Период сенсорного развития ребенка

Все родители заинтересованы в гармоничном развитии своего ребёнка. Тем более, сейчас так много возможностей для этого. Можно с шести месяцев ходить с малышом на развивающие занятия, водить в бассейн. Для более старших детей предлагают танцы, вокал, рисование и различные спортивные секции. Хотите интеллектуального развития? Не проблема! Тут и ментальная арифметика, и иностранные языки, и робототехника, и детские экскурсионные программы.

К сожалению, бывает так, что родители отдают детей на занятия слишком рано, когда маленький ребенок ещё не готов к восприятию определённых знаний. Или просто теряются в многообразии кружков и секций, не понимая, что будет наиболее полезно для малыша.

Тут нам на помощь придёт знание сенситивных периодов развития. Впервые это понятие ввёл психолог Л.С.Выготский.

Сенситивные периоды – определённые возрастные периоды, когда у ребёнка есть оптимальные условия для усвоения различных навыков и знаний. Именно в эти периоды способности будут развиваться наиболее легко и полно. В такие периоды психика человека наиболее пластична и даёт максимальные возможности для формирования разных свойств. Иногда, эти благоприятные периоды ограничены по времени. Например, если ребёнок до 6 лет не освоил речь, в дальнейшем сделать это будет очень трудно. А вот для развития музыкальных способностей таких периодов несколько.

Через сенситивные периоды проходят все люди не зависимо от национальности, культуры, географии проживания. При этом сроки их начала у каждого ребёнка могут быть индивидуальны и отклоняться от общей нормы.

Изучением сенситивных периодов занимались многие учёные. Своя периодизация есть у М. Монтессори, Л.С. Выготского, П.Эпштейна, П.Скиллера. Несмотря на некоторые отличия, основные этапы у всех авторов совпадают.

Давайте рассмотрим сенситивные периоды в жизни ребёнка от рождения до шести лет.

От 0 до 1 года

  • сенситивный период для эмоционального развития.
  • сенситивный период для двигательного развития.

От 0 до 5 лет

  • сенситивный период для развития самостоятельности.

От 0 до 6 лет

  • сенситивный период для сенсорного развития. Мы уже писали о важности формирования эмоционального интеллекта. Для этого у ребёнка должно быть много разнообразных впечатлений из окружающего мира.

От 1 до 3 лет

  • сенситивный период для развития речи (особенно в 1,5 года), увеличения словарного запаса, усвоения языковых норм. В этот период желательно не «сюсюкать» с малышом, чтобы он наиболее полно усвоил грамотную речь.
  • сенситивный период для восприятия иностранных языков.

От 1,5 до 5,5 лет

  • сенситивный период для развития мелкой моторики.

От 2 до 4 лет

  • сенситивный период для восприятия порядка. Под порядком тут понимается усвоение ребёнком определённых закономерностей, правил, причинно-следственных связей.

От 2,5 до 6 лет

  • благоприятный период для усвоения культурных норм, развития социальных навыков, правил этикета. Ребёнок подражает близким, поэтому относитесь особенно внимательно к своему поведению.

От 3 до 6 лет

  • сенситивный период для обучения письму, изучению букв и цифр (от 3 до 4 лет)
  • благоприятный период для развития музыкальных способностей (от 4 до 5 лет)
  • период для развития математических способностей
  • период для развития творческих способностей, воображения

От 4 до 6 лет

  • активный период развития пространственного мышления, ориентации в пространстве, умение находить нужное место

От 5 до 6 лет

  • сенситивный период для изучения иностранных языков
  • сенситивный период для обучения чтению
  • ещё один период усвоения социальных норм

Многие авторы указывают, что сенситивных периодов для развития определённых навыков несколько в течении жизни. Например, по мнению Пэма Скиллера, периодов развития музыкальных способностей два: от 0-до 36 месяцев, от 3-до 10 лет. А для изучения иностранных языков – от 5 до 10 лет.

При этом вовсе не значит, что, если в 5 лет ребёнок не начнёт изучать иностранный язык, то больше он его освоить не сможет. Просто именно в этом возрасте изучение может пройти наиболее легко.

Вы можете опираться на эту периодизацию при планировании развивающих занятий для своего ребёнка. Например, в два-три года можно сделать акцент на физическом развитии, формировании крупной моторики. А английский начать изучать с пяти лет, а не с трёх.

