Переезд для ребенка 5 лет
Мотивов, чтобы поменять место жительства у взрослых, более чем достаточно: более интересная и выше оплачиваемая работа, стремление дать детям наилучшее образование, желание жить в привлекательном для себя городе и многие другие. И, как правило, когда на переезд решаются семейные люди, дети неизбежно следуют за родителями. Легко ли переживают смену места обитания юные переселенцы, с каким трудностями им приходится столкнуться, как им могут помочь в этой ситуации взрослые – будем обсуждать в этой статье.
Кто-то может возразить: «А что тут такого? Тем более, если родители все уже продумали: и комнату для своего чада подготовили и на счет садика или школы позаботились, а друзей можно и на новом месте найти?». Но на деле все не так просто. Переезд может оказаться сильнейшим стрессом и сказаться самыми неожиданными последствиями. При этом дошкольники, младшие школьники и подростки могут по-разному реагировать на жизненные изменения.
«Там было все мое!»
Привязанность к тем или иным вещам характерна не только для взрослых. Для некоторых тревожных детей привычные игрушки, книжки, знакомое расположение предметов в квартире или доме, в которых они живут, символизируют на бессознательном уровне стабильность и безопасность мира. Новое место, даже будучи лучше и просторнее, невольно нарушает внутреннее равновесие. И поэтому требует освоения и привыкания.
На одном из занятий с пятилетней девочкой, чьи родители недавно переехали в Санкт-Петербург из другого крупного города, психолог предложила нарисовать злость. Ребенок начал рисовать круги, по уточняющим вопросам стало понятно, что это камни от «разрушенного дома». В ходе работы удалось перевести гнев в сожаление, на символическом уровне построить новое обиталище, при этом в общении с родителями девочка не показывала своих переживаний от смены места жительства и поводом обращения к детскому психологу послужили совсем другие трудности. К слову сказать, большую часть детских вещей, дорогих сердцу малышки, пришлось оставить.
Даже если ваш ребенок совсем небольшой, посвятите его в свои планы заранее, дайте ему возможность выбрать те вещи, которые он хочет взять с собой. По возможности, сделайте новую комнату или уголок вашего чада похожим на то место, которое было у него раньше.
Дети постарше обращают внимание еще на одно обстоятельство, связанное с местом жительства. Переезжая в более крупный населенный пункт, они лишаются свободы передвижения. Речь, конечно, о школьниках. Младших не отпускают родители на самостоятельную прогулку, в школу или на кружки, хотя на прежнем месте они ходили везде сами. Происходит невольное снижение самостоятельности, что может привести к протестным реакциям.
Подростки же, особенно боязливые и мнительные, порой сами отказываются выходить на улицу. Новый город, большие пространства, плохое знание местности, страх потеряться приводят к тому, что дети сами не желают перемещаться самостоятельно, невольно сокращая свои возможности на адаптацию и поддержание той активности, которая им была присуща на прежнем месте.
«Там было все мое! Это была моя улица, моя школа, мой город, там я мог пойти в гости к однокласснику или гулять до темна, и никто мне этого не запрещал! А здесь: туда не ходи, сюда не смей, хоккей пришлось бросить, потому что возить некому. Что я, маленький что ли, чтоб везде с нянькой ходить!» – заявляет 12 летний мальчишка, которого привели на прием родители, уставшие от постоянных конфликтов.
«Хочу, чтобы как раньше…»
Смена места жительства неизбежно ведет за собой и смену детского учреждения, которое посещал ребенок. И это тоже является одной из составляющих стресса, который переживает ребенок при переезде.
Другой садик, другие воспитатели, которые совсем не знают вашего малыша. Они будут присматриваться к вашему ребенку и, вполне возможно, иначе реагировать на его трудности, по-другому предъявлять требования, по-иному выстраивать с ним отношения. Необходимость вливаться в новый коллектив детей и одновременно подстраиваться под новых взрослых, – стрессовая ситуация, даже без осложняющих факторов.
Кроме того, сильные эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при переезде, могут дать неожиданные реакции, как будто бы и не связанные с переменой места жительства.
