Педагогика развитие ребенка первого года жизни
Основными новообразованиями младенческого периода являются хватание и ходьба. Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, он связан с возникновением акта хватания – первого организованного, направленного действия. Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету.
Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка, так как активно развивается восприятие. На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом, а в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двиганиеим, извлечение из него звуков. В возрасте 7 – 10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой. К концу младенческого возраста (10 – 11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, теперь ребенок пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах.
Хватание, направление к предмету стимулирует возникновение сидения – когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притронуться нельзя. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест.
Люди, окружающие младенца, помогают ему с рождения во всем. Они обеспечивают физический уход за организмом ребенка, обучают, воспитывают его, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспособлению к условиям общественного существования. Поддержка ребенка со стороны родителей и взрослых начинается с рождения и продолжается как минимум в течение полутора десятков лет до тех пор, пока ребенок не станет взрослым и не сможет вести независимый, самостоятельный образ жизни.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, – человеческое лицо. Может быть это происходит потому, что этот раздражитель, который чаще всего находится рядом с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей. Глазки ребенка, которые впервые начинают конвенгировать на лице матери, и улыбка на лице матери – служат показателями выделения объекта.
Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления – это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления – это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого.
Комплекс оживления – это еще одно основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца новорожденности – появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Медицинский критерий конца периода новорожденности – приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился, что свидетельствует о том, что физиологические системы жизнедеятельности функционируют нормально.
Развивается и мышление младенцев. К концу этого возраста у детей появляется ручной интеллект, или наглядно-действенное мышление, которое строится на основе проб и ошибок и связано с развитием первых самостоятельных движений. Большое значение имеет и развитие ориентировки – реакций на новые предметы, стремление их обследовать.
Развивается и речь, прежде всего пассивная – ребенок слушает и различает звуки. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания. К концу 1 года ребенок понимает 10 – 20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. Еще одно основное новообразование этого возраста – появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким.
Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.
Источник
https://pixabay.com/ru/photos/новорожденный-ребенок-ньюборн-сон-1328454/
Всем родителям важно знать особенности развития ребенка в отдельные возрастные периоды. Некоторые матери огорчаются, если их ребенок не приобрел еще того или иного умения, так как не знают, что оно не обязательно для данного возраста. Другие, наоборот, поражаются тому или иному умению ребенка, не подозревая, что оно как раз характерно для этого возраста.
Особый интерес представляет первый год жизни ребенка. Этот возраст характеризуется бурным развитием органов чувств, движений, речи.
Среди родителей еще распространено мнение, что до года младенца ничему учить не надо. Его, мол, нужно лишь вовремя накормить, уложить спать, успокоить чем-нибудь, если он плачет. Очень часто можно слышать фразу: “Нашего ребенка никто не воспитывал, он сам всему научился”. Это глубоко неверно. Взрослые просто не отдают себе отчета в том, что, например, бесконечное ласковое “щебетание” матери с ребенком развивает у него улыбку, смех, оживленные движения, голосовые реакции. На прогулке родители называют ребенку предметы, на которые он обращает внимание, и тем самым подготавливают у него умение понимать речь взрослых. Как же развивается ребенок в течение первого года жизни и что необходимо для его нормального развития?
Первые три месяца. Если сравнить 3-месячного младенца с новорожденным, можно увидеть резкие изменения, происшедшие за этот отрезок времени. Теперь он хорошо лежит на животике, опираясь на предплечья, долго удерживает головку и следит за окружающими предметами. Если подходит взрослый и разговаривает с ним, он быстро оживляется, смеется, издает различные звуки, усиленно двигает руками и ногами. Каким же образом младенец всему этому научился?
