Переживаю за внутриутробное развитие ребенка

Переживаю за внутриутробное развитие ребенка thumbnail

Влияние опыта внутриутробных переживаний на дальнейшую жизнь и развитие ребенка

Приходит женщина к мудрецу и просит совет о том,
как ей воспитывать своего ребенка?
Мудрец спрашивает: «Когда он родился?»
«Вчера!» — говорит женщина.
«Ты опоздала на девять месяцев», — отвечает мудрец.

1.

Беременность — это период, во время которого женщина вынашивает развивающийся в ее организме плод, вплоть до момента его рождения.

Выделяют три триместра беременности:

I триместр — от момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до 12-ти недель беременности.

II триместр — от 13-ти до 27-ми недель, характеризуется ростом плода и формированием основных систем.

III триместр — от 28-ми до 40-ка недель, характеризуется окончательным внутриутробным ростом и созреванием органов и систем плода.

С медицинской точки зрения, самым не простым, является I триместр — период повышенной чувствительности зародыша, эмбриона и плода к воздействию повреждающих факторов.

Сложными периодами с психологической точки зрения считаются I и III триместры. В самом начале беременности женщина может испытывать страх и беспокойство: есть беременность или нет, как это воспримут близкие, будут ли они рады, будет ли принято ее настоящее состояние и будущее материнство, получит ли она необходимую поддержку и одобрение, готова ли она к этому и т.д. А также происходит процесс важного перехода в новое для женщины качество, который сопровождается личностными изменениями. В конце беременности женщина часто переживает за то, как пройдут роды, как родится ребенок, какой она будет матерью, как справится со всеми хлопотами. Часто женщина боится, нормален ли будет ребенок? Какова будет встреча с маленьким беспомощным и зависимым человечком? Готова ли она принять ответственность за новую жизнь и приспособиться к требованиям материнства? Так же, по мере приближения родов, обычно женщина испытывает все большую усталость.

В течение всей беременности, женщина испытывает частые смены настроения и физический дискомфорт. Ей приходится заново приспосабливаться к собственному изменяющемуся внутреннему миру и новой социальной роли. Не стоит забывать о том, что в течение всей беременности женщина нуждается в эмоциональной и физической поддержке и заботе значимых близких людей (мужа, матери и др.).

Таким образом, беременность — это динамическое состояние, не только вынашивания и рождения малыша, зарождения новой жизни, но и важный момент рождения матери из дочери своих родителей, а также рождение новой родительской пары (взаимоотношения внутри семьи тоже претерпевают перемены).

Несомненно, беременность, роды и материнство — это кризисные периоды в жизни женщины на пути к зрелости, возможному личностному росту, повышению самооценки, это переход женщины в новое качество, который заслуживает отдельного разговора. Однако сегодня давайте рассмотрим такой важный и таинственный аспект беременности, как пренатальное развитие будущего малыша. Что он чувствует внутриутробно, и как это может повлиять на его дальнейшую жизнь и развитие?
Много ли нам известно об этом?

2.

Еще с древних времен в разных традициях беременным женщинам и парам, ожидающим рождение малыша, предписывалось особое положение. К чувствам и ощущениям беременной женщины прислушивались и придавали им важное духовное значение. Значимость данного периода вписывалась в контекст будущей взрослой жизни человека. Для обеспечения наилучших условий внутриутробной жизни не рожденного ребенка разные народы создавали различные ритуалы и правила поведения беременной женщины. В древней Индии, к примеру, беременной женщине было предписано заниматься духовными практиками и радовать себя прекрасными видами природы, для благоприятного формирования внутреннего мира будущего младенца. А в Китае, отец проходил обряд знакомства со своим будущим ребенком, разговаривая с ним и рассказывая ему о себе.

К 12-ти неделям беременности уже практически сложены все внутренние органы и ткани ребенка, которые впоследствии будут расти, развиваться и усовершенствоваться.

К концу третьего месяца ребенок уже чувствует прикосновения.

В 14-ть недель — хорошо слышит звуки материнского организма, речь и музыку извне. Он узнает голоса родителей, и ласковая речь, обращенная к малышу, его успокаивает. После рождения, он обязательно узнает голос матери, который будет действовать на него успокаивающе. Хорошо, когда в процессе беременности мама поет будущему малышу нежные песни. Спокойная классическая музыка усыпляет ребенка, а также подобные звуковые вибрации могут положительно влиять на интеллект будущего ребенка.

