Период органогенеза во внутриутробном развитии ребенка
ТЕМА: ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД И ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Основные закономерности роста и развития человека во внутриутробном периоде
2. Анатомо-физиологические особенности новорожденного
3. Потребности новорожденного и способы их удовлетворения
4. Основные проблемы периода новорожденности
Самостоятельная работа:
1. Составление планов патронажей / дородовых, к новорожденному
2. Составление планов обучения уходу за новорожденным
Основные закономерности роста и развития человека
Во внутриутробном периоде
Период внутриутробного развития (антенатальный) занимает время от момента оплодотворения яйцеклетки до момента рождения ребенка и составляет 10 лунных месяцев (280 дней).
Внутриутробный период ребенка характеризуется быстрым формированием органов и систем. В этом периоде зародыш превращается в плод с органами и системами. На 1-й неделе эмбрионального развития происходит деление клеток, на 2-й неделе ткани дифференцируются, образуя два слоя, на 3-4-й неделе образуются сегменты тела, а с 5-8-й недели они приобретают присущие человеку формы строения тела. К 8-й неделе масса плода составляет 1г, а длина – 2,5см. Наиболее интенсивно увеличивается масса тела во внутриутробный период – за 9 мес в 1 млрд. 20 млн. раз, а за 20 лет после рождения всего лишь в 20 раз.
Во внутриутробном периоде выделяют две фазы:
фаза эмбрионального развития 0 – 3 месяца
фаза плацентарного развития с 3-х месяцев и до рождения
В эмбриональной фазе происходит формирование из зародыша плода с органами и системами. Особенности этого периода: быстрый рост, питание за счет матери, между матерью и плодом еще нет плаценты, следовательно, нет барьера и все вредные воздействия, действующие на мать, действуют и на ребенка.
При воздействии вредных факторов на организм беременной в первые три месяца нарушается органогенез (формирование органов), что ведет к возникновению врожденных уродств. Болезни этого периода называются эмбриопатиями. Лечение этих заболеваний неэффективно, значит, главное внимание – профилактике. Для этого нужно знать вредные факторы, опасные для беременной (тератогенные факторы).
Причинами, вызывающими отклонения в отдельных системах и органах плода, являются: патология плаценты, приводящая к кислородному голоданию плода; инфекции у матерей (токсоплазмоз, коревая краснуха на сроке, аденовирус, вирус простого герпеса , гриппа , цитомегало- вирус и др.); влияние вредных воздействий в виде радиации, токсических и травматических факторов; несбалансированное питание женщины во время беременности.
Здоровье ребенка зависит и от организации проведения родов. Если происходит нарушение родового акта, могут возникнуть асфиксия при нарушении пупочного кровообращения, а также травматические повреждения плода.
Средой обитания будущего ребенка является материнский организм, и от его состояния зависит физическое и психическое здоровье ребенка.
Неблагоприятные факторы воздействия на плод делятся на три группы: экзогенные (внешние), генетические и сочетанные.
К экзогенным факторам относят различные лекарственные вещества, средства, применяемые в промышленности, сельском хозяйстве, бытовой химии, вирусные инфекции. Воздействие на эмбрион и плод могут оказывать токи ультравысокой частоты, вибрация.
Алкоголь является наиболее частой причиной развития пороков плода во время внутриутробного периода ребенка, особенно при хронической интоксикации. Чаще всего возникают поражения центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, а также мочеполовой системы. Кроме этого, у новорожденного ребенка могут диагностироваться симптомы алкогольный интоксикации, печеночная недостаточность.
У курящих матерей рождаются дети с нарушениями во внутриутробном развитии, с поражением центральной нервной системы.
Причиной генетических изменений являются мутантные гены, вследствие этого появляются дети с такими отклонениями, как расщелина верхней губы, поли- и синдактилия (наличие лишних пальцев или сращение пальцев на кисти и стопе), болезнь Дауна и др.
Для формирования тех или иных пороков развития имеет значение срок воздействия тератогенных факторов – поражается орган, который в этот момент наиболее быстро растет и дифференцируется, например:
6 – 8 недель беременности – пороки сердца;
8 – 10 недель беременности – пороки органов зрения.