Уже на первом месяце у него начинают развиваться органы чувств (зрение, слух, осязание и др.). Поэтому важно своевременно предоставить ребенку возможность упражнять их. Для развития зрения полезно к концу первого месяца над кроваткой подвешивать крупные, яркие игрушки (шары, попугаи, погремушки) на расстоянии 60- 70 см от глаз малыша. Сначала он задерживает свой взгляд на игрушке всего несколько секунд, а на протяжении 2-го и 3-го месяца овладевает умением смотреть на предметы более длительно, сосредоточенно. Трехмесячные дети уже большую часть периода бодрствования следят за взрослыми и предметами, которые привлекли их внимание.
Одновременно со зрением развивается и слух. С 2- 3-недельного возраста малыш начинает прислушиваться к звукам, сначала громким, а к 1 1/2-2 месяцам – и более мелодичным. Трехмесячный малыш уже может определить, с какой стороны раздается звук, и безошибочно поворачивает туда головку. В возрасте до 3 месяцев для малыша очень характерны проявления радостного, оживленного состояния. Глядя на ласково улыбающееся лицо взрослого, ребенок примерно с 3- 5 недель начинает сам улыбаться. Постепенно улыбка появляется все чаще и становится длительнее, возникают радостные звуки “г-ыы”, “гу”, усиливаются движения ручек и ножек. Поддержание подобного радостного и активного состояния необходимо для нормального развития младенца. Развивается его голосовой аппарат, усиливаются кровообращение и дыхание, укрепляется мускулатура.
Для общего развития ребенка очень полезно умение лежать на животе. В семье же часто опасаются класть ребенка на живот, боясь, что эта поза для него трудна и неудобна, что она может вызвать срыгивание. Лежа на животе, дети к началу 2-го месяца пытаются приподнимать головку. Уже к 3 месяцам они подолгу лежат на животе, рассматривая все вокруг.
Полезно развивать также умение держать головку в вертикальном положении, для чего на 2-м месяце можно брать ребенка на руки, поддерживая под грудку и таз. Для укрепления ножек рекомендуется с 2 – 2,5 месяцев брать ребенка под мышки, опускать и поднимать его, давая возможность кратковременно касаться ногами опоры. К 3 месяцам ребенок, поддерживаемый под мышки, уже умеет крепко упираться ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.
От 3-х до 6-ти месяцев. За 3 месяца у ребенка значительно развились органы чувств, особенно зрение и слух. Он теперь длительное время следит за всем, что происходит вокруг, прислушивается к каждому звуку, различает людей, их голоса, бурно оживляется, увидев мать или услышав ее голос. В 5 месяцев ребенок певуче гулит, с 6 месяцев произносит первые лепетные слоги “ма”, “ба” и др. Но дитя хорошо лепечет только в том случае, если взрослые постоянно поддерживают и вызывают у него лепетные слоги.
С 2,5 – 3 месяцев ребенок пробует ощупывать и захватывать различные предметы. Для выработки этого умения над его грудью подвешиваются в кроватке различные кольца с мелкими шариками, так, чтобы он мог захватить их. К 4- 5 месяцам малыш овладевает умением схватывать и удерживать игрушку, поэтому теперь игрушка дается ему прямо в руку. Удобны в этих случаях погремушки с ручкой. Шестимесячный ребенок свободно захватывает игрушку из различных положений, пытается подтянуться к ней, совершенствуя тем самым свои движения. К 5 месяцам ребенок сам может переворачиваться со спины на живот. В 6 месяцев он перевертывается с живота на спину.
От 6-ти до 9-ти месяцев. В этот период появляется много нового и интересного. С 6-7 месяцев у малыша впервые начинает развиваться понимание речи взрослых. Выражается оно в том, что на вопрос взрослого: “Где петушок?”, “Где киска?” и т. д. ребенок указывает на предмет глазами или рукой. Для развития понимания речи хорошо использовать крупные и яркие сюжетные игрушки (куклу, зайку, мишку). Вначале предмет стоит на каком-то определенном месте, чтобы ребенок запомнил это место. Когда он уже связал слово, например “зайка”, с сидящим на приемнике зайкой, игрушку можно перемещать в любое место. Постепенно ребенок все больше знакомится с различными предметами, действиями.
