Перинатальное развитие ребенка презентация

Перинатальное развитие ребенка презентация thumbnail

Инфоурок

Доп. образование
›Презентации›Презентация по психологии “Психофизиологические особенности плода. Перинатальное развитие”

Психофизиологические особенности плода. Перинатальное развитие

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Психофизиологические особенности плода. Перинатальное развитие

Описание слайда:

Психофизиологические особенности плода. Перинатальное развитие

2 слайд

Сегодня существует множество теорий, подтверждающих важность и значимость вну

Описание слайда:

Сегодня существует множество теорий, подтверждающих важность и значимость внутриутробного развития для дальнейшего успешного развития личности и ее адаптации к реалиям современного мира. Сегодня существует множество приемов в психотерапевтической практике, которые обращены именно на восстановление памяти, связанной с внутриутробным развитием человека. Основные кризисные моменты, эмоции, заложенные в сознании человека, корнями своими уходят в бессознательное, где хранится информация о человеке с момента его зачатия. Наиболее ярко иллюстрирует эту мысль модель С. Грофа [2], который утверждает, что плод в период внутриутробного развития проходит 4 основные стадии психофизиологического развития. Особенности каждой стадии отражены в паттернах переживаний, которые получили название базовые перинатальные матрицы (БПМ). Каждая такая матрица имеет свою психофизиологическую основу. Актуальность темы

3 слайд

Первая перинатальная матрица (БПМ-1) представляет собой опыт исходного симбио

Описание слайда:

Первая перинатальная матрица (БПМ-1) представляет собой опыт исходного симбиотического единства плода с организмом матери в период внутриматочного развития. Этот период характеризуется практически идеальными условиями существования для плода, безмятежностью, ощущением полной безопасности и покоя. Плод со всех сторон окружен жидкостью, что дает ему полное ощущение защищенности и безграничности. Безмятежное внутриматочное состояние может сопровождаться переживаниями, для которых свойственно отсутствие границ и препятствий, например: океаническое сознание, водные формы жизни, пребывание в межзвездном пространстве. Тем не менее, существует ряд физических, химических и биологических факторов, которые могут существенно осложнить и изменить условия внутриутробного существования плода. Нарушения внутриматочной жизни ассоциируются с образами и переживаниями подводных опасностей, загрязненных потоков, зараженной или враждебной природной среды, подстерегающих демонов. На смену мистическому растворению границ приходит их психотическое искажение с параноидальными оттенками. Первая перинатальная матрица (БПМ-1)

4 слайд

Первая перинатальная биологическая матрица существенным образом ассоциируется

Описание слайда:

Первая перинатальная биологическая матрица существенным образом ассоциируется у плода с духовным спокойствием, гармоничностью. Это состояние ассоциировано с чувством удовлетворенности и раскрепощенности, прекрасными пейзажами. Негативные аспекты БПМ-1 ассоциируются с негативными трансперсональными характеристиками личности. Таким образом, можно заключить, что забота о психологическом состоянии беременной женщины является прямой мерой воздействия на плод и обуславливает особенности его психологического развития. Именно через состояние матери происходит воздействие на психику плода, что имеет большое значение не только для внутриутробного развития, но и для дальнейшего развития в течение всей жизни. Существенное воздействие на психофизиологические особенности плода оказывает последовательная смена гестационных доминант, которые представляют собой набор определенных установок, определяющих особенности гестационного развития плода. Сначала развивается доминанта зачатия, после чего активизируется гестационная доминанта, которая является важным условием нормального течения беременности. Взаимосвязь гестационного развития плода с характеристиками личности

5 слайд

Как утверждает Коваленко-Маджуга Н.П. [4], доминанта представляет собой рефле

Описание слайда:

Как утверждает Коваленко-Маджуга Н.П. [4], доминанта представляет собой рефлекторную систему, которая временно функционирует в организме и определяет течение гестационного периода. Она охватывает деятельность одного или нескольких отделов головного мозга и определяет функционирование нервных центров в каждый определенный период беременности, в зависимости от физиологического состояния и потребностей плода. Эта доминанта существенным образом определяет поведение плода и беременной женщины. Деятельность этой доминанты ассоциирована с высокой активностью левого полушария головного мозга. В том случае, если деятельность правого полушария доминирует над левым, развиваются вполне прогнозируемые патологии беременности, нарушается психофизиологическое развитие плода. Деятельность гестационной доминанты направлена на сохранение беременности, создание оптимальных условий для полноценного развития плода. Также она существенным образом влияет на сознание беременной женщины и формирует у нее определенную модель поведения, отношение к беременности [3]. Гестационная доминанта и ее влияние на сознание личности

