Периоды развития второго года жизни ребенка

                      Особенности    развития детей второго года жизни

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят.

К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра.

Развиваются элементы наглядно-действенного мышления.

Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово.

Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе.

Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр.

Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности.

Появляются элементы совместной деятельности.

Заметно снижается темп Физического развития. Совершенствуется нервная система, что отражается на повышении работоспособности. Разная длительность бодрствования в начале и в конце года обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от I года до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после I года 6 мес. – I.

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи). Постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. Важно создавать условия для разнообразной двигательной активности детей. Этому способствует правильное оборудование групповых комнат. Нельзя ограничивать двигательную активность детей (усаживать их на стульчики или на ковер и занимать рассказыванием, чтением, показом игрушек).

Для детей этого возраста характерны яркая эмоциональность. непосредствеиность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых.

Чувство радости у малышей вызывают движения, игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослым, особенно “деловое”. Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша. В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса я сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Для этого организуются ситуации “чистого общения”, “контактов взглядов”, “эмоциональные игры”. Взрослые должны предупреждать конфликты между детьми. Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельности, на фоне которого они возникают. Нужно стремиться к тому, чтобы доброжелательные чувства, возникающие непроизвольно между детьми, постепенно распространялись и на совместную предметную деятельность.

В развитии речи детей наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи.

В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Формируется способность обобщения – это мысленное выделение общего в предметах и явлениях и основанное на атом мысленное их объединение. Важно наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, форме, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов. Важно восприятие предметов ребенком при помощи разных анализаторов. Приемы: учить узнавать называемый взрослым предмет среди знакомил, среди незнакомых, близких по одному признаку, сходных по многим признакам. Развитие речи осуществляется одновременно с расширением у детей ориентировки в окружающем. В процессе общения нужно обозначать словом все то, что заинтересовало малыша, что доступно его пониманию. Развитие собственной речи происходит медленно. К I году б мес. в активном словаре насчитывается всего 20-30 слов. Речь детей непохожа на речь взрослых, ее называют автономной (облегченные слова). С появлением собственной речи значительно расширяются возможности общения, что способствует обогащению словаря. К 3-м годам в нем насчитывается до 300 слов. Взрослый должен активизировать речь детей: совершенствовать способность малышей подражать звукам и словам, учить детей отвечать на вопросы облегченными словами и т. д.

Предметная деятельность – ведущая в этом возрасте не только потому, что она преобладает в атом возрасте, но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного формирования психики. Дети осваивают действия с предметами, развивается глазомер, координация Движений. Обогащается сенсорный опыт. Развивается мышление и речь. Тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, что влияет на развитие активной речи. Развиваются сосредоточенное внимание, самостоятельность, умение добиваться определенного результата.

В самостоятельной деятельности детей большее место занимают предметные действия с игрушками, отображающими близкие и понятные ребенку образы людей, животных, предметы обихода. Воспроизведение действий людей, знакомых жизненных ситуаций составляет содержание сюжетно-отобразительной игры. Действия с игрушками начинает формироваться в совместной деятельности со взрослыми в 1-м полугодии 2-го года жизни. Элементарные действия с одной игрушкой малыш повторяет многократно. Позже наблюдается перенос действий с опия-го предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным. Появляются действия с игрушками, являющиеся отражением отдельных моментов жизни ребенка и окружающих его взрослых. Ребенок может воспроизвести подряд несколько действий, пока еще не связанных между собой. В них отсутствует жизненная логика. Игра носит процессуальный характер. 2-е полугодие 2-го года жизни характеризуется разлитием сюжетно-отобраэительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не заботятся о правильной последовательности действий.

Необходимо создание предметно-игровой среды.

Важен также Комплексный метод руководства играми детей:

I) ознакомление с окружающим при активной деятельности детей;

2) использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей;

3) организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реальных, условных, игрушек-заместителей);

4) активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры.

