Педсовет речевое развитие ребенка
Педсовет
«Речевое развитие посредством современных технологий»
Цель:
• Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.
• Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.
Предварительная работа:
1.Изучение методической литературы по данной теме.
2.Тематический контроль «Развитие речи детей в условиях ДОУ».
4. Просмотры НОД:
– разновозрастная
– средняя группа
– подготовительная группа
План проведения педсовета
1. Теоретическая часть:
1.1. Информация “Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста”
1.2. Информация “Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников”
2. Практическая часть:
2.1. Деловая игра для педагогов.
3. Аналитическая справка о результатах тематического контроля “Развитие речи детей в условиях ДОУ» (старший воспитатель)
4. Итоги анкетирования родителей по теме «Значение развития речи в полноценном развитии ребёнка»
5. Разработка решений педсовета
Ход педсовета
Упражнение для педагогов “Подарок”
– Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).
Теоретическая часть.
Цель:
• Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.
• Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.
Актуальность проблемы речевого развития
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
– Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
– В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.
В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.
Условия успешного речевого развития.
1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
– сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
– сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.
2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
– речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
– в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
– следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
– наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
– сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
– помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
– обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
– знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
– учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
– учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
– поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
– организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
– стимулируют детей комментировать свою речь;
– упражняют в умении планировать свою деятельность.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.
Современные образовательные технологии.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.
Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).
Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)
Метод наглядного моделирования
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника помогает развивать:
-ассоциативное мышление
– зрительную и слуховую память
– зрительное и слуховое внимание
– воображение
Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.
Деревягина Е.С. (+ из опыта работы)
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Пример мнемотаблицы
Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано
Методика формирования умений и навыков связной речи В.К.Воробьевой включает в себя разделы:
– Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.
– Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).
– Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.
Составить рассказ по схеме
Т.А.Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов:
– Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
– Составление рассказа по следам продемонстированного действия.
– Пересказ текста с использованием магнитной доски.
– Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.
– Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.
– Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.
– Составление рассказа по одной сюжетной картине.
Мнемотехника помогает:
– Обогащать словарный запас.
– Обучать составлению рассказов.
– Пересказывать художественную литературу.
– Отгадывать и загадывать загадки.
Деловая игра (старший воспитатель)
Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)
Какие умения развиваются в диалоге (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)
Рассказ сюжет, которого развертывается во времени (рассказ повествование)
С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
Ведущий прием для активизации речи и мышления (образец воспитателя)
Задание: Переведите пословицы на русский язык
Сын леопарда – тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/
Молчаливый рот – золотой рот (Германия) /Слова – серебро, а молчание – золото/
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/
Задание: объясни выражения
В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.
Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.
Слова противоположные по смыслу называются антонимами.
Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок
Пес без шапки – Кот в сапогах
Красные усы – Синяя борода
Красивый цыпленок – Гадкий утенок
Серебряная курочка – Золотой петушок
Черная туфелька – Красная шапочка
Правила для смелых и упорных педагогов
– Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
– Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью…
– Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
– После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
– Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
Аналитическая справка о результатах тематического контроля “Развитие речи детей в условиях ДОУ» (старший воспитатель )
Итоги анкетирования родителей по теме «Значение развития речи в полноценном развитии ребёнка»
Проект решения педсовета.
1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:
– пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок: ).
– обновить и пополнить информационный материал для родителей по развитию речи дошкольника” (ответственные педагоги групп срок – ).
2. Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.
3. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию речи детей. (ответственный – старший воспитатель, анализ календарных планов ежемесячно).
3. Провести в группах родительские собрания по теме “Развитие речи дошкольника” (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года в соответствии с планом работы с родителями).
Источник
Педагогический совет №3
От 30 .03.2018 г
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ:
ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ»
Цели педагогического совета.
1. Провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.
2. Определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.
Вопросы, подлежащие проверке
1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей – экспресс-опрос
2. Проверка документации педагогических работников
3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах
4. Оценка эффективности занятий по развитию речи во всех возрастных группах
С 19-27.03.2018 г
Открытое занятие – воспитатель подготовительной группы «А» 28.03.2018 .
5. Работа с родителями
6. Консультация учителя –логопеда
7. Мастер – класс «Артикуляционная гимнастика», «Самомассаж» учитель – логопед
Повестка дня
№ | Вопросы к обсуждению | Ответственные |
1 | Вступительное слово заведующего | Заведующий |
2. | Доклад: «Проблемы развитие речи дошкольников». | Заместитель заведующей |
3. | Учитель – логопед | специалисты |
4. | Как же вовлечь детей в разговор? | Воспитатели |
5. | Речь как средство общения на занятиях по физической культуре. | Инструктор по ФИЗО |
6. | Речь как средство общения на музыкальных занятиях. | Музыкальный руководитель |
7. | Итоги тематической проверки «Речевое развитие детей» | Заместитель заведующей |
8. | Деловая игра | Заместитель заведующей |
9. | Принятие решения педсовета. | Весь коллектив |
10. | Разное : Инструктажи по пожарной безопасности (папки передвижки), План мероприятий по пожарной безопасности – ознакомить коллектив. | Весь коллектив |
Обоснование формы проведения педсовета
Форма проведения педсовета: смешанная.
