Певческая деятельность в эмоциональном развитии ребенка

И. С. Ожиганова
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности
Ребенок дошкольного возраста, открывая для себя многообразие окружающего мира, вступая в разнохарактерные взаимодействия с различными сферами деятельности, проявляет себя самым доступным образом — эмоционально. Эмоциональная отзывчивость как внешнее проявление внутреннего мира ребенка позволяет определить его отношение к происходящему. Эмоциональная отзывчивость — знак и символ субкультуры детства, являющегося «золотым веком для эмоционального в нас» [4].
Эмоциональная сфера личности — это многогранное образование, в которое помимо эмоций входят многие эмоциональные явления: эмоциональный тон ощущений, эмоциональные состояния, эмоциональные устойчивые отношения (чувства), эмоциональные свойства личности, акцентированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности [4. С. 35]. Яркие проявления эмоциональной отзывчивости можно наблюдать в театральной, певческой деятельности дошкольников.
По словам Льва Семеновича Выготского эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка [3. С. 6].
Иван Алексеевич Сикорский в своей книге «Воспитание в возрасте первого детства» писал: «Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок), и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни» [8. С. 31].
Проблему эмоциональной отзывчивости рассматривали такие исследователи как Б. М. Теплов [9], Д. М. Кабалевский [5], О. П. Радынова [6], Н. А. Ветлугина [2]. В. М. Бехтерев указывал на то, что эмоциональная отзывчивость поддается развитию [2].
Р. М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости — в сферу чувств, из области предметных образов — в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. «Музыка — это и есть собственно эмоция» [10. С. 177].
Это было доказано в работах педагогов Н. Б. Берхина [1], О. П. Радыновой [6] и музыковеда А. Н. Сохор [8].
Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Пение способствует развитию речи. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.
Работу над песней условно можно разделить на 3 этапа, каждый из которых имеет свои методы и приемы.
Первый этап направлен на развитие эмоционального и слухового компонентов музыкальности ребенка. Задача: Побудить интерес к песне, желание ее выучить. На этом этапе используются наглядный и словесный методы. Важно, чтобы дети почувствовали настроения, переданные в музыке, высказались о характере песни в целом, смене настроении в ее частях.
Свои музыкальные впечатления о прослушанной песни дети могут передавать с помощью театра настроений.
На втором этапе начинается разучивание песни (на протяжении 3-5 занятий). Задача: Овладение певческими навыками, и воспроизведение выразительных нюансов песни. Помимо наглядного и словесного методов здесь большое значение имеет практический метод. На этом этапе большую роль приобретают упражнения: пение попе-вок, потешек и считалок, пение мелодии по ручным знакам.
Третий этап — закрепление. Задача: Свободное исполнение песенного репертуара. Методы и приемы: наглядность, творческое самовыражение, игровая ситуация. Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности.
Для успешного формирования эмоциональной отзывчивости важно знать уровень развития музыкальности каждого ребенка. Музыкальность — комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности. Музыкальность, по Б. М. Теплову — это «тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности» [9. С. 379].
Музыкальность каждого ребенка определяется семью показателями, входящими в ее структуру: эмоциональная отзывчивость на музыку, звуковысотный слух, ритмическое чувство, тембровое восприятие, динамическое восприятие, музыкальное мышление репродуктивное, музыкальное мышление продуктивное, музыкальная память.
Исследование уровня музыкальности осуществлялось в непринужденной беседе-с ребенком, с использованием игровых приемов и многочисленных наглядных предметных пособий, а также детских музыкальных инструментов.
Сравнительный анализ эмоциональной отзывчивости у детей за 2011—2012 учебный год (начало и конец года) позволяет говорить о динамике развития данного качества: показатель эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста улучшился на 23 %, что свидетельствует об эффективности выбранных методов и средств. Дети стали более эмоционально реагировать на выразительные (характер, настроение) и изобразительные (средства музыкальной выразительности) особенности музыки песни, овладели певческими умениями и навыками, проявляют творческую активность в певческой деятельности, выразительно исполняют певческий репертуар.
Под влиянием эмоций, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям, освобождаться от напряжения, стеснения.
По результатам исследования разработаны комплекс методов и приемов, развивающих упражнений для развития эмоциональной отзывчивости в певческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей остается важной и актуальной. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо начинать с раннего возраста. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии.
Список литературы
1. Берхин Н, Б, Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. / Вопросы психологии. 1988 – № 4.-155-160 с.
2. Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. – СПб., 1909. – 223с.
3. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1989.- 270 с.
4. Выготский А. С. Психология искусства. — М., 1965. – 256с.
5. Зенъковский В. В. Психология детства. — М.: ИЦ «Академия», 1995.- 345 с.
6. Ильин Е. П. «Эмоции и чувства». — СПб. Питер, 2001.- 752 с.
7. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. — Н.: Просвещение, 1984. – 204 с.
8. Радынова О. 77. Слушаем музыку. — М.: Просвещение, 1990.- 158 с.
9. Сикорский Воспитание в возрасте первого детства. — Санкт-Петербург, 1884. – 204 с.
