Педагогику развития здорового ребенка

Педагогику развития здорового ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Пенто, Е. В. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / Е. В. Пенто. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12296/ (дата обращения: 05.12.2020).



В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: развитие, педагогические условия, здоровый образ жизни, дети дошкольного возраста, ДОУ

Постановка проблемы. Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесс формирования ценностей здорового образа жизни. В. И. Андреев считает, что педагогические условия — это обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей

Учитывая, что условия представляют собой существенный компонент комплекса объектов, из наличия которых с необходимостью следует существование данного явления, и что данная категория отражает отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может, под педагогическими условиями мы понимаем обстоятельства процесса обучения и воспитания.

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]:

  1. Организация взаимодействия ДОО и семьи.
  2. Создание развивающей предметно-пространственной среды по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Рассмотрим более подробно каждое педагогическое условие. Первое педагогическое условие — организация взаимодействия ДОО и семьи. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А. И. Захаров, Ю. П. Литвинене, А. Н. Демидова, В. Я. Титаренко, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка- дошкольника.

Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Проблемой работы с родителями в системе ДОО занимались Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, В. М. Иванова, Т. А. Куликова, О. Н. Урбанская, Я. И. Ковальчук и др. Факторы, обеспечивающие значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, изучали Ю. П. Азаров, И. В. Гребенников, Т. А. Маркова, А. В. Петровский, А. Г. Харчев; игровую деятельность младшего дошкольника в семье — В. М. Иванова. Данными учеными исследовалось взаимодействие ДОО и семьи по отдельным направлениям обучения и воспитания ребенка: трудовое, игровое, нравственное и др., но активное участие родителей в образовательном процессе не рассматривалось [2, с.19].

Чтобы общение воспитателей с родителями не ограничивалось взаимными претензиями, необходимо взаимодействие с родителями строить на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и, самое главное, их опыта в воспитании детей.

Недаром педагоги прошлого — К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой — говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знаний и опыта. В этом современным родителям могут оказать помощь педагоги детского сада, несмотря на то, что информация по вопросам воспитания ребёнка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в разных формах [1, с. 34].

В настоящее время педагоги используют нетрадиционные формы работы с родителями, но мы прекрасно понимаем, что мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями, и не имеют положительного эффекта. Можно выделить следующие формы работы с родителями: индивидуальные консультации — это диалог воспитателя и родителя; педагогический совет с участием родителей.

Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей; родительская конференция — одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность.

На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т. д.; «круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания; вечера вопросов и ответов, форма, позволяющая родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей; уголок для родителей.

Читайте также:  Методы развития ребенка в образовательном процессе это

Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей; еженедельные записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых видах деятельности и другую информацию; личные блокноты, которые могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду.

Повышается ответственность родителей за воспитание детей, расширяется взаимодействие между семьей и общественными организациями, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения. В это время исследуются проблемы взаимодействия детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками (В. И. Безлюдная), специфика педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва), детско-родительские отношения в семье с нарушенным кровным родством (Е. П. Арнаутова), работа детского сада с молодой семьей (О. Л. Зверева) [2, с. 20]. Основой педагогической модели взаимодействия ДОО и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равноответственность родителей и педагогов ДОО. Значение традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОО и семьи очень велико. Данные формы работы достаточно эффективны и могут использоваться в целях педагогического сопровождения семьи, основываясь на педагогических запросах родителей. Совместная работа ДОО и семьи по приобщению детей дошкольного возраста к ЗОЖ немыслима друг без друга на современном этапе развития общества.

Второе педагогическое условие — создание развивающей предметно- пространственной среды по формированию ценностей здорового образа жизни у детей. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. Формированию представлений, а впоследствии и навыка детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание развивающей предметно-пространственной среды в группах.

Центры здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме ЗОЖ, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты НОД и бесед, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др. Вопрос создания развивающей предметно — пространственной среды для дошкольной образовательной организации является не менее важным и актуальным.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предъявляет к развивающей предметно — пространственной среде определённые требования [1]:

‒ насыщенность;

‒ трансформируемость;

‒ полифункциональность;

‒ вариативность;

‒ доступность;

‒ безопасность.

Рассмотрим основные требование к развивающей предметно- пространственной среде в контексте формирования ценностей ЗОЖ. Насыщенность: соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов по формирование здорового образа жизни, спортивного оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство для физического развития должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, активной игровой деятельности с разными материалами способствующие формированию ЗОЖ.

Доступность развивающей предметно-пространственной среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к спортивному оборудованию, играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим формирование ЗОЖ; исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод что, развивающая предметно — пространственная среда играет огромную роль в формировании ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Создавая среду педагог должен учитывать индивидуальны особенности каждого ребенка. Необходимо наполнить ее различным дидактическим, спортивным и игровым материалом, который будет способствовать формированию ценностей ЗОЖ.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) режим доступа://www/firo.ru/? page_id=11678
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — 334с.
  3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2014. — 280 с.
  4. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5–6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. — М., 2002. — 240 с.
Читайте также:  Периоды развития ребенка в первый год жизни

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, дошкольный возраст, родитель, семья, детский сад, пространственная среда, ребенок, Иваново, педагогическое условие, развивающая предметно-пространственная среда.

Похожие статьи

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство…

здоровый образ жизни, семья, дошкольный возраст, родитель, пространственная среда, детский сад, ребенок, педагогическое условие, развивающая предметнопространственная среда, Иваново.

