Педагогическое сопровождение при развитии субъектной позиции ребенка
Евгения Тончавина
Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
Ребенок дошкольного возраста наиболее полно развивается в детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.
В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность.
Субъект — это носитель активности.
Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту.
Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора. Таким образом, поведенческая цепочка проявлений человека как субъекта деятельностивыглядит следующим образом: •эмоциональный компонент – выражает отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности; эмоционально-деятельностный компонент формируется на основании инициативы и инициирует собственно деятельность, деятельностный компонент проявляется в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.
Следовательно, позиция субъекта деятельности характеризуется отсутствием жёстких стереотипов осуществления деятельности, творческими проявлениями, обусловленными возможностью выбора путей и средств достижения цели.
Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно,становятся: ценностное отношение к деятельности (эта деятельность имеет для человека особое значение, избирательная направленность (что это такое); инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.
Как показывают исследования педагогов Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. Н. Сомковой О. В. Солнцевой и др., субъектная позиция ребенка в деятельности может успешно развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития, включение (интеграцию) дошкольника в этот мир и возможность творить в нем. Такая возможность определяется психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста.
Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника. Важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка.
Это годы оформляющегося образа «Я», когда сравнение Своего Я и Другого Я занимает значительное место в складывающейся шкале ценностей ребенка. (как получился рисунок у меня и как у других, что нравится мне и что Оле, во что хочу поиграть я и во что другие дети). Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения.
Вместе с тем, мы уже говорили, что уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная.
Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем.
В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник —это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.
Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.
И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок. Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут:
• интерес к деятельности;
• избирательное отношение к разным видам деятельности;
• инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;
• самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.
Т. о. субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.
С опорой на концепцию Л. С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения.
Переход от неосознанного поведения к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность
. Модель развития ребенка как субъекта поведения по Л. С. Выготскому осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту
. Ведущие психические процессы как механизмы развития ребенка как субъекта поведения:
в раннем возрасте – восприятие;
в дошкольном возрасте – память;
– к концу дошкольного детства (7 лет) – мышление
.Исходя из концепции Д. Б. Эльконина, можно выделить
основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:
1-ый год жизни – ребенок субъект эмоционального общения;
2-ой год жизни – ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет);
3-ий год жизни – ребенок как субъект самостоятельной деятельности;
3-5 лет – ребенок – субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности – взрослый); ребенок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий.
5 лет – ребенок субъект общественной деятельности;
6-7 лет – ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания). Однако, проявления субъектности дошкольниками будут различны в разных видах деятельности.
Но всегда ли дошкольник может освоить (и соответственно, занять) СП (субъектную позицию) в деятельности?
С чем это связано?
Нет, для этого требуются определенные условия организации педагогического процесса.
Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует специальной педагогической технологии, реализации определенных педагогических условий и в первую очередь, «развертывании перед ребенком» палитры разнообразной детской деятельности».
Другое важнейшее условие развитие субъектной позиции ребенка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации.
Условием такой организации деятельности будет эмоционально-положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству.
Т. О. освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.
Современные исследователи отмечают, что воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает построение модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника на основе следующих позиций его участников:
субъект-объектная модель – взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы и действия их разрешения;
объект-субъектная модель – взрослый создает окружающую развивающую среду, своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно;
субъект-субъектная модель – позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.
Все представленные модели имеют место в реальном педагогическом процессе ДОУ, а их использование зависит от необходимости решения разнообразных воспитательно-образовательных задач. В связи с этим в современных работах рассматриваются различные формы организации процесса обучения, связанные с данными позиционнымимоделями и подразделяющиеся соответственно на три типа:
1. Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.
2. Передача информации от детей взрослым, когда дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью.
3. Равноправный поиск взрослыми и детьми, как субъектами деятельности, решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения и экспериментирования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, СанПиН для дошкольных учреждений в настоящее время в дошкольном образовании смещен акцент с учебных занятий на совместную деятельность ребенка и взрослого, отказ от жесткого регламентирования.
В организации и осуществлении образовательной деятельности необходимо обязательно применять методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с детьми в рамках третьей (субъект-субъектной) модели посредством создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций, привлечения детей к активному участию в совместной со взрослым работе, развития навыков самооценки и самоконтроля.