Своеобразие обучения : усвоение первых знаний и умений происходит в практической деятельности детей при непроизвольном внимании и запоминании, под непосредственным руководством взрослых. Обучение строиться на основе наглядно-действенного метода обучения, предполагающего организацию восприятия детей на основе как можно большего числа анализаторов, включения их активной деятельности и речи. Этот метод базируется на ведущих принципах дидактики: использование наглядности в сочетании со словом, принцип активности и посильной самостоятельности. Важны и такие принципы, как планомерность, повтор-кость, эмоциональность. Занятия проводятся по следующим разделам программы: развитие речи, ознакомление е окружающим и природой; сенсорное развитие, обучение действиям с дидактическими игрушками, стройматериалом, предметами-орудиями, развитие движений, музыка. Занятия проводятся по подгруппам.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка противоположности

Источник

Психологическое развитие младенца от рождения до года

Стоит ребенку освоить хождение, как мамы начинают паниковать, запрещая крохе приближаться к шкафам и тумбочкам. В реальности второй год жизни младенца вовсе не должен доставлять родителям столько беспокойства. Достаточно понимать особенности развития детской психики, чтобы правильно реагировать на поведение малютки и незаметно корректировать его, одновременно вырабатывая полезные привычки.

Психология детского рисунка: тесты и интерпретация.

Эмоциональные особенности ребенка второго года

В возрасте до двух лет малыш эмоционально реагирует только на те ситуации, которые непосредственно воспринимает, поскольку у него пока нет воображения и представления об абстрактных понятиях. Все эмоции проявляются одинаково интенсивно, так как все его желания равноценно сильны. Он не может сделать выбор, расставить приоритеты, контролировать свои порывы. Функцию управления поведением ребенка должны брать на себя взрослые, в арсенале которых имеются похвала и наказание.

Свобода движений позволяет деткам общаться друг с другом. При этом каждый из них ведет себя, отталкиваясь от собственных желаний. Такое эгоцентричное поведение связано с тем, что карапуз не может поставить себя на место другого, не имеет способности к сопереживанию.

Часто дети используют приступы ярости, чтобы добиться желаемого от родителей. Чтобы избежать подобного эмоционального шантажа, чутко относитесь к потребностям своего чада в любой ситуации. Старайтесь не допускать взрывных приступов, используйте отвлекающие факторы, как только почувствуете приближение истерики. В некоторых случаях лучше позволить малышу выпустить пар и успокоить его после завершения приступа гнева.

После первого дня рожденья у большинства деток пропадает страх незнакомых людей, но могут проявляться другие страхи, например собак или кошек, а также других объектов и ситуаций, которые ассоциируются с болью. Сильную тревогу и страх могут вызывать незнакомые ситуации в паре с расставанием с родными.

Влияние прямой походки на развитие малыша

На втором году жизни кроха осваивает прямую походку, позволяющая ему приближаться к предметам, которые раньше он мог видеть только издалека. Благодаря этому, развивается пространственное мышление ребенка, он начинает оценивать расстояния и запоминать новые места.

Когда малютка начинает ходить, у него появляется гораздо больше возможностей для познания окружающего мира. Поэтому маленькому исследователю так важно открыть каждый шкаф, выдвинуть все ящики, вытащить аккуратно сложенные вещи, чтобы внимательно их изучить. Незнакомые предметы манят кроху, вызывают у него сильную эмоциональную реакцию. В результате возникает непреодолимое желание дотянуться до «запретного плода», прикоснуться к новому предмету, что-то с ним сделать.

Все эти процессы подчинены детскому любопытству, но из-за неумения надолго сосредотачивать внимание на одном предмете, малыш быстро теряет интерес и с жадностью переключается на следующий объект. С одной стороны, такое поведение злит и раздражает родителей, заставляя их поддерживать неусыпный контроль. С другой стороны, мама может легко отвлечь свое чадо от плохих мыслей, прекратить плач, если предложит ему любимую игрушку или новое, увлекательное занятие.

Не запрещайте крохе проводить активную исследовательскую деятельность. Он пока не может понять причины запрета, потому будет продолжать познавать мир вокруг себя, а вам останется лишь злиться на его неповиновение. Лучше обезопасьте свой дом, чтобы малыш мог вволю изучать незнакомые предметы, не рискуя получить травму.

