Периоды развития ребенка мария монтессори

Периоды развития ребенка мария монтессори thumbnail

За первые годы своей жизни ребёнок проделывает громадный путь в своём развитии.

Сензитивный период движенияИсточник фото: istock

В книге Секрет Детства Мария Монтессори писала:

[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]«В процессе своего психического развития младенец достигает вещей настолько изумительных, что они могут показаться чудотворными, и лишь привычка к этому создаёт равнодушных наблюдателей. Как может такой ребёнок из неоткуда ориентироваться в этом сложном мире? Как он научается различать одну вещь от другой, и каким это чудом осваивает язык во всех его детальных особенностях без учителя, а просто живя? [1, стр.28][/pullquote]

Движущие силы развития

Такой стремительный путь в развитии возможен благодаря особым движущим силам, которыми природа наградила ребёнка в возрасте от рождения до 6 лет.

Одной из таких движущих сил является особая характеристика психики ребёнка до 6 лет, известная в Монтессори-педагогике под названием впитывающий ум или впитывающий разум. Другой движущей силой развития ребёнка, идущей рука об руку с впитывающим разумом, являются сензитивные периоды развития. Понимание этих двух движущих сил становится фундаментом для понимания ребёнка в раннем детстве и создания среды, в которой он, следуя этим внутренним силам, сможет беспрепятственно строить себя как человека своего времени и места.

Периоды особой чувствительности

Под сензитивными периодами мы понимаем периоды особой чувствительности ребёнка к определённым аспектам развития, видам деятельности, которые наиболее оптимально служат задачам его развития на данном этапе. Эта чувствительность проявляется в интересе ребёнка к определённым видам деятельности и его кажущемся неугомонном желании найти возможность осуществлять и повторять это действие.

Эта особая чувствительность также проявляется в способности ребёнка наиболее эффективно и быстро овладевать определёнными умениями, навыками, приобретать определённые характеристики и черты.

Мария Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так легко, быстро и радостно научиться чему-либо,  как он способен это сделать в соответствующий сензитивный период.

Сензитивный период движения Источник фото: www.softstarshoes.com

Помните малыша, который неустанно тянется за предметами? Который пыхтит в своих неугомонных попытках встать на четвереньки и поползти? Который находит любую возможность ухватиться за что-то и встать? И которого потом не остановить в его порыве ходить. А потом бежать. Взбираться по лестнице раз за разом. Балансировать. Спрыгивать с мебели.

Помните, с каким упорством он находит возможность повторять одно и то же действие? Как он расстраивается, если его лишают такой возможности? Как в определённый момент его фиксированность на этом одном действии вдруг ослабевает, словно кто-то внутри говорит ему, что он уже освоил это движение, и больше нет необходимости его практиковать.

Да, это всё пример проявлений сензитивного периода развития движений, который в разные периоды «заставляет» ребёнка трудиться над тем или иным видом движения, и при условии, что среда предоставляет ему возможность практиковаться, позволяет эффективно и быстро осваивать новые навыки движения.

Сензитивные периоды проявляются в следующих тенденциях:

  1. Непреодолимая тяга к определённой деятельности или определённым аспектам среды.
  2. Повторение деятельности раз за разом. Энтузиазм и усердие.
  3. Насыщенная и продолжительная деятельность, которая не приводит к усталости и скуке, а наоборот, вызывает настойчивую активность и интерес.
  4. Недовольство, если деятельность прерывают/препятствуют её осуществлению.
  5. Явное удовольствие и радость после выполнения деятельности.
  6. Лёгкость освоения новыми умениями, знаниями и качествами.
  7. После удовлетворения потребности полное равнодушие к тому, что ещё недавно так привлекало.

Фонарь, подсвечивающий путь

Сравнение сензитивных периодов с фонарёмИсточник фото: istock

В раннем детстве для ребёнка всё ново и ему предстоит научиться и познать так много! Как из всего разнообразия стимулов в среде ребёнку сосредоточиться на важном и нужном для его формирования себя?

В этом ему как раз и помогают сензитивные периоды, которые словно фонарик, направляют внимание ребёнка именно на те аспекты среды, взаимодействие с которыми удовлетворит его внутренние потребности развития в каждый конкретный период.

Иными словами, сензитивные периоды определяют “маршрут” развития в тот или иной период времени. Следуя внутренним позывам, обусловленным сензитивными периодами, ребёнок взаимодействует с определёнными аспектами окружающей среды и тем самым выстраивает своё развитие и адаптацию к своей культуре и времени.

