Педология как наука о развитии ребенка
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 июня 2019; проверки требуют 22 правки.
Наука | |
Педология | |
---|---|
англ. Pedology (paidology, paedology) | |
Тема | Педагогика |
Предмет изучения | развитие, воспитание и психология детей |
Педолóгия (от греч. παιδί «дитя» + λόγος «наука») — направление в педагогике, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии и пр.) к методике развития ребёнка.
Термин устарел и в настоящее время имеет лишь историческое значение. Большая часть продуктивных научных результатов педологических исследований была ассимилирована психологией детского возраста (называемой иначе: возрастная психология или психология развития, developmental psychology).
История[править | править код]
Возникновение педологии было вызвано проникновением в психологию и педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Первые работы педологического характера относятся к концу XIX — началу XX в. — Г. С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мёйман, В. Прейер и др. Термин «педология» был предложен в 1893 году американским исследователем Оскаром Крисменом (Oscar Chrisman).
В СССР[править | править код]
Ещё с начала 20-го века в России идеи педологии восприняли и развивали В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и др., в то время как И. Павлов и его школа были настроены весьма критически. Тем не менее, истинный подъём педология как дисциплина и массовое движение в стране пережила при поддержке правительства большевиков после революции 1917 года.
В СССР педология находилась на пике своего развития в 1920-е годы. В школах шло активное внедрение практик психологического тестирования и основанной на нём комплектации классов, организации школьного режима и т. п. По всей стране был создан ряд педологических институтов, под эгидой Российского психаналитического общества был организован «Дом ребёнка» в Москве (в его работе принимали участие В. Шмидт, С. Н. Шпильрейн и др.).
Однако сильный перекос деятельности педологических лабораторий в сторону сортировки учащихся на основе их интеллектуальных качеств и в целом реформаторская идеология этого движения после сталинского Великого перелома конца 1920-х не согласовывались с новой линией партии на сворачивание революционных экспериментов и возврат к более традиционным формам[1]. Основной удар по педологическому движению в СССР фактически нанесла чрезмерно формальная реализация педологических методов в воспитании детей, которая показала уязвимость некритического применения тестирования учащихся в образовательной практике по двум показателям[источник не указан 795 дней]:.
- недооценка культурно-исторической среды и переоценка учёта биологических факторов (природных способностей учащихся) при том, что обе эти составляющие, как известно, являются совершенно необходимыми для успешного воспитания и обучения, и при истолковании испытаний, которые подобно тесту IQ, выявляли не только интеллектуальные способности, но и обученность, и при выработке предложений по их итогам.[2].
Итогом разочарования в педологической практике в народном образовании стало постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936), фактически ликвидировавшее педологию как самостоятельную научную дисциплину и общественное движение. Согласно постановлению, метод тестов был запрещен, а педологам рекомендовалось переквалифицироваться в педагоги. С этого времени педология фактически продолжает свое существование в СССР под другим дисциплинарным названием и в рамках психологии, в частности, детской (возрастной) психологии и психологии детского развития[3]. Энциклопедический словарь писал «Педология — реакционная лженаука о ребёнке… В СССР разоблачена и ликвидирована постановлением ЦК ВКПб „О педологических извращениях в системе Наркомпросов“»
В 1970-е годы была начата активная работа по использованию тестов в педагогике и системе образования.[зачем?][4]
Основные представители советской педологии: А. Б. Залкинд, С. С. Моложавый, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, А. С. Грибоедов.
Библиография[править | править код]
Значимые публикации по педологии:
- Азбукин Д. И., Выготский Л. С. и Занков Л. В. (Ред.). Педология умственно-отсталого и физически-дефективного детства. М.: Госиздат, 1930.
[Сборник статей, указаны следующие авторы: Л. В. Занков, Г. В. Мурашев, проф. А. А. Крогиус, М. Ф. Брунс, д-р Рейнгардт, Педаг. коллектив Киевской Еврейской школы, Е. П. Тарханова, А. И. Гурев, С. И. Гинцбург].
- Арямов И. А. Основы педологии. M.: Работник просвещения , 1930.
- Басов М. Я. Общие основы педологии. — М.—Л.: ГИЗ, 1928 и 1931.
- Блонский П. П. Педология (1934), Педология (1936)
- Выготский Л. С. Педология школьного возраста (1928), Педология подростка (в 3 частях, 1929—1931) и др.
[Серия учебников для заочного обучения, написанных или составленных по заказу издательства Бюро заочного обучения при Педфаке 2-го МГУ].
- Гуревич М. (Ред.). Вопросы педологии и детской психоневрологии. Сборник Трудов психоневрологической и педологической школы санаторий-клиники Государственного института физкультуры и врачебной педологии. М., 1925
- Залкинд А. Б. Основные проблемы педологии в СССР (По тезисам Первого Всероссийского педологического съезда). М., 1928.
