Первый ребенок в 3 года

Дети в первые годы жизни растут на глазах и стремительно развиваются как физически, так и психоэмоционально.
В 1 год и 3 месяца жизнь родителей становится очень насыщенной, ведь малыш активно познает мир, учится самостоятельно ходить и говорить.
Стоит рассмотреть подробно, какие же изменения происходят с ребенком в этом возрасте.
Физические параметры в год и три месяца
В данном возрасте активный рост ребенка слегка замедляется по сравнению с его крайне активным физическим развитием в первые полгода жизни. Тело малыша вытягивается, укрепляются мышцы и скелет. Физические показатели мальчиков и девочек в 1 год 3 месяца незначительно отличаются друг от друга.
Мальчики:
- Рост – от 76 до 83 см;
- Вес – от 10 до 13 кг;
- Окружность головы – от 46 до 50 см;
- Окружность груди – от 47 до 54 см.
Девочки:
- Рост – от 75 до 82 см;
- Вес – от 9 до 12 кг;
- Окружность головы – от 45 до 48 см;
- Окружность груди – от 47 до 52 см.
Что умеет делать малыш
В возрасте 1 год 3 месяца ребенок закрепляет навыки, полученные в первый год жизни.
Повышается физическая активность, ребенок много двигается, стремится общаться с окружающими, познает мир.
К тому же именно в этом возрасте жизни ребенок приучается к самостоятельности: это выражается в поведении, действиях, выражении эмоций.
Что же умеет делать малыш в этом возрасте сам?
- Самостоятельно ходит, бегает, ползает
- Преодолевает препятствия, без помощи взрослых может перелезать через них
- Пытается забираться на стулья и слезать с них
- Хорошо ориентируется в пространстве и может перемещаться из комнаты в комнату
- Постигает навык самостоятельного приема пищи
- Может пользоваться бытовыми вещами: зубной щеткой, чашкой, ложкой, расческой
- Активно изучает содержимое шкафов и тумбочек
- Пробует самостоятельно надевать одежду
- Активно работает кистями рук и пальцами.
В данном возрасте ребенок быстро осваивает новые навыки, благодаря чему стремительно учится более сложным вещам. Повышенная активность ребенка способствует этому.
Особенности психоэмоциональной сферы
В возрасте одного года трех месяцев малыш стремится к активному общению.
Научившись выражать свои эмоции, говорить простые слова, ребенок познает окружающий мир с помощью диалогов со взрослыми.
В этом возрасте он уже знает по именам близких людей, понимает, когда что-то делать нельзя, откликается на просьбы.
Справка! Отличительная черта ребенка этого возраста – в активном выражении эмоций и чувств.
Он может сердиться и выражать недовольство, когда его что-то не устраивает, и наоборот. Ребенок осознанно старается обнимать маму, папу или любимую игрушку и даже целует их в щечку, таким образом выражая свою любовь.
Ребенок в 1 год и 3 месяца очень любопытен. Ему интересно все: животные, которых он увидел на прогулке, вещи и предметы, которые он достает из тумбочек и шкафов для изучения, игрушки, которые он впервые видит, и многое-многое другое.
С помощью родителей, которые называют ему вещи и рассказывают о них, ребенок активно запоминает новое, тем самым расширяя свой кругозор.
Именно в этом возрасте необходимо постоянное общение родителей с малышом .
Обратите внимание! Нужно рассказывать, показывать, давать ребенку обратную связь на его действия. Что хорошо и что плохо – малыш в этом возрасте начинает различать эти понятия и самостоятельно принимать решения.
Речевые навыки
Малыш в возрасте 1 года 3 месяцев зачастую уже умеет произносить первые и главные слова: мама и папа.
Невнятно, но правильно дети в этом возрасте называют предметы, игрушки, животных.
Чаще всего слова звукоподражательные: это либо первый слог употребляемого слова, либо все слово с какими-то опущенными в нем буквами.
Ребенок подстраивает слово под себя, чтобы ему легче было его произносить.