Читать больше статей по детской психологии и развивающих игрушках вы можете в специальном разделе нашего портала о развивающих игрушках для детей от 6 месяцев до 6 лет Умный Жираф.

Екатерина Рыбина

Детский и семейный психолог

Источник

Сензитивные периоды
развития, о которых должны знать родители.

Разум человека не появляется на пустом месте.

 Он строится на
фундаменте, который ребенок

закладывает во время своих сензитивных периодов.

М. Монтессори.

В развитии каждого ребенка бывают периоды спада и
подъема. В период подъема малыш активнее всего воспринимает информацию и
быстрее, чем в другое время, обучается каким-либо способам, видам деятельности.
Такой период Мария Монтессори назвала сензитивным. Человеку никогда больше не
удастся так легко овладеть знанием, так радостно научиться чему-либо, как в
соответствующий сензитивный период.

К сожалению, благоприятные периоды приходят и уходят
безвозвратно независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться
ими для развития своих способностей. Взрослый извне не может повлиять на время
возникновения и длительность сензитивных периодов. Сензитивные периоды
универсальны и индивидуальны одновременно, поэтому особую роль в отслеживании
хода развития ребенка играет искусство наблюдения. И в ваших силах, зная о
существовании таких периодов, создать максимальные условия для развития своего
малыша.

М. Монтессори выделила и описала следующие сензитивные
периоды в развитии детей от 0 до 6 лет:

-период развития речи

-период восприятия порядка

-период сенсорного развития

-период восприятия маленьких предметов

-период развития движений и действий

-период развития социальных навыков.

“Подготовленная среда” и дидактический
материал Монтессори, таким образом, не являются чем-то искусственным, а создают
оптимальные условия для естественного хода развития каждого уникального и
неповторимого ребенка.

Сензитивный период развития речи

 Длится в
среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет
(вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не
родившимся ребенком, петь ему песни). Внутри данного периода можно выделить
следующие этапы:

  К 4.5 месяцам
ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. Все впечатления ребенка
об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, ярко выделяется
красная нить – речь.Дети учатся подражать звукам, они постоянно выплевывают
что-нибудь, надувают пузыри из слюней- так начинается  тренировка мышц речевого аппарата.

К году ребенок сознательно выговаривает первое слово,
впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли. К полутора годам
ребенок начинает выражать свои чувства, желания, он начинает осваивать  грамматические нормы языка, но из-за нехватки
слов ребенок говорит на своем «детском» языке. В это период очень важно как
можно больше разговаривать с ребенком, читать, рассказывать ему сказки. Но
нельзя “сюсюкать” с ним и придумывать специальный, упрощенный
“детский” язык, даже если они умиляют вас до слез. Наоборот, в этом
возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого
должна быть грамотной, ясной и четкой.

Примерно с 2-х – 2.5 лет происходит лавинообразное
нарастание словаря ребенка. В этом возрасте дети часто разговаривают сами с собой.
Вам  предоставляется прекрасная
возможность услышать логические цепочки ребенка, последовательность его мыслей,
о чем он думает в этот момент.

Этот этап довольно короткий, и монологи постепенно
становятся внутренними.

В 3 – 4 года ребенок начинает говорить целенаправленно
и осознанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы и может,
например, попросить друга закрыть окно, а не идти самому. Ребенок осознает силу
собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим.Дети
этого возраста живо интересуются символами звуков – буквами, с удовольствием
играют с алфавитом, обводят шершавые буквы.

К 4.5- 5 годам ребенок готов не только без
принуждения, но и самостоятельно учиться читать.

Отметим основную мысль Марии Монтессори, которую
необходимо постоянно иметь в виду: если детям приходится делать что-то вне
рамок соответствующего сенситивного периода, т. е. под принуждением (учиться
читать, писать и прочее), то к результату они приходят позже или не приходят
совсем.

