Педиатрия периоды развития ребенка

Развитие ребенка. Периоды развития новорожденного ребенка

Новорожденным обычно считается малыш до 28 дней жизни от даты рождения. Различают ранний период новорожденности – 1-7 дней после рождения и поздний период 7-28 день от даты рождения. А грудничковый возраст ребенка педиатры делят по кварталам: 3 месяца, 6 месяцев, 9 и 12 месяцев жизни ребенка.

Ранний период развития новорожденного ребенка. Все дети рождаются с не законченным развитием всех внутренних органов и тканей, которые совершенствуются уже после рождения. Педиатры в этот период часто посещают ребенка дома. При первых посещениях они состояние ребенка оценивают, исходя из таких показателей, как режим и объем питания, развитие двигательных функций, функционирование кишечника, спокойствие сна, наличие инфекции, чистота кожи, реакция на мать и отца, или других членов семьи.

Чтобы определить достаточно ли ребенок питается, они ориентируются на вес ребенка. За первые 3-4 дня с дня рождения ребенок должен терять в весе. Причинами уменьшения веса новорожденного является “послеродовый стресс”, не достаточное количество молока у матери и отхождения первородного кала и мочи. Обычно, потеря массы тела ребенка составляет 5-6% от первоначального веса. А уже с пятого дня жизни, малыш должен снова начинать набирать вес и к десятому дню жизни его вес должен быть примерно равен весу при рождении.

Стул младенца становится более водянистым с небольшим количеством слизи, он имеет равномерный цвет без выделений с зеленоватым оттенком. Количество их тоже учащается до 5-8 раз в день, а мочиться малыш до 10-15 раз в сутки. Обычно между 3-8 днями жизни у новорожденных наблюдается гормональный криз – набухают молочные железы, а кроме этого у девочек из влагалища иногда может выделяться мутная жидкость белого цвета.

Выдавливать содержимое из грудных желез нельзя. Гормональный криз, это результат влияния материнских гормонов, он не требует лечения и проходит самостоятельно. Массу переживаний и беспокойств у родителей в ранний период новорожденности вызывает физиологическая желтуха. Кожа ребенка рожденного с физиологической желтухой имеет желтоватый оттенок. Это считается нормальным состоянием организма, вызванное распадом красных кровяных телец эритроцитов и увеличением билирубина, жёлтых пигментов. Физиологическая желтуха у многих детей не требует какого-либо специального лечения и проходит через 1-2 недели после рождения. Иногда желтуха может быть причиной серьёзного заболевания – гемолитической болезни, результата несовместимости крови матери и плода.

Спит малыш в ранний период новорожденности обычно много, 16-18 часов в сутки. Будить малыша и кормить по графику не надо, лучше самим подстраиваться под биоритмы малыша. Многие маленькие дети любят днем спать больше, а ночью бодрствовать и кушать. Маме необходимо планировать кормления, пеленания и кормить малыша по первому требованию, даже ночью. Количество грудного молока у мамы, высасываемое за одно кормление, начинает чуть-чуть увеличиваться.

Важным фактором нормального развития малыша является его положение на кроватке. Лучшее положение для сна новорожденного ребенка на боку, поэтому необходимо периодически менять положение левый бок с правым, что поможет избежать деформации головки. Также, нужно помнить, что для правильного формирования позвоночника малыша не стоит класть под его подушку.

Поздний период развития новорожденного ребенка. Начиная со второй недели, малыш потихоньку начинает привыкать к новой жизни, он уже больше бодрствует и засыпает только через десять минут после кормления. Он начинает поворачивать головку не рефлекторно, а по направлению к услышанному голосу или звуку. Малыш подолгу может рассматривать крупные яркие погремушки, висячие над его кроваткой. Форма головки у него приобретает обычные круглые очертания.

Малыша начинают купать к концу второй недели, когда у него отпадает пуповина. Хоть и пупочная ранка к этому времени обычно заживает, но пока ее нужно регулярно обрабатывать.

