Первый год жизни ребенка познавательно речевое развитие

Александра Петченко
Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста

Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста.

Цель: Обобщить теоретические и практические знания по обогащению словаря в раннем возрасте.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через НОД, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным, нужно уделять большое внимание развитию речи малыша. Именно в раннем возрасте наиболее благоприятная среда для закладывания основ грамотной, четкой речи. Поэтому задача обогащения словаря и активизация речи детей должна решаться ежеминутно.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

• Наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательско-поисковая деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

На занятиях с сюжетными игрушками даю детям предметы разных размеров, цветов, обращаю внимание на сходство и различие. На занятиях обогащаю словарь существительными (предметы в комнате и вне ее, прилагательными (признаки предметов – величина, цвет, глаголами (спит, сидит, лежит, предлогами (в, на, чашка на столе, чай в чашке). Для этого даю изображения одинаковых предметов, но отличающиеся по цвету (ведро красное и синее, по размеру (яблоко большое и маленькое, по состоянию (собака лежит и сидит). Заменяю звукоподражательные слова общеупотребительными (киска – кошка). Учу называть предметы во множественном числе (мяч – мячи, предметы окружения в естественной среде и на картинках, узнавать и называть людей на картинках разного пола и возраста.Отвечать на вопросы: Кто? Что? Какой? Как? Кому? Кого? Подсказываю поводы для обращения (кошка грустная, спросите, что случилось? Пригласите в гости).

Особое место занимают игры с куклой,которые провожу в определенной последовательности: «Устроим кукле комнату», «Уложим куклу спать», «Кукла проснулась», «Девочка чумазая», «Постираем платье».

Кукла участвует на занятиях и приходит в свободное время, катаем ее на машине, строим дом, присутствует при приеме пищи.

Детям стараюсь ежедневно читать уже знакомые или новые произведения художественной литературы, а так же любые другие хрестоматии и книжки, адресованные детям младшего дошкольного возраста. В многочисленных сборниках литературы даны произведения,которые сделают общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня более содержательным: при умывании, приеме пищи, во время игры, при подготовке ко сну, на прогулке, также и шуточные стихи. На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегают маленькие ножки (топ-топ-топ). Во время обеда читаю потешку для тех,кто плохо кушает:

Это – ложка,

Это – чашка.

В чашке – гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала –

Кашки гречневой не стало!

При умывании закрепляются слова: холодная, теплая, льется. При укладывании спать пою детям колыбельные, на прогулке часто поем «Ладушки, ладушки…», «Вышла курочка гулять» и т. д. Дети начинают петь песенки не только выученные в группе, но и домашний репертуар.

При одевании на прогулку закрепляю названия одежды и её цвет.

Так же важно правильно организовать наблюдение за трудом взрослых на прогулке, чтобы максимально использовать наблюдаемые объекты для развития различных сторон речи.

В моей младшей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас.

Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Сенсорное развитие – это большой источник обогащения словаря.

Оформила уголок сенсорики,использую игры: «Лото», «Парные картинки», «Больше-меньше», «Цветочная поляна», «Пирамидка», «Вкладыши» и т. д.

Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи, музыкальный слух и так далее. Для этого я делаю пособия, помогающие ребенку лучше ориентироваться, разбираться в предметах.

Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Я объясняю родителям, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. Я знакомлю родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

«Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку,

«Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).

Игры на обогащение словаря ребёнка:

«Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т. д. ,

«Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).

Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку – это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве.

В заключение еще раз напомним о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

Источник

Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи  у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи — важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных — «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  • Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  • Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  • Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  • Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.

  • Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  • Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».
  • Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  • Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  • Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.

Источник

Особенности познавательно-речевого развития детей раннего         возраста

Проблема развития познавательной деятельности – одна из самых актуальных в современной педагогике. В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к раннему возрасту ребёнка. Человечество как будто заново открыло его уникальность: слабость и несовершенство данного периода по сути являются его силой и представляют безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности. Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей» [ 6 , с. 7.]

Для работы с детьми наиболее целесообразным считается такое деление развития ребёнка на периоды, при котором учитывается совокупность его анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания, обучения.

Возрастные периоды детства делятся на:

  • период новорожденности (первые две-три недели жизни);
  • грудной возраст (до года);
  • ранний, или ясельный, возраст (от 1 года до 3 лет);
  • дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);
  • школьный возраст:

младший (от 7 до 10 лет),

средний (от 11 до 14 лет),

старший – подростковый (от 14 до 18 лет).

Ранний возраст (1 -3 года) – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. Основоположники отечественной педагогики раннего детства – профессора Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская – считают: чем моложе и беспомощнее ребёнок и чем выше потенциальный темп развития, тем большую роль играют педагогические воздействия взрослого.

Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития, формирования мышления, речи, памяти, воображения, внимания, ориентировки в окружающем, обогащение разнообразными впечатлениями. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр и занятий детей, их самостоятельной деятельности, направляемой взрослыми, во время прогулок, в процессе ухода за детьми и т.д. [ 8 , с. 6 .]

Среди всех психических процессов главную роль в раннем возрасте играет восприятие. Именно оно определяет функционирование и развитие всех познавательных процессов. Появление разнообразных действий с игрушками способствует ориентации ребёнка на различные свойства предметов, главными из которых сначала являются форма и величина.

Когда ребёнок становится старше, процесс восприятия, оставаясь по-прежнему активным, становится внутренним, в основном только в сознании ребёнка, в результате превращаясь в умственное действие. Если ребёнка не обучать специально, восприятие долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения различными видами деятельности (рисованием, конструированием, полноценным усвоением знаний в начальной школе).

Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с предметами приводят к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.

По мере овладения речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребёнку действия или предметы: «Возьми чашку», «Принеси куклу». Ребёнок может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней. Дети раннего возраста способны выполнять интересную для них деятельность в течение 8-10 минут, но всё-таки испытывают трудности в переключении и распределении внимания.

Память ребёнка, как и внимание непроизвольна. Дело в том, что малыш не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить или припомнить. Эти процессы происходят независимо от его воли и сознания. Ребёнок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно, привлекательно. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение. Кроме того, бурное развитие получает словесная память.

Разнообразные впечатления, которые появляются на втором году жизни, выступают предпосылками становления и развития воображения.

В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет признаки.  Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребёнком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь малыш ещё не умеет действовать в плане представлений, то есть возникает наглядно-действенное мышление.

В возрасте 1 – 3 лет начинают складываться мыслительные операции. Они проявляются в различении и сравнении признаков: формы, величины, цвета. Различение требует анализа предметов и установления их сходства и различия. Развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с практической деятельностью и освоением речи. Второй год жизни является решающим в развитии речи детей.  В этот период появляется самостоятельная речь.

Познавательная сфера ребёнка раннего возраста активно пополняется новой информацией о предметах, явлениях и событиях ближайшего непосредственного окружения. В результате целенаправленного руководства деятельностью детей, общения с ними, а также специального обучения их познавательное и умственное развитие к началу третьего года жизни достигнет уровня, обеспечивающего практическую ориентировку ребёнка в предметах и явлениях ближайшего окружения, понимания речи взрослых, способность регулировать свои действия по слову в процессе речевого общения со взрослыми. Для развития познавательной активности нужно обогащать жизнь детей раннего возраста новыми впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования. Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.

Источник