Перкуссия ребенка в 1 год

Перкуссия ребенка в 1 год thumbnail

1. Виды перкуссии Перкуссию различают посредственную и непосредственную. Непосредственная перкуссия производится выстукиванием согнутым 3-м пальцем по ребрам и межреберьям грудной клетки или методом щелчка – указательным пальцем правой руки при соскальзывании его со среднего. Этот метод перкуссии чаще применяется при исследовании детей младшего возраста. Посредственная, или опосредованная, перкуссия – перкуссия пальцем по пальцу. Плессиметром служит II фаланга среднего пальца левой кисти, которая плотно прижимается к исследуемому месту. Перкуссионный удар следует производить движением только кисти. Удары должны быть одинаковой силы, быстрые и короткие.
В зависимости от поставленной цели используют перкуссию разную по интенсивности: различают перкуссию громкую (с нормальной силой перкуторного удара), тихую и тишайшую. При громкой перкуссии в колебание вовлекают ткани на участке радиусом 4-7 см, при тихой – 2-4 см. При перкуссии необходимо держать ребенка таким образом, чтобы его плечи и лопатки находились на одном уровне. Перкуссию передней поверхности грудной клетки у новорожденных и детей первых месяцев жизни проводят в положении лежа на спине, задней поверхности грудной клетки – в положении лежа на животе или на ладони левой руки врача, большой палец которой проводится в левую подмышечную впадину ребенка, указательный располагается на правой ключице, остальные пальцы – на боковой поверхности грудной клетки справа; при этом применяется метод непосредственной перкуссии. У детей раннего возраста (первых 3 лет жизни) перкуссию проводят в положении сидя на столе, руки поддерживают на уровне плечевого пояса ребенка. Старших детей перкутируют стоя. При перкуссии передней поверхности грудной клетки ребенок должен опустить руки вдоль туловища; при перкуссии задней поверхности грудной клетки ребенку предлагают скрестить руки на груди и слегка нагнуться вперед; при перкуссии боковых поверхностей – поднять руки на голову. Сравнительной перкуссией оценивается характер перкуторного звука над анатомически одинаково расположенными участками правого и левого легкого: спереди – над и под ключицами, с боков – по подмышечным линиям, сзади – по паравертебральным и лопаточным линиям. Палец-плессиметр на всех проекциях легких, кроме межлопаточной области, располагается параллельно ребрам, в межлопаточной области – параллельно позвоночнику.
У здоровых детей перкуторный звук над проекцией легких не везде одинаков. Справа под углом лопатки он короче из-за близко расположенной печени. Слева спереди над полулунным пространством Траубе, которое ограничено сверху нижней границей сердца, справа – печенью, слева – селезенкой, снизу – левой реберной дугой, перкуторный звук имеет тимпанический оттенок из-за близости желудка, содержащего воздух.
2. Определение границ легких Топографической перкуссией определяют верхнюю и нижнюю границу легких. При исследовании нижней границы перкуссию проводят сверху, спускаясь вниз по межреберьям, справа – по средне-ключичной, подмышечной и лопаточной линиям, слева – по подмышечной и лопаточной линиям. Верхняя граница легких у детей грудного и младшего возраста не определяется, так как верхушки не выходят за ключицы из-за высокого стояния верхней апертуры грудной клетки и относительно короткой шеи. У детей школьного возраста определение высоты стояния верхушек легких начинается спереди. Перкуссию проводят от ключицы вверх, касаясь концевой фалангой пальца-плессиметра наружного края грудино-ключично-сосцевидной мышцы, до появления укороченного перкуторного звука. У здоровых детей этот участок находится на расстоянии 2- 4 см от середины ключицы. Отметку “граница” проводят по стороне плессиметра, обращенной к ясному звуку. Сзади перкуссию ведут от spina scapulae по направлению к остистому отростку VII шейного позвонка до появления укороченного перкуторного звука. У здоровых детей высота стояния верхушек легких сзади определяется на уровне VII шейного позвонка. При определении состояния воздушности легочной ткани (полей Кренига) палец-плессиметр ставят на середину верхнего края трапецивидной мышцы и от этой точки проводят перкуссию поочередно по направлению к шее и плечу до притупления перкуторного звука. Полученное расстояние между двумя дальними точками и есть ширина полей Кренига. У здоровых детей она составляет 4- 5 см. Подвижность легочного края оценивается по перемещению нижней границы легких до и после глубокого вдоха и полного выдоха и равна разнице между границами легких при полном вдохе и полном выдохе; выражается в сантиметрах. Подвижность легочного края у детей раннего возраста определяется при крике ребенка.
3. Состояние внутригрудных лимфатических узлов Перкуссией определяется состояние внутригрудных лимфатических узлов. Лимфатические узлы в области бифуркации трахеи определяются непосредственной перкуссией по остистым отросткам снизу вверх, начиная с VII- VIII грудных позвонков. У здоровых детей раннего возраста притупление перкуторного звука отмечается на II- III грудных позвонках, у детей дошкольного возраста – на III- IV грудных позвонках. При оценке состояния лимфатических узлов переднего средостения перкуссия проводится по передней поверхности грудной клетки в первом или втором межреберьях поочередно с обеих сторон по направлению к грудине (палец-плессиметр располагается параллельно грудине). У здорового ребенка укорочение перкуторного звука определяется у краев грудины. Состояние бронхопульмональных лимфатических узлов оценивается при проведении перекрестной перкуссии по передним подмышечным линиям снизу верх по направлению к подмышечной впадине (палец-плессиметр располагается параллельно ребрам). У здоровых детей укорочения перкуторного звука не выявляется.

