Период школьного развития ребенка

Период школьного развития ребенка thumbnail

как развивать ребенка - подготовка ребенка к школе

Психология детей младшего школьного возраста – это тот период, в котором осуществляется основная закладка в развития психики ребенка, поэтому важно следить, за тем как развивается ребенок, ведь успешно приобретенные знания, привычки и моральные установки будут в дальнейшем формировать полноценную личность.

Что особенного происходит с ребенком. Младший школьный возраст определен с 6 до 10 лет, т.е. с периода обучения ребенка в начальных классах. У ребенка меняется взаимоотношения с социумом, так как он становится общественным субъектом со значимыми обязанностями, оцениванием учебы и деятельности ребенка. В этот период, как правило, утрачивается авторитет взрослого. А влияние сверстников, наоборот играет очень важную роль, ребенок в этот период начинает рассуждать, у него появляется словарно логический запас, он сосредотачивает свое внимание на все более и конкретных объектах и ситуациях, умеет самостоятельно распределять и переключаться, а так же быть устойчивым.

Следует так же помнить, что существует такое понятие как кризис семи лет. Это период, когда ребенок четко осознает значимость собственного «Я» и все переживания имею смысл – он с точностью может охарактеризовать состояния – я сердит, я голоден, я хороший, я добрый, я злой и т.д., и понимать, что это именно относится к нему.

Кризис семи лет, часто выражается манерность ребенка, то есть ребенок может что-то из себя показывать, или напротив что – то скрывать. Может скрывать, что – то от взрослых – например, когда ему плохо или у него есть какие-то проблемы.

С появлением статуса – школьника, ребенок обретает некую самостоятельность, у него формируются соответственные моральные ценности, которых он старается придерживаться. Дети начинают осознавать свою индивидуальность, стараются отличить свою уникальность перед остальными, часто стремятся лидировать в обществе своих сверстников. Это проявляется еще в том, детки ищут себя в увлечениях, занятиях, кружках, им участвовать в групповых формах активности.

Но в силу ряда причин, часто дети стараются избегать неудач, мотивируясь достичь определенных успехов. Такое поведение должно контролироваться со стороны взрослого, что бы ориентиры поведения и действий ребенка, в дальнейшем, не привело к страху смены отношения окружающих.

Так, ребенок – школьник, очень подвергнут критике и остро реагирует на оценку, со стороны взрослых, ребенок этого возраста эмоционально неустойчив, у него могут наблюдаться частые перемены настроения.

Развиваем память у детей

Память – это восприятие впечатлений, которые остаются у человека, об окружающей среде, и по возможности, эти впечатления закрепляются и при необходимости воспроизводятся. Память – это основа способностей человека, к восприятию, хранению, воспроизведению опыта, полученного в ходе жизнедеятельности человека.

Память школьников, это своеобразный переход от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию. Дети в возрасте от 6 до 14 лет активно развивают механическую память на логические единицы информации, которые не связаны между собой.

Процесс взросления ребенка влечет за собой развитие осознанности в действиях, которые направляются на точное и качественное запоминание, а так же воспроизводить в точности, удержанный в памяти материал. Дети чаще всего, придают значение впечатления, которые получены зрительным, слуховым или двигательным путем. При чем, чем младше ребенок, тем непосредственно проявляются чувства неудовлетворенности или удовольствия от увиденного, сделанного или услышанного. Педагогическое воздействие на детей младшего дошкольного возраста как раз и строится на этих чувствах.

В разный возраст ребенка, иные приемы по управлению памяти, с помощью которых совершенствуется память при обучении. Весомый вклад в развитие, в первую очередь, привносят родители и учителя.

К приемам управления памятью относят такие:

  • повторение. Ребенок, повторяет каждое запомнившееся слово, а потом повторяет слова группами;
  • организация. Ребенок запоминает и устанавливает взаимосвязь со словами, при помощи ассоциаций;
  • осмысление. Ближе к 11 годам, ребенок может осмысленно повторить запомнившийся абзац и сделать из него выводы;
  • формирование образов. Запоминание новой информации у ребенка, куда проще будет происходить, если предложить ему использовать какие-то умственные образы, которые схожи по каким-то чертам или несуществующим признакам;
  • поиск информации в памяти. Ребенок запоминает какую-то информацию, но все равно ищет несколько вариантов, для проверки правильности.
  • создание сценариев. Для того, что бы в памяти ребенка сохранить регулярно повторяющие события, можно организовать события в виде набора сценариев.