6 слайд

На смену первой перинатальной матрицы приходит вторая (БПМ-2), которая предст

Описание слайда:

На смену первой перинатальной матрицы приходит вторая (БПМ-2), которая представляет собой психофизиологическую матрицу, которая имеет отношение к началу биологического рождения и ярко проявляет себя на первой клинической стадии рождения. Активизация этой матрицы сопровождается нарушением внутриматочного равновесия, которое сопровождало ребенка в течение всего предыдущего периода внутриутробного развития. Изначально нарушение гомеостаза происходит за счет воздействия химических сигналов, активации гормональной системы. Затем присоединяются активные мышечные сокращения. При полном развертывании этой стадии плод периодически сжимается маточными сокращениями, шейка матки начинает сглаживаться и раскрываться, но выхода еще нет. В образном представлении символическим спутником начала родов служит переживание космической поглощенности. Оно состоит в непреодолимых ощущениях возрастающей тревоги и в осознании надвигающейся смертельной опасности. Источник опасности ясно определить невозможно, и индивид склонен интерпретировать окружающий мир в свете параноидальных представлений. Очень характерны для этой стадии переживания трехмерной спирали, воронки или водоворота, неумолимо затягивающих в центр [5]. Вторая перинатальная матрица (БМП – 2)

7 слайд

Многие важные аспекты этой сложной матрицы переживаний можно понять по ее отн

Описание слайда:

Многие важные аспекты этой сложной матрицы переживаний можно понять по ее отношению ко второй клинической стадии биологических родов. Эта стадия характеризуется продолжением сокращений матки, но шейка матки уже раскрыта, и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, часто высокая степень гипоксии. На конечной стадии родов плод может испытывать непосредственный контакт с такими биологическими материалами, как кровь, моча и даже кал [1]. Третья перинатальная матрица (БПМ-3)

Читайте также:  Особенности развития познавательной сферы ребенка при умственной отсталости

8 слайд

Эта перинатальная матрица по смыслу связана с третьей клинической стадией род

Описание слайда:

Эта перинатальная матрица по смыслу связана с третьей клинической стадией родов, в которой процесс борьбы за рождение завершается, продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения следует внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня (или операционной). После отсечения пуповины прекращается телесная связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование как анатомически независимый индивид. Четвертая перинатальная матрица (БПМ-4)

9 слайд

1.	Аржанова О.Н., Чудинов Ю.В., Абрамченко В.В. Адренергическая система при б

Описание слайда:

1. Аржанова О.Н., Чудинов Ю.В., Абрамченко В.В. Адренергическая система при беременности и в родах // Акушерство и гинекология.– 1985.– №8.– С. 3-5. 2. Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993. 3. Добряков И.В. Психотерапия и перинатальная психология знаний // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. матер. конф. по перинат. психологии / Институт акушерства и гинекологии РАМН им. Д.О. Отта. – СПб. – 2000.– С. 11. 4. Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология: Издание второе, дополненное.– СПб., 2001.– 214 с. 5. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса // Нервные и эндокринные механизмы стресса: Сб. тр. – Кишинев: Штиица , 1980.– С. 173-184. Список используемой литературы

Выберите книгу со скидкой:

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Перинатальное развитие ребенка презентация

Курс повышения квалификации

Перинатальное развитие ребенка презентация

Курс профессиональной переподготовки

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Перинатальное развитие ребенка презентация

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-011868

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

  • Скачать презентацию (0.14 Мб)
  • 38 загрузок
  • 3.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему “Особенности перинатального развития ребёнка” по медицине. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    23

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

    Особенности перинатального развития ребёнка

    терминальный (от зачатия до 2 недель) — период быстрого роста и первичной дифференциации клеток;

    эмбриональный(от 2 недель до 2 месяцев) — период формирования основных структур и органов;

    фетальный(от 3 месяцев — до рождения) — период интенсивного морфофизиологического развития плода.

  • Слайд 2

    Конец второго триместра (4-6 месяцев) беременности – мозг увеличивается в шесть раз, реакции на звук, тактильные раздражения, плод жизнеспособен;

    Третий триместр (6-9 месяцев) беременности – интенсивное развитие ЦНС, формирование структур, ответственных за дыхание и глотание, локализация сенсорных и моторных центров (7 месяцев), чувствительность к прикосновению и вибрации;

    Общение – носит характер обмена «сообщениями»: перестукивание, поглаживание, вербальное и обращение к ребёнку, восприятие плодом низкочастотных звуков, у плода есть чувствительность к сердцебиению матери.

