Переутомление у ребенка 2 года

Переутомление у ребенка 2 года thumbnail

Немногие родители осведомлены о детском переутомлении в полной мере. Ведь принято считать, что переутомиться ребенок может только в школе. На самом деле, это миф и не более. Даже у младенцев может быть переутомление, и чтобы адекватно отреагировать на него, родители должны знать признаки этого опасного явления у детей.

Симптомы переутомления у ребенка

Здоровый ребенок, как правило, полон энергии, он с удовольствие играет, энергичен и активен. После определенного периода активности наступают часы покоя. Если же ребенок не успокаивается, это явный признак, что в организме малыша произошел какой-то сбой и наступает переутомление. Помимо этого, переутомление может сопровождаться и другими признаками:

  • Повышение температуры тела.
  • Потеря концентрации у ребенка, он не может сосредоточиться на чем-то одном.
  • Нарушение привычного режима дня, возможно появление бессонницы, апатия, сонливость, снижение общей активности.
  • Для маленьких детей характерен отказ от любого вида деятельности, которое требует усидчивости и концентрации, например, рисования или прослушивания сказок.
  • Для дошкольников характерны такие признаки, как кривлянье старших, передразнивание, раздражительность.
  • Подростки могут проявлять агрессию.
  • Часто происходит смена настроение, эмоциональное состояние крайне не стабильное.
  • В подростковом возрасте у девочек может наблюдаться сбой менструального цикла.

Причины переутомления у ребенка

Переутомление может возникать у ребенка в любом возрасте – в младенчестве, в дошкольном или школьном. В каждом возрасте причины данного явления могут быть свои:

  • У детей грудного возраста переутомление может возникать из-за нарушения режима дня. Другим словами, по какой-то причине ребенок спит меньше, чем положено.
  • У детей, которые ходят в детский сад или школу, чаще всего переутомление связано с высокими нагрузками. В этот период, как правило, ребенок меньше бывает на улице, меньше играет, меньше спит.
  • У подростков причиной переутомления в большинстве случаев является гормональная перестройка.
  • Во время переутомления иммунитет падает, что может привести к состоянию хронического переутомления.
  • Одной из самых распространенных причин переутомления также является стресс у ребенка, к примеру, из-за неблагоприятной обстановки дома, из-за отсутствия физических нагрузок и так далее.

Как помочь ребенку справиться с переутомлением

Самой распространенной ошибкой родителей является уверенность, что переутомление лечится сном. К сожалению, переутомление это слишком сложный процесс в организме, который невозможно остановить только полноценным отдыхом.

Когда ребенок слишком долго пребывает в состоянии переутомления, могут возникать различные побочные явления, такие как, неврозы бессонница, скачки артериального давления. И когда переутомление сопровождается повышением температуры тела, ребенку срочно нужен врач.

Лечится переутомление, прежде всего, стабилизацией эмоционального фона, созданием благоприятной атмосферы дома, рациональным питанием. Рацион ребенка должен быть богат овощами и фруктами, злаками, белками, которые легко усваиваются.

При переутомлении помогают ЛФК, массаж, прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима дня, адекватные физические нагрузки, прием витаминов. Кроме этого, ребенок должен спать в прохладной и хорошо проветренной комнате.

Источник

04.06.2020

38

Малыши капризничают очень часто: если хотят есть, болеют, мама что-то делает не так… Но еще – когда сильно устают. Из-за накопленной усталости дети не высыпаются, а их режим страдает. Поэтому родителям важно научиться различать признаки усталости и переутомления у вашего чада и знать, что делать в этом случае.

Переутомление ребенка

Все мы понимаем, что такое усталость. Но не всегда можем отличить ее от переутомления – состояния между усталостью и полным упадком сил. Из-за чрезмерного утомления ребенок не способен уснуть и спать нормально – сон становится беспокойным, малыш часто просыпается. Чем сильнее утомление, тем сложнее уложить малыша спать. И так как дети не способны отследить у себя наступление усталости, это задача родителей.