Эффективными приемами развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта деятельности являются:
• использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить его);
• использование дидактических игр, в которых решение дидактической задачи для взрослого – поиск видовых и родовых признаков сходства предметов (младший, средний дошкольный возраст, дифференциация родовых понятий (старший дошкольный возраст) – связано с игровой задачей для детей (поможем Пете положить одежду в шкаф, а обувь в обувницу и др.);
• использование интерактивных и компьютерных игр;
• придумывание новых игр и упражнений совместно с детьми и использование их в работе;
• привлечение детей к оценке результатов своей работы, достижений и затруднений;
развитие навыков самооценки и самоконтроля.
Овладение детьми позицией субъекта деятельности
Критерии овладения
позицией субъекта
Самостоятельно ставит цели, задачи
Самостоятельно находит пути решения задач и достижения цели
Самостоятельно планирует свою деятельность
Овладевает способом деятельности и переносит его в другую ситуацию
Достигает результата, владеет элементарными навыками самоконтроля и самооценки
Использование модели «субъект-субъектных» отношений с детьми позволит повысить качество результатов образовательной деятельности,а именно:
• субъектныйподход обеспечит развитие личностных качеств ребенка: самостоятельности, инициативности.
• Повысится уровень освоения детьми образовательной программы.
• Повысится уровень удовлетворенности родителей.
Источник
Успешность осуществления функций психологопедагогического сопровождения детей в системе дополнительного образования зависит от того, в какой мере субъекты ППС, прежде всего, педагоги, реализуют соответствующие принципы. Опираясь на публикации в данной сфере (М.И. Рожкова, Л.Г. Жедуновой, О.Н. По- сысоева и др.), мы определили следующие принципы психологопедагогического сопровождения детей в системе дополнительного образования:
принцип поддержки и развития индивидуальности; принцип учета и соблюдения личных образовательных и профессиональных интересов, жизненных планов ребенка;
принцип гибкости и вариативности в организации индивидуальной деятельности ребенка;
принцип обеспечения субъектной позиции воспитанника; принцип оптимистической стратегии (М.И. Рожков);
принцип непрерывности, системности и преемственности сопровождения;
принцип взаимодействия всех субъектов психолого- педагогического сопровождения развития ребенка.
1. Принцип поддержки и развития индивидуальности ребенка означает соотнесение уровня актуального развития (речь идет об идеях А.С. Выготского о зоне ближайшего развития) и зоны ближайшего развития на основе диагностики индивидуальных сфер ученика (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк). Основным критерием оценки развития индивидуальности в соответствии с этой концепцией является потенциальная способность ребенка к овладению новым опытом с помощью взрослого[1].
Этот принцип предполагает:
- – всестороннюю и глубокую диагностику всех сфер индивидуальности учащегося;
- – проведение диагностики после установления доверительных отношений взрослого с ребенком;
- – оказание индивидуализированной помощи со стороны педагогов на основе осознания границ собственного вмешательства в деятельность ребенка, не подавляя его активность и инициативу, поддерживая его мотивацию как к продолжению деятельности, так и к последующему обращению за помощью к взрослым или товарищам в случае каких-либо затруднений[2];
- – проектирование индивидуальной образовательной деятельности и жизненных планов ребенка с учетом данных диагностики;
- – отбор педагогических средств (методов, технологий), адекватных уровню подготовленности ребенка, его индивидуальным свойствам;
- – оценивание достижений ребенка с учетом его возможностей и способностей, подготовленности к конкретному виду деятельности.
- 2. Принцип учета и соблюдения личных образовательных, профессиональных интересов и жизненных планов ребенка требует:
выявления и развития познавательных интересов учащегося, его профессиональных планов и жизненных замыслов;
организации дополнительного образования учащегося, развивающего и удовлетворяющего его интересы и потребности;
включения учащегося в различные виды образовательной, досуговой, трудовой деятельности с учетом познавательных и профессиональных интересов, жизненных и профессиональных планов;
использования социальных и профессиональных проб для обнаружения и проверки познавательных и профессиональных интересов;
построения индивидуальных образовательных маршрутов с учетом познавательных интересов и профессиональных планов;
создания индивидуальных образовательных программ, разработки индивидуальных учебных планов, жизненных и образовательных маршрутов;
обеспечения самореализации ребенка при организации практической деятельности профессиональной направленности.
