Перегрузка ребенка в 3 года

Перегрузка ребенка в 3 года thumbnail

Минеева
Психологические, нервно-психические перегрузки и стресс у детей: в чем причины

Психологические, нервно-психические перегрузки и стресс у детей:

в чем причины

Для многих из нас период детства ассоциируется с тем временем, когда нет никаких хлопот и забот. И мало кто задумывается, что современные дети, как и их взрослые родители, живут в постоянном стрессе.

Как проявляется детский стресс?

Огромное количество детей вынуждены переживать проблемы старшего поколения семьи, развод матери и отца. Даже банальная простуда у мнительных ребят уже может являться причиной повышенной нервозности. Что говорить о тех малышах, которым в силу физиологических нюансов, приходится в своей жизни часто сталкиваться с медицинскими манипуляциями, проходя лечение? На фоне всего этого детство уже не кажется такой уж беззаботной порой. И в силах взрослых сделать все возможное, чтобы влияние неблагоприятных факторов как можно меньше сказывалось на стабильном развитии подрастающего поколения. А если проблемы возникли — помочь мягко их преодолеть.

Стресс является следствием невозможности организма справиться с повышенными эмоциональными и умственными нагрузками.

Первым и главным симптомом его проявления является внезапное изменение привычного поведения у чада.

Психологи выделяют несколько основных признаков,которые должны насторожить:

Повышенная агрессия. Если еще вчера ваш малютка был милым и послушным ангелочком, а уже сегодня превратился в неуправляемого чертенка, который обижает деток в садике, конфликтует с одноклассниками и взрослыми; бьет братиков и сестричек, швыряет игрушки —подумайте: не было ли в последнее время в его жизни таких изменений, которые могли бы спровоцировать подобное поведение?

Неожиданные страхи. Наверное большинство из родителей сталкивались с ситуацией, когда их чадо младшего возраста внезапно отказывается засыпать в комнате, рассказывая о «страшных чудовищах под кроватью». Или же становиться плаксивым, начинает бояться смерти (своей или близких, тревожится.

Регресс в развитии. Подобные симптомы хорошо наблюдаются у детей младшего возраста.Обычная ситуация: в семье родился братик или сестричка.И старший ребенок внезапно начинает вести себя как маленький: капризничает, просится быть все время на ручках, вспоминает о соске, забывает вовремя сходить в туалет. Причина проста: стресс у старшего ребенка. Своим поведением он просто хочет обратить внимание на себя.

Проблемы со здоровьем. У ребенка может подняться температура, сильно разболеться живот… Взрослые начинают искать причину в вирусах и бактериях, назначать лечение таблетками, совершенно забывая о психологической составляющей. Ведь, если убрать психосоматический раздражитель, здоровье резко идет на поправку без медикаментов.

Быстрая утомляемость и нарушение сна. Проявляются в том, что еще вчерашний отличник начинает получать плохие отметки, а малыш, несмотря на активно проведенный день, никак не хочет уснуть. Мамы грешат на лень, капризы. А причина в другом: повышенные нагрузки утомляют; обилие эмоций за день — перевозбуждает.

Компульсивность. Внешне кроха может вести себя спокойно. Но в то же время появляются непривычные для него движения, которые возникают спонтанно. И он сам даже не следит за тем, что делает это осознанно. Например, девочки начинают наматывать длинные волосы на пальцы или сосать прядь волос; мальчики — грызть ногти, держать руку в трусах. У детей после напряжения могут появляться такие признаки, как внезапное подергивание плечами, частое моргание, постоянное покашливание.

Любые перечисленные выше симптомы являются поводом для обращения за консультацией специалиста. Необходимость специфического лечения способен определить только профессионал.

Стадии детского стресса

Стресс, как и любое другое нарушение,имеет свои этапы:

Перевозбуждение. Проявляется повышенной эмоциональной возбудимостью. Причем яркие положительные эмоции также можно отнести сюда.Пример: родственники готовят малыша к детскому саду. Он, не зная реалий, в возвышенном состоянии рассказывает, как будет ходить к деткам и с нетерпением ожидает того дня, когда начнет посещать коллектив садика.

