Педсовет познавательное развитие ребенка

Педсовет познавательное развитие ребенка thumbnail

Елена Ческидова

Педагогический совет «Познавательное развитие дошкольников»

Педагогический совет

Тема:

«Познавательное развитие дошкольников»

Место проведения: МБДОУ «Детский сад №2»

Дата проведения: 20.04.2016г.

ЦЕЛЬ: систематизация знаний педагогов по познавательному развитию дошкольников, совершенствование педагогического мастерства.

Форма проведения: тематический

Ход педсовета:

1. Старший воспитатель приветствует педагогов, сообщает цель педсовета, отчитывается по выполнению решений предыдущего педагогического совета.

2. Музыкальный руководитель выступает с докладом на тему «Влияние музыки на психику ребенка.

3. Доклад, в форме мультимедийной презентации, на тему «Познавательное развитие дошкольников в свете ФГОС ДО» (Старший воспитатель)

4. Педагоги ДОУ представляют презентации педагогических проектов, осуществляемых в течении учебного года.

– «Дидактическая игра как средство познавательного развития детей раннего возраста» (воспитатель гр. №1)

– «Готовимся к Пасхе» (воспитатели гр. №2)

– «Елочка красавица всем ребятам нравится» (воспитатель 2 мл. гр.)

– «Дидактические игры по ФЭМП у детей младшего возраста» (воспитатель 2 мл. гр.)

– «Пришла весна» (воспитатели средней гр.)

– «Мы садим лук» (воспитатель старшей гр.)

– «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» (воспитатель старшей гр.)

– «Все профессии хороши» (воспитатель под. гр.)

– «Наши любимые сказки» (учитель-логопед)

– «Фольклор – как средство повышения интереса дошкольников к русскому народному творчеству» (муз. руководитель)

5. Воспитатели групп представляют обзор выставки пособий по познавательному развитию.

6. Старший воспитатель знакомит педагогов с результатами тематического контроля.

7. Обсуждение и принятие решения.

Решение педсовета

1. Систематически планировать и проводить дидактические и сюжетно – дидактические игры, как основную форму организации совместной познавательной деятельности детей.

Ответственный: воспитатели групп

Срок исполнения: в течении года

2. Продолжать пополнять познавательные зоны развивающими играми, наглядным и раздаточным материалом, создать доступную насыщенную предметно-пространственную среду для развития познавательного интереса у детей.

Ответственный: воспитатели групп

Срок исполнения: в течении года

3. Провести смотр – конкурс на лучший мини – музей группы.

Ответственный: ст. воспитатель, воспитатели групп

Срок исполнения: 2016 -2017год

4. Использовать разнообразные формы работы с родителями, по вопросам познавательного развития детей дошкольного возраста (проектная деятельность, экологические акции).

Ответственный: воспитатели групп

Срок исполнения: в течении года

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Приказ

18.04.2016г. г. Троицк №

О проведении педагогического совета «Познавательное развитие дошкольников»

На основании годового плана работы МБДОУ “Детский сад №___”, с целью систематизации знаний педагогов по познавательному развитию дошкольников, совершенствования педагогического мастерства.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести 20 апреля 2016 года педагогический совет на тему: «Познавательное развитие дошкольников»

2. Старшему воспитателю ___:

– разработать план проведения педагогического совета на тему: «Познавательное

развитие дошкольников;

– подготовить доклад- презентацию на тему: «Познавательное развитии

дошкольников в свете ФГОС ДО»;

– представить аналитическую справку по результатам тематического контроля

«Состояние работы по познавательному развитию дошкольников в ДОУ».

3. Музыкальному руководителю ___ подготовить доклад на тему: «Влияние музыки на психику ребенка».

