Малыш начинает заметно реже прикладываться к груди и у него появляется довольно точный режим кормлений. С этого возраста при особых обстоятельствах возможно введение прикорма.
Малыш начинает прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. Это первое действие ребенка, направленное на отделение своего «я» от матери. Поведение матери в ситуации дискомфорта (даже вскрик) помогают ребенку понять, что мать и он — это не одно и то же: они чувствуют по-разному и по-разному себя ведут.
Во время кормления ребенок начинает часто отворачиваться от груди, демонстрируя свою важность: дескать, моя мама, моя грудь — никуда не денется. Этот важный момент в поведении ребенка следует поощрять и не убирать малыша от груди, считая, что он уже наелся.
5 месяц
В этом возрасте у малышей бывают 6-8 дневных кормлений и 2-3 ночных. Ребенок, которого мать берет с собой за стол, может начать проявлять активный интерес к воде и пище взрослых: тянется к маминой ложке, тарелке или чашке, настаивает на том, чтобы и ему дали попробовать то, что пьют и едят. Это можно позволить сделать, давая лизнуть те продукты, что употребляют в семье.
В этом возрасте дети легко отвлекаются от груди: любой незначительный шорох или движение привлекают внимание ребенка, и он отрывается от груди, сделав буквально 2-3 сосательных движения. Даже если мама, пытаясь организовать спокойное кормление, уединяется, это, как правило, не очень помогает, потому что ребенок все равно находит поводы, чтобы отвлечься.
Эту особенность поведения надо просто принять. Такое кормление не мешает ребенку прекрасно набирать в весе и хорошо себя чувствовать.
6 месяц
Вскармливание остается грудным, но начинает вводиться педагогический прикорм. Изменяется режим кормлений: наиболее активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением после ночного сна. Период дневного бодрствования можно условно разделить на два периода: утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к груди, и вечер, когда прикладывания становятся частыми. В общей сложности может быть 6-8 дневных и 3-4 ночных кормления.
У малыша появляется активный пищевой интерес, который состоит в желании попробовать взрослую пищу. Если ребенок здоров, хорошо прибавляет в весе и развивается, он пока еще не нуждается в прикормах, ему вполне хватает материнского молока. Проявление активного пищевого интереса не стоит расценивать как свидетельство нехватки молока. Просто у малыша возникла потребность познакомиться с новыми продуктами, которые употребляют в его семье.
Во время кормления малыш начинает упираться ручками в маму, будто отталкиваясь от нее (знакомство со своими телесными возможностями и начало отделения от матери).
7 месяц
Сохраняется грудное вскармливание с педагогическим прикормом. Малыш активно пробует все со стола взрослых и в течение дня может непрерывно мусолить то баранку, то кусочек яблока. Режим кормлений остается прежним: 5-7 дневных и 2-4 ночных.
Наступает очередной этап отделения своего «я» от материнского: малыш начинает во время кормления прикусывать мамину грудь.
8 месяц
Поскольку малыш проявляет высокую двигательную активность и очень занят освоением окружающего пространства, в дневное время он забывает приложиться к груди. В связи с этим число дневных кормлений может сократиться до 4-6 раз, и малыш компенсирует их за счет увеличения частоты и продолжительности ночных кормлений (до 2-5 раз).
В этом возрасте можно ввести первый прикорм, т.е. дополнить одно из дневных кормлений другой пищей. Такое смешанное вскармливание всегда должно начинаться или заканчиваться прикладыванием к груди. Материнское молоко помогает усвоить инородную пищу, поставляя необходимые для этого ферменты.
Малыш может начать щипать мамину грудь, если не делал этого раньше, продолжая процесс отделения от матери. Он делает попытки самостоятельно найти мамину грудь и достать ее, когда у него появляется потребность приложиться.