Отрицание. Кроха на все отвечает «нет»: не пойду в сад, не буду там кушать, не хочу играть с детьми, не собираюсь слушать воспитателя. Если взрослые не обращают внимание на детский стресс, считая банальным непослушанием, он может протекать в агрессивной форме.

Большой ошибкой взрослых на подобном этапе является наказание ребенка. Не разобравшись в причинах неадекватного поведения, не решая причины, они загоняют ее только во внутрь. Маленький человек старается переживать эмоции в себе, что рано или поздно приведет к проблемам со здоровьем.

Апатия. Эта стадия уже напрямую связана с депрессивным состоянием. Поэтому избавляться от нее становится сложнее. Проявляется в том, что карапуз покорно смиряется со своим положением. Он также провоцирует поведением, но при этом испытывает безысходность, незащищенность. Его организм попросту истощает резервы.

Физические заболевания. Последняя стадия,при которой наверх показываются различные нюансы со здоровьем: повышенная температура, боли в различных частях тела, заикание. Психосоматиказаболеваний бывает разной: обиды и сдавленные эмоции начинают выливаться в респираторных патологиях, нарушениях дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта. Та же температура является сигналом. Тогда начинают лечить симптомы физических заболеваний, но не избавляются от психологической основы их появления. Идет замкнутый круг. В то же время, работа с эмоциональной составляющей способна раз и навсегда избавить от физических патологий.

Лучшая профилактика — это правильная подготовка ребенка к предстоящим изменениям в жизни.

Помните: если ребенок чувствует защиту и поддержку в семье, то сможет справиться с любым стрессом.

Игры для снятия стресса у ребенка

Преодолеть стресс и тревогу у ребенка может помочь мама или папа, играя с ним в игры. Для этого важно пребывать в гармонии с собой, быть спокойным и настроенным на позитив. Предлагаем несколько простых, но эффективных игр, которые помогут избавить ребенка от стресс, беспокойства, и научат выражать свои чувства.

Прыгаем от всей души

Вы ругали ребенка за то, что он прыгал на кровати или диване? Вам придется изменить свое мнение ведь это идеальная игра, чтобы снять стресс у ребенка. Дело в том, что прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу, «невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга.

Как играть: вместо запрета прыгать, можно создать «специальные места для прыгания». Или водить ребенка прыгать на батуте.

Разноцветные дни

Ребенок может зациклиться на прошлом. При этом опыт тяжелого прошлого он переносит в сегодняшний день, постоянно переживая его. Чтобы вернуть ребенка в реальность, фиксируйте каждый день, оживляя чувства.

Как играть: каждому дню присвойте определенный цвет. Пусть понедельник будет желтым, вторник – синим, среда — красной и так далее. В понедельник на протяжении всего дня обращайте внимание на желтые предметы, ешьте желтые овощи и фрукты, надевайте одежду желтого цвета.

Снимаем маску

Когда ребенок пережил травмирующее событие, лицо его может как-бы застыть, превратившись в маску. Снять ее помогут «пластические» игры от стресса.

Как играть: начните с разминания настоящего кусочка пластилина. Затем предложите ребенку превратиться в пластилин. Осторожно «разминайте» его личико, «лепите»из него разные формы: теребите щечки, просите надуть щеки или втянуть в себя. Устройте соревнования на лучшего кривляку. Корчите вместе с ребенком различные рожицы.

Купите маски или сделайте их сами вместе с ребенком. Пусть ребенок наденет маску, в которой он чувствует свою силу, и ходит, говорит, жестикулирует в этой роли. Затем сменит ее на маску «слабости» (например, страха) и говорит от имени этой маски. В конце, когда ребенок снимет маску, спросите, когда бы ему пригодилась первая маска? Как она могла бы помочь второй маске?

Превратитесь в актеров и сделайте небольшую постановку любой сказки.

Отпускаем в небо или по реке

Негативный опыт сложно отпустить. Пережив травмирующее событие, ребенок может «цепляться» за то, что считает важным и дорогим, боясь его потерять.

Как играть: чтобы научиться отпускать, и делать это с радостью, пускайте бумажные кораблики по реке, отпускайте в небо воздушные шарики. Такие, простые на первый взгляд, игры помогут снять стресс ребенку и забыть о неприятных событиях.