4. Подготовить мультимедийную презентацию педагогического проекта:

– учителю-логопеду,___ – долгосрочный проект на тему: «Наши любимые сказки»;

– воспитателю группы раннего возраста ___ – долгосрочный проект на тему: «Дидактическая игра как средство познавательного развития детей раннего возраста»;

– воспитателю группы раннего возраста, ___ – краткосрочный проект на тему: «Готовимся к Пасхе;

– воспитателю 2 младшей группы,— краткосрочный проект на тему: «Елочка красавица всем ребятам нравится»;

– воспитателю 2 младшей группы, ___на тему: «Дидактические игры по ФЭМП у детей младшего возраста»;

– воспитателю средней группы,___ – краткосрочный проект на тему: «Пришла весна»;

– воспитателю старшей группы,___ – краткосрочный проект на тему: «Мы садим лук»;

– воспитателю старшей группы, ___ – долгосрочный проект на тему: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»;

– воспитателю подготовительной группы,___ – долгосрочный проект на тему: «Все профессии хороши».

5. Подготовить оформление и обзор выставки пособий по познавательному развитию детей всех возрастных групп:

– гр. №1 – воспитатель;

– гр. №2 – воспитатель;

– гр. №3 – воспитатель;

– гр. №4 – воспитатель;

– гр. №5 – воспитатель;

– гр. №6 – воспитатель.

Читайте также:  Развитие привязанности ребенка ко взрослому

6. Ответственность за подготовку и проведение педагогического совета возлагается на старшего воспитателя___

И. о. заведующего МБДОУ

“Детский сад №__” ___/___/

С приказом ознакомлен ___/___/

Приказ

21.04.2016г. г. Троицк №

О выполнении решения педагогического совета

На основании решения педагогического совета от 20.04.2016 г., протокол № 3

«Познавательное развитие дошкольников»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Систематически планировать и проводить дидактические и сюжетно – дидактические игры, как основную форму организации совместной познавательной деятельности детей.

Ответственный: воспитатели групп. Срок исполнения: в течении года

2. Продолжать пополнять познавательные зоны развивающими играми, наглядным и раздаточным материалом, создать доступную насыщенную предметно-пространственную среду для развития познавательного интереса у детей.

Ответственный: воспитатели групп. Срок исполнения: в течении года

3. Провести смотр – конкурс на лучший мини – музей группы.

Ответственный: ст. воспитатель, воспитатели групп. Срок исполнения: 2016 -2017уч. год

4. Использовать разнообразные формы работы с родителями, по вопросам познавательного развития детей дошкольного возраста (проектная деятельность, экологические акции).

Ответственный: воспитатели групп. Срок исполнения: в течении года

5. Контроль за исполнением приказа возложить на старшего воспитателя ___

И. о. заведующего МБДОУ

“Детский сад №___” ___/___/

С приказом ознакомлен ___/___/

Источник

Я сегодня представляю форму методической работы с педагогами – педсовет.

Педсовет – это одна из форм руководства ДОУ, это основной орган управления образовательным процессом организации, это консилиум педагогов-профессионалов, из этого следует, что данная форма результативна в том случае, когда принимаются основные направления по работе ДОУ, по совершенствованию образовательного процесса, принимаются годовые задачи, образовательные программы, решаются главные и основные вопросы работы учреждения.

Плюс данной формы – требует анализа итогов с ответами на следующие вопросы (рефлексия): чего добились и что не удалось в ходе обсуждения; кто из воспитателей был активен, а кто пассивен и почему; какие уроки можно извлечь из полученного опыта. В подготовке педсовета принимают участие различные службы ДОУ и педагогические работники. Педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки существующих установок и принципов. Минус – требует длительной и серьёзной подготовки.

Проводятся обычно 4 раза в год: установочный, тематические и итоговый.

Сегодня я проведу Педагогический совет на тему « Развитие познавательно-исследовательских способностей дошкольников в различных видах деятельности»

Вид данного педсовета – тематический по реализации одной из годовых задач. По форме организации это педсовет с использованием методов активизации педагогов.

Из методов активизации педагогов я использовала деловую. интеллектуальную игру, с помощью которой педагоги в непринуждённой форме обменивались мнениями со своими коллегами. Игровое моделирование повысило интерес к проблемам, вызвало активность, а также способствовало решению реальных педагогических проблем.