В фазе плацентарного развития между матерью и плодом уже существует плацента, выполняющая барьерную функцию. Кроме этого, органы плода уже в основном сформированы. Поэтому вредные факторы уже не ведут к уродству плода, а вызывают воспалительную реакцию, ведущую не к нарушению строения органа, а к нарушению его функции. Эти болезни называют фетопатиями.
В этой фазе, когда появляется питание плода через плаценту, образуется система кровообращения. На 18-й неделе появляется подобие дыхательных движений, это способствует развитию древовидной структуры бронхов, а в дальнейшем – и легочной ткани. Формируется пищеварительная система: глотательные движения появляются на 14-й неделе, на 17-20-й неделе плод выпячивает губы, с 28-29-й недели он способен к активным сосательным движениям.
Мышечные движения появляются к 8-й неделе, на 18 – 20-й неделе мать начинает ощущать движения плода.
В периоде с 12-й по 18-ю неделю жизни в связи с плацентарным кровообращением воздействие неблагоприятных факторов не приводит к формированию пороков у плода, но могут возникнуть задержка роста и массы плода и нарушение дифференцировки тканей.
После 22-й недели могут быть преждевременные роды и рождение недоношенного ребенка или ребенка с дефицитом массы и роста.
В последующие недели внутриутробного периода созревают все органы и системы, происходит подготовка к внеутробной жизни, особенно это касается органов дыхания.
В связи с вышеизложенным, представляется особо важной так называемая антенатальная профилактика – дородовая охрана здоровья матери и ребенка. Основные ее звенья:
Источник
Органогенез (organogenesis; греч, organon орудие, орган + genesis зарождение, происхождение) – совокупность процессов формирования и развития органов. Период интенсивного Органогенеза у человека и животных следует за начальными стадиями развития зародыша – дроблением оплодотворенной яйцеклетки (см. Дробление яйца), бластулой (см.) и гаструляцией (см.). В процессе гаструляции однослойный зародыш преобразуется в трехслойный, состоящий из наружного слоя – эктодермы (см.), внутреннего слоя – энтодермы (см.) и промежуточного клеточного слоя – мезодермы (см.). Общее строение трехслойного зародыша и последующие процессы Органогенеза в основном сходны у позвоночных животных и человека.
Исходным моментом Органогенеза следует считать обособление основных зачатков будущих органов и тканей; происходит процесс нейруляции – утолщение спинной эктодермы, ведущее к образованию нервной пластинки, края которой приподнимаются и смыкаются друг с другом по средней линии, образуя полую нервную трубку – зачаток головного и спинного мозга. В процессе нейруляции (частично и гаструляции) тело зародыша по оси голова – хвост расчленяется на зоны: зону зачатков переднеголовных структур (презумптивный головной мозг, зачатки глаз, носовые ила коды); зону зачатков заднеголовных структур (презумптивный продолговатый мозг, слуховые пузырьки) и зону зачатков туловищно-хвостовых структур (почек, конечностей и хвоста). Вскоре после закрытия нервной трубки ее дорсальная часть разрыхляется и клетки мигрируют за пределы нервной трубки, давая начало развитию спинальных и симпатических ганглиев, пигментных клеток, эктомезенхимы, клеток мозгового вещества надпочечников, нейролеммы (шванновских оболочек), лицевого скелета и др. Мезодерма по бокам нервной трубки, оформленная в метамерно расположенные скопления, или сомиты, дает начало развитию мускулатуры, дермы и скелетных элементов позвоночника, а спланхнотом (часть мезодермы, расположенная вентральнее сомитов по бокам кишечной трубки) – сердца, кровеносных сосудов, почек и гонад, перитонеальных выстилок и стромы органов энтодермальной) происхождения. Полость между наружным (париетальным) и внутренним (висцеральным) листками спланхнотома составляет целом, соответствующий брюшной, плевральной и перикардиальной полостям взрослого организма. Взаимодействие скоплений мезенхимы париетального листка с покровной эктодермой приводит к образованию зачатков конечностей. Из энтодермы развиваются глотка, желудок, кишечник, печень, легкие, поджелудочная и щитовидная железы.