Сензитивный период восприятия порядка

Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап
наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 – 2.5 лет.
Этот период можно назвать «золотым» периодом для приучения ребенка к
аккуратности. По мнению Марии Монтессори ребенок испытывает настоящую страсть к
соблюдению привычного порядка. Но, для ребенка порядок означает нечто иное, чем
для взрослого. Для него важны чувство постоянства и строго определенный
жизненный уклад: порядок в расположении его игрушек, вещей, порядок в отношении
людей к предметам, режим дня. Но без вашей помощи сам ребенок не будет
соблюдать порядок. Ваша задача- помочь ему, начиная наводить порядок на
«территории» ребенка сами, постепенно вовлекайте в это занятие малыша. Ваш
пример – единственный критерий нормы поведения для вашего ребенка.
Взрослые  уже владеют определенными
нормами поведения, а ребенок будет моделировать свое поведение, опираясь на ваш
пример. Иногда родителям приходится наступить на горло собственной
креативности, перестать вольно обращаться с различными вещами, предметами
домашнего обихода и освоить общепринятые способы действия с ними, постепенно
становясь “профессионалами” в воспитании собственного ребенка.

Сензитивный период сенсорного развития

Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет- это период
активного чувственного развития. Ребенок становится особенно восприимчив к
цвету, форме, размерам предметов, звукам.

Сначала информацию о мире он получает через тактильные
ощущения, запахи. Затем основным источником становятся зрение и слух. Ребенок
запоминает внешний вид предметов, узнает знакомые ему изображения. Все
развивающие игрушки, рекомендованные для этого возраста, учитывают эту
особенность.

Сензитивный период восприятия мелких предметов

 Длится в
среднем от 1.5 до 2.5 лет. Этот период трудно не заметить, и часто он
доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами,
горошинами и т. п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно
взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку
возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной
потребности.

А на самом деле ребенка интересует проблема целого и
части, он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол
фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь,
состоят из еще более мелких частей. Таким образом, ребенок ощущает, что мир
делим и состоит из все более и более мелких частей. Взрослым необходимо придать
позитивный оттенок этому процессу, направить в «мирное русло» познавательную
активность маленького исследователя, предоставив ребенку условия для
адекватного отреагирования его интереса.

Сензитивный период развития движений и действий

От рождения до 3,5лет движение – способ познания мира,
и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Благодаря
движению происходит развитие  всех
психических функций. Чем сложнее движения, тем больше требуется не только физических,
но и умственных усилий. Таким образом, все воспитательные приемы и методы,
ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения
являются преступлением против его естественного развития.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте 2.5 – 6 лет ребенок быстро усваивает формы
общения и хочет их применять. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил
дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении. Ваша
задача – показать ребенку, что хорошо и что плохо, научит его осознавать это.
Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения,
чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых
разных людей.

Источник

Учение о сензитивных периодах – выдающийся вклад Марии Монтессори в мировую педагогику и детскую психологию. Именно знания о сензитивности дают педагогам и родителям Монтессори мощные инструменты для осознания детского пути развития и создания развивающей среды для его гармоничного развития.

Приведу классическое определение термина. Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом. По сути, каждый период представляет собой наиболее благоприятное время для развития того или иного навыка или чувства, для овладения каким-то конкретным видом знаний.
Говоря простым языком, в тот момент, когда ребенок переживает сензитивный период какого-то аспекта развития, например, развития речи, он максимально легко осваивает огромное количество информации, процесс познания происходит естественно и не требует особых усилий. Очень важно учитывать, что сензитивные периоды проходят и больше никогда не повторяются, они универсальны (случаются у всех детей без исключения) и индивидуальны (установленные возрастные рамки сензитивных периодов приблизительны, каждый ребенок развивается по свое программе).
Всего Монтессори выделяла шесть сензитивных периодов
1. Период развития речи (0-7 лет) 2. Восприятие порядка (1,5-3 года) 3. Сенсорное развитие (0-5,5 лет) 4. Восприятие маленьких предметов (1,5-2,5 года) 5. Развитие движений и действий (1-4 года) 6. Развитие социальных навыков (2,5-6 лет)
Сегодня я расскажу вам о периоде сенсорного развития.