[Сборник материалов съезда].
- Залкинд А. Б. Основные вопросы педологии ([educ.wikireading.ru/11526 idem]; idem). M.: Работник просвещения , 1930.
См. также[править | править код]
- Педология (значения)
- Педиатрия
- Евгеника
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Балашов Е. М. Последние годы советской педологии: политический аспект // Россия. Век двадцатый: сб. ст. к 95-летию д-ра ист. наук В. М. Ковальчука / ред. кол. А. Н. Чистиков (отв. ред.) и др. — СПб.: Нестор-История, 2011. — С. 291—313.
- Баранов В. С. Педологическая служба в советской школе 20-30-х // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 109.
- Петровский А. В. История советской психологии. М., 1967.
- Петровский А. В. Запрет на комплексное исследование детства // Репрессированная наука. / Под общ. ред. проф. М. Г. Ярошевского. — Л.: «Наука», 1991. — С. 126—136. — 560 с.
- Родин А. М. Из истории запрета педологии в СССР // Педагогика. — 1998. — № 4. — С. 94-95.
- Фрадкин Ф. А. Педология: мифы и действительность. — М., 1991.
- Эткинд А. М. Общественная атмосфера и индивидуальный путь ученого: опыт прикладной психологии 20-х годов // Вопросы психологии, — 1990. — № 5, С. 13-22.
- Ясницкий, А. (2015). Дисциплинарное становление русской психологии первой половины XX века // Науки о человеке: история дисциплин / Под общ. ред.: А. Н. Дмитриев, И. М. Савельева. — М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015.
- Chrisman, Oscar. Paidology; the science of the child. The historical child. — Boston: R.G. Badger, 1920.
Ссылки[править | править код]
- Педология — психологический словарь.
- Шварцман П. Я., Кузнецова И. В. Педология // Репрессированная наука. Вып. 2. СПб.: Наука, 1994. C. 121—139.
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым). Список проблемных доменов |
Источник
Педология от греческих педон — почва и логос — знание — наука об изучении почв в природной среде, раздел почвоведения. Но речь пойдёт не о почвах. С таким же названием есть и другая наука. О детях. Не путать с педофилией!
От рождения до тризны
В ряду поруганных наук педология занимает особое место. Педология имела длинную предысторию и стремительную и законченную историю. Свидетелей её расцвета не осталось. О гибели говорит постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года. Педология преподносится как клевета и подрыв основ советской педагогики. В современной России уже слышны призывы возродить отечественную педологию.
Педология (от греч. παιδός — дитя + λόγος — наука) — наука, объединяющая подходы различных наук к развитию ребёнка. Целью Педологии являлось воспитание человека во всех отношениях и изучение его во всех проявлениях с учётом всех влияющих факторов.
Основатель педологии американский психолог С. Холл, а само название «Педология» придумал его ученик Оскар Крисмент в 1893 году. Зарождение науки относят к XVIII—XIX вв. Жан-Жак Руссо писал: «Мудрейшие воспитатели учат детей тому, что важно знать взрослому, не принимая в расчёт того, чему в состоянии научиться дети». Становление педологии связывают с именем Иоганна Фридриха Гербарта (1776—1841). В процессе становления педагогической психологии происходила усиленная перестройка общей психологии. Гербартианская психология с её абстрактно-дедуктивным методом сменилась экспериментальной психологией, изучающей психические явления методами экспериментальной физиологии и раскрывающей некоторые возрастные психические особенности детей и их индивидуальные особенности.
Общее развитие
Общую картину жизни ребёнка, как полагали, должна была дать особая наука о раннем возрасте, которая кроме психологических данных требовала исследований физической жизни ребёнка, её зависимость от внешних, особенно — социальных условий его воспитания. Наука произрастала из детской психологии, которая, в отличие от педагогической психологии, вместе с вопросами о филогенетическом развитии человека ставила вопрос об онтогенетическом его развитии. Американец Стенли Холл считал невозможным изучать психическое развитие ребенка оторвано от его физического развития. В результате предложили создать новую науку — педологию, которая давала бы более полную картину возрастного развития ребенка. К моменту оформления педологии как самостоятельной науки запас знаний о психологии детского возраста был невелик. Педология была призвана дать картину развития ребёнка и единстве его психических и физических свойств в соотношении «био—социо». В методологии исследований с самого начала приоритет отдавался психологическому изучению ребёнка.
Профессор Павел Петрович Блонский (1884—1941) дал четыре формулы-определения, три из которых взаимно дополняют друг друга, а четвертая… противоречит им всем. Первая формула определяет педологию как «науку об особенностях детского возраста». Вторая формула определяет педологию как «науку о росте, конституции и поведении типичного массового ребёнка в различные эпохи детства». Третья формула даёт определение: «Педология изучает симптомокомплексы различных эпох, фаз и стадий детского возраста в их временной последовательности и в их зависимости от различных условий». Они сводятся к следующему: ребёнок как предмет изучения представляет собой явление природы не менее сложное, чем взрослый человек. При психологическом изучении ребёнка выявляли сложные «возрастные симптомокомплексы».