Часто ребенок называет предметы или животных по какому-то признаку: ням-ням, му-му, гав-гав. Повышенная любознательность малыша в этом возрасте помогает ему легче запоминать новые названия, тем самым обогащая свой словарный запас и развивая речевые навыки.
Справка! Родителям рекомендуется постоянно общаться с ребенком, чтобы слова закреплялись в памяти и приобретали четкое и внятное звучание.
Рацион питания: что приготовить малышу
К одному году ребенок уже знаком со многими продуктами, поэтому сложностей при составлении меню малыша не возникает.
Если в 1 год и 3 месяца малыш еще остается на грудном вскармливании, прием грудного молока стоит сократить до двух раз, но не отрывать от груди, ведь малыш продолжает получать с материнским молоком полезные витамины и микроэлементы.
В данном возрасте ребенка рекомендуется постепенно переводить на четырехразовое питание с интервалом между приемами пищи 3-4 часа. Подойдут для питания молочные продукты, каши, овощи, фрукты, соки, мясо и рыба.
Примерный суточный рацион малыша в возрасте одного года и трех месяцев таков:
Завтрак:
- Манная (овсяная) каша – 100 гр.
- Белый хлеб со сливочным маслом – 50 гр.
- Чай или компот – 100 мл.
Обед:
- Суп с вермишелью – 100 гр.
- Куриное суфле – 50 гр.
- Рис на пару – 100 гр.
- Сок – 100 гр.
- Хлеб – 50 гр.
Полдник:
- Фрукты – 50 гр.
- Кефир – 100 мл.
- Печенье – 50 гр.
Ужин:
- Творог – 70 гр.
- Сваренное вкрутую яйцо – 1 шт.
- Молоко – 100 мл.
Обратите внимание! Два раза в неделю в рацион малыша рекомендуется включать рыбу.
Меню для малыша лучше составлять на десять дней, чередуя каши, фрукты, мясо и рыбу. Расширять рацион следует постепенно, каждый день вводя новый продукт.
Рецепты блюд
Манная каша
Молоко и воду по 125 мл смешать и довести до кипения. Добавить 30 гр. манной крупы, постоянно помешивая молоко, и варить в течение 3 минут.
Закрыть крышкой и дать настояться. По желанию добавить ломтики мягких фруктов либо ягоды.
Запеканка с изюмом
Растереть в миске 200 гр. творога, 30 гр. сахарного песка и 1 яйцо. Добавить заранее распаренную горсть изюма и 50 гр. манной крупы, тщательно перемешать.
Выложить смесь в форму, верх смазать сметаной и запечь в духовке до готовности.
Суп с вермишелью
Довести до кипения 500 мл. молока, всыпать в него 60 гр. вермишели, добавить 2 ч.л. сахара и 3 гр. сливочного масла. Постоянно помешивая, варить в течение 3-5 минут.
Особенности ухода
Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца практически не отличается от ухода в более раннем возрасте.
Необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима приемов пищи, гигиенические процедуры (чистка зубов, утреннее умывание, вечернее купание).
Малыш в этом возрасте реже ходит в туалет, поэтому уменьшается количество подмываний в течение дня. Делать это следует лишь при необходимости.
Так как ребенок растет, необходимы ежедневные гимнастические процедуры и закаливание для укрепления иммунитета.
Необходимые обследования
Малыш растет и развивается, поэтому обследования у врача поликлиники рекомендуется проводить один раз в три месяца регулярно. Поэтому в возрасте 1 года 3 месяцев необходимо посещение педиатра для оценки физического и психического развития, измерения физических показателей и общего профилактического обследования малыша.
При выявлении отклонений врач назначает прием в индивидуальном порядке.
Режим дня и сна
В связи с повышенной активностью малыша в этом возрасте время сна значительно уменьшается по сравнению с первым годом жизни.
Время дневного сна занимает в среднем 2 часа.
Рекомендуется совершать две прогулки на свежем воздухе в течение дня и 4-5 приемов пищи.
В остальное время ребенку рекомендуется двигаться, играть со взрослыми в развивающие игры и заниматься изучением новых предметов и явлений.