Бумажная гирлянда

Несмотря на необходимость в общении, ребенок может избегать контакта с другими детьми и взрослыми.

Как играть: чтобы помочь ребенку преодолеть барьер, предложите ему вместе вырезать из бумаги гирлянду-человечков, держащихся за руки. Можно нарисовать им лица, написать имена друзей, родственников, знакомых детей. Таким образом, мы создаем образ объединенности,даем ребенку понять: «мы вместе». Эта практика подходит и для застенчивого ребенка, чтобы помочь адаптироваться в новой группе.

Читайте также:  Задачки для ребенка 3 года

Капелька краски

Эта незатейливая игра поможет снять стресс и напряжение, расслабиться, избавиться от фиксации на одном переживании, состоянии, событии.

Как играть: капните акварельной краской в воду и смотрите на узоры, которые образовывает краска в воде, наблюдайте, как она постепенно растворяется. Попробуйте с ребенком изобразить эту каплю краски в воде с помощью танца, пластики тела.

Отпечатки

Травмированный ребенок как будто перестает чувствовать. Он боится, что если позволит себе радоваться, то вместе с этим снова возникнет боль и страх.

Как играть: для того, чтобы «разморозить» ребенка, предложите ему окунуть пальчик в краску и поставить на листе бумаги несколько отпечатков. Спросите, что нужно дорисовать, чтобы получился щенок, солнышко, лебедь, рыбка.

Ты где?

Для того, чтобы помочь ребенку фокусироваться на настоящем, чтобы снять стресс в течение дня играйте в игру «Ты где?».

Как играть: неожиданно, в любое время дня, задавайте ребенку вопрос «ты где?». Он должен начинать свой ответ со слов «я здесь!». А дальше пусть скажет несколько предложений, подробнее описывая свое «здесь». Он может использовать описание аромата, звука, вкуса и других ощущений.Например: Я здесь. В комнате, сижу на диване с книжкой в руках, ем сладкое яблоко.

Выпускаем пар

Любому негативному чувству нужно дать выход. Так, если ребенок испытывает агрессию — ищите способы экологичного проживания — щелкайте пузырьки упаковки, деритесь подушками, сбивайте кегли, забивайте гвозди.

Ребенок боится громких звуков? Играйте на музыкальных инструментах, не скупитесь на аплодисменты.

При боязни прикосновений предложите представить,что идет дождик: вначале он стучит по ладошкам ребенка (подушками пальцев стучите по ладошкам, затем по всему телу. Дождик может быть разной силы – то усиливаться, то утихать.

Теперь вы знаете, как при помощи игр снять стресс у ребенка, помочь ему

расслабиться и обрести душевное равновесие.

Источник

Многие врачи и психологи отмечают, что современные дети чрезмерно загружены различными обязанностями. Сегодня у многих представителей младшего поколения не хватает времени даже на погулять и просто посидеть наедине со своими мыслями. Ведь день расписан буквально по секундам.

Родители по максимуму занимают ребенка активностями, чтобы у него «не оставалось времени на глупости и различные соблазны», а также чтобы успеть вложить в него разностороннее образование и развитие. Нередко подобная тактика становится причиной сбоев в здоровье, а также проблем психологических.

И чтобы не вызвать выгорания, нервных срывов и прочих негативных проявлений у подрастающего организма, следует проанализировать: не слишком ли он загружен?

Перегрузка ребенка в 3 года

Критические перегрузки

Как отмечают специалисты, возможности детей справляться с теми или иными физическими или умственными нагрузками зависят от их индивидуальных особенностей. Учитываются состояние здоровья, сила и крепость нервной системы, личностные свойства и т. д. Понятно, что и перегрузка у детей будет определяться индивидуально. Но в общем и целом список сбоев организма на фоне тотального переутомления выглядит следующим образом.

У ребенка проявляются изменения в поведении. Чем больше нагрузок, тем он больше нервничает, беспокоится, раздражается и плачет. Также у ребенка будет быстрее наступать переутомление, например в шумной обстановке, душном помещении и т. д. Нарушаются и контакты со взрослыми, а нередко и со сверстниками.