Источник

Первичный осмотр ребенка. Оценка функции дыхательной системы

Внимательный осмотр обычно становится ключом к успеху при обследовании детей. Посмотрите на ребёнка до того, как прикоснуться к нему. Осмотр даст вам важную информацию. – Тяжесть заболевания.

– Рост и питание.

– Поведение и социальная активность. Уровень гигиены и ухода.

Оценка тяжести заболевания

Ребёнок болен или здоров? Если болен, то как? Для младенцев или детей с острым заболеванием проведите «60-секундную быструю оценку».

• Дыхательные пути и дыхание — частота дыхания и сила, наличие стридора или одышки, цианоз.

• Кровообращение — частота сердечных сокращений, наполнение пульса, температура кожных покровов, время заполнения капилляров.

• Тяжёлое состояние — уровень сознания.

Измерения при первичном осмотре ребенка

Патологический рост может быть первым проявлением заболевания у детей, всегда измеряйте и сравнивайте рост со значениями в таблицах центилей для оценки:

• массы тела — сопоставьте предыдущие результаты измерений по данным индивидуальной карты здоровья ребёнка; длины тела (у младенцев — по показаниям) или роста у старших детей;

• окружности головы у младенцев. При необходимости измерьте:

• температуру;

• артериальное давление (АД);

• пиковую скорость выдоха (ПСВ).

Оценка внешнего вида ребенка. Обследуют лицо, голову, шею и руки. Внешние морфологические признаки могут указать на хромосомный или дизморфический синдром. У младенцев пропальпируйте роднички и швы.

оценка функции дыхательной системы ребенка

Оценка функции дыхательной системы ребенка

Центральный цианоз лучше всего виден на языке.

Утолщение концевых фаланг — «барабанные палочки» на руках и ногах. «Барабанные палочки» обычно формируются при хронических гнойных заболеваниях лёгких, например при муковисцидозе (MB), или при цианотических врождённых пороках сердца, иногда — при воспалительных заболеваниях кишечника или циррозе печени.

Тахипноэ. Частота дыхания зависит от возраста.

Диспноэ у ребенка

Затруднённое дыхание. Усиление дыхания оценивается по следующим признакам.

• Гиперемия носа.

• Экспираторная одышка — для увеличения положительного давления после выдоха.