Из письма. «Недавно мы переехали на новое место жительства, и сад пришлось сменить. Ребенка настраивали на то, что теперь у нее будет новый садик, в котором будут новые детки, которые станут ее друзьями (она у нас девочка достаточно общительная), и новые воспитатели. Настраивала я ее на новый лад заблаговременно (за несколько месяцев), хотя она у меня достаточно адекватный ребенок, но я все-таки волновалась и переживала. Сначала все пошло хорошо, но на пятый день случился конфликт из-за забытого дома сарафана. Дочь очень расстроилась, долго не могла успокоиться и воспитатель строгим голосом сделала замечание. Увидев вечером папу, ребенок бросился ему на шею, начал умолять забрать ее домой. С тех пор она не хочет ходить в сад. Каждое утро начинается с истерики…»
Чувства, которые испытывает ребенок при переезде, могут быть самыми разными: опасения, что у него не будет друзей, сожаления об оставленных «там» знакомых детях и взрослых, грусть от расставания с любимыми вещами, повышенная напряженность, тревожность, связанные с периодом адаптации. Иногда это беспокойство, причин которого не может понять сам маленький человек, а если и понимает, не всегда находит того, кому можно выразить все те эмоции, которые его переполняют. И тогда происходит срыв в самом неожиданном месте и самым неожиданным образом. Иногда это внезапные слезы, иногда – вспышка злости, иногда – просто подавленное состояние и пониженный фон настроения.
Школьникам порой приходится еще тяжелее, так как перемена образовательного учреждения может негативно сказаться на успеваемости. На сложности подстроиться под требования новых взрослых (учителей) накладываются необходимость адаптироваться в уже сложившемся детском коллективе, разница в программах, а порой – и не оправдавшиеся ожидания от получаемых оценок или отношения новых одноклассников .
Еще одной трудностью может стать невозможность продолжить то увлечение, которое было у ребенка на предыдущем месте жительства. Дзюдо, кружок кройки и шитья, рок-н-рол – любое увлечение может быть очень важным, так как через него ребенок решает важные для него личностные задачи: реализовываться и раскрывать свои способности, чувствовать себя успешным, находить единомышленников.
«Я здесь чужой!»
Переезд неизбежно ведет за собой смену окружения. Очень часто на прежнем месте жительства остаются бабушки и дедушки, по которым сильно скучают малыши, и иногда и младшие школьники. Часто встречается ситуация, когда именно старшее поколение в наибольшей степени окружало ребенка заботой и вниманием, организуя его досуг, оказывая помощь в подготовке уроков, наполняя положительными эмоциями время между уходом из детского учреждения до прихода родителей. На новом месте может возникнуть ситуация, когда ребенок будет вынужден дольше находиться в школе или садике, больше предоставлен сам себе.
Иногда бывает и по-другому. Один из родителей начинает больше проводить времени со своим чадом, так как временно не работает, что также ведет к изменению всей системы взаимоотношений в семье, которое иногда бывает на пользу, а иногда – нет.
Кроме того, новый житель большого города вынужден по-новому выстраивать все социальные контакты, на этот факт мы уже обращали внимание выше. Особенно сильно по поводу отношений со сверстниками переживают подростки. В силу психологических особенностей возраста они просто не способны успешно заниматься учебой, быть социально активными и эмоционально устойчивыми, если их отношения с ровесниками не складываются. Эта проблема выходит на первый план внутренних переживаний детей, не позволяя им выполнять все те задачи, которые им ставят взрослые.
Гамма эмоций, которые стоят за трудностями адаптациями в новом коллективе, очень широка: от тревоги, что его не примут, ощущения собственной ненужности, неуместности на новом месте до неосознаваемого страха построения близких отношений. Подросток с одной стороны уже достаточно сознательная личность, чтобы серьезно относиться к друзьям и их выбору, с другой – очень ранимый, болезненно реагирующий на то, что его забывают и постепенно вычеркивают из общения старые друзья.
Субъективно подросток может чувствовать себя очень одиноким, противопоставлять тех, кто остался там, тем, кто есть сейчас, не видеть реальных достоинств новых одноклассников, из-за высокой тревоги воспринимать нейтральное к себе отношение как враждебное, что, конечно, не только не помогает, а, напротив, осложняет создание новых социальных связей.
Ирина, 15 лет, чьи родители восемь месяцев назад переехали из небольшого южного городка в мегаполис, так и не смогла наладить отношения в новом классе. С прежними друзьями она попыталась сохранить контакт, общаясь через социальные сети, но расстояние сделало свое дело, у них становилось все меньше тем для разговоров. Девушка чувствовала себя преданной. Новые одноклассники отнеслись к ней спокойно, но не спешили принимать ее в своей круг. Сама Ирина оказалось не готова выстраивать все отношения с нуля, постепенно все ее попытки наладить общение со сверстниками прекратились, она замкнулась в себе, стала хуже учиться, большую часть времени проводила перед телевизором. Понадобилось полгода работы с психологом, чтобы девушка вновь поверила в свои силы, научилась видеть позитивное в других людях, стала более активной. Личностные изменения повлекли за собой и повышение успеваемости.
