Педагогическое сопровождение при развитии субъектной позиции ребенка

Педагогическое сопровождение при развитии субъектной позиции ребенка thumbnail

Евгения Тончавина
Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности

Ребенок дошкольного возраста наиболее полно развивается в детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.

В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность.

Субъект — это носитель активности.

Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту.

Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора. Таким образом, поведенческая цепочка проявлений человека как субъекта деятельностивыглядит следующим образом: •эмоциональный компонент – выражает отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности; эмоционально-деятельностный компонент формируется на основании инициативы и инициирует собственно деятельность, деятельностный компонент проявляется в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.

Следовательно, позиция субъекта деятельности характеризуется отсутствием жёстких стереотипов осуществления деятельности, творческими проявлениями, обусловленными возможностью выбора путей и средств достижения цели.

Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно,становятся: ценностное отношение к деятельности (эта деятельность имеет для человека особое значение, избирательная направленность (что это такое); инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.

Как показывают исследования педагогов Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. Н. Сомковой О. В. Солнцевой и др., субъектная позиция ребенка в деятельности может успешно развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития, включение (интеграцию) дошкольника в этот мир и возможность творить в нем. Такая возможность определяется психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста.

Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника. Важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка.

Это годы оформляющегося образа «Я», когда сравнение Своего Я и Другого Я занимает значительное место в складывающейся шкале ценностей ребенка. (как получился рисунок у меня и как у других, что нравится мне и что Оле, во что хочу поиграть я и во что другие дети). Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения.

Вместе с тем, мы уже говорили, что уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная.

Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем.

В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник —это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.

Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.

И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок. Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут:

• интерес к деятельности;

• избирательное отношение к разным видам деятельности;

• инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;

• самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.

Т. о. субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.

С опорой на концепцию Л. С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения.

Переход от неосознанного поведения к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность

. Модель развития ребенка как субъекта поведения по Л. С. Выготскому осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту

. Ведущие психические процессы как механизмы развития ребенка как субъекта поведения:

в раннем возрасте – восприятие;

в дошкольном возрасте – память;

– к концу дошкольного детства (7 лет) – мышление

.Исходя из концепции Д. Б. Эльконина, можно выделить

основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:

1-ый год жизни – ребенок субъект эмоционального общения;

2-ой год жизни – ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет);

3-ий год жизни – ребенок как субъект самостоятельной деятельности;

3-5 лет – ребенок – субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности – взрослый); ребенок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий.

5 лет – ребенок субъект общественной деятельности;

6-7 лет – ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания). Однако, проявления субъектности дошкольниками будут различны в разных видах деятельности.

Но всегда ли дошкольник может освоить (и соответственно, занять) СП (субъектную позицию) в деятельности?

С чем это связано?

Нет, для этого требуются определенные условия организации педагогического процесса.

Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует специальной педагогической технологии, реализации определенных педагогических условий и в первую очередь, «развертывании перед ребенком» палитры разнообразной детской деятельности».

Другое важнейшее условие развитие субъектной позиции ребенка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации.

Условием такой организации деятельности будет эмоционально-положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству.

Т. О. освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.

Современные исследователи отмечают, что воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает построение модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника на основе следующих позиций его участников:

субъект-объектная модель – взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы и действия их разрешения;

объект-субъектная модель – взрослый создает окружающую развивающую среду, своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно;

субъект-субъектная модель – позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.

Все представленные модели имеют место в реальном педагогическом процессе ДОУ, а их использование зависит от необходимости решения разнообразных воспитательно-образовательных задач. В связи с этим в современных работах рассматриваются различные формы организации процесса обучения, связанные с данными позиционнымимоделями и подразделяющиеся соответственно на три типа:

1. Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.

2. Передача информации от детей взрослым, когда дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью.

3. Равноправный поиск взрослыми и детьми, как субъектами деятельности, решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения и экспериментирования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, СанПиН для дошкольных учреждений в настоящее время в дошкольном образовании смещен акцент с учебных занятий на совместную деятельность ребенка и взрослого, отказ от жесткого регламентирования.

В организации и осуществлении образовательной деятельности необходимо обязательно применять методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с детьми в рамках третьей (субъект-субъектной) модели посредством создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций, привлечения детей к активному участию в совместной со взрослым работе, развития навыков самооценки и самоконтроля.