При переутомлении отмечается сбой режима сна — ребенок спит более чутко, беспокойно. Иногда встречается и противоположность — слишком крепкий сон, который нередко сравнивают с богатырским.. Проблемы со сном тянут за собой целый список новых проблем, так как дети должны правильно отдыхать и полноценно высыпаться, чтобы давать себе время на восстановление.

Перегрузка ребенка в 3 года

Здоровье под угрозой

Кроме того, у ребенка могут отмечаться такие проблемы со здоровьем, как боли в животе, голове и т. д., дети начинают жаловаться на то, что им все надоело. Проблемы отмечаются и в сфере почерка — он становится более неаккуратным, отмечаются глупые ошибки при написании.

Да и сами родители отмечают, что их жизнь стала проходить преимущественно в машине или транспорте — по пути с кружка на секцию и от школы к репетитору. В такой ситуации страдает не один только ребенок, но и вся семья в целом. Ведь время уходит у всех.

Если ситуация все больше усугубляется, у детей могут отмечаться заикания, ночные энурезы и т. д. Усугубление неврологических проблем потребует уже вмешательства специалиста. А это породит еще больше неуверенности и нервозности в ребенке.

Перегрузка ребенка в 3 года

О том, как надо разгружать ребенка и какие нюансы стоит учитывать при организации дня ребенка, АиФ.ru рассказала Татьяна Буцкая, педиатр, эксперт ОНФ, председатель Всероссийского общественного движения «Совет Матерей».

«Времена, когда дети были предоставлены сами себе, прошли. По данным опроса ОНФ и фонда „Национальные ресурсы образования“, до наступления карантина кружки, спортивные секции, художественные и музыкальные школы посещали 78% российских детей. У многих ребят очень жесткое расписание. Кроме школы, дети посещают несколько кружков в день. В итоге это приводит к перегрузкам. Если ребенок стал плаксивым, агрессивным, не хочет ходить на занятия, скорее всего, вы переоценили его силы. Он устал! 

Чтобы этого не случилось, помните: кружки не должны занимать все свободное время ребенка. Детям нужно играть. Большое значение для каждого ребенка имеет свободная и сюжетная игра. Она стимулирует развитие фантазии, эмоционального интеллекта, сообразительности, общительности. В игре ребенок учится моделировать ситуации, обучается справляться с агрессией и страхами. Игра помогает найти друзей.

Перегрузка ребенка в 3 года

Часто родителям сложно отказаться от каких-то кружков. Хочется, чтобы у ребенка и английский был, и шахматы, и музыкальная школа, и тхэквондо, и робототехника. Но не нужно слишком усердствовать. Формируйте расписание так, чтобы у ребенка, помимо выходных, был хотя бы один будний день, свободный от кружков. Если не знаете, от чего можно безболезненно отказаться, учитывайте сенситивные периоды развития детей. Напомню, это возрастные отрезки, во время которых освоение определенных знаний и навыков идет успешнее. Так, например, к занятиям музыкой лучше приступить не позднее 6 лет, а к обучению иностранным языкам — 10 лет.

Не игнорируйте физические данные и способности своего чада. Если у ребенка нет данных для балета или троеборья, усталость и нежелание посещать кружок возникнут очень быстро.

Интерес — главная мотивация для ребенка, поэтому учитывайте его желания. Если ребенку нравится кружок, лучше развивается мозг и раскрывается имеющийся потенциал. Ребенок готов трудиться и усталости не ощущает очень долго!»

Сохранение здоровья детей — прямая обязанность их родителей. Не стоит стараться делать из своего ребенка второго Эйнштейна и Моцарта в одном лице. Лучше выбрать то, что доставляет ему настоящее удовольствие, и придерживаться этого занятия. Ведь если ребенок отдается делу со всей душой, результат будет заметно лучше.

