Пишем с ребенком 4 года

Пишем с ребенком 4 года thumbnail

Современная педагогика все больше склоняется к методикам раннего обучения. Если раньше дети учились грамоте при поступлении в школу, то сейчас родители стремятся научить ребенка писать в младшем дошкольном возрасте. Какой возраст считается оптимальным? Как обучить ребенка грамоте и не навредить? Попробуем разобраться по порядку.

Когда начинать учить ребенка писать?

Письмо – сложный процесс. Учителя настаивают, что не нужно торопиться изучать курсивные буквы и цифры. Малыш дошкольного возраста попросту к этому не готов, и вот почему:

  • Мелкая моторика рук не выработана, наблюдается заторможенность координации нервно-мышечного регулирования и зрения, окостенение фаланг пальцев не дошло до своей финальной стадии. То есть, физическое и психическое состояние ребенка к каллиграфическому письму не готово!
  • Каждый знак имеет свой алгоритм написания. Если у родителей нет специального педагогического образования, помочь детям технически правильно рисовать буквы не получится. Скорее всего, они заучат неправильную последовательность написания, и в первом классе придется их переучивать.
  • Ранее начало обучения грозит плохим почерком. Чтобы выработать красивый почерк, ребенку необходимо потратить много времени. В дошкольном возрасте дети воспринимают любую информацию через игру. Вряд ли им удастся долго концентрироваться на написании одних и тех же символов.
  • Дети плохо ориентируются в тетради. Специалисты настаивают, что дошкольникам письмо дается трудно, потому что они еще плохо усвоили такие понятия, как вправо-влево, близко-далеко, вверху-внизу. Как результат – ребенок не держится линии при написании букв и цифр.

В организации каллиграфического письма важна не только техника обучения, но и правильная посадка ребенка за столом, положение рук, тетрадки, способность воспринимать информацию, последовательность ее подачи.

Однако, заниматься с детьми можно! Чтобы ученику было легче научиться писать в первом классе, дошкольный период должен быть посвящен подготовке к освоению письма.

Оптимальный возраст для занятий грамотой – 4.5–5 лет. Если начать заниматься в этот период, то к 5–6 годам дошкольник будет готов к написанию печатных букв, а к 6–7 – прописных.

С другой стороны, полное игнорирование дошкольного образования родителями грозит тем, что ребенок попросту не захочет обучаться в будущем. Ему будет сложно воспринимать новую информацию и осваивать новые навыки. Он может отставать от одноклассников. Учителя признаются, что если ребенка не научили базовым навыкам до 6-7 лет, они будут иметь трудности в работе с прописями. Такие детки, например:

  • Не умеют держать ручку;
  • Не ориентируются в рабочей тетради;
  • Поворачивают ее неправильной стороной, вверх ногами для удобства;
  • Рисуют слишком маленькие или большие буквы и цифры.

Вывод: заниматься с пятилеткой можно и нужно, однако, львиную долю процесса должна занимать подготовка к письму, а не его активное освоение.

Как организовать процесс обучения письму?

Существует одно общее правило для занятий с детьми 5 лет: все задания должны задаваться и выполняться в игровой форме. Однако, уже в этом возрасте необходимо научить будущего ученика дисциплине. Усаживайте его за уроки ежедневно по 10–15 минут. Нельзя заставлять! Особенно, если у ребенка что-то не получается. Лучше отложить трудное место и вернуться к нему позже.

Следуйте следующим правилам, которые помогут детям выполнять задания правильно:

    • Научите малыша правильно держать спину за столом. Покажите, как должна лежать рабочая тетрадь (под углом относительно груди ребенка), как держать ручку или карандаш.