Период сенсорного развития – один из самых длительных периодов развития ребенка дошкольного возраста, он начинается с момента рождения и длится примерно до 5-5,5 лет. А если учитывать научно-доказанный факт, что слух ребенка активно развивается уже в утробе, мы можем говорить о том, что сенсорное развитие ребенка начинается еще до его появления на свет.
Название данного сензитивного периода происходит от латинского слова «sensus» – «восприятие», а его сущность основывается на способности человека воспринимать окружающую его действительность посредством пяти основных чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Конечно, любой здоровый ребенок с рождения обладает всеми этими способностями, заложенными в нем природой, а с момента появления на свет на малыша наваливается хаотичный поток звуков, запахов, зрительных образов, тактильных ощущений. Впереди у малыша еще долгих пять лет, чтобы научиться распознавать все эти признаки предметов, окружающих его, научиться систематизировать их и умело использовать для познания целостности мира. Монтессори уделяла особое внимание развитию сенсорного восприятия ребенка и считала его – основой для его умственного развития.
Помимо пяти основных чувств, Монтессори выделяла еще и, так называемое, стереогностическое чувство, с помощью которого при определенном уровне развития органов чувств человек способен распознавать сущность некоторого предмета по его тяжести, температуре, величине, структуре поверхности, не задействуя при этом зрения (т.е. «наощупь»).
До трех лет мозг ребенка представляет собой нечто схожее с губкой (Монтессори употребляла термин «впитывающий разум»), поэтому ребенок беспрерывно познает окружающую его действительность – он смотрит, слушает, трогает, обоняет и пробует на вкус. В возрасте 3-6 лет ребенок становится «строителем самого себя» (тоже термин Монтессори), именно на этот период выпадают моменты максимальной интенсивности развития органов чувств, причем при благоприятных условиях их развитие может достигнуть предела человеческих возможностей.
Мир вокруг нас наполнен множеством «материалов» для развития всех органов чувств. Мы можем различать предметы по форме, размеру, длине, высоте; нас окружает множество звуков, запахов, вкусов; мы различаем предметы по мягкости и жёсткости, по температуре и физическому состоянию – все это огромная кладезь информации для познания и развития. Наша задача, как взрослых, по возможности, делать разнообразнее окружающую ребенка действительность – насыщать ее новыми образами, новыми предметами, новыми ощущениями.
Дети обладают удивительной способностью впитывать в себя огромное количество информации из внешнего мира и уникальным стремлением познавать мир вокруг. Вы заметите или уже замечаете, как в этот период ребенок стремится буквально все потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Не стоит ограничивать малыша в этой жажде познания, ведь чем больше информации он получит в этом возрасте, тем полнее будет его картина мира.
Содержание сензитивного периода сенсорного развития составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребёнка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчив к цвету, форме, размерам предметов. Очень сложно определить период, когда ребенок проявит интерес к тому или иному свойству предметов, поэтому важно создавать наиболее полноценную развивающую среду для ребенка

, где в условиях свободного выбора занятий, он смог бы развивать то чувство, в развитии которого в данный момент нуждается.
Помимо повседневного познания окружающего мира, каждый родитель может выполнять со своим малышом различные упражнения для развития и утончения сенсорного восприятия. Можно сравнивать предметы по различным признакам, например,

“большой и маленький, самыйбольшой-самый маленький”

, можно сортировать предметы по цвету, можно выстраивать ряд от самого длинного к самому короткому и т.д.
Вот несколько рекомендаций по упражнениям, направленным на развитие сенсорного восприятия:
1. Выполняя упражнения, необходимо придерживаться правила одного признака. Это значит, что в группе одинаковых предметов (например, кубики) отличие должно быть только в чем-то одном (например, цвет). Лишь потом, когда ребенок научится легко различать предметы по одному из признаков, мы сможем усложнять упражнения и предлагать сортировать предметы по двум или более признакам.
2. Сначала мы не называем отличительный признак наших предметов, а предлагаем ребёнку самостоятельно убедиться в том, что предметы разные. Здесь мы можем применять упражнение «подбор пары» (мы просим ребенка найти «такой же» кубик), чтобы убедиться, что ребенок видит, что наши предметы отличаются по цвету, например. Только после того, как мы убедимся в этом, стоит называть ребенку сам признак. Здесь нам придет на помощь

трехступенчатый урок.

Так мы можем ввести понятия цветов (например, «красный», «зеленый», «синий»).
3. Для введения нового признака всегда используем предметы, где этот признак выражен особенно отчетливо. Например, если мы говорим

о «большом» и «маленьком»

важно, чтобы предметы, действительно, различались по размеру, и это было легко заметить невооруженным глазом.
4. Когда вы знакомите ребенка с различными предметами, всегда оперируйте теми сенсорными знаниями, которые уже имеются в арсенале ребенка. Например, арбуз, он какой? Большой или маленький? Круглый или квадратный? Зеленый или красный? Тем самым ребенок быстрее научится связывать сенсорные эталоны с реальными предметами.

Источник