Песенки для развития речи ребенка

Песенки для развития речи ребенка thumbnail

7:38

Логопедические игры – Звук С

1:13

Логопедические распевки – 2.Зайчик

1:47

Логопедические распевки – Чёрная песенка

0:40

Логопедическая песенка – КУ, ГИ, ГУ, КИ

16:26

Логопедические занятия – Занятие 4 – Звук З

0:54

Логопедические распевки – Гуси ГА-ГА

0:58

Логопедические распевки – Трубач

0:56

Логопедические песенки – Ля-лю

0:40

Логопедические распевки – Лиса (СУ, СА, СЫ, СИ)

0:53

Логопедические распевки – 12. Песок

1:30

Логопедические песенки – Цок-цок

1:30

Логопедические распевки – Цок-Цок

14:43

Логопедические занятия – Занятие 12 – Звук Ш

1:10

Логопедические распевки – Дорожка 28

1:00

Логопедическая распевка – Кузнечик цыка-цык

0:51

Логопедические распевки – А мы скажем вместе с…

0:40

Логопедические песенки – ЧЕ, ЧУ, ЧИ, ЧА

4:47

Наталья Пятибратова – Логопедическая зарядка…

1:15

Логопедические распевки – 25. Змея

0:56

Логопедические распевки – Поросята (ЛЯ ЛЮ)

0:52

Логопедические распевки – Дорожка 12

0:29

Овчинникова – логопедические распевки – 13 – Игра

0:29

Логопедические распевки – Дорожка 13

1:14

Логопедические распевки – Песня волка

6:49

Логопедические игры – Звук Л

0:50

Логопедические распевки – Дорожка 38

3:55

Логопедическое регги – Ревербиратор

1:00

Логопедические распевки – 8.Лошадиное

0:54

Логопедические распевки – Ослик ИА ИА ИА

1:42

Логопедические песенки – Дождик

6:20

Логопедические игры – Звук Ш

0:32

Логопедические песенки – А-О-У-И-Э

0:57

Логопедические распевки – Дорожка 40

1:10

логопедические песни – Без названия

1:01

Логопедическая распевка – Какие бывают слова

0:33

Логопедические распевки – Гора (РА, РЫ, РО, РУ)

1:30

Логопедические распевки – Лошадки и мышата

1:10

Логопедические песенки – Жуки

1:15

Логопедические песенки – Змея

6:37

Логопедические игры Звук Р – Логопедические игры…

1:10

Логопедические распевки – Жуки

0:55

логопедическая попевка – кукушка

0:29

Логопедические распевки – Но-но-но

3:55

morj – Логопедический регги

1:04

Логопедические распевки – Мишка ложечкой звенит

0:50

Логопедические распевки – Прозрачный шарик

0:41

Логопедические распевки – Журавли (ЛИ, ЛО, ЛЯ, ЛЮ)

1:41

Е. Железнова – Логопедические песенки

0:53

Логопедические распевки – 7. Песня ослика Иа

1:01

Логопедические распевки – Какие бывают слова

15:55

Логопедические занятия – Занятие 13 Звук Ж

0:29

Логопедические распевки С – Игра vk.com/logopedrnd

0:51

Логопедические распевки – Дорожка 20

0:40

Логопедические распевки – Мишка

1:13

Логопедические распевки – Заяц

16:54

Логопедические занятия – Занятие 24 – Звук Рь

6:37

Логопедические игры – Звук Р

1:00

Логопедические распевки – 10. Лошадки

1:00

Логопедические распевки – Лошадки vk.com/logopedrnd

1:13

Логопедические распевки – 6. Песня волка

0:54

Логопедические распевки – Песня ослика Иа

1:55

Батрасов Роман (a-na…) – Ёжик (логопедическая)