Правильная посадка при письме

  • Пропустите буквы и цифры. Начинайте с простых элементов: палочек, крючков. К замыканию линий нужно переходить плавно. Рисуйте круги и овалы. Следите, чтобы малыш помещал символы строго в клетке.
  • Не бойтесь диктантов. Только диктанты нужны не классические. Ребенок пока не в силе воспроизвести целый текст. А вот диктант на счет он осилит вполне, например, «две клетки вниз, пять клеток влево» и тому подобное.
  • Штрихуйте. Штриховка поможет детям правильно переносить руку под зрительным контролем. Пусть малыш учиться двигать карандашом или ручкой по горизонтали, вертикали, диагонали.
  • Раскрашивайте картинки. Упражнение не относится к письму, но оно учит владеть рукой, умеренно надавливать пером на бумагу. В движениях рукой появляется больше координации.
  • Используйте копирку. Выберите несложный рисунок и попросите малыша «перебить» изображение на бумагу. Благодаря этому интересному, простому упражнению, ребенок научиться писать твердой, уверенной рукой.

Параллельно с письмом займитесь развитием мелкомоторной функции.
Мелкая моторика рук
Хороший эффект дают следующие упражнения:

  • Вырезание простых фигур (можно вырезать снежинки на елку, бумажные куклы и одежки для них или просто геометрические фигуры);
  • Театр теней. В эту игру хорошо играть вечером. Подсветите стену лампой и придумайте персонажей с помощью пальцев;
  • Занятия с песком. Рисование на песке полезно не только для мелкой моторики, но и общего развития интеллекта и психики малыша;
  • Оригами;
  • Игры с конструктором. Выбирайте размер и сложность по возрасту;
  • Лепка из пластилина или теста;
  • Рисование карандашами, красками, фломастерами. Используя карандаши и фломастеры, сразу обращайте внимание, правильно ли малыш держит предмет. Если ему сложно освоить технику работы с ручкой или карандашом, купите специальную насадку с выемками.
    Тренажер для правильного письма
    Она поможет научить ребенка работать с канцелярскими принадлежностями.

Пишем правильно: внимание на букву!

Ребенок должен осознавать написанное. Ему необходимо выучить, какие буквы надо писать, до того, как он начнет переносить их в тетрадь. Другими словами, ему необходимо запомнить алфавит. Он должен ориентироваться, как выглядит тот или иной символ. Чтобы упростить задачу, купите готовые прописи. В них, как правило, есть примеры того, как должна выглядеть знак, и детально показан алгоритм ее написания.

Объясните ребенку, что такое строчка. Все символы должны находиться в ее границах, не ниже и не выше. Уроки грамоты можно проводить в виде игры. Предложите малышу сравнить написанное с окружающими его живыми и неживыми предметами. Например, «О» похожа на солнышко, спасательный круг, надувной шар, а «С» – на полумесяц, «У» – напоминает рогатку. Благодаря этому, буквы ребенок запомнит быстрее.

Осваивая новый символ, покажите малышу, как его писать. Повторите алгоритм несколько раз, пока он не запомнит последовательность. Обязательно комментируйте свои действия, например, «Сейчас мы учимся писать буквы и цифры. Это буква С. Мы ведем линию сверху вниз, плавно, не смыкая линию».
Прописи буква С

Можно сначала «прописать» знак в воздухе. Возьмите малыша за кисть и проведите с ним нужные линии. Пусть повторит за вами самостоятельно. Затем переходите в тетрадь. Обнимите его кисть своей рукой и помогите нарисовать символ. После этого малыш должен выполнить задание самостоятельно.

Чтобы маленькому ученику было комфортней, придерживайтесь таких правил:

  • Хвалите за то, как рисует буквы ваш ребенок. Подбадривайте! Это сложный навык, который невозможно освоить за один день. Будьте терпеливы.
  • Не ругайте малыша. Если вы будете сердиться, то у него может надолго пропасть любое желание обучаться.
  • Не торопитесь. Дети по типу нервной системы разные. Возможно, вашему малышу требуется больше времени на запоминание. Зато в процессе у него разовьется хорошая зрительная и мышечная память.
  • Начинайте с простых заданий. Если малышу сложно, сделайте «шаг назад» и предложите ему простое упражнение, например, соединить точки или пунктир линией.
  • Давайте малышу простор для действий. Поощряйте самостоятельность. Не спешите нарисовать линию вместо него.