Чем активнее вы будете развивать физические способности своего чада, тем больше у него будет возможностей для познания мира, а значит, и для психологического и интеллектуального развития. Почаще затевайте подвижные игры, учите малютку прыгать, преодолевать препятствия и проползать под ними, играйте в прятки и используйте мяч. Не забывайте хвалить каждое достижение, чтобы ребенок ощущал каждую свою победу. В ожидании маминой похвалы, он будет активнее развивать новые навыки и способность. Насмехаться, выказывать свое неодобрение ошибками малютки, напротив, нельзя, это может отбить у него желание к дальнейшему развитию.

Совершенствование предметной деятельности

Годовалые детишки уже умеют подражать маме, повторяя ее действия со своими игрушками и куклами. Становясь старше малыши учатся «переносить» действия на другие предметы, то есть освоенные ими навыки уже не связаны с конкретными предметами и ситуациями. Дети начинают использовать их для других объектов.

На втором году жизни малыш начинает осваивать функции окружающих предметов, учится использовать их. Он орудует ложкой и чашкой, надевает и снимает простые предметы одежды. При этом огромное значение имеет совместная деятельность со взрослым, ведь ребенок перенимает те навыки, которые ему демонстрируют родители.

  • Для начала нужно дать предмету название и пояснить своему чаду его функцию.
  • Затем можно постепенно объяснять и показывать принципы использования того или иного объекта.
  • Чтобы закрепить правильную привычку, регулярно хвалите малютку за правильно выполненные задания.

У деток старше года начинают вырабатываться навыки, которые они пронесут с собой через всю жизнь, поэтому так важно прививать им хорошие привычки. В этом возрасте кроха может самостоятельно проводить ежедневные гигиенические процедуры, а со второго полугодия его можно приучать к горшку. При этом главное показывать чаду хороший пример. Если вы хотите, чтобы ваш малыш убирал за собой игрушки и поддерживал детскую в порядке, показывайте ему, что вы всегда возвращаете вещи на их места и регулярно делаете уборку. Помните, что невозможно научить ребенка полезным привычкам, если вы сами ими не обладаете.

Для ускорения психологического развития крошки, предлагайте игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Во время этих занятий малыш будет осваивать различия в размере объектов, их цвете и форме. Обязательно демонстрируйте, как нужно обращаться с игрушками, чтобы строить из них башни и собирать пирамидки. Совместная деятельность со взрослыми значительно ускоряет развитие ребенка.

Автономная и активная речь малыша

Второй год жизни крохи — это период активного освоения речи. До полутора лет ребенок использует автономную речь, которая состоит из малопонятных слогов и слов, непохожих на взрослую речь. Малыш использует понятные только ему и близким родным слова, которые никак не связаны друг с другом, ведь он пока не умеет строить предложения. Важно не переходить на детский язык, а приучать ребенка к правильному построению фраз, в противном случае могут проявляться задержки в его психологическом развитии.

Примерно в возрасте 18-24 месяцев происходит резкий переход на полноценную речь. Малютка начинает использовать правильные слова, расширяется его словарный запас, появляются первые предложения из 2-3 слов.

Читайте также:  Развитие речи ребенка дауна книги

В развитии ребенка речь выполняет сразу несколько функций. Во-первых, она позволяет общаться с мамой и другими взрослыми, озвучивать желания и жалобы. Во-вторых, речь полностью изменяет мышление малыша, который учится речевому мышлению и открывает для себя новые возможности. В-третьих, связывая свои действия с речью, ребенок учится действовать осознанно. Благодаря речи малыш может лучше управлять своим вниманием, одновременно развивается и его память.

За второй год жизни малыш должен освоить множество новых навыков, включая прямую походку и активную речь. Интенсивное освоение окружающего пространства — это естественный процесс для ребенка, который не должен вызывать гнев родителей. Уделяйте больше времени и внимания подвижным и развивающим играм, чтению и разговорам, чтобы ваш малыш развивался успешно и стабильно.