0:51

Логопедические распевки – Сам

0:40

Логопедические распевки – ЗЫ, ЗЕ, ЗУ, ЗА

0:40

Логопедические песенки – ШИ, ШО, ШУ, ША

1:40

Е. Железнова – Логопедические песенки

15:18

Логопедические занятия – Занятие 25 Р-Рь-Л-Ль

2:37

Наталья Пятибратова – Логопедическая зарядка…

1:14

Логопедическая распевка 6. Серый волк – Серый волк

3:23

ДМИТРИЙ ФРАНЦУЗ – Радиосказ…

1:10

318.Овчинникова – логопедические распевки – 28 – Жуки

6:10

Логопедические игры Звук Ц – Логопедические игры…

21:04

Логопедические занятия – Занятие 21 – Звук Л

3:55

Логопедическая распевка для отсталых (ДЕМА ) – Прости, Гога, но твоя…

0:53

318.Овчинникова – логопедические распевки – 12 – Песок

16:34

Логопедические занятия – Занятие 15 – Звуки С и Ш

0:50

Логопедические распевки – 38. Прозрачный шарик

1:14

Логопедические распевки – 10.Серый волк

0:51

Логопедические распевки – А мы скажем

0:54

Логопедические распевки – Гуси

1:41

Ольга Краузе (исполняет автор) – ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА

1:06

Логопедическая распевка – Зайка

1:13

Логопедическая распевка – Зайчишка

0:53

Логопедические распевки – Песок

0:58

Логопедические распевки – 40. Трубач

0:53

Логопедические распевки – Песок С,Ц

0:59

Логопедические распевки – Дорожка 10

0:55

Логопедические распевки – 34. Гора

1:23

Логопедические распевки – У жирафа пятна, пятна,…

1:30

Логопедические распевки – Лошадки и мышата (ЦОК…

1:42

Логопедические распевки – Дождик

1:10

Логопедические распевки – Жук

1:24

Логопедические песенки – ГУСИ

0:55

Логопедические распевки – Дорожка 34

1:00

Логопедические распевки – Лошадки

0:53

Логопедические песенки – Песок

5:27

Наталья Пятибратова – Логопедическая зарядка…

19:55

Логопедические занятия – Занятие 23 – Звук Р

0:54

Логопедические распевки – 6.Корова

6:49

Логопедические игры Звук Л – Логопедические игры…

Источник

15:11

Валасина Ася, Родная тропинка – Развитие речи 6

0:05

Скороговорки для развития речи – носит сеня в сени сено…

11:09

Развитие речи детей – Часть 1

0:48

Музыка с мамой – Котёнок(вариант со…

1:04

Развитие речи – Что мы любим

0:05

Скороговорки для развития речи – кашевар кашу варил…

15:37

Развитие речи детей – Часть 4

0:55

Развитие речи – Кыш, муха

1:21

Развитие речи – Бурый медвежонок

21:41

Речь Кабанья – 05.11.2018. Развитие и…

6:03

Глава 7 Психология. – 04 Развитие речи

11:50

Вебинар Сочиняем стихи для развития речи малыша – Теплякова О. Н.

9:47

Радио России – Радио Дон-ТР – Условия развития речи

29:15

Часть Речи – Развитие культуры в…

1:31

Развитие речи – Мячик мячик, мой дружок

14:46

Логопедия – Л-3. Развитие речи 3-7 лет.

36:58

Стиллавин.pro – Развитие речи у ребёнка

18:59

Развитие речи детей – Часть 3

1:19

Развитие речи – Начнем урок

11:15

Ася Валасина – Зачем развивать речь…

2:30

34. Русский язык 7 класс – Развитие речи. Описание…

12:40

Анна Маковей – О школе развития речи

8:21

Ольга Сергиенко – Задержка речи у ребёнка…

1:14

развитие речи – капельки прыжки

47:54

Теплякова О.Н. – Развитие речи

4:42

Развитие речи – Сказка про верблюда

36:06

МАЯК Школа молодых отцов – Логопед Н.В. Пятибратова…

1:08

Развитие речи – Раз, два, три

6:35

Аллан Фромм – АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ – Развитие речи