Эффективными приемами развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта деятельности являются:

• использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить его);

• использование дидактических игр, в которых решение дидактической задачи для взрослого – поиск видовых и родовых признаков сходства предметов (младший, средний дошкольный возраст, дифференциация родовых понятий (старший дошкольный возраст) – связано с игровой задачей для детей (поможем Пете положить одежду в шкаф, а обувь в обувницу и др.);

• использование интерактивных и компьютерных игр;

• придумывание новых игр и упражнений совместно с детьми и использование их в работе;

• привлечение детей к оценке результатов своей работы, достижений и затруднений;

развитие навыков самооценки и самоконтроля.

Овладение детьми позицией субъекта деятельности

Критерии овладения

позицией субъекта

Самостоятельно ставит цели, задачи

Самостоятельно находит пути решения задач и достижения цели

Самостоятельно планирует свою деятельность

Овладевает способом деятельности и переносит его в другую ситуацию

Достигает результата, владеет элементарными навыками самоконтроля и самооценки

Использование модели «субъект-субъектных» отношений с детьми позволит повысить качество результатов образовательной деятельности,а именно:

субъектныйподход обеспечит развитие личностных качеств ребенка: самостоятельности, инициативности.

• Повысится уровень освоения детьми образовательной программы.

• Повысится уровень удовлетворенности родителей.

Источник

Успешность осуществления функций психологопедагогического сопровождения детей в системе дополнительного образования зависит от того, в какой мере субъекты ППС, прежде всего, педагоги, реализуют соответствующие принципы. Опираясь на публикации в данной сфере (М.И. Рожкова, Л.Г. Жедуновой, О.Н. По- сысоева и др.), мы определили следующие принципы психологопедагогического сопровождения детей в системе дополнительного образования:

принцип поддержки и развития индивидуальности; принцип учета и соблюдения личных образовательных и профессиональных интересов, жизненных планов ребенка;

принцип гибкости и вариативности в организации индивидуальной деятельности ребенка;

принцип обеспечения субъектной позиции воспитанника; принцип оптимистической стратегии (М.И. Рожков);

принцип непрерывности, системности и преемственности сопровождения;

принцип взаимодействия всех субъектов психолого- педагогического сопровождения развития ребенка.

1. Принцип поддержки и развития индивидуальности ребенка означает соотнесение уровня актуального развития (речь идет об идеях А.С. Выготского о зоне ближайшего развития) и зоны ближайшего развития на основе диагностики индивидуальных сфер ученика (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк). Основным критерием оценки развития индивидуальности в соответствии с этой концепцией является потенциальная способность ребенка к овладению новым опытом с помощью взрослого[1].

Этот принцип предполагает:

  • – всестороннюю и глубокую диагностику всех сфер индивидуальности учащегося;
  • – проведение диагностики после установления доверительных отношений взрослого с ребенком;
  • – оказание индивидуализированной помощи со стороны педагогов на основе осознания границ собственного вмешательства в деятельность ребенка, не подавляя его активность и инициативу, поддерживая его мотивацию как к продолжению деятельности, так и к последующему обращению за помощью к взрослым или товарищам в случае каких-либо затруднений[2];
  • – проектирование индивидуальной образовательной деятельности и жизненных планов ребенка с учетом данных диагностики;
  • – отбор педагогических средств (методов, технологий), адекватных уровню подготовленности ребенка, его индивидуальным свойствам;
  • – оценивание достижений ребенка с учетом его возможностей и способностей, подготовленности к конкретному виду деятельности.
  • 2. Принцип учета и соблюдения личных образовательных, профессиональных интересов и жизненных планов ребенка требует:

выявления и развития познавательных интересов учащегося, его профессиональных планов и жизненных замыслов;

организации дополнительного образования учащегося, развивающего и удовлетворяющего его интересы и потребности;

включения учащегося в различные виды образовательной, досуговой, трудовой деятельности с учетом познавательных и профессиональных интересов, жизненных и профессиональных планов;

использования социальных и профессиональных проб для обнаружения и проверки познавательных и профессиональных интересов;

построения индивидуальных образовательных маршрутов с учетом познавательных интересов и профессиональных планов;

создания индивидуальных образовательных программ, разработки индивидуальных учебных планов, жизненных и образовательных маршрутов;

обеспечения самореализации ребенка при организации практической деятельности профессиональной направленности.