• Вовлечение вспомогательной дыхательной мускулатуры, особенно грудинно-ключично-сосцевидных мышц.

• Расширение грудной стенки в результате сокращения супрастернальных, межрёберных, подрёберных мышц.

• Затруднение разговора (или кормления).

Форма грудной клетки ребенка

• Гиперэкспансия или бочкообразная форма, например при бронхиальной астме.

• Воронкообразная (впалая грудная клетка) или килевидная деформации грудной клетки (голубиная грудная клетка).

• Борозда Гаррисона (втяжение межрёберных промежутков из-за напряжения диафрагмы), например при неадекватном лечении бронхиальной астмы.

• Асимметрия движений грудной клетки.

Пальпация грудной клетки ребенка

• Расширение грудной клетки — у детей школьного возраста в норме на 3-5 см. Измерьте максимальную экспансию грудной клетки рулеткой. Оцените симметрию.

• Трахея — проверка её центрального расположения редко бывает информативной и не нравится детям. Выполняйте по показаниям.

• Определение верхушечного толчка для выявления смещения средостения.

Перкуссия грудной клетки ребенка

• Требует осторожного проведения, сравнительного анализа, производится средними пальцами.

• Редко бывает информативной у младенцев.

• Локальное притупление — спадение лёгкого, уплотнение, жидкость.

Аускультация легких у ребенка

• Отметьте качество и симметричность дыхательных и любых дополнительных звуков.

• Жёсткое дыхание в верхних дыхательных путях легко проводится в верхние отделы грудной клетки у младенцев.

• Хриплый голос — патология голосовых складок.

• Стридор — жёсткий, низкотоновый, возникающий преимущественно на выдохе звук при обструкции верхних дыхательных путей.

• Дыхательные звуки — в норме везикулярное, бронхиальное дыхание более высокотоновое и длительность вдоха и выдоха равна.

• Одышка — высокотоновые звуки, возникающие во время выдоха, при обструкции дистальных отделов дыхательных путей.

• Влажные хрипы — прерывистые «влажные» хрипы при открытии бронхиол.

Видео методики сравнительной перкуссии легких

Остальное учебное видео по обследованию органов дыхательной системы в разделе “видео по пропедевтике”

– Также рекомендуем “Оценка функции сердечно-сосудистой системы ребенка. Рекомендации”

Оглавление темы “Здоровье детей”:

  1. Образ жизни современных детей. Социальная среда
  2. Доступность медицины, образования для детей. Современное состояние
  3. Влияние экономического благополучия страны на детей. Экономика и дети
  4. Влияние средств массовой информации на детей. Интернет и дети
  5. Права детей. Охрана детского здоровья
  6. Сбор анамнеза у ребенка и родителей. Рекомендации
  7. Анамнез болезни ребенка. Сбор данных о клинической картине заболевания
  8. Рекомендации по обследованию детей. Установление взаимоотношений с ребёнком
  9. Первичный осмотр ребенка. Оценка функции дыхательной системы
  10. Оценка функции сердечно-сосудистой системы ребенка. Рекомендации

Источник

У детей первых
месяцев жизни перкуссию передней
поверхности грудной клетки проводят в
положении лежа на спине, задней поверхности
грудной клетки – в положении лежа на
животе или на ладони левой руки врача.
При этом большой палец врача проводится
в левую подмышечную впадину ребенка,
указательный располагается на правой
ключице, остальные пальцы – на боковой
поверхности грудной клетки справа. При
этом применяется метод непосредственной
перкуссии.

У детей первых
трех лет жизни перкуссию проводят в
положении сидя на столе, руки поддерживают
на уровне плечевого пояса ребенка.

Старших детей
перкутируют в положении стоя.

Перкуссия ребенка в 1 год

а) Сравнительная
перкуссия

Оценивают характер
перкуторного звука над симметрично
расположенными участками правого и
левого легкого:

  • спереди: над и
    под ключицами;

  • с боков: по
    подмышечным линиям;

  • сзади: по
    околопозвоночными и лопаточным линиям.