Особенности психологии детей

Младший дошкольный возраст – это самый ответственный период в жизни малыша.

Особенности детей младшего школьного возраста, в первую очередь, обусловлены тем, что в этот период, начинает закладываться собственное «Я», развивается самосознание. Обогащение знаниями, в этом возрасте, способствует интенсивному развитию интеллектуальных способностей, самореализации и творческой активности. Относительно физического развития – это самый спокойный возраст. Происходит равномерное увеличение роста и веса, развивается выносливость. Костная система находится на стадии формирования.

Этот период характеризируется совершенствованием мозга – то есть развивается аналитическая и систематическая функция коры, изменяются такие процессы, как возбуждение и торможение. Процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Самая главная цель ребенка – это обучение. Ребенок стремится приобрести и усвоить новые знания, умения и навыки, а так же стремится накопить систематические сведения об окружающем его мире, природе и обществе в целом.

Воспитание в детях чувства собственной значимости

Воспитание детей младшего школьного возраста, имеет огромное значение, в последующем становлении ее как личности. Правильная закладка моральных ценностей и жизненных установок принесут ребенку, в будущем, крепкую основу его жизнедеятельности. Задача родителей правильно расставить ориентиры.

Читайте также:  Консультация логопеда речевое развитие ребенка средняя группа

К примеру, хорошо, если ребенок будет воспринимать свои успехи и поражения, то есть объективно. Ребенок должен в первую очередь, уверенным в своих силах, быть человеком слова, знающим себе цену, на которого можно во всем положиться. Повышенная самооценка или напротив – пониженная, не будет хорошим стимулом для достижения определенных результатов.

Правильное воспитание детей младшего дошкольного возраста, так же подразумевает систематическое подчеркивание достоинств. Иными словами – похвала, это личный успех ребенка, который очень стимулирует малыша. Особенно – если эта похвала родителей.

Не менее важно подавать правильный пример ребенку. Ведь этот возраст – это возраст подражательства. Ребенок подражает людям, которых уважает. Большинство действий, негативных эмоций, грубых слов или действий – это следствие подражания. Необходимо всегда об этом помнить и подавать хороший пример.

Хорошо, что бы в этом возрасте привить говорить слово «нет» действиям, которые не хочет совершать ребенок. То есть те действия, которые нанесут вред ребенку – сигареты, выпивка, наркотики.

Важно привить ребенку, что самое безопасное место на земле – это его дом. А так же, главной обязанностью родителей есть обучение ребенка элементарным основам безопасности. Ребенок должен отдавать себе отчет в том, что не все так в мире идеально и не все люди добры. Поэтому должен быть крайне осторожен на улице, в быту. И в случае чего, не стесняться обратиться за помощью.

Хотелось бы подытожить, что очень много чего родители должны привить и воспитать в ребенке в самый ответственный период в жизни. Ведь это основа основ на всю его дальнейшую жизнь закладка в этом возрасте, существенно смягчит подростковый период, а так же поможет развить в ребенке полноценную личность. Главное уделять, по возможности как можно больше времени ребенку, общаться с ним, помогать ему, познать себя и окружающих. Дать ему уверенность в собственной необходимости и о его месте в этом мире.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 марта 2019; проверки требуют 5 правок.

Школьный возраст – определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Включает в себя определенное количество годовых групп, которое соответствует сроку, установленного законодательством минимального объёма обязательного обучения. 5 класс-80-90сл 6 класс-100-110сл 7 класс-120-130сл 8 класс-130-140сл 9 класс-150

История[править | править код]

В России вопрос о чётких возрастных рамках школьного возраста возник в 1860-е годы в вязи с постановкой вопроса о введении всеобщего обучения. Тогда основываясь на опыте некоторых стран западной Европы, был введен школьный возраст в рамках 7-14 лет[1].