Примерный распорядок дня ребенка таков:
- 7:00 – пробуждение
- 7:10-7:30 – утреннее умывание
- 7:30-8:00 – гимнастические упражнения
- 8:30 – 9:00 – завтрак
- 9:00 – 10:30 – занятия с малышом: игры и чтение
- 10:30 – 12:00 – прогулка на свежем воздухе
- 12:00 – 12:30 – второй прием пищи
- 12:30 – 14:30 – дневной сон
- 14:30 – 15:30 – третий прием пищи, развивающие игры
- 15:30 – 17:00 – прогулка на свежем воздухе
- 17:00 – 18:30 – общение с близкими, игры, чтение
- 18:30 – 19:30 – четвертый прием пищи
- 19:30 – 20:30 – водные процедуры
- 20:30 – 21:30 – чтение, общение с близкими, подготовка ко сну
- 21:30 – ночной сон
Мнение доктора Комаровского
Евгений Олегович Комаровский, кандидат медицинских наук и врач, посвятивший детям всю свою жизнь и множество работ.
Он считает именно этот возраст началом ключевых изменений именно в психоэмоциональной сфере ребенка.
Данный этап развития он называет сенсорным. Комаровский считает:
Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.
По мнению доктора, именно в этом возрасте ребенок наиболее активно поглощает новую информацию, усваивает новые слова.
Качество усвоения информации в этом возрасте, считает доктор, является основным показателем развития. Однако, учитывая особенности психики и физиологии каждого ребенка, отсутствие какого-либо навыка нельзя назвать отклонением.
Комаровский выделяет следующие главные особенности стандартного поведения ребенка в данном возрасте:
- резкое расширение запаса понимаемых слов;
- понимание разницы в величине предметов, если та больше 3см;
- длительное самостоятельное передвижение, изменение положения тела в пространстве;
- самостоятельный прием густой пищи.
Занятия с малышом
Игры
Развивающие игры с ребенком в данном возрасте просто необходимы, ведь именно так он активно усваивает новую информацию и закрепляет полученные навыки.
Основная задача игр – развитие мелкой моторики и умений совершать взаимосвязанные действия руками самостоятельно, а так же принимать решения и строить логические цепочки.
Примеры игр:
- Перекладывание кубиков. В одну коробку сложите кубики и накройте ее крышкой. Рядом приготовьте пустую коробку. Малыш должен открыть коробку с кубиками и переложить их в другую коробку. Каждое действие ребенка лучше комментировать, чтобы он понимал взаимосвязь между своими движениями.
- Знакомство с овощами и фруктами. Необходим набор игрушек в виде популярных овощей и фруктов и кастрюля, в которую их необходимо сложить. Малыш должен доставать из кастрюли по одной игрушке и вместе со взрослым называть ее, если знает. Взрослый помогает ребенку в этом. Называя цвет игрушки, так же улучшается и восприятие малышом цветовой гаммы предметов.
Игрушки
Ребенку подойдут составные игрушки, которые нужно разбирать и собирать: наборы кубиков, пирамидки, простые конструкторы.
Рекомендуется и наличие мячиков разных размеров, чтобы малыш мог кидать их и перекатывать.
Игрушки в виде животных или кукол также подойдут – ребенок будет давать им названия, к тому же можно устраивать малышу и ролевые игры, в которых он будет ухаживать за ними, кормить и переодевать.
Здесь для родителей главное – называть процесс и направлять каждое действие малыша, полностью погрузившись с ним в процесс.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 4 месяца, год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Полезное видео
Рекомендуем посмотреть видео, посвященное данному возрасту:
Советы родителям
Ребенок в 1 год и 3 месяца очень активен и стремится к самостоятельности. Помогать и поддерживать малыша, слегка корректируя его действия и подсказывая – вот самая главная задача родителей.
Несколько советов:
- Приучайте малыша к самостоятельности. Запаситесь терпением и поддержите желания малыша самостоятельно принимать пищу. Главное, подсказывать и показывать, как правильно держать ложку или чашку, сколько еды положить в рот.