Как выбрать прописи?

Как уже упоминалось выше, прописи – отличный помощник для родителей. Современный рынок завален всевозможными пособиями для обучения грамоте. Чтобы малыш смог научиться писать, нужно знать, как должна выглядеть хорошая пропись. Ниже приведены общие требования к пособиям такого толка:

  • Образец знака должен повторяться в строчке 3 раза, а не 1-2 раза только в первой строке. При написании дошкольник ориентируется на символ, который бросается ему в глаза. И заполняя прописи, он будет поглядывать не на верхние буквы, а на те, которые он уже написал сам. Если он вывел их недостаточно аккуратно или с ошибками, каждый последующий символ будет выглядеть хуже. Именно поэтому важно, чтобы типографская буква повторялась как можно больше и во всех строчках.
  • Важно, чтобы пропись начиналась не с полноценных букв, а со значков. Пособие должно идти от простого к сложному. В этом случае, малышу будет значительно легче прийти к желаемому результату. К тому же, простые задания приносят положительные эмоции от успеха, что будет дополнительно мотивировать дошкольника обучаться.
  • Как уже упоминалось выше, выбирайте прописи с печатными символами, и только когда буквы ребенку начнут даваться легко, переходите к прописным символам.
  • Ориентируйтесь на возраст. Иногда в пособиях указывается возраст дошкольника. Тетради для младших детей отличаются тем, что там больше картинок, могут присутствовать игры. В пособиях для старших детей встречаются слоги, а не только отдельные символы. Нередко авторы вставляют стишки, в которых часто встречается нужная буква. Их можно заучивать на досуге.

Учим цифры

Приступая к написанию математических знаков, необходимо научиться считать до 10. Изучая цифры с ребенком, важно разложить их на элементы. Дошкольнику будет легче запомнить алгоритм их написания. Объясняя технику малышу, обязательно укажите на ключевые моменты в этом процессе. Чтобы он успешно ее освоил, ему потребуются такие навыки:

  • Свободная ориентация в рабочей тетрадке. Малыш должен знать правую и левую сторону, верхние и нижние пределы клеток, строчки.
  • Понимание границ клетки. Он должен без труда находить ее центральную точку, углы, стороны, их середины.
  • Визуальное разделение клетки на четыре квадрата.
  • Умение писать с наклоном. Покажите ребенку наклон, условно нарисовав диагональную линию.

Только после приобретения перечисленных навыков, ученик готов к выполнению более сложных заданий – написания цифр.

Выбираем правильную пропись с цифрами

Пособия, в которых пропечатаны буквы и цифры, схожи между собой. Они составляются по одному принципу. Выбирая полезные прописи, необходимо быть особенно внимательным. Желательно, чтобы они были структурированы следующим образом:

  • Вначале идут главные символы. Они должны быть выделены (черным или жирным шрифтом) и хорошо бросаться в глаза. На них будет ориентироваться малыш, выполняя очередное упражнение.
  • Далее должны идти три символа пунктиром (либо более бледной краской). Эти цифры будут обведены ребенком с помощью ручки.
  • Затем идет пустое место. Ученик должен сам повторить символ без пунктира. Ориентиром для него послужат первые символы в строчке. Вариант, когда жирные цифры-примеры пропечатаны через ровные промежутки по всей строке – идеальный. Малышу будет легче «схватить» их зрительно.

Алгоритм письма на примере «0» и «1»

Важно объяснить ученику, что высота знака всегда совпадает с высотой клеточки. На письме она занимает почти всю ее полость. Правая сторона знака соприкасается с клеткой. Ознакомимся с техникой письма на примере ноля и единицы:

  • «0». Визуально находим точку в центре клетки. Делаем полуовал вправо. Затем ведем диагональную линию до середины нижней стороны клетки. Завершаем движение волнистой линией вверху. И соединяем линию.
  • «1». Поставьте точку немного выше от центра клетки. Затем сделайте линию от центральной точки в правый угол вверху. Проведите диагональную линию до места, которое условно находится посередине нижнего предела клетки.