Источник

Содержание:

  • Занимаясь всесторонним развитием ребенка, главное – знать меру
  • “Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота…”
  • Все хорошо в меру
  • Признаки переутомления у детей
  • Индивидуальность важнее всего

Занимаясь всесторонним развитием ребенка, главное – знать меру

Готовясь стать мамой в первый раз, я на протяжении девяти месяцев беременности мечтала, как с первых же дней займусь развитием своего ребенка. “Мой сын раньше других научится читать и писать, причем желательно сразу на двух языках”, – мечтала я. Я скупала в магазинах кучу полезной и бесполезной литературы по раннему развитию и мечтала, мечтала, мечтала…

Когда ребенок наконец родился у меня первое время просто не было сил даже открыть книжку по раннему развитию, не говоря уж о том, чтобы клеить какие-то картинки и развешивать их над детской кроваткой. Когда я опомнилась сыну было уже два года. Честно признаться – я не на шутку испугалась, что опоздала со своим ранним развитием. И с двойным упорством принялась наверстывать упущенное.

“Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота…”

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым-самым: самым умным, самым спортивным и самым развитым во всех областях – эдакий маленький гений. Особо рьяные родители боятся опоздать и записывают свое чадо во все существующие кружки и секции. Но из-за такой загруженности на долю ребенка приходятся огромные нагрузки, а точнее перегрузки, – куда большие, чем в школе. И полноценного отдыха при таком режиме, конечно же, не получается. Вместо того, чтобы играть и гулять со сверстниками на свежем воздухе, ребенок n-ное количество часов проводит в шумных и душных помещениях. И в результате родительское тщеславие тешит мысль о том, что именно их ребенок раньше других научился читать, считать, писать, играть на фортепиано, прыгать с шестом и вышивать крестиком. А то, что ребенку все эти занятия, мягко говоря, не приносят никакого удовольствия, родители не замечают, или старательно делают вид, что не замечают. “Ничего страшного, – утешают себя родители. Пусть сейчас помучается, зато потом спасибо скажет”. Это – одно из наиболее распространенных родительских заблуждений.

Читайте также:  Как ребенку 3 года найти друзей

Дело в том, что одной из самых главных причин расстройства детской психики физиологи называют нехватку времени. И в результате от 20 до 40% учащихся начальных классов в той или иной степени страдают неврозами. В старших классах невротиками становятся уже 60-70% детей. В итоге к окончанию школы количество детей с хроническими и комплексными заболеваниями возрастает в 3 раза; с нарушением зрения – в 5 раз; с желудочно-кишечными заболеваниями – более чем в 7 раз. Врачи-психиатры утверждают, что это связано, в первую очередь, с неправильно организованным отдыхом, а не со сложностью школьной программы. Кроме того, превышение допустимого уровня нагрузки, отсутствие полноценного отдыха, достаточной двигательной активности ведут к истощению нервной системы, переутомлению и ослаблению организма, снижению его сопротивляемости инфекциям.

Не знаю, чем бы закончилось мое увлечение раним развитием, если бы по долгу службы мне не пришлось брать интервью у врача-психиатра, специализирующегося на лечении детских психических расстройств. Детишки, которых я увидела в клинике, были действительно умны не по годам. Они знали много такого, о чем я лишь смутно догадывалась. Но какова была цена этих знаний! Честно признаться – меня больше поразил даже не страшный диагноз, который стоял в их истории болезни, а грустные глаза этих маленьких гениев. У пяти-восьмилетних детей был взгляд умудренных опытом и уставших от жизни стариков. Они не реагировали на новые игрушки, на новые лица и не играли друг с другом. Они вообще ни по какому поводу не проявляли заинтересованности и, как плохо запрограммированные роботы, делали то, что говорили взрослые. Причем просьбу взрослых они слышали лишь после нескольких повторений, долго ее обдумывали, а потом машинально выполняли. Все это напоминало замедленные кадры из грустного кино. “Это все последствия излишней перезагруженности”, – сказал мне врач.

После этого интервью я долго не могла уснуть. Что же получается: не заниматься с ребенком вообще – плохо, много заниматься – тоже плохо. Как же найти ту золотую середину, чтобы ребенок рос умным, здоровым и веселым?

Все хорошо в меру

Но тут возникает вполне логичный вопрос: “Как же определить эту меру?”. Однозначного ответа дать невозможно. Все зависит от характера, темперамента и самое главное желаний ребенка. Поэтому постарайтесь трезво оценивать способности своего ребенка и не требуйте от него невозможного. Ведь плата за всестороннее развитие может оказаться слишком высокой.