1:25

Развитие речи – Бабочки

43:13

урок развития речи – 1 класс

2:33

Речи В.И. Ленин – О концессиях и о…

1:08

Развитие речи – Танцы с мамой

28:03

подготовительная – развитие речи

8:21

Алевтина Жарова – Задержка развития речи…

124:59

Ханукова И.И. – Развитие речи у детей

1:31

Развитие речи (Е. Железнова) – Мячик, мячик мой дружок

1:40

Развитие речи – Наши пальчики

15:11

Развитие речи детей – Часть 7

11:59

Скажи мне – Развитие речи у детей с…

16:30

Развитие речи детей – Часть 8. Окончание

3:40

Развитие речи – 33 группа

11:09

Неизвестен – Развитие речи 2

0:42

развитие речи – Бычок

15:29

Развитие речи детей – Часть 5

11:15

Развитие речи детей – Часть 1. Введение

18:18

Лекция 1 Развитие речи по методу Тепляковой – Ольга Николаевна…

1:16

Развитие речи – Краб

62:01

Татьяна Благовещенская – Развитие чистой речи…

32:55

Галка-Игралка – 2 лекция – Развитие речи…

0:05

Скороговорки для развития речи – хитрую сороку поймать…

0:53

Развитие речи (Е. Железнова) – Носик

0:35

Развитие речи – Часы

0:19

Развитие речи – Евгения

107:25

Кулакова Н. – Развитие речи

1:43

Неизвестен – Развитие речи – Ну-ка,…

1:08

Развитие речи (Е. Железнова) – Раз, два, три

3:45

Логопед-дефектолог Андрей Шевченко – В каком возрасте стоит…

7:41

Геннадий Борунов – Развитие Речи Pt.2

73:35

Кружок P1 – 20. Проблема развития…

4:33

Неизвестен – Развитие речи

12:00

Игры для развития речи Дорожка – О.Н.Теплякова

0:29

Развитие речи – Лошадка

0:51

Читайте также:  Поддержка ребенка в индивидуальном развитии в доу

Неизвестен – Развитие речи – А мы…

1:25

Неизвестный исполнитель – Развитие речи – Бабочки

47:54

Вебинар Развитие речи – Теплякова О.Н.

1:42

Развитие речи от ООО СандоС – Дождик (Кап-кап,…

1:43

Развитие речи (Е. Железнова) – Ну-ка, повторяйте

1:19

Развитие речи (Е. Железнова) – Начнем урок

14:10

Развитие речи детей – Часть 6

1:43

Развитие речи – Ну-ка, повторяйте

1:17

Развитие речи (Е. Железнова) – Ёжик

0:59

Е. Железнова. Музыка с мамой – Котёнок

0:51

Развитие речи – А мы скажем

0:56

Юля. 10 лет. развитие просодической стороны речи- выразительности,эмоциональности и силы – Виктория Николаевна.…

14:10

Валасина Ася, Родная тропинка – Развитие речи 5

0:05

Скороговорки для развития речи – хохлатые хохотушки…

11:15

Неизвестен – Развитие речи 1

2:32

Развитие речи – Скороговорки

0:08

Скороговорки для развития речи – вавилу ветрило…

168:11

Андреева – Развитие речи

47:54

Третья лекция Развитие речи – Теплякова О.Н.

16:30

Валасина Ася, Родная тропинка – Развитие речи 7

1:08

Неизвестен – Развитие речи – Раз, два,…

32:52

Заместитель заведующей Центра развития речи-Детсада 13 Солнечный Надежда Пыстогова. – Час педагога

11:35

Вебинар Письменная речь для развития устной речи – Теплякова О. Н.

1:25

Развитие речи (Е. Железнова) – Бабочки

7:45

димон и никитос – в центр развития речи

59:04

Андреева Анна – Развитие речи ребёнка…

0:53

Развитие речи – Носик

0:06

Скороговорки для развития речи – грабли грести, метла…

0:55

Развитие речи – Поросята

1:12

Развитие речи – Автобус

1:12

Неизвестен – Развитие речи – Автобус

153:51

Неизвестен – развитие речи

0:51

Развитие речи (Е. Железнова) – А мы скажем

1:17

Развитие речи – Ёжик

1:39

развитие речи – Танец с мишкой

12:27

Ася Валасина – Развитие речи детей 3-5…

168:11

Андреева Анна – 10 секретов развития речи

Источник

Когда я впервые узнала о слогах и песенках Железновых, моему ребенку было 1,7. К тому моменту его словарный запас был небольшим, и он ещё не повторял слова. Но как только он услышал песенку Железновой «Чи Че Чи Че, грязь у мишки на плече»-сразу повторил почти все слоги!

И я решила изучить работу авторов подробнее. Как оказалось, это уникальная методика раннего музыкального развития “Музыка мамой”.

Сергей Железнов, опытный педагог с консерваторским образованием в конце 90-х начал создавать программу музыкальных игр для детей. В последствии к работе Сергея Железнова подключилась его дочь, Екатерина.