  • Слайд 3

    Кризис новорожденности
    Эпоха раннего детства
    Особенности:
    – изменение типа жизни (отделением ребёнка от предмета потребностей) и типа развития (объективная необходимость в психическом отражении и ориентировочной деятельности);
    – перестройка физиологических механизмов дыхания, питания, выделения, терморегуляции;
    воздействие на нервную систему ребёнка огромного количества раздражителей в условиях недостаточной зрелости ЦНС, особенно коры больших полушарий;
    ускоренное созреванию ЦНС, преобладание сна и сновидных состояний в поведении ребёнка (сон как защитное реагирование).
    ограниченность репертуара врождённых безусловных рефлексов ребёнка;
    потеря иммунитета матери и крайняя уязвимость в отношении внешних факторов.

  • Слайд 4

    Социальная ситуация развития кризиса новорожденности: противоречие между полной беспомощностью ребенка и его зависимостью от близкого взрослого, с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, сотрудничества и средств такого общения, с другой.
    Психологический смысл кризиса:
    без взрослого не выживет, а потребности в общении и средств общения пока нет.
    Основная задача развития:
    формирование у ребёнка потребности в общении и соответствующих средств.
    Новообразования:
    Первое психологическое новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни;
    Рубежное новообразование (конец 2 месяца) – комплекс оживления.

  • Слайд 5

    Комплекс оживления — комплексная аффективно-положительная, мимико-соматическая реакция ребёнка на лицо говорящего взрослого.
    Компоненты комплекса оживления :
    -сенсорный компонент — зрительное и слуховое сосредоточениена лице говорящего взрослого (замирание);
    аффективный компонент — улыбка, впоследствии (3-4 месяца) переходящая в смех;
    голосовые реакции — вокализации ребенка(гугуканье и гуление), имитирующие речь взрослого в ееинтонационно-мелодической составляющей;
    – моторный компонент — протягивание ручек и всего тела к взрослому
    «Комплекс оживления» проходит 3 стадии:
    улыбка;
    улыбка + гуление;
    улыбка + вокализации + двигательное оживление (к 3 месяцам).

  • Слайд 6

    Особенности поведения новорожденного:
    Сон: глубокий, поверхностный, полусон.
    Бодрствование:
    – спокойное бодрствование (сенсорная активность);
    – активное бодрствование (сенсорная активность дополняется двигательной активностью).
    Диффузная ненаправленная активность:
    – рефлекторной природы – спонтанная двигательная активность, как реакция на внутренние раздражители,
    – сигнальной природы – крик, плач.
    Упорядоченные реакции (специализированные безусловные рефлексы):
    – пищевое и лабиринтное сосредоточение (врождённые доминантные реакции);
    – пищевые рефлексы – сосательный, глотательный;
    – защитные, оборонительные рефлексы;
    ориентировочные рефлексы;
    рефлексы-атавизмы.

  • Слайд 7

    Социальная ситуация развития:
    Младенческий возраст
     младенец даже биологически – беспомощное существо, его отношение к действительности изначально социально.
    будучи вплетённым в социальное, ребёнок лишён основного средства общения – речи.
    Противоречие между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения
    Система отношений с близким взрослым: все потребности ребёнка удовлетворяются взрослым, являющимся «центром всякой младенческой ситуации» (Л. С. Выготский).

    «Пра-Мы» — существенная характеристика социальной ситуации развития, в которой ребёнок и взрослый представляют собой единое целое и все формы активности ребёнка в отношении мира опосредованы деятельностью взрослого.

  • Слайд 8

    Ведущая деятельность младенческого возраста — непосредственно-эмоциональное общение ребёнка со взрослым.
    Фазы младенчества
    Раннее младенчество
    (2-6 месяцев)
    Позднее младенчество
    (7-12 месяцев).
    Ведущая форма общения
    ситуативно-личностное общение со взрослым
    ситуативно-деловое
    общение со взрослым.
    Соотношение в развитии сенсорики и моторики
    ускоренно развиваются сенсорные функции
    опережающими темпами развиваться моторика

  • Слайд 9

    Развитие моторики (общая линия):
    1 мес. будучи положенным на живот, может немного приподнять подбородок;
    2 мес. пытается приподнять головку, держит ее, пытается поднимать грудь;
    2,5-3 мес. держит головку;
    3 мес. тянется за предметом, но, как правило, промахивается.
    4 мес. младенец может сидеть с поддержкой
    4-5 мес. начинает переворачиваться со спинки на живот
    5 мес. ребенок точно схватывает предметы рукой.
    6 мес. может сидеть в высоком стуле и захватывать качающиеся предметы.
    7-9 мес. появляется способность захватывать двумя пальцами мелкие предметы,
    6-7 мес. способен сидеть без поддержки,
    8 мес. садится без посторонней помощи, опираясь на ручки.
    С 9 до 12 мес. совершенствуется ползание на четвереньках, при этом туловище удерживается в горизонтальном положении, а голова высоко поднята
    7-9 мес. он научается стоять с поддержкой и ползать на животе – в это время формируется реакция равновесия.
    10 мес. может ходить, держась двумя руками и широко расставляя ноги, и быстро ползать, опираясь на руки и колени;
    11 мес. может стоять без поддержки, а годовалый – ходить, держась одной ручкой.
    13 мес. ребенок начинает ходить самостоятельно.

