Педагогика уровни развития ребенка

Педагогика уровни развития ребенка thumbnail

Для объяснения вопроса о влиянии обучения на развитие Л.С. Выготский ввел

понятие о двух уровнях развития ребенка: первый – зона актуального

развития; второй – зона ближайшего развития.

Первый уровень характеризует собой уже достигнутый ребенком

уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которые он способен

решать полностью самостоятельно, без помощи взрослого. Второй уровень

обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач

ребенком. Второй уровень выше первого, так как при помощи взрослого ребенок

способен решать более сложные задачи.

Предположим, говорил Л.С. Выготский, что два ребенка одного и того же возраста

самостоятельно решают задачи одного и того же класса со сходным результатом.

Это будет означать, что уровень их актуального развития примерно одинаков и

соответствует, допустим, умственному возрасту 7 лет. Но давайте попробуем

предложить им решать более сложные задачи в сотрудничестве со взрослым. “Перед

нами, – писал далее Л.С. Выготский, – два ребенка с одинаковым умственным

возрастом в 7 лет, но один из них при малейшей помощи решает задачи на 9 лет, а

другой – на 7 с половиной. Одинаково ли умственное развитие обоих этих детей? С

точки зрения самостоятельной их деятельности одинаково, но с точки зрения

ближайших возможностей развития они резко расходятся. То, что ребенок

оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает нам зону его

ближайшего развития” (Выготский Л. С).

Уровень актуального развития ребенка показывает нам, какие психические процессы

у него уже сложились, т.е. фактически по его актуальному развитию мы можем

судить об уже завершенных циклах развития. Однако целью образования

является перспективное развитие ребенка, поэтому развивающее образования

использует не только достигнутые результаты развития, но и процессы,

находящиеся в стадии становления. В детском саду и в школе учат чему-то новому,

продвигая ребенка в его развитии, давая ему возможность постараться сделать

немножко больше, чем то, что ему и так легко дается.

Перспективы развития у двух детей из нашего примера различны, поскольку

различны зоны их ближайшего развития. Поэтому развивающее обучение всегда

ориентируется на зону ближайшего развития ребенка, превращая эту зону с

помощью педагогики сотрудничества в актуальный уровень развития ребенка. То,

что ребенок сегодня делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет

делать самостоятельно.

Л.С. Выготский сделал следующие выводы: 1) обучение создает зону ближайшего

развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2) обучение

двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те,

которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития. И потому Л.С.

Выготский делает главный вывод: педагогика должна ориентироваться

не на вчерашний, а на завтрашний день развития (т.е. на зону ближайшего развития

ребенка).

Концепции развивающего обучения.(Общая педагогика. С. 168-195.)

В последние десятилетия теоретики и практики отечественного образования все

больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Более того, одним из

основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип

развивающего образования (Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в

России. – М., 1994. – С.159-160).

Конкретное отражение проблема закономерностей и принципов

обучения находит в концепциях развивающего обучения, разработанных

отечественными психологами и педагогами. В последнее десятилетие теоретики и

практики отечественного образования уделяют этой проблеме все больше внимания,

посвящая ей научные труды, создавая методические пособия и специальные

программы. Более того, одним из основных принципов реформирования российской

школы провозглашен принцип развивающего образования.

Однако многие педагоги – ученые, учителя и методисты все еще имеют смутные

представления о сущности развивающего обучения, о различных его видах и

формах, о том, что в российской педагогике существует ряд концепций

развивающего обучения, трактующих этот вопрос по-разному. В этой связи

целесообразно обратиться к их анализу.

