Первичные обследования уровня развития ребенка

Первичные обследования уровня развития ребенка thumbnail

Карта первичного психологического обследования.

Блок № 1

Когнитивные процессы

Инструкция

Баллы

Заключение

1.

Память

Первое объяснение. “Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?”
Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами. Затем он продолжает инструкцию (второй этап).
Продолжение инструкции. “Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили,— все вместе, в любом порядке”.
Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: “Еще раз”.

стол

вода

кот

лес

хлеб

брат

гриб

окно

мед

дом

1

2

3

4

5

Методика «10 слов»

(приложение №1)

2.

Внимание

По сигналу “Начали” расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в пустые фигуры (ячейки). Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу “Стоп!” расставлять знаки прекратите”.

Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды “Начали!” и “Стоп!”

Методика Пьерона – Рузера

Приложение № 2 (1-4 класс)

Приложение № 3 (5-9)

3.

Мышление

Методика «Четвертый лишний»

Приложение № 4

Приложение № 5

1-3 кл (приложение №4)

«Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу».

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, название
предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы.

4-9 кл (приложение № 5)

Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

№ задания

ответ

комментарии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Блок № 2

Мотивационная

сфера

1.

Тест «Мотивационная готовность» (для 1 классов) Приложение № 6

Инструкция:Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше.

2.

Методика исследования мотивации учения. (2-4 классы)

Приложение № 7

Инструкция: Сейчас я прочитаю тебе рассказ.  После прочтения каждого рассказа, психолог выкладывает карточку с рисунком. После этого психолог задаёт вопросы и дети последовательно осуществляют три выбора, что отмечается в протокол.

Выборы

Мотивы, №

1

2

3

4

5

6

I выбор
 

II выбор
 

III выбор
 

3.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой. (5-9 классы)

Приложение № 8

Инструкция:Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше.

Блок № 3

Эмоционально-личностная сфера

1.

Методика “Незаконченные предложения”

Приложение № 9

Процедура проведения: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро.

Инструкция для ребенка: “Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову”.

1

Отношение к отцу

13, 21

2

Отношение к матери

8, 24

3

Отношение к себе

3, 4, 7, 10, 12, 18, 27, 29

4

Отношение к сверстникам

2, 22, 26, 30

5

Отношение к школе

1, 16, 19, 23

6

Страхи и опасения

5, 6, 9, 11, 14, 15, 17, 20, 25, 28

2.

Методика «Лесенка»

(исследование самооценки)

Приложение № 10

Инструкция. Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших Детей, чем выше — тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже — еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа? воспитательница?

Читайте также:  Детские центры развития ребенка в уфе

Способ выполнения задания

Тип самооценки

1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Неадекватно завышенная самооценка

2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Завышенная самооценка

3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Адекватная самооценка

4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Заниженная самооценка

 Заключение ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Бланки для первичного обследовани я детей

Скачать:

Предварительный просмотр:

Понимание обращенной речи

Понимание существительных

3 года

4 года

Покажи

Куклу

Стол

Мяч

Игрушку

Посуду

Одежду

Понимание глаголов

3 года

4 года

Посади мишку

Прокати мяч

Брось мяч

Покорми куклу

Понимание простых предлогов

3 года

4 года

В

НА

ПОД

У

С

ПО

ДО

Понимание единственного и множественного числа имён существительных и глаголов

3 года

4 года

МЯЧ-МЯЧИ

СТОЛ-СТОЛЫ

СТУЛ-СТУЛЬЯ

МАШИНКА-МАШИНКИ

ГРУША-ГРУШИ

СИДИТ-СИДЯТ

ПЬЁТ-ПЬЮТ

Понимание рода прилагательных и существительных

3 года

4 года

КРАСНАЯ

КРАСНОЕ

КРАСНЫЙ

Понимание инструкции

3 года

4 года

ОДНОСТУПЕНЧАТЫЕ

ДВУСТУПЕНЧАТЫЕ

  1. Общее звучание речи

3 года

4 года

Разборчивость:

– нормальная

-достаточная

-снижена

-речь смазанная, нарушенная

-речь мало понятная для окружающих

Дыхание:

-свободное

-затруднённое

-поверхностное

-неглубокое

-неровное

-грудное

-ключичное

-нижнедиафрагмальное

-ротовой выдох сформирован/ не сформирован

-носовое дыхание затруднено

-носовое дыхание отсутствует

Речевой выдох:

– достаточный

-укороченный

-речь на вдохе

Голос:

-норма

-высокий

-низкий

-громкий

-тихий

-затухающий

-монотонный

-маломодулированный

-отклонения тембра

-глухой

-сдавленный

-сиплый

-дрожащий

-наличие носового оттенка

-дисфония

Темп:

-нормальный

-ускоренный

-быстрый

-замедленный

-тахилалия

-брадилалия

Ритм:

-нормальный

-дисритмия

-растянутый

-скандированный

Зависит от проявления гиперкинезов

-запинки

-заикание (степень, форма)

