Периодизация интеллектуального развития ребенка ж пиаже
Периодизация Пиаже – довольно удобная система, позволяющая отследить интеллектуальное развитие любого ребенка. Великий швейцарский психолог позволил нам взглянуть по-новому на интеллектуальное развитие детей. Подробнее о нем и его теории вы узнаете из этой статьи.
Периодизация развития Пиаже
Для начала следует перечислить этапы этой периодизации:
- Сенсомоторный этап: рождение и детство до 2 лет.
- Предоперациональная стадия: возраст от 2 до 7 лет.
- Этап конкретных операций: от 7 до 11 лет.
- Формально-логический этап: возраст 12 лет и выше.
Пиаже считал, что дети играют активную роль в процессе обучения, действуя так же, как маленькие ученые, когда они проводят эксперименты, делают наблюдения и узнают о мире. Когда дети взаимодействуют с окружающим миром, они постоянно приобретают новые знания, основываются на существующих знаниях и адаптируют ранее реализованные идеи для апробирования новой информации.
История
Пиаже родился в Швейцарии в конце 1800-х годов и был вундеркиндом, опубликовавшим свою первую научную работу, когда ему было всего 11 лет. Его раннее знакомство с интеллектуальным развитием детей пришло, когда он работал помощником Альфреда Бине и Теодора Саймона, когда они трудились над стандартизацией своего знаменитого теста IQ.
Большая часть интереса Пиаже к когнитивному развитию детей была вдохновлена его наблюдениями за его собственным племянником и дочерью. Эти наблюдения укрепили его почтенную гипотезу о том, что умы детей были не просто меньшими версиями взрослых умов. До этого момента в истории детей в основном рассматривали просто как меньшие версии взрослых. Пиаже был одним из первых, кто определил, что то, как думают дети, отличается от того, как это делают взрослые. Это великая заслуга периодизации Пиаже.
Полезные наблюдения
Вместо этого он предложил, что интеллект – это то, что растет и развивается в несколько этапов. По его словам, взрослые дети не просто думают быстрее, чем младшие. Существуют и качественные, и количественные различия между мышлением маленьких детей и лиц более старшего возраста.
Основываясь на своих наблюдениях, он пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, они просто думают иначе. Альберт Эйнштейн назвал открытие Пиаже «настолько простым, что только гений мог подумать об этом».
Научная теория Пиаже описывает когнитивное развитие детей. Когнитивное развитие включает в себя изменения в самом процессе и способностях. По мнению Пиаже, раннее когнитивное развитие включает в себя процессы, основанные на действиях, а затем прогрессирует к изменениям в психических операциях.
Стадии периодизации Пиаже
Благодаря наблюдениям за своими детьми Пиаже разработал сценарную теорию интеллектуального развития, которая включала четыре различных этапа. Эти этапы были перечислены выше, теперь самое время рассмотреть подробнее каждый из них.
Сенсормоторный этап
Возраст: от рождения до 2 лет.
Младенец познает мир своими движениями и ощущениями. Дети узнают о мире посредством основных действий, таких как сосание, схватывание, поиск и прослушивание. Младенцы узнают, что вещи продолжают существовать, хотя они не могут быть замечены (вопрос постоянства объекта). Они – отдельные существа от людей и предметов вокруг них. Они понимают, что их действия могут привести к тому, что что-то произойдет в окружающем их мире.
На этой ранней стадии когнитивного развития младенцы и малыши приобретают знания через сенсорный опыт и манипулирование объектами. Весь опыт ребенка в самый ранний период этого этапа происходит через основные рефлексы, чувства и двигательные реакции.
Именно на сенсомоторном этапе дети переживают период резкого роста и обучения. Когда дети взаимодействуют со своей средой, они постоянно делают новые открытия о том, как работает мир.
Когнитивное развитие, которое происходит в этот период, длится в течение относительно короткого периода времени и связано с большим ростом. Дети не только учатся выполнять физические действия, такие как ползание и ходьба, они также много узнают о языке от людей, с которыми взаимодействуют. Пиаже также разделил этот этап на несколько разных подпунктов. Именно во время заключительной части сенсомоторной стадии возникает ранняя репрезентативная мысль.
Пиаже считал, что стабильное постоянство объекта, понимание того, что они продолжают существовать, даже когда не могут быть замечены, было важным элементом на данном этапе развития. Осознав, что объекты являются отдельными и разными сущностями и что у них есть собственное существование вне индивидуального восприятия, дети могут начать прикреплять имена и слова к объектам.
Предоперациональный этап
Возраст: от 2 до 7 лет.