Концепция Л.В. Занкова. В конце 50-х гг. XX в. научным

коллективом под руководством Л.В. Занкова было предпринято масштабное

экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и

принципов обучения. Усилия исследователей были направлены на разработку

дидактической системы обучения младших школьников, имеющей целью их общее

психическое развитие1. Они поставили

задачу построить такую систему начального обучения, при которой достигалось бы

гораздо более высокое развитие младших школьников, чем при

обучении согласно канонам традиционной методики. Эту систему предполагалось

создавать путем организации экспериментов, проведение которых изменило бы

существующую практику, демонстрируя эффективность использования особых программ

и методов. Экспериментальное обучение носило комплексный характер. Это

выражалось в том, что содержанием эксперимента являлись не отдельные предметы,

методы и приемы, а “проверка правомерности и эффективности самих принципов

дидактической системы”1.

Основу системы обучения, по Л.В. Занкову, составляют следующие

взаимосвязанные принципы:

  • обучение на высоком уровне трудности,

  • быстрый темп в

  • изучении программного материала, ведущая роль теоретических знаний,

  • осознание школьниками процесса учения,

  • целенаправленная и

  • систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее

  • слабых.

Принцип обучения на высоком уровне трудности характеризуется, по мнению

Л.В. Занкова, не столько тем, что превышает “среднюю норму” трудности, а прежде

всего тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

I УРОВЕНЬ

1,5 – 2 года

Второй год жизни – это новый этап в развитии ребенка. Основной в этом возрасте становиться предметная деятельность, в процессе которой ребенок осваивает окружающее его пространство. Это период интенсивного роста и главным психическим новообразованием становиться речь. У ребенка появляется повышенный интерес к речи взрослого, он пристально наблюдает за движение губ говорящего человека, иногда беззвучно или шепотом пытается повторить сказанное слово. Активная речь появляется, как правило, в полтора года. Наступает период стремительного обогащения словаря и усложнения грамматического строя речи: дети, произносившие до этого отдельные слова или предпочитающие общаться с окружающими с помощью мимики и жестов, начинают по собственной инициативе пользоваться речью. Произношение звуков и слов пока еще несовершенно и может быть не всегда понятно, однако, на протяжении второго года жизни артикуляционная сторона речи достаточно быстро совершенствуется.

Важным моментом на этом этапе развития ребенка становиться первый опыт общения со сверстниками. На втором году жизни начинается развиваться особая форма деятельности ребенка – процессуальная игра. Под влиянием взрослого ребенок все чаще отражает элементы своего жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками.

Таким образом, сфера жизнедеятельности малыша обогащается все новыми видами активности.

Программы работы развивающего детского психолога на этом уровне учитывает все особенности данного возрастного периода. Они строятся по следующим направлениям:

Познавательное развитие

На этом этапе малыш научиться:

соотносить конфигурации объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением;

ориентироваться в трех и более контрастных величинах;

отличать предметы по форме, величине и цвету;

учимся распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).

навыки конструирования – по образцу, по просьбе педагога;

учимся держать карандаш, чертить кривую, закругленную линию, дорисовывать к рисунку взрослого;

учимся выполнять аппликацию из готовых форм;

лепить несложные формы (шарик, колбаску, столбик, бублик);

и т.д.

Игровые действия

Главным новшеством в развитии игровых действий становиться появление сюжетной игры. Ребенок учиться подражать взрослому, сверстнику, сказочному персонажу, использует несколько предметов заместителей, все это способствует развитию воображения и творческого (креативного) мышления. Ребенок повторяет слова из из знакомых сказок, подражает движениям персонажа.

Социально-эмоциональное развитие

На данном возрастном этапе появляется долговременная эмоциональная память. Происходит закладка основных социальных связей, ребенок получает первый опыт совместного, конструктивного взаимодействия со сверстниками. Развитие эстетических чувств и тонких эмоциональных состояний: нежность, сочувствие, обида, радость, тоска, гнев (агрессия), страх, зависть, интерес.