  • Слайд 10

    Развитие манипуляций с предметами

    Этап «преддействия» (3-4, 6 месяцев):
    Формируется сенсомоторное единство «глаз—рука». Ребёнок осуществляет простые манипуляции вложенным в его руку предметом, осуществляются без контроля зрением.
    Этап повторных результативных действий (5-7 месяцев): Ребёнок осуществляет первые манипуляции под контролем зрения: постукивание, размахивание, притягивание предмета с последующим рассматриванием, выбрасывание, похлопывание Циркулярные круговые реакции основаны на ориентировочном подкреплении.
    Этап соотносимых действий (7-10 месяцев):
    Ребёнок манипулирует двумя предметами, устанавливая соотношение объектов между собой. Происходит дифференциация функций рук на ведущую и ведомую.
    Этап функциональных действий (11-12 месяцев):
    В основе лежит выделение функции предмета. На передний план выдвигаются социальные свойства предмета.

  • Слайд 11

    Сенсорное развитие
    Зрение:
    2-3 месяца — дифференциация зрительных объектов, предпочтение объектов, характеризующихся новизной
    К 5 мес. образование зрительно-двигательных координаций
    К 6мес. различают разницу цветов и форм.
    К 7 мес. координация между зрительным восприятием предмета и движением к нему
    Слух
    На 10-12-й день появляется реакция на звуки человеческого голоса
    На 2-м мес. звук голоса, особенно матери музыкальные звуки
    На 4-м мес. может локализовать звуки в пространстве
    После 4-5 мес. вырабатывается реакция дифференцировки звуков: ребенок различает голоса близких людей.
    7-9-мес. отчётливо наблюдатся различная реакция на веселую и грустную музыку, на разный темп и ритм.
    Конец 1-го года жизни формируется способность к различению звуков человеческой речи, прежде всего таких фонем, как «па-па», «ба-ба», «да-да», «дать».

  • Слайд 12

    Особенность речи – носит ассоциативно-ситуативный характер.
    Первые формы активной речи ребёнка:
    Гуканье, гуление , лепет – подражание интонационно-ритмической звуковой стороне человеческой речи. Сначала подражание носит репродуктивный и непроизвольный характер. Развитие лепета осуществляется в сторону возрастания произвольности имитации речи взрослого
    Развитие речи
    «Подражательные голосовые реакции» (с 5-6 месяцев)- умеет подражать словам, означающим названия часто употребительных предметов, животных, а также звукоподражательным словам.Повторные называния закрепляются как условные рефлексы.
    Автономная детская речь (после 10 месяцев) – появление «псевдослов», открывается связь между знаком и значением, начинает развиваться знаково-символическая функция сознания.

  • Слайд 13

    Развитие памяти
    Связано с развитием восприятия и существует в форме узнавания.
    Этапы развития памяти:

    моторная память — на положение при кормлении, на движения, действия;

    эмоциональная память в форме комплекса оживления;

    3) образная память в форме узнавания

  • Слайд 14

     Развитии эмоциональной сферы
    «Комплекс оживления», первичное яркое проявление эмоциональности, направленное на взрослого, эта реакция первоначально не дифференцирована.
    Появление улыбки и смеха тесно связано с изменениями в когнитивном развитии (около 3-4 месяцев).
    Эмоциональная привязанность к определённым людям
    (с 6 месяцев).
    Страх при встрече с незнакомым человеком или явлением (9-10 месяцев)
    «Гнев, вызванный разочарованием» (8 месяцев)
    Аналогичная реакция на проявление гнева или радости у других людей (около 1 года).
    положительно-эмоциональные реакции на изображение себя в зеркале, свидетельствующее о появлении устойчивого чувства «Я» и интересе к нему

  • Слайд 15

    Общение
    Ситуативно- личностное (первое полугодие)
    отношения с окружающим миром опосредованы взаимоотношениями с близкими взрослыми, которые обеспечивают выживание ребёнка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей;
    в развитом виде обнаруживается в комплексе оживления;
    – протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность этого возраста.
    мотивы общения ребенка со взрослым в основном личностные, взрослый человек служит для ребенкаосновным объектом познания, а также фактором, организующим первые исследовательские акты;
    операции, с помощью которых осуществляется общение, относятся к категории экспрессивно-мимических средств общения.