Дети начинают мыслить символически и учатся использовать слова и рисунки для представления объектов. Дети на этом этапе, как правило, эгоцентричны и борются за то, чтобы видеть вещи с точки зрения других. В то время как они учатся лучше обращаться с языком и мышлением, они все же склонны думать о вещах в очень конкретных терминах. Основы развития языка, возможно, были заложены на предыдущем этапе, но именно появление языка является одним из основных признаков этой стадии развития. Так говорит нам периодизация Пиаже.
На этом этапе дети учатся притворяться, но все еще борются с логикой и с точкой зрения других людей. Они также часто борются с пониманием идеи постоянства. Например, взрослый может взять кусок глины, разделить его на две равные части, а затем дать ребенку выбор между двумя кусками глины, чтобы играть. Один кусок глины свернут в компактный шар, а другой разбит на плоскую форму блина. Так как плоская форма выглядит больше, потому предоперациональный ребенок, скорее всего, выберет именно этот кусок, даже если две части имеют одинаковый размер.
Этап конкретных операций
Возраст: от 7 до 11 лет.
На этом этапе дети начинают логически мыслить о конкретных событиях. Они начинают понимать концепцию сохранения – что количество жидкости в короткой широкой чашке равно, например, количеству в высоком, тонком стакане. Их мышление становится более логичным и организованным, но все же очень конкретным. Дети начинают использовать индуктивную логику или рассуждать от конкретной информации к общему принципу.
Хотя дети все еще слишком конкретны и буквальны в своем мышлении на данном этапе развития, они становятся намного более искусными в использовании логики. Эгоцентризм на предыдущем этапе начинает исчезать, когда дети начинают задумываться о том, как другие люди могут рассматривать ситуацию. Но этим возрастная периодизация Пиаже, естественно, не исчерпывается.
Хотя мышление становится более логичным в конкретном рабочем состоянии, оно также может быть очень жестким. Дети на этом этапе развития склонны бороться с абстрактными и гипотетическими понятиями.
На этом этапе дети также становятся менее эгоцентричными и начинают думать о том, как другие люди могут думать и чувствовать. Дети на конкретном операционном этапе также начинают понимать, что их мысли уникальны для них и что не все остальные обязательно разделяют их мысли, чувства и мнения. Тем не менее ключевым является все же следующий этап возрастной периодизации Пиаже.
Формально-логический этап
Возраст: 12 и выше.
На этом этапе подросток начинает мыслить абстрактно и рассуждать о гипотетических проблемах. Возникает абстрактная мысль. Подростки начинают больше думать о нравственных, философских, этических, социальных и политических проблемах, требующих теоретических и абстрактных рассуждений. Начинают использовать дедуктивную логику или рассуждать по общему принципу для конкретной информации.
Заключительный этап теории Пиаже предполагает увеличение логики, умение использовать дедуктивные рассуждения и понимание абстрактных идей. Дети становятся способными видеть многочисленные потенциальные решения проблем и более научно рассуждать о мире вокруг них.
На этом этапе периодизация интеллектуального развития Пиаже начинает более всего соответствовать своему названию. Способность думать об абстрактных идеях и ситуациях является ключевым отличием формальной логической стадии когнитивного развития. Способность систематически планировать будущее и рассуждать о гипотетических ситуациях также являются критическими способностями, которые возникают на этом этапе.
Уточнения
Важно отметить, что Пиаже не рассматривал интеллектуальное развитие детей как количественный процесс. То есть дети не просто добавляют больше информации и знаний к своим существующим, поскольку они становятся старше. Вместо этого Пиаже предположил, что есть качественные изменения в том, как дети думают, как они постепенно проходят через эти четыре этапа. Ребенок в возрасте 7 лет не только имеет больше информации о мире, чем в возрасте 2 лет; есть фундаментальное изменение в том, как он думает о мире. Это главный критерий периодизации Пиаже.
Важные концепции
Чтобы лучше понять некоторые вещи, которые происходят во время когнитивного развития, важно сначала изучить несколько важных идей и концепций, предложенных Пиаже.
Ниже приводятся некоторые факторы, влияющие на то, как дети учатся и растут.
Схемы
Схема описывает как умственные, так и физические действия, связанные с пониманием и изучением. Схемы – это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир.
Согласно периодизации психического развития Пиаже, схема включает как категорию знаний, так и процесс получения этих знаний. По мере того, как это происходит, эта новая информация используется для изменения, добавления или корректировки ранее существующих схем.