Лишаясь возможности в прежнем объеме общаться с теми людьми, которые были очень значимыми «там», ребенок или подросток лишается значительной части поддержки, внимания, безусловного принятия, которые так нужны ему в непростой период адаптации. Поэтому очень важно родителям быть рядом со своим чадом и быть готовым не ругать и критиковать, а понять и прийти в нужный момент на помощь. В случае, когда ситуация выходит из под контроля, лучше обратиться к психологу за консультацией.
Когда стоит обратиться к психологу
Помнить обо всех вышеописанных трудностях необходимо, чтобы вовремя среагировать на то, что происходит с ребенком. Вместе с тем, есть ряд тревожных признаков, когда лучше сразу обратиться за консультацией к специалисту. В нашей практике мы сталкивались с тем, что в связи с переездом у детей возникали следующие сложности:
1. Изменение эмоционального состояния. Немотивированные эмоциональные всплески (слезы, истерики, приступы агрессии) без явных на то причин, когда сила чувств явно не пропорциональны причине их вызвавших. Либо, напротив, подавленное состояние, отсутствие интереса к тем делам и занятиям, которыми раньше ребенок увлекался.
2. Неожиданное ухудшение школьной успеваемости (или же повышенное количество жалоб на поведение) ребенка по сравнению с предыдущим детским учреждением.
3. В течение нескольких месяцев ребенок так и не завел новых друзей, при этом часто вспоминает старых. Сам говорит о том, что с ним не дружат, его обижают и т.п. Ведет себя нехарактерным для него образом. Например, постоянно жалуется или, напротив, сам очень недоброжелателен к другим детям, хотя раньше такого не было.
4. Резко ухудшились отношения дома. Выросло количество конфликтов, ребенок обижается, злиться, нарушает запреты, которые раньше соблюдал и т. п.
5. Появились неврологические расстройства. Например, заикание, тики, энурез и т.д.
6. Ребенка не оторвать от компьютера или телевизора, попытки повлиять на ситуацию, ограничить общение с техникой не ведут к улучшению ситуацию.
Любой из этих симптомов является достаточным поводом для возникновения беспокойства у родителей и обращения за помощью к детскому психологу. Конечно, они могут возникнуть из-за других причин, не только переезд может спровоцировать их появление. Однако, необходимо помнить, что смена места жительства – сильный стресс для ребенка, требующий от него активизации всех психологических ресурсов, который может привести к нежелательным изменениям в поведении и эмоциональном состоянии вашего чада.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.
Сотрудничество
Контакты
Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2020, Санкт-Петербург / СПб
Источник
Как уберечь от стресса психику малыша при переезде на другую квартиру.
Изображение congerdesign с сайта Pixabay
Стресс от переезда – правда или миф?
За 6 лет мы с мужем и сыном сменили 9 квартир, в разных городах. Нам это искренне нравится – и переезды не доставляют нам никаких особых хлопот и нервов.
Первый наш переезд случился, когда сыну был годик. Второй – через пару месяцев, и сразу в другой город, на самолете! Потом мы стали стабильно переезжать несколько раз в год.
Мнения о переездах с детьми в нашей стране и конкретно в кругу моих родственников в большинстве негативные. Цветут и пахнут мифы о сплошных травмах, тревожности, стрессах.
Лучший совет – «Подождать пока ребенок станет старше». Станет старше и сам съедет к едрене фене, что ли?)
Так вот, любую травму и стресс при переезде в основном создает не сам факт смены жилья, а мы сами! Когда спокойны родители – спокойны и дети. И когда мама и папа подходят к делу с умом и отличным настроением – то о стрессах можно не беспокоиться!
7 советов, как сделать переезд легче для ребенка:
- Превратите переезд в праздник, а не в апогей безумия. Нервы и куча дел, которые сваливаются на родителей – должны минимально отражаться на детях. Даже если вас срочно выселяют с квартиры (а мы пережили и такое) – главное не дать понять ребенку что все плохо и не закрепить эту ассоциацию с переездом.
- Переезжайте не только ради себя. Возможно, на новом месте вам будет проще добираться до работы, поэтому вы решили сменить съемную квартиру. Если среди плюсов нового жилья для вас, совсем нет плюсов для ребенка – срочно их ищите! Иначе нас ждет такая же картина, как в фильмах о подростков, когда родители привозят их в новое жилье, и начинается куча ссор и проблем. Вам бы наверняка не понравилось, если бы ваше мнение никак не учитывалось. Может быть, в освободившееся время папа будет играть с ребенком, или рядом есть крутая детская площадка и садик?
