Перспективы развития для ребенка

Наталья Борисова
Развитие дошкольника в современном мире
Образование в нашей стране в последнее десятилетие постоянно подвергается критике. Не избежало этой участи и дошкольное воспитание. Его теоретиками и практиками неоднократно отмечалось, что здоровье детей на протяжении дошкольного периода развития ухудшается, что дети заорганизованы, что они не умеют управлять, своим поведением и плохо подготовлены к школе. Социокультурные условия жизни ребенка значительно изменились. В последнее время наблюдается разрыв между поколениями детей и родителей (А. Л. Венгер, В. И. Слободчиков, Б. Д. Эльконин). Ребёнок – это всегда дитя своего времени. В последнее время окружающий нас мир во многом изменился, а так же во многом изменились родители, всё кардинально изменилось. Одной из явных тенденций в воспитании маленьких детей в последнее десятилетие стала мода на раннее развитие. Начиная с 2-3 лет, а то и раньше, родители озабочены тем, чтобы целенаправленно, систематически и как можно раньше развивать своего ребёнка. Во многом этому способствует состояние современного образовательного рынка. Появляется всё больше методик, авторы которых обещают родителям развить у младших дошкольников внимание, память, логическое мышление, научить их читать и считать, при чём всё это очень быстро и очень рано. Проблема развития ребенка в дошкольном возрасте — одна из актуальных в психологии, так как именно на начальных годах жизни человек накапливает ведущие знания и восприятия самого себя, которые являются базисом для его дальнейшего позиционирования себя в системе социального и личностного общения. В первые десять лет жизни психика ребенка проходит такие важные события, с которыми практически не сравнится ни один последующий возраст. Именно в этот период организм ребенка интенсивно развивается. Его росту сопутствует созревание мозга и нервной системы, происходит развитие со стороны психических функций, ребенок в ответственные моменты жизни пытается проявить себя как самостоятельная личность. Важнейшим фактором психического развития и становления как личности, восприятия себя и других, понятие добра и зла, лжи и искренности, в период детства, формируется в результате взаимодействия с родителями и учителями.
Дошкольное детство – это период от 3 до 7 лет. На этом этапе появляются такие психические новообразования, которые позволяют специалистам судить о норме или отклонениях в психическом развития детей. Например, в процессе преодоления кризиса 3-х лет, «Я сам-сама» возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания – самооценка. Сейчас наш современным мир не дает детям полноценно развиваться. Причина этого в настоящее время наши гаджеты телефоны, планшеты, телевизоры, компьютеры, когда подрастает первое поколение «экранных детей» эти последствия становятся всё более очевидными. У детей плохо развита речь, бедна и примитивна. Отсутствие звуковой речи мы можем наблюдать практически у всех современных детей. Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения,они не понимают текста в целом и поэтому им не интересно. Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность.
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей.Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.
Источник
Светлана Гаврилова
О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках ФГОС
Доклад на тему:
«О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках проекта федерального образовательного стандарта».
Методист
МДОУ д/с «Солнышко»
Гаврилова С. М.
2013г.
О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках проекта федерального образовательного стандарта.
«Все мы родом из детства» – эта мысль Антуана де Сент-Экзюпери всё чаще повторяется и педагогами, и психологами, и родителями. В период дошкольного детства во многом складывается мироощущение ребенка, что заметно влияет на его дальнейшую жизнь, и как оно сложится, зависит от качества образования именно в дошкольном детстве.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 года №-273 ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 10 п. 4.1., который вступает в силу с 1 сентября 2013года, дошкольное образование является первой ступенью общего образования.
Содержание дошкольного образования содействует взаимопониманию и сотрудничеству, обеспечивает развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Определяет содержание образования образовательная программа.
К основным образовательным программам относится программа дошкольного образования («Закон об образовании» ст. 12. п. 3.1.). Она разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. (ст. 12 п. 6.).
Педагогический коллектив нашего детского сада строит свою деятельность в соответствии с комплексной общеобразовательной Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой с детьми от 1,6 до 3х лет. Также по этой программе осуществляется музыкальное и физическое воспитание. С детьми от трёх лет работа осуществляется по комплексной программе развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100».
В настоящее время принят проект федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования.
В проект стандарта включены три группы требований. Это требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, требования к условиям ее реализации и требования к результатам освоения программы.
В нашем детском саду разработана основная образовательная программа, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса. Сегодня в программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки. Всё это заложено в образовательные области. Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада и представлены в равной степени.
Содержание программы охватывает следующие образовательные области развития детей :
*коммуникативно-личностное развитие;
*познавательно-речевое развитие;
* художественно-эстетическое развитие;
* физическое развитие.
Решение задач развитияв этих образовательных областях осуществляется в следующих видах деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, музыкальной, изобразительной и др.
При построении образовательного процесса мы используем
комплексно-тематический принцип, который предполагает достижение усвоения образовательного материала не набором отдельных игровых, не связанных между собой приемов, а в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.
Обучение через систему занятий перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу.
-события, описанные в художественных произведениях;
-реальные события, происходящие в жизни детей;
-сезонные явления в природе;
-праздники, традиции.