Речевое развитие

Программы, направленные на развитие речи ребенка включают в себя

обучение использованию в речи прилагательных, местоимений, предлогов, наречий и т. д.;

учимся отвечать на вопросы по картинке «Кто это?», «Что делает?»;

учимся рассказывать по картинке в двух – трех предложениях;

учимся составлять предложения из трех и более слов;

знакомимся с названиями животных, предметов быта и т.д.;

учимся строить мини-диалоги со сверстниками.

Разработанные психологические методики опережающего раннего развития позволяют каждому ребенку развиваться в соответствии со своим индивидуальным темпом.

Интеллектуальные тесты, оценивают не только степень общих способностей, но и различия в видах первичных умственных способностях.

II УРОВЕНЬ

2,5 – 3года

Период интенсивного роста.

Происходит интенсивное развитие активной и пассивной речи, общение становиться не только предметно-действенным, но и речевым. Значительно увеличивается словарный запас и изменяется грамматический строй языка. Развитие активной и пассивной речи на третьем году жизни становиться важнейшим показателем психического развития ребенка. Существенно возрастает познавательная активность, предметная деятельность по-прежнему занимает значительное место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. К концу раннего детства для ребенка становиться значимым не сколько само действие, сколько его результат – например, важно подмести пол, а не просто проделать соответствующие движения веником. Появление у ребенка целеполагания становиться важнейшим этапом в развитии его предметно-практической деятельности и личности в целом.

Программы работы развивающего психолога на этом уровне учитывает все особенности данного возрастного периода. Они строятся по следующим направлениям:

Познавательное развитие

На этом этапе малыш научиться:

отличать предметы по признакам;

ориентироваться в семи цветах спектра (включая черный и белый), сможет найти по образцу, по просьбе взрослого;

научиться выстраивать последовательность из трех – пяти предметов от большего к меньшему и от меньшего к большему, устанавливать соответствия, находить тождества;

наглядно ориентироваться в конфигурации объемных геометрических фигур, сможет их назвать, определить на ощупь;

научиться собирать мозаику из трех-четырех частей;

малыш сможет дорисовать к рисунку взрослого недостающие детали, научиться рисовать кружочки, овалы, проводить линии, закрашивать подражать образцу;

научиться рисовать по собственному замыслу (творческое начало, развитие воображения)

и т.д.

Игровые действия

Ребенок научится проявлять инициативу в игре (творческое начало). Сможет «брать роль» и осознавать свою роль в игре, фантазировать (введение сказочного персонажа). Занятия направленные на конструктивное взаимодействие помогут перейти от «игры рядом» к «игре вместе», малыш с интересом взаимодействует с другими детьми, используя предметы-заместители (развиваем воображение, творческое мышление).

Социально-эмоциональное развитие

Психологом на занятиях создаются условия, способствующие гармоничному развитию личности. Программы, направленные на развитие психо-эмоциональной сферы, строятся на основе игровых упражнений. Ребенок научится выражать свои чувства взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами. Эмоционально выражать воображаемые ситуации (в игре). Ярко эмоционально реагировать на красивое и некрасивое (замечать, различать, оценивать). Эмоционально предвосхищать результат некоторых действий (зачатки планирования). Понимать состояние других на основе своего эмоционального опыта.

Речевое развитие

На занятиях по развитию речи малыш научится

использовать сложные предложения при общении;

ребенок научиться использовать слова при выражении своих чувств, желаний, впечатлений;

использовать в речи эмоционально-выразительными оттенками;

обозначать словом свои эмоциональные состояния (боюсь, смеюсь, замерз, стесняюсь, радуюсь, расстроен и т.д.);

говорить грамматически оформленными фразами, использовать придаточные предложения в речи;

изменять слова по падежам и числам;

связно рассказывать по картинке;

передавать словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения;

малыш научиться придумывать окончание сказки, что способствует не только речевому развитию, но и развитию воображения и вариативного мышления;

использовать ролевую речь, придумывая текст не только от своего лица, но и от лица персонажа.