Палец-плессиметр
на всех проекциях легких, кроме
межлопаточной области располагается
параллельно ребрам, в межлопаточной
области – параллельно позвоночнику.

При этом при
перкуссии передней поверхности грудной
клетки ребенок опускает руки вдоль
туловища; при перкуссии задней поверхности
– скрещивает руки на груди и слегка
наклоняется вперед; при перкуссии
боковых поверхностей – поднимает руки
за голову.

У здоровых детей
перкуторный звук над проекцией легких
не везде одинаков. Справа в нижележащих
отделах он короче из-за близости печени,
слева из-за близости желудка принимает
тимпанический оттенок.

Перкуссия ребенка в 1 год

б) Топографическая
перкуссия

Определение нижних границ легких

Перкуссию проводят
со II
межреберья сверху вниз по межреберьям
до появления тупого звука:

справа – по
среднеключичной, подмышечным, лопаточной
и околопозвоночной линиям;

слева – по
подмышечным, лопаточной и околопозвоночным
линиям.

Нижние границы легких

Линия
тела

справа

слева

среднеключичная

VI
ребро

не
определяют

передняя
подмышечная

VII
ребро

средняя
подмышечная

VIII-IX
ребро

задняя
подмышечная

IX
ребро

лопаточная

Х
ребро

околопозвоночная

на
уровне остистого отростка XI
грудного позвонка

Определение верхних границ легких

Верхняя граница
легких у детей дошкольного возраста не
определяется, т.к. верхушки легких у них
не выходят за ключицы.

У детей школьного
возраста определение высоты стояния
верхушек легких начинают спереди.
Палец-плессиметр ставят над ключицей,
концевой фалангой касаясь наружного
края грудино-ключично-сосцевидной
мышцы.

Перкутируют по
пальцу-плессиметру, передвигая его
вверх до появления укорочения перкуторного
звука. У здоровых детей этот участок
находится на расстоянии 2-4 см от середины
ключицы. Границу проводят по стороне
плессиметра, обращенной к ясному звуку.

Сзади перкуссию
ведут от ости лопатки по направлению к
остистому отростку 7 шейного позвонка
до появления укорочения перкуторного
звука. У здоровых детей высота стояния
верхушек легких сзади определяется на
уровне 7 шейного позвонка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