О специфике детской психики в возрасте от двух до трех лет мы поговорим в нашей следующей статье Психологическое развитие ребенка на третьем году жизни

Психологическое развитие ребенка: с рождения до трех лет

Источник

=Что достигли к этому возрасту

Что должен уметь ребенок к концу первого года жизни? В этом возрасте все дети, как правило, осваивают навыки самостоятельного, свободного передвижения, а это значит, что теперь им многое стало доступным. Ребенок ни минуты не сидит на месте. Им движет стремление все познать, исследовать. Он пытается залезать на диваны, стулья, забираться на стол, интересуется возможностью добраться до подоконника, заглянуть в ванну, дотянуться до раковины, побывать в любых других, ранее недоступных местах.

Ребенку все хочется взять в руки, рассмотреть, потрогать, засунуть пальчик в любую щель, вытащить книги из книжного, а кастрюли и прочий кухонный инвентарь из кухонного шкафа. Ребенку необходимо установить для себя размеры, форму, подвижность всех окружающих его вещей.

Свободно перемещаясь и получая от этого громадное удовольствие, ребенок пытается придать способность двигаться и предметам, лишенным этой возможности. Поэтому он тянет, толкает, волочит не только большинство своих игрушек, но и попавшуюся под руки подушку, коврик, скамейку, горшок.

Этот естественный процесс познания мира вызывает у родителей тревогу, а порой и раздражение. Они беспрерывно пытаются остановить малыша окриками «не бегай», «не трогай», «не лезь». А между тем такие действия юного «исследователя» необходимо не запрещать, а поощрять, создавать для них благоприятные условия.

В целях безопасности ребенка на время надо убрать подальше ценные вещи, мелкие предметы, медикаменты, бьющуюся посуду, режущие или колющие инструменты, предметы бытовой химии. Книги на полке целесообразно поставить так плотно, чтобы ребенок не мог их вытащить. Электрические розетки следует закрыть имеющимися в продаже пластмассовыми заглушками.

Чтобы малышу было чем заняться, можно в кухонных шкафчиках все бьющиеся вещи и продукты переместить на верхние полки, а на нижних оставить кастрюльки, эмалированные миски, алюминиевую и пластмассовую посуду.

С журнального столика лучше убрать все предметы, которые нежелательны для ребенка, а положить туда старые журналы, детские книжки с картинками. Можно использовать также незакрытые ящики письменного стола, поместив туда разные ненужные коробочки, пластмассовые флаконы, игрушки, деревянные или пластмассовые письменные принадлежности (линейка, лекала, трафареты и т. п.).

После года дети очень любят подвижные игры. Заниматься с ними лучше на воздухе во время прогулки. Ребенка второго года жизни уже не нужно катать в коляске, пусть он гуляет сам. Однако это не значит, что ребенок будет спокойно идти рядом со взрослым.

Он станет бродить по окрестностям дорожки, карабкаться на попавшиеся там предметы, взбираться на ступеньки строений. Не следует его одергивать. Он просто исследует все, что попадается на пути. Конечно, если малыш попытается подобрать окурок, осколок стекла или какую-нибудь брошенную грязную вещь, нужно немедленно вмешаться и не допустить такого действия, а для этого отвлечь ребенка, переключив его внимание на что-нибудь интересное.

Здоровый ребенок в возрасте старше одного года в периоды бодрствования находится, как правило, все время в движении. Движения ему просто необходимы. С каждым днем объем их нарастает. Подвижность, являясь стимулом развития ребенка, обеспечивает ему возможность на практике узнавать новое. Поэтому она оказывает положительное влияние на психическое развитие малыша, тонизирует его центральную нервную систему.

Мышечная работа, выполняемая при движении, снижает нервное напряжение. Недостаток мышечной активности замедляет психическое развитие вашего малыша. Известно, например, что дети, раньше начавшие ходить, раньше начинают и говорить.

Поэтому подвижность ребенка не должна ни тревожить, ни раздражать родителей. Скорее, наоборот, волноваться нужно тогда, когда ребенок малоподвижен, длительно сидит на одном месте, тихо играя, и не рвется поскорее узнать окружающий мир. Конечно, нежелательно допускать, чтобы у ребенка от бега пот градом катился. Сдерживать подвижность малыша в такой ситуации следует не одергиванием, а переключением внимания на что-то другое, тоже занимательное, но не требующее такой двигательной активности.