10. Сохор Л, Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия / Проблемы музыкального мышления. – М., 1974.
11. Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., Наука, 2003- 379 с.
12. Чумичева Р. М. «Дошкольникам о живописи»— М.: Просвещение 1992. – 188 с.
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Г.САРАТОВА
Доклад по теме:
«Пение как средство эмоционального развития развитие детей дошкольного возраста»
Кузнецова Виктория Валерьевна,
методист
Саратов 2020 г
Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов, т.к. нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения.
Влияние пения на развитие ребенка ,либо на взрослого человека делится на прямое и косвенное. К прямому влиянию относятся те эффекты, которые происходят в теле или психике человека непосредственно под воздействием пения. К косвенному относятся те, которые возникают под влиянием настроения, возникающего в результате голосового музицирования.Другим различием из сказанного выше, является влияние на физическое развитие и влияние на психоэмоциональное состояние человека. Интересно отметить тот факт, что пение одновременно действует на различные стороны нашей личности и независимо от возраста способствует выработке энергии, являющейся движущей силой эмоционального и психофизического развития. А значит, пение гармонично и всесторонне влияет на развитие человека в целом, будь он ребенком дошкольного возраста, либо зрелым человеком.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Зачастую пение помогает решить проблемы с дефектами звукопроизношения и дикции.
Влияние пения на развитие речи заслуживает отдельного внимания. Прежде всего, когда поют взрослые, они проявляют к ребенку прекрасную форму общения, которая побуждает малышей к собственным попыткам спеть что-либо. Кроме того, пение в замечательной игровой форме расширяет их словарный запас и выразительные возможности. К тому же сам ритм песни оказывает стимулирующее действие на развитие речи, опираясь на естественные потребности ребенка, связанные с физиологическим ритмом организма, а также с тем, что было невероятно близким ему в самом начале его жизни – в утробе матери.
Под влиянием пения развиваются и укрепляются дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная и нервная системы, что в дальнейшем благотворно сказывается на поддержании жизненных функций, в том числе связанных с мускулатурой тела. Дети, как правило, естественным образом сочетают пение с определенным движением тела, подчеркивая ритм песни. Такая природная склонность, правильно используемая мудрым родителем или воспитателем, ведет к усовершенствованию тела и формированию правильной осанки. Повышение внимания к качеству звука во время пения предотвращает болезни гортани и возникновение узелков, которые могут появиться при крике.
Наиболее заметным влиянием вокального искусства на человека является эмоциональное воздействие: улучшение настроения, возникновение чувства безопасности и смелости в проявлении себя. Дети, которые поют, становятся веселее, спокойнее и смелее. Кроме того пение улучшает внимание (концентрацию), память и воображение, одновременно формируя потребности более высокого порядка, связанные с культурным уровнем человека. Пение – это отличное средство для снятия любого психического напряжения, возникающего в том числе при страхах и тревоге, а так же агрессии. Оно приносит эмоциональную разрядку и способствует выходу накопившихся эмоций, как приятных, так и неприятных, благодаря чему ребенку легче сохранить гармонию и душевное равновесие. Конечно, нелегко уговорить «кипящего гневом» ребенка присоединиться к совместному пению, но попробовать стоит, потому что результаты окажутся необычными и неожиданными.
В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Ассорти» учитываются возрастные особенности детей дошкольного возраста. Педагогом чутко подбирается репертуар опираясь на индивидуальные способности каждого учащегося, как в техническом, так и в эмоциональном плане.
Для эмоционального развития детей дошкольного возраста очень важно, чтобы музыка звучала в разных видах деятельности, будь то это энергичная музыка для утренней зарядка, либо успокаивающая музыка перед сном.
Источник
Галина Нацаренус
Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкального воспитания
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация: В статье рассматривается такое понятие как эмоциональная сфера, какие факторы будут способствовать успешному развитию эмоциональной сферы дошкольников, а так же даны рекомендации музыкальным руководителям ДОУ для более успешного развития эмоциональной сферы дошкольников.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоции, музыкальность, музыкальное воспитание музыкальная деятельность.
В настоящее время, проблема развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста приобрела необычайную актуальность во всём мире. В процессе обучения, воспитания и развития ребёнка, многие педагоги делают акцент на физическом и познавательном развитии, зачастую забывая о важности эмоционально-личностного развития, которое в свою очередь связано с психологическим и социальным развитием ребёнка.
Дошкольное детство самое благоприятное время для развития ребёнка. Именно в дошкольном возрасте развиваются все психические процессы, появляется первый багаж знаний, умений, навыков у ребёнка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве.
Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регулировании его высших психических функций и поведения в целом. По словам Л. С. Выготского, эмоциональное развитие детей одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Только полноценное формирование личности ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л. С. Выготский). [2].
Эмоциональное развитие дошкольников процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Ребенок дошкольник впечатлителен, стремиться к признанию себя среди других людей.
У ребенка дошкольного возраста ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Как одно из условий возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств обнаруживаются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов двух наиболее важных сфер его психического развития.
Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, так как, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку от рождения. Они приобретаются в процессе воспитания, обучения, развития.
