Песочница в развитии ребенка

Песочница в развитии ребенка thumbnail

Виктория Царигородцева
«Педагогическая песочница» — как технология развития творческой активности и социализации детей раннего и дошкольного возраста

Тема: «Педагогическая песочница» – как технология развития творческой активности и социализации детей раннего и дошкольного возраста в условиях образовательной организации.

Актуальность: Дети раннего возраста – очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни и забавны. Наблюдать за ними – одно удовольствие. Когда ребёнку хорошо и спокойно, он быстро развивается. А что для этого нужно? Ну конечно прежде всего – обеспечить его внутреннее эмоциональное благополучие.

По утверждению психологов детские игры с песком являются весьма полезными, потому что песчинки выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека часть негативной энергии. Помимо этого, для детей любого возраста песок является бесплатным тренажером для пальчиков. Также игры с песком позволяют проявлять выдумку, творчество и фантазию. Поэтому в своей работе я стала активно применять такую технологию, как «педагогическая песочница».

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Песочница – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми любого возраста (как раннего, так и дошкольного).

Основные цели и задачи «педагогической песочницы» в развитии детей дошкольного возраста:

– Саморазвитие ребёнка посредством творческих игр на песке.

– Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

– Развитие познавательного интереса и любознательности.

– Творческое развитие личности.

«Педагогическую песочницу» я оборудовала пластиковыми подносами голубого цвета.

Песком: он должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы, песчинки должны быть среднего размера. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен – его нужно прокалить в духовке или прокварцевать.

Набором игрового материала:

• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

• разнообразные пластиковые формочки разной величины – геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; игрушки- фигурки.

• бросовый материал: камешки, ракушки, шишки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

Технологию «Педагогическая песочница» я использую во всех образовательных областях.

Например, для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» использую следующие игры:

«Узоры на песке»

Эта игра помогает развивать зрительно-моторную координацию, воображение, творческий потенциал дошкольников.

Игра-эксперимент «Волшебные бутылочки»

Целью, которой является формирование знаний о свойствах песка, развитие умения узнавать и называть основные цвета; расширение и обогащение словаря детей новыми словами; развитие творческих способностей.

Игра-эксперимент «Украсим горку из песка»

Цель этой игры познакомить детей со свойствами песка.

Рисование песком.

Эта техника рисования развивает творчество и воображение дошкольников.

Рисование по схеме.

Целью этой игры является развитие моторики, а так же зрительной координации.

Рисование по цифрам.

Эта игра помогает закрепить знания порядкового счёта. Развивает мелкую моторику рук.

Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» использую такие игры как:

«Песочные строители». Целью которой является закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Также провожу различные опыты с песком с детьми дошкольного и раннего возраста.

Для реализации образовательной области «Речевое развитие» использую игру:

«Отгадай загадку»

Я загадываю загадку, ребёнок отгадывает её и сметая песок кисточкой, находит отгадку. Тем самым проверяя правильность ответа.

«Песочные прятки»

Эта игра похожа на первую, только ребёнку необходимо постепенно разметая песок, отгадать, что за сказка спряталась в песочнице.

Для развития тактильной чувствительности, воображения использую упражнения «Идут медвежата», «Ёжик» и другие.

Также в педагогической песочнице провожу пальчиковую гимнастику во время непосредственно образовательной деятельности.

Следующее упражнение «Победитель злости» помогает снять стресс, избавиться от негативных эмоций, расслабиться, учит «правильной злости».

ВЫВОД: Таким образом, мы можем утверждать, что игры песком способствуют развитию творческой активности ребёнка. Ребёнок учится социальным нормам и отношениям, способам коммуникации, у него формируются интегративные качества, которые необходимы ему в любых видах жизнедеятельности.

А теперь перейдём к мастер-классу.

Посмотрите, перед вами на столе лежат картинки, но они не яркие и не привлекательные. А мы их сделаем красочными.

Для этого нам понадобится цветной песок, клей и пластиковые ложки.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка до года кратко

Наши картинки смазываем клеем и на клеевую основу при помощи ложки насыпаем цветной песок. Остатки песка стряхиваем в пластиковый контейнер.

Остальные части рисунка закрашиваем по той же схеме.