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

здоровый образ жизни, семья, дошкольный возраст, родитель, пространственная среда, детский сад, ребенок, педагогическое условие, развивающая предметнопространственная среда, Иваново.

Значение предметнопространственной развивающей среды

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.

Организационно-педагогические условия создания…

детский сад, развивающая предметнопространственная среда, ребенок, игровое пространство, окружающий мир, дошкольный возраст, предметно-игровая среда, дошкольное образование, развивающая

Обновление развивающей предметнопространственной

Ключевые слова: развивающая предметнопространственная среда, РППС, ФГОС ДО, дошкольный возраст. На сегодняшний день с повсеместной реализацией ФГОС в дошкольных учреждениях актуальность внедрения в образовательную практику новых технологий…

Развивающая предметнопространственная среда как средство…

Определила тему «Предметно пространственная среда, как средство познавательно-речевого развития».

Познакомить родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей. При построении РППС группы использовала следующие принципы

Организация развивающей предметнопространственной

Развивающая предметнопространственная среда как средство… Познакомить родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей. При построении РППС группы использовала следующие.

Особенности организации развивающей

Особенности организации развивающей предметнопространственной здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: РППС, развивающая предметнопространственная среда, ФГОС ДО, Федеральный…

Создание предметноразвивающей среды для детей

«Развивающая предметнопространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным

Организационно-педагогические условия создания… предметно-развивающая среда, ребенок, игра, младший дошкольный возраст

Источник

«ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ»

                                                    учителя начальных классов

                                                                         МБОУ  гимназия №14

                                                                         Харебовой  Татьяны Геннадьевны

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет. Существует более 300 определений здоровья. Остановимся на определении, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Существует и определение здоровья по Брехману.

  • Соматическое здоровье – удел биологии и медицины.
  • Физическое здоровье – сфера физической культуры и спорта.
  • Психическое здоровье – область применения психологических наук.
  • Нравственное здоровье отражает социальную ценность человека, формирует нравственность и духовность.

Представление о здоровье как о триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о духовном благополучии, необходимость комплексного подхода. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия – постоянные, и значит заменить их ничем нельзя». (Н. Амосов.)

Человек должен овладеть искусством здоровой жизни, уметь вести здоровый образ жизни. «Педагогика здоровья» как раз разработана и направлена на это.

 Программа по «Педагогике здоровья» ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

В ней  решаются следующие задачи:

  • образовательные (приобретение учащимися знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни);
  • развивающие (формирование мировоззренческих идей и убеждений о ценности здоровья)
  • воспитательные (развитие у учащихся стремления организовать здоровый быт, противостоящий неблагополучной социальной и природной среде)
  • практические (привитие умений и навыков в области охраны своего здоровья, содействие социальной адаптации учащихся, укрепление их духовно-социального здоровья)
  • пропаганда здорового образа жизни, формирование знаний в области психологии, физиологии, гигиены и медицины путем проведения всеобуча для учащихся и их родителей;
Читайте также:  Доречевой период развития ребенка с церебральным параличом

Понятие здоровый образ жизни включает в себя следующие блоки:

  • Режим труда и отдыха.
  • Физическая активность и закаливание.
  • Рациональное питание.
  • Психогигиена и психопрофилактика.

–        Создание благоприятной для человека окружающей среды.

  • Отказ от курения и алкоголя.
  • Половое воспитание и сексуальное здоровье.

–  Нетрадиционные методы оздоровления.

Здоровый образ жизни – это форма и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространенных заболеваний.

Мы должны понимать, что если общество действительно заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ведь совершенно очевидно, что без создания определенных социальных условий, без повышения статуса Матери, без здоровой семьи, без высокого образовательного и культурного уровня всех членов общества, в первую очередь, женщины, без ее высокого духовного потенциала, без изменения отношения к личности, без самоуважения, а следовательно, без ее уважения к другим, без любви к ближнему решить эту проблему сегодня невозможно. Ответственность за то, что менее 10 % школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя российская школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.

Цель занятий «Педагогики здоровья»: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

 Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику  младшего школьного возраста. Используются другие специфические для младших школьников виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.) при обучении.

Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и кушать здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Занятия строятся так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.

После проведения систематических занятий по данной программе, прослеживаются тенденции улучшения здоровья учащихся, развитие и расширение их знаний о сохранении и укреплении здоровья.

Учет учащихся перенесших заболевания

                                                          2015-2016 учебный год.

Класс

    2

«А»

2

«Б»

 2

«В»

Месяц/заболеваемость

ОРВИ

ОРЗ

итого

ОРЗ

ОРВИ

итого

ОРВИ

ОРЗ

итого

сентябрь

3

3

1

1

2

октябрь

4

4

4

1

5

3

3

ноябрь

3

3

3

2

5

декабрь

2

2

1

1

1

1

январь

1

1

1

2

3

февраль

6

6

4

8

12

5

5

март

7

7

2

2

4

3

3

апрель

1

1

1

1

май

2

2

2

2

1

                                   Диаграмма заболеваемости

       

На этих уроках оценок нет. И на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, нельзя реагировать отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность, неуверенность, в себе, рождает неискренность. Поэтому, обязательным условием проведения занятий по «Педагогике здоровья» является создание атмосферы максимальной психологической комфортности и доброжелательности. Занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости и желание прийти на занятие снова и снова.

Источник