  1. Строение и подвижность органов артикуляционного аппарата

3 года

4 года

Мимические движение:

Поднять брови

Наморщить лоб

Прищурить глаза

Надуть-втянуть щеки

Сглаженность носогубных складок

Губы:

Улыбка

Трубочка

Зубы:

Язык (каждое движение выполнять по 3 раза):

-широкий, удержание (на нижней – верхней губе)

-узкий: влево-вправо

-широкий: вверх-вниз

-«цоканье»

-«щёлканье»

Характеристика движений:

– объём (полный, неполный)

-точность (сохранна, нарушена)

-тонус (сохранён, повышен, понижен)

-темп (нормальный, медленный, быстрый)

-переключаемость (нормальная, замедление темпа, замены движений)

– тремор (увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение)

Прикус

Твёрдое нёбо

Мягкое нёбо

  1. Состояние звукопроизношения

Звуки

замена

смешение

искажение

постановка

автоматизация

дифференциация

а

и

у

о

ы

я

ю

е

ё

б-п-м

в-ф

д-т-н

г-к-х

й

с

с’

з

з’

ц

ш

ж

щ

ч

л

л’

р

р’

  1. Слоговая структура слова

3 года

4 года

Повторение:

КАША

КРЫША

МАШИНА

БАБОЧКА

МАТРЁШКА

ПУГОВИЦА

СНЕГОВИК

ПОЛОТЕНЦЕ

ВЕЛОСИПЕД

ЛЯГУШКА

Называние картинок:

САМОЛЁТ

КАСТРЮЛЯ

СОБАКА

АВТОБУС

КОРАБЛЬ

КАРАНДАШ

ЧЕРЕПАХА

АКВАРИУМ

СКОВОРОДА

Характеристика слоговой структуры речи:

3 года

4 года

-норма

-негрубые дефекты

-структура нарушена:

  • Пропуски звуков, слогов
  • Персеверации (отсроченное повторение)
  • Итерации (добавление)
  • Перестановка звуков, слогов
  • Парафазия (замены)
  1. Фонематический слух

3 года

4 года

Па-ба

Та-да

Ка-га

Ба-па

Да-та

Га-ка

Бак-мак

Рак-лак

Сабля-цапля

Бочка-почка

Мишка-мышка

Зуб-суп

Характеристика фонематического слуха:

3 года

4 года

-сохранный

-развит достаточно

нарушен

  1. Языковой анализ и синтез

3 года

4 года

Выделение гласного звука из ряда предложенных:

А, м, у, с, а, п, и

А, у, ы, у, п, л, о

Выделение заданного звука в словах:

Есть ли звук «М» в словах?

ДОМ

КОТ

МАМА

СУК

СУМКА

НОСОК

МЫЛО

САНКИ

Характеристика языкового анализа и синтеза:

-сформированы

-сформированы слабо

-не сформированы

  1. Грамматический строй речи
Читайте также:  Задержка в развитии речи у ребенка называется

Использование простых предлогов в отчёте и при выполнении действий по инструкции:

3 года

4 года

В

НА

ПОД

ЗА

ИЗ

С

СО

У

Образование существительных во множественном числе:

3 года

4 года

СТОЛ-СТОЛЫ

СТУЛ-СТУЛЬЯ

ЖДОМ-ДОМА

КАРАНДАШ-КАРАНДАШИ

МЯЧ-МЯЧИ

ЧАШКА-ЧАШКИ

ПЧЕЛА-ПЧЁЛЫ

Употребление имён существительных множественного числа в Р. падеже:

3 года

4 года

КАРАНЛАШ – КАРКНЛАШЕЙ

НОЖИ-НОЖЕЙ

ВЕДРО-ВЁДРА

ГНЕЗДО-ГНЁЗДА

МЯЧИ-МЯЧЕЙ

СТУЛЬЯ-СТУЛЬЕВ

РЫБЫ-РЫБ

Согласование существительных М., Ж., Ср. рода с прилагательными – зелёный, красный

3 года

4 года

ЛИСТ КАКОЙ?

ЛАМПА КАКАЯ?

ДЕРЕВО КАКОЕ?

ЯБЛОКО КАКОЕ?

ГРУША КАКАЯ?

ЗОНТ КАКОЙ?

Характеристика грамматического строя речи:

3 года

4 года

-сформирован

-сформирован недостаточно

– не сформирован

8. Лексика

Предметный и глагольный словарь:

3 года

4 года

Что это? (картинки по темам):

-игрушки

-посуда

-одежда

-обувь

-мебель

-домашние животные

-дикие животные

-фрукты

-овощи

Называние частей тела, предметов:

-кукла (голова, руки, ноги, туловище, нос, глаза, подбородок…)

-стул (спинка, сидение, ножки)

– чайник (крышка, донышко, ручка, носик, стенки)

Кто как голос подаёт?