Педагогический совет

« Развитие познавательно-исследовательских способностей дошкольников в различных видах деятельности»

Цель: систематизация знаний педагогов по развитию познавательно – исследовательских способностей детей дошкольного возраста, закрепление теоретических знаний воспитателей о методах работы с детьми в организации познавательно-исследовательской деятельности, совершенствование педагогического мастерства.

Формы проведения: педагогический педсовет с использованием методов активизации педагогов.

Повестка дня:

  1. Сообщение заведующего о выполнении решения предыдущего педсовета.
  2. Сообщение старшего воспитателя об итогах тематической проверки «Познавательно-исследовательские способности в различных видах деятельности».
  3. Теоретическая часть. Из опыта работы педагога «Методы и педагогические приёмы развития познавательно – исследовательской активности детей в ДОУ
  4. Деловая игра.
  5. Решение педагогического совета.

План проведения педсовета.

  1. Все решения предыдущего педсоветы выполнены, работа идёт по принятым программам, по утверждённому расписанию.
  2. В период 1012.2018-21.12.2018 была проведена тематическая проверка по теме «Совершенствование работы по развитию познавательно-исследовательских способностей дошкольников». Проверка проводилась в группах: II младшая «Смешарики», средняя «Малыши», «Теремок», старшая «Островок», подготовительная «Лесная сказка». По итогам проверки прилагается аналитическая справка .
  3. Из опыта работы.

Сегодня мы с вами поговорим о познавательном развитии дошкольников. Основные направления, принципы работы по активизации познавательного развития нам осветит Нестерова Елена Евгеньевна.

Маленький ребенок по сути своей – неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Читайте также:  Ученные о раннем развитии ребенка

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

В качестве рекомендуемых нами видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем:

– организацию решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе ДОО;

– использование проектирования.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Следует запомнить, что Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;

применение различных дидактических заданий и игр;

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры

Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг. Все игры, и развивающие Игры с правилами в том числе, удовлетворяют ненасыщаемую потребность в познании окружающего.

Кроме игр, это

Коммуникативная деятельность,

Приобщение детей к чтению художественной литературы,

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Конструирование,

Изобразительная деятельность,

Музыкальная деятельность,

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из специфически детских видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.

4. Согласно годовому плану, реализация основных задач по данной теме, происходила путем выступлений коллег на семинарах, педагогических часах, мастер-классах и открытых просмотрах.

Переходим к деловой игре «Особенности познавательного развития дошкольников»

I. Для того, чтобы приступить к работе нам необходимо разделиться на 2 команды (Из “Волшебного” мешочка педагоги достают фишки двух цветов и делятся на команды, рассаживаясь за столы по цвету фишек)

Сейчас обеим командамс целью закрепления знаний я предлагаю пройти блиц-опрос. По очереди отвечаем на вопросы и получаем фишку.

1.Какой математический знак можно поставить между словами «воспитание»и «образование»?

/Знак =, так как, воспитывая ребенка, мы его обучаем, а обучая ребенка, занимаемся и его воспитанием/

2.Дать определение слову «познание».

/Это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира/

3.Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

«исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает, мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов

4.Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.

/Наблюдение за объектами и предметами непосредственного окружения, привлекающих их внимание/

5.Новая форма познания у детей 4-5 лет.

/Способны понимать слово воспитателя без наглядности/

6.Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

/Самостоятельность в познании, воспитатель создает условия и руководит процессом познания/

7.Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности?

/игра/

8.Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности?

/воспитание, социальная и природная среда, наследственность/

II. Переходим к следующему заданию.”Детские исследования : содержание и алгоритм исследования.”(вопрос 1 команде, 2 комментирует ответ)

Дорогие коллеги, сегодня мы так же закрепим наши знания о методах организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, вспомним содержание и алгоритм детских исследований.

Начнем с самого важного в организации познавательно-исследовательской деятельности.