Что приводит к переутомлению

  1. Превышение времени бодрствования между дневными снами и перед уходом в ночь. Чем младше ребенок, тем меньше по времени он может находиться в активном состоянии без накопления утомления. Так новорожденные детки в первый месяц жизни могут бодрствовать не более 40-60 минут, а в 9 месяцев, например, это время увеличивается до 3,5 часов. Кроме того, если ребенок не высыпает норму сна, у него постепенно копится усталость и недосып. Например, если у малыша отсутствует режим и он не всегда или очень мало спит днем, а ночью постоянно просыпается. Такой сон не восстанавливает детский организм. В каждом возрасте детям необходимо определенное количество сна. И если ребенок не высыпает эту норму в результате переутомления, он плохо себя чувствует, замедляется его развитие, ухудшается настроение.
  2. Перевозбуждение нервной системы. Это происходит из-за чрезмерной сенсорной стимуляции. Иногда кроха перевозбуждается от событий, которые происходят с ним, или от обстановки, в которой он находится. Например, при поездке к бабушке или в отпуск, при посещении врача, торгового центра. Как и взрослым, спокойная обстановка помогает ребенку расслабиться и снизить напряжение. Без сна малыш станет чувствительным к свету, громким звукам, переодеванию, любым прикосновения. Младенцы особенно легко перевозбуждаются, что приводит к сильному плачу, который трудно остановить.
  3. Новорожденные могут переутомляться из-за болей в животе, колик. Обычно обострение наступает ближе к вечеру, младенец начинает сильно плакать. В результате из-за чрезмерной усталости он не может уснуть.

При появлении чрезмерной усталости повышается уровень гормона стресса кортизола, что сказывается на поведении ребенка. Он не способен быстро уснуть, а если засыпает, спит очень чутко и часто просыпается. Иногда малыши, которые постоянно не высыпаются, не могут добрать вес, нужный для их возраста. При накопленном переутомлении и постоянном недосыпе дети становятся чересчур уставшими, что отражается на их состоянии здоровья.

Некоторые признаки усталости не так очевидны, как другие. Поэтому нужно внимательно наблюдать за малышом и укладывать его до того, как он переутомится.

Признаки усталости:

  • Малыш бледный и сонливый, трет и прикрывает глаза, теребит ухо и волосы;
  • Зевает;
  • У него появляется вялость, активность достаточно снижается;
  • Движения замедляются, малыш начинает спотыкаться, ножки не слушаются;
  • Снижается внимание, взгляд расфокусированный;
  • Ребенок начинает сосать палец, если обычно это делает, или тянуть ручки в рот;
  • Хочет на руки;
  • Теряет интерес к игре, любимой еде.

С какими симптомами переутомления вы можете столкнуться у своего малыша:

  • Он кричит и плачет или, наоборот, становится чересчур активным и веселым. Но этот эмоциональный всплеск заканчивается тоже слезами – настроение резко меняется в течении короткого времени;
  • Сопротивляется укладыванию, ведет себя агрессивно, разбрасывает игрушки, избегает контакта глазами. Его трудно привести в чувства;
  • Не слышит, что ему говорят, находится в напряженном состоянии;
  • Ему трудно расслабиться и уснуть, сон сопровождается частыми пробуждениями;
  • Младенец будет плакать, выгибать спину и отказываться прикладываться к груди.

У каждого малыша симптомы накопленного утомления могут быть различными.

Как ведет себя ребенок при постоянном переутомлении

При чрезмерном утомлении вы заметите несколько признаков у малыша:

  1. Он спит меньше часов в сутки, чем обычно спят в его возрасте другие дети. Постоянно протестует перед укладыванием. Становится гиперактивным;
  2. Просыпается от малейшего шума и спит короткие сны днем (обычно продолжительность дневных снов в этом случае не более 30 минут);
  3. Имеет переменчивый аппетит. Отказывается есть и засыпает во время кормления. Лучше ест ночью;
  4. Бывает в хорошем настроение утром, плачет часто;
  5. Быстро теряет внимание;
  6. Отказывается спать в кроватке и просит, чтобы его укачивали – у крохи никогда не получается уснуть самостоятельно;
  7. Легко заболевает, так как его иммунитет снижен из-за постоянного недосыпа;
  8. Не отпускает маму ни на шаг, у него появляется сильная сепарационная тревога;
  9. Ребенок вялый и сонливый во время бодрствования.

Если родители ничего не предпринимают, то такое состояние может нанести вред здоровью и развитию крохи в будущем.

Как избежать утомления ребенка

Конечно, все детки разные, но есть несколько общих приемов, которые помогут маме вовремя сориентироваться. Существует «золотой» промежуток времени, когда малыш максимально готов ко сну, но еще не начал капризничать, не перегружен усталостью. Научиться определять этот промежуток – важный шаг к полноценному сну вашего малыша не только днем, но и ночью.

Для большинства младенцев возрастом примерно до 3-х месяцев следует ориентироваться на время, которое они проспали в предыдущий дневной сон. Максимально столько же они могут продержаться и в состоянии бодрствования (но активность не должна превышать 60-75 минут).