К 9-10 месяцам его можно научить по просьбе взрослого находить отдельные предметы, игрушки, выполнять некоторые действия: “делать ладушки”, “до свидания”, садиться, вставать. Развитие понимания речи раскрывает перед ним новые большие возможности для ознакомления с окружающей средой. В 7- 8 месяцев малыш подражает слогам, которые сам хорошо произносит, а к 9- 10 – повторяет слоги, раньше ему неизвестные.
Своевременное развитие лепета и умения подражать звукам взрослого — хорошие предпосылки для дальнейшего развития речи. Меняется и характер игры ребенка. Если до 8 месяцев он со всеми игрушками играл одинаково (стучал, размахивал), то уже к 8 месяцам, благодаря развитию понимания речи, он может с разными предметами играть по-разному: шарики и мячи катать, открывать и закрывать матрешку и различные коробочки. К 7 месяцам малыш начинает ползать. Теперь он может перемещаться и знакомиться с новыми предметами, достать желаемую игрушку. Предоставьте ребенку полный простор. Его можно тепло одеть и пустить на чистый пол или разостланное на полу одеяло.
С 8 месяцев ребенок самостоятельно садится. Родители часто торопятся с развитием у ребенка этого навыка. Раннее присаживание ребенка может очень вредно сказаться на его здоровье: не умея сидеть, ребенок подается вперед, сдавливая грудную клетку. В некоторых случаях может произойти даже искривление позвоночника. К тому же, рано научившись сидеть, ребенок очень мало движется. Восьмимесячный малыш встает в кроватке, держась за перила, а затем и переступает вдоль них. К 9- 10 месяцам он ходит, держась за руки взрослого.
От 9-ти месяцев до года. На последнем этапе первого года жизни у ребенка продолжают расширяться и усложняться все его умения. Девятимесячный малыш произносит первые осмысленные слова. Глядя, например, на отца, говорит: “Папа”. Или говорит: “Дай”. К году ребенка можно научить осмысленно произносить 6- 10 слов. В периоде от 9 месяцев до года можно значительно усложнить самостоятельную игру ребенка. Он пытается выполнить сложные действия с предметами: закрывать, открывать и вкладывать матрешки, надевать кольца на палочку пирамидки, накладывать кубики друг на друга. Научите его качать куклу, поить ее. К году малыш может самостоятельно ходить.
Таковы основные показатели развития ребенка на первом году жизни. Но хорошие результаты могут быть получены лишь в том случае, если вся жизнь ребенка протекает нормально. Поэтому воспитание ребенка раннего возраста требует правильной организации всей его жизни: создание соответствующего режима, правильное удовлетворение всех жизненных потребностей (еда, сон и т. д.), продуманная организация периодов бодрствования.
В течение первого года ребенок очень быстро растет и развивается, резко повышается работоспособность его нервной системы. Поэтому и режимы, которые составляются на основе особенностей развития ребенка, часто меняются. За год сменяется 3- 4 режима.
В этой статье я затронула лишь основные моменты, без которых невозможно правильно воспитать ребенка. Воспитание ребенка — это искусство, требующее от родителей труда, терпения и времени. Но труд этот вполне окупается той радостью, которую доставляет взрослым хорошо развитый, здоровый ребенок.
Источник
Созданию условий развития ребенка уделяется большое внимание. Этому вопросу посвящено достаточно большое количество литературы, которую рекомендуют прочитать молодым родителям еще в роддоме и даже в период предродового патронажа. Однако, с одной стороны, разными авторами предписываются различные указания. С другой стороны, молодые родители не всегда добросовестно изучают данную литературу.