3. Принцип вариативности и гибкости в организации индивидуальной деятельности ребенка обусловлен тем, что деятельность человека связана с многообразием влияния субъективных и объективных, внешних и внутренних факторов, различных воздействий и обстоятельств, действующих своеобразно в каждой конкретной жизненной ситуации. Постоянно меняются как характер, степень влияния этих факторов, так и сами ситуации, что требует от специалиста, педагога, психолога оперативного и гибкого реагирования на изменения как в самом ребенке, так и окружающей его среде.
Реализация данного принципа предполагает:
формирование доверительных отношений, естественной среды, благоприятных условий для обнаружения возникающих у ребенка проблем;
своевременное выявление проблем и трудностей в деятельности воспитанника и оперативное принятие решений по оказанию соответствующей поддержки и помощи;
гибкое реагирование на изменение психологического и физического состояния воспитанника, его достижения, соответствующее изменение способов взаимодействия с ребенком, своей профессиональной роли и позиции во взаимодействии с ним;
изменение самостоятельности воспитанника в зависимости от сложности и новизны жизненной ситуации;
регулирование взаимоотношений ребенка с людьми, товарищами но совместной деятельности, изменение его позиции в зависимости от условий и характера деятельности;
соответствующий выбор степени вмешательства в деятельность воспитанника в зависимости от его возможностей;
использование педагогических средств, адекватных условиям деятельности ребенка;
своевременную корректировку учебно-методической документации, индивидуальных программ, планов, маршрута образовательной деятельности ученика по ходу реализации индивидуальных проектов и жизненной траектории.
4. Принцип обеспечения субъектной позиции ребенка. Субъектную позицию школьника в деятельности можно определить как цель, условие, средство и результат психолого-педагогического сопровождения его развития.
Субъектность может иметь разные уровни, постоянно развивается и проявляется в разной мерс в зависимости от условий.
Субъектная позиция ребенка как результат его деятельности на высшем уровне развития характеризуется следующими признаками: осознанием и принятием целей деятельности; адекватностью самооценки своих способностей и достижений, критичностью, потребностью в самоконтроле;
способностью действовать целенаправленно; самостоятельностью, ответственностью за реализацию целей и принятие решений;
активностью, заинтересованностью ребенка в деятельности, в достижении положительного результата, инициативностью;
потребностью в самоопределении и самореализации; способностью и потребностью анализировать свою деятельность, достижения, рефлексивно относиться к деятельности и ее результатам;
способностью обоснованно и самостоятельно делать выбор, принимать решения на всех этапах деятельности.
Этот принцип требует:
добиваться осознания важности и значимости участия ребенка в деятельности, развивать мотивацию на достижения и высокий результат;
вооружать воспитанника способами самодиагностики индивидуальных возможностей и результатов деятельности;
обучать объективной самооценке собственных достижений; привлекать воспитанника к проектированию его деятельности, разработке индивидуальных программ, планов, маршрута;
включать ребенка в процесс целеполагания и планирования деятельности на всех этапах ее организации;
создавать ситуации для свободного самоопределения при выборе сложности и объема содержания, форм, технологий, позиции, степени самостоятельности в образовательном процессе, форм контроля за результатами и отчетности о своих достижениях;
обучать ребенка способам самоорганизации, самоуправления, самоконтроля;
стимулировать самоанализ и рефлексию деятельности школьника и его достижений.
5. Принцип оптимистической стратегии (М.И. Рожков) предполагает, что субъекты сопровождения деятельности ребенка рассматривают развитие воспитанника с учетом его достижений, позитивных изменений в деятельности и развитии. Данный принцип требует:
выявления и развития мотивов, ориентирующих ребенка на успешность образования, деятельности относительно своих возможностей и доступных личных целей и жизненных планов;
выявления индивидуальных склонностей и способностей воспитанника, позволяющих проявить свои сильные стороны в образовательной и других видах деятельности;
создания специальных ситуаций, в которых ребенок может проявить свою индивидуальность и позицию, выразить свое личное отношение и мнение;
сравнения результатов образовательной и других видов деятельности относительно конкретного ребенка с учетом его продвижения;
оценивания достижений ребенка с учетом его реальных возможностей;
создания ситуаций успеха, особенно в тот момент, когда ребенок может потерять уверенность в своих силах;
выбора видов и способов образовательной и других видов деятельности, создания ситуаций, где ребенок может проявить свои лидерские качества, побывать в качестве помощника педагога, занять позицию более опытного, выступить в роли консультанта, например, при взаимодействии с младшими;
использования возможностей учебных занятий, внеурочной деятельности, дополнительного образования для развития мотивов учения ребенка, стимулирования познавательных интересов и их удовлетворения;
создания ситуаций для подкрепления или обнаружения личных достижений, осознания своего продвижения;
принятия ребенка таким, каков он есть, проявления к нему толерантности, воспитание оптимизма, опоры на лучшие его стороны;
выражения радости за успехи ребенка, оказания ему оперативной помощи в преодолении трудностей и решении проблем, которые недоступны для него самого.