Важно, чтобы беременная женщина избегала резких криков, ссор и скандалов, а также негативных переживаний. Эмоциональное состояние матери передается ее малышу через кровеносную систему. У него так же, как и у матери, учащается дыхание и сердцебиение, если мама волнуется, переживает или боится.

Из современных исследований известно, что малыш обладает чувством вкуса и любит сладкое. Реагирует на физические травмы матери, ища спасения. Может запоминать слова и целые фразы, которые часто слышит. Реагирует на контакт через брюшную стенку — любит поглаживания и ласковые прикосновения. С 20-ти недель уже может проявлять свой характер, отворачиваясь, если ему что-то не нравится.

Таким образом, ориентируясь на современные исследования, мы можем думать, что, начиная с четвертого месяца беременности, будущий малыш уже по-своему сознает, что происходит вокруг.

Помимо некоторых установленных данных, мы имеет различные предположения относительно внутриутробного развития ребенка, которые позволяют нам думать о том, что развитие будущего малыша начинается задолго до его рождения.

3.

В настоящее время некоторые направления психологии (например, трансперсональная психология) рассматривают пренатальные переживания и процессы как основные в формировании психики человека.

В последние годы исследовано, что неблагоприятное состояние матери уже в период беременности влияет на формирование развития личности и адаптационных механизмов ребенка.

Приемная девочка была удочерена из дома малютки в восьмимесячном возрасте. Сейчас ей 3,5 года. Ребенок практически не разговаривает, скудный словарный запас соответствует годовалому малышу, фразовая речь отсутствует. Девочка проявляет агрессию к окружающим.

Из анамнеза нам известно, что патологии в родах не было, ребенок родился доношенным и физически здоровым. Биологическая мать случайно забеременела и буквально с первых месяцев беременности знала, что этот ребенок ей не нужен. В процессе беременности, биологическая мать думала о ребенке только как об обузе и помехе собственной жизни, ждала «избавления». Отказалась от ребенка сразу, ни посмотрев, ни взяв на руки.

Новые родители создают теплую и любящую атмосферу и занимаются с дочкой.

Быстрее всего с помощью любви, заботы и терпения, а также занятий со специалистами, данный ребенок преодолеет многие трудности к школьному возрасту, но опыт нелюбви собственной биологической матери, возможно, всегда будет иметь свои отголоски.

Многие авторы говорят о данном негативном влиянии. Человеческое развитие (по мнению Кренц И. и Х.), начинается с момента зачатия, следовательно, нарушения эмоциональных отношений с матерью могут повлиять на развитие личности уже внутриутробно, и таким образом внести свой вклад в предрасположенность к более поздней патологии. Они выделяют недостаток пренатальной привязанности (пренатальная травматизация), как возможный фактор риска (пренатальный стресс, женщина, думающая о ненужности беременности и ребенка, просто эмоционально недоступная, пренатальная депрессия и др.).

Психологическое состояние матери, видимо, является составляющей пренатальной окружающей среды ребенка. Особенно в течение определенных чувствительных фаз, данная среда может оказать такое влияние на пренатального ребенка, которое, возможно останется с ним на всю жизнь.

Сейчас существуют и применяются различные техники «возвращения» в перинатальный период, роды и младенчество с психотерапевтической целью. Опыт применения данных методик, позволяет рассуждать о том, что чувствует (чувствовал) не родившийся ребенок или младенец.

Мне известен, из подобной практики, пример всепоглощающего чувства одиночества, боли, страха, незащищенности и бессилия ребенка, мать которого не любила и, видимо, не хотела.

И мы не можем пока знать наверняка, что чувствует ребенок в утробе женщины, сомневающейся в его нужности или стойком непринятии будущего малыша и т.д., но такие примеры, заставляют нас серьезно задуматься об этом.

Ребенок взаимодействует с родителями еще до рождения. В этот период он уже способен испытывать ощущение эмоционального комфорта. И если это чувство не стало доминирующим в пренатальном периоде, то ощущение психологического дискомфорта будет преследовать его и в дальнейшем. Особенно ярко это ощущается в возрастные кризисы. Ребенок способен воспринимать отношение родителей к нему, отношение родителей друг к другу. Он испытывает комфорт или дискомфорт, запечатлевает ощущение собственной желанности, нуждается в общении и поддержке. Человек с негативным пренатальным опытом имеет скрытые психологические сложности во взаимодействии с окружающим миром.