1-я часть – традиционная – вступительное слово, итоги тематической проверки.
2-я часть – интерактивная – деловая игра.
Данная форма педсовета предполагает решение задач:
– создание у педагогов мотивации в решении данной проблемы через представление результатов тематической проверки, анкетирования педагогов;
– усовершенствование теоретического уровня профессиональной компетентности и повышение практического уровня профессиональной компетентности воспитателей за счет участия в деловой игре;
– развитие у педагогов умения общаться и вырабатывать единое мнение в работающей группе.
Приложение 1
Заберите у меня все, чем я обладаю,
но оставьте мне мою речь,
и скоро я обрету все, что имел.
Дэниэл Уэбстер
Речь – чудесный дар природы. Она не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня развития дошкольников. В первую очередь, это связано с ухудшением здоровья детей. По данным доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Сегодня у многих детей к 5 годам, уровень развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов – логопедов.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Шаблон в развитии речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.
Приложение 2
Доклад: «Проблемы развитие речи дошкольников».
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь немногие из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование его как личности в целом, так и всех психических процессов. В соответствии с ФГОС образовательная область «Речевое развитие» включает в себя следующие задачи:
• владение речью, как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря (пассивный итак большой);
• развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи;
• развитие фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Исходя из этого видно, что развитие речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Актуальность проблемы.
Речь у детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети как губка впитывают в себя речь окружающих взрослых, как дома, так и в дошкольных учреждениях, речь, которую они слышат в рекламных роликах, современных мультфильмах и в художественных фильмах для взрослых. Все это ведет к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Результаты обследований и наблюдений за воспитанниками показывают, как сложно детям выполнить задания, направленные на выявление умения у дошкольников:
• пересказывать литературные произведения
• составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы
• создавать разные виды творческих рассказов
• направлены на освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование)
• а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Решение проблемы речевого развития дошкольников начинается с самого главного правила: «Для того, чтобы правильно, красиво говорить, нужно говорить!»
При проведении занятия мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог и не дает высказываться детям.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.
В заключении хотелось бы сказать, что в вопросе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста основ связной речи много всевозможных приемов, форм и методов. А сейчас мы дадим слово нашим логопедам.
Выступление Учителей – логопедов.
Главное, иметь желание и проявлять хотя бы чуть-чуть творчества в решении данной проблемы.
Давайте послушаем выступления наших педагогов, которые нам расскажут о своей работе по данному направлению:
Как же вовлечь детей в разговор?
Выступают – Воспитатели групп.
Приложение 3
Деловая игра
- Разминка.
К какому виду творчества это относится?
- « Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
- «На дворе трава – на траве дрова» (скороговорка)
- «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота» (небылица.)
- «Ваня, Ваня, простота! Купил лошадь без хвоста…» ( потешка)
- «В некотором царстве, в некотором государстве…» (сказка)
- «Ехала машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву С» (считалка)
- «Расскажу-ка я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские…» ( былина.)
- «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (загадка)
Задание 1.
Из предложенного набора слов составить маленький рассказ (например, заяц, карамель, магазин – заяц захотел карамели и отправился в магазин).
– бегемот, парта, лес;
– собака, лестница, улица;
– мальчик, сковородка, цирк;
– мама, карусель, волшебство;
– медведь, сосна, ночь;
– курица, калитка, зоопарк;
– календарь, прогулка, самовар;
– книга, листопад, мороженое;
– музыкант, голубь, самокат;
– скамейка, каравай, лягушка;
– король, барабан, простокваша;
– кукла, песня, мармелад;
– рыцарь, мышеловка, сарафан;
– солнце, парашют, дача;
– мартышка, улыбка, карнавал.
Задание 2
Прочитать стихотворение с заданной интонацией.
Во дворе щеночек Кузька.
Рядом – рыженькая Муська.
Кузя дружбой дорожит:
Муся спит – он сторожит.
Интонации: весело, грустно, монотонно, с удивлением, ласково, со злостью, плаксиво, с восхищением, грозно
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА
1. Использовать создание на занятиях и в свободное время проблемных ситуаций, побуждающих детей к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающего мира.
Срок: постоянно. Ответственные: педагоги ДОУ.
2. Для развития познавательно-речевой активности детей использовать игры, формы элементарной поисковой деятельности и т. п.
Срок: по мере необходимости. Ответственные: педагоги ДОУ.
3. Воспитателям всех групп организовывать тематические вечера, посвященные детским писателям и поэтам.
Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели групп.
4. Следить за своей речью, её эмоциональностью, интонационной выразительностью, тембром и темпом; строить грамматически правильные высказывания; правильно ставить ударения в словах; не использовать в речи слова-паразиты (как бы) и жаргон.
Срок: постоянно. Ответственные: все сотрудники ДОУ.
5. В родительских уголках групп размещать речевой материал по теме модуля, советы логопеда.
Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели, учитель-логопед.
Источник