Дошкольный период I cтупень начального образования, где закладываются знания ребёнка об окружающем мире, воспитываются социально-коммуникативные качества, познавательный интерес, развивается речь, мышление, и конечно же эмоциональная сфера.
Ребёнок в раннем дошкольном возрасте ещё не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.
Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом.
Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду. Совместная деятельность ребенка с педагогом, со сверстниками в разных видах деятельности и общения, постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу.
Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь – один из решающих факторов. Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств – в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, педагогу необходимо уметь «смотреть на себя со стороны», проявляя эмоциональную культуру и такт. Он – образец для ребенка. «Эмоции организуют восприятие, мышление и действие». [5].
Развитие эмоциональной сферы дошкольников происходит в процессе воспитания и развития во всех образовательных областях, и в течение всего дошкольного периода, но более всего эмоциональное развитие проявляется на музыкальных занятиях в детском саду. Художественно-эстетическая область направлена на формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклора, восприятия музыки, реализацию самостоятельной творческой деятельности, в процессе которой у ребёнка появляются первые эмоции, отклик на восприятие музыки.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, формирует вкусы и воспитывает чувства человека. Музыка всегда занимала особое место в воспитании подрастающего поколения, особенно в воспитании детей дошкольного возраста. Ведь в дошкольном возрасте формируется все те качества, которые необходимы для дальнейшего развития и становления личности.
Музыка, из всех видов искусств занимает особое место, благодаря ее эмоциональному воздействию на человека. Многовековой опыт педагогов музыкантов, и специальные исследования доказывают влияние музыки на психику, физиологию человека. [1].
Именно поэтому, в разных видах деятельности с детьми, утверждается тезис о важности музыкального воспитания, который будет способствовать формированию духовно – богатой, эстетически и музыкально развитой личности чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой как интеллектуально, так и физически.
Музыка отражает отношение ребёнка ко всему, что происходит вокруг, это позволяет ему понять себя, и найти своё место в обществе.
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. [5].
Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании. Ну и наконец, музыка развивает эмоциональную сферу. [1].
Эмоциональная отзывчивость на музыку одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» «языком чувств, моделью человеческих эмоций» она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. [6].
Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду, которые являются основной формой музыкального воспитания. Основной задачей музыкальных занятий является развитие музыкальности, раскрытие творческого потенциала, понимаемое как способность ребёнка эмоционально отзываться на музыку. [3].
Факт воздействия музыки на ребёнка физиологически – успокаивающе или возбуждающе (в зависимости от её содержания) был доказан крупнейшим физиологом В. М. Бехтеревым. На основании опытов он сделал вывод, что ребёнок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи буквально с первых дней жизни. [1].
Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребёнка. Для успешного осуществления музыкальной деятельности, кроме общих способностей, дети должны обладать комплексом музыкальных способностей, объединяющихся в понятие музыкальность. Основой музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку.
Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О. П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа. [4].
Музыкальный руководитель в детском саду, должен учитывать психологические особенности и возможности ребёнка, и подбирать такой репертуар для слушания, который не будет противоречить природе ребёнка, и вызовет эмоциональный отклик в душе каждого дошкольника.
Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О. П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа [3].
Эмоции участвуют в восприятии музыкальных произведений. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания, ребенок осознает собственное эмоциональное состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.
Для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста целесообразно знакомить их с разнообразным репертуаром; обогащать слуховой опыт ребенка; развивать умение формировать оценочные суждения о музыке в целом; умение эмоционально реагировать на музыку, уметь передать музыкальный образ в движении и танце. Помимо слушания и восприятия музыки, ребенок должен принимать активное участие в непосредственно самой музыкальной деятельности, например занятие танцами, пение, освоение ритмических упражнений, участие в театрализации и т. д. [7].
Достаточно личный эмоциональный опыт, накопленный ребенком к концу дошкольного возраста, позволяет ему переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. Глубина эмоционального переживания выражается у детей в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.
Высокая эмоциональность дошкольников является характерной чертой восприятия музыки дошкольниками. Через восприятие музыки ребенок учиться эмоционально, отзываться на услышанные им музыкальные произведения. Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что развитие эмоциональной сферы дошкольника это важный этап, который играет главную роль для общего гармоничного развития ребенка.
И в связи с этим, предъявляются огромные требования к специалистам дошкольного учреждения. Использование педагогом разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения, различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку.
А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, любовь и дружба, умение сочувствовать другому человеку. Все эти составляющие и будут способствовать становлению гармонично развитой личности.
Литература:
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н. А. Ветлугина. М.: Просвещение, 1981, 228 с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под редакцией В. В Давыдова М.: Педагогика, 1991, 168 с.
3. Методика музыкального воспитания в детском саду. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1982, 336 с.
4. Музыкальное воспитание в детском саду. / Сост. О. П. Радынова и др. – М.: 1994, 276 с.
5. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. Ч. 1. М.: 1997, 154 с.
6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. // Избр.труды: в 2т. М.: 1985. Т. 1.
7. Эмоциональное развитие дошкольников. / Под редакцией А. Д. Кошелевой. – М.: 1985. 174с.
Источник