Органы, как правило, возникают из нескольких (от двух до четырех) различных зачатков, дающих начало различным тканевым компонентам. Напр., эпителий, выстилающий стенки кишки, развивается из энтодермы, соединительная ткань и гладкие мышцы – из мезенхимы (см.) и т. д. Кости, сосуды, лимфатические узлы формируются из мезенхимы, однако здесь происходит врастание производных нейрального зачатка с образованием нервных волокон, нервных окончаний и т. д.
Рис. 1. Схематическое изображение поперечного разреза 15-дневного зародыша человека на уровне первичной полосни: 1 – плазмодиотрофобласт; 2 – цитотрофобласт; 3 – соединительная ткань хориона; 4 – амниотическая ножка; 5 – эктодерма амниона; 6 – наружный слой зародышевого щитка; 7 – мптотпчески делящаяся клетка; 8 – энтодерма: 9 – мезодерма первичной полоски; 10 – амниотическая полость; 11 – полость желточного мешка; клеточный материал собственно зародыша (б, 7, 8, 9) расположен в области дна амниотического и крыши желточного пузырей.
У человеческого зародыша процессы гаструляции и нейруляции протекают в период между серединой 2-й и концом 3-й недели после оплодотворения яйцеклетки- стадия формирования так наз. первичной полоски (см. Зародыш). На 9-14-е сутки беременности зародыш образован гл. обр. вспомогательными структурами – трофобластом (см.), внезародышевой мезенхимой и желточным мешком. Клеточный материал собственно зародыша расположен в месте контакта дна амниотического и крыши желточного пузырей (рис. 1). Процесс гаструляции у человека, птиц и плацентарных млекопитающих имеет много общего. К концу 3-й недели образуется осевой комплекс зачатков, характерный для хордовых. Особенностью нейруляции у человеческого зародыша является формирование крупного по размеру переднего отдела нервной пластинки, что связано с последующим развитием головного мозга. К концу 3-й недели тело зародыша обособляется от внезародышевых частей и осуществляется замыкание нервной трубки. Замыкание начинается в будущей шейной области и продолжается в туловищном отделе в каудальном направлении, а в головном – в краниальном. Наиболее поздно замыкается головной отдел нервной трубки. Одновременно с образованием нервной трубки обособляются зачатки глаз в виде выростов переднего мозгового пузыря, носовые плакоды и на уровне зачатка продолговатого мозга слуховые пузырьки. Между 3-й и 4-й неделями завершается начальный этап развития сердца и устанавливается односторонний ток крови, возникают зачатки дыхательной системы, печени, щитовидной железы и мезонефрос (окончательной почки). Ротовая бухта образуется в конце З-ii недели, а заднепроходное отверстие – в конце 4-й недели. Зачатки конечностей начинают появляться в конце 4-й недели, и их развитие протекает на протяжении 5-8-й недель. На III месяце беременности начинается плодный период развития (см. Плод).
В 20-х гг. 20 в. возникло представление о развитии как цепи причинных зависимостей в дифференцировке одних частей тела от других частей. * Действительно, влияние хордо-мезодермальной закладки, мигрирующей при гаструляции в глубь зародыша, вызывает в эктодерме образование нервной трубки. После обособления хорда вместе с нервной трубкой вызывает конденсацию и охрящевение сомитной мезенхимы, образующей позвонки. Способность зачатка развиваться в тот или иной орган после пересадки в чуждое место (если он взят на стадии после индукции, но до начала его дифференцировки) получила название само дифференцировки, а способность к самодифференцировке – детерминации зачатка (см. Тканевая детерминация). Более поздние исследования показали, что начальное индукционное воздействие обеспечивает осуществление только первого этапа О.; последующее расчленение зачатков на части и их дифференцировка связаны не только с новыми влияниями окружающих тканей, но и с пространственным расположением клеток внутри зачатка и в общей системе тела.