В 1893 году эти сроки школьного возраста были пересмотрены благодаря деятельности известного русского педагога и деятеля народного просвещения Василия Профирьевича Вахтерова. основной его идеей было то, что школьный возраст должен соответствовать минимальному сроку обучения. Как он сам писал в своём труде:

Так как наша народная школа имеет трёхлетний курс (церковно-приходской даже двух летний), то, при предлагаемой нами реформе, до тех пор, пока не будут расширены курс и программа народной школы, может идти речь только о том, чтобы обязать девочку живущую в городе, и каждого мальчика, где бы он ни жил, по достижении известного возраста, учиться в школе в течение трёх лет. И обычаем и нашим законодательством возраст для поступления в школу определён 8-летний, хотя встречаются губернии, где он повышен до 9 лет (в Московской). Поступая в школу 8-ми лет, ученик при обязательности обучения пробудет там до 11 лет.

– В. П. Вахтеров. «Всеобщее начальное обучение». М., 1897. С. 19-20

Таким образом, он обосновал необходимость изменения школьного возраста в пределах 8-11 или 9-12 лет. Немного позднее известным педагогом Ф. Ф. Ольденбургом был введён такой термин, как «нормальный школьный возраст». Это понятие обобщало в себе число возрастных групп и число лет нормальной продолжительности обучения в школе, которые должны соответствовать друг другу[1].

Процент детей школьного возраста (8-11 лет) в России по переписям населения[1].

1897 – мужского населения – 9,3 %; женского населения – 8,7 % 1920 – мужского населения – 12,9 % ; женского населения – 10,5 % 1926 – мужского населения – 8,0 %: женского населения – 7,2 %

Возрастные рамки школьного возраста[править | править код]

Школьный возраст определяется в возрастных рамках от 6-7 до 16-17 лет[2]. Делится на младший школьный возраст и старший школьный возраст.

Первым периодом считается младший школьный возраст (от 6-7 до 9-10 лет)[2] когда ребёнок обучается в начальных классах. В этот период происходит усвоение опыта, и формируется возможность произвольной регуляции психических процессов и внутренний план действий[3].

Старший школьный возраст, так же именуется как пубертатный период или период полового созревания. Начинается в среднем с 12 лет[2], у мальчиков с 13 до 17-18 лет, у девочек с 12 до 16 лет[4]

Психологическое развитие в школьном возрасте[править | править код]

Школьный возраст – период исчезновения у подавляющего большинства людей детских страхов. После поступления в школу у многих детей сначала заметно увеличивается количество детских (возрастных) страхов. Исследование, проведенное в белорусском Витебске показало, что у первоклассников, в отличие от старших дошкольников присутствуют два новых страха – опоздать и заболеть[5]. Всего же у обследованных 40 первоклассников Витебска было выявлено 30 видов детских страхов, среди которых преобладали страхи смерти, смерти родителей, пожара, нападения бандитов, сделать что-нибудь плохо, стихийных бедствий, огня, опоздать и другие[6]. Среднее количество страхов у обследованного первоклассника оказалось выше, чем у старшего дошкольника[6]. У 8-9-летних детей (2-й – 3-й классы школы Нижнего Новгорода преобладали три вида страха: смерти (82 % опрошенных), войны (82 % опрошенных), нападения (81 % опрошенных)[7]. В подростковом возрасте природные (темноты, смерти и другие) детские страхи как правило исчезают и у подростков в основном социальные страхи. А. И. Захаров отмечал, что у подростков пик социальных страхов пришелся на возраст 15 лет[8]. Известно 5 видов социальных страхов: «быть не собой», провала, осуждения и наказания, физических уродств, одиночества, бесперспективности и невозможности самореализации[9]. Для устранения детских страхов применяют различные методы психологической коррекции: арт-терапия, сказкотерапия и другие[10].

Читайте также:  Роль педагога в развитии способностей ребенка

Примечания[править | править код]