- Для маленьких детей очень важно, чтобы рядом были именно их вещи. Новая квартира – старый стул и стол. Если нет возможности возить с собой что-то большое, или обстановка меняется полностью, оставьте то, что позволит сразу ощутить дом в новом ребенку месте. Когда вещи нужно отправить перевозкой в другой город, временно лишив ребенка всего его скарба – оставьте место для любимой мягкой игрушки! Особенно если может случиться, что в новое место вы приедете, быстрее вещей. У нас роль такой игрушки играла плюшевая альпака.
- Возвращаясь к травмам – самый большой стресс для ребенка это стресс родителей. Дети улавливают настроение семьи как антенны. Если родители вздорят, ругаются, с дракой выбирают новый район или обои – нафиг ваш переезд ребенку, конечно, не сдался.
- А чтобы переезд прошел хорошо – разрешите ребенку в нем участвовать! Пусть собирает коробки и помогает укладывать вещи, упаковывать их в пленку и сортировать. Пусть выберет коврик в новую ванную, полотенца на кухню и еще что-то по мелочи. Это не только сформирует собственное мнение у ребенка, но и позволит ему понять что он полноправный участник происходящего.
- Если вы переезжаете часто, то можно придумать какой-то ритуал или вещь, которая будет символизировать что это место теперь – ваш дом. Можно торжественно вешать венок на дверь, или расставлять по дому свечи вместе с ребенком. У нас – есть набор флагов и гобеленов, которые мы снимаем со стен квартиры в последний момент, уходя, и сразу же вешаем в новой.
- Отличный переезд можно отметить, как праздник) Тогда такие приключения запомнятся семье как что-то хорошее.
Мы обожаем меняться и менять жилье в зависимости от того, как нам уютно и хорошо в данный момент. За 4 года в Питере мы сменили 5 квартир, и каждый переезд – ждем как праздник. Это очень увлекательно и интересно для нас)
Скоро наш очередной, юбилейный переезд, 10ый, и за ним вы сможете следит прямо в прямом эфире. Я поделюсь, как быстро собирать вещи, упаковывать, как организовать переезд и перелет. До связи!
Источник
Говорят, что дети легко осваиваются в эмиграции, быстро выучивают новый язык и заводят друзей. Так ли это на самом деле? Как помочь более легкому процессу адаптации ребенка к новым условиям? Эти вопросы волнуют многих родителей. Психолог Юлия Овчинникова внимательно изучила этот вопрос не только на собственном опыте, но и с профессиональной точки зрения и рассказала нам о том, как помочь ребенку принять изменения и обрести новый дом.
Переезд для ребенка — это всегда расставание и потеря. Он прощается со знакомым физическим пространством: комнатой, квартирой, домом, улицей, районом. Эти физические объекты — часть «я», они включены в ощущение «себя». Ребенок расстается с дорогими для него людьми: большой семьей (бабушками и дедушками, тетями и дядями, двоюродными братьями и сестрами) и друзьями. То есть ребенок теряет тех, к кому привязан. Как помочь ему пережить эту потерю и обрести новые привязанности?
Давайте поговорим о трех основных сферах, в которых происходят изменения в жизни ребенка.
Когнитивная сфера
- Потеря ориентиров. Мышление ребенка еще незрелое, поэтому у детей часто «каша» в голове — они не знают, почему их перевезли, чувствуют себя потерянными и беспомощными, не могут понять, почему родители говорят «Здесь лучше», «Это ради твоего счастливого будущего» или «хорошего образования».
Что делать. Говорить правду и объяснять на доступном для ребенка языке, почему вы решили переехать. Например: «Нам с папой больше нравится здесь жить, потому что у нас здесь более интересная работа / мы больше зарабатываем / чувствуем себя спокойнее / нам нравится, что здесь люди вежливые и часто улыбаются». Не критикуйте родную страну или ваш родной город, так как для ребенка они могут быть дороги.
- Снижение когнитивных навыков. Из-за стресса, связанного с переездом, и незнания языка ребенок может на время растерять привычные когнитивные умения и навыки. Он станет более рассеянным, будет хуже запоминать, начнёт рисовать или писать как малыш, говорить простыми предложениями, нередко бросая их на полуслове. У некоторых детей возможно возникновение селективного мутизма (неспособности разговаривать в некоторых ситуациях, например, в школе).