Например, у ребенка может быть схема о типе животного, например, о собаке. Если единственный опыт ребенка был во взаимодействии исключительно с маленькими собаками, он может поверить, что все собаки маленькие, пушистые и имеют четыре лапы. Предположим, что ребенок встречает огромную собаку. Ребенок примет эту новую информацию, изменив ранее существующую схему, чтобы включить эти новые наблюдения.
Ассимиляция
Процесс ввода новой информации в наши уже существующие схемы известен как ассимиляция. Этот процесс несколько субъективен, потому что мы склонны немного модифицировать опыт и информацию, чтобы они соответствовали нашим предыдущим убеждениям. В приведенном выше примере, видя собаку и отмечая ее, «собака» – это случай ассимиляции животного в схеме собаки ребенка.
Размещение
Другая часть адаптации включает в себя изменение или корректировку существующих схем в свете новой информации – процесс, известный как размещение. Оно предполагает изменение существующих схем или идей в результате поступления новой информации или опыта. Во время этого процесса также могут быть разработаны новые схемы.
Уравновешивание
Пиаже считал, что все дети пытаются найти баланс между ассимиляцией и размещением, что достигается с помощью механизма, называемого уравновешиванием. Поскольку дети продвигаются по этапам когнитивного развития, важно поддерживать баланс между применением предшествующих знаний (ассимиляция) и изменением поведения для учета новых знаний (размещение). Уравновешивание помогает объяснить, как дети могут перейти от одного этапа мысли к другому. В этом, если вкратце, и заключается суть периодизации интеллектуального развития по Ж. Пиаже.
Заключение
Один из самых важных моментов, который нужно помнить о теории Пиаже, заключается в том, что он считает, что создание знаний и интеллекта является неотъемлемо активным процессом.
«Я считаю себя противников взгляда на знание как пассивную копию реальности, – объяснил Пиаже – я считаю, что знание объекта означает действие на него, построение систем преобразований, которые могут выполняться на этом объекте или с ним. Знание реальности означает построение систем преобразований, которые более или менее адекватно соответствуют действительности».
Теория когнитивного развития Пиаже помогла психологам углубить понимание интеллектуального роста детей. Он также подчеркнул, что дети не только являются пассивными получателями знаний. Они постоянно исследуют и экспериментируют, создавая свое понимание того, как работает мир.
Источник
Единый процесс развития психики ребенка включает две линии — развития психических (когнитивных) функций и личности. Каждая линия имеет свои закономерности. Соответственно в возрастной психологии выделяются две группы периодизации — периодизации интеллектуального и личностного развития. Общепризнанной периодизацией интеллектуального развития стала периодизация швейцарского философа и психолога, создателя теории когнитивного развития Жана Пиаже (1896—1980).
В исследованиях Ж. Пиаже и созданной им Женевской психологической школы показаны своеобразие детского мышления, особая детская логика, отличная от взрослой, и прослежено, как мышление постепенно меняет свой характер на протяжении детства и отрочества.
По Ж. Пиаже, интеллект как форма когнитивного аспекта поведения структурирует отношения между личностью (организмом) и средой. Благодаря мышлению ребенок познает окружающий его мир и адаптируется к нему.
Ребенок, как и взрослый, имеет определенные схемы действий, позволяющие ему решать разнообразные познавательные задачи. Эти схемы действий относительно просты у младенца, ищущего спрятанный под подушку предмет, и очень сложны у подростка, решающего задачу в гипотетическом плане, с помощью формальной логики. Независимо от степени трудности стоящих перед ребенком проблем им используются два основных механизма — ассимиляция и аккомодация. Когда новая задача меняется и подгоняется под уже имеющуюся схему действий, происходит ассимиляция — включение новой проблемной ситуации в состав тех, с которыми ребенок справляется без изменения наличных схем действия. При аккомодации схемы действий изменятся так, чтобы можно было применить их к новой задаче. В процессе приспособления к новой проблемной ситуации ассимиляция и аккомодация объединяются, их сочетание даст адаптацию. Завершает адаптацию установление равновесия, когда требования среды (задачи) и схемы действий, которыми ребенок владеет, приходят в соответствие. Интеллектуальное развитие, по Ж. Пиаже, стремится к стабильному равновесию. Па каждом возрастном этапе равновесие нарушается и восстанавливается; полная логическая уравновешенность достигается лишь в подростковом возрасте на уровне формальных операций.