К малышам 3-8 месяцев следует внимательно присматриваться. Понаблюдайте за своим малышом, и если вы угадали его сигнал, сразу приступайте к укладыванию.

Со временем, постарайтесь совмещать несколько параметров готовности ко сну:

  • время предыдущего сна,
  • время бодрствования,
  • степень усталости (физическая и психоэмоциональная нагрузка в последнее бодрствование).

Так вы сможете заранее определять точный промежуток времени, когда уложить ребенка можно просто и быстро. А самое главное – подарит ему глубокий восстановительный сон, который ему так необходим.

Деток от 8 месяцев лучше ориентировать на сон по часам. Теперь кроха уже может довольно искусно маскировать свою усталость, нельзя ориентироваться только на нее.

К этому возрасту у большинства уже сложится относительно постоянный режим дня. Утреннее пробуждение, дневные нагрузки и приемы пищи, случающиеся в одинаковое время каждый день, помогут сформировать конкретные временные отрезки для сна.

Например: 9-10 часов и/или 12,30-13,45. Но и тут важно помнить, что если что-то пошло «не по плану», то укладывание нужно сдвинуть и правильно организовать распорядок дня.

Так, если вам пришлось пропустить обеденный сон по каким-то причинам, вместо привычного времени сдвиньте вечернее укладывание. Короткий утренний сон или слишком длинная обеденная сиеста тоже, скорее всего, потребуют от вас изменений в привычном распорядке.

В любом возрасте важно соблюдать еще несколько правил:

  • Избегайте активных занятий перед укладыванием.
  • Введите ежедневный ритуал перед сном.
  • Следите, в каких условиях спит ребенок. Лучше всего сон проходит в полной темноте в прохладной комнате.
  • Используйте белый шум, чтобы заглушить посторонние звуки.

Эти правила способствуют более качественном сну и являются необходимыми при работе с чрезмерным утомлением.

Как уложить ребенка, если он уже переутомлен

Если ребенок младше 12 месяцев

Задача мамы – оказать всяческую поддержку малышу расслабиться и настроиться на сон. Важно сохранять спокойствие и делать все без суеты. Иначе ваше напряжение передастся ребенку и усугубит его состояние.

  • Выключите яркий свет, зашторьте окна и снизьте звуковой фон.
  • Отмените купание – подмойте малыша и немедленно переходите к укладыванию.
  • Возьмите кроху на руки и походите по комнате, спойте колыбельную. Ваше спокойствие, темнота и усталость сделают свое дело, и ребенок уснет.⠀
  • Если малыш обычно засыпает сам, при перегуле ему понадобится больше времени на это. Однократная помощь со стороны мамы не лишит его навыка засыпания. Зато успокоит вас и облегчит задачу малышу.

Как помочь уснуть ребенку после года⠀

Переутомленный малыш в этом возрасте будет вести себя особенно активно: ходить по комнате, убегать от вас, прыгать и протестовать.

При укладывании в этом возрасте не стоит позволять ребенку покидать комнату и оставаться с ним.

Посидите в темноте. Посадите ребенка на колени, обнимите и слегка покачайте, напевая колыбельную Если малыш вырывается из рук, с любовью, но уверенно, обнимите его, погладьте по спинке. Его активность постепенно снизится, малыш расслабится и будет готов спать.

Если вы сами переволновались и не можете совладать с протестами ребенка, попросите папу уложить его. Перед укладыванием определитесь, кто будет это делать, – не меняйтесь в процессе, чтобы не добавить еще больше веселья ребенку.

Переутомление у ребенка 2 года

Понравиласть статья? Оцените:

Источник

Переутомление у ребенка 2 года

Причиной плохого поведения и непослушания детей часто является повышенная утомляемость. И чем младше ребенок, тем ярче выражена проблема. Почему внешне здоровые дети быстро устают и как бороться с этим недугом? Как не перепутать простую утомляемость с симптомами серьезного заболевания?

Почему возникает переутомление?

Переутомление возникает вследствие чрезмерной нагрузки на нервную систему ребенка, нарушения режима дня, недостаточного пребывания на свежем воздухе, высокой температуры или повышенной зашумленности помещения. Усталость сначала возникает в нервных клетках организма, а потом переходит на мышечную систему. Для лечения усталости важно отследить условия жизни ребенка – домашнюю обстановку, атмосферу в школе, детском саду, в детском дворе и внести коррективы в процесс обучения и воспитания.

Как проявляется утомляемость ребенка?