Игрушки для ребенка от года до двух лет

После года у ребенка начинается исследовательский возраст. Ребенок уже умеет ходить, лазать, бегать, все более ловко владеет руками. В этом возрасте ребенку очень нравится строить — так что обязательно купите ему стройматериалы: какое удовольствие ставить кубики один на другой и с замиранием ждать, упадет или нет!

Не забудьте о вращающихся игрушках типа волчка. Научившись ходить, малыш с удовольствием начинает толкать, тянуть, возить — это время, когда он с удовольствием сядет в машину без педалей или на лошадку на колесиках и будет перемещаться, передвигая ножками. Рекомендуется также купить тележку на веревочке или с ручкой — ваше чадо может постоянно ее загружать, разгружать и возить за собой.

В этом возрасте дети начинают рисовать — не забудьте приобрести мел, цветные карандаши. Для ребенка громадное удовольствие попробовать свои силы в качестве художника, а для вас это — несколько минут покоя!

И еще один совет — возьмите большую коробку и сложите в нее маленькие кастрюльки, деревянные ложки, коробочки, куски ткани и т.д. Для юного исследователя это настоящая находка!

После полутора лет возможности ребенка еще больше расширяются. Очень полезны игрушки на развитие ловкости рук, например, формочки разной величины и цвета, чтобы вставлять друг в друга.

Покупайте музыкальные инструменты: барабаны, детское пианино, музыкальную юлу и др. В этом возрасте дети с удовольствием играют в песочнице — то есть нужно позаботиться обо всем необходимом: лопатка, грабли, совок, формочки, ведерко и т.д.

Читайте также:  Развития ребенка 7 или 10 лет

По-прежнему у ребенка должны быть книги с яркими картинками.

Так как юный исследователь все чаще повторяет действия взрослых, покупайте ему ситуативные игрушки — самолеты, машины, домики, гаражи, куклы, детскую посуду и т.д.

Новые навыки и умения

В этом возрасте они не только бросают и толкают мяч, но и пытаются поймать и удержать его. Ребенок, наученный папой, пробует самостоятельно «отфутболить» мяч.

Подвижные игры перемежаются с тихими, когда малыш спокойно и сосредоточенно играет со своими игрушками: надевает колесики, укладывает карандаши, делает первые попытки умышленно разобрать игрушку на главные составные части.

Ребенок любит перелистывать книжки-картинки. У него появляются уже любимые и нелюбимые изображения. Он в состоянии узнавать на фотографиях своих самых близких родных.

В комнате нужно выделить уголок для тихих игр ребенка. Однако его не следует превращать в склад игрушек, так как их обилие рассеивает внимание малыша. Кроме того, очень трудно поддерживать порядок в этом уголке и учить ребенка сохранять его самому. Желательно, чтобы малыш играл одновременно не более чем с двумя игрушками. Периодически их надо менять, а склад игрушек убрать подальше.

Ребенка надо приучать, чтобы он оставался один в комнате. Это легче всего делать, когда малыш увлечен игрой. Постоянное пребывание рядом со взрослыми воспитывает в ребенке боязнь остаться одному. Этот страх на первых порах вполне естествен, и его легко преодолеть, похвалив малыша за проявленную самостоятельность. Постепенно периоды, когда ребенок остается один, удлиняются, и он без волнения и страха переносит отсутствие родителей.

В этот период нарастают осмысленные двигательные умения ребенка. Он уже хорошо знает, что ему надо делать при переодевании, принимает при этом соответствующую позу. При раздевании сам снимает шапочку, носочки.

Начало ходьбы — босиком или в обуви?

Обувь необходима ребенку при различных ситуациях. Следует правильно оценивать реалии современной жизни. Но если ребенок находится дома, дайте ему возможность походить босиком.

Только при хождении босиком развиваются мышцы стопы. Происходит формирование сводов стопы. Подошвенная поверхность стопы, контактирующая с полом, чутко реагирует на характер поверхности, и именно в эти моменты происходит напряжение маленьких мышц, которые участвуют в образовании так называемых сводов. При постоянном ношении обуви ребенок лишается естественных физиологических моментов, влияющих на его развитие.