3. Принцип вариативности и гибкости в организации индивидуальной деятельности ребенка обусловлен тем, что деятельность человека связана с многообразием влияния субъективных и объективных, внешних и внутренних факторов, различных воздействий и обстоятельств, действующих своеобразно в каждой конкретной жизненной ситуации. Постоянно меняются как характер, степень влияния этих факторов, так и сами ситуации, что требует от специалиста, педагога, психолога оперативного и гибкого реагирования на изменения как в самом ребенке, так и окружающей его среде.

Реализация данного принципа предполагает:

формирование доверительных отношений, естественной среды, благоприятных условий для обнаружения возникающих у ребенка проблем;

своевременное выявление проблем и трудностей в деятельности воспитанника и оперативное принятие решений по оказанию соответствующей поддержки и помощи;

гибкое реагирование на изменение психологического и физического состояния воспитанника, его достижения, соответствующее изменение способов взаимодействия с ребенком, своей профессиональной роли и позиции во взаимодействии с ним;

изменение самостоятельности воспитанника в зависимости от сложности и новизны жизненной ситуации;

регулирование взаимоотношений ребенка с людьми, товарищами но совместной деятельности, изменение его позиции в зависимости от условий и характера деятельности;

соответствующий выбор степени вмешательства в деятельность воспитанника в зависимости от его возможностей;

использование педагогических средств, адекватных условиям деятельности ребенка;

своевременную корректировку учебно-методической документации, индивидуальных программ, планов, маршрута образовательной деятельности ученика по ходу реализации индивидуальных проектов и жизненной траектории.

4. Принцип обеспечения субъектной позиции ребенка. Субъектную позицию школьника в деятельности можно определить как цель, условие, средство и результат психолого-педагогического сопровождения его развития.

Субъектность может иметь разные уровни, постоянно развивается и проявляется в разной мерс в зависимости от условий.

Субъектная позиция ребенка как результат его деятельности на высшем уровне развития характеризуется следующими признаками: осознанием и принятием целей деятельности; адекватностью самооценки своих способностей и достижений, критичностью, потребностью в самоконтроле;

способностью действовать целенаправленно; самостоятельностью, ответственностью за реализацию целей и принятие решений;

активностью, заинтересованностью ребенка в деятельности, в достижении положительного результата, инициативностью;

потребностью в самоопределении и самореализации; способностью и потребностью анализировать свою деятельность, достижения, рефлексивно относиться к деятельности и ее результатам;

способностью обоснованно и самостоятельно делать выбор, принимать решения на всех этапах деятельности.

Этот принцип требует:

добиваться осознания важности и значимости участия ребенка в деятельности, развивать мотивацию на достижения и высокий результат;

вооружать воспитанника способами самодиагностики индивидуальных возможностей и результатов деятельности;

обучать объективной самооценке собственных достижений; привлекать воспитанника к проектированию его деятельности, разработке индивидуальных программ, планов, маршрута;

включать ребенка в процесс целеполагания и планирования деятельности на всех этапах ее организации;

создавать ситуации для свободного самоопределения при выборе сложности и объема содержания, форм, технологий, позиции, степени самостоятельности в образовательном процессе, форм контроля за результатами и отчетности о своих достижениях;

обучать ребенка способам самоорганизации, самоуправления, самоконтроля;

стимулировать самоанализ и рефлексию деятельности школьника и его достижений.

5. Принцип оптимистической стратегии (М.И. Рожков) предполагает, что субъекты сопровождения деятельности ребенка рассматривают развитие воспитанника с учетом его достижений, позитивных изменений в деятельности и развитии. Данный принцип требует:

выявления и развития мотивов, ориентирующих ребенка на успешность образования, деятельности относительно своих возможностей и доступных личных целей и жизненных планов;

выявления индивидуальных склонностей и способностей воспитанника, позволяющих проявить свои сильные стороны в образовательной и других видах деятельности;

создания специальных ситуаций, в которых ребенок может проявить свою индивидуальность и позицию, выразить свое личное отношение и мнение;

сравнения результатов образовательной и других видов деятельности относительно конкретного ребенка с учетом его продвижения;

оценивания достижений ребенка с учетом его реальных возможностей;

создания ситуаций успеха, особенно в тот момент, когда ребенок может потерять уверенность в своих силах;