Посмотрите, какие замечательные рисунки у вас получились!

Источник

Четверг, 15 Августа 2013 г. 03:27

+ в цитатник

Если летом повезло с погодой и на улице нет ни дождя, ни испепеляющего солнца, то одним из наиболее удачных мест времяпрепровождения для ребенка становится детская площадка! Сколько незабываемых в эмоциональном плане и наиполезнейших в развитии детей моментов происходит именно здесь! 

Но особое внимание следует уделить песочнице, развивающий потенциал которой охватывает разные стороны развития детей и разные возрастные периоды. Раскрою некоторые моменты.

  1. Игры в песочнице развивают тактильные ощущения маленького человечка, способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, что в последствии позволит малышу более точно познавать такие явления как теплое, холодное, влажное, сыпучее, твердое, ребристое и прочее, результат игр с мелкими предметами и камушками в песочнице отразится даже на качестве работы с кистью и карандашами!
  2. В песочнице развиваются творческие способности, креативность мышления, умение нестандартно использовать традиционные материалы,  ведь дети постоянно находятся в поиске, решают глобальные проблемы – как и чем украсить торт из песка, как укрепить тунель, чем выложить дорожку вокруг дворца принцессы и многое другое.
  3. Территория песочницы – зона активного общения, где в процессе игр “рядом” или “вместе”, дети становятся способны перенимать теоретический и практический опыт друг у друга. И этот опыт касается не только технологий использования песка и сопутствующих предметов, но и форм общения – приветствие, обращение, просьба, умение делиться, стерпеть обиду или “ответить” обидчику, нарушителю правил. Кстати, о правилах – в песочнице дети прекрасно учатся сдерживать себя, контролировать свои желания и эмоции, соблюдать общепринятые игровые правила, или нормы вежливости, например. 
  4. Игры с песком развивают и речь детей, в частности расширяется словарь (дети узнают и запоминаю новые слова – сито, грабли, яма, копать, влажный и прочее), совершенствуется грамматический строй речи (насыпать, высыпать, засыпать) и связная речь – монолог во время объяснений что же хочет ребенок или во время рассказа что же он сам сделал в песочнице, и диалог в процессе разговора с другими детьми).
  5. При созидательной деятельности в песочнице оттачиваются навыки мышления (умение планировать свою деятельность, представлять конечный результат деятельности и стремиться его достигнуть (то есть сверять представленное с получающимся результатом), конструктивные представления (умение придумать как, именно, построить задуманное).
  6. Когда запланированная ребенком конструкция в песочнице уже создана (дворец, дача, магистраль, “гаражный кооператив”), приходит время обыгрывания построек, так формируется сюжетно-ролевая игра, которая является одним из основных средств освоения ребенком социальных проявлений нашей действительности.
  7. В песочнице оттачивается процесс ознакомления с окружающим, освоение новых свойств знакомых предметов:  прозрачность стекла, увядание сорванной травы, способность выбраться присыпанного песком жучка, высыхание песка и многое другое.

Да, развитие ребенка в песочнице может быть многообразным и максимально насыщенным, но возможно это только в случае, если первоначально деятельностью малыша руководит родитель или педагог. Дети не обученные и не приученные к играм с песком не умеют себя занять в песочнице, просто не знают что делать. В таком случае, конечно, песочница как фактор развития и развлечения малышей свои функции не выполняет…

Итак, рассмотрев значение игр в песочнице для развития подрастающего поколения, я думаю, что каждый родитель, имеющий возможности пожелает эту зону детского взросления и творчества максимально облагородить и обеспечить всеми необходимыми материалами. А как известно, главная составляющая песочницы это песок, который должен быть безопасен для детей и удобен в играх. Такой полезно-правильный  песок для детских песочниц, отвечающий всем требованиям  можно приобрести в компании ТСГ, поставляющей сыпучие строительные материалы в Москве и Московской области! О качестве услуг данной компании свидетельствуют заказы на поставку песка для детских площадок от государственных дошкольных образовательных учреждений, где нормы санэпидемстанции соблюдаются с максимальной строгостью.