6. Принцип непрерывности, системности и преемственности сопровождения. Данный принцип означает, что психологопедагогическое сопровождение понимается как система, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, процессуального, аналитико-результативного. В каждой конкретной ситуации действия специалистов выстраиваются с учетом взаимосвязи всех этих компонентов. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности ребенка должно осуществляться систематически, обеспечивая непрерывность и преемственность развития воспитанника и его деятельности при переходе от одного этапа к другому. Данный принцип требует: целенаправленности в организации психолого-
педагогической поддержки ребенка;
выстраивания системы целей и задач развития и образования ребенка с учетом его возраста, индивидуальных особенностей, результатов деятельности на каждом этапе образовательного процесса и воспитания;
постановки тех задач и в той последовательности, которые способствуют успешному продвижению ребенка в его образовании и развитии;
поэтапного развития самостоятельности воспитанника, освоения способов самоорганизации своей деятельности, изменения его роли и позиции в образовательном процессе;
обеспечения взаимосвязи образовательных и воспитательных задач, а также педагогических средств и влияний на ребенка во всех видах деятельности, в системе общего и дополнительного образования;
оптимального использования ресурсов учебной, внеучеб- ной деятельности школьника, дополнительного образования для развития его индивидуальности, решения образовательных и воспитательных задач;
постоянного развития средств стимулирования самообразования и самовоспитания ребенка с учетом его опыта, достижений и перспектив развития;
отбора форм, методов, технологий обучения и воспитания ребенка с учетом мотивации, целей и задач обучения.
7. Принцип взаимодействия субъектов психолого- педагогического сопровождения развития ребенка.
Эффективность поддержки и помощи ученику зависит от взаимодействия специалистов, имеющих различное профессиональное видение образовательной деятельности и индивидуального развития ребенка. Такое взаимодействие предполагает как четкое разграничение функций и обязанностей между субъектами ППС, так и организацию их совместной деятельности.
Этот принцип требует:
коллективной разработки программы диагностики образовательной деятельности и уровня развития ребенка;
согласованности в определении критериев оценки эффективности образовательной деятельности и развития воспитанника, а также отборе методов диагностики индивидуальных особенностей ребенка и его образовательных и жизненных достижений;
использования каждым специалистом соответствующих методик анализа результатов диагностики, которые являются частью целостного изучения особенностей образовательной и других видов деятельности ребенка и его развития;
обобщения, систематизации, обсуждения и учета в ППС результатов изучения ребенка, полученных всеми специалистами;
согласованности взглядов, определяющих подходы к процессу обучения, воспитания и развития ребенка, непротиворечивости действий по оказанию ему помощи и поддержки;
совместной разработки специалистами рекомендаций по взаимодействию с ребенком и его родителями;
кооперации и интеграции действий специалистов УДО, педагогов, классных руководителей, психологов и других специалистов при проектировании индивидуальных программ, планов, маршрута ребенка и реализации его жизненной траектории;
совместной согласованной деятельности специалистов на всех этапах образовательной деятельности ребенка;
согласованности при отборе педагогических средств обучения и воспитания ребенка, определении способов и методов оценивания его деятельности, степени самостоятельности и позиции воспитанника в образовательном процессе и жизни;
формирования непротиворечивой установки на взаимодействие с семьей, родителями ребенка, согласованности действий при взаимодействии с родителями;
разработки комплексных программ психологопедагогического сопровождения индивидуальной деятельности ребенка и его развития с участием всех специалистов.
Все принципы взаимосвязаны, дополняют друг друга. Педагогам, психологам и другим специалистам важно учитывать и реализовывать эти принципы, используя соответствующие педагогические средства.
Источник