Отечественная педология
Одной из первых отечественных педологических работ считается исследование Александра Петровича Нечаева (1870—1948) «Экспериментальная психология в её отношении к вопросам школьного обучения». Он с учениками изучал отдельные психические функции: память, внимание, суждение и т.д. Ещё в 1901 году в Санкт-Петербурге была организована лаборатория экспериментальной педагогической психологии, осенью 1904-го открыты первые в России педологические курсы, а в 1906-м созван I Всероссийский съезд по педагогической психологии.
В 1911 году в Москве Григорий Иванович Россолимо (1860—1928) основал и на собственные средства содержал клинику нервных болезней детского возраста, преобразованную в специальный Институт детской психологии и неврологии. Результатом работ его школы явилась оригинальная методика «психологических профилей», в которой он для составления полного «психологического профиля» предложил исследовать 38 отдельных психических функций.
Основателем и творцом педологии в СССР называют и Владимира Михайловича Бехтерева (1857—1927), благодаря которому были созданы: педологический и обследовательский институты, вспомогательная школа для дефективных детей, отофонетический институт, воспитательно-клинический институт для нервнобольных детей, институт морального воспитания, детская психиатрическая клиника.
В 1915 году вышла книга Григория Яковлевича Трошина (1874—1939) «Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей».
Советская педология
В 1921 году в Москве были образованы сразу три педологических учреждения: Центральный педологический институт, Медико-педологический институт, и психолого-педологическое отделение 2-го МГУ. В 1923 году в Москве прошёл I Всероссийский съезд по психоневрологии со специальной секцией по педологии и вскоре стал выходить «Педологический журнал».
Весьма перспективной среди педологов считалась методика наблюдения за процессами поведения и изучение результатов этих процессов, разработанных Михаилом Яковлевичем Басовым (1892—1931). Но сами разнообразные тесты были разработаны и впервые применены в США для выявления умственных способностей и определения обучаемости детей бывших рабов. «Национальные тесты», рассчитанные на применение во всех школах США, создавались, чтобы: помочь подразделить умственно более сильных и умственно более слабых детей различных школьных групп на более мелкие подгруппы; помочь учителю ориентироваться в индивидуальных особенностях детей определённой группы; вскрыть индивидуальные причины, в силу которых некоторые дети не могут приспособиться к классной работе и общественной жизни; содействовать профессиональной ориентации детей. Их обзор на русском языке был дан в 1926 году Н.А. Бухгольцем и А.М. Шубертом, а анализ привёл к выводу о несомненной перспективности применения в педологии.
В конце 1920-х годов тестирование стали применять в школах и других детских учреждениях и в СССР. На основе тестов определялись одаренность и успешность детей, давались прогнозы обучаемости и рекомендации педагогам, разрабатывались оригинальные отечественные тесты, аналогичные тестам Бине. Тестирование стало массовыми. По из результатам определялся «умственный возраст» ученика, что противоречило догматам уравнительного обучения, которое испытали на себе несколько поколений советских детей.
В 1925 году появилось первое учебное пособие для студентов педагогических институтов Павла Блонского «Педология». Следом он публикует ещё две работы: «Педология в массовой школе первой ступени» и «Основы педагогики». А профессора Григорий Алексеевич Фортунатов (1890—1972) и Г.В. Мурашов разработали методику исследования детского коллектива.
Весной 1927 года в Москве было созвано педологическое совещание, на котором обсудили роль среды, наследственности и конституции в развитии ребенка, значение коллектива как фактора, формирующего детскую личность; методы изучения ребёнка и соотношение рефлексологии и психологии. Однако во главу угла педологии поставили идеологический принцип.
До 1931 года пользовались ещё двумя определениями педологии: «Наука о факторах, закономерностях, стадиях и типах социально-биологического формирования индивида» и «Наука о генетических процессах, о выработке новых усложняющихся механизмов под воздействием новых факторов, о ломке, перестройке, трансформации функций и лежащих в их основе материальных субстратах в условиях роста детского организма».
За развитие педологии в СССР выступала и вдова вождя мирового пролетариата Надежда Константиновна Крупская. «Кто-то перегибает палку и недооценивает наследственности и влияния общих законов развития», – говорила она и указывала на «отсутствие в науке достаточно четких указаний об учебно-воспитательной ёмкости каждого возраста, о специфических его особенностях, требующих возрастной индивидуализации, программного подхода».
