Педагогика естественное развитие ребенка

Педагогика естественное развитие ребенка thumbnail

Джон Холт – выдающийся американский педагог и реформатор американской школьной системы. Он разработал ряд альтернативных методик обучения, которые успешно используются во всем мире.

Джон Холт наблюдал за детьми в естественных для них условиях полной свободы, когда их не контролировали учителя. В этом он отличался от большинства исследователей в сфере педагогики и детской психологии. Он наблюдал за детьми своих родственников и друзей во время игры, он наблюдал за детьми в школах во время уроков. В результате тщательных исследований он сформулировал основные закономерности естественного обучения детей. Рассмотрим подробнее главные педагогические идеи Джона Холта, представленные в книге «Залог детских успехов».

Дети учатся не потому, что знания пригодятся им в будущем. Они учатся, повторяя действия окружающих

Современная школа стремится дать ребенку знания и развить навыки, которые принесут им пользу когда-то в будущем. Но дети интересуются тем, что происходит сейчас, а не в будущем. Они хотят делать что-то на практике прямо сейчас. Таким образом, они тоже готовятся к будущему, но это не является их главной целью, а всего лишь побочный эффект.

Дети – прекрасные ученики, потому что они не считают, что они учатся – они считают, что они просто делают те или иные вещи. Они хотят попробовать все, что видят вокруг, но поначалу у них это плохо получается. День за днем они делают новые попытки и в результате приобретают необходимые навыки. Они хотят разговаривать, как взрослые, но сначала они не знают, как связывать звуки в слова. Их лепет кажется нам полной ерундой, но они думают, что они разговаривают. Ребенок учится связно говорить, когда родители и другие люди разговаривают в его присутствии, повторяют отдельные слова и объясняют их значения, работают с ребенком над его произношением, постепенно повышая сложность упражнений.

Становясь старше, ребенок видит, как люди выполняют разные действия и непонятным для окружающих образом выбирает себе занятия. Он начинает читать, потому что видит, как это делают другие. Если родители читают ему на ночь или в течение дня, он понимает, что это занятие интересное. Ребенок пробует читать еще до того, как его этому целенаправленно учат родители. Он запоминает отдельные буквы и узнает их в книгах. Он может переворачивать страницы книги в произвольном порядке и произносить все, что придет ему в голову. С точки зрения взрослого, это не чтение, но ребенок действительно думает, что читает. Со временем он начинает узнавать слова, даже в незнакомых для него предложениях, и начинает видеть связь между звуками и буквами. Таким образом, ребенок осваивает первоначальные навыки чтения.

Главными навыками, которые осваивает ребенок, считаются умение ходить, говорить и читать. Их у ребенка пытаются развить прежде всего. Остальные навыки у ребенка развивают выборочно, в зависимости от предпочтений родителей.

Родителям кажется, что ребенок учится ходить, говорить или читать. Но, с точки зрения ребенка, он уже ходит с того момента, как сделал первый шаг, и говорит с момента первых издаваемых звуков. Ребенок ничему не учится намеренно – он просто выполняет определенные действия и раз за разом делает это лучше и лучше.

В процессе обучения ребенок переходит от общего к частному, а не наоборот

Этот факт является логическим следствием из того, что ребенок учится делать что-то, когда видит, как это делают другие. Он учится выполнять все действие сразу, а не по частям: пытается произносить целые фразы, а не отдельные звуки, потому что никто не разговаривает звуками. Он хочет читать сказки, а не запоминать буквенное выражение звуков или правильно читать отдельные слова. Одна из самых больших ошибок, которую допускают современные школы – это деление общих задач на компоненты и обучение ребенка отдельным компонентам. При таком внимании к деталям общая задача кажется чем-то незначительным и скучным. Дети усваивают частные навыки (например, учатся понимать, как звуки соответствуют буквам) естественным образом в процессе выполнения общих задач.