Итак, изучать с ребенком буквы и цифры до школы можно. Оптимальный возраст 4.5–5 лет с постепенным переходом от печатных к прописным буквам в 6–7-летнем возрасте. Любое обучение в этот период должно проходить легко и непринужденно. Используйте игру при подаче новой и закреплении старой информации или навыков.

Ориентируйтесь на настроение малыша. Никогда не принуждайте его к занятиям и не затягивайте уроки на долго. 10-15 минут регулярных упражнений ежедневно достаточно для освоения базовых навыков письма, которые станут подспорьем для дальнейшей учебы в первом классе.

Источник

Практически всех родителей, дети которых готовятся идти в школу, вполне закономерно интересует вопрос, как научить ребенка писать. С развитием современных технологий эта тема все чаще вызывает оживленные дискуссии в обществе. Некоторые представители считают, что с помощью гаджетов писать намного быстрее и удобнее, и поэтому навыки письма «от руки» постепенно уходят в прошлое.

Их противники утверждают, что умение писать развивает моторику рук, грамотность, вырабатывает практику выстраивания последовательности действий. Как бы там ни было, но пока в нынешних школах уроки правописания и каллиграфии пока еще никто не отменял, и поэтому данная тема пока еще достаточно актуальна. С чего начинать обучение, какой возрастной период ребенка лучше всего подходит для этого, и как правильно организовать процесс – об этом и многом другом и пойдет сегодня речь в нашей статье.

РАЗБИРАЕМСЯ КОГДА НАЧИНАТЬ УЧИТЬ РЕБЕНКА ПИСАТЬ

Большинство родителей уверены, что домашняя подготовка  дошкольника дает ему возможность в дальнейшем не отставать от своих сверстников на уроках в школе. На самом деле это ошибочное мнение – специалисты категорически не рекомендуют делать этого в силу некоторых обстоятельств. Раннее формирование каллиграфических навыков – это далеко не всегда полезная работа, а очень часто даже и приносящая вред. Как правило, педагоги и детские психологи аргументируют свои утверждения следующим образом:

  • дети 5 – 6 лет еще не готовы физиологически к письменному написанию букв, ввиду недостаточного развития сегментов фаланг и суставов;
  • дети, не достигшие 7-летнего возраста, слабо разбираются в форматах страничек тетрадки и большого альбома, путаются в обозначении  левой и правой стороны, из-за чего они не понимают принципы письма;
  • каждая буква предусматривает свое, определенное правило ее выведения, и об этом не знают многие родители, а потому в будущем учителю придется переучивать маленького школьника.

В связи с вышесказанным стоит отметить, что спешить в данной ситуации не стоит. Наиболее подходящим периодом для начала занятий специалисты считают 7-летний возраст дошкольника. Поэтому мы учим ребенка писать буквы и цифры не только красиво и правильно, но и в наиболее оптимальное для данной ситуации время.

ПОДГОТОВКА РУКИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ

Подготовке руки к письменному  процессу содействуют различные занятия для развивания мелкомоторных функций рук.

Что касается самого процесса, то здесь можно использовать следующие приемы:

ИГРЫ С КАМНЯМИ

Маленькие дети очень любят подбирать и складывать в карманы разные по размеру камешки. Привлеките внимание своего ребенка на свойства камней – их форму, цвет, величину. Попросите ответить, какие из этих предметов легче или тяжелее, на что они похожи. Предложите «нарисовать» при помощи мелких камешков солнышко или бабочку на асфальте.

ИГРЫ С ДЕРЕВЬЯМИ.

Предлагайте малышу периодически гладить кору деревьев. Постепенно он начнет различать, что кора дуба – морщинистая и шершавая, березы – местами гладкая, а местами шероховатая. Также он поймет, что молодые деревья можно охватить двумя руками, а старые – нет. Все это дает возможность развивать пространственные понятия.