Как говорил один из мудрецов “Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь”. Задача родителей не заполнить ребенка знаниями по максимуму, а пробудить у него интерес к этим самым знаниям. А для этого знаний не должно быть слишком много. Это совершенно не означает, что заниматься ранним и всесторонним развитием ребенка вредно. У Глена Домана по этому поводу есть очень правильное замечание: “Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты. Но учение – это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы ребенок был недокормлен и вставал из-за стола знаний с ощущением постоянного голода, чтобы ему все время хотелось еще знаний”.

Самый простой способ определить, что же лучше для вашего ребенка – лишний час поспать или бежать на очередную тренировку, – это повнимательнее присмотреться к нему. При этом присмотреться – вовсе не означает, что нужно идти на поводу всех без исключения детский желаний. Конечно же, нет. Просто организм маленького человека сам в состоянии регулировать, что ему лучше. Очень важно, как ребенок относится к дополнительным занятиям. Заниматься нужно и можно лишь до тех пор, пока ребенку интересно. Как только вы почувствуете, что кроха с трудом сидит на месте, зевает, прикрывает глаза и не может сосредоточиться на новой информации – это значит, что занятие слишком затянулось. У детей дошкольного возраста в связи с анатомо-физиологическими особенностями организма переутомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности. Речь идет именно о дополнительных занятиях, а не об обязательной школьной программе.

Признаки переутомления у детей

Прежде всего, необходимо разобраться, что же такое переутомление. В научной медицинской литературе можно найти такое определение: Переутомление это – физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Родители часто удивляются, от чего ребенок мог переутомиться. Он ведь только сидел и разглядывал картинки, а не кирпичи таскал. Не надо путать переутомление с физической усталостью. Переутомление, как правило, появляется при длительной нагрузке, неважно физической или умственной. Умственное переутомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания (трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др. Физическое переутомление выражается в нарушении функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений. Кроме того, выделяют психическое (душевное) переутомление. У детей дошкольного возраста и младших школьников с определенным складом нервной системы интенсивный умственный труд может привести к развитию неврозов, которые возникают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным психическим напряжением, большим чувством ответственности, физическим изнурением и т. п. У более старших детей признаки психического переутомления наблюдаются при чрезмерных “душевных” волнениях и разного рода обязанностях.

Диагностировать переутомление у ребенка гораздо сложнее, чем у взрослого. Как правило, родители замечают, что здоровье их ребенка пошатнулось только тогда, когда уже срочно требуется помощь врачей. А ведь первые признаки переутомления появляются задолго до возникновения серьезных проблем. Вот несколько факторов, которые свидетельствуют о том, что вы слишком перегрузили ребенка.

Нарушение сна. Если ребенок часто ложится спать раньше положенного срока, но долго не может заснуть, если он просыпается среди ночи, вдруг начал говорить во сне или ложится спать днем (хотя уже давно отвык от дневного сна) – это говорит о том, что нервная система ребенка настолько перегружена, что даже во сне малыш не может расслабиться.

Нарушение аппетита. Аппетит может отклоняться от нормы как в одну, так и в другую сторону. Некоторые дети при переутомлении теряют аппетит. А другие, наоборот, начинают, есть за двоих – и то, и другое должно вас насторожить. При этом изменение аппетита может долгое время не сказываться на весе. Только при хроническом переутомлении ребенок резко худеет или наоборот стремительно набирает излишний вес.

Частые болезни. У ребенка часто болит голова, может подняться артериальное давление. Скачками давления от перегрузок особенно страдают девочки. При норме верхнего показателя в 80-100 мм рт. ст. у младших школьников от непосильной нагрузки давление может подняться до 110-120. Если ребенок без конца простужается – это тоже “звоночек”. Не пора ли вам пересмотреть жизненные приоритеты – на первое место поставить не хорошее образование, а крепкое здоровье.

Вредные привычки. Ребенок начинает грызть ногти, ковырять в носу и т.д., хотя раньше ничего подобного не делал.

