Первые признаки аутизма у ребенка 2 года

Первые признаки аутизма у ребенка 2 года thumbnail

Гимранов Ринат Фазылжанович

Невролог, нейрофизиолог, стаж – 33 года;

Профессор неврологии, доктор медицинских наук;

Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 9 февраля, 2020

Обновлено: 25 марта, 2021

Аутизм – патологическое состояние, которое отражается на восприятии человеком окружающего мира. В зависимости от тяжести протекания, проявления могут быть незаметными, не мешают социализации и жизни в обществе. В тяжелых формах приводят к развитию интеллектуального отставания и полной самоизоляции от действительности.

При этом ранние первые признаки аутизма можно заметить уже в 2 года, дети-аутисты, у которых проблема выражена достаточно серьезно, заметно отличаются от сверстников по своим реакциям на раздражители, обычные бытовые моменты.

Причины возникновения аутизма

Истинные причины патологии пока так и не уточнены. Но врачи уже выделяют определенные факторы, повышающие риск развития диагноза у малышей.

Причины возникновения проявлений аутизма у детей 2-х лет:

  • наследственная предрасположенность, которая у малышей проявляется сильнее, чем у родителей;
  • гормональные нарушения со стороны эндокринных желез мозга (эпифиз, гипофиз);
  • поражение ЦНС в период беременности или впервые месяцы жизни;
  • стресс, в 2 годика это может стать посещение детского сада, прививка;
  • интоксикация ртутью и другими тяжелыми металлами, нейротропными токсинами;
  • химическое отравление матери в период беременности;
  • необоснованный прием антибактериальных препаратов в первый год жизни;
  • заболевания вирусной или бактериальной природы, затрагивающие мозг.

Развиться, аутичные черты и признаки у ребенка 2 лет способны даже при воздействии единичного фактора. Наибольшее значение придают наследственности. Сочетание нескольких триггеров отягчает течение и коррекцию патологии.

Когда у ребенка из группы риска находят подозрительные симптомы, они не всегда говорят о непоправимой болезни. При правильной терапии, детки, в большинстве своем, перерастают такие особенности. И, взрослея, социализируются в обществе.

Учитывая возраст, дебют аутического расстройства нередко сочетается с эпизодом вакцинации, которая к тому же является и психологическим стрессом. Такое совпадение стало поводом для лженаучной статьи, давшей начало антипрививочному движению.

Как определить аутизм у ребенка в 2 года: симптомы

Как проявляется аутизм у ребенка до и после 2-х лет, какие аутичные черты и признаки станут заметны, предугадать невозможно. И в этом заключается основная проблема раннего выявления проблемных деток.

При типичном течении, отмечается регрессия социальных и когнитивных навыков, которые были сформированы к возрасту 1,5-2,5 лет. В то же время, встречаются атипичные варианты патологии. Они носят характер поведенческих или психических расстройств.

Характерные симптомы и признаки детского аутизма в 2 (два) года:

  • Проблемы с речью в легкой или сильной степени выраженности. Малышу не интересно общаться с окружающим миром, поэтому он не стремиться запоминать больше слов, обращаться с фразами к окружающим. О себе говорит в 3-м лице. При этом может повторять достаточно сложные слова, услышанные один раз случайно.
  • Избегает, не ищет эмоционального контакта, близости с родственниками и постоянными окружающими. Ребенок не любит сидеть на руках, плохо переносит, когда его трогают, проявляют интерес, внимание. Сам не выделяет в общении мать и отца перед остальными, контактирует с людьми на одном уровне доверия.
  • Отсутствуют игровые действия, “положенные” по возрасту. Из-за отсутствия абстрактного мышления, малыш не может представить и проиграть ту или иную ролевую модель. Ему не интересны игрушки в целом, однако иногда привязывается к конкретной вещи и везде носит ее с собой.
  • Нежелание социализироваться. Они не хотят или перестают играть с другими детьми, не испытывают интереса к новым людям. Если их заставлять взаимодействовать, пробуют прятаться и убегать.
  • Приступы агрессии в случае неудачи задуманного, истерики. Эмоциональный негативизм направляется как на самого себя, так и на окружающих.
  • Чрезмерная реакция на внешние изменения. Дети с аутичными чертами способны зацикливаться на одном виде деятельности надолго. Их раздражают малейшие перемены вокруг, особенно тяжело они переносят смену режима дня, окружающей обстановки.

Описанные выше симптомы могут как иметь место с самого рождения, так и развиться впоследствии.

