Педсовет речевое развитие ребенка

Педсовет

«Речевое развитие посредством современных технологий»

Цель:

•  Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

•  Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Предварительная работа: 

1.Изучение методической литературы по данной теме.

2.Тематический контроль «Развитие речи детей в условиях ДОУ».

4. Просмотры НОД:

– разновозрастная

– средняя группа

– подготовительная группа

План проведения педсовета

1.      Теоретическая часть:

1.1.  Информация “Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста”

1.2.  Информация “Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников”

2.    Практическая часть:

2.1. Деловая игра для педагогов.

3. Аналитическая справка о результатах тематического контроля “Развитие речи детей в условиях ДОУ» (старший воспитатель)

4. Итоги анкетирования родителей по теме «Значение развития речи в полноценном развитии ребёнка»

5.  Разработка решений педсовета

Ход педсовета

Упражнение для педагогов “Подарок”

– Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

Теоретическая часть.

Цель:

•   Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

•  Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет  исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

– Речь педагога четкая, ясная,  полная, грамматически правильная;

– В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться  с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

В странах Африки  до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные  к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.

Условия успешного речевого развития.

1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

–  сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

–  сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

–  речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

–  в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

–  следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

–  наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

–  сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

–  помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

–  обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

–  знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

–  учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

–  учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

–  поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

–  организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

–  стимулируют детей комментировать свою речь;

–  упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Современные образовательные технологии.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность,  пальчиковый театр)

Метод наглядного моделирования

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Т. В. – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника помогает развивать:

-ассоциативное мышление

– зрительную и слуховую память

– зрительное и слуховое внимание

– воображение

Читайте также:  Условия развития ребенка инвалида в доу

Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Деревягина Е.С. (+ из опыта работы)

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Пример мнемотаблицы

Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано

Методика формирования умений и навыков связной речи В.К.Воробьевой включает в себя разделы:

– Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.

– Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).  

– Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.

Составить рассказ по схеме

Т.А.Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов:

– Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

– Составление рассказа по следам продемонстированного действия.

– Пересказ текста с использованием магнитной доски.

– Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

– Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

– Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.

– Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Мнемотехника помогает:

– Обогащать словарный запас.

– Обучать составлению рассказов.

– Пересказывать художественную литературу.

– Отгадывать и загадывать загадки.

Деловая игра (старший воспитатель)

Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)

Какие умения развиваются в диалоге (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)

Рассказ сюжет, которого развертывается во времени (рассказ повествование)

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

Ведущий прием для активизации речи и мышления (образец воспитателя)

Задание: Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда – тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот – золотой рот (Германия) /Слова – серебро, а молчание – золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

Задание: объясни выражения

В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Пес без шапки – Кот в сапогах

Красные усы – Синяя борода

Красивый цыпленок – Гадкий утенок

Серебряная курочка – Золотой петушок

Черная туфелька – Красная шапочка

Правила для смелых и упорных педагогов

–   Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

–  Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью…

–   Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

– После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

–  Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Аналитическая справка о результатах тематического контроля “Развитие речи детей в условиях ДОУ» (старший воспитатель )

Итоги анкетирования родителей по теме «Значение развития речи в полноценном развитии ребёнка»

                                        Проект решения педсовета.

1.  Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

– пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок:     ).

– обновить и пополнить информационный материал для родителей по развитию речи дошкольника” (ответственные педагоги групп срок –    ).

2. Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.  

3. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию речи детей. (ответственный – старший воспитатель, анализ календарных планов ежемесячно).

3. Провести в группах родительские собрания по теме “Развитие речи дошкольника” (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года в соответствии с планом работы с родителями).

Читайте также:  Индивидуальной маршрут ребенка по физическому развитию

Источник

Педагогический совет №3

От  30 .03.2018 г

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ:
ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Цели педагогического совета.

1. Провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.

2. Определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.

        Вопросы, подлежащие проверке

1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей – экспресс-опрос

2. Проверка документации педагогических работников

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах

4. Оценка эффективности занятий по развитию речи во всех возрастных группах

С 19-27.03.2018 г

Открытое занятие –  воспитатель подготовительной группы «А»  28.03.2018 .

5. Работа с родителями

6. Консультация   учителя –логопеда

7. Мастер – класс «Артикуляционная гимнастика», «Самомассаж» учитель – логопед

Повестка дня

Вопросы к обсуждению

Ответственные

1

Вступительное слово заведующего

Заведующий

2.

Доклад: «Проблемы развитие речи дошкольников».

Заместитель заведующей

3.        

 Учитель – логопед

специалисты

4.

Как же вовлечь детей в разговор?

Воспитатели

5.

Речь как средство общения на занятиях по физической культуре.

Инструктор по ФИЗО

6.

Речь как средство общения на музыкальных занятиях.

Музыкальный руководитель

7.

Итоги тематической проверки «Речевое развитие детей»

Заместитель заведующей

8.

Деловая игра

Заместитель заведующей

9.

  Принятие решения педсовета.

Весь коллектив

10.

Разное :

Инструктажи по пожарной безопасности (папки передвижки),

План мероприятий по пожарной безопасности – ознакомить коллектив.

Весь коллектив

Обоснование формы проведения педсовета

Форма проведения педсовета: смешанная.