Формирование и развитие основных психических процессов

развитие целостного восприятия – по детали назвать целое воображение, сложить мозаику из трех- четырех частей;

первые представления о числе, показывает и говорит «один, два, три, много, мало», развитие абстрактных представлений;

учимся предвидеть результат (мыслительные способности), использовать средства для достижения цели (целенаправленные действия);

развивается устойчивость внимания – малыш способен длительно наблюдать, сосредотачивать внимание на интересной для него деятельности;

учиться различать правую и левую стороны;

обобщать предметы по их свойствам кто (что) летает? Кто (что) плавает?

Формирование слухового восприятия и устойчивости внимания – малыш длительно слушает сказку, предложенную педагогом;

И т.д.

III УРОВЕНЬ

3-4 года

Новый этап в жизни ребенка. Формируются и корректируются основные черты характера, личностные акцентуации. Продолжается интенсивное обогащение словаря. Происходит принятие модели поведения взрослых. На этом этапе основным становиться психо- эмоциональное развитие ребенка. Если первые два уровня были этапами накопления знаний, то теперь можно достаточно ярко увидеть и проанализировать результаты. По-прежнему значительное место в развитии ребенка занимает познавательная активность и инициативность, но все это переходит в иное качество. Начинается реальное, осознанное восприятие окружающего пространства. Многие дети на данном этапе, защищаясь, уходят от реальности, придумывают свой собственный мир. Это защитная реакция организма говорит о росте и развитии Вашего ребенка. Реальные события, реальное пространство может пока еще не соответствовать запросам 3-х -4-х летнего малыша. Здесь еще много непонятного, неизвестного и поэтому пугающего. Придумывая себе воображаемых друзей, называя себя вымышленным именем, ребенок ищет и находит точку опоры в смоделированных им же самим ситуациях – они придуманы им, поэтому предсказуемы и не страшны.

Существуют различные программы, по которым проходят психологические занятия для детей этого возраста. Несмотря на определенное различие, все они своей основной целью ставят развитие основных психических процессов (мышление, воображение, развитие речи, развитие внимания, памяти), а также формирование и развитие всех органов чувств и эмоциональной сферы ребенка.

Предлагаемые психологические программы позволяют ребенку легче адаптироваться в группе детей, создают безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, способствуют повышению уверенности в своих силах.

На этом возрастном уровне работа психолога строиться по следующим направлениям. Малыш научится:

1.Формирование и развитие основных психических процессов и познавательное развитие

расширение представления детей о цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать адекватные прилагательные для его описания;

развитие зрительного внимания;

развитие логического мышления и связной речи;

формирование способности устанавливать связи между предметами, делать выводы;

развитие фразовой речи при ответах на вопросы; формирование способности ясно и четко излагать, строить полные предложения;

развитие силы голоса, высоты и длительности звучания, и интонационной выразительности;

развитие наблюдательности, умения анализировать, сравнивать и обобщать;

развитие произвольного слухового внимания и умения концентрироваться на слуховых образах;

активизация творческого мышления, воображения

формирование пространственных отношений;

умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве;

формирование дифференциации понятий – право -лево, верх – низ;

развитие устойчивости и целенаправленности внимания.

концентрация на тактильных ощущениях и формирование соответствующих образов;

развитие мышечного контроля;

отработка правильного диафрагмального дыхания и умения длительно выдыхать;

развитие координации движений.

2. Эмоционально-социальное развитие

развитие позитивной эмоциональной сферы ребенка;

формирование активных личностных установок и навыков целенаправленной деятельности;

воспитание добрых чувств, умение сопереживать и принимать ответственность за свои действия;

повышение у детей уверенности в себе;

стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения;

снятие эмоциональной тревожности.

Результаты работы детского психолога не всегда появляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей чтению, счету, письму. Поэтому не стоит ждать от работы по этим программам быстрого показательного эффекта. Однако, как показывает практический опыт, после проведения занятий не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей исчезают нежелательные формы поведения, появляются способности выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны.

Источник