Таким образом, мы видим, что пренатальные переживания становятся частью нашего бессознательного опыта, который в дальнейшем, может влиять на формирование личности и определять наш жизненный путь.

А некоторые ученые считают, что в данный момент мы уже можем говорить о том, что социальная ситуация развития ребенка, начинается не только до рождения ребенка, но даже до его зачатия.

Источник

К сожалению, неполадки в организме матери и любые нарушения течения беременности довольно часто сказываются на развитии еще не родившегося малыша. Поэтому бывает так, что в какой-то момент плод начинает плохо расти, медленно набирать вес, заметно отставать в физическом развитии, не соответствуя установленным для данного гестационного возраста медицинским нормам.

Такую ситуацию специалисты называют синдромом задержки развития плода (ЗРП), и именно она говорит врачу о том, что ребенка подстерегает серьезная опасность. Но как ему помочь? Чем грозит дальнейшее развитие синдрома и можно ли его предотвратить? Попробуем в этом разобраться.

Возможные причины задержки развития плода

ЗРП представляет собой следствие многочисленных неблагоприятных факторов, оказывающих прямое воздействие на внутриутробное существование крохи. Их можно разделить на несколько основных групп, а именно:

  • Нарушения репродуктивной функции матери

развитие плодаВероятность возникновения синдрома ЗРП выше у женщин, имевших длительный период бесплодия, выраженные нарушения менструальной функции, привычные выкидыши, осложненное течение предыдущих беременностей и родов. Эти факторы могут стать причиной нарушений формирования плаценты, что в дальнейшем скажется на плодово-маточном обмене.

  • Заболевания и патологические процессы, развившиеся в организме матери до беременности

Сюда относятся всевозможные гематологические, эндокринные, аутоиммунные, сердечно-сосудистые и другие хронические заболевания, воспалительно-инфекционные процессы, невысокий рост и низкая масса тела матери, аномальное строение гениталий. Данные факторы также могут способствовать как гибели эмбриона на ранних сроках, так и развитию плацентарной недостаточности во второй половине беременности.

  • Медицинские проблемы, возникшие во время вынашивания плода

К подобным факторам относятся угроза прерывания беременности в I и II триместрах, гестозы, токсикозы, железодефицитная и серповидно-клеточная анемия 2-3 степени, эндокринные нарушения, заболевания мочевыделительной системы, несовместимость матери и плода по крови или резус-фактору, острые инфекционные заболевания, преждевременная отслойка плаценты, плацентарная недостаточность, аномалии пуповины и многоплодие.

  • Патологии развития плода

Этот тип нарушений включает наследственные генетические патологии, последствия внутриутробной инфекции, аномальное строение организма плода, врожденные нарушения обмена веществ и гормональной функции.

  • Негативные социально-бытовые причины

Этому фактору соответствуют такие показатели, как: возраст матери младше 17 или старше 30 лет, низкий социальный уровень, наличие вредных привычек, профессиональные вредности, сильные стрессы, тяжелый физический труд, несбалансированное питание.

Основные признаки и методы диагностики задержки развития плода

Задержка внутриутробного развития плода наблюдается во второй половине беременности и встречается в одном из двух вариантов:

  • Симметричная (встречается в 30% случаев)

Отмечается пропорциональное уменьшение всех параметров тела плода (размеров живота, головы, длины бедра) в сравнении с нормами, установленными для данного срока беременности. Ее очень сложно достоверно определить, поскольку небольшие размеры тела плода могут быть его конституциональной особенностью, переданной генетически. Этот вид задержки развития может быть связан как с неправильным развитием системы «мать-плацента-плод», так и с хромосомными патологиями, что нередко требует проведения инвазивных методов исследования (амнио- и кордоцентез).

  • Асимметричная (встречается в 70-90%)

Асимметричная задержка отличается отставанием размеров живота от размеров окружности головки плода, при этом другие параметры остаются в пределах физиологической нормы. Этот вид задержки развития формируется после 30 недель беременности на основе нарушений маточно-плацентарного кровотока, и может сочетаться с хронической гипоксией плода, маловодием, уменьшением толщины плаценты и ее преждевременным созреванием. Врожденные пороки развития плода и генетические аномалии при данной патологии беременности наблюдаются редко.

Выявить признаки ЗРП можно с помощью акушерского исследования (наружная пальпация и измерение), а также ультразвукового сканирования (так называемой фетометрии). Этот вид диагностики позволяет определить высоту дна матки, при отставании которой от установленных норм на два и более сантиметра ставится предположительный диагноз, а затем оценить форму и степень задержки роста плода.

