Периодизация речевого развития ребенка

Периодизация речевого развития ребенка thumbnail

Периоды речевого развития Виды речевой деятельности.

            Периодизацию речевого развития в детстве и даже на протяжении всей жизни, можно рассматривать как метод исследования, позволяющий выделить наиболее активные и своеобразные ступени процесса, а также черты наиболее заметных тенденций.

            Психологическую периодизацию, ориентированную на труды Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, предприняла А.К. Маркова. В основу ее системы положены следующие позиции:

а) общение — это деятельность по решению задач социальных связей;

б) каждая возрастная ступень развития связывается с предыдущей и последующей;

в) развитие речи человека (ребенка) на каждой ступени определяется ведущим видом деятельности;

г) в периодизации соотносятся факты общего психического и речевого развития;

д) развитие речи идет по принципу дифференциации функций речи на той или иной ступени периодизации.

            Психологическая периодизация не фиксирует появления в речи детей, других испытуемых конкретных языковых форм: частей речи, видов предложений и пр.

            1. Младенческий возраст — до 1 года.

Реакция на голоса близких людей. Улыбки, смех, лепет, жесты. Начальные проявления экспрессивной функции речи. Потребности общения — эмоционального и содержательного; потребности познания, стремление к достижению какой-либо цели. Вербальная речь встречается редко, к концу периода (в семьях, где есть с кем общаться).

            2. Ранний возраст (предшкольный) — 1—3 года.

Складывается обобщающая функция слова: ребенок называетвещи (номинация). Расширение словаря. Линии мышления и речи перекрещиваются. Речевые контакты со взрослыми и детьми. Единство общения и обобщения. Индикативная (указательная) функция слова.

Слоговой состав слова усваивается раньше звукового. К концу второго года жизни сформировано фонематическое восприятие звуков речи (фонема — различитель смысла слов). Речь ситуативная, в начале этапа грамматически малооформленная, к концу элементарно грамматически оформлена.

            3. Дошкольный возраст — от 3 до 6—7 лет. Ведущий вид деятельности — игра.

Речь в деятельности. Регулятивная и планирующая функции речи. Эгоцентрическая речь. Коммуникативная речь. Интериоризация эгоцентрической речи; внутренняя речь. Роли в игре; ролевая речь требует согласованности действий через речь. Речь, инструктирующая участников общего дела — игры. Диалогическая речь становится менее ситуативной, появляется монологическая речь. Наблюдается простейший выбор средств языка, ориентированный на адресата. Речь выполняет функцию регуляции действий других людей.

Значительная часть детей в возрасте 5—6 лет начинают читать, немногие также пишут, заметную роль в развитии детей начинает играть художественная литература.

Осознавание словесного и звукового состава речи; формирование отдельных языковых и речевых понятий.

Ранний детский билингвизм; часть детей изучают неродной язык с 5—6 лет в специальных группах или индивидуально.

Творческая деятельность на основе языка и речи.

            4. Младший школьный возраст — 6—7, 10—11 лет.

Ведущая деятельность — учебная: речь становится инструментом познавательной деятельности, все ее виды участвуют в получении знаний, формировании умений; быстро накапливается словарь, к речи школьника предъявляются требования литературной нормы. Язык становится предметом изучения. Появляется письменная речь в вариантах чтения и письма.

Ситуативная речь расценивается как примитивная, она отходит на второй план; усиливается сознательно-волевой фактор в речи.

Игра также отодвигается на второй план, теряет свою ведущую роль в деятельности.

В жизнь ребенка входят новые знаковые системы: математическая символика, географические карты, системы второго языка, модели и пр.

            5. Средний школьный возраст (основная школа) — 11—15 лет.

Ведущая деятельность: к учебной деятельности добавляется включение в социальную жизнь. Углубление характеристик, отмеченных для младшего школьного возраста.

Начало формирования индивидуальных особенностей речи, языковой личности. Расширение межличностного общения, социальных сфер общения. Самовыражение личности в речи: переписка, дневники, становление читательских интересов.

Усиление познавательной активности в изучении языка (языков): исследовательские методики. Творческий элемент в сочинениях. Элементы ораторской речи: рефераты, доклады, дискуссии, выступления на конференциях.

Художественное слово, театр, сценическая речь. Иностранные языки, первые шаги межнационального общения. Первые признаки индивидуального стиля речи. Осознанное владение культурой речи.

            6. Старший школьный возраст (юность) — 15— 18 лет.

Основная (новая) ведущая деятельность — интерес и выбор профессии, профессиональная ориентация, начало профессиональной подготовки; определение дальнейших намерений в образовании, в научном направлении.

Становление языковой личности. Перспективная саморегуляция. Выбор жизненной позиции, стабилизация ценностных ориентации.

Самообучение как наиболее систематизированное обобщение в познавательной деятельности.

Реализация интеллекта, способностей, одаренности, освоение действительности под углом зрения становления личности. Но становление языковой личности обычно завершается лишь к 21 году.

            7. Зрелость — от 18 лет и далее.

А. К. Маркова представляет зрелость в виде трех периодов: от 18 до 27—30 лет — вхождение в сферу избранной профессиональной деятельности, завершение образования, реализация одаренности, создание семьи, определение своего социального статуса;

от 30 до 60 лет — активная деятельность в личностной и профессиональной сферах, реальное творческое созидание; укрепление своей социальной роли. После 40 лет — осмысление своего профессионального опыта, его обобщение, передача своего опыта молодым.

Для многих, наиболее активных, — расцвет творческой деятельности.

            От 60 лет и далее — упорядочение и обобщение индивидуального опыта, общение с молодыми, мемуары; для многих — постепенное снижение активности.