  • Плач на пустом месте без видимых причин;
  • Ребенок начинает тереть глаза, активно зевать;
  • Движения рук и ног становятся неловкими и неуклюжими;
  • Общая вялость на фоне спада настроения;
  • Агрессивные реакции на вполне обычные явления (отказывается давать руку, отбирает игрушки и разбрасывает их);
  • Повышенная отвлекаемость, частная смена позы.

Почему одни дети устают быстрее?

Каждый ребенок по-своему реагирует на усталость. Некоторым детям свойственно зажаться в уголок, опустив голову, другие же отнюдь проявляют яркие эмоциональные реакции. Нужно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы понять истинную причину его поведения.

Почему же одни дети спокойно переносят некомфортные условия, а другие с трудом к ним адаптируются. Давайте разберемся в этом вопросе, определив, от чего зависит выносливость детей.

  • Во-первых, уровень выносливости определяется возрастом ребенка. Чем младше ребенок, тем труднее ему привыкать к меняющимся условиям, так нервная система еще неустойчива.
  • Во-вторых, от темперамента, заложенного природой. Дети с меланхолическим и холерическим типами темперамента устают гораздо быстрее, нежели дети-сангвиники и флегматики.
  • В-третьих, от состояния физического здоровья и крепости иммунной системы. Ослабшие дети или дети после болезни быстро утомляются.
  • В-четвертых, от опыта ребенка, его тренированности. Так, если ребенок ведет активный образ жизни, посещает различные секции и кружки, участвует в развлекательных мероприятиях (театр, цирк и др.), ему гораздо легче перенести изменившиеся условия.
  • В-пятых, от того, насколько окружающие люди используют такие меры воспитательного воздействия, как похвала и одобрение.

Важно помнить, что утомление возникает как и из-за интеллектуальных перегрузок нервно-психической деятельности, так и из-за общей физической усталости и не соблюдения гигиены и распорядка дня. В каждом возрасте продолжительность умственной и интеллектуальной активности разная. Давайте отметим, какое количество времени необходимо отводить ребенку на активную деятельность в разных возрастах:

Переутомление у ребенка 2 года

Ребенок быстро устает, если с ним слишком долго занимаются без перерыва на отдых.

Устраняем причины высокой утомляемости

Справиться с появлением быстрой утомляемости ребенка поможет выполнение этих рекомендаций.

  1. Соблюдать режим дня.
  2. Ежедневно гулять на свежем воздухе.
  3. Проветривать помещение, в котором пребывает ребенок в течение дня.
  4. Разнообразить деятельность ребенка – включать в различные игры, знакомится со сверстниками;
  5. Соблюдать режим дневного сна – во время сна жизненные силы ребенка восстанавливаются. Но не стоит принуждать ребенка спать, достаточно просто полежать рядом с ним или почитать ему вслух.
  6. Чередовать умственные и физические виды деятельности. Так, например, если ребенок активно складывал мозаику, необходимо сменить деятельность на подвижную игру, например, покидать мячик.
  7. Не рекомендуется резко отрывать ребенка от занятия. Так, если ребенок рисовал любимого персонажа из мультфильма, а вам уже пора ужинать, то нужно заранее предупредить об этом ребенка и дать время на завершение.
  8. Нужно дозировать доступ ребенка к телевизору, компьютеру и различным игровым приставкам, заменяя их другими увлекательными играми.
  9. Важно осуществлять разнообразие досуга ребенка – по возможности посещать занимательные и спортивные кружки, секции, ходить в цирк, зоопарк и др.

Если утомление возникает слишком часто, то такое состояние может привести к серьезным нарушениям поведения, снижению успеваемости в школе и даже задержке психического развития. При регулярной усталости возможно возникновение синдрома хронической усталости, которая не проходит даже после сна. Такие синдромы сопровождаются потерей интереса к играм или школе, жалобами на головную боль, потерей аппетита. Если утомление длится более двух недель, у ребенка появились темные круги под глазами, он испытывает трудности засыпания или же, наоборот, сон очень долгий и частый, то необходимо обратиться за консультацией детскому психологу или терапевту.

Фото: Екатерина Афанасьичева.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Порядок вывода комментариев:

Источник

Статья:

Безусловно, важно поддерживать интерес к учебе у детей, используя современные информационные технологии. Нужно только не переусердствовать в этом вопросе и не забывать, что психическое и физическое здоровье важнее всех знаний вместе взятых.

Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, Интернет, школа, детский сад, книги, родители и учителя. Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным. Почему?