  1. ↑ 1 2 3 Богданов И. М. Очерки по статистике всеобщего школьного обучения. – Академия педагогических наук РСФСР, 1948. – С. 5-6,16.
  2. ↑ 1 2 3 Школьный возраст // 1. Малая медицинская энциклопедия. – М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. – М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. – М.: Советская энциклопедия. – 1982-1984 гг. // Малая медицинская энциклопедия.
  3. ↑ Младший Школьный Возраст // Психологический словарь. – 2000. // Психологический словарь. 2000.
  4. ↑ [dic.academic.ru/dic.nsf/seksolog/700 Пубертатный возраст] // Сексологический словарь
  5. ↑ Алецкая И. А. Негативные эмоциональные состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. А. Куляшова. – Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. – 2015. – № 2 (46). – С. 71
  6. ↑ 1 2 Алецкая И. А. Негативные эмоциональные состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. А. Куляшова. – Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. – 2015. – № 2 (46). – С. 70 – 71
  7. ↑ Сокинина А. А. Особенности эмоционального развития младших школьников // Начальная школа. – 2013. – № 6. – С. 51
  8. ↑ Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Союз, 2000. – С. 90 – 91
  9. ↑ Петрова М. В. Ресурсы социально-культурной деятельности детских общественных организаций в преодолении социальных страхов у подростков // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 712
  10. ↑ Саржанова А. С., Егенисова А. К. Детские страхи и пути их преодоления // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 156

Источники[править | править код]

  • Богданов И. М. Очерки по статистике всеобщего школьного обучения. – Академия педагогических наук РСФСР, 1948
  • Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – с. 244-268
  • Школьный возраст // 1. Малая медицинская энциклопедия. – М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. – М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. – М.: Советская энциклопедия. – 1982-1984 гг. // Малая медицинская энциклопедия.

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных ссылок

  • dic.academic.ru/dic.nsf/seksolog/700

Источник

В школьном периоде у детей закладываются все основные психические процессы, начинает формироваться личность, интеллект и потребность в социальных связях. Ведущую роль во всех этих процессах отыгрывает общение с родителями и учебная деятельность. Кроме того, огромное значение для всестороннего развития личности имеют трудовые, игровые, творческие и спортивные занятия, которые проводятся в школе. С их помощью ребенок приобретает все новые навыки и знания, а также закрепляет свои достижения.

Воспитание в школьном возрасте строится вокруг процессов мышления, которые становятся у ребенка доминирующими. Наглядно-образное восприятие информации заменяется словесно-логическим, поэтому школьники способны усваивать все более сложную информацию. Главным мотивом в учебном процессе является получение высоких отметок. Хорошая успеваемость становится для ребенка предметом гордости, тогда как плохая может стать причиной переживаний, плохого поведения и трудностей в коллективе. Переход к школьному обучению сопровождается периодом адаптации, когда дети сталкиваются с необходимостью быть дисциплинированными, сдержанными и организованными.

Младший школьный возраст

Проблемы детей школьного возраста могут начинаться именно в этом периоде, так как поступление в школу является первой крупной жизненной переменой. Так, первоклассник чувствует серьезность своей новой социальной роли, что связано с изменением распорядка дня и необходимостью подготовки к урокам. Если в семье есть дети младше, то новоявленный школьник, как правило, чувствует свое превосходство, ведь он занимается важным делом, которое недоступно малышам.

К возрасту шести-семи лет скачок роста заканчивается. Увеличение роста и веса происходит постепенно, однако активно развивает мышечная масса, нервная система и головной мозг. Ведущая деятельность в школьном возрасте – школьное обучение и самообразование. Задачей программы 1-4 классов является развитие мыслительных процессов у ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей.

Читайте также:  Занятия с ребенком на развитие воображения

На формирование личности школьный возраст влияет посредством завязывания новых отношений с коллективом и учителями. На данном этапе развития у школьника существует множество возможностей для формирования позитивных черт характера и высоких нравственных качеств. Податливость и доверчивость младших школьников, для которых учитель становится новым авторитетом, является отличным основанием для становления положительного характера личности.

Школьный подростковый возраст

Средний школьный возраст совпадает с подростковым периодом, когда ребенок готовится к вступлению в юность и очередной смене социальной роли. Подростки становятся более самостоятельными, поэтому меняется их положение в семейной иерархии. Полученные знания, накопленный жизненный опыт и возросшие физические способности приводят к тому, что на подростка возлагаются определенные обязанности: такие, как помощь по дому, уход за домашними животными и т.д. Физическое воспитание детей школьного возраста в 5-9 классах приобретает все большую актуальность.

Активное развитие всех органов и систем организма приводит к еще одному скачку роста. Характерной особенностью является увеличение мышечной силы и появление вторичных половых признаков. Неравномерное развитие внутренних органов может привести к тому, что здоровье детей школьного возраста будет подвержено различным быстропроходящим нарушениям (учащенному дыханию, сердцебиению и др.).

Выход мыслительных способностей на новый уровень позволяет подростку формировать основы своего мировоззрения, определять собственную систему нравственных идеалов и моральных ценностей. Такая система не отличается устойчивостью, так как может быть легко разрушена мнением сверстников и других авторитетных для подростка лиц.

Школьный подростковый возраст – это период полового созревания, когда поведение ребенка контролируют гормональные всплески. Это не дает подростку адекватно оценивать свое поведение, поэтому четко организованное и продуманное воспитание на данном этапе является необходимым фактором для формирования полноценной личности.

Развитие ребенка школьного возраста в старших классах

Характеристика школьного возраста в этом периоде заключается в окончании физического развития человека и завершении первого периода полового созревания. Что касается мозга, то в этот период продолжается активное развитие коры больших полушарий.

На фоне общего созревания организма индивид вырабатывается четкую стратегию мировоззрения и осознает необходимость жизненного самоопределения. Старший школьник имеет развитую способность к самоанализу, и это дает ему возможность определиться с желаемой профессией и искать все новые пути самореализации

Особенности развития и воспитания детей школьного возраста на данном этапе заключаются в поиске школьником своего места в социуме и проектировании на себя различных социальных ролей. Стремление выразить свою индивидуальность и привлечь внимание сверстников может привести к началу еще одного кризиса школьного возраста.

Кризисные периоды у школьника

Известный психолог Эриксон долгое время занимался исследованием процесса развития личности в школьном возрасте, что привело к созданию его психосоциальной концепции. Опираясь на нее, можно выделить четыре кризисных периода, которые сопровождают общение в школьном возрасте и процессы становления личности:

  • Кризис перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.

В шести-семилетнем возрасте ребенок сталкивается с проблемой адаптации к новой социальной роли. Начало школьного обучения у многих детей ассоциируется с окончанием поры игр и развлечений. Большинство родителей действительно уделяют мало времени отдыху ребенка, не забывая при этом критиковать его за неудачи в школе. Таким образом, у детей формируется постоянное чувство вины и неуверенность, которые порождают безынициативность. Равнодушное или чрезмерно суровое отношение со стороны учителей и коллектива, как правило, становится причиной формирования комплекса неполноценности и слабой воли. Вследствие этого ребенок теряет интерес к обучению и боится выйти из-под опеки родителей.

  • Кризис перехода от младшего к среднему школьному возрасту.

Развитие ребенка школьного возраста в этом периоде связано с возникновением интереса к самореализации. Мотивацией для хорошей успеваемости становится чувство долга, которое может угнетающе действовать на психику ребенка. Данное обстоятельство часто усугубляется наказаниями за плохие отметки, проблемами в коллективе и невнимательным отношением педагогов. Желание искупить свою вину делает школьника невротичным, капризным, а иногда становится причиной агрессивного поведения. Жесткое воспитание в этом возрасте формирует у ребенка способности к манипуляции, лицемерию, угодничеству, а также криминальные наклонности.

  • Кризис полового созревания.

Неконтролируемый, агрессивный подросток – это результат всех ошибок родителей и педагогов, допущенных на предыдущих этапах воспитания. У таких детей проявляются ярко выраженные иждивенческие наклонности, отмечается регрессия личности, появляется враждебность и агрессивный настрой ко всем окружающим. Позитивные же возрастные психологические особенности детей школьного возраста проявляются в инициативности, самостоятельности и стремлении реализовать свои способности. Такие подростки ответственно относятся к процессу обучения, а причиной кризиса выступают только внешние изменения тела и гормональные перепады.

  • Кризис окончания школы и перехода к этапу взросления.

Особенностью данного периода является закрепление всех черт характера личности. Осознание собственной индивидуальности позволяет юношам и девушкам не зависеть от мнения и оценки окружающих и стремиться к реализации своих талантов и наклонностей. Новообразования школьного возраста на данном этапе – стремление к сотрудничеству, взаимодействию и близости с другими людьми. При наличии недочетов в воспитании необходимость взросления может привести к формированию комплекса неудачники и мизантропа.

Особенности психологии детей школьного возраста требуют глубокого понимания, так как это является залогом формирования зрелой, полноценной личности и уменьшает вероятность наступления кризисных периодов во взрослом возрасте.

Источник