Метки:
где купить песок для песочницы

песочница своими руками фото

 

Процитировано 1 раз

Понравилось: 1 пользователю

Источник

Светлана Терехова
Консультация для родителей «Какая польза для детей от игры с песком»

Консультация для родителей «Какая польза для детей от игры с песком»

Лето прекрасная пора, чтобы проводить больше времени на улице, гуляя со своими детьми. Ребята с удовольствием качаются на качелях, катаются на велосипедах, самокатах, бегают по траве. Но самое любимое место у малышей – это песочница. Они из песка делают фигурки, замки, закапывают игрушки, чтоб найти их. Кроме того, от такого занятия они получают огромную пользу. Задача взрослых состоит в том, чтобы сделать это процесс наиболее интересным для детей. Придумывайте игры и занятия – все они, даже самые незамысловатые, будут развивать кроху.

Читайте также:  Исследование ребенка с отклонением в развитии

Сегодня игру с песком используютв своей работе многие детские специалисты: психологи, логопеды, педагоги, психотерапевты, неврологи.

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка, способны улучшить его эмоциональное самочувствие, настроить на добродушный лад. Игра с песком успокаивают гиперактивных детей, и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных.

• Играя с песком, ребенок избавляется от комплексов и выплескивает наружу накопившиеся эмоции. Таким образом, он не только решает сам свои проблемы психологического характера, но и избавляется от страхов.

• Полезны игры с песком для физического здоровья. В медицине существует целый раздел, который называется псаммотерапия — прогревание песком. Дети с удовольствием закапывают в горячий песок руки, ноги, а особенно друг друга. А порой, от них не отстают и взрослые. Кроме восторга и удовольствия, дети и взрослые получают от этого большую пользу.

Игры с песком очень полезны и для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Это все напрямую связано с развитием речи, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения.

Очень полезно для развития речи:

– насыпать песок в ведерко лопаткой;

– рисовать пальчиками на песке;

– пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного ведерка в другое;

– искать в песке зарытые игрушки;

– рыть ямки, погружать руки в песок;

– лепить руками из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т. п., еще очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками.

Игры с песком влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: куличики, домики, гаражи, дворцы, города и так далее. Сложность песочных построек возрастает с мастерством ребенка.

• Играя с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Он учится ориентироваться в конфликтных ситуациях, которые возникают. Вырабатывается навык, уступать, договариваться, делиться или отстаивать свои права.

• Еще полезно ходить по песку босиком. На стопе человека как мы знаем, расположены массажные точки, каждая из которых соответствует какому-либо органу нашего тела. Кроме массажа, хождение босиком помогает нам еще и в лечении плоскостопия, опорно-двигательного аппарата, а также простуды.

Вот сколько полезных свойств у песка! Важность и пользу игр с ним для детей трудно переоценить, поэтому чаще играйте с детьми в песочнице, а для дома можно купить кинетический песок, недаром он стал такой популярный в наше время.

Источник

Элиза Маликова
Использование педагогической песочницы в развитии интеллектуальных качеств и способностей

«Использование педагогической песочницы в развитии интеллектуальных качеств и способностей».

Кто из вас будучи ребенком, не любил играть в песочнице? Вспомните, сколько радости, удовольствия приносили эти игры. Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными.

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенные в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться.

К. Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Строя из песка, придумывая с ним различные истории, мы в наиболее естественной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, законы окружающего мира.

Песок благоприятно влияет одновременно на интеллектуальное и эмоциональные развитие ребенка. В настоящее время песочные игры получили широкую известность и каждый педагог, который работает с песочницей получает возможность внести в свой вклад в процесс развития песочных игр в России.

Изучением данной темы в основном занимались зарубежные ученые. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Юнгом. В своей работе песочные игры использовала английский педиатр Маргарет Ловенфельд, а формированием концепции песочной терапии занималась швейцарский аналитик Дора Калфф.

Чтобы заполнить этот пробел, в России была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.

Большой вклад в разработку песочных игр внесли отечественные педагоги-психологи, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич –Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке», М. А. Воробьева, О. В. Сапожникова «Педагогическая песочница»,Э. Э. Большебратская.

Игры с песком имеют большое значение и для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Читайте также:  Развитие символической функции ребенка

Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира, и при работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «ручной интеллект» ребенка.