Отставание в развитии плода по фетометрии может быть представлено несколькими уровнями: при 1 степени результаты исследования отличаются от нормативных на 2 недели, при 2 — на 3-4 недели, при 3 — более чем на 4 недели. Для подтверждения диагноза исследование проводят три раза с временным интервалом не менее двух недель.

Чем опасна задержка развития плода?

задержка внутриутробного развитияДети, у которых во время беременности отмечалась задержка роста, зачастую тяжело переносят родовой стресс и в дальнейшем имеют различные нарушения развития. Так, со временем у таких малышей могут наблюдаться неврологические изменения разной степени выраженности, гормональные сбои, сердечно-сосудистые и психические заболевания, нарушения функций легких, кишечника, печени и надпочечников. Кроме того, они чаще страдают рахитом, болеют пневмонией, имеют более низкий коэффициент интеллектуального развития, а во взрослом возрасте у них нередко развивается сахарный диабет, гипертония и ишемическая болезнь сердца.

Лечение и профилактика задержки развития плода

Тактика лечения синдрома ЗРП зависит от вызвавших его причин, срока беременности и выраженности процесса. Как правило, основу терапии составляет коррекция плацентарной недостаточности — ее проводят с помощью препаратов, расслабляющих мускулатуру матки, сосудорасширяющих средств и средств, улучшающих микроциркуляцию в матке и плаценте. Во время лечения оценивают темпы роста плода и его функциональное состояние с помощью ультразвукового исследования, КТГ и доплерометрии. И если показатели развития улучшаются, то беременность продлевают. В противном случае женщину направляют на досрочное родоразрешение.

Лучшая профилактика развития задержки развития плода во время беременности — тщательное обследование и, при необходимости, устранение проблем со здоровьем перед планируемым зачатием. Так, необходимо избавиться от очагов инфекции, тщательно пролечить хронические заболевания, отказаться от вредных привычек и по возможности свести к минимуму другие неблагоприятные факторы. Кроме того, во время беременности не стоит забывать о хорошем отдыхе, правильном питании, приеме витаминов, а также регулярном посещении врача. Здоровый образ жизни, правильный подход к планированию беременности и ее вынашиванию — залог правильного развития малыша.

Источник

Долгие девять месяцев отделяют зарожденную внутри тебя новую жизнь от появления на свет. И за это время малыш проделывает огромную работу по своему внутриутробному развитию, вырастая от простого скопления нескольких клеток до маленького человека, способного слышать, видеть, осязать, нюхать, пробовать на вкус, в общем, готового к постоянному получению огромного количества новой информации и усвоению многочисленных навыков. В это трудно поверить, но каждую минуту у плода появляется по 250 новых мозговых клеток. Процесс их формирования завершается уже к 7-му месяцу беременности, а значит – еще в утробе малыш обладает почти всем комплектом мозговых клеток, только несколько участков мозга, такие как, например, обонятельные луковицы, управляющие чувством обоняния, продолжают вырабатывать клетки уже в течение жизни ребенка. А значит, внутриутробная жизнь плода имеет ключевое значение для роста и перемещения мозговых клеток, послеродовой период – время формирования основных связей между ними.
Еще в утробе малыши приобретают свои первые знания о мире…

Внутриутробное развитие вкуса

Внутриутробное развитие вкуса начинается довольно рано. Во рту у шестимесячного плода уже есть вкусовые сосочки, и он способен различать вкус околоплодной жидкости, которую заглатывает. Околоплодная жидкость на 98-99% состоит из воды, но также содержит гормоны, белки и другие питательные вещества. Если мама, не использующая в своем повседневном рационе чеснок, вдруг съела что-то сильно чесночное, малыш может состроить недовольную гримасу в момент, когда почувствует вкус чеснока в околоплодных водах. Вообще малыши уже во внутриутробном возрасте большие сладкоежки и предпочитают сладкие околоплодные воды всему остальному.

Знакомясь со вкусами, присутствующими в околоплодной жидкости матери, ребенок готовится к индивидуальному вкусу материнского молока. Известны случаи, когда дети, отлученные от матерей при рождении и не знавшие даже вкуса молока мамы, с большим удовольствием ели пищу именно своего региона (вплоть до способа приготовления риса), хотя знакомы с ней были только по вкусу вод в утробе. Более того: ребенок способен связывать вкус околоплодных вод с состоянием матери. К примеру, если мама выпьет чашку крепкого кофе, дыхание и сердцебиение малыша участятся, отражая состояние материнского организма. И даже если в следующий раз женщина выпьет кофе уже без кофеина, малыш отреагирует также, почувствовав вкус кофе в водах, поскольку он уже научился ассоциировать вкус кофе с особой физиологической реакцией.