Первый месяц
С самого рождения надо уметь правильно организовать уход за ребенком. Уход включает в себя: физическое воспитание, организацию сна и бодрствования, игры с ребенком и игрушки. Уход за ребенком первого месяца включает в себя первые элементы закаливания: короткие воздушные ванны при пеленании, перед купанием. Ежедневные купания: непосредственно перед сном (19-21 ч.), не раньше, чем через час после кормления или после любимого дневного сна непосредственно перед кормлением. Обливание после купания водой на 1 градус меньшей, чем вода в ванночке. Прогулки на свежем воздухе (на 3-й-4-й неделе жизни зимой при температуре не ниже минус 5 градусов без ветра; на 10-12-й день жизни летом на несколько минут).
С самого рождения надо приучать ребенка спать в своей кроватке. Новорожденного укладывают на бочок. После каждого кормления меняют положение ребенка так, чтобы не деформировалась головка. Если ребенка выкладывают на живот, то убирают подушку и используют достаточно жесткий матрац. Головку поворачивают время от времени то направо, то налево.
Рядом с кроваткой должно быть место для переодевания – стол. Создают условия для бодрствования после кормления: освобождают ручки и ножки и общаются с ребенком при переодевании. Берут на руки во время кормления, переодевания, а также на короткое время – до 10 мин. Ребенок должен слышать ласковую речь, видеть улыбки на лицах окружающих. Чтобы лучше развивался слух, нужно приучать ребенка прислушиваться к звукам. Благотворно влияет на развитие ребенка негромкая мелодичная музыка, звуки, издаваемые игрушками. Когда ребенку исполнится 3 недели, над кроватью подвешивают яркую погремушку на уровне груди не ниже 70-80 см, периодически меняют ее на другие (форма, цвет), или мобиль на кронштейне (буквой «Г»), Это «наглядное пособие» поможет развивать в ребенке умение сосредоточить взгляд.
Второй месяц
Физическое воспитание включает в себя ежедневные купания с обязательной воздушной ванной перед ними и обливанием водой (на 1-2 градуса ниже) – после них. С 1,5 месяцев 1-2 раза в день через 30-40 мин после кормления выполняют на столе, покрытом одеялом и |пеленкой комплекс массажа и гимнастики. Продолжительность процедуры 5-6 мин.
Организация сна и бодрствования включает в себя прогулки в безветренную погоду при температуре не ниже 15 градусов, ребенок может спать на улице до 1,5 часов подряд. В слишком холодную, ветреную погоду малыша лучше не выносить на улицу; это компенсируется усиленным проветриванием комнаты. Активное бодрствование – новый этап в поведении ребенка. Малыша выкладывают на живот, проводят сеансы массажа и гимнастики, процедуру закаливания. Восприятия речи у малыша еще нет, но для того, чтобы оно своевременно появилось, ребенок должен слышать ласковую речь во время пеленания и кормления. Так же малыш должен видеть игрушки. Полноценное бодрствование требует соответствующей одежды (ползунки, свободная кофточка), которая не сковывала бы движение.
Игры и игрушки малыша в этот период нужны в основном для привлечения внимания малыша. Он учится фиксировать взгляд. Поле зрения ребенка еще довольно узкое, и игрушки (1-2) надо подвешивать в кроватке так, чтобы они находились прямо перед глазами над грудью на расстоянии 30-40 см от лица.
Третий месяц
Физическое воспитание должно побуждать ребенка к активным действиям. Необходимо чаще выкладывать ребенка на живот. Продолжают ежедневные купания и закаливающие процедуры (воздушные ванны, обливания), массаж.. Сон на воздухе доводят до 4-5 часов, можно использовать балкон.
Во время бодрствования ребенка меняют его положение, разговаривают, наклоняясь над ним, отойдя в сторону. Стараются вызывать улыбку, оживление; перекликаются. Игрушки подвешивают ниже, чтобы ребенок мог потрогать их руками. Дают игрушку меньшего размера.
Четвертый месяц
Продолжают ежедневные купания и закаливающие процедуры (воздушные ванны, обливания), к которым добавляются влажные обтирания мягкой губкой. Комплекс массажа и гимнастики пополняется новыми упражнениями с использованием рефлекторных действий (например, имитация ползания). Как можно чаще следует бывать с ребенком на свежем воздухе и на солнце (профилактика рахита).