1. Определение границ абсолютной тупости сердца Определение границ абсолютной тупости сердца производят по тем же правилам, что и определение границ относительной тупости, применяя тишайшую перкуссию, в том же порядке – правую, левую, а затем верхнюю границы. Для определения правой границы абсолютной тупости сердца палец-плессиметр ставят на расстоянии 1- 2 см от правой границы относительной тупости параллельно правому краю грудины и передвигают его кнутри до появления абсолютно тупого звука. Отметку границы делают по краю пальца, обращенному к границе относительной тупости. Для определения левой границы абсолютной тупости сердца палец-плессиметр ставят параллельно левой границе сердца в зоне относительной тупости, несколько кнаружи от нее, и перкутируют, передвигая палец до появления тупого звука. Отметку границы наносят по наружному краю пальца. При определении верхней границы абсолютной тупости палец-плессиметр ставят на верхнюю границу относительной сердечной тупости у края грудины параллельно ребрам и спускаются вниз до появления тупого звука.
Границы сердечной тупости у здоровых детей разных возрастных групп представлены в табл. 11.
2. Поперечник сердца Поперечник сердца – это расстояние от правой до левой границы относительной тупости, определяемое в сантиметрах. У детей первого года жизни поперечник сердца составляет 6-9 см, у детей 2-4 лет – 8-10 см, у детей дошкольного и школьного возраста – 9-14 см (Тур А. Ф., 1967).
3. Аускультация сердца Аускультация сердца у детей младшего возраста проводится в положении лежа с разведенными и фиксированными (“кольцом” согнутых пальцев рук помогающего при обследовании) или в положении сидя с разведенными в стороны руками ребенка. У детей старшего возраста аускультация проводится в различных положениях (стоя, лежа на спине, левом боку).
Во время деятельности сердца возникают звуковые явления, которые называются сердечными тонами:
1) I тон обусловлен захлопыванием митрального и трикуспидального клапанов, колебаниями миокарда, начальных отделов аорты и легочного ствола при растяжении их кровью, а также колебаниями, связанными с сокращением предсердий;
2) II тон образуется за счет колебаний, возникающих в начале диастолы при захлопывании полулунных створок клапана аорты и легочного ствола, за счет колебания стенок начальных отделов этих сосудов.
Звучность тонов меняется в зависимости от близости расположения фонендоскопа к клапанам – источникам звукообразования.
Общепринятые толчки и порядок аускультации:
1) область верхушечного толчка – выслушиваются звуковые явления при закрытии митрального клапана, поскольку колебания хорошо проводятся плотной мышцей левого желудочка и верхушка сердца во время систолы ближе всего подходит к передней грудной стенке;
2) 2-го межреберья справа у края грудины – выслушивание звуковых явлений с клапанов аорты, где она очень близко подходит к передней грудной стенке;
3) 2-го межреберья слева от грудины – выслушивание звуковых явлений с полулунных клапанов легочной артерии;
4) у основания мечевидного отростка грудины – выслушивание звуковых явлений с трехстворчатого клапана;
5) точка Боткина- Эрба (место прикрепления 3- 4-го ребер слева к грудине) – выслушивание звуковых явлений с митрального и аортального клапанов.
У детей дошкольного возраста лучше выслушивать сердце в период задержки дыхания, так как дыхательные шумы могут мешать аускультации сердца. При аускультации сердца следует сначала оценить правильность ритма, затем звучание тонов, их соотношение в разных точках аускультации (I тон следует после продолжительной паузы сердца и совпадает с верхушечным толчком. Пауза между I и II тонами короче, чем между II и I). У верхушки сердца и основания мечевидного отростка у детей всех возрастных групп I тон громче, чем II, только в первые дни жизни они почти одинаковы. У детей первого года жизни I тон на аорте и легочной артерии громче, чем II, что объясняется низким кровяным давлением и относительно большим просветом сосудов. К 12- 18 месяцам сила I и II тонов у снования сердца сравнивается, а с 2- 3 лет начинает превалировать II тон. В точке Боткина сила I и II приблизительно одинакова. У 80 % детей могут выслушиваться функциональные (“неорганические”, “акцидентальные”, “непатологические”, “невинные”, “физиологические”, “вторичные”, “непостоянные”, “преходящие”, “временные”) шумы – дополнительные звуковые явления в области сердца, не связанные с анатомическим повреждением сердца и крупных сосудов.
Происхождение функциональных шумов:
1) шумы формирования сердца возникают в связи с неравномерным ростом отделов сердца, несоответствием камер и отверстий сердца, створок клапанов и хорд, диаметра и толщины стенок сосудов, что ведет к дополнительной турбулентности крови и вибрации створок клапанов, изменению резонансных свойств работающего сердца;
2) шум малых аномалий, не ведущих к нарушению гомодинамики, – относительное сужение крупных сосудов – индивидуальные особенности архитектоники трабекулярной поверхности эндокарда, своеобразие структур и расположения папиллярных мышц и хорд, обусловливающих дополнительную турбулентность крови;
3) шумы мышечного происхождения: атонические, гипертонические нейровегетативные, миокардиодистрофические, после физической нагрузки;
4) шумы при изменении состава, скорости движения крови – анемические, тахемические, при эксикозе, при гиперволемии;
5) шумы при острых и хронических инфекциях и интоксикациях;
6) внесердечные шумы: компрессионные (при сдавлении крупных сосудов), сердечно-легочные, шум легочной артерии в районе ее бифуракции, при деформации грудной клетки.

Источник