-кошка

-собака

-лягушка

-корова

-утка

-петух

-гусь

-свинья

Обобщающие слова:

-игрушки

-посуда

-одежда

-обувь

-мебель

-домашние животные

-дикие животные

-фрукты

-овощи

Антонимы:

Длинный-короткий

Чистый-грязный

Холодный-тёплый

Больной-здоровый

Сухой-мокрый

Тихо-громко

Широкий-узкий

Высокий-низкий

Толстый-тонкий

Полный-пустой

Близко-далеко

Сладкий-горький

Объём словаря:

-соответствует норме

– не соответствует норме

Наличие:

Существительных

Глаголов

Местоимений

Прилагательных

Наречий

Числительных

Предлогов

Соотношение активного и пассивного словаря

  1. Словообразование

Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

3 года

4 года

СТОЛ-СТОЛИК

КУКЛА-КУКОЛКА

ЧАШКА-ЧАШЕЧКА

МИСКА-МИСОЧКА

КОЛЬЦО-КОЛЕЧКО

ШАР-ШАРИК

ДОМ-ДОМИК

ГГРИБ-ГРИБОК

Образование названий детёнышей животных:

3 года

4 года

УТКА-УТЯТА

КОШКА-КОТЯТА

ЛИСА-ЛИСЯТА

ГУСЬ-ГУСЯТА

СОБАКА-ЩЕНЯТА

КОЗА-КОЗЛЯТА

Характеристика функций словообразования:

3 года

4 года

-сформирована в соответствии с возрастной нормой

-в стадии формирования

– не сформирована

10. Связная речь

3 года

4 года

Беседа:

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Где ты живёшь?

Как зовут твоих родителей?

Расскажи своё любимое стихотворение.

Какие игрушки ты любишь?

Составление рассказа по сюжетной картинке:

«Дети в лесу»

Когда дети пришли в лес?

Как они одеты?

Что у них в руках?

Что (кого) они видели в лесу?

Что дети принесут из леса домой?

Пересказ:

– У дома была лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые.

– Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!». Шли мимо сарая Таня и Коля, и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как Шарик.

Связная речь:

-соответствует возрастной норме

-требует дальнейшего развития

-не сформирована

Качество рассказа (пересказа)

Уровень необходимой помощи

Источник

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится “сочинять” самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове “тестирование” или “диагностика”, неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования. Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:

проведение диагностики с группой детей;

взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;

использование апробированных на практике диагностических материалов;

легкость в получении результата;

наличие протоколов обследования;

наглядность;

применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Читайте также:  Роль ползания в развитии ребенка

Цель тестирования:

получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;

создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;

обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:

при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;

при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;

при создании предметно-развивающей среды;

для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;

при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.

Полученные данные заносятся в бланк протокола.

Диагностика психического развития детей средней группы

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________

  1. Нарисуй дождик.

hello_html_m35b24de5.png

  1. Соедини точки.

hello_html_m40b97f66.png

3. Заштопай коврики.

hello_html_m30352711.png

4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.

hello_html_89bf416.png

5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

hello_html_3c636c4b.png

1 задание:

высокий уровень – линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;

средний уровень – линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;

низкий уровень – линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время – 2 минуты.

2 задание:

высокий уровень – найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;

средний уровень – найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны;

низкий уровень – соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.

3 задание:

высокий уровень – все выполнено правильно;

средний уровень – допущено 2 ошибки;

низкий уровень – задание выполнено неверно.

4 задание:

высокий уровень – найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции;

средний уровень – допущены незначительные отклонения от инструкции;

низкий уровень – задание не выполнено.

5 задание:

высокий уровень – точное следование инструкции;

средний уровень – найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;

низкий уровень – задание выполнено неверно.

Диагностика психического развития детей старшей группы

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования _________________

Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа________________

1. Помоги рыбкам найти маму.

hello_html_m51163218.png

2. Домики.

hello_html_m467ff5fe.png

4. Найди игрушки.

hello_html_4ced7179.png

hello_html_m18fa7a84.png

5. Какой предмет лишний.

hello_html_5d9141ff.png

Результаты диагностики психоэмоционального развития

Средняя группа______________________ Дата_____________________

Ф.И. ребёнка__________________________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________________

Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»

Инструкция: «Помоги каждой маме рыбке найти её ребёнка и соедини их линией, помни, что мама и ребёнок похожи друг на друга»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»

Инструкция: «Посмотри на домики: у первого домика нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (задание повторяется 3 раза, после этот дети приступают к выполнению»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»

Инструкция: «Помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит и соедини линией»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика сформированности мышления

«Найди игрушки»

Инструкция: «Среди предметов найди только игрушки и обведи их в кружочек»

Итого:________________________________________________________________________

Тест на определения уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Какой предмет лишний»

Инструкция: «Посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связанны, их что-то объединяет, но один здесь лишний, зачеркни его»

Итого:________________________________________________________________________

Примечание:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог_____________________________________________________________

1 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

2 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

ср