Необходимо организовывать активное бодрствование с использованием удобной одежды (ползунки, кофточка). Удобно использовать манеж. Во время физических упражнений и закаливающих процедур необходимо разговаривать с ребенком, поддерживать у него хорошее настроение. В этом возрасте проявляются положительные и отрицательные эмоциональные реакции, а также слезы. Ребенок подолгу занимается игрушками. Игрушки уже не подвешивают.
Пятый месяц
Продолжают ежедневные купания (вода 36-37градусов с последующим обливанием более прохладной водой (на 1-2 градуса ниже)). При занятиях гимнастикой, переодевании и перед купанием в течение 10-20 мин обнаженный ребенок принимает воздушные ванны. Усложняется комплекс массажа и гимнастики: уменьшается объем пассивных движений, стимулируются активные; нарастают повторения каждого из упражнений.
Игрушки приобретают все большее значение. Они уже не подвешиваются, а выкладываются во время бодрствования по сторонам тела малыша, лежащего на спине, для стимуляции переворотов его на живот. Когда малыш лежит на животе, игрушка должна находиться впереди на расстоянии протянутой руки. Так он учится, опираясь на одно предплечье, протягивать руку за игрушкой и пытается подползать к ней.
Игрушки должны быть чистые, гладкие, легко моющиеся, без узких отверстий.
Шестой месяц
Продолжают ежедневные купания. Гимнастические упражнения перемежаются и заканчиваются массажем. Добавляются новые упражнения, стимулирующие развитие умений ползать, сидеть, ходить. Максимально увеличивается время пребывания на свежем воздухе. Летом на солнце малышу рекомендуется находиться только до 10 и после 17 часов, остальное время – в затемненных местах.
Расширяют место для движения и ползания. Периоды бодрствования ребенка нуждаются в постоянном контроле. Здоровый сытый ребенок некоторую часть периода бодрствования должен оставаться один. Это приучает его самостоятельно познавать окружающие предметы, проявлять интерес к игрушкам, предметам и смене обстановки. Ребенок вырабатывает способность сосредотачиваться и быть независимым. Однако ребенка обязательно надо брать на руки, разговаривать с ним, показывать ему недоступные участки квартиры, пейзаж улицы и т.д. Все это дает дополнительную пищу для психической деятельности. В конце периода бодрствования играть с малышом нужно спокойно, не перевозбуждая его.
Когда ребенок научится длительно лежать на животе, брать игрушки и переворачиваться, игрушки не подвешивают.
Седьмой месяц
Продолжаются ежедневные сеансы массажа и гимнастики. При этом нарастают разнообразные физические упражнения. Удлиняется время занятий, усиливается нагрузка. Купания проводят через день с последующим обливанием более прохладной водой. При занятиях гимнастикой, переодевании и перед купанием в течение 10-20 мин обнаженный ребенок принимает воздушные ванны. Можно ввести новые закаливающие процедуры (влажное обтирание).
Расширяют место для движения и ползания ребенка. Чем больше свободных движений ему предоставляется, тем увереннее он владеет своим телом. С ребенком надо больше заниматься: показывать ему предметы, называть их; медленно и часто произносить односложные и двусложные слова. Необходимо внимательно следить за окружающей обстановкой, беречь детей от травм, не давать им мелких предметов. Для развития способности целенаправленно действовать с предметами игрушки раскладывают в манеже, побуждая ребенка самостоятельно дотягиваться до них. Игрушки должны отличаться по материалу, форме, цвету, величине, весу, чтобы малыш постепенно познавал эти разнообразные свойства. Игрушки должны быть яркими, звучащими, побуждать к действию [12].
Восьмой месяц
Купают ребенка через день. Продолжают закаливание: воздушные ванны во время переодевания, сухие обтирания фланелевой рукавичкой до слабого покраснения кожи (7-10 дней), а затем переходят к влажным обтираниям водой температуры 35 градусов, постепенно снижают температуру до 30 градусов. Физические упражнения усложняются с учетом возможностей ребенка.