Эктодерма, как в значительной степени и энтодерма, не способна к самодифференцировке, и образование присущих им производных связано с их взаимодействием с мезодермой. Многочисленные опыты комбинации эктодермы с индуцирующей мезодермой показали, что несмотря на то. что без действия мезодермы такие производные эктодермы, как волосы, перья, чешуя и др., не развиваются, специфичность возникающих структур определяется эктодермой, т. е. реагирующей системой. В энтодерме, наоборот, специфичность мезодермы для развития из нее определенных органов крайне важна. В реагирующей системе компетенция к образованию закладки того или иного органа распространена значительно шире места нормальной локализации данного зачатка, благодаря чему возможно развитие добавочных органов при нарушении нормальных связей (в опыте или при аномальном развитии). С увеличением возраста зародыша происходит сужение компетентных областей реагирующей системы, а затем и полное исчезновение компетенции. Свойства индукторов с возрастом также меняются. Т. о., нормальное развитие органов зависит от своевременного совмещения реагирующей системы и индуктора. Запаздывание или выпадение какого-либо из звеньев этого процесса приводит к отсутствию или дефектному развитию органов. Огромное значение в своевременном совмещении различных частей зародыша во время гаструляции и О. имеют процессы клеточной подвижности.
Процесс О. всегда сопровождается процессами клеточной дифференцировки и гистогенеза (см.). Пространственная и временная координация процессов О. достигается за счет межклеточных взаимодействии, обусловленных такими свойствами клеток и их комплексов, как адгезивность, контактное торможение, подвижность, способность к деформации, выделение межклеточных веществ (матрикса) и хим. регуляторов. Многие формообразующие процессы при О. сопряжены с перемещениями отдельных клеток и их комплексов, клеточных пластов и даже целых закладок органов. Отдельные клетки перемещаются с помощью длинных сократительных филоподий (лобоподий), а клеточные пласты – с помощью ундулирующих мембран краевых клеток (реже с помощью филоподий). Способность клеток к деформации, лежащая наряду с их неравномерным ростом в основе изгибов клеточных пластов, связана с изменениями структуры и ориентации микрофибрилл и микротрубочек.
Рис. 2. Схематическое изображение зародышей человека в начальных стадиях обособления тела зародыша от внезародышевых частей: a – сагиттальный разрез трехнедельного зародыша (в период образования первичных сомитов); б – сагиттальный разрез 22-23-дневного зародыша (7 пар сомитов); в – 25-дневный зародыш (17 -18 пар сомитов), вид сбоку (хорион и амнион удалены); 1 – кожная эктодерма; 2 – замыкающиеся нервные валики; 3 – эктодерма амниона; 4 — мезодерма амниона; 5 – кишечная энтодерма; 6 – желточная энтодерма; 7 – хорда: 8 – аллантоис: 9 – эндотелиальные зачатки сердца; 10 – перикардиальная полость; 11 – кровяные островки: 12 – амниотическая ножка; 13 – хориальная пластинка; 14 – ворсинки хориона; 15 – мандибулярная жаберная дуга; 16 – слуховая ямка; 17 – обрезанный амнион: 18 – желточный мешок; 19 -сердечный выступ.
Mежклеточные взаимодействия свойственны и периоду гистогенеза. Специализированными для О. процессами являются образование зародышевыми листками и их производными складок, впячиваний, утолщений и истончений, зон неравномерного роста (рис. 2), слияний, а также разделение закладок, их взаимное прорастание и др. Пространственно-временной координированный комплекс этих процессов составляет в сущности онтогенетический О.
Органогенез протекает под непосредственным контролем генома (см.). Об этом свидетельствует большое число пороков развития (см.), этиологически связанных с мутациями отдельных генов (см. Мутация).
Опыты пересадки ядер соматических клеток на разных стадиях развития в неоплодотворенную яйцеклетку и гибридизации ДНК дали неоспоримые доказательства сохранения всего генома в большинстве соматических тканей организма. У твердилось представление о дифференциальном действии генов в развитии, базирующемся на взаимодействии ядра и цитоплазмы.