По мнению выдающегося советского психолога, доктора педагогических наук, профессора А. Н. Леонтьева метод деятельностного подхода (которая является методологической основой взаимодействия с ребенком в рамках педагогической песочницы) -это субьективно ориентированная организация и управления педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разных сложностей и проблематики. Дети из пассивных слушателей, превращаются в активных участников процесса, главными помощниками при получении нового опыта, знаний и навыков. Работа в педагогической песочнице предполагает способность педагога уйти на второй план, подарить детям возможность самостоятельно думать, осознавать и разрешать проблемные ситуации. Педагог выступает лишь помощником, его роль заключается в создании условий, вовремя заданном вопросе, а также помогает закрепить полученные знания.

Игры в педагогической песочнице помогают педагогу повысить интерес к занятиям,дети играючи улучшают память, логическое мышление, пространственное воображение. Песок помогает уравновешивать гиперактивных детей,расслабляет зажатых, успокаивает тревожных является бесплатным тренажером для развития мелкой моторики.

Возиться в песке не каприз,а потребность ребенка. Это необходимо для того чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.

Всем уже известно,что песок используют в ДОУ психологи,логопеды, в художественно-эстетическом развитии. А мы решили использовать песок в новом направленииразвитии интеллектуальных качеств и способностей. В данном направлении мы работаем третий год. Сначала изучала методическую литературу,занималась разработкой игровых занятий. Игровые занятия провожу в основном подгруппой и индивидуально во второй половине дня. Для этого в группе имеются две песочницы : большая (140*70*10) и маленькая (50*70*10). Благодаря помощи наших родителей создали большую коллекцию мелких игрушек, фигурок людей, пластиковых букв,цифр, геометрических фигур, бусинок,пуговиц, камушек, ракушек и т. д. Кроме речного сертифицированного песка, использую кинетический песок приготовленный в домашних условиях. По свойствам он похож на влажный песок и способен увлечь на довольно продолжительное время. Перед началом занятий необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице. Все инструкции детям (ритуал входа и выхода) лучше давать в стихотворной форме без «Да» и «Нет». Так они быстрее запоминаются и воспринимаются. Если ребенок не соблюдает инструкцию,то хозяйка песочницы (у нас Песочная Фея) делает замечание,устраняет из игры и т. д,а детям 5-7 лет достаточно показать условную карточку с правилом. После ритуала вхождения предлагаю игры на снятие психо-физического напряжения, на развитие тактильной чувствительности,что помогает ребенку избавится от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Занятия в песочнице не требует специальных навыков и умений,здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать заново. Поэтому перенос педагогических занятий в песочницу дает больший развивающий эффект,нежели стандартные формы обучения.

Для проведения занятий разработала картотеку игр для развития интеллектуальных способностей и качеств. Картотека игр помогает разнообразить занятия, планировать свою деятельность. Много конспектов использую из учебно-методического пособия под редакцией О. Н. Каушкаль, Н. Чернышевой «Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком» «Сказка в песочнице». Дети по сценарию занятия делают из песка различные постройки, фигуры, фантазируют, придумывают сказочные сюжеты, оречевляют свои действия и с удовольствием рассказывают о своих «песочных сказках».Такой подход организации занятий через игры с песком соединяют разные виды деятельности: познавательную, речевую, игровую, опытно-исследовательскую, трудовую. Объединение всех видов деятельности помогает эффективно решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи,развивает интеллектуальные способности и качества.

В песочнице можно изучать геометрические фигуры, научиться классифицировать,обобщать. Используя кинетический можно вырезать стеком цифры, буквы, отпечатать формы. Дети при этом быстро запоминают название и обозначение цифр, букв. Это гораздо интереснее,чем на бумаге. Мини- песочница это аналог листа бумаги. При подготовке к обучению грамоте на песке можно писать. Песок позволяет упражняться ребенку много раз. Не получилось что-то,он не расстраивается. Ребенок сгладил поверхность и продолжает писать или рисовать снова. Благодаря песочным играм дети могут детально исследовать и изучать окружающую среду, развивать пространственные представления,учатся ориентироваться на песочнице,затем на листе бумаги.

Занимаясь играми на песке ребенку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво и аккуратно и,что немаловажно быстро.

Во время игр и после нее дети довольны и всегда желают встретиться вновь. И это главное дает детям игра с песком!

Источник