В этот период малыш начинает испытывать дискомфорт, если у него мокро, ему холодно или больно, он плачет. А если его взять в это время на руки, то он успокаивается. Количество издаваемых звуков увеличивается, привлекая внимание, малыш может сопеть. Малыш активно сосет молоко, хватается за мамины пальцы, растопыривает пальчики ног, двигает ножками, выгибает позвоночник, если проводят пальцами по его позвоночнику.

Он уже может делать кое-какие движения осознанно, а не рефлекторно. Личико малыша уже не напряженное, во сне появляется бессознательная улыбка.

Новорожденный ребенок в конце этого периода умеет поворачивать и приподнимать головку, лежа на животике, а лежа на спине, поворачивает голову в сторону, откуда доносится знакомый голос или звук. Он уже рассматривает окружающих осмысленным взглядом.

Очень важно для гармоничного развития новорожденного малыша прогулки на свежем воздухе. Родители должны организовать дневной сон ребенка на улице, еще лучше – в парке или в лесу. Если по каким-то причинам этого сделать невозможно, комнату, где спит ребенок, надо хорошо проветривать, а также необходимо устранить источники раздражения – телевизор, компьютер, радио и т.д.

Малыш уже проявляет радость и недовольство: он плачет, кряхтит или сопит, когда ему что-то не нравится, и радостно улыбается, когда ему комфортно и спокойно, издает разные звуки при общении с мамой.

Темпы развития у всех новорожденных разные, и не стоит огорчаться, заметив какие-либо незначительные отставания. Если родители будут тщательно заботиться о своем ребенке, малыш быстро все наверстает. Очень полезно в этот период малышу делать массаж и гимнастические упражнения для укрепления мышц.

– Вернуться в оглавление раздела “Акушерство.”

Автор: Искандер Милевски

Источник

Периоды детства:

I. Период внутриутробного развития (утробное детство). Длительность — с момента имплантации до рождения (270 дней). Делится на:

1.    Фаза эмбрионального развития (12 недель);

2.    Фаза плацентарного развития (фетальный период):

?      Поздний (29-40 нед) — антенатальный период;

3.    Интранатальный период,

1. Эмбриональный период — от зиготы до 12 недель. Формируются внешние части тела и внутренние органы. Сильное повреждение зародыша — пороки от действия физических факторов (механические, термические, ионизирующее излучение), химических факторов (недостаток витаминов, микроэлементов, гипоксия, гормональные дискорреляции, действие ядов), действие биологических факторов (ви­русы, бактерии, простейшие), нарушение формирования головного мозга, сердечно-сосудистой, других органов и систем, врожден­ные уродства, выкидыши.

2а) ранний фетальный период — интенсивный  рост плода (13-28 нед). Плод могут поражать инфекции: цитамегаловирус. токсоплазмы, гистериоз, краснуха, сывороточный гепатит, сифилис, ВИЧ и др., которые повреждают ЦНС, внутренние органы, в результате чего нарушается нормальное развитие плода — задержка дифференцировки органов (гипоплазия) нарушение дифференцировки тканей (дисплазия),  рождение незрелого,  недоношенного ребенка, врожденные уродства, т.к.  иммунитет только начинает формироваться в ответ на инфекцию – пролиферативные процессы — цирроз, скле­роз. Совокупность изменений плода — ранние фетопатии.

2б) поздний фетальный период — после 28 нед до родов. Рождение маловесного, незрелого ребенка при повреждении процессов депонирования компонентов пищи, которые не могут быть введены с материнским молоком (Ca, Fe, Cu,B12).

Трансплацентарные иммуноглобулины матери обеспечивают  высокий уровень пассивного иммунитета. Рождение ребенка с малой степенью недоношенности сказывается на его адаптационных возмож­ностях.

Ребенок, родившийся ранее 38 нед — недоношенный; 38 — 41 нед — срочные роды; запоздалые — 42 и более недель.

3.Интранатальный  период   — от начала   родов до  рождения ребенка.  Родовой  акт – нарушение

кровообращения плаценты,  что приводит  к асфиксии, родовой травме, инфицированию плода. С момента отделения плода от матери – 1й этап внеутробного существования ребенка.