Соматическая патология

Кроме особых повадок 2-летнего ребенка, больного аутизмом, косвенные признаки у больных мальчиков и девочек могут проявляться и на телесном уровне:

  • сниженный иммунитет (слабая реакция на Манту, рецидивные инфекции);
  • чрезмерно острое или притупленное сенсорное восприятие;
  • синдром раздраженного кишечника;
  • судорожные припадки (сходны с эпилепсией);
  • нарушения в работе поджелудочной железы (медленнее усваивается глюкоза);
Читайте также:  Золотистый стафилококк у ребенка 2 года в кале лечение

Вышеперечисленные признаки, появившиеся у ребенка в 2 года, не говорят о том, что он аутист с точностью 100%. Они указывают на необходимость дополнительных исследований.

Особенности лечения

Распознавая аутизм у ребенка до 2 лет, врачи определяют, как аутист реагирует на мир, на какой стадии находится заболевание по симптомам и основным признакам. Затем подбирают корректирующее лечение в подходящих для малыша условиях.

Это сложная процедура, так как диагностика основывается на психофизиологических тестах, составляемых для каждого пациента отдельно. Также изучаются особенности поведения и реакций на действия взрослых, раздражители.

Главная трудность борьбы с аутизмом – отсутствие внешней выраженности, по фото не понять, что в 2 года дети-аутисты. Видеозапись гораздо информативнее в этом плане.

Лечение проводится в виде длительной коррекционной психотерапии с вариативной результативностью.

Стоит заранее быть готовым к возможно низким или отсутствующим результатам даже при многолетнем приложении усилий.

Семейная терапия

Основная нагрузка ложится в данном случае на родителей. Поэтому им следует знать заранее об особенностях терапии аутистов:

  • составьте четкий распорядок дня и не отступайте от него;
  • не меняйте обстановку вокруг малыша, даже мелкие изменения способны привести к регрессу;
  • выберите одного специалиста для проведения занятий, смена врача приведет к стрессу и сбросу достижений;
  • постоянное повторение – залог успеха, закрепляйте изученные навыки, новую информацию, отрабатывая их по нескольку раз в день;
  • терапия не ограничивается больницей, ребенку понадобится адаптированный садик, школа, секции;
  • общайтесь с людьми, также проходящими через это, обмен опытом, поддержка, нужны родителям особого ребенка;
  • научитесь отдыхать, растить аутиста, даже с незначительными отклонениями от нормы – трудно.

Благодаря отдыху, удается избежать эмоционального опустошения и сохранить силы. Мама и папа, находящиеся в состоянии стресса или депрессии, негативно влияют на аутиста.

Транскраниальная магнитная стимуляция для лечения аутизма вписывается во все схемы. Бывает, что используются медикаментозные препараты, хоть они и не способны вылечить болезнь. Однако уменьшают патологические проявления за счет улучшения самочувствия малыша и корректировки его поведения:

  • нейролептики для коррекции поведения;
  • ноотропы для лучшего развития коры головного мозга;
  • седативные препараты для установления правильного дневного ритма, устранения проблем со сном;
  • препараты для борьбы с сопутствующими болезнями (кишечник, иммунитет и т.д.).

Нужно быть готовым к тому, что терапия продлиться всю жизнь, будет иметь свои положительные и отрицательные периоды.

Список использованной литературы

  1. Зенков Л.Р. Непароксизмальные эпилептические расстройства. М.: МЕДпресс-информ, 2007; 280с.
  2. Canitano R. Epilepsy in autism spectrum disorders. Eur Child Adolesc Psychiatry 2007;1:61-6.
  3. Gardoni F. MAGUK Proteins: New Targets for Pharmacological Intervention in the Glutamatergic Synapse // Eur J Pharmacol. – 2008. – V. 585. – P. 147-152.
  4. Ремшмидт Х. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение: Пер. с нем. М.: Медицина, 2003;120 с.
  5. Арушанян, Э. Б. Участие мозговой железы эпифиза в регуляции поведения / Э. Б. Арушанян // Мед. вестник Сев. Кавказа. – 2009. – № 4. -С.66-75.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Один из факторов успеха в коррекции РАС ─ выявление проблемы максимально рано. На что следует обращать внимание в поведении и развитии ребенка?

Материалы взяты из статьи “Autism Spectrum Disorders in Infancy and Toddlerhood: A Review of the Evidence on Early s, Early Identification Tools, and Early Diagnosis” (Barbaro & Dissanayake, 2009), а также “Early Identification of Autism Spectrum Disorders: ations for Practice and Re” (Zwaigenbaum et al., 2015).