Плюсы этой методики очевидны- музыкально-ритмичные занятия отлично развивают психомоторное, интеллектуальное и социальное развитие детей.

На мой взгляд, не обязательно следовать этой методике от и до, достаточно просто пропевать простые ритмичные песенки вместе с малышом и прихлопывать в такт.

В целом, подвижные ролевые и пальчиковые игры, гимнастика и танцы, пение и игра на детских музыкально-шумовых инструментах доставляют детям искреннее удовольствие.

И одновременно с этим помогают:

????улучшить общее физическое развитие;

????развить музыкальный слух и память;

????развить речь;

????наладить тесный эмоциональный контакт с мамой.

Есть и одноименный сайт, и канал на YouTube «Музыка с мамой», откуда можно брать примеры занятий, но мне больше нравится включать минусовки и пропевать стишки. Они легкие для запоминания, поэтому, когда совсем мало времени, можно петь самой. Эти минусовки я просто находила по запросу “Песенки Железновых” в Гугле.

Ближе к двум ребенок сам начал повторять почти все песни, которые я ему пела с рождения. И он подпевает в такт, чувствует ритм, даже если не знает всех слов и старается повторить все слова, которые знает. Поэтому сейчас я с уверенностью могу сказать, что ритмичные движения и простые песни точно запускают речь ребёнка.

А теперь сами песенки

Этих материалов я не нашла в Интернете, готовила их сама, по музыкальным записям.

Вы можете скачать себе и распечатать эти чистоговорки и песенки, и повторять их с ребенком, когда не будет возможности послушать их в Интернете.

КОЗА (ЗЫ ЗЕ ЗУ ЗА)

ЗЫ ЗЫ ЗЫ ЗЫ

СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ

ЗЕ ЗЕ ЗЕ ЗЕ

Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ

ЗУ ЗУ ЗУ ЗУ

Я ПРИВЕЛ ДОМОЙ КОЗУ

ЗА ЗА ЗА ЗА

У МЕНЯ ЖИВЕТ КОЗА

ГОРА (РА РЫ РО РУ)

РА РА РА РА

НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА

РЫ РЫ РЫ РЫ

ЗА ГОРОЮ КОМАРЫ

РО РО РО РО

ПОТЕРЯЛ ПЕТУХ ПЕРО

РУ РУ РУ РУ

А БАРСУК УНЕС В НОРУ

ЖУРАВЛИ (ЛИ ЛО ЛЯ ЛЮ)

ЛИ ЛИ ЛИ ЛИ

УЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ

ЛО ЛО ЛО ЛО

ВСЕ ДОРОЖКИ ЗАМЕЛО

ЛЯ ЛЯ ЛЯ ЛЯ

ПОБЕЛЕЛА ВСЯ ЗЕМЛЯ

ЛЮ ЛЮ ЛЮ ЛЮ

НОВЫЙ ГОД ВСТРЕЧАТЬ ЛЮБЛЮ

ПЕТУХ (КУ ГИ ГУ КИ)

КУ КУ КУ КУ

СПЕЛ ПЕТУХ КУКАРЕКУ

ГИ ГИ ГИ ГИ

НА ЛУЖОК СКОРЕЙ БЕГИ

ГУ ГУ ГУ ГУ

ХОДЯТ ГУСИ НА ЛУГУ

КИ КИ КИ КИ

ХОДЯТ КОНИ И БЫКИ

ЛИСА (СУ СА СЫ СИ)

СУ СУ СУ СУ

НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ

СА СА СА СА

ЖДЕТ ЗА ДВЕРЬЮ ДВА ЧАСА

СЫ СЫ СЫ СЫ

ОНА ХОЧЕТ КОЛБАСЫ

СИ СИ СИ СИ

ЕЙ КУСОЧЕК ОТНЕСИ

МИШКА (ЧЕ ЧУ ЧИ ЧА)

ЧЕ ЧЕ ЧЕ ЧЕ

ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ

ЧУ ЧУ ЧУ ЧУ

Я ПОМЫТЬ ЕГО ХОЧУ

ЧИ ЧИ ЧИ ЧИ

ТИХО, МИШКА, НЕ ВОРЧИ

ЧА ЧА ЧА ЧА

ВЕДЬ ВОДА НЕ ГОРЯЧА

ЕЖ (ЖА ЖУ ЖЕ ЖИ)