1-я часть – традиционная – вступительное слово, итоги тематической проверки.

2-я часть – интерактивная – деловая игра.

Данная форма педсовета предполагает решение задач:

– создание у педагогов мотивации в решении данной проблемы через представление результатов тематической проверки, анкетирования педагогов;

– усовершенствование теоретического уровня профессиональной компетентности и повышение практического уровня профессиональной компетентности воспитателей за счет участия в деловой игре;

– развитие у педагогов умения общаться и вырабатывать единое мнение в работающей группе.

Приложение 1

Заберите у меня все, чем я обладаю,

                                                                   но оставьте мне мою речь,

                                                            и скоро я обрету все, что имел.

Дэниэл Уэбстер

Речь – чудесный дар природы. Она не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня развития дошкольников. В первую очередь, это связано с ухудшением здоровья детей. По данным доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Сегодня у многих детей к 5 годам, уровень развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов – логопедов.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Шаблон в развитии речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.

Приложение 2

Доклад: «Проблемы развитие речи дошкольников».

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь немногие из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование его как личности в целом, так и всех психических процессов. В соответствии с ФГОС образовательная область «Речевое развитие» включает в себя следующие задачи:

Читайте также:  Все о развитии ребенка в утробе

• владение речью, как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря (пассивный итак большой);

• развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи;

• развитие фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Исходя из этого видно, что развитие речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Актуальность проблемы.

Речь у детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети как губка впитывают в себя речь окружающих взрослых, как дома, так и в дошкольных учреждениях, речь, которую они слышат в рекламных роликах, современных мультфильмах и в художественных фильмах для взрослых. Все это ведет к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Результаты обследований и наблюдений за воспитанниками показывают, как сложно детям выполнить задания, направленные на выявление умения у дошкольников:

• пересказывать литературные произведения

• составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы

• создавать разные виды творческих рассказов

• направлены на освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование)

• а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Решение проблемы речевого развития дошкольников начинается с самого главного правила: «Для того, чтобы правильно, красиво говорить, нужно говорить!»

При проведении занятия мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог и не дает высказываться детям.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.

В заключении хотелось бы сказать, что в вопросе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста основ связной речи много всевозможных приемов, форм и методов.  А сейчас мы  дадим слово нашим логопедам.

Выступление Учителей – логопедов.

Главное, иметь желание и проявлять хотя бы чуть-чуть творчества в решении данной проблемы.

Давайте послушаем выступления наших педагогов, которые нам расскажут о своей работе по данному направлению: 

Как же вовлечь детей в разговор?

Выступают – Воспитатели групп.

Приложение 3

Деловая игра

  1. Разминка.

К какому виду творчества это относится?

  • « Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
  • «На дворе трава – на траве дрова» (скороговорка)
  • «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота» (небылица.)
  • «Ваня, Ваня, простота! Купил лошадь без хвоста…» ( потешка)
  • «В некотором царстве, в некотором государстве…» (сказка)
  •      «Ехала машина темным лесом,

                 За каким-то интересом.

                 Инте-инте-интерес,

                 Выходи на букву С»  (считалка)

  • «Расскажу-ка я вам про дела старые,

            Да про старые, про бывалые,

            Да про битвы, да про сражения,

            Да про подвиги богатырские…» ( былина.)

  • «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (загадка)

Задание 1.

Из предложенного набора слов составить маленький рассказ (например, заяц, карамель, магазин – заяц захотел карамели и отправился в магазин).

– бегемот, парта, лес;

– собака, лестница, улица;

– мальчик, сковородка, цирк;

– мама, карусель, волшебство;

– медведь, сосна, ночь;

– курица, калитка, зоопарк;

– календарь, прогулка, самовар;

– книга, листопад, мороженое;

– музыкант, голубь, самокат;

– скамейка, каравай, лягушка;

– король, барабан, простокваша;

– кукла, песня, мармелад;

– рыцарь, мышеловка, сарафан;

– солнце, парашют, дача;

– мартышка, улыбка, карнавал.

Задание 2

Прочитать стихотворение с заданной интонацией.

Во дворе щеночек Кузька.

Рядом – рыженькая Муська.

Кузя дружбой дорожит:

Муся спит – он сторожит.          

 Интонации: весело, грустно, монотонно, с удивлением, ласково,  со злостью, плаксиво,  с восхищением, грозно

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА

1. Использовать создание на занятиях и в свободное время проблемных ситуаций, побуждающих детей к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающего мира.

Срок: постоянно. Ответственные: педагоги ДОУ.

2. Для развития познавательно-речевой активности детей использовать игры, формы элементарной поисковой деятельности и т. п.

Срок: по мере необходимости. Ответственные: педагоги ДОУ.

3. Воспитателям всех групп организовывать тематические вечера, посвященные детским писателям и поэтам.

Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели групп.

4. Следить за своей речью, её эмоциональностью, интонационной выразительностью, тембром и темпом; строить грамматически правильные высказывания; правильно ставить ударения в словах; не использовать в речи слова-паразиты (как бы) и жаргон.

Срок: постоянно. Ответственные: все сотрудники ДОУ.

5. В родительских уголках групп размещать речевой материал по теме модуля, советы логопеда.

Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели, учитель-логопед.

Источник