4. Период новорожденности:

—  ранний неонатальный период — от перевязки пуповины до 7 cyток,

—  Поздний неонатальный  период — от 8 до 28 дня — основное — адаптация организма ребенка к новой сре­де. Меняется характер кровообращения, начинает функционировать дыхательная система, ЖКТ, изменяются морфологические, физико-химические особенности крови, повышается основной обмен.

У новорожденного сосуды кожи в первые сутки расширены — гиперемия (физиологический катар) — потеря жидкости через кожу, с дыханием,  отхождением мекония, недостаточное питание — в 1е 2-3- дня ребенок теряет 5-7% первоначальной массы тела (не более 300г.), с 4-5- дня масса начинает восстанавливаться, и восстанавливается, к 6 — 8 дню (выписка). Потеря массы более 10% и замедление восстановления вызывает трево­гу., т.к. эти показатели свидетельствуют о неблагоприятном — патология.

У недоношенных потеря массы  9 -14% (в норме).

У детей  первых дней жизни наблюдается конъюгационная желтуха (с конца 2х суток — на 3 – 4),(38-72 часа) и связана с усиленным pacпадом эритроцитов н недостаточной активностыо глюкоронилтрансферазы  печени. Появляется, когда концентрация непрямого билирубина достигает 51 — 60 мкмоль/л у недоношенных  85 — 103 мкмоль/л. Сохраняется. в течение 5-7 дней у доношенных детей. У недоношенных недостаточность фермента больше, поэтому у них длительность желтухи зависит от терапии (2,5 — 3,5 недели).

Максимальная  концентрация биллирубина обычно наблюдается на 4 — 6 день жизни. В зависимости от содержания в крови непрямого биллирубина, конъюгационная желтуха у недоношенных делится:

  1. до 196 мкмоль/л  — обычная желтуха;
  2. 196 -256 мкмоль/л — конъюгационная желтуха 1й степени.
  3. 256 — 342 мкмоль/л -2й степени
  4. более 342 мкмоль/л -3й степени

При уровне биллирубина 130 и  более мкмоль/л у недоношенных м.б.  ядерная желтуха, ее надо лечить.

В период новорожденности группы заболеваний:

1. Недоношенность, незрелость, уродства, требующие хирургических  вмешательств;

2. Родовые травмы;

3. Инфекции (врожденные, приобретенные) — поражения кожи.. заболевания пупка, сепсис (особенности реактивноси, отсутствие иммуноглобулинов А,М). Функциональная недостаточность в период новорожденности: физиологическая альбуминурия, мочекислый инфаркт, транзиторная лихорадка

Новорожденные чувствительны к температуре окружающей среды (В палате 22-24°С), для недоношенных 24-26°С, относительная влажность — 60%, Для выживания — кювезы температура внутри которых зависит от массы (от 35 до 32°С), в первые сутки влажность-90%, затем снижается до 65%. Длительность пребывания в кювезе 2 — 8 дней (до 2 недель)- до тех пор, пока появится постоянная температура тела. В открытом кювезе — до 1900гр. – затем в обычную кровать.

Нервная система отличается у ребенка и взрослых. Процесс превращения новорожденного во взрослого человека  — непрерывное развитие его мозга

Головной мозг новорожденного относительно велик 350 — 400г. На 1 кг массы тела приходится 110 грамм мозгового вещества, у взрослого—20-25г. Головной мозг массивный незрелый орган. Его вес больше из-за большого количества воды.

Кора головного мозга состоит из 7 cлоев, но дифференцировка происходит постепенно н продолжается после рождения. Миелинизацияция волокон незакончена. Внутриутробно миелинизируются аксоны белого вещества подкорковой области, в последнюю очередь миелинизируется интракортикальная область. Поверхностные слои  миелинизируются после рождения до 1,5 лет

До 6 месяцев у ребенка недоразвиты малые борозды,  мозговая ткань бедна ганглиозными клетками, церебролизином, нейроглобулином. Дифференцировка  происходит к Зм годам, К 8ми – кора ГМ похожа на кору мозга взрослых.