            Основные виды речевой деятельности.

            Л.В. Щерба – ввел понятие «вид речевой деятельности»- речевые умения и навыки.

Виды речевой деятельности:

  1. Слушание ( восприятие речи на слух и её понимание)
  2. Говорение( устное выражение мыслей)
  3. Письмо-(графическое или письменное выражение мысли, процесс кодирования)
  4. Чтение(  восприятие и понимание чужой  записанной речи)

            Говорение – формируется в процессе общения; в процессе говорения учитываются условия коммуникации, сами участники этой коммуникации, соблюдаются правила этики общения, предметно-личностные и межкультурные уровни, отправление звукового сигнала, которые несут информацию. Критерии оценки речи: цельность высказывания, связность, развернутость и програмированность(  по Леонтьеву).

            Слушание- восприятие звуковых сигналов и их понимание.

2 этапа слушания:

1 этап: первичный анализ звукового сигнала

2 этап: смысловое понимание.

25% информации усваивается слушателем, если он подготовлен- 60-90%

Причины низкого усвоения информации

  1. Неготовность слушателей
  2. Бездумное восприятие
  3. Отрывочное восприятие
  4. Узкость восприятия
  5. Неумение установить восприятие с фактами

Важно: оценить ценность информации, подходить к слушанию как развлечению, слушание помогает устанавливать факты, новые идеи, улучшает собственную речь.

Эффективность слушания

  1. Отношение слушателей
  2. Интерес слушателя ( говорить с эмоциями и по теме, убедительно)
  3. Мотивация слушателей ( слушают лучше, если затронуть основные жизненные потребности)
  4. Эмоциональное состояние слушателей ( отрицательные эмоции могут вызвать подавленность )

Важно:1. Концентрироваться, уметь анализировать содержание, умение конспектировать.

Для развития умения:

  • Концентрация — определить цель речи, её композицию, монолог, главную тему, основные идем и откуда они взяты, какова аргументация и резюмирование.
  • Умение анализировать — занять позитивную, компаративную позицию; вспомнить, что ты знаешь о предмете речи; предугадать, что ещё скажет говорящий; подумать, чем речь будет полезной.
  • Умение слушать критически связь с личным опытом (опровергает или дополняет), обобщение, обязательное оценивание с другой точки зрения содержания и манеры исполнения.
  • Умение конспектировать — аккуратно оформлять (чёткая структура, каллиграфическое исполнение, допуск сокращений и аббревиатуры, выделяя важные мысли, просматривать весь объём материала)

            Чтение.

            Строится на основе аутентичных текстов разных жанров. Всегда имеют коммуникативную или личную направленность. Формируется (как вид письменной речи) на базе устной речи в системе специально направленной работы. Всегда предполагает проговаривание (про себя) для уточнения смысле прочитанного.

            Виды:

  • ознакомительное — знакомство с общим содержанием;
  • выборочно ознакомительное чтение — помогает выделить определённые положения текста (вехи, последовательность);
  • изучающее — помогает подробно изучить материал.

            Чтение является средством личностно-ориентированного общения. На завершающим этапе формирование чтение важно продолжать развивать следующие умения:

  • рецептивные — восприятие, предвосхищение мысли: идея, ключевая информация, понимание общего содержания; понимание всей информации на основе лексических единиц (ключевых слов), ключевых оборотов; анализировать содержание; умение обсуждать это в паре/в группе;
  • репродуктивные — умение воспроизводить текст с опорой на ключевые слова; делить на смысловые части, выделяя в них главное; сокращать текст, не упуская главного (устранение второстепенной информации);
  • репродуктивно-продуктивные- раскрытие и обсуждение проблемы с опорой на текст, обсуждение плана, передача текста с позиции автора, реконструирование текста в интервью.

            Скорость восприятия:

  • фиксация глаз;
  • движение глаз;
  • поле зрения.

            Затрудняет чтение/понимание:

  • невнимательность;
  • неорганизованность;
  • отсутствие воли;
  • частые регрессии;
  • излишняя артикуляция;
  • маленькое поле зрения;
  • недостаток формирования смыслового программирования;
  • недостаточная гибкость организации стратегии чтения;
  • неумение поставить цель и рамки.

            Письмо.

  • отсроченное (смс, письмо, вк);
  • непосредственное (записки).

            Отличие от устной:

1) опирается на графику;

2) грамматически (синтаксические конструкции, стилистика);

3) свойственна более чёткая структура и сложная композиционно-структурная организация;

4) воспроизводится либо целиком, либо большими кусками (устная — маленькими или заместителями).

            Основные требования: соблюдение единого каллиграфического режима, цельность и связность высказывания, учитывание правил графики, орфографические принципы, языковая норма и единый стиль, пунктуация.

            Основные умения:

1) научить выписывать основные слова из текста;

2) делать нужные записи, последовательные;

3) овладение официальном стилем для ведения письменной деятельности;

4) не допустимы незаконченные мысли любого высказывания;

5) интонацию заменяют  на знаки препинания.

Источник

Этапы развития речи в онтогенезе. Речевое развитие ребенка в норме.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й – подготовительный – до одного года;
  2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет;

3-й – дошкольный – до 7 лет;

4-й – школьный.
Первый этап – подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет. Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца – лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулирует. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них)

В возрасте 7 – 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
  С 10 – 11 месяцев появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.
Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. – 10 – 15 слов; к концу 2-го года – 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 году – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!).
Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» – Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков [р] и [л], реже – дефекты смягчения, озвончения и йотации.  На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 – 6 годам достигает 3000 – 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
          Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. К 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела’; «Я стану большим сильным дядей»).
На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины’; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).
Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Четвертый этап – школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи. В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Источник