- Разговаривайте с ребенком постоянно. Рассказывайте ему на прогулках о людях и животных, домах, зданиях и автомобилях. Малыш усваивает каждое услышанное от родителей слово.
- Не забывайте хвалить малыша за каждый, даже самый крошечный успех, и малыш порадует вас и окружающих.
Источник
Жизнь с трехлетним ребенком похожа на приключение. Ваш дом наполняется смехом, упрямством, независимостью и постоянным проявлением любопытства. Малыш учится общаться на новом уровне, уверено контролирует свое тело и развивает воображение. С каждым днем он становится более интересным и творческим.
Можно выделить основные этапы и ориентиры развития в три года, но не стоит забывать о том, что все дети уникальны. Задача родителей – не упустить время и помочь раскрыться скрытому потенциалу своего ребенка.
Этапы развития ребенка в три года:
1. Социальное развитие.
Малыш развивает свои социальные навыки, зарождаются первые дружеские отношения с другими детьми. В три года он начинает осознавать себя в окружающем мире, появляются первые «не хочу» и «не буду». Здесь важно мягко указать ребенку на границы дозволенного. Если трехлетка почувствует, что ему все можно, в нем начнет зарождаться эгоист. В этот период важно показать, что малыш любим и желанен, особенно, если в доме появляется второй ребенок. Любовь – это то, в чем остро нуждается не только новорожденный, но и первенец.
2. Эмоциональное развитие.
Сопровождается частыми истериками и слезами. Это объясняется периодом кризиса трех лет, ребенок «отделяется» от своей матери и становится самостоятельным. Истерики – это реакция на стресс, с которым малыш учится бороться. В этом возрасте формируется основа для будущего эмоционального и психического развития. Благодаря наблюдению за сверстниками и взрослыми, малыш учится понимать свои и чужие эмоции. Может выразить сочувствие, когда другому человеку больно или грустно, делится игрушками и учится играть с другими детьми. Если кризис трех лет прошел не правильно, в будущем малышу будет проблематично справляться со сложными ситуациями. Важно научить ребенка делиться игрушками, иначе он никогда не будет принят в детский коллектив.
3. Когнитивное развитие.
Позволяет ребенку сосредоточиться и поглощать огромные объемы информации. Уже в этом возрасте малыш способен начать изучать алфавит и цифры. Появляется множество вопросов и понимание полученных ответов. Родители должны знать, что теперь ребенок может усидеть на одном месте до 30 минут, он любознателен и жаждет новых знаний. Поэтому не стоит упускать время, лучше заняться развивающими упражнениями. Малыш с радостью будет рассматривать картинки, находить сходства и различия, собирать большие пазлы, рисовать и слушать чтение сказок.
4. Общее физическое развитие.
Трехлетний ребенок не только растет в высоту и набирает вес, у него развивается мелкая и крупная моторика. Малыш бегает, прыгает, ловит мяч, играет в футбол, катается на трехколесном велосипеде.
Развиваются навыки самообслуживания: может налить себе сок, намазать масло на бутерброд, застегивает пуговицы, завязывает шнурки, сам собирает одежду в зависимости от сезона. В три года важно развивать мелкую моторику, давать возможность пользоваться ножницами, рисовать, вырезать, нанизывать бусины.
Чего ждать в плане умственного развития от ребенка трех лет:
1. Малыш в три года понимает родной язык и говорит, как минимум, 300 слов, а то и больше. Умеет говорить предложениями из 6-8 слов, с существительными и глаголами. Может понять двойную конструкцию-поручение, например, «сходи в свою комнату и принеси кофту».
2. С ребенком в три года можно строить пирамидки из кубиков, находить решение, почему башня неустойчивая и исправлять ошибки. Ребенок легко запоминает и воссоздает конструкцию по памяти.
3. Трехлетний малыш задает множество вопросов обо всем, что видит. Чем сложнее и настойчивее вопросы, тем лучше развита познавательная активность у ребенка.
4. Помнит важные или яркие события, даже если они произошли неделю назад. Может рассказать о них и ответить на наводящие вопросы.