Кровоснабжение головного мозга у детей лучше, чем у взрослых, т.к. хорошо развита капиллярная сеть — потребности мозга в кислороде. Но отток крови у детей 1 года жизни хуже, чем у взрослых, т.к. диплоэтические вены образуются после  закрытия родничков это является условием, способствующие большему накоплению токсических веществ при заболеваниях — частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний > проницаемость ГЭБ.

Спинной мозг новорожденного морфологически зрел   и   мало   отличается   от взрослого.   Возможны,   безусловно-рефлекторные реакции. СМ относительно длиннее, чем у взрослых, нижний конец его доходит до нижнего края второго поясничного позвонка, а в более позднем возрасте — до первого поясничного позвонка. Это учитывается при спинномозговой пункции.

Поведение ребенка определяет ЦНС и состояние рецепторного аппарата, Рано функционирует вестибулярный аппарат, хорошо развита тактильная чувствительность (ладони и подошвы), осуществляется акт сосания, выражены температурная и болевая чувствительность, функционируют обонятельные  и вкусовые рецепторы, зрительные и слуховые

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:

1)                 В возрасте 10 дней — ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет, вздрагивает при сильном звуке.

2) В 18 — 20 дней — удерживает в поле зрения неподвижный предмет, успокаивается при сильном звуке.

3) В 1 месяц — следит за движущимся предметом, прислушивается к взрослым, 1я улыбка на разговор взрослых, издает отдельные звуки.

4) В 1,5 месяца — удерживает самостоятельно головку.

5) В 2,0 месяца — при повороте на живот поднимает и удерживает головку, повторяет произнесение отдельных звуков,

6) В 3.0 месяца      — комплекс оживления в ответ на разговор взрослых

7) В 4.0 месяца      — узнает мать, тянется к другому ребенку

В 5.0 месяцев     — отличает близких людей от чужих. различает строгую и ласковую интонацию речи

9)  В 6,0 месяцев    — произносит отдельные слоги, самостоятельно сидит.

10)В 7,0 месяцев    — хорошо ползает, долго лепечет.

11)В 8.0 месяцев    — сам стоит, по просьбе взрослых находит предмет,

12)В 9,0 месяцев    —  подражает взрослым, повторяет слоги.

13)В 10.0 месяцев   — делает отдельные действия с игрушками по просьбе взрослых

14)В 11,0 месяцев   — произносит отдельные слова, радуется приходу детей.

15)В 12,0 месяцев   — ходит сам, произносят  6-10слов.

К концу года ВНД достигает высокого уровня развития — развивается вторая сигнальная система.

5. Период грудного возраста – от 1 месяца до 1 года – совершенствование ЦНС интенсивных обменных процессов, рост, бурное физическое и нервно-психическое развитие, слабость органов ЖКТ. В 1й год – необходима высококалорийная пища при недостаточности ЖКТ – острые и хронические расстройства питания и пищеварения. Часто рахит, спазмофилия, дистрофия, анемия, аномалии конституции. Первоначальный пассивный иммунитет у ребенка ослабевает, приобретенный отсутствует. Случайный контакт приводит к возникновению инфекционных заболеваний (ОРВИ и ЖК-инфекции).

У новорожденного открыты большой и малый роднички (большой 3*3 см), при нормальном развитии большой родничок закрывается к 1 году, малый закрывается к 3м месяцам. 1е зубы у ребенка появляются в 5 -6мес к 1 году -8 зубов, к 2м годам  — 20 молочных зубов.

6.Период молочных зубов — от 1 года до 7 лет. 2 подпериода:

— преддошкольный (1 — Згода) — старший ясельный возраст. — дошкольный(4 — 7 лет).

Характеризуется постепенным совершенствованием всех возможностей детского организма. В предошкольном возрасте созревают центральная и периферическая НС, ребенок отличается пластич-ностью, на нем отражаются положительные и отрицательные воздействия факторов внешней среды. В дошкольном возрасте (4 — 7 лет) — возрастает потребность в общении с другими детьми. Впреддошкольном периоде — острые расстройства пищеварении, диатезы, пневмония, острые инфекции, корь, скарлатина, ветряная оспа, эпидемический паротит, т.к. иммунологический аппарат несовершенен, нет приобретенного иммунитета.