Решение образовательных задач в процессе воспитание и обучение детей,основывается на 2-х взаимосвязанных частях :
– совместная деятельность взрослого и детей;
– самостоятельная деятельность детей.
ФГТ предусматривают повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, в учебно-воспитательном процессе.
Обладая различными технологиями развития и воспитания ребёнка педагоги нашего детского сада не забывают, что игра- наиважнейшее детское дело. Через игру педагоги развивают память мышление, внимание, речь, воображение, формируют умение подчинятся правилам, умение сотрудничать. То есть решают все образовательные задачи.
В нашем ДОУ создана предметно-пространственная среда, которая обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Создавая её мы старались, чтобы она была содержательно насыщенной; трансформируемой, то есть имеющей возможность изменения; вариативной (разнообразие материалов); а также доступной и безопасной.
Воспитатели проектировали развивающую среду группы, подбирали игры и пособия, наглядный материал, наполняли содержанием развивающие зоны.
Инструктор ФИЗО создавал развивающую среду спортивного зала, консультировал воспитателей по организации физкультурных уголков групп и по вопросу использования нестандартного физкультурного оборудования. Педагог ИЗО создавал развивающую среду изостудии, изготавливал декорации для праздников и театральных постановок, физкультурных досугов и др. Консультировал воспитателей по организации уголков рисования и продуктивной деятельности в группах
Музыкальный руководитель создавал развивающую среду музыкального зала, консультировал воспитателей по организации музыкальных и театральных уголков в группах.
С большим успехом в ДОУ проходят смотры-конкурсы: «Весеннее вдохновение», «Книжный уголок», «Снежный городок», «Лучший цветник».
В учреждении работает команда творчески настроенных, педагогически эрудированных педагогов, способных оказать своим воспитанникам квалифицированную помощь и поддержку, осуществить развитие и воспитание малышей с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей.
25 % Педагогов с высшим профессиональным образованием, 73 % со средним специальным профессиональным образованием.
70 % педагогов прошли курсы повышения квалификации по новым требованиям.
Результатом обучения педагогов на курсах стали позитивные изменения в организации и содержании образовательного процесса, рост методической активности педагогов, расширение взаимодействия с семьей, повышение качества образовательной услуги, что привело к закреплению положительного имиджа детского сада в социуме.
Росту профессионального мастерства педагогов так же способствовали консультаций,семинары и семинары-практикумы,педсоветы по вопросам : «Календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГТ», «Методика проведения мониторинга и оформления его результатов», «Образовательные области в образовательной программе», «Знакомство и изучение Закона РФ «ОБ образовании», «Разработка и внедрение современных образовательных технологий» Для проявления творческой инициативы педагогов проходили смотры-конкурсы.
На базе ДОУ проходили заседания МО воспитателей групп раннего возраста, где педагоги делились опытом своей работы, решали вопросы по проблемам воспитания детей раннего возраста.
Результатом работы по повышению профессионального мастерства педагогов является показатель аттестованных воспитателей:
§ 70 % педагогов аттестовано,из них: 25 % – на первую категорию;12 % – на вторую категорию, 30 % – на соответствие занимаемой должности.
Сегодня с удовлетворением можно отметить, что наше дошкольное учреждение делает всё возможное для успешной профессиональной подготовки педагогов к переходу на стандарты нового поколения.
Оценить достижения ребёнка в каждой возрастной группе в соответствии с интегративными качествами, определёнными ФГТ, позволяет система мониторинга. Мы проводим мониторинг два раза в год (осенью и весной) по одним и тем же показателям, что позволяет выявить динамику освоения программных требований в течение года. Педагоги проводят с детьми беседы, наблюдают за деятельностью и поведением воспитанников, проводят анализ продуктивной деятельности детей. Основной целью системы мониторинга является оценка успешности решения образовательных задач, а также своевременная корректировка и оптимизация форм и методов образовательной работы. Информацию о достижениях каждого ребёнка мы сообщаем родителям.
Коллектив успешно работает с семьями воспитанников: организуем родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации по вопросам воспитания и обучения детей, анкетирование.Привлекаем к совместному проведению мероприятий с детьми : праздники, выставки работ. Стараемся, чтобы родители были не просто зрителями, а активными участниками
Коллектив детского сада с уверенностью смотрит в будущее. Наша деятельность направлена на особый подход пребывания ребенка в детском саду – чтобы все, что окружает детей, вызывало чувство радости и красоты, будило в малыше пусть не бурю, а небольшой такой шторм положительных эмоций. Ребенок вырастет, и кто знает, быть может, обживет, обыграет, обустроит жизнь согласно своим представлениям о гармонии уже следующего поколения.
Источник
Мартынович Раиса Валентиновна
Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития»
Дошкольное образование будущее и перспективы развития.
«Время есть величайший из новаторов», — говорил английский философ Френсис Бэкон. Мир не может стоять на одном месте. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления.Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Перед нами появляются новые задачи, которые необходимо решать в современных условиях.
Дошкольное образование является самой первой общественно – государственной формой. А детский сад – это модель устройства мироздания, в центре которого – развитие человека, ребенка. Дошкольный же возраст является важнейшим период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств.