Задание: выложите в правильной последовательности этапы проведения экспериментально-исследовательской деятельности.(ОТВЕТЫ)

Читайте также:  Развитие короткой памяти у ребенка

-Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

– Выдвижение гипотезы;

-Поиск и предложение возможных вариантов решения;

– Сбор материала;

– Обобщение полученных данных.

III.Очень важно, при создании познавательной активности – это мотивация, и она должна идти не от педагога, а от детей. Слова восточного мудреца гласят: «Ребёнок- это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Задание: Какие стимулы, методы можно использовать для создания положительной мотивации в экспериментально- исследовательской деятельности? (устные ответы педагогов)Отвечает 2 команда, 1- комментирует.

(ответы)Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

• познавательный мотив (почему так);

• ситуация выбора

IV.В процесс исследования дошкольник, в силу его природы, может войти лишь через эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственного столкновения известного с неизвестным, провоцирующего вопрос.

Такая ситуация должна содержать в себе проблему, требующую проверки опытным путём. Ребёнка необходимо столкнуть с противоречием, лежащим в её основе. При этом противоречие должно быть на языке понятном человеку этого возраста и заключено в игровую оболочку. Сформулируем проблемную ситуацию для детей по исследованию.

Нам необходимо выдвинуть гипотезу решения данной проблемы.

Гипотеза – предположение, догадка ещё не доказанная логически и неподтверждённая опытом.

Слово гипотеза происходит от древнегреческого Гипотеза исследования – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.

Обычно гипотезы начинаются со слов:

допустим

предположим

возможно

что если

В результате исследования гипотеза исчезнет. Стоит её подтвердить, как она становится теорией, а если её опровергнуть, она превращается в ложное предположение.

Задание: Составьте гипотезу по исследованию свойств: 1 команда – свойства соли – растворяется. 2 команда-свойство песка – не растворяется.

После того, как гипотезы выдвинуты, требуется дать им предварительную оценку. Ведь их может быть очень много. А проверить все невозможно.

V.Возрастные особенности детей подталкивают нас использовать на занятиях иллюстративный материал, схемы, т. к. детям необходим зрительный образ -символы, которые будут обозначать либо действие, либо признак. Способность изобретать символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.

Экспериментальный опыт показывает: дети не только быстро научаются понимать символы, но обучаются способности создавать символы для обозначения идей очень быстро и делают это обычно легко и свободно.

Задание: Придумайте карточки- подсказки для детей в виде символов разрешающие – запрещающие.(раздать маркеры и бумагу)

1 команда: понюхай-нельзя нюхать; попробуй на вкус- нельзя брать в рот;

2 команда: потрогай- нельзя брать руками; посмотри, послушай.

Где можно применить такие карточки подсказки?

VI.На этапе поиска решений проблемы – необходимо рассказать детям, что существует много способов добычи информации – «методов исследования». Естественно, мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Взрослый должен подвести детей к тому, чтобы они сами назвали эти методы.

Использовать зрительный образ в виде символов мы можем и для того, чтобы ребенку было легче исследовать предметы, и самое важное на этапе обобщения, подведения итогов – рассказать об исследуемом предмете как можно больше признаков. Здесь мы используем алгоритм действий.

Задание. Придумайте модель исследования предмета, а какого вы выберите сами, изобразите схематически, прокомментируйте.

Рефлексия: Уважаемые коллеги , если вы считаете, что все ,что вы сегодня услышали и увидели было для вас не нужным и бесполезным -потопайте ногами, а если наоборот- полезным и будет применено вами в работе- похлопайте в ладоши и улыбнитесь !

Дорогие педагоги, развивайте у детей исследовательское поведение, заставляйте их думать, пусть они сами пытаются отвечать на вопросы. Успехов вам!

Решения педсовета:

  1. Продолжать создавать в детском саду психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования, соответственно возрасту детей и комплексно-тематическому планированию.
  2. Планировать в непосредственно образовательной деятельности, организованной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности с детьми экспериментально-исследовательскую деятельность.
  3. Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями, в младших группах предусмотреть место для неструктурированных материалов.

Источник