В дошкольном возрасте — аллергические заболевания — БА ревматизм, коллагенозы, гломерулонефрит, 7.Период школьного возраста

а)  Младшего школьного возраста (отрочество). Основная структурная дифференцировка тканей завер­шилась. Завершилось развитие мышечной ткани и формирование характера.

Выявляются психофизические особенности в зависимости от пола. Усиливается действие эндокринных желез — половых, ЩЖ, гипофиза, ослабляется роль тимуса.

большой удельный вес у детей младшего школьного возраста занимают детские инфекции, и возрастает роль аллергии.

В школьном возрасте — ревматизм, заболевания почек, НС. коллагенозы.

Многие заболевания по характеру течения приближаются  к таковым   у взрослых.

б)  Период полового созревания (пубертатный) — старшего школьного возраста. Начало и конец, этого периода зависит от пола, материально-бытовых, климатических . условий и др.

Половое созревание у. девочек, между. 13 и 16 годами, у мальчиков — 14 — 17лет.

Меняется внешний вид, пропорции тела — как у взрослых, характерны сдвиги со стороны эндокринной системы. Патология — часто психоневрозы, расстройства сердечной деятельности.

Период детства у ребенка зависит от индивидуальных, конституциональных и других особенностей. Особенности необходимо знать, для профилактики заболеваний.

Знание массы, роста, температуры необходимо, т.к. задержка в нарастании массы, роста говорит о неблагопо­лучии в организме, что связано с заболеваниями, нарушением питания и др.

Средний вес доношенного мальчика — 3400 — 3600г девочки — 3 250 — 3 400 г.

Могут быть колебания . Допустимо 2700 — 4000г.» Новорожденные с массой тела = 2500г — недоношенные или с внутриутробной гипотрофией- 4000г — крупные плоды.

Недоношенный ребенок — родившийся до 38 недель, ранее 28 недель — выкидыш.

Новорожденный с массой <1000 плод. Название «плод» сохраняется до 7 дня жизни, «после чего, независимо  от массы — ребенок. Дети, родившиеся в 38 недель и более независимо от массы тепа — доношенные.

4 степени недоношенности:

1) 2001 — 2500

2) 1501 — 2000

3) 1001 — 1500

4) 500   — 1000                                                          .

Рост доношенного новорожденного 50 — 52 см. колеблется от 48 до 56 см, Длина у девочек на 1 — 2 см <, чем у мальчиков, Недоношенные < 45 см.

13 первом полугодии жизни средняя прибавка — 20-25 г/сут, во втором полугодия жизни интенсивность снижа-ется  на 15 г/сут.

Средние прибавки массы тела:

1 месяц — 600г,

2-3 месяц  — 800г

4 месяц — 750. и с каждым последующим месяцем снижается на 50 г от предыдущего.

Прибавка в росте:

В  первые 2 месяца — 3 см, 3-4мес. — 2,5 см, с 5 по 8 = 2 см, 9-12 — 1,5 см.

Удвоение массы тела — к 4,5 — 5 мес., утроение — 9-12 мес.

У детей с низкими показателями физического развития удвоение и утроение происходит раньше.

После года масса снижается. К 6 -7 годам удваивается вес годовалого, к 13- 14 -удваивается вес 7 летнего.

Влияние на массу оказывают: питание, заболевания, санитарно-бытовые условия нагрузки. Расчет массы тала детей > 1 года: 1)  Масса тела детей 2 — 11 лет = 10.5 кг + 2п, где в — возраст ребенка в годах, 10.5 — средняя масса тела годовалого ребенка.

2)Масса тела 5 лет = 19 кг. На каждый недостающий год до 5 лет — вычитают 2 кг, на каждый последующий прибавляют — 3 кг.

Недоношенные дети: за 1 мес. жизни с 1 — 2 ст. — 400г; 3. ст. — 300г; 4 ст. — 180г. 2 по 10 мес. — с 1 — 2 ст — 700г, 3- 4 ст — 600г

11 -12 мес. — с1 — 2 ст. — 500г; 3 — 4 ст. — 400г.