Ребенок бодрствует в манеже или отгороженном месте. Одежда: маечка, кофточка, ползунки; обувь. Большое значение для ребенка играет режим дня. Ребенок понимает тон обращения к нему, замечания в ответ на негативные его поступки. Рекомендуется ласкать ребенка, когда он хорошо ведет себя, а не тогда, когда он капризничает. Вырабатываются полезные навыки (мытье рук, регулярное питание, приучение к горшку).
Игрушки разные по материалу, форме, устойчивости и тяжести. Игра в «ладушки».
Девятый месяц
Ребенок должен находиться на свежем воздухе. В теплое время года максимальное количество часов он должен находиться в тени деревьев или в другом затененном месте. С ребенком продолжают заниматься массажем и гимнастикой. Для ослабленных детей можно попробовать способы крепления иммунитета, например, точечный массаж.
Период бодрствования увеличивается в связи с укреплением нервной системы ребенка. Здоровый малыш к 9 месяцам может уже не спать 3-4 часа. Кроватка или манеж уже тесны ему. Ребенку пора выбираться на пол. Одежда: маечка, кофточка, штанишки-ходунки с гольфами, туфельки с каблучками или пинетки. Во время ухода или кормления нужно разговаривать с малышом, привлекая его внимания к этим процессам (но не рекомендуется отвлекать, например, рассказывая сказки во время еды). В этом возрасте малыш особенно активен с игрушками. Он уже может складывать в коробочку кубики, вставлять маленькую матрешку в большую.
Десятый месяц
Купания можно проводить через день. По-прежнему проводят закаливание: воздушные ванны, сухие обтирания, влажные обтирания. Гимнастические занятия удобнее проводить во второй период бодрствования, примерно через час после кормления. И снова добавляются новые упражнения, уже с использованием предметов: колец, палочек, мяча.
Ребенок много играет самостоятельно, но однообразное занятие утомляет его. Поэтому, когда ему наскучит какое-то занятие, надо переключить его внимание на что-то другое. Ребенок много сидит, поэтому необходимо обращать внимание на то, чтобы он сидел правильно: спина, бедра и колени должны располагаться друг к другу под прямым углом, стопы опираться на пол. Необходимо позаботиться о соответствующей возрасту и росту мебели: стульчике с прямой спинкой и столе. Но нельзя позволять ребенку подолгу засиживаться за столом, даже если он занят игрой. Основа правильного гармоничного развития – движение. Во время бодрствования ребенку необходима удобная одежда: маечка, кофточка, штанишки-ходунки с носочками, туфельки с каблучками.
К 10 месяцам ребенок уже сам может развлекать себя игрушками (складывает предметы в коробочку, собирает пирамидку). Но с ним по-прежнему надо заниматься. Ребенок с удовольствием играет с взрослыми («Идет коза рогатая», «Ку-ку», «Догоню-догоню» и т.д.). Необходимо учить ребенка находить названные вами предметы, показывать части лица (носик, глазки и т.д.) у куклы. Нужно поощрять его попытки произнести отдельные слоги. 10 месяцев, на которые приходится младенчество, – очень неоднородны: за это короткое время происходят грандиозные скачки, как минимум, три «революции» в развитии.[13]
Одиннадцатый месяц
Во время выполнения гимнастического комплекса движения все более целенаправленные. Ребенок уже выполняет несложные движения по словесной команде: «достань мяч», «подними куклу». Широко включаются активные упражнения с игрушками. Во время прогулки обеспечивают сидячую позу, так как лежать в коляске малышу в тягость, а долго пребывать на ногах еще трудно. Но необходимо часто вынимать малыша из коляски, давать возможность походить, держа его за руки. Рекомендуется пребывание на свежем воздухе не менее трех раз в день (утром, днем и вечером). При невозможности организовать сон ребенка на улице, его укладывают в комнате в соответствующей одежде, широко открыв окно.