выбора видов и способов образовательной и других видов деятельности, создания ситуаций, где ребенок может проявить свои лидерские качества, побывать в качестве помощника педагога, занять позицию более опытного, выступить в роли консультанта, например, при взаимодействии с младшими;

использования возможностей учебных занятий, внеурочной деятельности, дополнительного образования для развития мотивов учения ребенка, стимулирования познавательных интересов и их удовлетворения;

создания ситуаций для подкрепления или обнаружения личных достижений, осознания своего продвижения;

принятия ребенка таким, каков он есть, проявления к нему толерантности, воспитание оптимизма, опоры на лучшие его стороны;

выражения радости за успехи ребенка, оказания ему оперативной помощи в преодолении трудностей и решении проблем, которые недоступны для него самого.

6. Принцип непрерывности, системности и преемственности сопровождения. Данный принцип означает, что психологопедагогическое сопровождение понимается как система, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, процессуального, аналитико-результативного. В каждой конкретной ситуации действия специалистов выстраиваются с учетом взаимосвязи всех этих компонентов. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности ребенка должно осуществляться систематически, обеспечивая непрерывность и преемственность развития воспитанника и его деятельности при переходе от одного этапа к другому. Данный принцип требует: целенаправленности в организации психолого-

педагогической поддержки ребенка;

выстраивания системы целей и задач развития и образования ребенка с учетом его возраста, индивидуальных особенностей, результатов деятельности на каждом этапе образовательного процесса и воспитания;

постановки тех задач и в той последовательности, которые способствуют успешному продвижению ребенка в его образовании и развитии;

поэтапного развития самостоятельности воспитанника, освоения способов самоорганизации своей деятельности, изменения его роли и позиции в образовательном процессе;

обеспечения взаимосвязи образовательных и воспитательных задач, а также педагогических средств и влияний на ребенка во всех видах деятельности, в системе общего и дополнительного образования;

оптимального использования ресурсов учебной, внеучеб- ной деятельности школьника, дополнительного образования для развития его индивидуальности, решения образовательных и воспитательных задач;

постоянного развития средств стимулирования самообразования и самовоспитания ребенка с учетом его опыта, достижений и перспектив развития;

отбора форм, методов, технологий обучения и воспитания ребенка с учетом мотивации, целей и задач обучения.

7. Принцип взаимодействия субъектов психолого- педагогического сопровождения развития ребенка.

Эффективность поддержки и помощи ученику зависит от взаимодействия специалистов, имеющих различное профессиональное видение образовательной деятельности и индивидуального развития ребенка. Такое взаимодействие предполагает как четкое разграничение функций и обязанностей между субъектами ППС, так и организацию их совместной деятельности.

Этот принцип требует:

коллективной разработки программы диагностики образовательной деятельности и уровня развития ребенка;

согласованности в определении критериев оценки эффективности образовательной деятельности и развития воспитанника, а также отборе методов диагностики индивидуальных особенностей ребенка и его образовательных и жизненных достижений;

использования каждым специалистом соответствующих методик анализа результатов диагностики, которые являются частью целостного изучения особенностей образовательной и других видов деятельности ребенка и его развития;

обобщения, систематизации, обсуждения и учета в ППС результатов изучения ребенка, полученных всеми специалистами;

согласованности взглядов, определяющих подходы к процессу обучения, воспитания и развития ребенка, непротиворечивости действий по оказанию ему помощи и поддержки;

совместной разработки специалистами рекомендаций по взаимодействию с ребенком и его родителями;

кооперации и интеграции действий специалистов УДО, педагогов, классных руководителей, психологов и других специалистов при проектировании индивидуальных программ, планов, маршрута ребенка и реализации его жизненной траектории;

совместной согласованной деятельности специалистов на всех этапах образовательной деятельности ребенка;

согласованности при отборе педагогических средств обучения и воспитания ребенка, определении способов и методов оценивания его деятельности, степени самостоятельности и позиции воспитанника в образовательном процессе и жизни;

формирования непротиворечивой установки на взаимодействие с семьей, родителями ребенка, согласованности действий при взаимодействии с родителями;

разработки комплексных программ психологопедагогического сопровождения индивидуальной деятельности ребенка и его развития с участием всех специалистов.

Все принципы взаимосвязаны, дополняют друг друга. Педагогам, психологам и другим специалистам важно учитывать и реализовывать эти принципы, используя соответствующие педагогические средства.

Источник