Нужно ли обучать движениям

Малыш, переступивший рубеж первого года, уже многое умеет. Он постоянно находится в движении. Движения — это естественная его потребность. Однако они еще неуверенны и в основном неловки. Поэтому детям второго года в значительной мере и первого года жизни следует помочь в расширении и совершенствовании их двигательных возможностей, освоении более сложных движений, умении выполнять их быстро и четко.

Первое, что необходимо, — отказаться от постоянного одергивания малыша, не ограничивать его стремления к постоянному перемещению, не мешать выполнению того, что ребенок хочет предпринять в данный момент. Если задуманное им действие может грозить какой-то опасностью, нужно помочь малышу избежать ее.

Ребенок уже ходит, но ходьба его требует совершенствования. Необходимо научить его подниматься на возвышение и спускаться с него, взбираться на ступеньки, ходить по доске, краю тротуара или другой ограниченной поверхности, перешагивать через невысокое препятствие и, безусловно, бегать. При освоении этих действий следует, если нужно, помочь малышу, поддержать его и, конечно, подстраховать.

Если он упал или слегка ушибся, лучше не проявлять признаков испуга, не бежать к нему сразу на помощь, а предоставить ему возможность встать самому. Можно еще и подбодрить малыша, сказав: «Упал? Вставай скорее». Ему это пойдет на пользу, во-первых, потому, что усилия, предпринятые для того, чтобы встать, укрепляют мышцы, а во-вторых, обогащается опыт ребенка: в другой раз он постарается обойти то место, которое причинило ему неприятность.

Многие полезные движения, особенно кистей и пальцев, развиваются при лазании. Поэтому ребенка, стремящегося куда-нибудь залезть, перелезть, подползти, полезно не останавливать, а, наоборот, подбодрить и подстраховать.

Совершенствуются ловкость, глазомер, координация движений при метании предметов, игре с мячом (бросание, толкание, катание). Эти действия приносят ребенку много удовольствия, но сам он до них может не додуматься.

Предложив малышу предмет для метания или мяч, нужно показать, что с ним можно делать и как лучше и удобнее его использовать, поиграть с ребенком, предложить посоревноваться. Мячи хороши еще и тем, что способствуют совместной игре нескольких детей. Играя с ребенком, нельзя укорять его в неловкости, нужно разъяснить ему допускаемые ошибки и предложить потренироваться.

Помогают в развитии движений и соответствующие игрушки: коляски для кукол, которые можно толкать впереди себя, разнообразные каталки, с которыми можно бегать, машины или зверьки на колесах, которых приятно возить за собой.

Содействуют развитию движений самокаты, трехколесный велосипед. Самокат не только повышает двигательную активность детей, вырабатывает у них позу и двигательные реакции, напоминающие таковые при беге, но и служит прекрасным развлечением. При катании ребенок держится за руль, одну ногу ставит на платформу, другой отталкивается от земли. Чтобы физическая нагрузка распределялась равномерно, ноги следует поочередно менять местами. Самокат необходимо подбирать в соответствии с ростом ребенка. На третьем году жизни езду на нем способны освоить все дети.

Трехколесный велосипед лучше приобрести тогда, когда малыш проявит к нему интерес. Это бывает обычно к концу второго, иногда в начале третьего года жизни. Катание на велосипеде укрепляет мышцы, тренирует равновесие. Велосипед необходимо строго подгонять к росту малыша. Седло укрепляется так, чтобы ребенок сильно не сгибался. Расстояние от руля до сиденья не должно превышать 16—17 см, а от сиденья до опущенной вниз педали должно соответствовать длине голени со стопой. Через каждые 15—20 минут целесообразно устраивать перерывы в катании на велосипеде, чтобы малыш мог побегать, попрыгать, поиграть с мячом.

В зимнее время для развития движений во время прогулки на улице полезно взять с собой лопатку, чтобы ребенок мог бросать ею снег, расчищать дорожку, делать горку. Хороши и санки, но только не нужно возить на них малыша. Пусть он сам тянет их, помощь ему понадобится только для того, чтобы с санками взобраться на невысокую горку, а все остальное — это его дело.

Хорошее освоение различных видов движения важно для общего развития ребенка. Оно делает его уверенным в своих силах, смелым, сообразительным и упорным при достижении цели.

Источник