9 месяц
В этом возрасте одно из дневных кормлений можно дополнять другой пищей, как и в предыдущем месяце. Кроме этого у малыша может появиться потребность в постоянном жевании: сейчас у него активно развиваются зубы и челюсти, и им требуется повышенная жевательная нагрузка. Поэтому малышу следует регулярно давать для жевания кусочки твердого яблока, сухарики, сушки и т.д. 10 месяц.
В этом возрасте у малыша могут участиться прикладывания к груди. В дневное время это 4-6 полноценных кормлений грудью и примерно столько же прикладываний по разным поводам. В ночное время присутствует 2-4 кормления, причем более активно малыш начинает сосать грудь под утро. 8 течение дня помимо кормлений грудью он постоянно что-то жует и пробует пищу со стола, когда едят взрослые.
Малыш начинает более свободно относиться к процессу грудного вскармливания. Теперь он не только самостоятельно ищет, но и вытаскивает материнскую грудь, например, из выреза ее платья. Во время кормления малыш может вынимать рукой грудь изо рта и вставлять ее обратно, а также произвольно менять позу по своему усмотрению. Теперь он может сосать грудь из любого самого невероятного положения.
11 месяц
Ребенок продолжает активно пробовать все со стола. В этом возрасте может появиться 1-2 полноценных прикорма. Которые также должны заканчиваться прикладыванием к груди. Становится меньше полноценных дневных кормлений грудью (3-4), но появляется больше кратковременных прикладываний, а также сохраняются активные ночные кормления перед пробуждением в период между 4 и 8 часами утра.
12 месяц
Режим кормлений и сна остается прежним. Вскармливание преимущественно грудное с прикормом 1-2 раза в день. При этом малыш часто прикладывается к груди и постоянно пробует на вкус другую еду, не стремясь, однако, наесться даже понравившимся продуктом. После года Малыши становятся активными едоками. Примерно к 1 году 3 месяцам они уже кушают не только в соответствии со своим режимом, но и присоединяются к каждому члену семьи, который сел поесть. Примерно с 1 года 4 месяцев малыши начинают активно пить воду. Также они запивают пищу водой, делая это многократно в процессе еды.
Еще одна особенность: дети не могут съесть порцию еды, спокойно сидя за столом. Они поглощают еду двигаясь. Это выглядит так: мама сидит и ест, а ребенок подбегает к ней, берет кусочек пищи и убегает, а затем подбегает к матери за следующей порцией.
Самый активный период сосания — между 4 и 8 часами утра. Днем грудное вскармливание заключается в основном в прикладываниях к груди. Полноценных кормлений в течение дня бывает всего 1-2 и. Как правило, они связаны с укладыванием спать и пробуждением после дневного сна.
Малыш очень свободно обращается с маминой грудью. Очень часто малыш подбегает к маме и прикладывается к груди буквально на бегу. Он может взобраться к маме на руки и пососать подольше, а может, приложившись на несколько секунд, продолжить бежать по своим делам. Если взаимоотношения между мамой и малышом доброжелательные, а доступ к груди беспрепятственный, то ребенок видит в материнской груди и маминых объятиях гарантированную защиту от всех бед и несчастий. Поэтому если он упал, обижен или его укусила оса, для успокоения достаточно приложиться к материнской груди.
Отлучение от груди
В возрасте 2,5-3,5 года у ребенка сокращается потребность в абсолютной защите, грудное молоко постепенно замещается другой пищей и наступает момент, когда мать уже готова «убежать» от ребенка, а он уже не очень-то и нуждается в прикладываниях к груди. Перед моментом расставания наступает период чрезвычайно активного сосания, которое буквально изматывает мать, затем ребенок несколько успокаивается и приходит момент отлучения от груди.
Интересно, что мать переживает это более эмоционально, чем ребенок. Она очень жалеет, что теперь малыш уже не нуждается в ней так сильно, как было во время грудного вскармливания.
Читайте также:
Едим,как взрослые
Ошибки родителей при введении прикорма и их последствия
Статья опубликована в журнале «Наш малыш», январь 2000 г.
Автор Ж. В. Цареградская
Источник: Центр перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания “Рожана”
все записи
Источник