КНИЖКИ-РАСКРАСКИ.

Это один из самых эффективных способов подготовки руки малыша к письму. Помимо того, что это занятие тренирует мышцы, оно также позволяет откорректировать силу нажима карандаша на поверхность бумаги.

ИГРЫ С ПЕСКОМ.

Рисовать  на поверхности песка полезно не только для развития моторики пальцев, но и общего развития интеллектуального  и психического  направления.

КОПИРОВАНИЕ.

Предложите ребенку «перенести» понравившееся изображение на прозрачную бумагу, положив ее сверху страницы. Такие действия являются отличной тренировкой, предваряющей написание прописных букв.

Кроме того, стимулируйте ребенка к прорисовыванию разных фигурок в определенной последовательности. К примеру, пусть он нарисует сначала по контуру изображенные квадратики или кружочки. Затем попробует рисовать параллельно обеими руками, наводя вертикальные, горизонтальные и косые линии. Хорошо зарекомендовала себя в данном случае работа с трафаретами.

Играйте с ребенком в разные игры, лепите из пластилина, нанизывайте бусы на ниточку, рвите и режьте бумагу, делая с ее помощью аппликации. Хорошие результаты дает складывание оригами.

Все это дает возможность хорошо готовить мышцы рук к предстоящим нагрузкам. Кроме того, неплохой эффект дает рисование карандашами, мелками, заштриховывание контурных рисунков, создание на бумаге узоров со спиралями, волнистыми линиями и прочими элементами. Такие действия развивают его способность лучше освоить прописи.

ОРГАНИЗОВЫВАЕМ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Письмо — это очень тонкий процесс, который требует правильной посадки, фиксации руки, определенной последовательности действий и корректного подхода со стороны взрослых. Чтобы малыш изначально начинал писать правильно, следует выработать основные правила постановки его руки. Это достаточно важный этап, игнорировать который ни в коем случае недопустимо. Здесь нужно помнит самое главное – ваша цель сейчас не учить дошкольника писать, а только подготовить его к этому процессу. Делается это обязательно в игровом формате и в ненавязчивой атмосфере, иначе вы рискуете полностью отбить охоту у малыша к дальнейшей учебе. Начинать подготовку можно уже с 3-летнего возраста.

  • Правильная осанка.

Обустройте удобное место для учебы с учетом санитарно-гигиенических норм. Покажите дошкольнику, как нужно держать спину, и под каким углом должна лежать тетрадь на столе.

  • Давайте ему работать сначала с карандашом, и только лишь потом – с ручкой.

Если дошкольник сам изъявляет желание учиться писать буквы – предложите ему на начальном этапе карандаш. Это поможет избежать стресса в случае, если будут возникать ошибки в написании (а они непременно будут). Начертанное карандашом намного легче исправить.

  • Не нужно заниматься дольше 5 минут за один раз.

Как показывает практика, на начальном этапе обучения чем меньше школьник пишет, тем лучше у него получается. Поэтому прерывайтесь после написания 1 – 2 строчек – такой формат является самым оптимальным для заботливых родителей.

  • Не начинайте сразу с букв и цифр, пропустите их.

Сначала предложите ребенку рисовать палочки и крючки, постепенно переходя к овальным изображениям. Акцентируйте его внимание на том, что все элементы должны прорисовываться строго в середине клеточек.

УЧИМ ПИСАТЬ БУКВЫ

Основу овладения навыками письменности  составляют  двигательные функции. Кроме того, начинать учебу следует не на пустом месте. Сам малыш должен иметь искреннее желание обучаться – только тогда можно получить эффективный результат.  Прежде, чем объяснять ребенку, как правильно писать буквы, надо, чтобы он познакомился с их печатной версией в букваре.