Однако деятельность педологических лабораторий по сортировке учащихся на основе их интеллектуальных качеств не согласовывались с новой линией партии. По итогам тестирования в разряд дефективных учащихся в основном попадали дети рабочих и крестьян, а среди одарённых оказывались потомки дворян, интеллигенции, священников и других «социально-чуждых» элементов.
Недооценка культурно-исторической среды и переоценка природных способностей учащихся при истолковании испытаний выявляли не только интеллектуальные способности, но и обученность.
Итогом полемики о педологической практике в народном образовании стало вышедшее 4 июля 1936 года Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», которое на долгие годы официально запретило применение методов тестирования, обвинив педологов в злоупотреблениях, которые приводят к недопустимым социальным последствиям, и фактически ликвидировало педологию как науку. Согласно постановлению, педологам рекомендовалось переквалифицироваться в педагоги.
***
О запрещённой в СССР науке в Энциклопедическом словаре 1953 года издания написано: «Педология — реакционная лженаука о ребёнке… В СССР разоблачена и ликвидирована». В РФ использование тестов в образовательных учреждениях стало в пику советской системе образования неотъемлемой частью.
Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!
Источник
Депозит фото
Блог Усталого Учителя
По материалам подписчика
О науке этой я читал ещё в какой-то книге. Кажется, “Два капитана” Каверина. Но тогда был молод, глуп и моё сознание не зацепилось за незнакомое мне слово.
При общении с одним из подписчиков слово вспомнилось и заинтересовало.
Изначально, педология должна была заниматься исследованием детей, учитывая физические, психические, социальные факторы их развития. Данная наука утверждала зависимость судьбы ребёнка от вышеупомянутых факторов, включая генетическую предрасположенность. Первые упоминания о педологии как науке было в 1873 году, развитие в СССР данное направление получило в 20х годах двадцатого века. Был создан институт педологии.
В СССР разработкой положений данной науки занимались известные педагоги, к примеру, Л. Выготский, исследования которого легли в основу системно-деятельностного подхода. Педологи разработали аналитические материалы, на основании которых оценивали интеллектуальный потенциал учащихся. Комиссия в составе из 20 и более специалистов объезжали образовательные учреждения и индивидуально беседовали с учащимися, определяли их статус. Для данных бесед были составлены специальные тесты, универсальные для всех, напечатаны брошюры. Исходя из ответов на вопросы и результатов выполнения заданий, ребёнок получал педологический диагноз и был распределены в определённый кластер – одарённых, дефективных и пр.
Читая работы П. Блонского, одного из ведущих педологов того времени, я обнаружил подозрительно сходство некоторых формулировок с тем, что прописано в современных стандартах образования. Это не может не настораживать, потому что то, о чем нам говорят, как о требованиях современности, оказывается наследием глубоко забытого старого.
Была ли педология наукой или это алхимия в образовании?
Мнения в сети отличаются настолько кардинальным образом, что можно разделить их на две большие группы:
1 точка зрения. Педология – лженаука. Прочитал рассказ Музы Фёдоровна Тарасовой, участницы подобного исследования. Она пишет о том, что тесты были универсифицированны, они не учитывали индивидуальных особенностей детей и были написаны только на основании опыта самих исследователей. Что наука не выявляла одарённых или неординарных детей, а вычесывала всех под гребёнку исследователей. В школах зачастую было два коллектива – педагоги и педологи, причём педагоги считались второстепенным персоналом, всего лишь предметниками.
2. Педология – несправедливо загубленная наука. Она была на самом пике своего становления и стала давать первые результаты, но правительству и партии не нужны были индивидуальности, поэтому, постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936) педология была объявлена «лженаукой» и прекратила свое существование, что привело к упадку педагогики и психологии в целом. Гонения были настолько серьёзными, что педагоги тряслись в ужасе при мысли о возможном упоминании их фамилии хоть в какой-нибудь связи с педологией.
Трудно проводить анализ степени упадка образования того времени. Через четыре года началась война и упадок здесь все-таки объясняется кое-чем другим.
Я так и не сформировал свое мнение по этому вопросу. Возможно, подобная наука нужна. Но разница сейчас среди детей настолько велика, что универсальным тестами их способности не проверить. Они живут в слишком разных социальных, нравственных, этнических и пр. условиях, от мегаполисов до хуторов. Неоднократно видел комментарии, что именно из педологии растут ноги у ЕГЭ. Но ЕГЭ – это проверка обученности, а педология пыталась исследовать несколько иные параметры.
Некоторые проводят аналогию между педологами и современными тьюторами, упоминают о делении на кластеры.
В любом случае, для эволюции образования, как и для любого процесса, требуется время. Не десять дет, а десятки. Пока что образование идёт по катастрофическому типу эволюции, когда всех конкурентноспособных и устойчивых особей спалило вулканом, остались только плешивые и кривоногие.
Жду ваших историй
Bloguu@yandex.ru
Источник