5. Умеет обижаться, радоваться, шутить и грустить. Может быть доброжелательным или враждебным.
6. В состояние идентифицировать предметы по размеру и цвету.
7. При правильном воспитании формируется положительное отношение к своей личности, гордость и стремление сделать все как можно быстрее и лучше. Появляются выражения: «Я сам!», «Я могу», «Я хочу!».
Не страшно, если ваш ребенок не умеет делать какие-то вещи, перечисленные в этой статье. Это всего лишь говорит о том, что он развивается в своем собственном темпе и ему нужно уделить чуть больше внимания, чтобы помочь обрести необходимые навыки и знания.
Вы нас очень поддержите, если поставите “Лайк” и ПОДПИШИТЕСЬ на наш канал 🙂
Источник
3 года ребенку: развитие и поведение
Трехлетние дети активно развиваются и физически, и эмоционально, и психически. Они очень многому уже научились, если сравнить с умениями в годик или два. Давайте разберем, что умеет 3-летний малыш, почему в этом возрасте возникает кризис развития и к как с ним справиться, а также с помощью каких занятий развивать трехлетнего ребенка. Многих родителей интересует вопрос, что должен уметь ребенок в 3 года? Безусловно, дети очень разные и их способности тоже несколько отличаются. В первую очередь, эти отличия обусловлены стараниями самих родителей. Сколько времени мы им уделяли и, что именно постарались привить? Но определенный список навыков и умений для этого возраста все, же существует.
Трехлетний малыш — мастер на все руки. Он умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, пить и есть, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем. Умело строит башню из кубиков, складывает мозаику, копает лопаткой песок, может рисовать круги, линии и примитивного человечка, распознает геометрические фигуры, цвета, названия животных, транспорта и еще делает много других полезных и важных дел в жизни.
Особенности возраста
• Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.
• Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).
• Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.
• Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.
• Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.
В развитии трехлетнего ребенка большую роль играет среда, образование и воспитание, нежели наследственность. Поэтому первостепенная педагогическая задача родителей — создавать благоприятные условия для формирования полноценной и здоровой личности. Три года — кризисный возраст, с капризами и негативизмом. Это сложный период в жизни малыша и его родителей.Важно осознавать: в большинстве случаев поведение малыша зависит от установок и эмоционального состояния взрослых.
Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:
• Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
• Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
• Длительно слушать сказки.
• Задавать много вопросов.
• Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
• Рассказывать знакомую сказку по картинке.
• Разучивать стихи и песни.
• Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
• Показывать части тела и знать их назначение.
• Называть себя «я».
• Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
• Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
• Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
• Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
• Считать до трех.
• Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
• Собирать игрушки из 4-6 деталей.
• Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
• Рисовать по своему замыслу.
• Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
• Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
• Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
• Использовать носовой платок.
• Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.
Дети в 2-3 года быстро устают, они отвлекаются, долго не могут сосредотачиваться на одном предмете, поэтому занятия должны быть короткими со сменой деятельности. Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. На третьем году жизни его игры становятся более интересными и насыщенными. И если в предыдущем возрастном периоде кроха играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.
Словесно выраженная цель начинает предвосхищать действия ребенка: «Сейчас построю башню», – говорит он и начинает выполнять задуманное.
Внимание становится более устойчивым. Малыш при участии взрослых может заниматься одним делом в течение 15-20 минут. Главное, чтобы это занятие нравилось ему. Потому что пока ваш кроха может заниматься только тем, что ему интересно.
Как же родители могут способствовать наилучшему развитию своего ребенка? Ну, конечно, играя с ним! Игры обеспечивают малышу хорошее настроение, помогают ему накапливать жизненный опыт, знания о предметах и их свойствах, способствуют развитию эмоциональности, воображения и творческих способностей. В игре у ребенка развивается внимание, память, мышление, расширяются возможности воспитания его нравственных качеств. Во время игры дети учатся добиваться поставленной цели, встречаются с различными затруднениями, требующими различных умений и сообразительности.
Общие советы по организации совместных игр-занятий с ребенком:
• Чередуйте активные и бурные игры с более спокойными занятиями.