Что делать. Не волнуйтесь. Будьте терпеливы и не торопите ребенка. Это нормальная реакция на стресс и на попадание в среду, где все говорят на другом языке. Такое ухудшение может длиться год – полтора. Если ухудшение затрагивает многие навыки ребенка и может серьезно сказаться на его самооценке, то обязательно найдите его сильные стороны, которые могут послужить опорой. Например, успехи в спорте, появление новых увлечений или хорошая успеваемость по математике. Наймите репетитора, чтобы помочь ребенку быстрее выучить новый язык и наладить общение со сверстниками. Можно посещать русскую школу выходного дня не с целью изучить русский язык, а чтобы поддержать чувство компетентности у ребёнка — у него есть место, где он понимает обращенную к нему речь и может себя словесно выразить.
Эмоциональная сфера
Ребенок грустит, злится, боится, переживает растерянность, боль и одиночество. Его сильные чувства, особенно грусть или злость, могут пугать вас. Эти эмоции трудно выдерживать, потому что родителям хочется видеть ребенка счастливым и радостным. Потому что вам самим грустно, тяжело и одиноко. Или потому, что вы так много сделали для переезда, а ребенок совсем не ценит ваши усилия!
Что делать. Очень важно не отрицать его чувства. Фразы «Как ты можешь грустить?! Здесь так хорошо!», «Что ты скучаешь по друзьям и школе? Новая школа гораздо лучше!» мешают ребенку выразить чувства, справиться с ними и пойти дальше. Он имеет право переживать. Дайте ему возможность погрустить и оплакать потерю. Найдите время поговорить по душам о переезде. Будьте готовы, что такие разговоры будут нужны ребенку в первые два – три года. Возможно, на это время ребенку потребуется больше вашего внимания. Если чувствуете, что не можете дать это внимание из-за работы, рождения другого ребенка или собственной тяжелой адаптации, подключите других взрослых, которым вы доверяете, школу или обратитесь за помощью к психологу.
Ребенок, особенно маленький, не всегда может объяснить, что чувствует. Помогите ему выразить его эмоции, например, «Тебе грустно, потому что ты давно не видел бабушку», «Ты скучаешь по своей комнате и твоим любимым качелям во дворе», «Там все было привычное, а здесь новое и странное, и тебе страшновато». Можно предложить ребенку нарисовать то, о чем он грустит. Почитайте вместе книги или посмотрите фильмы на тему переезда и адаптации. Один из лучших и подходящих для любого возраста мультфильм — «Головоломка» («Inside Out»), а с детьми постарше можно посмотреть фильм «Шоколад».
Ребенку важно знать, что вы его любите, что переезд не повлиял на ваши отношения. Вы можете переживать «конфетно-букетный период» в эмиграции или, наоборот, сильную тоску по Родине, а ребенок бессознательно приписывает вашу захваченность чувствами тому, что вы его меньше любите и меньше интересуетесь его жизнью.
Помогите ему построить линию «прошлое — настоящее — будущее». Это укрепит чувство безопасности и даст стабильное ощущение позитивного «я».
Прошлое: вспоминайте, что вам нравилось в вашей жизни на прошлом месте, рассматривайте вместе фотографии.
Настоящее: обсуждайте, что вам нравится в новой стране, какие появились знакомые, увлечения, друзья, любимые парки или кафешки в вашем районе. С появлением новых привычек и ритуалов не забывайте про любимые старые развлечения и совместное проведение времени. Это смягчит психологический переход, который происходит при эмиграции.
Будущее: стройте совместные планы, мечтайте и фантазируйте, изучайте карту и обсуждайте, куда бы вы хотели поехать и что посмотреть.
Обживайте место вместе с ребенком: помогите ему обустроить комнату, выбрать цвет стен, лампу или картины.
Поведенческая сфера
Вы можете заметить, что у вашего ребенка изменилось поведение. Чаще всего встречаются три варианта:
(1) ребенок становится более агрессивным, грубым, конфликтует с одноклассниками и учителями;
(2) ребенок становится тихим и/или грустным и подавленным, мало общается, много читает или играет в видеоигры;
(3) ребенок как будто становится на 3–5 лет младше своего возраста, предпочитает играть с маленькими детьми, беспокойно спит, может появиться энурез.
Что делать. Многие изменения в поведении связаны с сильными эмоциональными переживаниями, поэтому продолжайте поддерживать ребенка и говорить о его чувствах.
Очень важно наладить отношения со сверстниками. Узнайте, как организуется общение детей в стране, в которую вы переехали. Пригласите другого ребенка в гости, если это принято. Помогите ребенку познакомиться и с русскоговорящими детьми, и с местными. Например, вы можете сначала познакомиться с их мамами.
Запишите ребенка в секцию, которая ему интересна. В секциях меньшая языковая нагрузка по сравнению со школой, ребенок быстрее наращивает чувство компетентности.
Юлия Овчинникова
Источник