ЖА ЖА ЖА ЖА

МЫ НАШЛИ В ЛЕСУ ЕЖА

ЖУ ЖУ ЖУ ЖУ

ДАЛИ ЯБЛОКО ЕЖУ

ЖЕ ЖЕ ЖЕ ЖЕ

ЕЖИК СЬЕЛ ЕГО УЖЕ

ЖИ ЖИ ЖИ ЖИ

НАМ ЖИВОТИК ПОКАЖИ

КОНФЕТКИ (ШИ ШО ШУ ША)

ШИ ШИ ШИ ШИ

КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ

ШО ШО ШО ШО

МОЙТЕ РУЧКИ ХОРОШО

ШУ ШУ ШУ ШУ

Я К СТОЛУ ВАС ПРИГЛАШУ

ША ША ША ША

БУДЕМ КУШАТЬ НЕ СПЕША

Статьи по теме:

Легкий способ разговорить ребенка

Речевые игры и гимнастика

Источник

18.07.2014

Мамино пение для развития речи малыша и коллекция детских летних песенок

Мамина колыбельная — это один из самых первых и самых радостных моментов общения с малышом. При этом мамы нередко стесняются петь или даже жалуются, что им медведь на ухо наступил. Так может, вообще не стоит петь, чтобы не испортить ребенку вкус и музыкальный слух? Мы в «Галке-Игралке» убеждены: пение очень полезно для мамы и малыша в любом случае. Как мамины песенки помогают в развитии речи ребенка и даже в обучении чтению — рассказывает наш главный эксперт Ольга Николаевна Теплякова. А в конце статьи — примеры несложных летних песенок для детей.

Песенки для развития речи ребенка

Мы все когда-нибудь поем песни — кто-то чаще, кто-то реже. Хотя некоторые вообще думают, что песен никогда не пели, не поют и петь не будут. И это заблуждение. Ведь в детстве все из нас хоть немного пели: в детсаду, на домашнем празднике, подпевая взрослым. Некоторым повезло, и они пели в полный голос  вместе с мамой, потому что мама любила петь. Но даже если и в самом деле человек не пел, то песни он точно слушал!

Зачем же нам нужны песни? Зачем народ их складывал веками и пел?

Песня — это эмоция, мы поем и в радости, и в горе. А еще песня — это успокоение, расслабление, поэтому и существуют колыбельные. Еще песня — это рассказ о том, какова жизнь и как ее прожить. Наконец, песня — это развитие первой речи малыша, ведь первые слова он часто слышит от взрослого в виде песни.

Читайте также:  Развитие ребенка юношеского возраста

Почему это полезно?
Хотя бы потому, что пение отражает не только произносимые слова, их смысл, но и дарит нам ритм, которому эти слова следуют. А это очень важно, ведь воспринимая ритм, малыш пытается его воспроизвести. И еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию и мелодии, и ритма,  и слов.  Но это еще не все. Часто песни поются в хороводе, и люди, взявшись за руки, чувствуют близость друг друга, и радость от этого. Таким образом, пение пронизывает всю нашу жизнь, общение, деятельность и речь.

Что спеть? Тут несколько вариантов:

1. Выучить небольшой стишок или песенку и спеть ее с малышом.

2. Ничего не учить, просто спеть то, что вы уже знаете, к примеру, любую взрослую песню, какую любите.

3. Вы тут же сами можете придумать и одновременно спеть свою песенку о том, что происходит или только что произошло или будет происходить.  К примеру,  собираетесь порисовать и готовите стол для этого, можно спеть: «Мы идем-идем, мы водички нальем!» А возможно, сейчас вы собрались катать Мишку и Зайку в машине, можно спеть: «Мишка, Мишка поедет в машинке, Мишка, Мишка, поедет в машинке!» То есть любые «складные слова», соответствующие случаю.

С этими словами можно покружиться прежде, чем рисовать или писать. Эти же слова или некоторые из них мы можем написать на нашем рисунке, например: «Мишка едет» или «Мишка поедет». Эти же слова мы сможем  написать на карточках в дальнейшей игре, и после будем интересно играть с ними. Похожие слова мы сможем написать в записке для того же Мишки, например: «Мишка, поедешь в машине?» Ну и так далее, слово становится не только выражением нашей эмоции и нашего общения, но и частью нашей игры, и это происходит с помощью простых  песенок. Подробнее о том, почему важно петь и танцевать в начале игры мы писали раньше.