Дети учатся на своих ошибках, замечая и исправляя их

Дети стремятся не только делать то, что делают окружающие, но и делать это правильно.

Они не боятся пробовать делать то, что еще не умеют, и замечают собственные ошибки и неточности. Повторяя действия снова и снова, они пытаются с каждым разом выполнять их лучше и, таким образом, улучшают свои навыки.

Взрослые склонны исправлять детей, указывать им на ошибки. Они верят, что это помогает детям лучше овладевать новыми навыками. Но, поступая таким образом, они только дают понять ребенку, что он не может справиться с задачей и родители могут сделать это лучше.

Чувствуя, что его оценивают, ребенок испытывает тревогу. Это мешает ему пробовать выполнять новые действия. Он может также отказаться и от дальнейших попыток выполнить данное действие, в котором родители хотят ему помочь.

Читайте также:  Отклонения в личностном развитии ребенка

Пробуя выполнить какое-либо действие, ребенок не должен испытывать тревогу, потому что это не дает ему возможности приступить к освоению навыка. Никто, кроме ребенка, не знает, когда он готов совершать ошибки и исправлять их.

Родителям не стоит поправлять детей, потому что они сами прекрасно видят свои ошибки. Они постоянно стараются улучшить свои навыки, но делают это в наиболее подходящем для них темпе. Когда ребенку дают свободу действий, не подгоняют и не вызывают у него чувство тревоги, он способен сам увидеть и исправить большинство допущенных ошибок.

Дети лучше учатся у старших детей, чем у взрослых

Маленькие дети видят, в чем они не настолько компетентны, как взрослые. Это может вызывать у них чувства стыда и тревоги, даже если взрослые им на это не указывают. Родители, которые делают все хорошо, не всегда являются хорошим примером для ребенка. Он может подумать, что никогда не сможет делать так же, и не стоит даже пытаться.

Поэтому дети лучше учатся у старших детей, чем у родителей. Например, младшие дети, наблюдая за старшими, учатся играть в футбол или выполнять другие действия.

С помощью воображения дети учатся тому, что не могут попробовать на практике

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что воображение играет важную роль в развитии познавательной сферы (в частности, гипотетического мышления) у детей. Кроме того, оно помогает ребенку научиться тому, чему он не может научиться на практике. Воображение, таким образом, не уводит ребенка из реального мира, а помогает ему адаптироваться.

Маленький ребенок не может научиться водить грузовик, но в своем воображении он представляет себя водителем. Такие фантазии мотивируют его узнавать больше о грузовиках и о вождении. Он может построить себе грузовик из ящиков или стульев и имитировать реальную езду на грузовике. Играя в игры, основанные на воображении, ребенок обычно выбирает роли, которые видит в мире взрослых. Они играют в мам и пап, водителей, машинистов, летчиков, врачей, учителей и т. д. В процессе игры они максимально точно отображают свои роли. Например, дети, которые играют в охотников, представляют себя сильными и отважными, они подкрадываются к мелким животным и стреляют в них из своего игрушечного оружия. Они учатся тому, что должен чувствовать охотник, и развивают реальные навыки, которыми он должен обладать. Такие игры увлекают их больше, чем простая стрельба по мишеням.

Кроме того, ребенок с помощью воображения осваивает то, что в реальном мире ему не позволяют родители.

Дети познают мир, выстраивая умозрительные модели и применяя к этим моделям новую информацию

При взаимодействии с окружающим миром дети проявляют умственную активность. Они стремятся понять смысл вещей. Дети – прирожденные исследователи, они постоянно выдвигают гипотезы и проверяют их, подтверждают, опровергают и развивают их на основе своего опыта. Но мотивация к познанию окружающего мира должна исходить от самого ребенка, а не навязываться окружающими. Например, дети, которым разрешают проводить дома физические эксперименты (что может приводить к беспорядку в комнате), лучше усваивают школьный курс физики, чем те, кто учит физику по учебникам.

Дети часто выстраивают умозрительные модели на основе предыдущих занятий. На основе этих моделей ребенок осваивает новые навыки. Умозрительные модели основываются на личном опыте, поэтому они мотивируют ребенка. Если родители или учителя будут использовать подобные модели для обучения ребенка, это покажется ему неестественным.

Естественное обучение и система образования

В своих работах Джон Холт часто задавался вопросом: как учителям стать более эффективными. Он пришел к выводу, что в процессе обучения ребенку следует давать больше свободы. Свобода – это главная ценность в обучении, и родители, и учителя должны ее уважать.

Дети часто не воспринимают школьную систему обучения, потому что она ограничивает их самостоятельность и делает неуверенными в способности самостоятельно исследовать окружающий мир. Более того, ни учителя, ни сверстники – никто, кроме самого ребенка, не способны понять его мотивы, умозрительные модели и увлечения на тот или иной момент времени. Поэтому дети лучше всего учатся тогда, когда они полностью контролируют процесс или, иными словами, могут свободно заниматься тем, что их интересует.

Источник

XX . .

. , , . , , . , , , . , . , .

, . , , , , , , . , , .

. , , .

, . , , .

, . .-. . , , , . XIX . , .. . , .

, 5060- XX .; . . . .

. , , , -, , .

. , , . . , , . . .

, , . .

, , . .

, , . , . XX . , . , .

1- .. , – , , , . . , , , . . , . , , , . . .

1- .. . , , – . , , . , , .

(XIVXVI .) . . (14661536), . (15331592) , , , , , , . , , , . . , .

XVIIXVIII . – , .

XVII . . . , . ” *, . – . , -. , . . , , . , . , , , , , , , , .

XIX ., , , ; . XIX . , , , , , . . , , , , , , ” * .

XIX XX , – , – , . ” “, “”.

2030- XX . . , . , . , , .

– . (18591952). , , . , , , . , .

– – . (18781942). , , . . , , , , , . , , . , , , , , , – , , .

. (19001980), . (19021987), . (19081970). . – , , , .

.. (18281910), .. (18571947) . 90- XIX . , , , . 1906 . .. ” “, . 1917 . ” “, . 1917 ., .

60- .. 80- .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. .

– , , .

. . -, , , .

. (15921670) ” ” , , , , , , , 4 , , , . 6- , , ” ” . , , .

.-. (17121778). , ” “, . .-. . , , , . , . , , , , .

. (17461827). , ” “, ” “, . ” ” , ,

, , . , , , . , .

. (17821852). . , . , , . , , .

1837 . ( ” “), , , , , . , , .

, . , ” “. , , , . , , , ” “. ; ; “” , , , .

, , .

. (18701952). , , . , , . , , , , . -, , .., , , , , . , .

, -. , . . , . , . , , .

, .

. (18611925) . , , , . . , , , , , . , , . , .. , . . .

. , , , , , . , . , , .

, . , , – , , ( , ), .

. , XVI . XVII . . .

“” . “” , , , . “”, , , , , . . “” .

, , (” “). , . . , , , , : ” , “, ” , “, ” , “.

XVII . (?1675) ” “. , , , , . , , , , , .

XVIII . , , . XVIIXVIII . . . I . XXVIII . , .

” * , .. (17041795) II. , , , , , , . .. , : , , . ” * 2 , ” ” . .. , ” , , , “, , , ” “.

.. (18041869). , , . “” . ” , , , , , ” [1]. .. , , .

XIX . . .. (18231870) , , . . , . , . , , , , . , , , , , . ,

.

XIX XX . , – . , . . 1893 . . , , .

1907 . – .. . : , , , , . – . .. , .. , .. , .. , .. , .. .

.. , .. , .. , .. .

.. (18441933). 1866 . ” “; , , , ” ” : ” ; , , . , … , ” [2]. , , . .. , 2- , . . , , , , .

.. , . , , , ; , , , , .

” ” 1913 . .. (18441923). , . , . : ” , , , .. , “.

8 .. (18371909). , . , , . , , . , ” ” . , , , . .. , , . , , . ” ” , , , .

.. (18671943). , , ; , . , , , . , , , , , ” “. , .. , , , , , . .. , . – . , , ” , , ” ; , , , , . , , .

.. – .. (18631942). , . .. : “… …, , . , . , ; , . ? ?” [3].

, , , . .. , , , ; , , ; , . , , : , , .

. XX . : , , . 3 , .

Читайте также:  Значение развития у ребенка действий с предметами

Источник

Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого

собственной деятельностью,

собственными силами,

собственным напряжением.

А. Дистервег

Человек не может жить один.

Высшее счастье и радость человеческая –

общение с другими людьми.

В.А. Сухомлинский

Глава 6. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ

Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понима­нии возрастных этапов развития человека.

Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значе­ние. «Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский). «Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

Воспитатель добьется успехов в воспитании и обу­чении дошкольников, если будет знать этапы возраст­ного развития детей, видеть их внутренний мир, пони­мать их отношения, взгляды, суждения, переживания, чувства.

Критериями возрастного развития являются ана­томические, физиологические, психологические, педа­гогические, физические показатели состояния организ­ма ребенка.

Анатомические показатели: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма.

Физиологические показатели: деятельность орга­нов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др. Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается актив-

ность нервных клеток, наступает торможение, что при­водит к быстрой утомляемости, пассивности.

К психологическим критериям возрастного разви­тия относятся особенности’ощущения, восприятия, пред­ставлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личнос­ти. Например, ведущей формой познавательной актив­ности шестилетнего ребенка является чувственное по­знание, конкретно-образное мышление. Это нужно учитывать при определении содержания и методов обу­чения дошкольников и первоклассников.

Физические показатели для каждого возрастного периода не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природ­ных условий жизни ребенка, а также иных причин, например, акселерации. К этим показателям относят­ся: рост ребенка, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др.

Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка.

В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показа­телей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показа­тели физического состояния ребенка. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в ха­рактеристике детей дошкольного возраста.

Педагогическая характеристика возрастных периодов

Период новорожденности

Новорожденный ребенок- от рождения до 1 – 2 месяцев. Воспитание в этот период преимущественно сводится к заботе о физическом развитии ребенка, о его здоровье.

Правильно организованное питание, закаливающие процедуры, соблюдение режима сна и бодрствования, гигиенически целесообразная одежда – основы сохранения и укрепления здоровья ребенка. Однако уже в этот период ребенок начинает контакти­ровать с окружающим миром посредством ощущений: обонятельных, зрительных, слуховых, кожных, двигатель­ных. Особенно развиты сосательный, ориентировочный, хватательный рефлексы, т.е. те, которые обеспечивают, его преимущественно органические потребности. Поэто­му не менее важной задачей воспитания в этот период является создание условий для активного функциони­рования органов чувств. Это обеспечивает развитие нервной системы, мозга, будет способствовать формиро­ванию познавательных процессов. Быстрее развивается тот ребенок, которому обеспечен контакт с многообрази­ем действующих на него раздражителей: речевых, зри­тельных, музыкальных, двигательных, слуховых – при условии, что эти раздражители вызывают эмоционально положительную реакцию.

К 2 – 3 месяцам у ребенка появляется особая эмо­ционально-двигательная реакция на взрослого, которую называют «комплекс оживления». Ребенок совершает активные движения руками и ногами, улыбается, про­износит звуки. С этого момента ребенок вступает в другой период своего развития – младенческий. Мла­денческий возраст – с 2 – 3 месяцев до года. В этом периоде ребенок научается держать головку, садиться, ползать, принимать вертикальное положение, соверша­ет первые шаги. Активно формируются психологичес­кие процессы и свойства личности. Ребенок тянется к предмету, пытается схватить игрушку. Движения его становятся более координированными, что приводит к простейшим манипуляциям с предметами. Ребенок бро­сает предмет или игрушку, потряхивает, постукивает, тем самым знакомится с его свойствами, признаками. Мир предметов и игрушек выступает как независимый от него. Он стремится познать этот мир. Возникает пред­метность и константность восприятия.

Важнейшим новообразованием в этом возрастном периоде является речь. Первые слова ребенка вводят его в контакт с окружающим миром, переводят позна­ние на более перспективный, хотя и более противоре­чивый и трудный уровень. Механизмы речи формиру­ются в течение всего первого года жизни.

Воспитывающее, образовательное, обучающее влияние на ребенка в этот период оказывают действия с предметами, игрушками, общение со взрослыми и совместная деятельность. Ребенок овладевает умени­ями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действо­вать. Ему свойственны подражательность, копирова­ние действий взрослых; Возникает предметное мышление. В младенческом возрасте формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Смысл воспитания сводится к тому, чтобы обеспечить возможности такого развития и создать условия для реализации этих возможностей.

Раннее детство

Раннее детство- от года до 3 лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и форми­ровании личности ребенка. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения. Забота о развитии речи ребенка – важнейшая задача воспитания в этот пери­од, так как речь ребенка развивается не спонтанно, а в результате внешних воздействий, контактов. Харак­тер общений существенно влияет на количество и раз-, нообразие слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать.

В этом возрасте закладываются основные черты характера. Отношения, складывающиеся с родителя­ми и другими взрослыми, со сверстниками, способству­ют пониманию того, что можно делать, а чего нельзя. В общении, в поведении, в разнообразных видах дея­тельности ребенок уже в этом возрасте усваивает мо­ральные нормы. От организации поведения и деятель­ности ребенка зависит содержание тех моральных требований и норм, которыми он овладеет.

Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия. И если слепая любовь родителей ведет к подавлению этих рождаю­щихся качеств, если ребенок говорит «я сам», а его продолжают одевать, раздевать, кормить и т. д., то не­избежно возникают капризы, непослушание, лень, раздражительность, неуверенность. И это трудно в буду­щем исправить.

Забота родителей и воспитателей состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю деятельность в этом возрасте, многообразие форм общения и позна­ния, способствуя проявлению инициативы и самосто­ятельности. Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающе­го мира; у него закладываются все те качества, кото­рые характерны для взрослого человека. Поэтому некоторые психологи утверждают, что середина пути развития человека от момента рождения до взросло­го – трехлетний возраст.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст- от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представ­лений, воображения, памяти, мышления и речи в ком­плексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуж­дений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расце­нивать как реальность. Дошкольник будет умственно более развит, если его научили обобщать и системати­зировать чувственные образы предметов окружающе­го мира. Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы до­школьных образовательных учреждений предусматри­вают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех ва­риантах программ самое серьезное внимание обраща­ется на игровую деятельность дошкольника.

Игра – лучшее средство удовлетворения его ин­тересов и потребностей, реализации его замыслов, же­ланий, стремлений.

Через игровую деятельность ребенок познает нрав­ственные требования, учится общению со сверст­никами, овладевает трудовыми умениями и навыками.

Часто в ходе игры проявляются такие качества ребен­ка, как жадность, эгоизм, агрессивность. Поэтому ес­тественно, что игрой детей надо умело управлять и направлять ее в нужное русло.

Дошкольное детство делится на младший дошколь­ный возраст (3-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Одна из задач в работе с дошкольниками, особен­но 5-7 лет, – разрешение противоречий между же­ланиями ребенка и его реальными возможностями. Здесь и играет важную роль сюжетно-ролевая игра. Здесь для воспитателя важно поддерживать и направ­лять самодеятельную игру детей. Именно в таких играх развивается умение планировать игру, разрабатывать ее замысел, устанавливать правила игры. Все это впо­следствии благоприятно скажется в становлении ре­бенка как ученика.



Источник

Читайте также:  Что делать для развития интересов ребенка