• Побуждайте ребенка проявлять в играх активность.
• Не требуйте от ребенкажелаемых результатов: главный результат – это то удовольствие, которое вы вместе получаете от совместной игры.
• Закончив совместную игру, переключите ребенка на самостоятельное занятие.
• Периодически повторяйте игры, в которые вы уже играли с ребенком, постепенно усложняя их содержание.
Существует множество интересных занятий, которые вы можете проводить дома с пользой для ребёнка.
Развиваем воображение
Что можно сделать с ватными шариками?
Слепить из нескольких маленьких шариков один большой шар.
Пересчитывать их.
Удерживать их на разных частях тела – голове, на плече или на носу.
Ходить, зажав шарики между пальцами ног.
Положив их на стол, стараться их сдуть.
Изучаем цвета
Выберите любой цвет, например красный, и сложите в емкость несколько вещей такого цвета. Назовите цвет игрушки, когда просите передать вам ту или иную вещь.Например: «Дай мне, пожалуйста, красный мячик».
Если ребенок протягивает вам красную машинку,скажите: «Спасибо большое за красную машинку, давай поищем красный мячик. А вот и он».
Когда ребенок научиться распознавать один цвет, то положите в емкость предметы двух цветов. И продолжайте играть. Эта игра позволяет малышу научиться распознавать цвета.
Учим распознавать звуки.
Помогите малышу научиться распознавать звуки, которые его окружают. Прислушайтесь как тикают часы, попытайтесь им подражать. Ходите по квартире и прислушивайтесь к различным звукам. Сами можете стать их источником – открывайте, закрывайте двери, стучите друг об друга деревянными ложками, наливайте в стакан воду. Поиграйте с ребенком в игру: «Какой звук сейчас слышишь?».
На третьем году жизни любимыми играми детей становятся сюжетно-ролевые игры. Ребенок уже воспроизводит не отдельные действия, как раньше (кормил куклу, укладывал её спать,а связывает их в единую сюжетную линию и объединяет игровым мотивом: ухаживает за «дочкой» (куклой, готовит ей еду, ходит с ней гулять и т. д.
Ребенок копирует поведение взрослых, перевоплощаясь то в маму (готовит обед, то в папу (чинит машину, в воспитательницу, доктора (ставит градусник, шофера (ведёт машину, продавца (продает товары, повторяя подмеченные позы, жесты, мимику и речь. Родители, наблюдая за игрой ребенка, иной раз могут увидеть себя со стороны. (Так что постарайтесь быть достойным примером для подражания).
Игры обеспечивают малышу хорошее настроение, помогают ему накапливать жизненный опыт, знания о предметах и их свойствах, способствуют развитию эмоциональности, воображения и творческих способностей. В игре у ребенка развивается внимание, память, мышление, расширяются возможности воспитания его нравственных качеств. Во время игры дети учатся добиваться поставленной цели, встречаются с различными затруднениями, требующими различных умений и сообразительности.
Развитие ребенка 3 лет невозможно представить без двигательной активности. Подвижные игры в этом возрасте должны быть понятными, с каким-то незатейливым сюжетом, перевоплощением в животных, птиц, сказочных героев. Подвижные игры дают не только хорошую физическую подготовку, но также учат ребенка логически мыслить, анализировать ситуации, фантазировать. Командный дух в этом возрасте дети еще не осознают, но уже способны взаимодействовать со сверстниками.Для организации подвижных игр можно использовать спортинвентарь: мячи, скакалки, обручи, кегли, веревки, шесты и т. д. Активные игры можно проводить в помещении и на свежем воздухе.
Что такое “кризис трехлетки”?
Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.
Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.
Основными признаками «кризиса 3 лет»являются:
1. Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
2. Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
3. Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
4. Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
5. Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
6. Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
7. Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.
Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.
Проявление криза в 3 года нужно принять как данность. При правильном поведении родителей кризис со временем бесследно пройдет
Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.
Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей,родителям можно посоветовать следующее:
• Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
• Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
• Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
• Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
• Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
• Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
• Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.
Источник