В этом возрасте малыш все хочет делать сам: есть ложкой, держать кружку и т.д. И хотя от этого родителям прибавляется намного больше хлопот, такие действия надо поощрять. Как по этому, так и по другим вопросам взрослые члены семьи должны договариваться между собой. Разногласия в воспитании пагубно отражаются на ребенке. Малыш быстро усваивает, кто балует его больше. Необходимо как можно чаще разговаривать с ребенком, знакомить его со всем, что находится в комнате. В награду малыш быстро научится показывать, где что находится. Ребенок предпочитает смысловые игрушки и осуществляет сюжетные действия с ними: укачивание куклы, стягивание с нее одежды, передвижение автомашины.
Двенадцатый месяц
Комплекс упражнений для годовалых детей надо разнообразить различными игровыми моментами. Привлекать внимание детей яркими игрушками, разговаривать с ними, напевать или включать бодрую маршеобразную музыку. Как и прежде, гимнастика для малыша – одновременно воздушная ванна и мягкая закаливающая процедура. По мере развития двигательных участков центральной нервной системы усложняется координация движений. Все более сложные и трудные упражнения становятся доступными и необходимыми ребенку. Меняются характер и качество закаливающих мероприятий. Широко подключаются водные процедуры. Они имеют и гигиеническое и закаливающее значение. Хотя ребенка купают уже через день, большая подвижность малыша способствует загрязнению его кожи. Поэтому в теплое время огромное удовольствие и пользу ребенок получает при обливании теплой водой постоянной температуры из лейки на улице либо под теплым душем в ванной. Душ является прекрасным завершением гимнастических упражнений. Используйте прогулку для совершенствования ходьбы. Предложите ребенку повозить мишку, держась за спинку санок. Дайте ему побегать, придерживая его сзади за поясок или специальные «вожжи-помочи».
Каждое действие взрослого – повод для подражания и воспитательный момент. Ребенок в этом возрасте легко усваивает и манеры, и интонацию. Если разговаривать лишком громко, раздраженным тоном, то ребенок становится все более неуравновешенным, часто кричит. Если же речь медлительна, тягуча, то и малыш будет разговаривать вяло. Воспитание ребенка требует некоторого самовоспитания и от родителей. Увеличивать запас слов ребенок может только в общении с взрослыми и другими детьми. Поэтому нужно чаще обращаться к нему, давать ему задания типа: «позови кошечку — кис, кис», «найди машинку — бип-бип». Упрощенное, «детское» слово всегда нужно употреблять рядом с правильным названием предмета. Нельзя сюсюкать с малышом, искажать слова и звуки. Если малыш выражает свою просьбу только жестами, не нужно спешить выполнять ее, пока он не выразит свое желание словами. Осторожнее нужно относиться к запретам, их не должно быть слишком много, но они должны быть. По-прежнему надо приучать малыша к самостоятельности, терпеливо давать ему возможность частично одеваться самому и т.п. Играть ребенок может на чистом коврике на полу, на широком диване. Если диван или тахта невысокие, то малыш быстро научится взбираться на них и слезать. Уголок, отведенный для игр ребенка, должен быть достаточно хорошо освещен.[19]
Можно иногда рассматривать вместе с ним детскую книжку с картинками. Яркие изображения животных, растений, людей привлекают внимание, способствуют обобщению понятий. Ребенку приятно бывает слушать музыку, особенно детские песенки. Простые мелодии, веселые слова помогут развивать музыкальные способности ребенка, его слух и речь.[1]
Таким образом, можно сделать вывод, что если родители будут соблюдать все условия для развития малыша, то ребенок будет правильно и быстро развиваться. Все это в значительной степени подготовит переход малыша в новый для него возрастной период – раннее детство. В этот период обычно родители отдают своих детей в ДОУ, и ребенок должен быть готов к этому событию.
Источник