Интеллект, таким образом, обладает адаптивной природой. Также можно говорить о деятельной природе интеллекта. Ребенок познает окружающую его реальность, объекты, существующие независимо от него. Чтобы познать объекты, он их трансформирует — производит с ними действия, перемещает их, связывает, комбинирует, удаляет и вновь возвращает. Познание на всех этапах развития интеллекта связано с действиями, трансформациями. Первоначально, у маленького ребенка, это внешние действия с предметами. Собственно интеллектуальная деятельность производна от материальных действий, ее элементы представляют собой интериоризованные действия. Познание окружающего в результате становится все более адекватным. Па основе действия формируются новые интеллектуальные структуры [1].
Интеллектуальное развитие ребенка спонтанно (т.е. подчиняется присущим ему внутренним закономерностям), оно проходит ряд стадий, порядок следования которых всегда остается неизменным. До 7—8 лет взаимодействие ребенка с миром вещей и людей подчиняется законам биологического приспособления, но само биологическое созревание сводится только к открытию возможностей развития, эти возможности еще нужно реализовать. Возрастные рамки появления той или иной стадии интеллектуального развития зависят от активности самого ребенка, богатства или бедности его спонтанного опыта, культурной среды. К биологическим факторам на определенном уровне развития присоединятся социальные, благодаря которым у ребенка вырабатываются нормы мышления и поведения. Это достаточно высокий и поздний уровень: лишь после переломного момента, около 7—8 лет, социальная жизнь начинает играть прогрессивную роль в развитии интеллекта. Ребенок социализируется постепенно. Социализация — процесс адаптации к социальной среде — приводит к тому, что ребенок переходит от своей узкой позиции к объективной, учитывает точки зрения других людей и оказывается способным с ними сотрудничать [2].
Важно заметить, что представления Ж. Пиаже о спонтанности интеллектуального развития приводят к недооценке роли обучения. “Он считает, что обучение может существенно ускорить или замедлить интеллектуальное развитие, но основная линия последнего определяется внутренними, собственными законами развития — подготовкой, становлением, освоением и дальнейшим совершенствованием систем логических операций. С точки зрения Пиаже, само обучение приобретает разное значение в зависимости от того, па какой период развития оно приходится. Чтобы оказаться успешным, чтобы не остаться формальным, обучение должно приспосабливаться к наличному уровню развития” [3]. В отечественной психологии данной позиции противопоставляется тезис Л. С. Выготского, утверждающий, что обучение ведет за собой развитие: обучение ученый рассматривает не как условие, а в качестве фактора интеллектуального развития ребенка. Л. С. Выготский писал: “Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться… Обучение должно ориентироваться на уже пройденные циклы развития, на свой низший порог; однако оно опирается не столько на созревшие, сколько на созревающие функции. Оно всегда начинается с того, что у ребенка еще нe созрело. Возможности обучения определяются зоной его ближайшего развития” [4].
Интеллектуальное развитие, согласно Ж. Пиаже, представляет собой переход от низшей ступени к высшей; вершиной интеллектуального развития становится формальная логика. Здесь важно то, что предыдущая стадия развития подготавливает последующую. В то же время представления о формальной логике как наиболее совершенной форме мышления спорны. Богатство человеческого мышления предполагает развитие всех форм мышления, появляющихся последовательно в онтогенезе.
Периодизация интеллектуального развития, разработанная Ж. Пиаже, охватывает три периода — от рождения ребенка до 15 лет (табл. 1.1). Период сенсомоторного интеллекта предполагает познание ребенком окружающего мира на основе восприятия и собственных действий, решение познавательных задач методом проб и ошибок. Для второго периода характерно мышление в представлениях, в конце его — овладение логическими операциями, выполняемыми с опорой на наглядность, поэтому второй период обычно обозначается как “репрезентативный интеллект и конкретные операции” [5] или “период подготовки и организации конкретных операций” [6]. Третий период — время овладения формально-логическими операциями, позволяющими решать задачи в гипотетическом плане.
Таблица 1.1
Периоды интеллектуального развития ребенка по Ж. Пиаже
Периоды | Подпериоды | Возраст |
I. Сенсомоторный интеллект | До 2 лет | |
II. Репрезентативный интеллект и конкретные операции | Дооперациональные | 2 года — 7 лет |
представления Конкретные операции | 7—11 лет | |
III. Формальные операции | 11—15 лет |
Периоды включают в себя подпериоды, подпериоды — стадии. В данном учебнике периодизация Ж. Пиаже подробно не рассматривается: приводится констатация ряда основных закономерностей и фактов детского развития.
Следует рассмотреть под периоды дооперациональных представлений и конкретных операций, проследив, как меняется репрезентативный интеллект в 7 лет, т.е. на границе дошкольного и младшего школьного возрастов.
Источник