Иными словами, юный ученик должен помнить алфавит. Сами уроки целесообразнее всего организовать в формате занимательной и увлекательной игры. Посоветуйте юному ученику  сопоставить написанное на страничке с известными ему  живыми и неживыми предметами. К примеру, «М» похожа на ворота или качельку, «Я» – на человека с топающей ножкой,  «Г» – на крючок.  Используя такой прием, вы стимулируете ребенка к быстрому запоминанию нужной информации.

При обучении желательно проговаривать общие действия: «Давай вместе напишем букву. Это буква С. Проведем кругленько линию с верхней части вниз, плавно, не соединяя, и не прерывая ее». Изначально можно предложить ему «прорисовать» букву ручкой в воздухе. Сначала помогите ребенку, взяв его за кисть и ведя рукой в нужном направлении. Потом пусть он самостоятельно повторит это движение, после чего попробует изобразить букву на бумаге.

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ПРОПИСИ ДЛЯ БУКВ

Хорошими помощниками для родителей и верными спутниками  дошкольника станут специальные тетрадки, где графически изображены прописные буквы. Нынешние магазины просто завалены такой печатной продукцией от всевозможных издательств. Какие из них считаются самыми лучшими, и на что в данной ситуации нужно обратить внимание при выборе?

  • Значок буквы должен повторяться в каждой строчке не менее 2 – 3 раз. Дети, когда пишут, обычно ориентируются на предыдущую букву. Поэтому, если он допустит ошибку, то впоследствии он будет ее повторять до окончания строки.
  • Пропись должна начинаться не с буквы, а с повторение ее элементов по принципу «от простого к сложному».
  • Нужно выбирать прописи, где сначала есть печатные буквы, а затем прописные.
  • Обращайте внимание на возрастной ценз изделия – многие производители дают рекомендации по этому поводу. Для самых маленьких наиболее удобными станут тетрадки с большим количеством рисунков. Дети постарше с удовольствием раскрашивают изображения и учат стишки, напечатанные на странице.

УЧИМ ПИСАТЬ ЦИФРЫ

Помимо правильного освоения буквенных знаков, не менее значимым вопросом является также тот, который касается проблемы, как научить писать цифры. Здесь очень важно изначальное умение дошкольника оперировать числами до 10. В процессе учебы следует обращать внимание на следующие акценты:

  • правильное выравнивание строчек в своей тетради – ребенок учится определять  пределы написания;
  • обозначение контуров клетки – юный ученик без особых затруднений определяет центровку, уголки, стороны, серединку;
  • умение мысленно делить квадратик на 4 равные части;
  • навыки писания под наклоном.

Попрактиковавшись в этом направлении, вы можете приступать к обучению написания цифр. Принцип ваших действий при этом почти идентичен тем, которые вы исполняете при писании букв.

ВЫБИРАЕМ ПРОПИСЬ С ЦИФРАМИ

Научить детей писать цифры в доступной форме вам помогут специальные прописи. По своему строению они схожи с буквенными прописями, и придерживаются тех же принципов обучения. Выбирая такие тетради детям, следует изначально ориентироваться следующим:

  • сначала в них должны идти идут символы, выделенные черным жирным шрифтом, которые хорошо видны для глаза;
  • Затем там должны присутствовать символы в виде пунктирных линий или напечатанные бледной краской – их ребенок будет обводить ручкой;
  • завершающий элемент – пустое место, предназначенное для самостоятельно написания ребенком цифры.

Стоит отметить, что, как и в случае с буквенной тетрадкой, вариант с повторением символа в строчке является самым идеальным. Дети намного лучше «схватывают» такие образцы зрительно.

Не каждому ребенку письмо дается легко. Для того чтобы приобщить его к этому делу,  стоит уделить ему много внимания и стараться заинтересовать малыша. Непременно похваливайте  ребенка даже за самое маленькое достижения.  А элемент игры, используемый вами, позволит не только приобщить его к миру письменности, но и даст возможность укрепить с ним взаимопонимание и дружбу. И пусть ваше дитя поймет, что усовершенствование навыков и личных способностей – это при любых обстоятельствах полезная работа.

Источник