Часто близкие замечают проблемные моменты в развитии ребенка задолго до того, как будет поставлен неутешительный диагноз (и это только в возрасте четырех-пяти лет). Драгоценное время упущено, а семья истощена многолетним марафоном в попытке самостоятельно перебороть ситуацию. Поэтому так важно выявить признаки РАС как можно раньше и своевременно начать терапию с использованием научно-доказанных методов коррекции. Это особо актуально для группы риска: детей, чьи старшие брат или сестра ─ аутисты, а также тех малышей, развитие которых по результатам скрининга в год не соответствует рамкам нормы. Такая стратегия вмешательства значительно повышает шансы на лучшую адаптацию в будущем. За последнее десятилетие исследователи продвинулись в вопросе изучения раннего обнаружения РАС. В фокус их внимания попали дети в возрасте от 6 месяцев до двух лет. Существует также работы, в которых уже оценивается роль «профилактического» вмешательства, например, направленного на налаживание детско-родительского взаимодействия с целью минимизации тяжести аутистической симптоматики (Green et al, 2013).

Читайте также:  Стоит ли наказывать ребенка в 2 года

Мы не будем вдаваться в подробности научных методов и статистического анализа, а просто представим четыре вывода, следующих из подборки исследований по этой тематике.

Вывод №1: клинические признаки РАС очень неоднородны.

Это значит, что РАС подразумевает многообразие всего и вся: 1) причин и условий возникновения; 2) особенностей нейробиологии; 3) характера старта и дальнейшей траектории; 4) уровней и темпов когнитивного и речевого развития; 5) степени адаптации; 6) комбинаций с другими расстройствами и болезнями. С учетом этого не удивительно, что в раннем возрасте признаки аутизма разнятся. Некоторые уже в шесть месяцев демонстрируют низкую заинтересованность в контакте с окружающими, другие же испытывают трудности при овладении речи и постепенно теряют навыки общения в течение второго года жизни.

Вывод №2: есть данные о том, что более низкие уровни социального взаимодействия и внимания, а также наличие повторяющихся действий с предметами, странных телодвижений и проблем по части контроля эмоциональных реакций являются маркерами РАС для детей возрастом от одного до двух лет.

Это, как следует из пункта выше, может выглядеть по-разному. Например, двухлетний Петя часами напролет крутит колеса машинок, не отзывается на свое имя и избегает телесного контакта даже со значимым взрослым. А Вася неестественно взмахивает руками и «взрывается» по незначительным или неясным, с точки зрения окружающих, причинам. Так или иначе, наличие тревожащих поведенческих проявлений ─ серьезный повод проконсультироваться у специалиста по РАС и другим нарушениям развития.

Опишем маркеры более подробно.

Уровень навыков социального взаимодействия и внимания

Какие именно особенности указывают на связь с РАС?

  • Ребенок значительно реже сверстников реагирует на свое имя.

Это значит, что он не просто игнорирует зовущего, когда занят чем-то увлекательным, а систематически редко и слабо отвечает в разнообразных условиях: не замирает, не смотрит и не поворачивает головы, не подходит и т.п. По результатам опросов такое поведение для многих родителей становится первым звоночком. В некоторых исследованиях отсутствие реакции на имя указывается в числе надежных маркеров аутизма. Другие исследователи утверждают, что эта особенность позволяет выделить группу с признаками РАС среди нормотипичных сверстников и других детей с прочими задержками и расстройствами развития.

  • Ребенок существенно реже смотрит на социальные стимулы (и следит за их перемещением).

Что имеется в виду? Ребенок второго года жизни предпочитает рассматривать, например, геометрические фигуры и узоры, а не детей на площадке, выражения на лицах, в меньшей степени обращает внимание на действия и жесты других людей.

  • Ребенок реже проявляет навыки разделенного внимания и использует жесты в общении.

Страдают навыки разделенного внимания. Малыш не направляет взгляд на объект, на который указывает или смотрит другой. Не переводит внимание с объекта на человека и обратно. Не пытается направить внимание другого на что-либо, издавая звуки и применяя жесты. Также в норме большинство детей к восемнадцати месяцам общаются целым набором простых жестов (от двух десятков). У детей с признаками РАС наблюдается скудная жестикуляция или ее отсутствие, а также, начиная с возраста в пятнадцать месяцев, заметно более медленный темп освоения новых жестов. Всё это приводит к речевой задержке.

Повторяющиеся действия с предметами

Еще один дифференциальный маркер РАС для детей от года и старше ─ однообразные, нефункциональные манипуляции объектами. Например, такой ребенок, если дать ему стаканчики, будет их раскручивать, возможно выстраивать в линию, вращать, при этом очень пристально разглядывать. Его сверстники обычно используют стакан иначе: пытаются из него попить, положить/налить что-то, зачерпнуть и т.п.

Далее речь пойдет о предполагаемых маркерах, требующих дополнительных исследований.