Кроме всего этого, мы должны учесть, что слово запоминается гораздо лучше с любой мелодией, пусть и неидеально исполненной. Главное — ритм который есть в любом пении. Слово не только лучше запоминается, но и лучше понимается, осознается. А значит, эти же слова, будучи написанными, тотчас запомнятся — уже не в звуковом, а в письменном выражении — и не будут трудны для малыша. И еще эти слова, пропетые проговоренные в игре, будут в сознании ребенка сами выстраиваться в нужном порядке, сами «дружить» между собой, сплетаться в предложения и словосочетания.

Песенка, которую мы поем во время игры, настраивает на нужный лад и неназойливо напоминает нам, о чем идет речь в игре. А значит, читать и писать потом будет легче и интереснее!

Ольга Теплякова

А чтобы вам было проще начать петь и сочинять собственные песни, Ольга Николаевна записала несколько несложных летних песенок про жука, малинку, рыбку — множество простых сюжетов, близких и интересных малышу!

Жук

По дорожке жук-жук
По дорожке жук-жук
По дорожке жук-жук
По дорожке ровной
Жук бежит огромный
По дорожке ровной
Жук ползет огромный

Качели

Раскачалися качели,
Выше неба полетели!
Вверх-вниз, вверх-вниз!
Варя, крепче держись!
Ух!

Рыбка плавает в водице

Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка-озорница, мы хотим тебя поймать!

Рыбка

Золотая рыбка в озере живет
Золотая рыбка песенки поет
Буль-буль! Буль-буль! Песенки поет
Буль-буль! Буль-буль! Песенки поет

В речевой игре «Кто где живет» вы можете подставлять абсолютно любых животных или даже предметы — все, что вас с малышом окружает!

Уточка

Желтенькая уточка в озере живет
Желтенькая уточка песенки поет
Кря-кря! Кря-кря! Песенки поет
Кря-кря! Кря-кря! Песенки поет

Дождик на ладошках

Дождик, дождик,
Кап – кап!
Прямо на дорожку!
Намочил он –
Кап – кап!
Сашину ладошку!

Кап-кап, кто там?

Кап-кап! – Кто там?
Кап-кап! – Что там?
Это дождик вышел,
Погулять по крыше!
Кап-кап-кап!

Щи

Чтоб сварила  мама щи,
Покупаем овощи –

Вот капуста, вот лучок,
И морковь, и чесночок!

Режем, варим и солим,
Со сметанкою едим!

Кабачок

Кабачок, кабачок!
Купит мама кабачок!

Помидор, помидор,
купит мама помидор!

Огурец, огурец!
Купит мама огурец!

Ананас, ананас!
Купит папа ананас!

Малинка

По малинку в сад пойду,
В сад пойдем, в сад пойду,
Я малинки соберу,
Соберу, соберу!

Солнышко на дворе,
А в саду тропинка.
Сладкая ты моя,
Ягодка-малинка!

Ходят по дорожке

Ходят по дорожке, зеленые сапожки,
Это не сапожки — Катенькины ножки!
Ходят по дорожке, красные сапожки,
Это не сапожки — Сашенькины ножки!

Жучка

Вот собачка Жучка
Хвостик закорючкой
Зубки острые
Шубка пестрая
Гав-гав-гав!

Также рекомендуем прочитать:

Введите Ваш комментарий и нажмите “Отправить”:

Источник

Несмотря на то, что потешки называют малыми фольклорными формами, они играют большую роль в развитии и воспитании ребенка. Детские песни и потешки очень важны для развития речи. Кроме этого, они развлекают детей, воспитывают их, побуждают к активности, налаживают эмоциональный контакт ребенка с родителями, формируют чувство юмора.

В этой статье вы узнаете, в чем заключается польза потешек для малышей, познакомитесь с лучшими их примерами для развития движений, для отвлечения от боли, для успокаивания ребенка, для игр и инсценировок. Вы увидите, как усложняется содержание потешек в соответствии с возрастом ребенка.