Осуществление О. связано не только с дифференциацией клеток, но и с развитием координационных механизмов. Система индукционных зависимостей является одним из самых ранних способов интеграции процессов развития. Возможность их осуществления подготавливается еще более ранними явлениями. Созревание компетенции реагирующих систем, свойств индукторов, синтез и накопление молекул, относящихся к различным классам РНК и белков, которые в дальнейшем контролируют дифференциальную активность генов, подготавливаются синтетической активностью ядра в оогенезе (см.). На более поздних этапах развития в качестве интегрирующих факторов включаются гормоны и нервные связи.
См. также Онтогенез, Филогенез, Эмбриональное развитие.
Библиография: Бодемер Ч. Современная эмбриология, пер. с англ., М., 1971; Дьюкар Э. Клеточные взаимодействия в развитии животных, пер. с англ., с. 28, 141, М., 1978; Кафиани К. А. и Костомарова А. А. Информационные макромолекулы в раннем развитии животных, М., 1978; Кнорре А. Г. Краткий очерк эмбриологии человека, с. 150, Л., 1967.
О. Г. Строева.
Источник
Внутриутробное развитие
Таблица 1.1. Срок беременности и родов
Показатель | Характеристика | |
Отсчет срока беременности | 1-й день последней менструации | |
Продолжительность нормальной беременности | 280 дней (10 лунных месяцев), 38-40 нед, 9 мес | |
Триместр | I | 1-12 нед беременности |
II | 13-28 нед беременности | |
III | 29-42 нед беременности | |
Продолжительность декретного отпуска | 140 дней – при одноплодной беременности, нормальном ее течении 156 дней – при многоплодной беременности, сложных родах |
Рис. 1.1. Периоды внутриутробного развития
Гестационный возраст (от лат. geio – ношение) – возраст эмбриона и плода с момента оплодотворения; соответствует сроку беременности. По правилам, принятым ВОЗ и в России, ребенком считают каждый продукт зачатия, который родился с массой тела 500 г и выше примерно на 20-22-й неделе беременности.
Плод как личность: доказано, что пренейт (нерожденный ребенок) еще до рождения обладает всеми уровнями личности, присущими человеку. Нерожденные дети – не простые существа, а сложные изначально создания с неожиданно мощным интеллектом.
Таблица 1.2. Эмбриогенез (преэмбриональный период) и патология
Период | Длительность | Характеристика | Патология |
Терминальный, или собственно зародышевый | 1 нед | От момента оплодотворения яйцеклетки до имплантации в матку | Гаметопатии – патологические изменения в половых клетках, произошедшие до оплодотворения, приводящие к прерыванию беременности, врожденным порокам развития (ВПР), наследственным заболеваниям |
Период имплантации | 40 ч, около 2 сут | Имплантация бластоцита в слизистую оболочку матки | Властопатии – повреждения зиготы, приводящие к гибели зародыша, внематочной беременности, тяжелым ВПР, несовместимых с выживанием зародыша вследствие хромосомных аберраций или мутантных генов |
Эмбриональный | 5-6 нед | Закладка и органогенез внутренних органов | Эмбриопатии – повреждения зародыша от 15-го дня после оплодотворения до формирования плаценты – 75-й день. Возникают наиболее грубые анатомические и диспластические ВПР, прерывание беременности |
Эмбриофетальный | 2 нед | Формирование плаценты; окончание формирования внутренних органов, кроме центральной нервной системы (ЦНС) и эндокринной системы |
Рис. 1.2. Определение роста и массы тела плода
Таблица 1.3. Развитие плода (фетальный период) и патология
Подпериод | Длительность | Характеристика | Патология |
Ранний фетальный | От начала 9-й недели до конца 28-й недели | Рост и тканевая дифференцировка органов плода | Фетопатии: задержка внутриутробного развития плода (ЗВУР), ВПР, сохранение первоначального расположения органов, но их недоразвитие, врожденная патология, преждевременные роды, асфиксия. Ранние фетопатии: задержка роста и дифференцировки органов (гипоплазия) или нарушение дифференцировки тканей (дисплазия) |