Внутриутробное развитие слуха

Слух развивается у плода в возрасте с 15 недели по 20 неделю беременности. На 16 неделе беременности малыш способен воспринимать звуки, а на 26 неделе начинает реагировать на них. Это доказывают ультразвуковые исследования: резкий звук извне может заставить малыша дернуться, а новый звук, издаваемый материнским организмом, может привести к учащению сердцебиения ребенка.

Осмыслением целого мира окружающих звуков малыш занят в последние три месяца своего внутриутробного развития. Представления о том, что ребенок находится в теплой и тихой утробе, не верны. Кроме десятков звуков, доносящихся извне, малыш окружен шумом крови (которая течет сквозь плаценту с шипением), биением материнского сердца (к которому он так захочет ностальгически поближе прижаться после рождения), шум газов, вдохов и выдохов легких, не говоря уже о чихании, пуках и отрыжках.

По мере того, как развивается слух плода, малыш учится распознавать источник звука. Все мы знаем, что новорожденный поворачивает головку в сторону источника нового звука, но этой же способностью обладают и недоношенные детки, рожденные после 32 недели беременности. Эта способность необходима как для общения, так и для выживания в целом.

Но, конечно, самым приятным звуком во внутриутробной жизни младенца остается мамин голос. Малыш учится распознавать его, привыкает к определенному ритму языка, выделяет всевозможные оттенки и тоны голоса матери.

Голоса других людей малыш слышит неотчетливо, как если бы мы слушали разговор в другой комнате: слышим речь, но не можем разобрать слов.

Малыши предпочитают слушать то, с чем уже познакомились, находясь в утробе. К примеру, если мама часто во время беременности читала какую-то сказку своему старшему ребенку, то и младший после рождения, скорее всего, будет относиться к этой сказке особенно трепетно.

Проникающие в утробу звуки музыки притягательны для ребенка и играют важную роль во внутриутробном развитии плода. Музыка может возбуждать малыша либо, наоборот, успокаивать. Начиная с 32 недели беременности, малыш может запоминать музыку и узнавать ее после появления на свет. Слушая любимую мелодию, плод может даже двигаться в такт музыке! К 38 неделе беременности малыш начинает различать музыкальные стили.

И последнее о музыке – классическая музыка лучше слышна из утробы, чем эстрадная. А определенные типы музыки (например, фортепьянная или хоровая) по частотности схожи с голосом мамы.

Внутриутробное развитие осязания

В утробе не так много «развивающих игрушек» для ребенка. Фактура и форма у пуповины не такая, как у большого пальца, который так приятно пососать. Пуповина длинная, с рифленой поверхностью и способна изгибаться в разные стороны. Такие исследования имеют огромное значение для внутриутробного развития органов чувств и мозга ребенка.

Внутриутробное развитие зрения
Уже на 26 неделе беременности веки плода разлепляются, и он начинает моргать. А через 6 недель – к 33 неделям беременности – малыш начинает различать перемены в освещении. Яркий свет, к примеру, от фонарика может проникать сквозь кожу живота, стенки матки мамы и изменять облик внутриутробной среды. Перемена в освещении – новый внутриутробный опыт для малыша, на который он может отреагировать учащенным сердцебиением. К сожалению, «видеть», как мы (различать цвета и формы), он научится уже после рождения. Даже в первые недели после рождения малыш способен видеть лишь на расстоянии 20-25 сантиметров. Все, что находится дальше, просто расплывается перед его глазами. Вот почему мы чисто рефлекторно наклоняемся, чтобы поговорить с новорожденным, создавая необходимое для его зрения расстояние.

Внутриутробное развитие обоняния

Очевидно, что нюхать в утробе ребенок не может, так как находится в околоплодной жидкости. Но рождается малыш с отличным обонянием: он запоминает запах мамы, запах ее тела, запах груди. Именно поэтому многие неонатологи советуют не пользоваться молодым мамам духами и туалетными водами, потому что малыш может из-за нового резкого запаха отказаться от груди.

Счастливой беременности и легких родов!

Источник