Содержание:

  • Польза потешек для малышей
  • Виды потешек
    • Потешки-действия с повторяющимися движениями
    • Потешки, сопровождающие различные гигиенические мероприятия
    • Потешки для привлечения внимания ребенка к общению
    • Потешки для отвлечения от болезненных и нелюбимых действий
    • Потешки для успокаивания малыша
    • Потешки-диалоги
    • Потешки-песенки
    • Потешки-игры
  • Потешки по возрастам
    • Для детей до года
    • Для детей 1-2 года
    • Для детей 3-4 года
    • Для детей 4-5 лет
    • Для детей 5-6 лет
    • Для детей 7 лет
  • Основные выводы

Польза потешек для малышей

Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.

Чем полезны малые фольклорные формы для всестороннего развития малышей:

  • Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого

Взрослый, напевая или рассказывая потешку, обычно улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все благополучно. Такое психологическое состояние способствует полноценному эмоциональному развитию. Пение потешек, сопровождающихся прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для тактильного контакта и сближения детей и взрослых.

  • Развивают речь

С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной.

  • Развивают мелкую моторику

Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков.

  • Имеют отвлекающий от боли, лечебный эффект

Ласковые слова потешек, произнесенные нежным голосом мамы или бабушки, отвлекают от боли, заставляют забыть об огорчениях. Существует мнение, что слушание потешек настраивает организм ребенка на биоритмы Земли. Поглаживая и массажируя пальчики малыша под известную «Сороку-ворону», мама стимулирует работу мозга, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.

  • Развивают музыкальный слух
Читайте также:  Что такое эмоциональное развитие ребенка

Многие потешки произносятся нараспев, тем самым позволяя петь их даже тем, кто не обладает музыкальными талантами. Эти небольшие фольклорные произведения, отшлифованные до совершенства многими поколениями, с раннего возраста знакомят малышей с лучшими образцами народного музыкального творчества.

  • Развивают эмоции

Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок), что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются — они продают орешки, метут избушку, несут воду.

  • Развивают чувство ритма

Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.

  • Воспитывают малыша, дают образец для подражания

Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме.

  • Учат доброте, сопереживанию

С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям.

Виды потешек, лучшие примеры. Утешаем, потешаем, купаем, играем, засыпаем с потешкой

Развитие речи с помощью потешек идет параллельно с воспитанием малыша, с формированием у него гигиенических навыков, с игрой и развитием эмоций. Тренировка слуха, зрения, чувства ритма, развитие фантазии и воображения – все под силу этим маленьким стишкам.

Потешки-действия с повторяющимися движениями

потешки с повторяющимися движениямиЭти потешки помогут закрепить движения для развития мелкой и крупной моторики. Сочетание стихов с движениями закрепляет полученные умения.

  • Мы ногами топ-топ-топ (топаем),

А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем),
По дорожке мы шагаем (топаем),
И в ладошки ударяем (хлопаем),
Топ, топ, ножки топ!
Хлоп, хлоп, ручки хлоп!
Ай, да малыши! Ай, да крепыши! (кружимся, руки на поясе)

  • Застучали ножки по ровненькой дорожке (топаем),

Застучали много раз, будет весело у нас (хлопаем),
Кулачком сильнее бей (кулачком по ладошке),
Только ручек не жалей,
Постучим мы кулачком и покружимся волчком! (кружимся)

  • Жил-был зайчик, длинные ушки (приставляем к голове),

Отморозил зайчик носик на опушке (прикрываем рукой),
Отморозил носик, отморозил хвостик,
И поехал греться (обнимаем себя)
К ребятишкам в гости.

  • Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,
И туда, и сюда повернемся без труда.

  • Мишка косолапый

По лесу идет.
Шишки собирает, песенки поет.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб..
Мишка рассердился
И ногою – топ!

Потешки, сопровождающие различные гигиенические мероприятия

Маленькие песенки в лаконичной манере помогут малышу научиться умываться, одеваться, делать зарядку, подстригать ногти, есть, причесываться.

  • Вот проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись,
Потягушечки, потягушечки!,
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!

  • Водичка, водичка,

Умой Насте личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку,
Помоги, водичка,
Умыть Насте личико.

  • Тетка Агашка

Сшей мне рубашку,
Надо нарядиться –
Едем прокатиться!