Они удваивают массу к 2 — 3,5 мес., утраивают — к 4 мес. К 1 году — масса увеличивается в 4-6 раз, интенсивность роста: в течение 1го года жизни — 25 см ( 15+10), к году — 75 см, а среднем рост ребенка.:

1) 6 мес. = 66 см. На недостающий месяц вычитывают 2,5 см, последующий — прибавляют —1,5 см. первоначальная длина удваивается к 4м годам, утраивается к 12 годам.

2) В 4 года — 100 см, < 4х лет 100 — 8(4-п), п. — число лет.

3)   > 4х лет: 100 + 6(п-4), п. — число лет.

4)  Рост от 2 да 15 лет определяется из роста 8 летнего ребенка (130 см). На недостающий год от 130 отнимают 7 см, на последующий прибавляю 5 см.

У недоношенных в 1й месяц прибавка роста 3,5 — 5 см, затем, как у доношенных. За 1й год длина увеличивается на 26 -30 см.

Показатели частоты пульса и АД, У новорожденного пульс 160 — 140/мнн, в 1 мес — 130/м, 1 год — 120/мин, за тем  снижается на 3 удара в год.

Уровень АД у у новорожденного: 60/40 — 80/50 мм рт. ст., затем увеличивается.

АД:

1)Формула Масловой у ребенка до 1 года: 76 +2п (п — число месяцев) > 1 года: 100 +2п (п — возраст в

годах). 2)По Воловику: у мальчиков: САД = 90 +2п  ДАД = 60 + п

Для девочек от показателей отнимают 5. для школьного возраста: формула Волынского: максимальное АД = 102 +(0,6 Х возраст в годах)                                                                                                                                          минимальное  АД =   63 +(0,4Х  возраст в годах).

Сумма пульса и САД = 200 (во все возрастные периоды).

В последние годы наблюдается дегенерация — ухудшение питания населения, рост школ-лицеев, гимназии ГБ, ВСД, заболевания ССС, НС, ЖКТ,

Интенсивный школьный процесс — ухудшение состояния детей -12 летние обучение. Дети созревают позже, поэтому призыв  должен быть с 19 лет.

Для оценки  физического развития детей используются таблицы пара-  и непараметрические(центильные таблицы). где определено соотношение массы и роста, окружность головы, грудной клетки в зависимости от возраста

Зоны в таблицах соответствуют частоте показателя у определенного процента детей.

В зонах от 75 до 25 — 4 коридор — среднее физическое развитие (50% детей), в зонах от 25 до 10 н 75 — 90 центилей — ниже среднего и выше среднего физическое развитие (15%). От 10 до 3, 90 — 97 центилей — низкое физическое развитие

Величины, находящиеся в крайних положениях у 3% обусловлены патологическим состоянием. При оценке росто-весового соотношений: определяют — нормальное, дефицит или избыток массы тела, низкий рост

В пределах от 10 до 90 центилей — физическое развитие в норме, 3 — 10, 90 — 97 — дефицит массы тела I степени  избыток массы тела 1 степени.

До 3х, > 97 — дефицит массы тела 2 степени, избыток массы тела 2 степени.

Гармоничность определяет по номеру коридоров. Если разность не >1 — гармоничное развитие, если разность = 2 дисгармоничное развитие, если =3 резко дисгармоничное

Соматотипы: определяются согласно сумме коридоров: при сумме до10 — микросоматотип

10 -16  мезосоматотип  16 — 21 макросоматотип

Заключение: физическое развитие нормальное гармоничное, мезосоматотип.

P.S.

Физиологические ??? состояния новорожденных:

  1. физиологический катар
  2. конъюгационная желтуха
  3. физиологическая альбуминурия
  4. мочекислый инфаркт
  5. транзиторная лихорадка
  6. функциональная диспепсия
  7. физиологическая олигоурия
  8. гормональные кризы

физиологический мастит

(Visited 736 times, 1 visits today)

Источник