  • Слайд 16

     
    Кризис первого года жизни
    Причина кризиса первого года жизни:
    Противоречие между возросшими возможностями ребёнка и его местом в системе социальных отношений, сложившимися ранее формами общения и сотрудничества со взрослым, отражающее важные достижения ребёнка.
    Симптомы кризиса:
    – негативизм и упрямство ребёнка («нет», «не буду», «не хочу», «дай»).
    – реакции ребенка носят генерализованный неуправляемый характер.
    Подготавливается:
    Во-первых, ходьбой, с которой приобретается физическая автономия от взрослого.
    Во-вторых, с возникновением «аффективно заряженных представлений» или мотивирующих представлений

  • Слайд 17

    Ранний возраст
    Возрастные границы: 1 год – 3 года
    Социальная ситуация развития
    -распад прежней системы отношений «Пра-Мы»
    -относительная самостоятельность, свобода физического передвижения и определённая автономия намерений, возникающая на базе аффективно заряженных мотивирующих представлений
    -потребность в освоении нового предметного мира,
    – Необходимость освоения новых форм сотрудничества со взрослыми
    Ведущая деятельность: предметно-орудийная (предметно-манипулятивная), направлена на овладение ребёнком предметами.
    Новообразования:
    – Развитие речи, как средства общения
    – Центральное новообразование – возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». 

  • Слайд 18

    Общепсихологические характеристиках периода раннего детства, (Л.С. Выготский):
    связанность ребёнка с конкретной ситуацией, обусловленной тесной связанностью восприятия и эмоционального отношения.
    ведущей психической функцией этого периода можно считать восприятие, имеющее аффективный характер

    мышление в это время проявляется исключительно как наглядно-действенное

  • Слайд 19

    Эволюция самого предметного действия описывается тремя фазами:
    С предметом могут выполняться любые известные ребенку действия (манипуляции).

    2.Предмет употребляется только по своему прямому назначению.

    3. Происходит как бы возврат к свободному употреблению предмета, но на новом уровне, так как теперь ребенок знает основную функцию предмета и легко отрывает действие от предмета-носителя
    Предметная деятельность

  • Слайд 20

    Стадии становления предметного действия:
    1.Стадия целенаправленных проб, дети непрерывно повторяют однотипные и малоэффективные действия; удачные приёмы случайны и не закрепляются;
    2.Стадия подстерегания. Быстрые случайные пробы чередуются с замедленным выполнением движений; потом ребёнок начинает как бы «подстерегать» появление определённых положений правильного употребления предмета.
    3.Стадия навязчивого вмешательства. Ребёнок делает активные попытки создать удачные положения предмета – не выжидает, а старается воспроизвести его намеренно; но действительное понимание отношений орудия и предмета ещё не полное,
    4.Стадия объективной регуляции. Ребёнок в своём поведении начинает руководствоваться правилом: свойства орудия должны соответствовать материальным условиям задачи; учёт объективных отношений в выполнении нужных движений.

  • Слайд 21

    Речевое развитие
    Этапы развития
    1. Первый от 1 до 1;6-1;8года— переходный, характеризуется:
    интенсивное развитие понимания, активная речь почти не развивается; активная речь ребенка своеобразна по семантике, лексике, фонетике, грамматике, синтаксису.
    2.Переломная (критическая) точка (быстрый рост активного словаря и появление вопросов про прдметя)
    3.Второй период (1;8—3 года) — практическое овладение речью.
    Решающую роль для развития речи играют предметно-орудийная деятельность и становление устойчивых значений детских слов

  • Слайд 22

    Восприятие
    формирование перцептивных действий и предметных эталонов. Функция перцептивных действий — ориентировочная, обследование перцептивных свойств объекта на основе эталонов
    первоначально перцептивные действия представляют собой развернутые внешние действия.
    по мере овладения речью восприятие начинает приобретать черты произвольности
    происходит формирование константности восприятия.
    Мышление – наглядно действенное
    характеризуется синкретами и комплексами ( висимости от уровня обобщеия)
    Синкреты — обобщение по чисто субъективным связям — характерны для первой фазы раннего возраста (1 —1;6 года).
    Комплексы — обобщение по конкретно-фактической, но случайной связи — для второй фазы (1;6—3 года).

  • Слайд 23

Читайте также:  Упражнения для развития ребенка логопед

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Источник