Когда ребенку 6-7 лет, мы можем и должны управлять ситуацией, когда 13-14 и старше, то сделать это будет сложнее. Уход в виртуальный мир – это реальная угроза для психического и физического здоровья современных детей. Если ребенок при выключенном телевизоре и компьютере говорит, что ему скучно, нечем заняться, значит, мы не помогли ему найти и полюбить альтернативные занятия: чтение, спорт, прогулки или что-то иное.

В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно возрастают, ребенок находится во власти наших родительских амбиций. Ребенок еще не начал ходить и говорить, а мы стремимся обучать его в группах раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось.

Появлению утомления способствуют не только интеллектуальные перегрузки, но и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.

Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки для детей дошкольного возраста.

Продолжительность занятий в дошкольном возрасте

В 3-4 года продолжительность занятий должна составлять 10-15 минут, в 4-5 лет – 20 минут, в 5-6 лет – 20-25 минут, в 6-7 лет – 25-30 минут. Конечно, если ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. Если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.

Продолжительность сна у детей

Возраст

Продолжительность сна (часы)

Дневного

Ночного

Суммарно

3-4 года

2

10

12

4-5 лет

2

9,5

11,5

5-6 лет

1,5

9,5

И

6-7 лет

1,5

9,5

11

Пребывание детей на свежем воздухе

Прогулки – наиболее эффективный вид отдыха. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4-4,5 часа, а летом по возможности весь день.

Чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. Например, у ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5-2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Быстрее всего у ребенка наступает утомление в ответ на монотонную деятельность; 5-летние дети утомляются быстрее, чем 6-7-летние.

С 5-6 лет дети начинают активно осваивать компьютер. К сожалению, в последнее время появилось много семей, в которых дети, начиная уже с раннего возраста, проводят большую часть суток за компьютером. У них, естественно, формируется компьютерная зависимость, и если мама отказывается включить очередной мультик, ребенок становится агрессивным и неуправляемым. Безусловно, компьютерные игры для дошкольников – интересный и увлекательный вид деятельности. Он дает ребенку новый способ усвоения знаний, позволяет самостоятельно изучать различные явления, непосредственно участвовать в происходящем на экране. Однако работа на компьютере вызывает сильное напряжение и довольно быстро приводит к утомлению, которое не всегда замечают взрослые. Дети, впрочем, также не замечают усталости. У ребенка уже глаза «не смотрят», спина затекла, а он в радостном возбуждении восклицает: «Я не устал!» Понятно, что это успокаивающе действует на родителей, тем более что ребенок занят делом и никому не мешает.

Физиологи давно уже доказали, что компьютерные игры относятся к наиболее напряженной деятельности по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач.

Более того, в Японии и Англии у детей, которые с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, был выявлен синдром «видеоигровой эпилепсии», проявляющейся головными болями, длительным спазмом мускулатуры лица, нарушением зрения, появлением негативных черт характера.

Время наступления утомления может быть различным не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в разных случаях; в зависимости от его состояния, настроения и других причин, утомление возникает в разные сроки.

По каким признакам можно определить наличие утомления у ребенка:

• повышенная отвлекаемость;

• частая смена позы;

• непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и т. п.);

• неприятная мимика (кривляние, тики);

• неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.).

Что можно сделать для профилактики утомления

Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственных занятий и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе. Необходимо чередовать умственную работу с физическими упражнениями, после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых.

Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого состояния и помочь ребенку.

Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет – 15 минут. Также важно знать, что зрительная система детей в период дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется. Поскольку именно занятия на компьютере вызывают наибольшее зрительное утомление, необходимо выполнять следующие упражнения.

«Метелки». Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет от 1 до 10-15.

«Далеко – близко». Дети свободно располагаются около окна. Ведущий называет сначала удаленный предмет, а через 2-3 секунды – близко расположенный. Повторить 6-8 раз.

«Филин». Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.

«Наряди елку». При выполнении этого упражнения ориентирами для поворотов головы и туловища являются игрушки, сказочные персонажи и т. п. Они развешиваются в разных частях комнаты. Например, игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать глазами по всему помещению. Елочку помещают или изображают в центре стены или чуть ниже. Игрушки развешивают в углах комнаты, под потолком, так, чтобы возникала необходимость поворачивать голову то в одном, то в другом направлении. Ведущий просит соблюдать следующие условия: «Стойте прямо. Поворачивая лишь голову, отыщите в комнате игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назовите их». Темп выполнения упражнения произвольный. Продолжительность – 1 минута.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник