Педагогическое воздействие на развитие личности ребенка

Педагогическое воздействие на развитие личности ребенка thumbnail

Определение 1

Педагогическое воздействие представляет целенаправленный, организованный процесс воздействия на личность с целью формирования личностно и социально значимых качеств, системы знаний, умений и навыков, картины мира, академических и профессиональных компетенций.

Виды педагогического воздействия

Современная педагогика накопила огромное количество форм и методов воздействия на личности. Выделяют следующие основные виды педагогического воздействия:

  • непосредственное влияние на воспитанников, основанное на перманентном изучении индивидуальных особенностей их развития, появления новых интересов и пр., реализуемое посредством практического внедрения в практику обучения и воспитания определенных форм, приёмов и методов;
  • опосредованное воспитательное воздействие;
  • коррекционное воздействие, которое осуществляется посредством коррекции влияния различных субъектов социальных отношений (использование воспитательного потенциала ученического коллектива, отдельных обучающихся, социума, семьи, СМИ и пр.) на личность воспитуемого с целью устранения возможных проблемных аспектов развития, поведения, взаимодействия.

Условия реализации опосредованного педагогического воздействия

Указанная форма педагогического влияния на личность требует создания особой воспитывающей среды, что требует реализации ряда условий, включая следующие:

  • организация, сплочение ученического коллектива;
  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы, благоприятного эмоционального климата в коллективе;
  • интеграция обучающихся в реализацию групповых, коллективных форм деятельности;
  • развитие органов ученического самоуправления;
  • рациональная организация, эстетизация школьной жизни;
  • создание оптимальной предметно-пространственной среды;
  • организация взаимодействия, взаимосвязи между урочной и внеурочной видами деятельности;
  • координирование семейного, школьного и социального воспитания.

Внеурочное педагогическое воздействие

Огромное значение в процессах развития личности отводится внеучебной деятельности, грамотная организация которой способствует реализации ряда актуальных функций, включая следующие:

  • организационная функция, организация внеурочной деятельности обучающихся;
  • интегрирующая функция, которая находит свое отражение в координации учебно-воспитательной работы, работы с общественностью и семьей с целью повышения эффективности обучения, воспитания и развития личности обучающегося;
  • компенсаторная функция – развитие личностно значимых качеств, актуализация внимания на качествах, которые не могут эффективно развиваться при реализации других видов деятельности.

Принципы реализации педагогического воздействия

Любая форма педагогического воздействия на личностное развитие должно осуществляться на основании соблюдения ряда принципов, включая следующие:

  • принцип активности, предполагающий восприятие обучающегося не в качестве пассивного объекта воздействия, но как активного субъекта образовательно-воспитательного процесса;
  • деятельностный принцип, рассматривающий образовательно-воспитательный процесс как организованную совместную деятельность педагога и обучающихся, отвечающую задачам личностного развития, характеризующуюся динамичностью, функциональностью, эмоциональной насыщенностью, социальной значимостью для всех участников взаимодействия;
  • принцип коллективности, подразумевающий использование воспитательного потенциала внутригрупповых взаимоотношений.

Замечание 1

Таким образом, педагогическое воздействие на личность может принимать различные формы целенаправленного влияния, позволяющего добиваться формирования социально значимых результатов личностного развития.

Источник

Роль педагога в формировании личности ребенка.

Булгакова Галина Петровна, преподаватель практики ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания» г. Белгород, Белгородская область

Роль педагога в формировании личности ребенка

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка. Социальные функции педагога – приобщить подрастающее поколение к культурному наследию, общественному опыту старших поколений

Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в общении со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрослым способы деятельности, особые формы взаимодействия (М.И.Лисина, 1974). Таким образом, и в общении со сверстниками до конца дошкольного возраста ведущей фигурой остается взрослый.

В развитии личности ребенка важную роль играет переход из сферы стихийных детских и семейных групп в сферу педагогически организованных коллективов. Такой коллектив занимает особое место в становлении личности, поскольку именно в нем наиболее целенаправленно и интенсивно формируются необходимые обществу социальные установки, образцы поведения, приобретаются знания, умения и навыки общественной жизни.

В отечественной литературе достаточно подробно проанализирована роль воспитателя в интеллектуальном развитии дошкольника, в воспитании у него тех или иных качеств, умений, навыков, а также проблема влияния личностных качеств воспитания на развитие личности ребенка. Вследствие специфики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая внушаемость) педагогическое воздействие воспитатель оказывает не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными качествами.

Воспитатель – это не только носитель различного рода служебных (ролевых) обязанностей, призванный исправлять, учить, приучать ребенка. В этой связи вспоминается высказывание К.Д. Ушинского(1948) о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что «воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности…». Ту же мысль приводит в своей работе видный советский педагог Е.А. Аркин: «Ни один фактор развития не в состоянии проникнуть так в глубь детского существа, найти скрытые там индивидуальные ценности, дать им выход и применение, укрепить их и усовершенствовать, как воздействие воспитателя».

Способность воспитателя «быть личностью» во многом определяет процесс воспитания. Природа воздействия воспитателя на личность до-школьника сложна, глубока и многогранна. В работах А.А Бодалева (1982) подчеркивается важность таких компонентов воздействия внешнего облика воспитателя, как мимика, голос, жестикуляция. АТ. Репина (1980), также исследовавшая значимые для детей внешние особенности, установила, что эмоциональную окрашенность действий дошкольники легче всего воспринимают по мимике действующего лица. Например, эмоциональное содержание картины воспринимается детьми через мимику изображаемых персонажей. Наряду с внешними особенностями поведения воспитателя наиболее значимым для детей является эмоционально-оценочное воздействие на них воспитателя. Дети четко фиксируют и ретранслируют в общении со сверстниками индивидуально-личностные особенности этой стороны поведения воспитателя.

Воспитатель детского сада формирует рядом и вместе с родителями личность ребенка. Благополучие дошкольника, его положение в группе сверстников, душевный и социальный комфорт в значительной степени зависят от тех эмоций и оценок, которые воспитатель проявляет при общении с ним.

Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в общении со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрослым способы деятельности, особые формы взаимодействия.

Читайте также:  Центр развития ребенка восточный округ

Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная.

Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Уровень познавательной активности в раннем детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребенка со всем остальным миром.

Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками. И здесь собственная активность детей непосредственно связана с активностью, идущей от взрослого.

Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров: способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности; тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать; умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение; знания особенностей психического развития детей; способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности: способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению; креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Ребенок в дошкольном возрасте очень зависим от отношения к нему взрослых (родителей, воспитателя), которое во многом определяет самооценку ребенка, формирует чувство уверенности в себе. Поэтому детям так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам .

Взрослые должны уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом. Необходимо учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы.

Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в целом.

Необходимо формировать положительный микроклимат в группе, поддерживающий познавательный интерес и активность детей. Если ребенку трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное.

Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу.

Ребенок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения со взрослыми и сверстниками, познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребенка, его познавательной активности Одним из основных побудителей познавательной активности детей является педагог. Реакции на побудительные действия бывают разные: мотивированные на познавательную активность и не мотивированные. Мотивированные на любые побуждающие действия реагируют включением в познавательную деятельность, не нуждаются в каких-либо специальных побудителях. У таких детей сформировался познавательный интерес, сложилась установка на познавательную деятельность. Однако встречается немало детей с не мотивированной реакцией на побудительные действия со стороны педагога.

Развитие познавательной активности таких детей начинается с воздействия на органы их восприятия. В такой ситуации полезными оказываются яркие демонстрации, интересный краткий рассказ, которые сначала привлекают внимание, заинтересовывают, создают проблемную ситуацию. Возникает неустойчивая познавательная активность низкого уровня – любознательность в виде вопроса: «Что это такое было?».

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет организовывать процесс познания воспитанников: метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка); метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации; метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни; метод «преднамеренных ошибок» ,когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность старших дошкольников. Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий детей педагог-профессионал может сформировать у старших дошкольников познавательную активность

Читайте также:  Кружок развития ребенка 1 года

Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников. Воспитатель и ребенок, как измерить ответственность взрослого перед этим маленьким беззащитным человечком? Как вселить в его душу уверенность в том, что его любят и никогда ни словом, ни делом не обидят, не ранят зарождающуюся личность? Именно в контексте взаимодействия педагогов с детьми, собственно, и происходит развитие личности ребенка. Да, семья – это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастет их ребенок, несомненно, определяющая. Но и от педагога, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни.

В группе детского сада воспитатель – самый главный человек для дошкольника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой, добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Воспитатель умеет читать замечательные книжки, знает множество увлекательных историй. Он выступает в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов, он устанавливает правила, он все знает и может помочь, подержать. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития.

Одним из самых важных таких условий является построение правильного типа общения. Именно форма и стиль общения первоначально формируют способность ребенка доверять себе и миру. В основе этого доверия лежит дальнейшее эмоционально-личностное и социальное развитие ребенка, его направление и качество. Общеизвестный факт, что искажения во взаимоотношениях взрослого и ребенка ведут к формированию негативного поведения – непослушанию, действиям наперекор, упрямству и капризам

Источник

Методы педагогического воздействия на детей

При эффективном управлении учебно-воспитательной деятельностью педагога предполагается создание здоровой творческой обстановки в детском коллективе, способствующей эффективности и качеству работы.

Авторитет педагогов в глазах детей формируется и укрепляется не призывами и нравоучениями, а практическими действиями, всем духом и стилем педагогического общения, принятым в данном учебном заведении за норму вообще и на занятиях в частности.

Правила управления детским коллективом.

С целью создания благоприятного психологического климата и улучшения взаимодействия в работе с воспитанниками, педагог должен учитывать правила управления детским коллективом:

Не начинать рабочий день с замечания или наказания (обещания наказания).

Не оценивать ребенка по целому ряду положительных или отрицательных качеств, не приклеивать ярлык – «Плохой», «Драчун», «Грубиян», «Неряха».

Ровно относится ко всем воспитанникам, не выделять ребёнка из коллектива, т.к. это формирует у него эгоизм, эгоцентризм, преувеличение своих возможностей, своенравность, капризность.

Стремится оценивать отрицательно какое-либо действие ребенка, а не личность в целом. Замечание должно касаться только проступка, а не самого ребёнка. Избегать суждений и негативных оценок, ущемляющих достоинство воспитанника, пренебрежительных высказываний в его адрес.

Реально оценивать возможности воспитанников.

Помнить, что личный пример педагога оказывает большее влияние, чем указания, советы, убеждения.

Несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребёнку (нежелание или неумение педагогов договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые невротизируют невольных участников – детей).

Не использовать в педагогической работе тотальный контроль. «Гиперконтроль» сочетается с защитными реакциями (аффективные проявления, суицидальные вспышки) или пассивно-защитными реакциями (замкнутость, недоверчивость, робость, покорность). К этому приводит постоянный страх наказания и отсутствие последовательности в воспитании.

Не ограничивать естественные желания и потребности ребёнка (движение, активную деятельность).

Не использовать «двойную мораль», когда педагогическое воздействие расходятся с практикой (делом).

Предупреждать детские конфликты на ранней стадии. Помнить о признаках зарождения конфликтов: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребёнка от группы, затянувшееся выяснение отношений и т.д.

Обеспечивать и поддерживать в группе воспитанников здоровый нравственно-психологический климат. Использовать в некоторых случаях эмоционального или тактильного контакта.

Использовать оптимальную тактику – вовремя заметить нежелательные поведенческие тенденции воспитанников и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путём, используя совместные занятия и игры.

Использовать преимущественно активный досуг (игры, эстафеты, трудовые поручения, спорт, КТД), а не пассивный (ТВ, музыка, компьютерные игры).

Основные методы педагогического воздействия на детей

Педагог при выборе методов воспитания должен исходить из цели и актуальных задач воспитания; учитывать возрастные, индивидуальные и личностные особенности воспитанников, их социальное окружение. Существуют три группы методов педагогического воздействия на воспитанников: методы убеждения, методы упражнения и методы педагогической оценки.

1. Методы убеждения – это воздействие через слово.

Направлены на формирование взглядов, убеждений; помогают организации деятельности ребенка, формированию самооценки, регуляции поведения; стимулируют мотивы деятельности.

– Индивидуальная беседа. Помогает выяснить уровень знаний и понимания ребенком норм и правил поведения. Знание возможностей ребенка, его взглядов, убеждений и привычек поможет педагогу правильно её построить.

– Разъяснение, раскрытие смысла происшедшего. Необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

– Просьба.

– Внушение.

– Суждение.

– Убеждение, переубеждение. Включение ребенка в критический анализ своих поступков.

– Аргументация педагога. Ставить ребёнка на позицию другого человека, спросить, чтобы чувствовал он.

– Предупреждение, предостережение о последствиях поступков.

– Сообщение об общепринятой культуре.

– Доверие.

– Открытый диалог педагога с детьми.

– Дискуссия, спонтанно или специально организованная педагогом («Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она нужна каждому из нас…»)

– Обмен впечатлениями, сотрудничество.

– Совет, рекомендация, консультирование педагога.

– Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

Читайте также:  Система раннего развития ребенка до года

– Использование средств массовой информации, литературы, искусства.

– Инструкция (указание). Должна быть краткой и выражать суть предполагаемого задания. Педагогу стараться не употреблять сложных и длинных фраз.

2. Методы упражнения – это практически-действенное воздействие, способствует формированию поведения.

– Пример для подражания является своеобразным наглядным образом. Им могут быть педагог, родитель, сказочный герой, персонаж публикации.

– Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок оказывается перед выбором; создаётся ситуация успеха, в которой ребёнок может проявить себя.

-Упражнение. Многократно повторяется то или иное действие. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования действия.

– Привлечение ребёнка в качестве помощника.

– Приучение.

Детям дается определённый образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

Постепенное приучение к деятельности на общую пользу – поручение повторяется, усложняется и мотивируется их общественной значимостью.

– Тренинг, отрабатывающий поведенческие навыки (уроки этикета, уроки общения)

– Доверие. Ребенок выполняет наиболее значимые общественные поручения коллектива и педагогов, в которых он может проявить себя.

– Сотрудничество.

– Игра с этико-психологическими правилами («Честно играть в прятки»).

– Продуктивная деятельность, вовлечение в деятельность.

– Приказ к действию в особых случаях («Прекратить драку!»).

– Переключение. Занятие воспитанника трудом, спортом, общественной деятельностью, рукоделием и т.д.

3. Методы педагогической оценки – это методы стимулирования. Педагогическое влияние происходит через оценочное воздействие.

а. Открытая педагогическая оценка:

– Поощрение. Активизация ребенка к выбору правильного поведенческого шага, побуждение к выполнению принятых решений.

Это одобрение вербального, мимического, пластического характера (улыбка, кивок, доброе слово).

Это подбадривание, поддержка.

Это похвала.

Это демонстрация малейшего успеха.

Это благодарность, вручение грамоты – персональное либо коллективное признание значимости сделанного ребенком.

Это материальный предмет, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (открытка, игрушка, лакомство).

Это присвоение звания – признание его существенных качеств и выражение уверенности в достоинстве личности (командир группы).

– Наказание.

Это осуждение, неодобрение педагогом и другими детьми негативного поступка (направлено на возникновение желания поступать хорошо);

Это недоверие. Коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному ребенку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждает его тем самым к самокритике.

Это лишение участия в походах, в праздничных мероприятиях, развлечений, удовольствий.

Это исключение из видов деятельности, наиболее предпочитаемых и любимых ребёнком (например: физическая активность)

Это вызов родителей.

Это замечание (наедине, перед всеми детьми, косвенное воздействие).

Это порицание.

Это выговор.

Это исключение из системы общения.

Это самооценка и самоконтроль деятельности и поведения.

Это строгий контроль в разных видах деятельности.

Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жёсткого авторитаризма), такие средства непродуктивны.

Используя наказание как систему воздействия на личность, педагог должен помнить:

– не всякое наказание может решить поставленную задачу;

– наказание должно быть адекватно проступку; воспитанник должен знать, за что его наказали, как действовать в дальнейшем, понимать свою вину;

– наказание должно следовать непосредственно за проступком;

– наказание не должно применяться одновременно с поощрением;

– наказание не должно содержать угроз, тем более невыполнимых;

– наказания должны быть последовательными.

Запрещаются:

– коллективные наказания (просмотр фильмов, лишение прогулки и подобных режимных моментов);

– наказания трудом (исключение, если сломал мебель или испортил вещь);

– меры физического воздействия со стороны педагога;

– наказания едой;

– наказания унижением личности и ущемлением других прав.

б Скрытая педагогическая оценка.

«Я – сообщение», оглашение вслух собственного состояния и переживания («Мне стыдно, когда я слышу от тебя нецензурную брань»).

«Ты – сообщение», оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им («Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе, конечно стыдно?»)

«Естественное последствие», неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок («Разлил? – Вытирай!»)

Возложение оценочных полномочий на ребенка («Как ты расцениваешь свои действия?»)

Оттянутая во времени оценка. («Я расстроена, поговорим, когда приду в себя»)

Все методы воспитания используются комплексно и направлены на профилактику детских конфликтов, формирование сознательного нравственного поведения, положительных черт личности.

В процессе педагогической практики каждый педагог совершенствует свою подготовленность, накапливает опыт общения. Особенно ценен опыт, который концентрирует в себе знания в единстве с умениями и навыками и который приобретается при условии критического анализа своей работы, осмысления причин успехов и неудач, сравнения своей деятельности с лучшими образцами. Кроме профессиональной подготовленности педагог должен иметь и психологическую готовность, которые вместе создают интерес к учебно-воспитательной деятельности, способствуют активности и неутомимости в труде, творческой отдаче сил, неформальной перестройке воспитательного процесса в целом во имя торжества идей гуманизма, культуры и знаний.

Литература.

Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников/ Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004

Методика воспитательной работы: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л. А. Байкова, Л. К., Гребенкина, О., В., Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Роготнева А. В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях: пособие для педагогов/ А.В. Роготнева. Пособие для педагогов.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

Симонов В. П. Стиль взаимодействия субъектов образовательного процесса и его диагностика // Справочник заместителя директора школы. – 2009. – №6

*Методика диагностики стиля взаимодействия субъектов менеджмента в вербальных и математических показателях с графической интерпретацией результатов приведена в журнале «Стандарты и качество». 1994. №8. С.51.

Источник