Нарушение памяти. Если ребенок постоянно что-то ищет (то карандаш, который лежит на столе, то ручку, которую он держит в руках, то тетрадку, которую сам только что убрал в портфель), это свидетельство того, что ребенок слишком перегружен. Перегруженный ребенок затрудняется выполнять манипуляции, которые раньше не вызывали сложностей. У дошкольников и младших школьников могут появиться запинки в речи.

Большие физические усилия при малом КПД. Утомленный ребенок действует менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки. Например, если до переутомления ребенок играл на фортепиано лишь движениями пальцев, то при истощении запасов организма у него постепенно включается в движение вся рука, а затем он начинает двигать еще и корпусом.

Капризы, повышенная подвижность и (или) агрессивность. У малышей основным симптомом ухудшения физического и психического здоровья являются капризы, на которые взрослые зачастую не обращают должного внимания. Дети младшего школьного возраста при переутомлении становятся чересчур подвижными, непоседливыми. А у старшеклассников умственные и психические перегрузки обычно проявляются излишней агрессивностью в поведении. Подвижность ребенка – защита от перегрузок. А грубость в подростковом возрасте – признак эмоционального дискомфорта. Вполне возможно, что ваше чадо все время огрызается просто потому, что от обилия обязанностей ничего не успевает.

Читайте также:  Запор у ребенка 3 года лечение народными средствами

Уставший вид. Нарушение работы нервной системы отражается на лице. Хотя у детей эта взаимосвязь проявляется значительно позже, чем у взрослых. Поэтому уставший вид – это не первый (как полагают многие), признак переутомления. Появление синяков под глазами, изменение цвета лица свидетельствует о том, что переутомление постепенно переходит в хроническую форму.

Многие родители не обращают внимания на первые признаки переутомления. Полагая, что польза от дополнительных занятий с лихвой покроет все побочные эффекты. Это наиболее распространенное заблуждение. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому переутомлению. А это уже довольно серьезный диагноз.

Индивидуальность важнее всего

Чтобы избежать перечисленных выше проблем, необходимо правильно планировать дополнительные занятия. Не считайте, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с вашим малышом, “с максимальной пользой”. Если постоянно думать о том, что необходимо чем-то с ребенком заняться, то ваши отношения с ним неминуемо станут нездоровыми. Поймите, что моменты молчания или расслабления не менее благоприятны для общения, чем моменты напряженного внимания и сосредоточения.

У ребенка обязательно должно быть свободное время. Многие взрослые неправильно понимают определение “свободное”. Так вот, это время свободное от всего: от сна, от выполнения домашних заданий, от тренировок, спортивных секций, всевозможных развивающих занятий, походов в цирк или театр и даже от приема пищи. Хотя бы один час в день (а по мнению педиатров и невропатологов, не меньше 3-х часов) обязательно нужно дать возможность своему ребенку просто ничего не делать. Для него такое безделье – самый лучший отдых. Кроме того, после такого отдыха работоспособность повышается, достигая даже более высокого уровня, чем в предшествующий работе период. Нецеленаправленный отдых быстрее восстанавливает работоспособность.

Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа, для которых в погоне за знанием просто не остается времени. Помните – каждый ребенок индивидуален. Он такой один, даже однояйцевые близнецы сильно отличаются друг от друга, не говоря уж о детишках, рожденных от разных родителей в разных условиях. А это значит, что каждый ребенок требует индивидуального подхода. Всевозможные методики раннего развития и советы знакомых следует воспринимать лишь как рекомендацию, а не как правила, которые следует выполнять с точностью до мелочей. Не оглядывайтесь на других. Всегда найдутся родители, которые сделают больше или меньше вас. Все это не имеет никакого значения. Постоянно оглядываться на то, что скажут и сделают другие, – далеко не лучший метод развития. Главное, чтобы вы и ваш ребенок получали удовольствие от дополнительных занятий. Тогда от полученных знаний будет одна польза и никакого вреда здоровью.

Пусть в четыре года мой сын говорил и читал только на родном русском языке, пусть он многого не знает, пусть где-то есть более развитые детишки… Зато я точно знаю, что мне удалось не отбить у ребенка тягу к знаниям и не поплатиться детским здоровьем за весьма сомнительные успехи.