В Древней Руси детей называли «зёрнышками». В этом был глубокий смысл. Чтобы зёрнышко проросло, дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать.
Я считаю, что содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Сегодня мы, педагоги, чутко реагируем на те изменения, которые происходят в стране. Мне кажется, что именно инновация в ДОУ позволяет обеспечить вариативность образовательного процесса, ориентироваться на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Активное внедрение инновационных технологий позволит обеспечить современное качества образования. Инновационная деятельность создаст условия для духовного развития детей, повышают профессиональный уровень педагогов.
Инновационное учреждение — это учреждение, работающее в режиме развития. Признаками инновационной деятельности являются актуальность проводимой работы, включенность в поисковую деятельность большинства педагогов, эффективность результатов. Инновационным можно назвать учреждение, которое стремится в своей деятельности использовать достижения современной педагогической науки, новые технологии дошкольного образования, где реализуются творческие возможности всех членов коллектива ДОУ.
К примеру, это может быть разработка новой модели будущего детского сада «Сенсорный детский сад» по направлению деятельности социокультурное развитие личности ребёнка средствами здоровьесберегающих технологий. Основной целью которого является – разработка и создание действующей экологически безопасной модели дошкольного образовательного учреждения нового типа через социально – экологический проект, обеспечивающей оптимальный маршрут развития каждого ребенка.
Особый интерес будут представлять – сенсорные маршруты, созданные как на территории детского сада, так и в его помещениях. Каждый маршрут планирует развивать определенный вид восприятия в большей степени с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей. Спланированный общий маршрут “Сенсорного сада” объединит все объекты, расположенные на территории детского сада (тематические площадки, парковые скульптуры, природные объекты, сенсорные центры на групповых площадках, функциональные зоны). На основе этого же принципа необходимо организовать работу по маршруту «Сенсорного сада» в помещениях ДОУ. Здесь в рамках сенсорных маршрутов возможны сенсорные центры в групповых комнатах, сенсорная комната, функциональные зоны и многое другое обеспечивающие реализацию инновации в будущем. Выработка такого подхода к новому детскому саду можно реализовать через проектную модель «Педагогический портфель», который будет направлен на обсуждение и распространение лучших идей и опыта педагогического труда.
Предполагаю, что в будущем в результате пошаговых действий по созданию новой модели дошкольного учреждения и основных направлений деятельности по реализации становления «Детского сада будущего»будет способствовать:
-изменение образовательной деятельности, выбор более качественных подходов работы педагогического коллектива;
-заинтересованность родителей в качестве предоставляемых услуг детям;
-создание имиджа детского сада как одного их лучших и обеспечение его конкурентоспособности.
В ФГОС дошкольного образования отмечено, что у педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают обеспечение эмоционального благополучия, поддержку индивидуальности и инициативы детей, установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях, построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Именно в семье ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе.Сегодня родители переживают значительные трудности: личные проблемы, усталость, психическое и физическое перенапряжение, тревога в связи со снижением безопасности жизни, событийные кризисы и др. В этих условиях семье необходима поддержка и сопровождение. Следует придать дошкольному учреждению открытость, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным.
Кроме того, необходимо помочь родителям подготовить к школе детей, не посещающих по какой-либо причине дошкольные образовательные учреждения. Возникает новая задача – расширение спектра вариативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Это могут быть группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, семейные группы, центры игровой поддержки, службы ранней помощи, клубы будущего родителя, оказывающих помощь родителям, воспитывающим дошкольников на дому, в обеспечении равных стартовых возможностей ребенка при поступлении в школу.
Оптимальное распределение кадрового ресурса внутри дошкольной образовательной сети предполагает наиболее эффективное использование потенциала методистов, психологов, логопедов, преподавателей иностранных языков, воспитателей-экспериментаторов, старших воспитателей для повышения качества образования в целом. Развитие сети дошкольного образования предполагает появления малых детских садов, надомных групп, родительские группы и т. д.
Главная задача воспитателя – преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и настроится на сотрудничество, взаимодействие.При организации дифференцированного подхода к родителям должны соблюдаться следующие условия: соблюдение такта, чуткости, отзывчивости; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраст её членов, уровень подготовленности в вопросах воспитания; сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией групповой работы и др.
Сегодня можно отметить, что наше дошкольное образование делает всё возможное для успешной профессиональной подготовки педагогов к переходу нового дошкольного учреждения на высоком уровне. Коллективы детского сада с уверенностью смотрят в будущее. Наша деятельность направлена на особый подход пребывания ребенка в детском саду – чтобы все, что окружает детей, вызывало чувство радости и красоты, будило в малыше пусть не бурю, а небольшой такой шторм положительных эмоций. Ребенок вырастет, и кто знает, быть может, обживет, обыграет, обустроит жизнь согласно своим представлениям о гармонии уже следующего поколения.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящий момент основной задачей является развитие системы дошкольного образования, оптимально отвечающей интересам ребенка и семьи, обеспечивающей наибольший охват детей качественным дошкольным образованием.
Источник