  • Ванечка-Ванюша,

Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой, топни ножкой,
Хлопни ты в ладоши,
И погладь ты кошку!

  • Это кто у нас? Мизинчик!

Бегал с нами в магазинчик!
Покупал игрушки, сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

  • Ай, лады, лады!

Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

  • Ай, бай, бай, бай!

Ты, собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.

Потешки для привлечения внимания ребенка к общению и совместной деятельности

Нередко очень хочется рассказать малышу о своей любви, сказать ему ласковые слова, позвать что-то сделать вместе, просто привлечь внимание. И здесь тоже помогут потешки:

  • Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький!

  • Ой, люли, та-ра-ра! На горе стоит гора,

А на той горе дубок, а на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах, в позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу, он играет во трубу.
Труба точеная, позолоченная.
Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!
Утром он в трубу трубит, ночью сказки говорит.

  • Пошел котик на торжок, купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку, купил котик булочку.
Самому ли съесть, или Ване снесть?
Я и сам укушу, да и Ванечке снесу.

  • Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.

  • Стуки-стуки, глянь в ворота: верно в гости едет кто-то.

Едет целая семья, впереди идет свинья,
Гусли гусь настроил, а петух – с трубою.
Кот и песик удивились – даже помирились.

Потешки для отвлечения от болезненных и нелюбимых действий

отвлекающие потешкиЭти потешки служат не только для развития речи малышей, но и заставляют забыть о боли.

  • От моей Оли

Уйдите боли,
На чисто поле,
На синее море,
На темный лес,
На калину, на малину,
На горькую мать-осину.

  • У кошки боли,

У собачки боли,
У лошадки боли,
У Ванюши заживи.

  • У лисы боли,

У волка боли,
У моего сыночка
Боль на березку в лес улети!

  • Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для Машиной потешки.

  • У киски болит,

У собачки болит,
А у Машеньки моей
Не болит-не болит.

  • Раз зубок, два зубок –

Скоро Машеньке годок,
Хнычет Машенька опять,
Будем Машу утешать:
Уж вы зубки вырастайте
Потихонечку, полегонечку –
Не мешайте Маше спать,
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать!

Потешки для успокаивания малыша

  • Выйдет киска не спеша

И погладит малыша,
Мяу-мяу – скажет киска,
Наша детка хороша.

  • Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли,
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

  • Придет киска не спеша

И погладит малыша.
«Мяу-мяу» скажет киска,
Наша детка хороша.

  • Не плачь, детка,

Прискачет белка,
Принесет орешки
Тебе для потешки!

  • Не плачь, не плачь,

Куплю калач.
Не вой, не вой,
Куплю другой.
Не реви, не реви,
Куплю сразу три!

Потешки-диалоги. Учим по ролям, проговариваем, выполняем

Забавные диалоги – это своеобразные мини-спектакли, которые можно разыграть и дома, и на прогулке. Они развивают внимание, память, учат выразительности, помогают освоить богатство интонаций.

  • — Кисонька-мурысенька! Ты где была?

— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька! Что ты там делала?
— Муку молола!
— Кисонька – мурысенька, что из муки пекла?
— Прянички!
— Кисенька – мурысенька, с кем прянички ела?
— Одна! (грозим пальцем)
— Не ешь одна, не ешь одна!

  • — Ножки, ножки, где вы были?

— За грибами в лес ходили!
— А вы, ручки, помогали?
— Мы грибочки собирали!
— Мы искали да смотрели,
Все пенечки оглядели.
Вот и Ванечки с грибком,
С подосиновичком.

  • Котятки, котятки, малые ребятки!

А кто у вас больший! А кто у вас меньший?
— Мы все подрастем, за мышами пойдем.
Один дедушка кот будет дома сидеть,
Да на печке лежать, нас с добром поджидать.

  • Тень-тень-потетень, выше города плетень.

Сели звери на плетень, похвалялись целый день.
Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»,
Похвалялся зайка: «Пойди, догоняй-ка!»,
Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»,
Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»

  • — Чики-брики, ты куда?

— Чики-брики, на базар!
— Чики-брики, ты зачем?
— Чики-брики, за овсом.
— Чики-брики, ты кому?
— Чики-брики, я коню!
— Чики-брики, ты какому?
— Чики-брики, вороному!

Потешки-песенки. Двигаемся, поем