Поздний фетальный | После 28-й недели до начала родов | До отхождения околоплодных вод | Неинфекционные и инфекционные поздние фетопатии: при инфицировании – заболевания, характерные для данного возбудителя, нарушения процессов депонирования компонентов питания, нарушения зрелости и защиты функций жизненно важных органов плода от гипоксии и травм, отсутствие созревания сурфактанта – синдром дыхательных расстройств и т.д. |
Таблица 1.4. Влияние некоторых нарушений пищевого статуса беременных на развитие плода и ребенка
Нарушение питания | Нарушение развития плода и ребенка |
Дефицит белка и энергии | ЗВУР |
Задержка развития головного мозга | |
Дефицит, нарушение соотношения ω-6 и ω-3 полиненасыщенных жирных кислот | Нарушения развития головного мозга, нейросетчатки |
Дефицит фолиевой кислоты (особенно в сочетании с дефицитом витаминов С, В6, В12) | Дефекты развития нервной трубки: анэнцефалия, мозговая грыжа, spina bifida |
Дефицит и избыток витамина А | Врожденные уродства |
Дефицит цинка | Врожденные уродства, в том числе дефекты развития нервной трубки |
Дефицит йода | Нарушения нервно-психического развития |
Рис. 1.3. Некоторые методики, используемые для антенатальной диагностики
Рис. 1.4. Критические периоды пренатального развития
Таблица 1.5. Сроки выявления внутриутробных пороков развития плода на ультразвуковом исследовании*
Обследование | Цель обследования |
I этап – 10-14 нед | Установление срока беременности. Установление характера течения беременности. Оценка толщины воротникового пространства, состояния хориона. Формирование групп риска по хромосомной патологии и некоторым ВПР у плода |
II этап – 20-24 нед | Допплеровское исследование маточно-плацентарного кровотока. Детальная оценка анатомии плода для выявления ВПР, маркеров хромосомной патологии, ранних форм задержки развития, патологии плаценты, аномального количества околоплодных вод. Формирование групп риска по развитию гестоза, задержке развития плода и плацентарной недостаточности |
III этап – 32-34 нед | Оценка темпов роста плода, выявление ВПР с поздними проявлениями. Оценка развития плода |
* Приложение № 5 к приказу Минздрава России № 457 от 28 декабря 2000 г.
Таблица 1.6. Врожденные и наследственные заболевания, выявляемые неонатальным скринингом*
Заболевание | Характеристика |
Фенилкетонурия | На 1-м году жизни судорожный синдром и развитие олигофрении, в результате гомозиготности ребенка с локализацией на хромосоме, превращающей фенилаланин в тирозин |
Врожденный гипотиреоз | Умственная отсталость, связанная с гипоплазией, дистопией или аплазией вилочковой железы; в эндемичных по дефициту йода регионах из-за йодной недостаточности у беременной |
Адреногенитальный синдром | Целый ряд клинико-биохимических вариантов врожденной гиперплазии (дисфункции) коры надпочечников. При рождении симптомы у мальчиков могут отсутствовать, у некоторых возможен «синдром потери соли». У новорожденных девочек – признаки ложного гермафродитизма, что вызывает затруднения при определении половой принадлежности ребенка |
Муковисцидоз | Кистозный фиброз поджелудочной железы, у новорожденного – мекониальный илеус, в грудном и раннем возрасте – повторные, рецидивирующие пневмонии, переходящие в хроническую пневмонию, синдром нарушенного кишечного всасывания и гипотрофию |
Галактоземия | При генетическом отсутствии способности расщеплять галактозу, содержащую в молоке; на 1-й неделе жизни новорожденного: желтуха и гипогликемия; судороги, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и кожи, далее – поражение глаз (катаракта), цирроз печени и олигофрения |
* Приказ Минздрава России № 185 от 22 марта 2006 г.
Рис. 1.5. Трехступенчатый скрининг слуха с дифференциальной диагностикой и соответствующим лечением при снижении слуха <20 дБ (слуховой аппарат, кохлеарный имплантат и т.д.)
* Данные в соответствии со скрининговой программой, принятой в Баварии.
** Первый скрининг слуха проводится методом BERA при цитомегаловирусной инфекции и после проведения заменного переливания крови вследствие гипербилирубинемии. С 1996 г. приказом Минздрава и Медпрома России № 108 проводится скрининг слуховых нарушений у детей.
Источник