Читайте также:  Посидеть с ребенком 2 года

Нетипичные телодвижения и развитие моторики на втором году жизни

Частые повторяющиеся движения и позы, например, взмахи руками, шевеление пальцами, странная манера двигать ногами и руками во время ходьбы могут быть признаками аутизма. Часть исследований сообщает, что задержка навыков крупной и мелкой моторики у шестимесячных младенцев имеет связь с последующим развитием по аутистическому сценарию. В любом случае, трудности в моторной сфере требуют пристального мониторинга, однако эти проявления могут быть следствием других причин.

Сложности регулирования эмоциональной сферы

По некоторым данным двухлетние дети, входящие в группу высокого риска, демонстрируют два типа эмоционального реагирования. Ребенок с профилем первого типа менее склонен радоваться социальным формам подкрепления. Ему не так важны похвала, улыбки, различные виды положительного телесного контакта. Во втором варианте преобладают отрицательные эмоциональные реакции, а также обнаруживаются серьезные сложности контроля внимания и поведения.

Вывод №3: пока не определены надежные поведенческие маркеры РАС для детей младше года.

Ряд факторов объясняет такое положение вещей. Младенцы развиваются по-разному: социальные и когнитивные навыки формируются с ощутимым разбросом по времени. Кроме того, сама экспериментальная методология не всегда позволяет определить, является ли то или иное отличие от сверстников предиктором аутизма и(ли) отличительным признаком РАС. К тому же, классические симптомы, принятые в диагностике, могут быть завязаны на более поздние этапы созревания нервной системы. Поведение радикально меняется с возрастом. То, что мы видим в шесть месяцев, преобразуется, становится основой для совершенно иных, более сложных форм поведения. Нельзя точно сказать, насколько ранние маркеры будут соответствовать симптомам в 2-3 года. Что говорит наука? Периодически публикуются результаты по младенческим выборкам, иногда противоречащие друг другу. В ряде исследований, например, перечисляются признаки для второго полугодия жизни: дефициты зрительного контакта и отклика на имя, нетипичные сенсорные виды поведения, повторяющиеся действия и странные движения, иная картина использования жестов в общении. В другой работе сообщается, что дети с аутизмом в возрасте двух-шести месяцев постепенно все реже и реже смотрят на лица. Однако данные окулографии проблематично соотнести с поведенческими признаками, наблюдаемыми родителями и клиницистами. Таким образом, четких маркеров пока не выявлено. Но мы можем и обязаны следить за тем, насколько ребенок осваивает основные вехи в области моторики, речи, предметных операций, социальных навыков и эмоциональной сферы.

Вывод №4: Динамика развития может указать на РАС

Под «динамикой» имеется в виду интенсивность, темп и направление развития навыков и поведенческих изменений. Данные о динамике более информативны, чем одиночные срезы. Полагается, что траектория раннего развития (навыков зрительного восприятия, речи и т.п.) у детей с РАС отличается. Очень часто можно увидеть, что формирование навыков, когда-то соответствующее нормам, глобально замедляется после первого года жизни. Также характерна нетипичная картина социального развития: в период от года до полутора дети всё реже улыбаются другому человеку, отзываются на имя, поддерживают зрительный контакт и используют вокализации для общения.

Подытожим. Если ваш сын или дочь в тех или иных аспектах (речь, игра, моторика, интересы, взаимодействие, проблемное поведение) разительно отличается от сверстников или же входит в группу риска (поздний ребенок, наличие близких родственников с аутизмом), обязательно проясните ситуацию. Не полагайтесь на мантры из оперы «Перерастет» и «Сын бабы Нади заговорил в пять лет». По возможности обратитесь не к участковому педиатру, а сразу к профильному специалисту, владеющему соответствующими диагностическими инструментами. Даже если к последнему выстроилась очередь, вы можете сделать очень много всего до консультации! Очень важно заранее собрать информацию не только медицинского плана.

  • Запишите на видео показательные моменты: как именно ребенок играет сам, реагирует на свое имя и различные ситуации социального взаимодействия (требования, телесный контакт, отказ в желаемом и прочее).
  • Начните вести записи об эпизодах агрессии, самоповреждения и других проблемных видах поведения. Укажите, что конкретно делал ребенок, время и длительность эпизода, предшествующие обстоятельства и последствия.
  • Посчитайте, сколько слов и жестов понимает, а сколько использует.
  • Зафиксируйте просьбы: что просил, сколько раз в день, как именно просил.

Подготовьтесь к приему, вооружившись списком вопросов, медицинскими и поведенческими данными. Это ускорит процесс и своевременно откроет доступ к квалифицированной помощи.

Источник