Наталья Алешина

Автор очень точно подметила, что вседети – разные и проводить аналогии так же не стоит. Пусть ребенок не вспомнит в 3 года алфавит, который выучил в полтора, но когда придет пора его учить, он вспомнить его куда быстрей, чем если бы учил заново.
Меня насильно никто ничему не учил, любимая история моей мамы как она меня в год повела на осмотр в поликлинике и врач дежурно поинтересовалась говорит ли ребенок, а если да, то сколько слов и проч. Мама пожала плечами – говорит, а сколько слов – она не считала, врач на маму посмотрела с недоверием и насмешкой – мол все из своих детей гениев растят, но мама спокойно ко мне повернулась и сказала “Лялечка, скажи тёте, сколько тебе годиков” на что Лялечка выставила 1 пальчик и протянула “одииин”. Врач была в отпаде.

В 2-3 года я уже прекрасно читала и делала это с удовольствием, но при наличии старшего брата, которого раздражали мои экзерсисы мне так же очень быстро пришлось научиться читать не только вслух, но и про себя, то есть более бегло. Я не могу сказать, что я какой-то гений, но считаю, что ранее развитие все же важно. Но не насильственное. А уж как заинтересовать своего ребенка, думаю, каждый родитель найдет сам.

2005-04-17, Tushik

Я раньше считала, что раннее развитие – удел одиноких мамочек, которые, не сумев построить отношения с мужчинами реализуют себя, впихивая непомерные знания в детей.
Когда стал подрастать собственный киндер я попала под влияние моды и подруг по детской площадке – там все в год учили алфавит и цифры. Инициатором этого был кабинет здорового ребенка в районной поликлинике – там детей регулярно тестировали на развитие и выдавали задание – что ребенок должен знать к 1 году, 2-м и т.д.
Потом мы перешли в другую поликлинику – там кабинет здорового ребенка не был обязательным – там просто можно было покормит ребенка и посидеть недолго после прививок (чтобы убедиться, что нет аллергич. реакции). А врач из кабинета немного играла с каждым ребенком и давала рекомендации – на что обратить внимание. И я с ранним развитием притормозила. Периодически пыталась повторять с ребнком то, что уже успела выучить, но дочка все это благополучна забыла, как ненужное ей на данном этапе развития.
Недавно встретила своих подруг – спросила – помнят ваши дети в 3 года то, на что мы их натаскивали в 1,5 г.? Они сказали: “Не-а!”.

2004-05-20, starka

А я не только видела, но и пробовала применить методику Домана по обучению математике. Позволяющая (как заявляется) без напряга мелкому ребенку научиться определять количество (примеры тоже, но уже после). Подразумевается, что ребенок по этой методике с удовольствием занимается каждый день очень долго, надо только карточки менять. Мой перестал радоваться на четвертый день.
Есть игровые методики. Но иногда ребенок может просто НЕ ЗАХОТЕТЬ играть в ту или иную игру. Вы к нему – с Тюленевым или с Доманом, а он хочет на качелях качаться. Все очень индивидуально, и далеко не каждая методика подойдет любому ребенку. Думаю, ни для кого не секрет, что универсальных методик, гарантирующих результат, не существует :))
А еще, честно говоря, очень позабавило, про ребенка с “0 до 18(!)” лет. Вы часто встречали 18-летних, считающих себя детьми? 🙂

2004-05-24, Штуша

10 баллов за статью!!! Она не только о раннем развитии, но вообще об обучении детей – любого возраста. Сама насмотрелась вдоволь на перегруженных детей, у которых помимо школьных нагрузок еще куча дополнительных занятий. Только за прошлую неделю трижды слышала о дистонии из-за перегрузок у девочек разного возраста: страшное дело – повышенное давление, обмороки, чудовищные головные боли. В результате врачи требуют снятия ВСЕХ нагрузок. К этому ли стремились родители, перегружая детей?
Автор статьи очень внятно и аргументированно объясняет, почему этого нельзя делать.
Спасибо ему за это!

2005-04-17, Валерия*

Да! Статья замечательная! Интуитивно я чувствую, что надо дать развиваться моему маленькому сыну так, как ему лучше – ему 14 мес и опережает многих ровестников. И мы учимся неспеша – сегодня обнаружили, какие интересные деревья – у них кора, и ветки, и листочки… А мои ?