Мария Монтессори писала:

[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]«В этих сензитивных отношениях между ребёнком и средой лежит ключ к этому загадочному тайнику, в котором божественный эмбрион достигает чудес роста» [1, стр.31].[/pullquote]

Характерные особенности сензитивных периодов:

  • Универсальны

Проявляются у всех детей независимо от культуры, эпохи, семьи. Однако время их появления, время пика и продолжительность индивидуальны.

  • Временны

Временность сензитивных периодов проявляется в том, что они начинаются и заканчиваются, а не продолжаются всю жизнь человека. По окончании сензитивного периода, ребёнок проявит равнодушие к тому, что ещё совсем недавно так притягивало его.

Кроме того, после окончания сензитивного периода, если его возможности были упущены, освоение тех же самых навыков и умений уже не будет таким эффективным, лёгким, быстрым и радостным для ребёнка.

  • Неоднородны

У каждого сензитивного периода своя продолжительность, своё время начала, наибольшей интенсивности и затухания. Например, сензитивный период развития языка длится с 7 месяцев внутриутробного развития и до 6-7 лет, в то время как сензитивный период восприятия порядка может продолжаться с рождения до 4 или 4.5 лет.

  • Действуют бессознательно

Ребёнок абсолютно неосознанно стремится к определённой деятельности и, соответственно, не может сказать нам, почему ему хочется повторять то или иной действие.

Нам, взрослым, наверняка, заметно облегчило бы нашу жизнь с ребёнком, если бы он мог объяснить причину своих действий и реакций, например, так:

Характеристики сензитивных периодовИсточник фото: www.dailymail.co.uk

«Папа, подожди, для меня сейчас очень важно рассмотреть все детали этого листика и жучка на тропинке, ты же знаешь, у меня сейчас сензитивный период восприятия мелких деталей. Не раздражайся, пожалуйста, я сейчас рассмотрю всё и мы пойдём дальше».

Это, конечно, только мечты, а в реальности, если мы не понимаем внутренние процессы, происходящие в своём ребёнке, нам так легко пойти по пути раздражения или злости, а ребёнку испытывать расстройство от того, что его не понимают и не дают возможность делать то, что всё его внутреннее существо тянет делать.

Сензитивные периоды у детей до 6 лет

Следует отметить, что нет единого мнения по поводу количества сензитивных периодов в Монтессори-педагогике, как и в принципе в педагогике. Одни выделяют шесть, другие- пять, третьи — четыре, и у каждого есть весомые обоснования. Всё дело в том, что сама Мария Монтессори не выделила их чёткой категоризации, хотя и писала о сензитивных периодах, поэтому выделение конкретных периодов является уже более поздней интерпретацией её трудов и отличается в разных преемственных линиях.

Читайте также:  Как заполнить индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по фгос

Кроме того, можно встретить несколько различающиеся названия одних и тех же периодов, а также расхождения во временных рамках.

В той линии преемственности, с которой идут мои АМИ-тренеры для возрастной группы 3-6, выделяют четыре основных сензитивных периода:

  • восприятия порядка (с рождения до 4.5 лет);
  • развития и совершенствования движений (с рождения до 4.5 лет);
  • развития речи (7 мес. внутриутробно до 6/7 лет);
  • развития и совершенствования сенсорного восприятия (с рождения до 4 лет).

При этом упоминается, что некоторые охватывают собой более мелкие периоды, как например, в сензитивном периоде развития речи можно выделить период усвоения социальных навыков, период овладения письмом и чтением.

Другие Монтессори-тренеры помимо вышеупомянутых четырёх отдельно выделяют сензитивный период усвоения социальных норм и сензитивный период восприятия мелких предметов.

Здесь вспоминается метафора с радугой: разные люди смотрят на радугу и воспринимают разные оттенки цветов и, соответственно, их количество. Это не меняет самой радуги — она остаётся как есть, просто разные люди видят её немного иначе.

Сензитивные периоды и окружающая среда

Когда сензитивные периоды оперируют в ребёнке, он будет делать всё возможное, чтобы удовлетворить их.

Однако, насколько он сможет удовлетворить их и реализовать свой потенциал для развития будет во многом зависеть от среды. Сможет ли ребёнок развить свой потенциал в его полноте? Или только его часть? Или проявлениям сензитивных периодов серьёзно препятствуют?

Мария Монтессори пишет:

[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]«Если у ребёнка нет подходящих наружных средств, он никогда не сможет воспользоваться его огромной энергией, которой природа наградила его. Он испытывает непроизвольный позыв к деятельности, заслуживающей всей его энергии, потому что таким образом природа побуждает его осуществлять развитие его способностей. Но если у него нет ничего для удовлетворения такого позыва, что остаётся ребёнку как не распылить его энергию бесцельно с буйной разнузданностью?». [2, p.8][/pullquote]

Сензитивные периоды и окружающая средаИсточник фото: alwaystimefortea-brooke.blogspot.com

Когда сензитивные периоды оперируют, окружающая среда должна содержать элементы, необходимые для данного сензитивного периода. Кроме того, ребёнок должен иметь доступ и свободу взаимодействовать со средой в нужном для этого направлении (подробности по каждому сензитивному периоду в последующих статьях).

Монтессори-тренер Сара Варнер-Эндрюз в своей лекции сравнивает психологические потребности сензитивных периодов с физиологической потребностью удовлетворить голод. Когда мы голодны, нам нужно поесть, и обычно всё остальное временно уходит на второй план.

На нашей кухне может быть много полезной еды, съев которую наш организм получит наибольшую пользу и силы для поддержания жизнедеятельности. А может быть, кухня заполнена нездоровой, полуфабрикатной едой. При сильном голоде и за неимением лучшего, мы её, конечно, съедим, но тело не получит необходимые ему питательные вещества и вряд ли будет чувствовать себя на высоте.

Если еды нет вообще, то, соответственно, есть мы не будем, но наше физическое и эмоциональное состояние от этого испытает определённые изменения (что проявиться по-разному у разных людей).

А теперь представим следующую картину: мы безумно голодны, мы видим еду и жаждем положить в рот кусочек, но каждый раз, когда мы протягиваеем руку взять кусочек, мы получаем шлепок по руке со словами: «Не трогай!»

Или вместо того, чтобы дать нам поесть, нас садят за экран телевизора или дают в руки карандаши и раскраску…. «По невнимательности или из добрых соображений, наш голод не утолён, тело и дух оставлены страдать» [3, стр.19].

Подобная аналогия позволяет понять ребёнка в ситуации, когда сензитивные периоды направляют его к той или иной деятельности, и среда либо предоставляет ему возможность «утолить» этот голод, либо препятствует или отвлекает на что-то другое.

Зачем знать о сензитивных периодах

Сензитивные периоды проявляются, знаем мы об этом или нет. Однако, знания о них, даже самые базовые, по меньшей мере, могут помочь лучше понять своего ребёнка, а в идеале позволят сотрудничать с силами природы, а не идти против них, и тем самым помочь ребёнку на его пути построения себя.

Итак, знания о сензитивных периодах позволяют:

 Понимать своего ребёнка, когда он:

  • неугомонно выполняет одну и ту же деятельность, как например, закрывает и открывает дверь, раз за разом взбирается на горку;
  • сильно расстраивается, когда его отрывают от его деятельности;
  • противится и выражает недовольство, когда меняется привычный ему распорядок жизни (расположение предметов в доме, распорядок дня, реакции взрослых);
  • беспрестанно указывает на предметы и хочет слышать их названия;
  • стремиться всё потрогать, подержать, испробовать на вкус;
  • постоянно стремится к движению.

Извлечь максимальную пользу из этого времени, когда овладение навыками и формирование психических характеристик происходит наиболее эффективно, естественно и радостно для ребёнка.

Устранять препятствия на пути реализации потенциала сензитивных периодов. Такими препятствиями могут быть прерывание деятельности ребёнка, одёргивание от его попыток взаимодействовать со средой, а также отсутствие в среде необходимых элементов. Подробнее о препятствиях и о том, как поддерживать ребёнка в сензитивные периоды, можно будет узнать в последующих статьях, посвящённых каждому сензитивному периоду.

Основные выводы

В заключение, сформулируем основные выводы из представленной в этой статье информации:

Каждый ребёнок проходит через сензитивные периоды — временные промежутки особой чувствительности к определённым аспектам развития, которые проявляются в неудержимом интересе к определённым аспектам окружающей среды и способности овладевать новыми навыками эффективно, легко и радостно.

Сензитивный период восприятия мелких предметовИсточник фото: morethanjustmontessori.blogspot.com

Действие сензитивных периодов не поддаётся ни сознанию ребёнка, ни воздействию извне. Однако от качества окружающей среды и возможности ребёнка свободно взаимодействовать с нею зависит, насколько ребёнку удастся воспользоваться потенциалом сензитивных периодов.

Наша задача — уважать эту движущую силу природы ребёнка и создавать условия в окружающей среде, которые максимально поддержат его сензитивные периоды и предоставят ребёнку возможность следовать внутренним позывам.

Для того мы учимся распознавать и отзываться на сензитивные периоды. Мы учимся наблюдать за ребёнком, и на основе наблюдений предоставлять ему то, что ему необходимо для развития в конкретный период.

Юлия Бортко — montessori-way.ru

Читайте также:  Перечислите направления развития ребенка

Источники:

  1. Montessori, Maria (1936). The Secret of Childhood. B.B. Carter trans. New Dehli, India: Orient Blackswan Private Limited, 2011.
  2. Montessori, Maria. The Child. AMI pamphlet: Amsterdam, The Nertherlnds: Association Montessori Internationale, 2003.
  3. Werner Andrews, Sarah. Sensitive Periods. Unpublished lecture, 2013-2014, Montessori Northwest, Portland, OR.

Источник

Мария Монтессори – известная итальянка, которая разработала новый подход к обучению, основанный на поддержке ребенка и уважении его личности. Мария Монтессори выделяла в развитии ребенка так называемые сензитивные периоды, т.е. когда тот или иной аспект окружающего мира интересует ребенка больше всего. Этот аспект способен долгое время удерживать внимание ребенка изо дня в день, не надоедая. Эта особенность исчезает, как только ребенок овладевает интересующим его навыком. Звучит абстрактно, если не увидеть однажды, как это выглядит на практике.

Занимаясь со своими детьми (по самым разным методикам и без каких-либо методик вообще), я все время пыталась придать нашим занятиям определенную регулярность. Каждый день чуть-чуть математики, чуть-чуть чтения, немного творчества и английский “на закуску”. Очень скоро я заметила, что в те или иные периоды, мои дети проявляют явно больший интерес к какому-то одному предмету и готовы потратить на занятия им целый вечер, при этом весь материал впитывался, как губка. В то же время другие занятия проходили достаточно формально, а новая информация усваивалась крайне медленно. При этом та область, которая вызывала наибольший интерес оставалась в фаворитах примерно 2-3 месяца, затем мои дети переходили на новый уровень развития в данной теме, например, выучивали буквы, или начинали считать до 10, или запоминали названия большого количества животных и места их обитания. После этого скачка интерес на какое-то время пропадал и появлялся к чему-то другому. Спустя некоторе время, иногда спустя даже год, интерес к уже изученной в определенной степени области возвращался и снова происходил скачок в развитии. Так произошло с пазлами. Я долго и упорно пыталась объяснить малышам, как соединить две половинки одной картинки, как вдруг, наконец, в два года в их маленьких головках что-то перещелкнуло и буквально за 3 месяца они научились собирать пазлы из 60 деталей! Я только успевала покупать картинки большего размера, все больше поражаясь, как такие малютки могут собрать пазл такого большого для их возраста размера! Потом интерес угас… в течение целого года не наблюдалось никаких сдвигов по этой теме, пазлы доставались крайне редко, т.к. дети не просили. Но вот в 3 с небольшим года интерес вспыхнул снова и буквально за пару недель дети освоили картинки из почти в два раза большего количества деталей. Т.е. снова настал благоприятный сензитивный период для освоения этого навыка. Осознав эту особенность, я перестроила наши занятия таким образом, чтобы изучение какой-либо темы приходилось на благоприятный, сензитивный, период для ее изучения. Благодаря этому, занятия стали гораздо эффективнее и отнимают у меня значительно меньше сил, поскольку мне не приходится устраивать “танцы с бубном”, чтобы доести до детей определенную информацию.

Благоприятные периоды развития по Марии Монтессори

Мария Монтессори утверждала, что очень важно понимать эти процессы, т.к. каждый период дает возможности, которые при правильном применении могут серьезно повлиять на развитие ребенка. В каждый период ребенок легко готов усваивать определенные виды деятельности. Говоря иначе, сензитивные периоды – это “окна” возможности, во время которых ребенок легко и почти бессознательно учится новому, овладевает навыками и развивает свои интеллектуальные способности. К сожалению, такие такие периоды кратки, и если в нужное время ребенок не получает нужных стимулов и навыков, окно возможности закрывается. Навык можно развить в дальнейшем, но на это потребуются годы упорных тренировок. Именно поэтому ребенку гораздо проще выучить несколько языков в возрасте двух -трех лет, когда он находится в сензитивном периоде развития речи, чем потом, когда он уже станет взрослым.

Таким образом, понимая и используя сензитивные периоды в развитии детей, родители и педагоги могут более эффективно обеспечить их обучение и развитие. У каждого ребенка начинаются и завершаются сензитивные периоды в свое время, поэтому нужно внимательно наблюдать за ним и проявлять индивидуальный подход.

О том, какие сензитивные периоды от рождения до шести лет выделила Мария Монтессори для развития основных навыков читайте в нарративе “Благоприятные периоды развития детей от рождения до шести лет по Марии Монтессори”.

Источник

Итальянский педагог Мария Монтессори разработала собственную методику обучения детей в начале XX века. Она полагала, что в любом ребенке от природы заложено стремление к знаниям, и педагогам и родителям остается только создать комфортную для развития малыша среду. Это позволит ему получить нужные навыки и сохранить интерес к обучению. Редакция TAM.BY попросила специалистов детского центра «Крошкин дом» рассказать, в чем специфика системы Монтессори и каким детям она подходит.

Самое ценное в Монтессори-классе — это самостоятельная работа ребенка

Кто такая Мария Монтессори и в чем заключается ее методика?

Мария Монтессори — это первая итальянская женщина-врач и педагог, создавшая свою систему обучения детей. Монтессори верила, что в детях с рождения есть потребность получать новые знания, и задача взрослых заключается в том, чтобы создать подходящую для их развития среду.

Педагог долго работала с детьми с диагнозом «умственная отсталость». Они плохо говорили и понимали речь. Чтобы помочь малышам, Монтессори придумала пособия и игры, благодаря которым они постигали мир с помощью органов чувств и тренировали мелкую моторику рук — там есть нервные окончания, которые связаны с речевой зоной в коре головного мозга.

Монтессори-класс – это место, где главный объект – ребенок. Все материалы доступны для работы и находятся в идеальном порядке

Когда дети, признанные необучаемыми, научились читать и писать лучше и быстрее здоровых сверстников, методику Монтессори решили адаптировать для всех. В 1907 года в итальянском городе Сан-Лоренцо открылся первый «Дом ребенка». Здесь педагог продолжила работать над своей методикой и открыла сенситивные периоды (от лат. sēnsus — чувство, ощущение).

Что значит сенситивные периоды?

Монтессори полагала, что дети от рождения до 6 лет проходят несколько этапов развития, во время которых им наиболее легко освоить те или иные навыки. Если упустить этот период, ребенку будет неинтересно или трудно.

Читайте также:  3 месяца ребенку развитие режим сна

Педагог выделяла несколько сенситивных периодов:

  • Период восприятия порядка длится — от 0 до 4 лет. По мнению Монтессори, от того, настолько упорядоченной будет среда в это время, зависит, сможет ли ребенок построить внутренний порядок в мыслях, поступках. Взрослые должны соблюдать основные закономерности в соотношении между предметами: посуда — на кухне, одежда — в шкафу и так далее. Важен и порядок во времени: малышу необходимо чувствовать ритм своего дня.
  • Развитие движений и действий — от 1 до 4 лет. Дети этого возраста необычайно активны. У них развивается координация и укрепляются мышцы. Мозг ребенка учится контролировать точность и силу движений.
  • Сенсорное развитие — от 0 до 5,5 лет. Это период утончения чувств. Всю информацию из окружающего мира ребенок получает через анализаторы (органы чувств), рассматривая, пробуя, слушая. У него появляются представления о свойствах предметов — их размере, форме, весе, оттенках. Благодаря этому сенситивному периоду ребенок способен научиться видеть тончайшие различия свойств предметов.
  • Период восприятия маленьких предметов — от 1 до 2,5 лет. В это время важно тренировать мелкую моторику рук. Взрослые приходят в ужас, когда видят, как ребенок играет с пуговицами или горошинами. Особенно, если он пытается засунуть их в ухо или нос. Но это естественный интерес, важно только сделать мелкие предметы безопасными для ребенка. Например, нанизать бусины на прочный шнурок — получатся бусы, которые надолго заинтересуют малыша.
  • Развитие речи — от 0 до 6 лет. Ребенок постепенно осваивает устную речь, расширяет словарный запас, начинает проявлять интерес к буквам. Помогают карточки, книги, наглядные предметы. И, безусловно, необходимо участие взрослого.
  • Развитие социальных навыков — от 2,5 до 6 лет. Это время социальной адаптации и усвоения норм поведения в обществе. Ребенку нравится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, он подражает правилам вежливого поведения. Постепенно вежливость становится свойством его личности. При этом насильно заставлять малыша здороваться или говорить «спасибо» не нужно — нет смысла.

Сенситивные периоды универсальны, они есть у всех детей. Но при этом они уникальны — у разных детей периоды возникают и длятся по-разному. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Как создать развивающую среду для детей?

Если кратко, то предоставить ему объекты для изучения и не мешать самостоятельно приобретать знания. Взрослые могут помогать ребенку только по необходимости или если он сам просит.

Ребенку важно понять все, что происходит вокруг, будь то явления природы или деятельность человека

В классическом Монтессори-классе есть пять зон: языковая, математическая, сенсорная, зона естествознания, а также зона практической жизни. Ребенок сам выбирает, чем ему заняться. Материалы представлены в единственном экземпляре. Это нужно, чтобы дети, которые хотят получить одну и ту же игрушку, учились договариваться и терпеливо ждать своей очереди. В Монтессори-классах нет парт. Вместо них используют коврики и маленькие столики, которые дети могут переносить в любое место.

Монтессори-материалы помогают ребенку познавать мир с помощью органов чувств, развития мелкой моторики рук. Например, чтобы научить малыша читать и писать, используют металлические рамки-вкладыши, шершавые буквы. А для сенсорного развития необходимы конструкторы-головоломки, шумовые цилиндры, тактильные таблички. В зоне практических навыков могут стоять настоящие предметы — утюг, гладильная доска, кухонные принадлежности, которыми дети пользуются под присмотром педагога.

Навыки практической жизни помогут ребенку чувствовать себя независимым и подготовят ко взрослой жизни

Родители могут предлагать Монтессори-материалы ребенку и дома. Но нужно использовать их не как игрушки, а как рабочий материал, благодаря которому малыш получает нужные навыки.

Какова роль педагога, если дети играют сами?

Основные задачи, которые стоят перед педагогом, — это направлять детей и не мешать им. Наставник необходим, чтобы объяснять малышам, как работать с материалами. От правильной презентации зависит, поймет ли ребенок смысл упражнения и захочет ли его самостоятельно выполнить.

Движение и отдых одинаково важны для детей

Педагог должен внимательно наблюдать за детьми и помогать им осваивать новые навыки. Если он видит, что малыш заинтересовался карточками со слогами, то может предложить ему и другие материалы — например, подвижный алфавит или рамки для обвода и штриховки. То есть он должен создать вокруг ребенка языковую зону.

Правда ли, что одну группу могут посещать дети разного возраста?

Да. В Монтессори-группах, как правило, занимаются дети от 3 до 6,5 лет. Считается, что это полезно для них. Глядя на старших детей, младшие быстрее осваивают материал. А старшие заботятся о младших, например, помогают им одеваться на прогулку.

Так как интересы детей разного возраста отличаются, то в группе не возникает конфликтов из-за материалов. Пока шестилетки читают и пишут, малыши выполняют упражнения на развитие мелкой моторики рук. Когда старшие ребята покидают группу, чтобы пойти в школу, на их место приходят младшие. Но так как состав не меняется полностью, сохраняется преемственность, атмосфера.

Маленьким ручкам нужно много тренироваться, чтобы справиться с самыми простыми вещами в жизни, например, замочками

Кстати, в Монтессори-группах приветствуется большое количество детей — минимум 20. С ними работают два педагога: монтессори-гид и помощник.

Что обучение дает ребенку?

Преимущество системы Монтессори в том, что дети учатся легко, в своем темпе, они не соревнуются со сверстниками. Благодаря этому у них сохраняется любознательность и мотивированность на обучение. Дети умеют найти себе дело, справляются с бытовыми обязанностями.

Помимо этого, дети учатся общаться, договариваться друг с другом, идти на компромисс, уважать личное пространство другого. Умение найти выход из конфликтной ситуации пригодится и в школе.

Доступность для детей всех материалов в среде – это фактор доверия со стороны взрослых, который учит детей бережному отношению к каждой вещи в классе

Кому подходит методика?

Сторонники системы Монтессори говорят, что методика подходит всем детям, но не всем родителям. Чересчур авторитарным мамам и папам может быть непросто отпустить малыша в «свободный полет». Если же родители готовы признать, что ребенок — отдельная личность со своими потребностями, то система Монтессори станет прекрасным инструментом.

Монтессори-группа «Крошкин дом» – это современная альтернатива детскому саду. Мы помогаем ребенку стать самостоятельным, поддерживаем и развиваем в нем желание учиться и познавать мир.

Источник